Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по химии 10 класс
календарно-тематическое планирование по химии (10 класс) на тему

Киселева Ирина Владимировна

 

Программа курса химии для 10 классов основной шко­лы составлено по авторской программе О.С.Габриеляна, утвержденной Министерством образования РФ, на основе  Примерной программы основного общего образования  по химии и государственного образовательного стандарта.

 

Курс рассчитан на 1 час в неделю. За столь небольшое, жестко лимитированное учебное время, отведенное на изучение химии, необходимо выполнить непростые задачи:

  • сохранить целостность и системность учебного предмета;
  • учесть, что какая-то часть выпускников средней школы (пусть даже небольшая) все-таки решат изменить дальнейшее образование и им потребуется знание химии;
  • учесть школы, где нет возможности обеспечить профиль­ное обучение в старших классах (так называемый универсаль­ный профиль).

Поэтому была проделана длительная и скрупулезная работа по отбору содержания этого курса базового уровня. Предлагаемая программа позволит:

  • сохранить достаточно целостный и системный курс химии, который формировался на протяжении десятков лет как в со­ветской, так и в российской школе;
  • освободить курс от излишне теоретизированного и сложно­го материала, для отработки которого требуется немало времени;
  • максимально сократить ту описательную часть в содержа­нии учебной дисциплины, которая носит сугубо частный харак­тер и уместна, скорее, для профильных школ и классов;
  • и наоборот, включить в курс материал, связанный с по­вседневной жизнью человека, с будущей профессиональной дея­тельностью выпускника, которая не имеет ярко выраженной связи с химией;
  • полностью соответствовать требованиям федерального ком­понента Государственного стандарта общего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 10_klass.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:


Пояснительная записка

Программа курса химии для 10 классов основной школы составлено по авторской программе О.С.Габриеляна, утвержденной Министерством образования РФ, на основе  Примерной программы основного общего образования  по химии и государственного образовательного стандарта.

Курс рассчитан на 1 час в неделю. За столь небольшое, жестко лимитированное учебное время, отведенное на изучение химии, необходимо выполнить непростые задачи:

  • сохранить целостность и системность учебного предмета;
  • учесть, что какая-то часть выпускников средней школы (пусть даже небольшая) все-таки решат изменить дальнейшее образование и им потребуется знание химии;
  • учесть школы, где нет возможности обеспечить профильное обучение в старших классах (так называемый универсальный профиль).

Поэтому была проделана длительная и скрупулезная работа по отбору содержания этого курса базового уровня. Предлагаемая программа позволит:

  • сохранить достаточно целостный и системный курс химии, который формировался на протяжении десятков лет как в советской, так и в российской школе;
  • освободить курс от излишне теоретизированного и сложного материала, для отработки которого требуется немало времени;
  • максимально сократить ту описательную часть в содержании учебной дисциплины, которая носит сугубо частный характер и уместна, скорее, для профильных школ и классов;
  • и наоборот, включить в курс материал, связанный с повседневной жизнью человека, с будущей профессиональной деятельностью выпускника, которая не имеет ярко выраженной связи с химией;
  • полностью соответствовать требованиям федерального компонента Государственного стандарта общего образования.

Методологической основой построения учебного содержания курса химии для средней школы базового уровня явилась идея интегрированного курса, но не естествознания, а химии. Такой курс близок и понятен тысячам российских учителей химии и доступен и интересен сотням тысяч российских старшеклассников.

В структурировании курса органической химии авторы исходили из идеи развития учащихся средствами учебного предмета. Для усиления роли дедукции в обучении химии вначале даются краткие теоретические сведения о строении, классификации, номенклатуре органических веществ, особенностях реакций с их участием. Такая возможность появляется потому, что в 9 классе основной школы учащиеся уже получили некоторое представление об органических соединениях.

Сформированные таким образом теоретические знания затем развиваются на богатом фактологическом материале при рассмотрении классов органических соединений. Этот подход, в свою очередь, позволяет глубже их изучить. Основным критерием отбора фактического материала курса органической химии является идея целеполагания, т. е. ответа на резонный вопрос ученика:  «А зачем мне, не химику, это нужно?»

Идея о ведущей роли теоретических знаний в процессе изучения богатейшего мира веществ и реакций курса «Органическая химия». На базе общих понятий, законов и теорий химии у старшеклассников формируется целостное представление о химической науке, о ее вкладе в единую естественнонаучную картину мира.

В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен знать/понимать

  • важнейшие химические понятия: углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
  • основные теории: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
  • важнейшие вещества и материалы: уксусная кислота;, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

уметь

  • называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
  • определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах органических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
  • характеризовать: общие химические свойства органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;

объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной. металлической), зависимость скорости химической реакции;

  • выполнять химический эксперимент: по распознаванию важнейших органических веществ;
  • проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников, компьютерных технологий

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • безопасного обращения с веществами и материалами;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
  • критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

Содержание курса.

ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ 10 класс

(1 ч в неделю на протяжении учебного года; всего 35 ч,)

Введение (1 ч)

Предмет органической химии. Научные методы познания веществ и химических явлений. Сравнение органических соединений с неорганическими веществами. Природные, искусственные и синтетические органические соединения

Теория строения органических соединений.

Реакции в органической химии (4 ч)

Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова. Роль эксперимента и теории в химии.

 Валентность. Химические формулы и модели органических веществ. Классификация органических соединений. Углеродный скелет. Радикалы. Функциональные группы. Гомологический ряд, гомологи. Структурная изомерия. Основные номенклатуры органических соединений. Составление структурных формул по названию веществ и составление названий по формулам. Реакции органических соединений. Типы химических связей в молекулах органических веществ.

Углеводороды(8 ч)

Природные источники углеводородов. Природный и попутный нефтяной газы. Нефть: состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе. Алканы: гомологический ряд, изомерия, строение, номенклатура, физические свойства и химические свойства: горение, замещение, разложение и дегидрирование. Применение  алканов на основе свойств. Алкены. Этилен, его получение и химические свойства: горение, качественные реакции, гидратация, полимеризация; применение.

Полиэтилен, его свойства и применение Реакция полимеризации винилхлорида и его применение.. Алкадиены и каучуки. Понятие об алкадиенах как УВ с двумя двойными связями. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Резина. Алкины, строение, номенклатура, свойства. Ацетилен Арены. Получение бензола из гексана и  ацетилена Химические свойства бензола: горение, галогенирование, нитрование. Применение бензола на основе свойств. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.

Демонстрации: Примеры УВ в различных агрегатных состояниях. Плавление парафинов и их отношение к воде. Получение этилена  Количественный и качественный анализ веществ.  Получение  и свойства ацетилена, качественная реакция на кратную связь

Лабораторные опыты: Изготовление моделей молекул алканов. Определение элементарного состава органических веществ. Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах Получение и свойства ацетилена Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки».

 3. Кислородосодержащие органические соединения и их нахождение

 в живой природе. (10 ч)

Спирты, одноатомные и многоатомные. Гидроксильная группа как функциональная. Представление о водородной связи. Алкоголизм и его последствия и предупреждение.

 Получение этанола, его химические свойства и применение.

Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Каменный  уголь. Фенол, строение, получение, номенклатура, применение, влияние на окружающую среду. Коксохимическое производство и получение фенола.Альдегиды. Получение альдегидов  окислением соответствующих спиртов. Химические свойства альдегидов. Применение формальдегида и ацетальдегида на основе свойств.Одноосновные карбоновые кислоты, строение, номенклатура, получение, химические свойства  на примере уксусной кислоты. Сходство и отличие от неорганических кислот. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой. Сложные эфиры: получение, применение, их значение в природе Жиры как сложные эфиры. Их строение и состояние в природе, химические свойства и применение на основе свойств Получение сложных эфиров реакцией этерификацией.. Углеводы, их классификация и значение. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза↔полисахарид.Углеводы. Моносахариды. Строение и химические свойства на примере глюкозы. Химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов.

Лабораторные опыты: Качественная реакция на одноатомные и многоатомные спирты. Знакомство с физическими свойствами  альдегидов. Качественная реакция на органическое вещество- формальдегид Свойства уксусной кислоты Свойства жиров. Сравнение свойств мыла и  стирального порошка Качественная реакция на крахмал 

4. Азотосодержащие органические соединения (7 ч)

Понятие об аминах. Анилин, как органическое основание, применение  и значение. Аминокислоты: строение, получение, номенклатура, химические свойства и применение. Пептидная связь и полипептиды. Белки: получение, структуры белковой молекулы химические  свойства и биологические функции белков.

Нуклеиновые кислоты, состав и строение ДНК и РНК, «генетический код». Роль нуклеиновых кислот в хранении и передаче наследственной информации. Понятие о биотехнологии и генной инженерии.

Лабораторный опыт: Качественная реакция на белки

Биологически активные вещества (2 ч)

Химия и здоровье. Лекарства, ферменты, витамины, гормоны, минеральные воды. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов. Химия в повседневной  жизни. Моющие и чистящие средства. Правила  безопасной работы со средствами бытовой химии.  Бытовая химическая грамотность.

Лабораторные опыты: Знакомство с лекарствами домашней аптечки, с моющими и чистящими средствами

6. Искусственные и синтетические органические соединения (2 ч)

Полимеры. Искусственные и синтетические органические вещества, классификация, важнейшие представители: пластмассы, каучуки, волокна Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами.

Лабораторные опыты: Работа с коллекциями полимеров

Практические работы: Распознавание пластмасс и волокон

Календарно- тематическое планирование уроков химии в 10 классе

(базовый уровень)

Дата проведения урока

Содержание (тема урока)

Домашнее задание

Введение (1 ч)

1

Предмет органической химии. Научные методы познания веществ и химических явлений. Сравнение органических соединений с неорганическими веществами. Природные, искусственные и синтетические органические соединения

1, упр.1, задача№7

1. Теория строения органических соединений.

Реакции в органической химии (4 ч)

2

1.1Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова. Роль эксперимента и теории в химии.

 Валентность. Химические формулы и модели органических веществ.

2, упр. 9-11

3

1.2. Классификация органических соединений. Углеродный скелет. Радикалы. Функциональные группы. Гомологический ряд, гомологи. Структурная изомерия. 

Изучение материала по конспекту. 2, стр.20, упр.1,5

Приложения 1,2

4

1.3.Основные номенклатуры органических соединений. Составление структурных формул по названию веществ и составление названий по формулам.

Изучение материала по конспекту. По названиям составить структурные формулы.

5

1.4 Реакции органических соединений. Типы химических связей в молекулах органических веществ.

1.5. Обобщение и систематизация знаний по теме «Строение и классификация органических соединений. Реакции в органической химии»

Изучение материала по конспекту. Пользуясь учебником «Химия-9», привести уравнения реакций заданных типов.

2. Углеводороды (УВ) (8 ч)

6

2.1.Природные источники углеводородов. Природный и попутный нефтяной газы. Нефть: состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе.

Д. Примеры УВ в различных агрегатных состояниях.

3, упр.8-11, упр.6-7

7

2.2. Алканы: гомологический ряд, изомерия, строение, номенклатура, физические свойства и химические свойства: горение, замещение, разложение и дегидрирование. Применение  алканов на основе свойств.

Д. Плавление парафинов и их отношение к воде. Л.О№1. « Изготовление моделей молекул алканов. »

3, упр.6,8. Приложение № 4 стр.180

8

2.3. Алкены. Этилен, его получение и химические свойства: горение, качественные реакции, гидратация, полимеризация; применение.

Полиэтилен, его свойства и применение.

Д. Получение этилена  Количественный и качественный анализ веществ.  

Л.О.№2-3. «Определение элементарного состава органических веществ. Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах».

3, упр.4,6-7 Приложение № 5 стр.181

9

2.4. Алкадиены и каучуки. Понятие об алкадиенах как УВ с двумя двойными связями. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Резина.

5, упр. 3,7 Приложение № 6 стр.182.

10

2.5. Алкины, строение, номенклатура, свойства. Ацетилен.

Д. Получение  и свойства ацетилена, качественная реакция на кратную связь Л.О№4 «Получение и свойства ацетилена». Реакция полимеризации винилхлорида и его применение.

6 , упр. 4 Приложение № 6 стр.182.

11

2.6. Арены. Получение бензола из гексана и  ацетилена. Л.О№5 «Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки». Химические свойства бензола: горение, галогенирование, нитрование. Применение бензола на основе свойств. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.

8, упр. 4 Приложение № 7

12

2.7. Обобщение и систематизация знаний по теме «Углеводороды».

2-8, конспект. Приложение № 4-7

13

2.8. Контрольная работа № 1. «Углеводороды».

Индивидуальные задания

3. Кислородосодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе. (10 ч)

14

3.1. Спирты, одноатомные и многоатомные. Гидроксильная группа как функциональная. Представление о водородной связи. Алкоголизм и его последствия и предупреждение.

 Получение этанола, его химические свойства и применение.

Глицерин как представитель многоатомных спиртов.

 Л.О№8-9 « Качественная реакция на одноатомные и многоатомные спирты».

11, упр. 8-9, Приложение № 8 стр. 184

15

3.2.Каменный  уголь. Фенол, строение, получение, номенклатура, применение, влияние на окружающую среду. Коксохимическое производство и получение фенола.

12, упр. 4-5 Приложение № 9 стр. 185

16

3.3. Альдегиды. Получение альдегидов  окислением соответствующих спиртов. Химические свойства альдегидов. Применение формальдегида и ацетальдегида на основе свойств.

Л.О№10 «Знакомство с физическими свойствами  альдегидов. Качественная реакция на органическое вещество- формальдегид».

13, упр. 6-7 Приложение № 10 стр. 186

17

3.4. Обобщение и систематизация знаний о спиртах, фенолах и карбонильных соединениях.

Повторить 11-13

18

3.5.Одноосновные карбоновые кислоты, строение, номенклатура, получение, химические свойства  на примере уксусной кислоты. Сходство и отличие от неорганических кислот. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой. Л.О.№11 «Свойства уксусной кислоты».

14, упр. 6 Приложение № 11 стр. 187

19

3.6. Сложные эфиры: получение, применение, их значение в природе Жиры как сложные эфиры. Их строение и состояние в природе, химические свойства и применение на основе свойств.

 Л.О.№12-13. «Свойства жиров. Сравнение свойств мыла и  стирального порошка». Получение сложных эфиров реакцией этерификацией.

15, упр. 5-10 стр. 172

20

3.7. Углеводы, их классификация и значение. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза↔полисахарид.

Л.О№6. « Качественная реакция на крахмал».

9, упр. 4-5, 7

21

3.8. Углеводы. Моносахариды. Строение и химические свойства на примере глюкозы. Применение Л.О№7 «Свойства глюкозы». Химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов.

Конспект 10, упр. 6-7

22

3.9. Обобщение и систематизация знаний по теме «Кислотосодержащие органические соединения».

9-15 повторить

23

3.10. Контрольная работа № 2. «Кислородосодержащие органические соединения».

Индивидуальное повторение

4. Азотосодержащие органические соединения (7 ч)

24

4.1. Понятие об аминах. Анилин, как органическое основание, применение  и значение.

16, упр. 4-5

25

4.2. Аминокислоты: строение, получение, номенклатура, химические свойства и применение. Пептидная связь и полипептиды.

17, упр. 4-5

26

4.3. Белки: получение, структуры белковой молекулы химические  свойства и биологические функции белков. Л.О№14. «Качественная реакция на белки».

17, упр. 10

27

4.4. Нуклеиновые кислоты, состав и строение ДНК и РНК, «генетический код». Роль нуклеиновых кислот в хранении и передаче наследственной информации. Понятие о биотехнологии и генной инженерии.

18, упр. 6

28

4.5. Обобщение и систематизация знаний по теме «Азотосодержащие органические соединения».

Повторение 16-18

29

4.6 Контрольная работа № 3 «Азотосодержащие органические соединения»

Приложение № 12

30

Практическая работа № 1 «Идентификация органических соединений  Проведение химических реакций в растворах, при нагревании.

Прочитать 21, 22

5. Биологически активные вещества (2 ч)

31

5.1 . Химия и здоровье. Лекарства, ферменты, витамины, гормоны, минеральные воды. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов.

 Л.О. Знакомство с лекарствами домашней аптечки, с моющими и чистящими средствами.

Самостоятельный поиск информации с использованием различных источников.

32

5.2. Химия в повседневной  жизни. Моющие и чистящие средства. Правила  безопасной работы со средствами бытовой химии.  Бытовая химическая грамотность.

6. Искусственные и синтетические органические соединения (2 ч)

33

6.1 Полимеры. Искусственные и синтетические органические вещества, классификация, важнейшие представители: пластмассы, каучуки, волокна. Л.О№15.» Работа с коллекциями полимеров».

21, 22

34

6.2 Практическая работа № 2 «Распознавание пластмасс и волокон» Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами.

Повторение 22, упр. 7-8

35

Обобщение по курсу.

Количество контрольных работ-2, практических-2, лабораторных опытов-15, демонстраций-5.

УМК учащихся:

  1. О.С. Габриелян «Химия 10 класс: базовый уровень»,- М.Дрофа, 2008

УМК учителя:

2.   О.С. Габриелян «Химия. Методическое пособие 10 класс», -М. Дрофа, 2008

                3. Н.Н. Гара, Н.И. Габрусева «Химия. Задачник с помощником 10-11 классы», - М. Просвещение, 2009

Дополнительная литература:

 1. В.Н. Доронькин Химия . Подготовка к ЕГЭ, тематические тесты базовый и повышенный уровень, 10-11 класс, Легион, Ростов-на-Дону , 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и календарно-тематический план по органической химии на 2013-2014 уч.г.

Рабочая программа и календарно-тематический план соответствуют требованиям ФГОС. Разработаны на основе УМК Г.Е.Рудзитиса и Ф.Г.Фельдмана....

Рабочая программа и календарно-тематический план по литературе 11 класс

Рабочая программа составлена на основе авторской программы для 5-11 классов под редакцией В.Я.Коровиной; учебника по литературе для 11 класса под редакцией В.П.Журавлева. Рабочая программа конкретизир...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по химии для 11 класса

Рабочая программа  разработана на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерство...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по химии 8 класс

Программа курса химии для VIII классов основной шко­лы составлено по авторской программе О.С.Габриеляна, утвержденной Министерством образования РФ, на основе  Примерной программы основного ...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по химии 9 класс

Программа курса химии для 9 классов основной шко­лы составлено по авторской программе О.С.Габриеляна, утвержденной Министерством образования РФ, на основе  Примерной программы основного общ...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по химии 11 класс

Программа курса химии для 11 классов основной шко­лы составлено по авторской программе О.С.Габриеляна, утвержденной Министерством образования РФ, на основе  Примерной программы основного об...