Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по химии 10 класс
календарно-тематическое планирование по химии (10 класс) на тему
Программа курса химии для 10 классов основной школы составлено по авторской программе О.С.Габриеляна, утвержденной Министерством образования РФ, на основе Примерной программы основного общего образования по химии и государственного образовательного стандарта.
Курс рассчитан на 1 час в неделю. За столь небольшое, жестко лимитированное учебное время, отведенное на изучение химии, необходимо выполнить непростые задачи:
- сохранить целостность и системность учебного предмета;
- учесть, что какая-то часть выпускников средней школы (пусть даже небольшая) все-таки решат изменить дальнейшее образование и им потребуется знание химии;
- учесть школы, где нет возможности обеспечить профильное обучение в старших классах (так называемый универсальный профиль).
Поэтому была проделана длительная и скрупулезная работа по отбору содержания этого курса базового уровня. Предлагаемая программа позволит:
- сохранить достаточно целостный и системный курс химии, который формировался на протяжении десятков лет как в советской, так и в российской школе;
- освободить курс от излишне теоретизированного и сложного материала, для отработки которого требуется немало времени;
- максимально сократить ту описательную часть в содержании учебной дисциплины, которая носит сугубо частный характер и уместна, скорее, для профильных школ и классов;
- и наоборот, включить в курс материал, связанный с повседневной жизнью человека, с будущей профессиональной деятельностью выпускника, которая не имеет ярко выраженной связи с химией;
- полностью соответствовать требованиям федерального компонента Государственного стандарта общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10_klass.doc | 100.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа курса химии для 10 классов основной школы составлено по авторской программе О.С.Габриеляна, утвержденной Министерством образования РФ, на основе Примерной программы основного общего образования по химии и государственного образовательного стандарта.
Курс рассчитан на 1 час в неделю. За столь небольшое, жестко лимитированное учебное время, отведенное на изучение химии, необходимо выполнить непростые задачи:
- сохранить целостность и системность учебного предмета;
- учесть, что какая-то часть выпускников средней школы (пусть даже небольшая) все-таки решат изменить дальнейшее образование и им потребуется знание химии;
- учесть школы, где нет возможности обеспечить профильное обучение в старших классах (так называемый универсальный профиль).
Поэтому была проделана длительная и скрупулезная работа по отбору содержания этого курса базового уровня. Предлагаемая программа позволит:
- сохранить достаточно целостный и системный курс химии, который формировался на протяжении десятков лет как в советской, так и в российской школе;
- освободить курс от излишне теоретизированного и сложного материала, для отработки которого требуется немало времени;
- максимально сократить ту описательную часть в содержании учебной дисциплины, которая носит сугубо частный характер и уместна, скорее, для профильных школ и классов;
- и наоборот, включить в курс материал, связанный с повседневной жизнью человека, с будущей профессиональной деятельностью выпускника, которая не имеет ярко выраженной связи с химией;
- полностью соответствовать требованиям федерального компонента Государственного стандарта общего образования.
Методологической основой построения учебного содержания курса химии для средней школы базового уровня явилась идея интегрированного курса, но не естествознания, а химии. Такой курс близок и понятен тысячам российских учителей химии и доступен и интересен сотням тысяч российских старшеклассников.
В структурировании курса органической химии авторы исходили из идеи развития учащихся средствами учебного предмета. Для усиления роли дедукции в обучении химии вначале даются краткие теоретические сведения о строении, классификации, номенклатуре органических веществ, особенностях реакций с их участием. Такая возможность появляется потому, что в 9 классе основной школы учащиеся уже получили некоторое представление об органических соединениях.
Сформированные таким образом теоретические знания затем развиваются на богатом фактологическом материале при рассмотрении классов органических соединений. Этот подход, в свою очередь, позволяет глубже их изучить. Основным критерием отбора фактического материала курса органической химии является идея целеполагания, т. е. ответа на резонный вопрос ученика: «А зачем мне, не химику, это нужно?»
Идея о ведущей роли теоретических знаний в процессе изучения богатейшего мира веществ и реакций курса «Органическая химия». На базе общих понятий, законов и теорий химии у старшеклассников формируется целостное представление о химической науке, о ее вкладе в единую естественнонаучную картину мира.
В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен знать/понимать
- важнейшие химические понятия: углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
- основные теории: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
- важнейшие вещества и материалы: уксусная кислота;, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
уметь
- называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
- определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах органических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
- характеризовать: общие химические свойства органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной. металлической), зависимость скорости химической реакции;
- выполнять химический эксперимент: по распознаванию важнейших органических веществ;
- проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников, компьютерных технологий
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- безопасного обращения с веществами и материалами;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
- критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
Содержание курса.
ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ 10 класс
(1 ч в неделю на протяжении учебного года; всего 35 ч,)
Введение (1 ч)
Предмет органической химии. Научные методы познания веществ и химических явлений. Сравнение органических соединений с неорганическими веществами. Природные, искусственные и синтетические органические соединения
Теория строения органических соединений.
Реакции в органической химии (4 ч)
Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова. Роль эксперимента и теории в химии.
Валентность. Химические формулы и модели органических веществ. Классификация органических соединений. Углеродный скелет. Радикалы. Функциональные группы. Гомологический ряд, гомологи. Структурная изомерия. Основные номенклатуры органических соединений. Составление структурных формул по названию веществ и составление названий по формулам. Реакции органических соединений. Типы химических связей в молекулах органических веществ.
Углеводороды(8 ч)
Природные источники углеводородов. Природный и попутный нефтяной газы. Нефть: состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе. Алканы: гомологический ряд, изомерия, строение, номенклатура, физические свойства и химические свойства: горение, замещение, разложение и дегидрирование. Применение алканов на основе свойств. Алкены. Этилен, его получение и химические свойства: горение, качественные реакции, гидратация, полимеризация; применение.
Полиэтилен, его свойства и применение Реакция полимеризации винилхлорида и его применение.. Алкадиены и каучуки. Понятие об алкадиенах как УВ с двумя двойными связями. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Резина. Алкины, строение, номенклатура, свойства. Ацетилен Арены. Получение бензола из гексана и ацетилена Химические свойства бензола: горение, галогенирование, нитрование. Применение бензола на основе свойств. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.
Демонстрации: Примеры УВ в различных агрегатных состояниях. Плавление парафинов и их отношение к воде. Получение этилена Количественный и качественный анализ веществ. Получение и свойства ацетилена, качественная реакция на кратную связь
Лабораторные опыты: Изготовление моделей молекул алканов. Определение элементарного состава органических веществ. Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах Получение и свойства ацетилена Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки».
3. Кислородосодержащие органические соединения и их нахождение
в живой природе. (10 ч)
Спирты, одноатомные и многоатомные. Гидроксильная группа как функциональная. Представление о водородной связи. Алкоголизм и его последствия и предупреждение.
Получение этанола, его химические свойства и применение.
Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Каменный уголь. Фенол, строение, получение, номенклатура, применение, влияние на окружающую среду. Коксохимическое производство и получение фенола.Альдегиды. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Химические свойства альдегидов. Применение формальдегида и ацетальдегида на основе свойств.Одноосновные карбоновые кислоты, строение, номенклатура, получение, химические свойства на примере уксусной кислоты. Сходство и отличие от неорганических кислот. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой. Сложные эфиры: получение, применение, их значение в природе Жиры как сложные эфиры. Их строение и состояние в природе, химические свойства и применение на основе свойств Получение сложных эфиров реакцией этерификацией.. Углеводы, их классификация и значение. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза↔полисахарид.Углеводы. Моносахариды. Строение и химические свойства на примере глюкозы. Химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов.
Лабораторные опыты: Качественная реакция на одноатомные и многоатомные спирты. Знакомство с физическими свойствами альдегидов. Качественная реакция на органическое вещество- формальдегид Свойства уксусной кислоты Свойства жиров. Сравнение свойств мыла и стирального порошка Качественная реакция на крахмал
4. Азотосодержащие органические соединения (7 ч)
Понятие об аминах. Анилин, как органическое основание, применение и значение. Аминокислоты: строение, получение, номенклатура, химические свойства и применение. Пептидная связь и полипептиды. Белки: получение, структуры белковой молекулы химические свойства и биологические функции белков.
Нуклеиновые кислоты, состав и строение ДНК и РНК, «генетический код». Роль нуклеиновых кислот в хранении и передаче наследственной информации. Понятие о биотехнологии и генной инженерии.
Лабораторный опыт: Качественная реакция на белки
Биологически активные вещества (2 ч)
Химия и здоровье. Лекарства, ферменты, витамины, гормоны, минеральные воды. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов. Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии. Бытовая химическая грамотность.
Лабораторные опыты: Знакомство с лекарствами домашней аптечки, с моющими и чистящими средствами
6. Искусственные и синтетические органические соединения (2 ч)
Полимеры. Искусственные и синтетические органические вещества, классификация, важнейшие представители: пластмассы, каучуки, волокна Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами.
Лабораторные опыты: Работа с коллекциями полимеров
Практические работы: Распознавание пластмасс и волокон
Календарно- тематическое планирование уроков химии в 10 классе
(базовый уровень)
№ | Дата проведения урока | Содержание (тема урока) | Домашнее задание |
Введение (1 ч) | |||
1 | Предмет органической химии. Научные методы познания веществ и химических явлений. Сравнение органических соединений с неорганическими веществами. Природные, искусственные и синтетические органические соединения | 1, упр.1, задача№7 | |
1. Теория строения органических соединений. Реакции в органической химии (4 ч) | |||
2 | 1.1Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова. Роль эксперимента и теории в химии. Валентность. Химические формулы и модели органических веществ. | 2, упр. 9-11 | |
3 | 1.2. Классификация органических соединений. Углеродный скелет. Радикалы. Функциональные группы. Гомологический ряд, гомологи. Структурная изомерия. | Изучение материала по конспекту. 2, стр.20, упр.1,5 Приложения 1,2 | |
4 | 1.3.Основные номенклатуры органических соединений. Составление структурных формул по названию веществ и составление названий по формулам. | Изучение материала по конспекту. По названиям составить структурные формулы. | |
5 | 1.4 Реакции органических соединений. Типы химических связей в молекулах органических веществ. 1.5. Обобщение и систематизация знаний по теме «Строение и классификация органических соединений. Реакции в органической химии» | Изучение материала по конспекту. Пользуясь учебником «Химия-9», привести уравнения реакций заданных типов. | |
2. Углеводороды (УВ) (8 ч) | |||
6 | 2.1.Природные источники углеводородов. Природный и попутный нефтяной газы. Нефть: состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе. Д. Примеры УВ в различных агрегатных состояниях. | 3, упр.8-11, упр.6-7 | |
7 | 2.2. Алканы: гомологический ряд, изомерия, строение, номенклатура, физические свойства и химические свойства: горение, замещение, разложение и дегидрирование. Применение алканов на основе свойств. Д. Плавление парафинов и их отношение к воде. Л.О№1. « Изготовление моделей молекул алканов. » | 3, упр.6,8. Приложение № 4 стр.180 | |
8 | 2.3. Алкены. Этилен, его получение и химические свойства: горение, качественные реакции, гидратация, полимеризация; применение. Полиэтилен, его свойства и применение. Д. Получение этилена Количественный и качественный анализ веществ. Л.О.№2-3. «Определение элементарного состава органических веществ. Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах». | 3, упр.4,6-7 Приложение № 5 стр.181 | |
9 | 2.4. Алкадиены и каучуки. Понятие об алкадиенах как УВ с двумя двойными связями. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Резина. | 5, упр. 3,7 Приложение № 6 стр.182. | |
10 | 2.5. Алкины, строение, номенклатура, свойства. Ацетилен. Д. Получение и свойства ацетилена, качественная реакция на кратную связь Л.О№4 «Получение и свойства ацетилена». Реакция полимеризации винилхлорида и его применение. | 6 , упр. 4 Приложение № 6 стр.182. | |
11 | 2.6. Арены. Получение бензола из гексана и ацетилена. Л.О№5 «Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки». Химические свойства бензола: горение, галогенирование, нитрование. Применение бензола на основе свойств. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. | 8, упр. 4 Приложение № 7 | |
12 | 2.7. Обобщение и систематизация знаний по теме «Углеводороды». | 2-8, конспект. Приложение № 4-7 | |
13 | 2.8. Контрольная работа № 1. «Углеводороды». | Индивидуальные задания | |
3. Кислородосодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе. (10 ч) | |||
14 | 3.1. Спирты, одноатомные и многоатомные. Гидроксильная группа как функциональная. Представление о водородной связи. Алкоголизм и его последствия и предупреждение. Получение этанола, его химические свойства и применение. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Л.О№8-9 « Качественная реакция на одноатомные и многоатомные спирты». | 11, упр. 8-9, Приложение № 8 стр. 184 | |
15 | 3.2.Каменный уголь. Фенол, строение, получение, номенклатура, применение, влияние на окружающую среду. Коксохимическое производство и получение фенола. | 12, упр. 4-5 Приложение № 9 стр. 185 | |
16 | 3.3. Альдегиды. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Химические свойства альдегидов. Применение формальдегида и ацетальдегида на основе свойств. Л.О№10 «Знакомство с физическими свойствами альдегидов. Качественная реакция на органическое вещество- формальдегид». | 13, упр. 6-7 Приложение № 10 стр. 186 | |
17 | 3.4. Обобщение и систематизация знаний о спиртах, фенолах и карбонильных соединениях. | Повторить 11-13 | |
18 | 3.5.Одноосновные карбоновые кислоты, строение, номенклатура, получение, химические свойства на примере уксусной кислоты. Сходство и отличие от неорганических кислот. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой. Л.О.№11 «Свойства уксусной кислоты». | 14, упр. 6 Приложение № 11 стр. 187 | |
19 | 3.6. Сложные эфиры: получение, применение, их значение в природе Жиры как сложные эфиры. Их строение и состояние в природе, химические свойства и применение на основе свойств. Л.О.№12-13. «Свойства жиров. Сравнение свойств мыла и стирального порошка». Получение сложных эфиров реакцией этерификацией. | 15, упр. 5-10 стр. 172 | |
20 | 3.7. Углеводы, их классификация и значение. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза↔полисахарид. Л.О№6. « Качественная реакция на крахмал». | 9, упр. 4-5, 7 | |
21 | 3.8. Углеводы. Моносахариды. Строение и химические свойства на примере глюкозы. Применение Л.О№7 «Свойства глюкозы». Химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов. | Конспект 10, упр. 6-7 | |
22 | 3.9. Обобщение и систематизация знаний по теме «Кислотосодержащие органические соединения». | 9-15 повторить | |
23 | 3.10. Контрольная работа № 2. «Кислородосодержащие органические соединения». | Индивидуальное повторение | |
4. Азотосодержащие органические соединения (7 ч) | |||
24 | 4.1. Понятие об аминах. Анилин, как органическое основание, применение и значение. | 16, упр. 4-5 | |
25 | 4.2. Аминокислоты: строение, получение, номенклатура, химические свойства и применение. Пептидная связь и полипептиды. | 17, упр. 4-5 | |
26 | 4.3. Белки: получение, структуры белковой молекулы химические свойства и биологические функции белков. Л.О№14. «Качественная реакция на белки». | 17, упр. 10 | |
27 | 4.4. Нуклеиновые кислоты, состав и строение ДНК и РНК, «генетический код». Роль нуклеиновых кислот в хранении и передаче наследственной информации. Понятие о биотехнологии и генной инженерии. | 18, упр. 6 | |
28 | 4.5. Обобщение и систематизация знаний по теме «Азотосодержащие органические соединения». | Повторение 16-18 | |
29 | 4.6 Контрольная работа № 3 «Азотосодержащие органические соединения» | Приложение № 12 | |
30 | Практическая работа № 1 «Идентификация органических соединений Проведение химических реакций в растворах, при нагревании. | Прочитать 21, 22 | |
5. Биологически активные вещества (2 ч) | |||
31 | 5.1 . Химия и здоровье. Лекарства, ферменты, витамины, гормоны, минеральные воды. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов. Л.О. Знакомство с лекарствами домашней аптечки, с моющими и чистящими средствами. | Самостоятельный поиск информации с использованием различных источников. | |
32 | 5.2. Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии. Бытовая химическая грамотность. | ||
6. Искусственные и синтетические органические соединения (2 ч) | |||
33 | 6.1 Полимеры. Искусственные и синтетические органические вещества, классификация, важнейшие представители: пластмассы, каучуки, волокна. Л.О№15.» Работа с коллекциями полимеров». | 21, 22 | |
34 | 6.2 Практическая работа № 2 «Распознавание пластмасс и волокон» Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами. | Повторение 22, упр. 7-8 | |
35 | Обобщение по курсу. |
Количество контрольных работ-2, практических-2, лабораторных опытов-15, демонстраций-5.
УМК учащихся:
- О.С. Габриелян «Химия 10 класс: базовый уровень»,- М.Дрофа, 2008
УМК учителя:
2. О.С. Габриелян «Химия. Методическое пособие 10 класс», -М. Дрофа, 2008
3. Н.Н. Гара, Н.И. Габрусева «Химия. Задачник с помощником 10-11 классы», - М. Просвещение, 2009
Дополнительная литература:
1. В.Н. Доронькин Химия . Подготовка к ЕГЭ, тематические тесты базовый и повышенный уровень, 10-11 класс, Легион, Ростов-на-Дону , 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа и календарно-тематический план по органической химии на 2013-2014 уч.г.
Рабочая программа и календарно-тематический план соответствуют требованиям ФГОС. Разработаны на основе УМК Г.Е.Рудзитиса и Ф.Г.Фельдмана....
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование в соответствии с ФГОС по химии 8-9 класс
Рабочая программа к УМК О.С. Габриелян...
Рабочая программа и календарно-тематический план по литературе 11 класс
Рабочая программа составлена на основе авторской программы для 5-11 классов под редакцией В.Я.Коровиной; учебника по литературе для 11 класса под редакцией В.П.Журавлева. Рабочая программа конкретизир...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по химии для 11 класса
Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерство...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по химии 8 класс
Программа курса химии для VIII классов основной школы составлено по авторской программе О.С.Габриеляна, утвержденной Министерством образования РФ, на основе Примерной программы основного ...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по химии 9 класс
Программа курса химии для 9 классов основной школы составлено по авторской программе О.С.Габриеляна, утвержденной Министерством образования РФ, на основе Примерной программы основного общ...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по химии 11 класс
Программа курса химии для 11 классов основной школы составлено по авторской программе О.С.Габриеляна, утвержденной Министерством образования РФ, на основе Примерной программы основного об...