Рабочая программа и календарно-тематическое планирование в 9 классе по химии_2014-15 учебный год
рабочая программа по химии (9 класс) на тему
Представлена рабочая программа и календарно-тематическое планирование в 9 классе по химии по УМК Г. Е. Рудзитиса на 2014-15 учебный год без контрольно-измерительных материалов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОЗЕРСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
КАЙГОРОДСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«Согласовано» Руководитель МО ___________Сергиенко Л.С. Протокол № ___ от «____»____________2014 г. | «Согласовано» Зам. директора по УВР МКОУ Кайгородской ООШ ___________ Ионашку И.В. «____»____________2014 г. | «Утверждено» Директор МКОУ Кайгородской ООШ ___________ Мищенко Е.П. Приказ № ___ от «___»____2014 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу «Химия»
9 класс
Базовый уровень
Дмитриенко Константин Евгеньевич,
учитель химии 1 категории
Рассмотрено на заседании
педагогического совета школы
протокол № ____ от «__»_______2014 г.
п. Кайгородский
2014
Пояснительная записка к рабочей программе
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта основного (общего) образования по химии (базовый уровень), 2004 г.; «Обязательного минимума содержания образования по информатике и информационным технологиям», рекомендованного Министерством Образования Российской Федерации, Примерной программы основного общего образования (Сборник нормативных документов. Химия. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по химии. - М.: Дрофа, 2007), с учетом Учебного плана Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Кайгородская основная общеобразовательная школа». Материалы для рабочей программы разработаны на основе авторской программы Г. Е. Рудзитиса, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации. («Программа курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений»).
Действия в собственной учебной деятельности учащихся должны быть мотивированы, взаимно соподчинены, причинно-обусловлены и должны разворачиваться по усложнению. И данный курс химии выстроен с таким условием, что понятия также взаимно соподчинены, причинно обусловлены и разворачиваются по усложнению.
В системе естественно-научного образования химия как учебный предмет занимает важное место в познании законов природы, в материальной жизни общества, в решении глобальных проблем человечества, в формировании научной картины мира, а также в воспитании экологической культуры людей.
Химия как учебный предмет вносит существенный вклад в научное миропонимание, в воспитание и развитие учащихся; призвана вооружить учащихся основами химических знаний, необходимых для повседневной жизни, заложить фундамент для дальнейшего совершенствования химических знаний как в старших классах, так и в других учебных заведениях, а также правильно сориентировать поведение учащихся в окружающей среде.
В содержании данного курса представлены основополагающие химические теоретические знания, включающие изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, конструирование веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии.
Фактологическая часть программы включает сведения о неорганических и органических веществах. Учебный материал отобран таким образом, чтобы можно было объяснить на современном и доступном для учащихся уровне теоретические положения, изучаемые свойства веществ, химические процессы, протекающие в окружающем мире.
Теоретическую основу изучения неорганической химии составляет атомно-молекулярное учение, периодический .закон Д. И. Менделеева с краткими сведениями о строении атомов, видах химической связи, закономерностях химических реакций.
Указанные теоретические основы курса позволяют учащимся объяснять свойства изучаемых веществ, а также безопасно использовать эти вещества и материалы в быту, сельском хозяйстве и на производстве.
В изучении курса значительная роль отводится химическому эксперименту: проведению практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описанию их результатов, соблюдению норм и правил поведения в химических лабораториях.
Программа была создана на основе результатов многолетних экспериментов по внедрению в школьную практику технологии развивающего обучения на базе организации собственной деятельности обучающихся. Данная рабочая программа может быть реализована при использовании и традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как проблемный метод, компьютерные технологии, тестовый контроль знаний и др. в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей каждого конкретного класса.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения химии на ступени полного общего образования, изложенные в пояснительной записке Примерной программы по химии. В ней так же заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а так же возрастными особенностями учащихся.
В программе реализованы следующие направления:
- гуманизации содержания и процесса его усвоения;
- экологизации курса химии;
- интеграции знаний и умений;
- логичность курса;
- последовательного развития и усложнения учебного материала и способов его изучения.
Настоящая программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).
В основу курса положены идеи:
- материального единства и взаимосвязи объектов и явлений природы;
- взаимосвязи состава, строения, свойств, получения и применения веществ и материалов;
- ведущей роли теоретических знаний для объяснения и прогнозирования химических явлений, оценки их практической значимости;
- развития химической науки и производства химических веществ и материалов для удовлетворения насущных потребностей человека и общества, что способствует решению глобальных проблем современности;
- генетической связи между веществами.
Ведущими задачами предлагаемого курса являются:
- Материальное единство веществ природы, их генетическая связь;
- Причинно-следственные связи между составом, строением, свойствами и применением веществ;
- Познаваемость веществ и закономерностей протекания химических реакций;
- Объясняющая и прогнозирующая роль теоретических знаний для фактического материала химии элементов;
- Конкретное химическое соединение представляет собой звено в непрерывной цепи превращений веществ, оно участвует в круговороте химических элементов и в химической эволюции;
- Законы природы объективны и познаваемы, знание законов дает возможность управлять химическими превращениями веществ, находить экологически безопасные способы производства и охраны окружающей среды о загрязнений.
- Наука и практика взаимосвязаны: требования практики – движущая сила науки, успехи практики обусловлены достижениями науки;
- Развитие химической науки и химизации народного хозяйства служат интересам человека, имеют гуманистический характер и призваны способствовать решению глобальных проблем современности.
Изучение данного химии в 9 классе основной школе направлено:
на освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
на овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
на развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
на воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
на применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
В соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта общего образования подчеркивается, что химия — наука экспериментальная. Поэтому в IX классе рассматриваются такие понятия, как: эксперимент, наблюдение, измерение, описание, моделирование, гипотеза, вывод. В изучении курса значительная роль отводится химическому эксперименту: проведению практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описанию их результатов; формированию у учащихся навыков работы с химическим оборудованием и реактивами; соблюдению безопасного и экологически грамотного обращения с веществами в химическом кабинете (лаборатории) и быту.
Предложенный курс как в теоретической, так и в фактической своей части практикоориентирован: все понятия, законы и теории, а также важнейшие процессы, вещества и материалы даются в плане их практического значения, использования в повседневной жизни, роли в природе и материальном производстве. Практическая направленность преследует цель пробудить у учащихся интерес к познанию химии и мотивировать у некоторых из них желание продолжить изучение предмета в старшей профильной школе.
Программа Г. Е. Рудзитиса по курсу химии в 9 классе рассчитана на 2,5 часа в неделю. Считаю, что это наиболее полноценная и логически правильно выстроенная программа обучения данного курса химии. Поэтому я взял её за основу, но адаптировал к изучению в 2 часа в неделю. При этом тема «Вода. Растворы» была перенесена с конца 8-го класса в начало 9-го класса последующим причинам: 1) важность данной темы в последующем обучении, необходимость её хорошей проработки, 2) на практике, обычно, не хватает 3-4 часа в конце учебного года. Кроме того, для целостности картины была введена тема «Галогены». А тема «Органические соединения углерода», наоборот, была исключена, так как считаю, что поверхностное изучение данной темы, которую предстоит изучать более детально и подробно в следующем курсе химии, основано только на механическом заучивании, а не на логическом понимании взаимосвязи строения и свойств. Это лишняя ненужная трата учебного времени для учителя и сил для учащихся. Тем более что в настоящее время в стране всеобщее 11-летнее образование (а не 9-летнее как раньше), и нет прерывания в процессе образования.
Контроль за уровнем знаний учащихся предусматривает проведение лабораторных, практических, самостоятельных, контрольных работ как в традиционной, так и в тестовой формах.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Неорганическая химия» на ступени основного образования на базовом уровне являются:
умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
умение сравнивать объекты, анализировать, оценивать, классифицировать полученные знания;
умение наблюдать и описывать полученные результаты, проводить элементарный химический эксперимент;
использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
исследование несложных реальных связей и зависимостей; определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;
умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;
оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований;
использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССА
В результате изучения химии ученик должен
знать/понимать:
• химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
• важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление; аллотропия; гидролиз, скорость химических реакций, химическое равновесие, катализаторы, адсорбция; органическая и неорганическая химия;
• основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
• основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации;
• важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы, серная, соляная, азотная и уксусная кислоты, щелочи, аммиак, минеральные удобрения;
уметь:
• называть химические элементы, соединения изученных классов, соединения неметаллов и металлов;
• объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
• характеризовать элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д. И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических соединений;
• определять состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления химических элемента в соединениях, вид химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель;
• составлять формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д. И. Менделеева; уравнения химических реакций;
• обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
• распознавать опытным путем кислород, водород, углекислый газ, растворы кислот и щелочей;
• проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, интернет-ресурсов);
• выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
• вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
• использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью:
• безопасного обращения с горючими и токсичными веществами и материалами, лабораторным оборудованием;
• объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
• 'определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
• оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
• приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
• экологически грамотного поведения в окружающей среде;
• оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
• критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Данная программа реализована в учебниках:
1. Фельдман Ф. Г., Рудзитис Г. Е. Химия: Неорганическая химия. Учебник для 9 класса средней школы, Москва, Просвещение, 2011г.;
Методические пособия для учителя:
- Примерная программа среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень);
- Программы общеобразовательных учреждений (С. Т. Сатбалдина и др.);
- «Химия 8-11 классы (тематическое планирование по учебнику Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана), составитель Л. М. Брейгер», издательство Волгоград «Учитель-АСТ», 2002г.;
- Я.Л.Гольдфарб, Ю.В.Ходаков Сборник задач и упражнений по химии;
- И.Г.Хомченко Решение задач по химии 8-11 кл.;
- Оценка качества по химии. 2000 г.
Дополнительная литература для учителя
- Радецкий А.М., Горшкова В.П., Кругликова Л.Н. Дидактический материал по химии для 8-9 классов: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004г.
MULTIMEDIA – поддержка предмета
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки химии. 8-9 классы. – М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2004г.;
- Химия. Мультимедийное учебное пособие нового образца. – М.: ЗАО Просвещение-МЕДИА, 2005г.
Дидактические материалы:
- Комплекты карточек - инструкций для проведения лабораторных и практических работ
- Комплекты контрольно- измерительных материалов для промежуточной и итоговой аттестации.
- Комплекты тестов-тренажеров и тренажеры на электронных носителях.
Материально-техническое:
- Наглядные пособия: серии таблиц по неорганической, химическим производствам, коллекции, модели молекул, наборы моделей атомов для составления моделей молекул, комплект кристаллических решеток.
- Приборы, наборы посуды, лабораторных принадлежностей для химического эксперимента, наборы реактивов. Наличие лабораторного оборудования и реактивов позволяет формировать культуру безопасного обращения с веществами, выполнять эксперимент по распознаванию важнейших неорганических веществ, проводить экспериментальные работы исследовательского характера.
Наличие компьютера в классе, доступа в кабинете информатики к ресурсам Интернет, наличие комплекта компакт-дисков по предмету позволяет создавать мультимедийное сопровождение уроков химии, проводить учащимися самостоятельный поиск химической информации, использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации, её представления в различных формах.
Учебно-тематический план
№ | Разделы | Количество часов | В том числе | |
практических работ | контрольных работ | |||
1. | Повторение основных вопросов неорганической химии курса 8-го класса. | 3 | ||
2. | Вода. Растворы. | 3 | ||
3. | Химические реакции. | 13 | 1 | 1 |
4. | Подгруппа фтора (галогены). | 3 | 1 | |
5. | Подгруппа кислорода (халькогены). | 9 | 1 | 1 |
6. | Подгруппа азота. | 11 | 2 | 1 |
7. | Подгруппа углерода. | 8 | 1 | 1 |
8. | Металлы. | 12 | 3 | 1 |
9. | Обобщение знаний по курсу «Неорганическая химия». | 5 | ||
Итого | 67 (1 час – резервное время) | 9 | 5 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
9 класс 68 ч/год (2 ч/нед.; 1 ч.— резервное время)
НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ – 9 класс
Тема 1. Повторение основных вопросов неорганической химии курса 8-го класса. (3 ч)
Периодический закон и ПСХЭ (периодическая система химических элементов) Д. И. Менделеева. Валентность. Степень окисления.
Виды химической связи. Типы кристаллических решеток. Основные классы неорганической химии.
Типы химических реакций. Написание уравнений химических реакций.
Тема 2. Вода. Растворы. (3 ч)
Вода — растворитель. Растворимость веществ в воде. Определение массовой доли растворенного вещества. Вода. Методы определения состава воды — анализ и синтез. Физические и химические свойства воды. Вода в природе и способы ее очистки. Круговорот воды в природе.
Массовая доля растворённого вещества в растворе. Вычисление массовой доли и массы вещества в растворе.
Демонстрации. Анализ воды. Синтез воды.
Практическая работа. Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества.
Расчетные задачи. Нахождение массовой доли растворенного вещества в растворе. Вычисление массы растворенного вещества и воды для приготовления раствора определенной концентрации.
Тема 3. Химические реакции. (13 ч)
Электролитическая диссоциация веществ с ионной и полярной ковалентной связью: кислот, щелочей и солей. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Реакции ионного обмена.
Химические свойства кислот, оснований, амфотерных гидроксидов, солей в свете представлений об электролитической диссоциации и об окислительно-восстановительных процессах. Понятие о гидролизе солей на примере карбоната натрия и хлорида алюминия. Скорость химических реакций без вывода кинетического уравнения. Зависимость скорости химических реакций от природы реагирующих веществ, площади соприкосновения, концентрации, температуры и катализатора. Обратимость химических реакций. Химическое равновесие, условия смещения равновесия. Тепловой эффект химических реакций.
Расчетная задача. 1. Расчеты по химическим уравнениям, если одно из веществ дано в избытке. 2. Расчеты по термохимическим уравнениям.
Демонстрации и лабораторные опыты. Испытание веществ и их растворов на электролитическую проводимость. Сравнение электролитической проводимости концентрированного и разбавленного растворов уксусной кислоты. Реакции обмена между растворами электролитов. Испытание растворов солей индикаторами. Опыты, выясняющие зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ (взаимодействие цинка с соляной и уксусной кислотами), от размера площади соприкосновения (взаимодействие гранул цинка разных размеров с соляной кислотой).
Практическое занятие. 1. Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация (1 ч)».
Тема 4. Подгруппа фтора (галогены). (3 ч)
Положение галогенов в периодической таблице и строение их атомов. Хлор. Физические и химические свойства хлора. Применение. Хлороводород. Соляная кислота и ее соли. Сравнительная характеристика галогенов.
Демонстрации. Знакомство с образцами природных хлоридов. Знакомство с физическими свойствами галогенов. Получение хлороводорода и его растворение в воде.
Лабораторные опыты. Распознавание соляной кислоты, хлоридов, бромидов, иодидов и иода. Вытеснение галогенов друг другом из раствора их соединений.
Практическая работа. 1. Получение соляной кислоты и изучение ее свойств (1 ч).
Тема 5. Подгруппа кислорода (халькогены). (9 ч)
Положение элементов подгруппы кислорода в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атомов элементов. Строение простых веществ. Понятие аллотропии на примере кислорода и серы. Сера в природе.
Химические свойства серы как окислитель и восстановитель: взаимодействие с металлами, водородом, кислородом.
Сероводород, сероводородная кислота, сульфиды: получение, свойства, применение.
Оксид серы(IV), сернистая кислота, сульфиты. Обнаружение аниона SO32– в растворе. Применение соединений серы в степени окисления +4.
Оксид серы(VI), серная кислота, сульфаты. Свойства разбавленной и концентрированной серной кислоты. Качественная реакция на сульфат-анион. Химические реакции, лежащие в основе получения серной кислоты, и ее применение в промышленности.
Серная кислота. Качественная реакция на сульфат-ион. Значение серной кислоты и ее солей в народном хозяйстве.
Химические реакции, лежащие в основе производства серной кислоты контактным способом, закономерности их протекания; основные стадии производства, управление технологическими процессами; охрана труда и окружающей среды.
Демонстрации и лабораторные опыты. Рассмотрение образцов серы и ее природных соединений. Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом. Получение сероводорода и сероводородной кислоты. Получение оксида серы (IV) и окисление его в присутствии катализатора. Действие концентрированной серной кислоты на металлы (цинк, медь) и органические вещества (целлюлозу, сахар). Качественная реакция на сульфат-ион.
Практическое занятие. 1. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода» (1 ч).
Тема 6. Подгруппа азота. (11 ч)
Положение элементов подгруппы азота в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, строение их атомов.
Азот. Физические свойства азота. Химические свойства: взаимодействие с водородом и кислородом. Аммиак. Физические свойства аммиака. Химические свойства: горение, каталитическое окисление, взаимодействие с водой и кислотами. Образование иона аммония. Соли аммония: состав, разложение солей при нагревании, взаимодействие со щелочами — качественная реакция на ион аммония. Применение аммиака в народном хозяйстве. Производство аммиака: выбор оптимальных условий, стадии производственного процесса, колонна синтеза, автоматизация производственного процесса.
Азотная кислота. Взаимодействие концентрированной и разбавленной азотной кислоты с медью. Качественная реакция на нитрат-ионы. Круговорот азота в природе. Химические реакции, лежащие в основе производства азотной кислоты. Круговорот азота.
Краткие сведения о фосфоре и его соединениях, фосфорные кислоты и их соли. Удобрения. Классификация удобрений. Простые удобрения: важнейшие азотные, фосфорные, калийные. Сложные удобрения: аммофос, нитрофоска. Условия их рационального хранения и использования. Развитие производства минеральных удобрений в стране.
Расчетная задача. 1. Определение массовой или объемной доли выхода продукта (в процентах) от теоретически возможного.
Демонстрации и лабораторные опыты. Получение аммиака. Растворение аммиака в воде. Горение аммиака в кислороде. Получение хлорида аммония. Термическое разложение солей аммония и нитратов. Получение азотной кислоты из нитратов и ознакомление с ее свойствами: разложение при нагревании, взаимодействие с металлами. Взаимодействие солей аммония со щелочами. Ознакомление со свойствами ортофосфорной кислоты, фосфатов и гидрофосфатов. Ознакомление с азотными и фосфорными удобрениями. Качественная реакция на соли аммония и нитраты.
Практические занятия. 1. Получение аммиака и опыты с ним. Ознакомление со свойствами водного раствора аммиака (1 ч). 2. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота»(1 ч).
Тема 7. Подгруппа углерода. (8 ч)
Положение элементов подгруппы углерода в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, строение их атомов.
Углерод. Аллотропия углерода. Физические свойства. Адсорбция. Химические свойства углерода: горение, взаимодействие с водородом, восстановление металлов. Оксид углерода (II) и оксид углерода (IV). Химические свойства оксида углерода (II). Химические свойства оксида углерода (IV). Угольная кислота. Соли угольной кислоты, их свойства. Карбонат натрия и гидрокарбонат натрия. Качественная реакция на карбонат-ион. Круговорот углерода в природе.
Кремний. Применение кремния в полупроводниках. Оксид кремния (IV). Кремниевая кислота. Соединения кремния в природе. Строительные материалы: стекло, цемент, бетон, железобетон; их получение в промышленности.
Расчетная задача. 3. Вычисление массы или объема продукта реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси.
Демонстрации и лабораторные опыты. Поглощение углем растворенных веществ, адсорбция газов. Восстановление меди из оксида меди (II) углем. Взаимодействие оксида углерода (IV) с водой и раствором щелочи. Ознакомление со свойствами и взаимопревращениями карбонатов и гидрокарбонатов. Качественные реакции на карбонат-ион. Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Получение кремниевой кислоты. Ознакомление с образцами природных силикатов, стекла, цементов.
Практические занятия. 1. Получение оксида углерода (II) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов (1 ч).
Тема 8. Металлы. (12 ч)
Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева и особенности строения атомов. Кристаллическое строение металлов. Металлическая связь. Характерные физические и химические свойства металлов. Металлы и сплавы. Их значение в современной технике.
Электрохимический ряд напряжений металлов. Электролиз на примере солей бескислородных кислот. Практическое значение электролиза для получения металлов, водорода, хлора, щелочей.
Сплавы. Коррозия металлов. Способы предупреждения и защиты металлов от коррозии.
Общая характеристика металлов главных подгрупп I — III групп периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева. Сравнительная характеристика щелочных металлов. Характеристика магния и кальция, их соединений. Жесткость воды и способы ее устранения. Применение соединений кальция и магния. Превращение карбонатов кальция в природе.
Алюминий. Алюминий в природе. Характеристика алюминия и его соединений. Амфотерность оксида алюминия. Применение алюминия и его сплавов.
Железо. Железо в природе. Строение атомов железа. Свойства железа. Характеристика железа, его оксидов и гидроксидов, солей железа (II) и (III). Природные соединения железа.
Основные способы промышленного получения металлов: восстановление углем, оксидом углерода (II), водородом, электролиз. Доменное производство чугуна. Способы производства стали. Перспективы получения железа из руд методом прямого восстановления. Электролитическое получение алюминия. Проблема безотходных производств в металлургии и охрана окружающей среды. Развитие металлургических производств в стране и их значение для развития других отраслей промышленности.
Демонстрации и лабораторные опыты. Рассмотрение образцов металлов. Взаимодействие металлов с растворами солей. Взаимодействие металлов с неметаллами и водой. Электролиз растворов хлорида меди (II) и иодида калия. Опыты по коррозии металлов и защите металлов от коррозии. Ознакомление с образцами сплавов.
Ознакомление со свойствами натрия и кальция: горение, взаимодействие с водой. Взаимодействие оксида кальция с водой. Устранение жесткости воды. Качественные реакции на ионы кальция и бария. Ознакомление с образцами природных соединений кальция. Превращение карбоната кальция в гидрокарбонат кальция и гидрокарбоната кальция в карбонат кальция. Ознакомление с образцами важнейших солей натрия и калия. Показ механической прочности оксидной пленки алюминия. Отношение алюминия к концентрированной азотной кислоте. Горение алюминия в кислороде. Ознакомление с образцами алюминия и его сплавов. Получение гидроксида алюминия и изучение его свойств.
Получение гидроксидов железа (II) и (III). Взаимодействие гидроксидов железа (II) и (III) с кислотами.
Модель конвертера, электролизера по выплавке алюминия.
Практическое занятие. 1. Решение экспериментальных задач (1 ч). 2. Железо и его соединения (1 ч). 3. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы»(1 ч).
Тема 9. Обобщение знаний по курсу «Неорганическая химия». (5 ч)
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Обобщение сведений о строении вещества.
Классификация химических реакций, общие закономерности их протекания, условия повышения скорости реакций и смещения химического равновесия.
Генетическая связь между классами неорганических веществ.
Общие научные принципы химических производств. Основные направления химизации народного хозяйства. Развитие химической науки. Взаимосвязь науки и производства.
Календарно-тематическое планирование по химии в 9 классе
(2 часа в неделю, всего 68 часов: по плану – 67 часов и 1 час резервное время).
Программа курса химии 9 класса, автор Г. Е. Рудзитиса (программа изменена и переработана с учетом особенностей школы, наличия учебно-методической литературы и часовой сетке).
№ п/п в уч. году | № п/п в теме | ТЕМЫ УРОКОВ | Дата про- веде- ния.. | ТИП урока; МЕТОДЫ, применяемые на уроке; ФОРМЫ организации учебной деятельности. | ПЛАНИРУЕМЫЕ ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ. | Опыты, оборудова-ние | Дом. задание |
1 | 1 | Повторение основных вопросов неорганической химии курса 8 класса (3ч.) Периодический закон и ПСХЭ (периодическая система химических элементов) Д. И. Менделеева. Валентность. Степень окисления. | Вводный Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. | Определение периодического закона, периода, группы, физический смысл порядкового номера, номера периода и группы; валентность, степень окисления. | Записи в тетради за 8 класс (повторить) | ||
2 | 2 | Виды химической связи. Типы кристаллических решеток. Основные классы неорганической химии. | Комбинированный. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. | Определение связи ковалентной (полярной и неполярной), ионной, металлической; кристаллическая решетка (атомная, молекулярная, ионная, металлическая) | Записи в тетради за 8 класс (повторить) | ||
3 | 3 | Типы химических реакций. Написание уравнений химических реакций. | Комбинированный. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы, решение упражнений. | Записи в тетради за 8 класс (повторить) | |||
4 | 1 | Вода . Растворы. (3 ч.) Вода – растворитель. Понятие о растворе. | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. | Растворы, однородность, суспензии, насыщенные и ненасыщенные растворы, растворимость, разбавленный и концентрированный растворы. | §30 (с.73-74 – до массовой доли) | ||
5 | 2 | Массовая доля растворённого вещества в растворе. | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. | Массовая доля, растворимость вещества. | §30 (с.75-76) | ||
6 | 3 | Вычисление массовой доли и массы вещества в растворе. | Комбинированный, обучающий, закрепление знаний. Объяснительно-репродуктивный, словесный, решение упражнений Лекция с элементами бесед, решение задач. | Записи | |||
7 | 1 | Химические реакции (13ч.) Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация веществ с ионной и ковалентной полярной связью. | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Объяснение. | Электролиты, неэлектролиты, диэлектрическая проводимость воды, реакция гидратации, гидраты, кристаллогидраты, ион гидроксония. | Д-1, Д-2, Д-3 Л-1, Л-2 | § 1 с.3,4,7; упр.1,2 (устно) с. 12 | |
8 | 2 | Электролитическая диссоциация растворов кислот, щелочей, солей. Слабые и сильные электролиты. Степень электролитической диссоциации. Реакции обратимые и необратимые. | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. | Катионы, анионы, ступенчатая диссоциация, кислые, основные и средние (нормальные) соли. Степень электролитической диссоциации, обратимые и необратимые реакции. | § 2,3 упр.10, 11, 12 (устно) с. 12 | ||
9-10 | 3-4 | Реакции ионного обмена. Основные положения теории электролитической диссоциации. Упражнения в написании полных и сокращенных ионных уравнений. | Комбинированный, обучающий. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы, решение упражнений. | Реакции ионного обмена, молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения | Л-3 | § 4 упр.1,3,4 с. 20 §1 до конца упр.2,5 с. 20 | |
11 | 5 | Расчеты по уравнениям химических реакций, если одно из реагирующих веществ дано в избытке. | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы, решение упражнений. | Избыток одного из реагирующих веществ. | Повторить п. 1-4, Зад.1,2 с.20 | ||
12 | 6 | Окислительно-восстановительные реакции. | Комбинированный, обучающий, закрепление знаний. Объяснительно-репродуктивный, словесный, решение упражнений Лекция с элементами беседы, решение упражнений. | § 5, записи упр.6,7 с. 20 | |||
13 | 7 | Уравнивание окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса. | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы, решение упражнений. | Записи | |||
14 | 8 | Гидролиз солей. | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. | Гидролиз. | Д. – определение реакции среды в растворах разных солей | §6, записи, | |
15 | 9 | Гидролиз солей. | Комбинированный, обучающий, закрепление знаний. Объяснительно-репродуктивный, словесный, решение упражнений Лекция с элементами беседы, решение упражнений. | §6, записи, упр.8,9 с. 20 | |||
16 | 10 | Практическая работа №1 «Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация»». | Применение знаний. Словесно-наглядно-практический. Практическая работа. | Пр. раб. №1 | Пр. раб. №1, с.24 | ||
17 | 11 | Скорость химической реакции. Условия, влияющие на изменение скорости химической реакции. Химическое равновесие. Условия смещения химического равновесия. | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. | Скорость химической реакции, катализаторы, ингибиторы, катализ. Химическое равновесие, прямая и обратная реакции. Принцип Ле-Шателье. | Л.-7 | §14, Упр.1,2 с. 43 §15 Упр.5 с. 43 | |
18 | 12 | Тепловой эффект химической реакции. Расчеты по термохимическим уравнениям. Решение расчетных задач по термохимическим уравнениям. | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы, решение задач. | Тепловой эффект химической реакции, термохимические уравнения, сохранение и превращение энергии при химической реакции. | Записи | ||
19 | 13 | Контрольная работа №1 по теме «Химические реакции». | Контроль знаний. Репродуктивный. Контрольная работа. | ||||
20 | 1 | Подгруппа фтора (галогены) (3 ч.) Общая характеристика химических элементов подгруппы фтора. Хлор, его свойства. Сравнительная характеристика галогенов. | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. | ||||
21 | 2 | Хлороводород. Соляная кислота и ее соли. | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. | Хлориды. | |||
22 | 3 | Практическая работа №7 «Соляная кислота». | Применение знаний. Словесно-наглядно-практический. Практическая работа. | ||||
23 | 1 | Подгруппа кислорода (халькогены) (9 ч.) Общая характеристика химических элементов подгруппы кислорода. Аллотропия кислорода и серы. | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Объяснение. | Аллотропия, аллотропные модификации. | Д.-5 | §7, 8 упр.1-3 (устно) с. 29 | |
24 | 2 | Сера, её свойства. Получение, применение и нахождение в природе. | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. | Пластическая и кристаллическая сера, флотация. | Д. – взаимодействие серы с металлами, водородом, кислородом. Л.-4 | §9-10 упр.1, зад. 2 с. 29 | |
25 | 3 | Сероводород. Сероводородная кислота. Сульфиды. | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. | Сульфиды. | §11 | ||
26 | 4 | Оксиды серы II и IV. | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. | §12, 13 | |||
27 | 5 | Сравнительная характеристика кислородосодержащих соединений халькогенов. | Комбинированный, обучающий. Объяснительно-иллюстративный, словесный, частично-поисковый. Лекция с элементами беседы. | Записи | |||
28 | 6 | Серная кислота, её свойства и применение. Производство серной кислоты. | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. | Общие научные принципы производства. | Л.-6 Д. – модель установки для получения серной кислоты | §13 упр.2,3 с.31,32, зад. 1,2 с. 32, подготовиться к Пр. раб. №2 с.44 | |
29 | 7 | Практическая работа №2 «Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода»». | Применение знаний. Словесно-наглядно-практический, частично-поисковый. Практическая работа. | Пр. раб. №2 с.43 | |||
30 | 8 | Решение расчетных задач по теме «Сера. Серная кислота». | Комбинированный, обучающий, закрепление знаний. Объяснительно-репродуктивный, словесный, решение упражнений Лекция с элементами бесед, решение задач. | ||||
31 | 9 | Контрольная работа №2 по темам «Подгруппы фтора и кислорода». | Контроль знаний. Репродуктивный. Контрольная работа. | ||||
32 | 1 | Подгруппа азота (11 ч.) Общая характеристика элементов подгруппы азота. Свойства азота и фосфора – простых веществ. | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Объяснение. | §15, 16, 21 упр.1-6 (устно) с. 55 | |||
33 | 2 | Аммиак и его свойства. Производство аммиака. | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. | Ион аммония. | Д.-8, Д. – получение хлорида аммония, Д. – модель установки для получения аммиака. | §17, упр.7-9,11 зад. 1 с. 52 подготовиться к Пр. раб. №3 с.72-73 | |
34 | 3 | Практическая работа №3 «Получение аммиака и опыты с ним. Ознакомление со свойствами водного раствора аммиака». | Применение знаний. Словесно-наглядно-практический. Практическая работа. | Пр. раб. №3 с.72-73 | |||
35 | 4 | Решение задач на определение массовой (объемной) доли выхода продукта реакции от теоретически возможного. | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы, решение задач. | Выход продукта реакции. | Записи. Повторить §15-17, зад. 1 с. 70 | ||
36 | 5 | Оксиды азота и фосфора. | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. | §22, записи | |||
37 | 6 | Азотная кислота. Производство азотной кислоты. Круговорот азота. | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. | Д. – свойства азотной кислоты Л.-8, Д.- качественные реакции на нитраты (сухие и растворы). . | §19 упр.3 | ||
38 | 7 | Соли аммония. Нитраты. | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. | §18,20 упр.13 зад. 2 с. 62, упр.8 с. 63 | |||
39 | 8 | Фосфорные кислоты и их соли. Минеральные удобрения. | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. | Гидроортофосфат-ион, дигидроортофосфат-ион. Минеральные удобрения: простые и сложные. | Л.-9 | §22, §23, упр.5,6 (письм.), упр.1-4 (устно) с. 72-73, с. 68-71, упр.7-11 (8-10 письм.), зад. 4 с. 73 | |
40 | 9 | Практическая работа №4 «Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота»». | Применение знаний. Словесно-наглядно-практический, частично-поисковый. Практическая работа. | Пр. раб. №4 с.73 | |||
41 | 10 | Решение расчетных задач по теме «Подгруппа азота». | Комбинированный, обучающий, закрепление знаний. Объяснительно-репродуктивный, словесный, решение упражнений. Решение задач. | ||||
42 | 11 | Контрольная работа №3 по теме «Подгруппа азота». | Контроль знаний. Репродуктивный. Контрольная работа. | ||||
43 | 1 | Подгруппа углерода (8ч.) Общая характеристика подгруппы углерода. Аллотропия углерода. | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Объяснение. | §24, зад. 3,4 с. 92 | |||
44 | 2 | Характеристика химических элементов и простых веществ углерода и кремния в сравнении. Химические свойства углерода. Адсорбция. | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. | Адсорбция. | Д.: 1) поглощение углем растворен-ных веществ и газов, 2) восстановле-ние меди оксида меди (II) углем. | §25, 30 упр.1-6 (устно), упр.7 (письм.) с. 91 | |
45 | 3 | Оксиды углерода и кремния: состав, строение, свойства, применение. Топливо. | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. | Газогенератор, генераторный газ, газификация твердого топлива. | Д.: 1) получение СО2 и взаимодействие его с водой, растворами щелочей. | §26, 27, 31 упр.14-18 с. 91, упр.3 с. 101 | |
46-47 | 4-5 | Угольная и кремневая кислоты и их соли. Круговорот углерода в природе. Силикатная промышленность. | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. | Карбонат-ионы, гидрокарбонат-ионы. | Д. - получение кремниевой кислоты, Л.-11, Л.-12 Д.: 1) виды стекла, 2) затвердевание цемента при смешивании с водой, Л.-13 | §28, 29, 32, 33упр.19, 21 с. 91, упр.22 с. 92, упр.5 с. 101 §39, упр.9 с. 101 | |
48 | 6 | Решение задач на вычисление массы (объёма) продукта реакции по известной массе (объёму) исходного вещества, содержащего примеси. | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы, решение задач. | с.169, тип задач 2 (1,2), зад. 1 с.92, зад. 2 с.101 подготовиться к Пр. раб. №5 с.102 | |||
49 | 7 | Практическая работа №5 «Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов». | Применение знаний. Словесно-наглядно-практический. Практическая работа. | Пр. раб. №5, с.102 | |||
50 | 8 | Контрольная работа №4 по теме «Подгруппа углерода». | Контроль знаний. Репродуктивный. Контрольная работа. | ||||
51-53 | 1-3 | Металлы (12 ч.) Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атомов металлов. Общее представление о сплавах. Общие химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Сплавы. | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. | Металлическая связь, металлическая кристаллическая решетка, сплав. | §34-38, упр. 11 зад. 4,5 с. 120 | ||
54 | 4 | Электролиз. Сущность электролиза. Практическое значение и применение электролиза для получения металлов, водорода, хлора и щелочей. | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. | Электролиз. | Д. – электролиз раствора хлорида меди (II) | Записи | |
55 | 5 | Общая характеристика металлов I и III группы главной подгруппы периодической системы. Кальций, строение, свойства. Соединения кальция. Жесткость воды и способы её устранения. | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. | Жесткость воды. | Л.-16 Д. – 1)взаимодей-ствия кальция и его оксида с водой, 2) качествен-ные реакции на ионы кальция и бария. Д. – устранение жесткости воды. | §39-41 упр.8,9 зад. 1 с. 126 §49 (до жесткости воды, до с. 131), упр.5-9 зад.1,2 с.133 §49 (до конца), упр.15 зад. 3 с. 133 | |
56 | 6 | Алюминий: строение, свойства. Соединения алюминия. | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. | Д.: 1)взаимодей-ствие алюминия с кислородом, водой, кислотами, солями, 2)механичес-кая прочность оксидной пленки алюминия. Л.-18 | §42, упр.5-8, зад. 2 с. 138, подготовиться к Пр. раб. №6 с.139 | ||
57 | 7 | Практическая работа №6 «Решение экспериментальных задач». | Применение знаний. Словесно-наглядно-практический, частично-поисковый. Практическая работа. | Пр. раб. №6 с.131 | |||
58 | 8 | Железо. Строение атомов железа. Свойства железа – простого вещества. Соединения железа. | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. | Д.: 1)горение железа в кислороде, 2)получение гидроксидов железа (II и III). | §43-44, упр.5 зад. 1 с. 144 | ||
59 | 9 | Сплавы железа (чугун, сталь). Применение железа и его соединений. Понятие о металлургии. Металлы в современной технике. Основные способы промышленного получения металлов. | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. | Чугун, сталь, легированные, нержавеющие стали, закалка и отпуск стали. Металлургия, руда, пустая порода, пирометаллургия, гидрометаллургия, металлотермия, электрометаллургия. | Л. – ознакомление с образцами чугуна и стали | §45, повторить упр.10 с. зад. 1,2 с. 157 | |
60 | 10 | Производство чугуна и стали. | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. | Шихта, доменная печь, флюсы, концентрат, агломерация, шлак, хвосты, (части доменной печи); кислородный конвертор, электропечь, мартеновская печь, передельный чугун, раскислители, прокат стали. | §46-47, упр.6-10 (устно) зад. 3 с. 157, упр.12-15 (устно) зад. 4 с. 157 | ||
61 | 11 | Практическая работа №7 «Решение экспериментальных задач по теме «Металлы»». | Применение знаний. Словесно-наглядно-практический, частично-поисковый. Практическая работа. | Пр. раб. №7 с. 136-137 | |||
62 | 12 | Контрольная работа №5 по теме «Металлы». | Контроль знаний. Репродуктивный. Контрольная работа. | ||||
63 | 1 | Обобщение знаний по курсу «Неорганическая химия» (5 ч.) Периодический закон и ПСХЭ (периодическая система химических элементов) Д. И. Менделеева | Словесный, повторение и закрепление знаний. Объяснительно-репродуктивный, словесный, решение упражнений Беседа. | Записи, §7,15,24, 34,39 (9 кл.), §37-41 (8 кл.) | |||
64 | 2 | Общие закономерности протекания химических реакций. | Словесный, повторение и закрепление знаний. Объяснительно-репродуктивный, словесный, решение упражнений Беседа. | Записи, §14-16,19, 21 (9 кл.), | |||
65 | 3 | Генетическая связь между классами неорганических веществ. | Комбинированный, повторение и закрепление знаний. Объяснительно-репродуктивный, словесный, решение упражнений Беседа. | Записи. | |||
66 | 4 | Годовая итоговая контрольная работа. | Контроль знаний. Репродуктивный. Контрольная работа. | ||||
67 | 5 | Основные направления химизации страны. Развитие химической науки. | Комбинированный, обучающий. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. | Интенсификация химического производства, комплексное использование сырья, малоотходные и безотходные технологии. | Записи |
Литература:
- «Программа курса химии (VIII-IX) Г. Е. Рудзитиса», Москва «Просвещение» 1994г.
- Фельдман Ф. Г., Рудзитис Г. Е.: Химия: Неорганическая химия. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений, Москва, Просвещение, 2011г.
- «Химия 8-11 классы (тематическое планирование по учебнику Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана), составитель Л. М. Брейгер», издательство Волгоград «Учитель-АСТ», 2002г.
Пояснительная записка.
Программа Г. Е. Рудзитиса по курсу химии в 9 классе рассчитана на 2,5 часа в неделю. Считаю, что это наиболее полноценная и логически правильно выстроенная программа обучения данного курса химии. Поэтому я взял её за основу, но адаптировал к изучению в 2 часа в неделю. При этом тема «Вода. Растворы» была перенесена с конца 8-го класса в начало 9-го класса последующим причинам: 1) важность данной темы в последующем обучении, необходимость её хорошей проработки, 2) на практике, обычно, не хватает 3-4 часа в конце учебного года. Кроме того, для целостности картины была введена тема «Галогены». А тема «Органические соединения углерода», наоборот, была исключена, так как считаю, что поверхностное изучение данной темы, которую предстоит изучать более детально и подробно в следующем курсе химии, основано только на механическом заучивании, а не на логическом понимании взаимосвязи строения и свойств. Это лишняя ненужная трата учебного времени для учителя и сил для учащихся. Тем более что в настоящее время в стране всеобщее 11-летнее образование (а не 9-летнее как раньше), и нет прерывания в процессе образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа и Календарно-тематическое планирование «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники». 6 класс (биология 1 час/нед) Авторы: Пономарёва Н.И., Корнилова О.А., Кучменко В.С. на 2012 – 2013 учебный год
Рабочая программа на 2012 – 2013 учебный год разработана на основе авторской «Природоведение. Биология. Экология. 5-11 классы. И.Н. Пономаревой, В.С. Кучменко, 6 класс Растения. Бактерии. Грибы....
Рабочая программа и календарно - тематическое планирование по алгебре для 8-го класса на 2012-2013 учебный год по УМК А .Г. Мордковича и его соавторов.
Рабочая программа и тематическое планирование предназначены для повседневной работы учителя в 8-ом классе.Программа составлена по УМК А.Г. Мордковича и его соавторов; рассчитана на 105 часов в год и 5...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по ОБЖ для 8 класса общеобразовательной школы на 2013-2014 учебный год
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по ОБЖ для 8 класса общеобразовательной школы.Программа рассчитана на 34 учебных часа и разработана на основе авторской программы под общей ред...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по ОБЖ для 10 класса общеобразовательной школы на 2013-2014 учебный год
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по ОБЖ для 10 класса общеобразовательной школы.Программа рассчитана на 34 учебных часа и разработана на основе авторской программы под общей ре...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по ОБЖ для 11 класса общеобразовательной школы на 2013-2014 учебный год
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по ОБЖ для 11 класса общеобразовательной школы.Программа рассчитана на 34 учебных часа и разработана на основе авторской программы под общей ре...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по обществознанию для 8 класса школы VII вида на 2012-2013 учебный год
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по обществознанию для 8 класса школы VII вида на 2012-2013 учебный год.Рабочая программа для школы VII вида разрабатывается так же, как програм...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование в 8 классе по химии_2014-15 учебный год
Представлена рабочая программа и календарно-тематическое планирование в 8 классе по химии по УМК Г. Е. Рудзитиса на 2014-15 учебный год без контрольно-измерительных материалов....