Рабочая программа и календарно - тематическое планирование по химии 10 класс
рабочая программа по химии (10 класс) по теме
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по химии составлено к линии УМК О.С.Габриеляна для 10 класса, базовый уровень.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_himii_10_klass.doc | 160 КБ |
ktp_himiya_10klass.doc | 176 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ХИМИИ (10 класс)
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ (1 час в неделю, всего 35 часов)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного 5 марта 2004 года приказ № 1089, на основе примерной программы по химии для основной школы и на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна (в основе УМК лежат принципы развивающего и воспитывающего обучения. Последовательность изучения материала: строение атома → состав вещества → свойства).
Рабочая программа предназначена для изучения химии в 10 классе средней общеобразовательной школы по учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 10 класс. Базовый уровень». «Дрофа», 2014. Учебник соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта базового уровня и реализует авторскую программу О.С. Габриеляна. Входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014/2015 учебный год. Учебник имеет гриф «Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации».
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы
- Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 (ред. от 02.02.2011) "Об образовании".
- Типовое положение об общеобразовательном учреждении (ред. от 10.03.2009), утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196.
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993.
- Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ ОТ 09.03.2004 № 1312).
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ МО РФ ОТ 05.03.2004 № 1089). Стандарт основного общего образования по химии.
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
- Примерные программы по химии, разработанные в соответствии с государственными образовательными стандартами 2004 г.
- Областной закон «Об образовании в Ростовской области».
- Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2006.
Цели изучения курса
Изучение химии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
- овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
- воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ХИМИЯ
Особенности содержания обучения химии в средней (полной) школе обусловлены спецификой химии как науки и поставленными задачами. Основными проблемами химии являются изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, получение
веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических реакций и путей
управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии. Поэтому в программе по химии нашли отражение основные содержательные линии:
вещество — знания о составе и строении веществ, их важнейших физических и химических свойствах, биологическом действии;
химическая реакция — знания об условиях, в которых проявляются химические свойства веществ, о способах управления химическими процессами;
применение веществ — знания и опыт практической деятельности с веществами, которые наиболее часто употребляются в повседневной жизни, широко используются в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте;
язык химии — система важнейших понятий химии и терминов, которые их обозначают, номенклатура неорганических веществ, т. е. их названия (в том числе тривиальные), химические формулы и уравнения, а также правила перевода информации с естественного языка на язык химии и обратно.
С целью формирования единой целостной химической картины мира и для обеспечения преемственности между основной и старшей ступенями обучения в общеобразовательных учебных заведениях, содержание курса органической химии 10 класса разработано с учетом знаний, полученных учащимися в основной школе.
Такое структурирование обусловлено тем, что курс основной школы заканчивается небольшим (10-12ч) знакомством с органическим соединениями, поэтому необходимо заставить «работать» небольшие сведения по органической химии 9 класса на курс органической химии в 10 классе. Таким образом, осуществляется внутрипредметная интеграция учебной дисциплины «Химия».
Межпредметная естественнонаучная интеграция позволяет на химической базе объединить знания физики, биологии, географии, экологии в единое понимание естественного мира, т.е. сформировать целостную естественнонаучную картину мира. Это позволит старшеклассникам осознать то, что без знания основ химии восприятие окружающего мира будет неполным и ущербным, а люди, не получившие таких знаний, могут неосознанно стать опасными для этого мира, так как химически неграмотное обращение с веществами и процессами грозит немалыми бедами.
Интеграция химических знаний с гуманитарными дисциплинами: историей, литературой, мировой художественной культурой позволяет средствами учебного предмета показать роль химии в нехимической сфере человеческой деятельности, т.е. полностью соответствует гуманизации и гуманитаризации обучения.
Теоретическую основу органической химии составляет теория строения в ее классическом понимании – зависимости свойств веществ от их химического строения, т.е. от расположения атомов в молекулах органических соединений согласно их валентности. Электронное и пространственное строение органических соединений при том количестве часов, которое отпущено на изучение органической химии, рассматривать не представляется возможным. В содержании курса органической химии сделан акцент на практическую значимость учебного материала. Поэтому изучение представителей каждого класса органических соединений начинается с практической посылки – с их получения. Химические свойств веществ рассматриваются сугубо прагматически – на предмет их практического применения. В основу конструирования курса положена идея о природных источниках органических соединений и их взаимопревращениях, т.е. идеи генетической связи между классами органических соединений.
В начале курса рассматривается строение и классификация органических соединений, теоретическую основу которой составляет современная теория химического строения. Полученные теоретические знания учащихся затем закрепляются и развиваются на богатом фактическом материале химии классов органических соединений, которые рассматриваются в порядке усложнения от более простых (углеводородов) до наиболее сложных – биополимеров. Такое построение курса позволяет усилить дедуктивный подход к изучению органической химии, позволяет в полной мере использовать в обучении логические операции мышления: анализ и синтез, сравнение и аналогию, систематизацию и обобщение.
Корректирование.
В авторскую программу О.С. Габриеляна, рассчитанную на 1 ч в неделю, внесены некоторые изменения.
Исключена тема «Биологически активные органические соединения», так как эта тема не включена в Требования к уровню подготовки выпускников.
За счет сократившегося количества часов увеличено число часов на изучение тем:
- «Углеводороды и их природные источники» (10 ч вместо 8),
- «Кислородсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе» (11 ч вместо 10), так как эти темы наиболее важны в курсе органической химии.
А также выделено 2 часа на обобщение и систематизацию знаний по курсу органической химии в конце учебного года.
Увеличено число часов на изучение темы «Азотсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе» за счет исключения раздела «Нуклеиновые кислоты», так как он отсутствует в Обязательном минимуме содержания основного общего образования.
Исключены некоторые демонстрационные и лабораторные опыты.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения химии в 10 классе отводит 35 учебных часов, из расчета 1 час в неделю.
Учебный план МБОУ Верхнедонской гимназии соответствует Федеральному базисному учебному плану и составляет также 35 учебных часа из расчета 1 час в неделю, 35 рабочих недель.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (35 ч)
ВВЕДЕНИЕ (1ч)
Предмет органической химии. Сравнение органических соединений с неорганическими. Природные, искусственные и синтетические органические соединения.
Тема 1. ТЕОРИЯ СТРОЕНИЯ ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ (2 ч)
Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов согласно их валентности. Основные положения теории химического строения органических соединений. Понятие о гомологии и гомологах, изомерии и изомерах. Химические формулы и модели молекул в органической химии.
Демонстрации. Модели молекул гомологов и изомеров органических соединений.
Тема 2. УГЛЕВОДОРОДЫ И ИХ ПРИРОДНЫЕ ИСТОЧНИКИ (10 ч)
ПРИРОДНЫЙ ГАЗ. Природный газ как топливо. Преимущества природного газа перед другими видами топлива. Состав природного газа.
АЛКАНЫ: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (на примере метана и этана): горение, замещение, разложение и дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.
АЛКЕНЫ. Этилен, его получение (дегидрированием этана и дегидротацией этанола). Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Полиэтилен, его свойства и применение. Применение этилена на основе свойств.
АЛКАДИЕНЫ И КАУЧУКИ. Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными связями. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Резина.
АЛКИНЫ. Ацетилен, его получение пиролизом метана и карбидным способом. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе его свойств. Реакция полимеризации винилхлорида. Поливинилхлорид и его применение.
БЕНЗОЛ. Получение бензола из гексана и ацетилена. Химические свойства бензола: горение, галогенирование, нитрование. Применение бензола на основе его свойств.
НЕФТЬ. Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе.
Демонстрации. Горение метана, этилена, ацетилена. Отношение метана, этилена, ацетилена и бензола к растворам перманганата калия и к бромной воде. Получение этилена реакцией дегидратации этанола и деполимеризации полиэтилена, ацетилена карбидным способом. Разложение каучука при нагревании, испытание продуктов разложения на непредельность. Коллекция образцов нефти и нефтепродуктов.
Лабораторные опыты.
- Определение элементарного состава органических соединений.
- Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах.
- Получение и свойства ацетилена
- Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки»
Расчетные задачи. Нахождение молекулярной формулы газообразного углеводорода по его плотности и массовой доле элементов или продуктам сгорания.
Тема 3. КИСЛОРОДСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ И ИХ ПРИРОДНЫЕ ИСТОЧНИКИ (11 ч)
Единство химической организации живых организмов. Химический состав живых организмов.
СПИРТЫ. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Представление о водородной связи. Химические свойства этанола: взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе его свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение.
Понятие о предельных многоатомных спиртах. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина.
КАМЕННЫЙ УГОЛЬ. ФЕНОЛ. Коксохимическое производство и его продукция. Получение фенола коксованием каменного угля. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Поликонденсация фенола с формальдегидом в фенолформальдегидную смолу. Применение фенола на основе его свойств.
АЛЬДЕГИДЫ. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Химические свойства альдегидов: окисление в соответствующую кислоту и восстановление в соответствующий спирт. Применение формальдегида и ацетальдегида на основе его свойств.
КАРБОНОВЫЕ КИСЛОТЫ. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с неорганическими кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.
СЛОЖНЫЕ ЭФИРЫ. ЖИРЫ. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.
Жиры как сложные эфиры. Химические свойства жиров: гидролиз (омыление) и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств.
УГЛЕВОДЫ. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза). Значение углеводов в живой природе и жизни человека.
Глюкоза – вещество с двойственной функцией – альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, брожение (молочнокислое и спиртовое). Применение глюкозы на основе свойств.
Дисахариды и полисахариды. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза ⇄ полисахарид.
Демонстрации. Окисление спирта в альдегид. Качественная реакция на многоатомные спирты. Коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки». Растворимость фенола в воде при обычной температуре и при нагревании. Качественные реакции на фенол. Реакция «серебряного зеркала» альдегидов и глюкозы. Окисление альдегидов и глюкозы в кислоты с помощью гидроксида меди (II). Получение уксусно-этилового эфира. Качественная реакция на крахмал.
Лабораторные опыты.
- Свойства этилового спирта
- Свойства глицерина
- Свойства формальдегида
- Свойства уксусной кислоты
- Свойства глюкозы
- Свойства крахмала
Тема 4. АЗОТСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ И ИХ НАХОЖДЕНИЕ В ЖИВОЙ ПРИРОДЕ (6 ч)
АМИНЫ. Понятие об аминах. Получение ароматического амина – анилина – из нитробензола. Анилин как органическое основание. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина: ослабление основных свойств и взаимодействие с бромной водой. Применение анилина на основе свойств.
АМИНОКИСЛОТЫ. Получение аминокислот из карбоновых кислот и гидролизом белков. Химические свойства аминокислот как амфотерных органических соединений: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств.
БЕЛКИ. Получение белков реакцией поликонденсации аминокислот. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз и цветные реакции. Биохимические функции белков.
Генетическая связь между классами органических соединений.
Демонстрации. Взаимодействие аммиака и анилина с соляной кислотой. Реакция анилина с бромной водой. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Растворение и осаждение белков. Цветные реакции белков: ксантопротеиновая и биуретовая. Горение птичьего пера и шерстяной нити. Модель молекулы ДНК.
Лабораторные опыты.
- Свойства белков
Практическая работа
- Идентификация органических соединений
Тема 5. ИСКУССТВЕННЫЕ И СИНТЕТИЧЕСКИЕ ПОЛИМЕРЫ (3 ч)
ИСКУССТВЕННЫЕ ПОЛИМЕРЫ. Получение искусственных полимеров, как продуктов взаимодействия химической модификации природного полимерного сырья. Искусственные волокна (ацетатный шелк, вискоза), их свойства и применение.
СИНТЕТИЧЕСКИЕ ПОЛИМЕРЫ. Получение синтетических полимеров реакциями полимеризации и поликонденсации. Структура полимеров: линейная, разветвленная и пространственная. Представители синтетических пластмасс: полиэтилен низкого и высокого давления, полипропилен и поливилхлорид. Синтетические волокна: лавсан, нитрон и капрон.
Демонстрации. Коллекция пластмасс и изделий из них. Коллекция искусственных и синтетических волокон и изделий из них. Распознавание волокон по отношению к нагреванию и химическим реактивам.
Лабораторные опыты.
Ознакомление с образцами пластмасс, волокон и каучуков.
Практическая работа
Распознавание пластмасс и волокон
Резерв (2 ч)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п\п | Тема | Количество часов по программе | Количество часов по планированию | ||
уроки | практические работы | контрольные работы | |||
Введение. | 1 | 1 | |||
1 | Теория строения органических соединений. | 2 | 1 | 1 | |
2 | Углеводороды и их природные источники. | 10 | 9 | 1 | |
3 | Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники. | 11 | 10 | 1 | |
4 | Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе | 6 | 4 | 1 | 1 |
5 | Искусственные и синтетические полимеры | 3 | 2 | 1 | |
Резерв | 2 | 2 | |||
Итого: | 35 | 29 | 2 | 4 |
Перечень контрольных работ
- Стартовая контрольная работа
- Контрольная работа № 1 по теме «Углеводороды и их природные источники»
- Контрольная работа № 2 по теме «Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники»
- Контрольная работа № 3 по теме «Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе»
Кроме выше перечисленных основных форм контроля будут осуществляться небольшие текущие самостоятельные и тестовые работы в рамках каждой темы в виде фрагментов урока.
Перечень практических работ
- Практическая работа № 1.
Идентификация органических соединений.
- Практическая работа № 2.
Распознавание пластмасс и волокон.
Перечень лабораторных опытов
- Изготовление моделей молекул углеводородов
- Определение элементного состава органических соединений
- Получение и свойства ацетилена
- Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах
- Свойства крахмала
- Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки»
- Свойства глюкозы
- Свойства этилового спирта
- Свойства глицерина
- Свойства формальдегида
- Свойства уксусной кислоты
- Свойства жиров
- Сравнение свойств растворов мыла и стирального порошка
- Свойства белков
- Ознакомление с коллекцией пластмасс, волокон и каучуков
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
- Закон РФ «Об образовании»
- Областной закон «Об образовании в Ростовской области»
- Государственный образовательный стандарт. Федеральный компонент, Региональный компонент.
- Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования, 2004 г.
- Сравнительный анализ Обязательного минимума содержания общего образования (1998 г) и Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Проблемы освоения федерального компонента государственного стандарта общего образования (сборник методических материалов). Автор Л.Г.Королева, Ростов-на-Дону, 2005 год.
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ, 2004 год
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная литература:
- Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2006.
- Химия. 10 класс. Базовый уровень: учебник для общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян.–М: «Дрофа», 2009. – 191, [1] с. : ил.
- Габриелян О.С. Настольная книга для учителя. М.: Блик и К, 2008.
- Химия. 10 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 10 класс. Базовый уровень» / О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А. Ушакова и др.. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 253, [3] с.
- Габриелян О.С. «Химия. 10 класс». Рабочая тетрадь. М.: Дрофа, 2013
Дополнительная литература:
- Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. 10 класс: учеб.пособие для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, Е.Е. Остроумова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005. – 399, [1] с.
- Репетитор по химии / под ред. А.С. Егорова. – Изд. 30-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 762, [1] с.: ил. – (Абитуриент).
- ЕГЭ 2010. Химия. Типовые тестовые задания / Ю.Н. Медведев. – М.: Издательство «Экзамен», 2010. – 111, [1] с.
- Химия. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ. Задания высокого уровня сложности (С1- С5): учебно – методическое пособие / Под ред. В.Н. Доронькина. – Ростов н/Д: Легион, 2010. – 128с. – (Готовимся к ЕГЭ).
- Отличник ЕГЭ. Химия. Решение сложных задач. Под редакцией А.А. Кавериной / ФИПИ. – М.: Интеллект-Центр, 2010. – 200с.
- Единый государственный экзамен 2009. Химия. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ. – М.: Интеллект-Центр, 2009. – 272с.
- Химия. ЕГЭ – 2009. Тематические тесты. Базовый и повышенный уровни (А1-А30; В1-В10): учебно – методическое пособие / Под ред. В.Н. Доронькина. – Ростов н/Д: Легион, 2008. – 411, [2] с. – (Готовимся к ЕГЭ).
- Химия. Подготовка к ЕГЭ – 2009. Вступительные испытания: учебно – методическое пособие / Под ред. В.Н. Доронькина. – Ростов н/Д: Легион, 2008. – 333 с. – (Готовимся к ЕГЭ).
- Хомченко И.Г. Решение задач по химии. – М.: ООО «Издательство Новая Волна», 2005. – 256с.
- Хомченко Г.П. Химия для поступающих в вузы: Учеб.пособие. – М.: Высш.шк., 1985. – 367 с., ил.
- Глинка Н.Л. Общая химия. Издательство «Химия», 1979
ЭЛЕКТРОННЫЕ ПОСОБИЯ
Мультимедийные пособия:
1.Астафьев С.В. Уроки химии с применением информационных технологий . 9 класс. М.: «Глобус» 2009
2. Бердоносов С.С. Мультимедийное приложение к учебнику. 9 класс. «Физикон». 2009.
3.Денисова В.Г. Мастер – класс учителя химии 8-11 классы. М.: «Глобус» 2010
Интернет-ресурсы
- «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам О.С. Габриеляна) (http://school-collection.edu.ru/).
- http://him.1september.ru/index.php– журнал «Химия».
- http://him.1september.ru/urok/-Материалы к уроку. Все работы, на основе которых создан сайт, были опубликованы в журнале «Химия». Авторами сайта проделана большая работа по систематизированию газетных статей с учётом школьной учебной программы по предмету "Химия".
4. www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования
5. www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
- http://djvu-inf.narod.ru/ - электронная библиотека
РЕЗУЛЬТАТЫ (В РАМКАХ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ – ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ) ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И СИСТЕМА ИХ ОЦЕНКИ
В результате изучения курса органической химии ученик должен
знать/понимать
- важнейшие химические понятия: углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
- основные теории химии: химической связи, строения органических соединений;
- важнейшие вещества и материалы: уксусная кислота, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы.
уметь
- называть вещества по их химическим формулам; общие свойства классов органических веществ; функциональные группы органических веществ; виды химических связей; основные положения теории химического строения органических веществ А.М.Бутлерова; признаки классификации органических веществ; гомологи и изомеры различных классов органических веществ; признаки и условия осуществления химических реакций; области применения отдельных органических веществ (например, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка и др.); области практического применения пластмасс, продуктов переработки нефти, природного газа и каменного угля;
- определять принадлежность веществ к определенному классу; наличие водородной связи между молекулами органических веществ;
- составлять молекулярные и структурные формулы органических веществ; уравнения химических реакций, подтверждающих свойства органических веществ, их генетическую связь; уравнения электролитической диссоциации кислот; полные и сокращенные ионные уравнения реакций обмена; уравнения химических реакций, лежащих в основе промышленного получения метанола; план решения экспериментальных задач, распознавания веществ, принадлежащих к различным классам; отчет о проведенной практической работе по получению веществ и изучению их химических свойств;
- характеризовать качественный и количественный состав вещества; химические свойства органических веществ; химическое строение органических веществ; связь между составом, строением, свойствами веществ и их применением; свойства и физиологическое действие на организм этилового спирта, бензина; химическое загрязнение окружающей среды как следствие производственных процессов и неправильного использования веществ в быту, сельском хозяйстве; способы защиты окружающей среды от загрязнения;
- объяснять сущность основных положений теории химического строения органических соединений А.М.Бутлерова; способы образования ковалентной (неполярной и полярной), водородной связей; зависимость химических свойств органических веществ от вида химической связи и наличия функциональных групп; причины многообразия органических соединений;
- соблюдать правила техники безопасности при обращении с химической посудой, лабораторным оборудованием и химическими реактивами, личного поведения в химической лаборатории, повседневной жизни при обращении с веществами, способствующими защите окружающей среды от загрязнения, оказания первой помощи себе и пострадавшим от неумелого обращения с веществами.
- проводить опыты по получению, собиранию и изучению свойств органических веществ; распознавание предельных и непредельных органических соединений; изготовление моделей молекул веществ: метан, этан, ацетилен, этанол, уксусная кислота; расчеты по химическим формулам и уравнениям с участием органических веществ.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
- приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Деятельность образовательного учреждения общего образования в обучении химии в средней (полной) школе должна быть направлена на достижение следующих личностных результатов:
1) в ценностно-ориентационной сфере — воспитание чувства гордости за российскую химическую науку, гуманизма, целеустремлённости;
2) в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
3) в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по химии являются:
1) использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;
2) использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно- следственных связей, поиск аналогов;
3) умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
4) умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
5) использование различных источников для получения химической информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата.
В области предметных результатов образовательное учреждение общего образования предоставляет ученику возможность на ступени среднего (полного) общего образования научиться:
а) на базовом уровне
в познавательной сфере:
• давать определения изученным понятиям;
• описывать демонстрационные и самостоятельно проведённые эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии;
• описывать и различать изученные классы органических соединений, химические реакции;
• классифицировать изученные объекты и явления;
• наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические реакции, протекающие в природе и в быту;
• делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;
• структурировать изученный материал;
• интерпретировать химическую информацию, полученную из других источников;
• моделировать строение простейших молекул органических веществ;
в ценностно-ориентационной сфере:
• анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной
деятельности человека, связанной с переработкой веществ;
в трудовой сфере:
• проводить химический эксперимент;
в сфере физической культуры:
• оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием;
Конкретные требования к уровню подготовки выпускников, установленные стандартом, определены для каждого урока и включены в календарно-тематическое планирование.
Формы контроля знаний и умений
- Текущий контроль уровня усвоения знаний осуществляется по результатам устного опроса, выполнения учащимися индивидуальных карточек, тестовых заданий.
- Промежуточный контроль уровня знаний учащихся предусматривает проведение самостоятельных работ и тестирования.
- Итоговый (тематический) контроль осуществляется с помощью контрольных и практических работ.
СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО ХИМИИ
Результаты обучения химии должны соответствовать общим задачам предмета и требованиям к его усвоению.
Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе. При оценке учитываются следующие качественные показатели ответов:
- глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям);
- осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию);
- полнота (соответствие объему программы и информации учебника).
При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные).
Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (например, ученик неправильно указал основные признаки понятий, явлений, характерные свойства веществ, неправильно сформулировал закон, правило и пр. или ученик не смог применить теоретические знания для объяснения и предсказания явлений, установления причинно-следственных связей, сравнения и классификации явлений и т.п.).
Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например, упущение из вида какого-либо нехарактерного описания вещества, процесса). К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности (например, на два и более уравнений реакций в полном ионном виде допущена одно ошибка в обозначении заряда иона).
Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов учащихся, а также при выполнении ими химического эксперимента.
Оценка устного ответа
Отметка «5»:
- ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
- материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;
- ответ самостоятельный.
Отметка «4»:
- ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
- материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»:
- ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
Отметка «2»:
- при ответе обнаружено непонимание учащимися основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
Отметка «1»:
- отсутствие ответа.
Оценка экспериментальных умений
Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу.
Отметка «5»:
- работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;
- эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;
- проявлены организационно-трудовые умения (поддерживаются чистота рабочего места и порядок на столе, экономно используются реактивы).
Отметка «4»:
- работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.
Отметка «3»:
- работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.
Отметка «2»:
- допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
Отметка «1»:
- работа не выполнена, у учащегося отсутствуют экспериментальные умения.
Оценка умений решать экспериментальные задачи
Отметка «5»:
- план решения составлен правильно;
- правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования;
- дано полное объяснение и сделаны выводы.
Отметка «4»:
- план решения составлен правильно;
- правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, при этом допущено не более двух несущественных ошибок в объяснении и выводах.
Отметка «3»:
- план решения составлен правильно;
- правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, но допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.
Отметка «2»:
- допущены две (и более) ошибки в плане решения, в подборе химических реактивов и оборудования, в объяснении и выводах.
Отметка «1»:
- задача не решена.
Оценка умений решать расчетные задачи
Отметка «5»:
- в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.
Отметка «4»:
- в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
- в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.
Отметка «2»:
- имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.
Отметка «1»:
- Отсутствие ответа на задание.
Оценка письменных контрольных работ
Отметка «5»:
- ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Отметка «4»:
- Ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
- Работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.
Отметка «2»:
- Работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
Отметка «1»:
- Работа не выполнена.
При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.
Отметка за итоговую контрольную работу корректирует предшествующие при выставлении отметки за четверть, полугодие, год.
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п\п | Класс/ Дата | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки уч-ся | Вид контроля. измерители | Демонстрации эксперимент | Учебно-наглядное оборудование, медиаресурсы | Домашнее задание | |
10-а | 10-б | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
ВВЕДЕНИЕ (1 ч) | ||||||||||
1 | 2.09 | 05.09 | Предмет органической химии | УИНМ | Предмет органической химии. Особенности строения и свойств органических веществ в сравнении с неорганическими веществами. | Знать определение органической химии, что изучает данная наука; различия между органическими и неорганическими веществами, особенности строения и свойств органических веществ; значение органической химии. | Д. коллекция органических веществ, материалов и изделий из них | «Органическая химия» Образцы органических веществ | § 1; упр. 5,6 стр.12 | |
| ||||||||||
2 | 09.09 | 12.09 | Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова | КУ | Валентность. Изомерия. Гомологический ряд, гомологи. Основные положения теории строения органических соединений и ее значение в современной органической и общей химии. Структурная изомерия и ее виды: «углеродного скелета», положения (кратной связи и функциональной группы), межклассовая. Пространственная изомерия и ее виды: геометрическая и оптическая. Биологическое значение оптической изомерии. | Знать предпосылки возникновения теории строения, основные положения теории и их доказательства; значение и основные направления ее развития. Иметь -представление об изомерии и изомерах как одной из причин многообразия органических соединений. Уметь записывать структурные формулы органических веществ (полые и сокращенные), определять изомеры. | Текущий. Фронтальный опрос | Демонстрации Модели молекул гомологов и изомеров органических соединений. Д.1.Взаимодействие натрия с этанолом и отсутствие взаимодействия с диметиловым эфиром | Портреты Ф.А. Кекуле, Э.Франкленда, А.М. Бутлерова. «Органическая химия» Интерактивный аппаратно-программный комплекс Interwrite Таблицы «Валентность», «Изомерия», «Виды химических связей» Модели молекул метана, этилена, ацетилена, н-бутана и изобутана. | § 2; упр. 2,8,10 стр.22 |
3 | 16.09 | 19.09 | Стартовая контрольная работа | КР | Учет и контроль знаний | Входной. Стартовая контрольная работа | ||||
| ||||||||||
4 | 23.09 | 26.09 | Алканы. Строение, номенклатура. | КУ | Гомологический ряд и общая формула алканов. Строение молекулы метана и других алканов. Изомерия и номенклатура. Алканы в природе. | Знать определение предельных углеводородов, определение гомологов, гомологической разности; характер химической связи в молекуле метана, общую формулу ряда предельных углеводородов, химические свойства алканов. Уметь -объяснять тетраэдрическое строение молекулы метана, и исходя из этого, зигзагообразное строение цепи у предельных углеводородов; - записывать молекулярные, структурные и электронные формулы алканов, называть их по систематической номенклатуре и по названию составлять формулы веществ; - различать понятия «гомолог» и «изомер»; составлять формулы гомологов и изомеров для данного органического вещества; -уметь составлять уравнения химических реакций, указывать условия их протекания. | Текущий. Фронтальный опрос, тесты | Печатные пособия: «Классификация и номенклатура органических соединений» «Гибридизация орбиталей» «Органическая химия» Виртуальная лаборатория | § 3; упр. 3, 5, 2 (б,г,д) стр.20. | |
5 | 30.09 | 03.10 | Алканы. Получение и свойства. | КУ | Промышленные способы получения: крекинг аканов, фракционная перегонка нефти. Лабораторные способы получения алканов: синтез Вюрца, декарбоксилирование солей карбоновых кислот, гидролиз Al4C3 Физические свойства алканов. Реакции замещения. Горение алканов в различных условиях. Термическое разложение. Изомеризация. Применение. Механизм реакции радикального замещения, его стадии. | Текущий. Фронтальный опрос, тесты | Демонстрации Горение метана. Отношение метана к растворам перманганата калия и к бромной воде Лабораторные опыты. Определение элементарного состава органических соединений. (Обнаружение H2O, сажи, CO2 в продуктах горения свечи) | Печатные пособия: «Классификация и номенклатура органических соединений» «Гибридизация орбиталей» «Типы органических реакций» Реактивы ацетат натрия, натронная известь, бромная вода, перманганат калия. Пробирки, цилиндры, кристаллизатор, колба, прибор для получения метана. | § 3; упр. 7, 8,12 стр.33. | |
6 | 07.10 | 10.10 | Решение задач на вывод формул органических веществ | КУ | Молекулярная, молярная масса вещества, относительная плотность газообразных веществ | Уметь решать задачи на нахождение молекулярной формулы вещества на основе его плотности, относительной плотности, массовой доли химических элементов в веществе и по продуктам сгорания. | Текущий. Фронтальный опрос, тесты | Интерактивный аппаратно-программный комплекс Interwrite, ДМ | Задачи, алгоритм выучить | |
7 | 14.10 | 17.10 | Алкены | КУ | Гомлогический ряд и общая формула алкенов.Строение молекул алкенов. Изомерия: структурная, пространственная, межклассовая. Номенклатура. Получение алкенов: из алканов, галогенпроизводных алканов, спиртов. Физические свойства алкенов. Химические свойства алкенов: присоединенне водорода, воды, галогенов, галогеноводородов. Окисление, полимеризация. Применение. Механизм реакции электрофильного присоединения к алкенам. Окисление алкенов в «мягких» и «жестких» условиях. | Знать -определение непредельных ряда этилена, общую формулу алкенов; -виды изомерии этиленовых, уметь составлять формулы различных изомеров, называть их; - физические и химические свойства, способы получения и области применения углеводородов ряда этилена. Уметь - называть вещества ряда этилена по систематической номенклатуре и по названию – записывать формулы; - доказывать химические свойства алкенов, записывать уравнения реакций, уметь их сравнивать со свойствами предельных углеводородов. | Промежуточный Самостоятельная работа теме «Алканы» | Демонстрация 1) горение этилена; 2) отношение этилена к растворам перманганата калия и к бромной воде; 3) получение этилена реакцией дегидратации этанола и деполимеризации полиэтилена | Печатные пособия: «Классификация и номенклатура органических соединений» «Гибридизация орбиталей» «Типы органических реакций» Виртуальная лаборатория Реактивы: Этанол, серная кислота (конц.), растворы бромной воды, перманганата калия, пробирки, штатив, пробка с газоотводной трубкой, спиртовка, колба, речной песок. | § 4 упр. 4,7,8,9 стр.41. |
8 | 21.10 | 24.10 | Алкадиены. Каучуки | КУ | Общая формула алкадиенов. Сопряженные диены. Изомерия и номенклатура. Аналогия в химических свойствах алкенов и алкадиенов. Полимеризация алкадиенов. Натуральный и синтетический каучуки. Вулканизация каучука. Резина. Работы С.В. Лебедева. Особенности реакций присоединения к алкадиенам с сопряженными связями. | Знать определение диеновых углеводородов, общую формулу, химические свойства, области применения; свойства и применение натурального каучука. Уметь записывать структурные формулы диеновых, составлять формулы изомеров диеновых, называть их, записывать уравнения химических реакций, доказывающие свойства углеводородов диенового ряда. | Текущий. Фронтальный опрос, тесты | Демонстрация Разложение каучука при нагревании, испытание продуктов разложения на непредельность. | Модели бутадиена-1, 3. коллекция «Каучук» «Органическая химия» Виртуальная лаборатория | § 5 |
9 | 28.10 | 31.10 | Алкины | УИНМ | Строение, гомологический ряд, общая формула, изомерия и номенклатура. Получение: метановый и карбидный способы. Физические свойства алкинов. Химические свойства(галогенирование, гидратация(реакция Кучерова), гидрирование, гидрогалогенирование, горение). Окисление алкенов.Применение алкинов. | Знать физические и химические свойства ацетилена. Уметь доказывать химические свойства ацетилена, записывать уравнения реакций, сравнивать со свойствами других непредельных и предельных углеводородов. | Текущий. Фронтальный опрос, тесты | Демонстрации 1) получение ацетилена карбидным способом; 2) горение ацетилена; 3) отношение ацетилена к растворам перманганата калия и к бромной водой Лабораторные опыты. Получение и свойства ацетилена. | Печатные пособия: «Классификация и номенклатура органических соединений» «Гибридизация орбиталей» «Типы органических реакций» Реактивы: Карбид кальция, раствор серной кислоты (1:3), растворы бромной воды, перманганата калия; пробирки, штатив, пробка с газоотводной трубкой, капельная воронка, колба (50 мл). | § 6, упр. 3-5, стр. 51 |
10 | 11.11 | 14.11 | Арены | КУ | Бензол как представитель аренов. Строение молекулы бензола. Изомерия, номенклатура. Гомологи бензола.Способы получения. Химические свойства бензола. Реакции замещения: галогенирование, нитрование, алкилирование. Применение бензола и его гомологов. Ядохимикаты. | Знать определение ароматических углеводородов, строение молекулы бензола. Уметь объяснять свойства бензола на основе его строения, записывать уравнения реакций, доказывающие химические свойства бензола. Иметь понятие о ядохимикатах, условиях их использования в сельском хозяйстве на основе требований охраны природы. | Текущий. Фронтальный опрос, тесты | Демонстрация Отношение бензола к бромной воде и перманганату калия. Модели молекулы бензола | Печатные пособия: «Гибридизация орбиталей» «Типы органических реакций», модель молекулы бензола Реактивы: Бензол, раствор перманганата калия, бромная вода, пробирки. | § 7, упр. 3- 6, стр. 55 |
11 | 18.11 | 21.11 | Природные источники углеводородов | КУ защита проекта | Природный газ, нефть. Переработка нефти. Фракционная перегонка, крекинг. Детонационная стойкость бензина, октановое число, ректификация. Экологические аспекты добычи, переработки и использования полезных ископаемых. | Знать состав и свойства нефти, нефтепродукты и области их применения. Иметь представление об октановом числе, детонационной стойкости бензинов. Уметь объяснять по схеме процесс перегонки нефти. | Текущий. Фронтальный и индивидуальный опрос | Демонстрация Коллекция образцов нефти и нефтепродуктов, модель нефтеперегонной установки. Лабораторные опыты: Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки» | Коллекции «Нефть», «Нефтепродукты» | § 8, упр. 6,7стр.63; упр.6,7 стр.51 |
12 | 25.11 | 28.11 | Урок – упражнение «Генетическая связь между классами углеводородов» | УПЗУ | Упражнения по составлению уравнений реакций с участием УВ; реакций, иллюстрирующих генетическую связь между различными классами УВ. Составление формул и названий УВ, их гомологов, изомеров. Решение расчетных задач на определение формул УВ по продуктам сгорания. Выполнение тестовых заданий. | Отработать теоретические и практические навыки, закрепить знания, полученные на предыдущих уроках. | Текущий. Фронтальный и индивидуальный опрос, тесты | Подготовиться к контрольной работе Упр.11 стр.52. | ||
13, | 02.12 | 05.12 | Контрольная работа № 1 по теме «Углеводороды и их природные источники» | КР | Контроль и учет знаний по изученной теме. | Контрольная работа | ||||
| ||||||||||
14 | 09.12 | 12.12 | Одноатомные спирты | УИНМ | Состав спиртов; классификация, номенклатура. Изомерия спиртов (положение гидроксильных групп, межклассовая, «углеродного скелета»). Физические свойства, межмолекулярная водородная связь. Химические свойства спиртов, обусловленные наличием гидроксильных групп. Важнейшие представители спиртов. Физиологическое действие метанола и этанола. | Знать -определение спиртов, состав и строение; сущность водородной связи и ее влияние на физические свойства спиртов; -основные области применения одноатомных спиртов, вытекающие из их свойств. Уметь -составлять формулы изомеров спиртов, называть их по систематической номенклатуре. -записывать уравнения химических реакций, доказывающие свойства спиртов. | Текущий. Фронтальный и индивидуальный опрос | Демонстрация Окисление спирта в альдегид Лабораторный опыт: Свойства этилового спирта | Реактивы: измельченный натрий, этанол прибор для количественного опыта взаимодействия натрия с этанолом «Органическая химия» Виртуальная лаборатория | § 9 упр. 13а,14 стр. 74. |
15 | 16.12 | 19.12 | Многоатомные спирты | КУ | Качественная реакция на многоатомные спирты. Многоатомный спирт, антифризы. | Знать свойства и применение глицерина. Уметь -записывать уравнения реакций, отражающие химические свойства многоатомных спиртов; - проводить качественную реакцию с гидроксидом меди на многоатомные спирты. | Текущий. Фронтальный и индивидуальный опрос | Демонстрация Качественная реакция на многоатомные спирты. Лабораторные опыты: Свойства глицерина | Реактивы: Глицерин, вода, растворы гидроксида натрия, сульфата меди, пробирки. «Органическая химия» Виртуальная лаборатория | § 9 упр. 13б стр. 74, задача |
16 | 23.12 | 26.12 | Фенол | КУ | Фенол, его физические свойства и получение. Химические свойства фенола. Кислотность. Поликонденсация фенола с формальдегидом: получение фенолформальдегидной смолы. Качественная реакция на фенол | Знать определение, строение фенола. Уметь -доказывать взаимное влияние атомов в молекуле фенола и подтверждать соответствующими уравнениями реакций; -определять фенол по характерным реакциям. Иметь представление об охране окружающей среды от промышленных отходов, содержащих фенол. | Текущий. Фронтальный и индивидуальный опрос | Демонстрация 1.Растворимость фенола в воде при обычной температуре и при нагревании. 2.Качественные реакции на фенол (с хлоридом железа (III), бромной водой, с раствором щелочи). | Реактивы: Растворы фенола, гидроксида натрия, насыщенный раствор бромной воды, вода, хлорид железа (III), пробирки. «Органическая химия» Виртуальная лаборатория | § 10 упр. 5, 6 стр.79 |
17 | 13.01 | 16.01 | Альдегиды и кетоны | КУ | Строение карбонильной группы. Химические свойства альдегидов, обусловленные наличием в молекул карбонильной группы атомов (гидрирование, окисление аммиачным раствором оксида серебра и гидроксида меди (II)). Качественные реакции на альдегиды. Получение альдегидов: окисление спиртов, дегидрирование спиртов, реакция Кучерова. Формальдегид, уксусный альдегид, применение альдегидов и кетонов. | Знать -определение альдегидов, строение молекулы; -способы получения альдегидов, области применения муравьиного и уксусного альдегидов. Уметь -составлять структурные формулы альдегидов, называть их по систематической номенклатуре -доказывать химические свойства альдегидов, записывать уравнения реакций. | Текущий. Фронтальный и индивидуальный опрос | Демонстрация Реакция «серебряного зеркала» альдегидов Окисление альдегидов и глюкозы в кислоты с помощью гидроксида меди (II) образцов ацетона и формалина Лабораторные опыт: Свойства формальдегида | Реактивы: Дистиллированная вода, гидроксид натрия (концентрированный и 10%); аммиачный раствор оксида серебра; раствор этаналя, сульфат меди; пробирки, пробиркодержатель, спиртовка, стакан с горячей водой. «Органическая химия» Виртуальная лаборатория | § 11 упр. 6, 7, стр. 84. |
18 | 20.01 | 23.01 | Карбоновые кислоты | КУ | Классификация, номенклатура. Карбоксильная группа. Способы получения карбоновых кислот. Физические свойства карбоновых кислот. Химические свойства (взаимодействие с металлами, основаниями, оксидами металлов, солями). Реакция этерификации. Применение карбоновых кислот | Знать -определение карбоновых кислот, гомологи, названия кислот по систематической номенклатуре, классификацию кислот; -способы получения и области применения кислот. Уметь доказывать химические свойства кислот, записывать уравнения реакций. | Текущий. Фронтальный и индивидуальный опрос | Демонстрация Получение уксусно-этилового эфира Лабораторные опыт: Свойства уксусной кислоты (отношение к индикаторам; взаимодействие с металлами, оксидами металлов, гидроксидами, солями; реакция этерификации). | Реактивы: Растворы уксусной, муравьиной кислоты, гидроксида натрия, карбоната натрия, изоамиловый спирт, серная кислота (конц.), лакмус, магний, оксид магния; пробирки, пробки, спиртовка, штатив, «водяная баня». «Органическая химия» Виртуальная лаборатория | § 12 упр. 2, 6, 8, 9,10 стр. 91. |
19 | 27.01 | 30.01 | Сложные эфиры | КУ | Строение сложных эфиров. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Гидролиз сложных эфиров. | Знать определение сложных эфиров, строение, свойства, получение и применение. Уметь составлять формулы сложных эфиров, называть их; -записывать уравнения реакций гидролиза и этерификации, знать условия осуществления этих реакций. | Текущий. Фронтальный и индивидуальный опрос | «Органическая химия» Виртуальная лаборатория Модели молекул сложных эфиров, образцы сложных эфиров (пищевые эссенции, этилацетат и др.), их производных (полиметилметакрилат, лавсан). | § 13 упр.11стр. 100 | |
20 | 03.02 | 06.02 | Жиры | УИНМ | Жиры – сложные эфиры глицерина и карбоновых кислот. Строение и распространение жиров. Классификация жиров. Жиры как сырье для получения мыла. Мыла, их моющие свойства. Понятие о СМС. | Знать определение жиров, их классификацию, строение, свойства. Уметь записывать структурные формулы жиров, уравнения гидролиза жира и образование его. Знать как происходит превращение жиров пищи в организме. | Текущий. Фронтальный и индивидуальный опрос | Лабораторные опыты: 1.Растворимость жиров в воде и органических растворителях2.Распознавание сливочного масла и маргарина с помощью подкисленного теплого KMnO4 3. Сравнение моющих свойств хозяйственного мыла и СМС в жесткой воде | «Органическая химия» Виртуальная лаборатория Образцы продуктов переработки жиров (свечи, мыло, глицерин, олифа, маргарин, масло). | § 13 упр.12стр. 100 |
21 | 10.02 | 13.02 | Углеводы. Моносахариды | УИНМ | Классификация углеводов. Гексозы и их представители. Строение молекулы глюкозы. Фруктоза как изомер глюкозы. Нахождение глюкозы и фруктозы в природе, их биологическая роль. Физические свойства глюкозы и фруктозы. Химические свойства глюкозы, обусловленные ее строением: реакции с гидроксидом меди (II), как многоатомного спирта, так и альдегида, реакция «серебряного зеркала», брожение глюкозы. Применение глюкозы на основе ее свойств. | Знать классификацию углеводов, состав и строение глюкозы, области ее применения, химические свойства глюкозы. Иметь представление об изомере глюкозы – фруктозе. Уметь записывать уравнения | Текущий. Фронтальный и индивидуальный опрос | Демонстрация Реакция «серебряного зеркала» глюкозы. Окисление глюкозы в кислоты с помощью гидроксида меди (II). Лабораторные опыт: Свойства глюкозы | Реактивы: Растворы глюкозы, гидроксида натрия, сульфата меди, нитрата серебра (I), аммиака, фруктозы; пробирки, спиртовка, держатель для пробирок. «Органическая химия» Виртуальная лаборатория | § 14 упр. 9,10 стр.108 |
22 | 17.02 | 20.02 | Дисахариды и полисахариды | КУ | Классификация углеводов. Дисахариды, сахароза, лактоза, мальтоза. Полисахариды: крахмал, целлюлоза. Гидролиз полисахаридов. Качественная реакция на крахмал. Применение полисахаридов на основании их свойств. Нахождение в природе, их биологическая роль. | Знать -состав, строение, свойства крахмала и целлюлозы в сравнении; - качественную реакция на крахмал, превращение крахмала пищи в организме; - области применения полисахаридов. Уметь составлять уравнения реакций окисления, гидролиза крахмала и целлюлозы и другие уравнения, знать причину сходства и отличия в строении и свойствах этих веществ. Иметь представление о получении ацетатного волокна, его свойствах, классификации волокон | Текущий. Фронтальный и индивидуальный опрос | Демонстрация Качественная реакция на крахмал. Лабораторные опыт: свойства крахмала | Реактивы: Вода, крахмал, крахмальный клейстер (можно разрезанный картофель), спиртовой раствор йода, йодид калия, раствор серной кислоты, свежеприготовленный раствор сульфата меди; пробирки, спиртовка, «Органическая химия» Виртуальная лаборатория Коллекция «Волокна» | § 15 упр. 7стр.116 |
23 | 24.02 | 27.02 | Урок – упражнение «Генетическая связь кислородсодержащих соединений» | УПЗУ | Упражнения по составлению уравнений реакций с участием кислородсодержащих соединений; реакций, иллюстрирующих генетическую связь между различными классами веществ. Решение расчетных задач на определение формул веществ по продуктам сгорания. Выполнение тестовых заданий. | Отработать теоретические и практические навыки, закрепить знания, полученные на предыдущих уроках. | Текущий. Фронтальный и индивидуальный опрос | Подготовиться к контрольной работе, задача. | ||
24 | 03.03 | 06.03 | Контрольная работа № 2 по теме «Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники» | КР | Контроль и учет знаний по изученной теме. | Контрольная работа | ||||
| ||||||||||
25 | 10.03 | 13.03 | Амины | КУ | Строение, номенклатура аминов. Алифатические и ароматические амины, их получение. Реакция Зинина. Физические свойства. Химические свойства: взаимодействие с водой и кислотами, горение. Основность аминов. Алкилирование и ацилирование аминов. | Знать определение класса аминов, строение, свойства, применение. Уметь -составлять структурные и электронные формулы аминов, давать им название; -составлять уравнения реакций, характеризующие свойства аминов, сравнивать их со свойствами аммиака, указывать причину сходства и отличия; -доказывать взаимное влияние атомов в молекулах аминов (анилина), подтверждать объяснение соответствующими уравнениями химических реакций. | Текущий. Фронтальный и индивидуальный опрос | Демонстрации1.Взаимодействие аммиака и анилина с соляной кислотой. 2.Реакция анилина с бромной водой. | анилин, соляная кислота, фенолфталеин, раствор гидроксида натрия, пробирки, бромная вода | § 16 упр. 5,7,8 стр.122 |
26 | 17.03 | 20.03 | Аминокислоты | КУ | Строение и изомерия аминокислот. Свойства аминокислот, обусловленные наличием в их молекулах основной амино- и кислотной карбоксильной групп. | Знать определение аминокислот, строение, свойства, области применения. Уметь -записывать структурные формулы аминокислот, составлять изомеры, называть их; -составлять уравнения реакций, характеризующие химические свойства аминокислот, доказывать их амфотерность. | Текущий. Фронтальный и индивидуальный опрос | Демонстрация Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот( | глицин, сульфат меди, гидроксид натрия, магний, лакмус, соляная кислота, пробирки | § 17 упр. 2, 4,10,стр.134 |
27 | 07.04 | 03.04 | Белки | КУ | Белки как полимеры. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства (гидратация, денатурация белков, пенообразование, гидролиз белков, горение, цветные реакции на белки). Биологические функции белков. | Знать -состав и строение белков (первичная, вторичная, третичная структуры), особенности их образования, свойства белков, превращение белков пищи в организме; - функции белков в организме. Уметь проделывать цветные реакции на белки. Иметь -представление о денатурации белка и условиях, вызывающих денатурацию; - представление о химическом и биологическом синтезе белков, микробиологической промышленности, ее значении. | Текущий. Фронтальный и индивидуальный опрос | Демонстрация 1.Растворение и осаждение белков. Цветные реакции белков: ксантопротеиновая и биуретовая. 2.Горение птичьего пера и шерстяной нити Лабораторные опыт: свойства белков | Раствор куриного белка, куриные перья, гидроксида натрия, сульфата меди, концентрированная азотная кислота, спиртовка, спички, зажим, пробирки. | § 17, упр. 11 стр. 134 |
28 | 14.04 | 10.04 | Генетическая связь между классами органических соединений | КУ | Понятие о генетической связи и генетическом ряде на примере взаимопереходов между классами углеводородов и кислород- и азотсодержащих соединений. Решение задач и упражнений. | Отработать теоретические и практические навыки, закрепить знания, полученные на предыдущих уроках. | Текущий. Фронтальный и индивидуальный опрос | Задача, превращение | ||
29 | 21.04 | 17.04 | Практическая работа № 1 «Идентификация органических соединений» | ПР | Решение экспериментальных задач: исследование свойств органических соединений. Качественные реакции. | Правила техники безопасности при выполнении практической работы. Уметь применять теоретические знания о химических свойствах органических веществ, качественных реакциях и способах получения органических соединений для решения экспериментальных задач, соблюдая при этом правила по технике безопасности. Уметь определять по характерным реакциям спирты, альдегиды, карбоновые кислоты, проводить реакции между ними, получать органические вещества, делать выводы, записывать уравнения реакций. | Практическая работа | Реактивы:водный раствор гидроксида натрия, серной кислоты, карбоната натрия, перманганата калия, бромной воды, сульфата меди II), аммиачный раствор оксида серебра, вода, 2 пробирки с жидкостью (бензойная кислота, анилин, глюкоза, формалин, этиловый спирт, сахароза, уксусная кислота, глицин), газовая горелка. Химическая посуда. Инструкция по выполнению практической работы. | Практическая работа, стр.180 | |
30 | 28.04 | 24.04 | Контрольная работа № 3 по теме «Азотсодержащие органические соединения» | КР | Контроль и учет знаний по изученной теме. | Основные понятия темы «Азотосодержащие органические соединения». | Контрольная работа | |||
| ||||||||||
31 | 05.05 | 08.05 | Искусственные полимеры | КУ | Понятие об искусственных полимерах. Понятие о пластмассах. Понятие о волокнах. Ацетатное и вискозное волокна: их получение и применение. | Описывать способы получения и применение изученных высокомолекулярных со- единений и полимерных материалов на их основе. Различать общие понятия химии высокомолекулярных соединений: мономер, полимер, структурное звено, степень поли- меризации, средняя молекулярная масса, полимеризация, поликонденсация. Характеризовать потребительские свойства изученных высокомолекулярных соединений и полимеры | Текущий. Фронтальный и индивидуальный опрос | Демонстрация Коллекция пластмасс и изделий из них. Коллекция искусственных и синтетических волокон и изделий из них. Распознавание волокон по отношению к нагреванию и химическим реактивам. Лабораторные опыты. Ознакомление с образцами пластмасс, волокон и каучуков. | Печатные пособия: «Инструкции по химии» Органическая химия Химия для гуманитариев Интерактивный аппаратно-программный комплекс Interwrite | § 21, задача |
32 | 12.05 | 15.05 | Синтетические полимеры | КУ | Понятие о синтетических полимерах. Классификация полимеров по структуре (линейные, разветвленые и пространственные). Полиэтилен. Поливинилхлорид. Классификация полимеров по способу получения: поликонденсационные и полимеризационны | Текущий. Фронтальный и индивидуальный опрос | Демонстрация Коллекция пластмасс и изделий из них. Коллекция искусственных и синтетических волокон и изделий из них. Распознавание волокон по отношению к нагреванию и химическим реактивам. Лабораторные опыты. Ознакомление с образцами пластмасс, волокон и каучуков. | Печатные пособия: «Инструкции по химии» Органическая химия Химия для гуманитариев Интерактивный аппаратно-программный комплекс Interwrite | § 22, задача | |
33 | 19.05 | 22.05 | Практическая работа № 2 «Распознавание пластмасс и волокон» | ПР | Решение экспериментальных задач: распознавание пластмасс и волокон | Правила техники безопасности при выполнении практической работы. Уметь применять теоретические знания для решения экспериментальных задач, соблюдая при этом правила по технике безопасности. Уметь определять по характерным реакциям пластмассы. | Практическая работа | Реактивы, химическая посуда. Инструкция по выполнению практической работы. | Практическая работа, стр.181 | |
ПОВТОРЕНИЕ (2 ч) | ||||||||||
34 | 26.05 | 29.05 | Систематизация и обобщение знаний по курсу органической химии | УПЗУ | Основные положения теории химического строения. Виды изомерии. Электронная природа химических связей. Зависимость свойств веществ от строения молекул. Генетическая связь органических соединений. | Текущий. Фронтальный и индивидуальный опрос | ||||
35 | Подведение итогов учебного года | |||||||||
При оформлении календарно - тематического планирования были использованы условные обозначения:
- Дидактические материалы-ДМ
- Контрольные работы - КР
- Практические работы - ПР
- Урок изучения нового материала - УИНМ
- Урок применения знаний и умений – УПЗУ
- Комбинированный урок – КУ
- Периодический закон Д.И. Менделеева - ПЗ
- Демонстрационный эксперимент – ДЭ
- Лабораторный эксперимент - ЛЭ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по химии для 11 класса
Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерство...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по химии 8 класс
Программа курса химии для VIII классов основной школы составлено по авторской программе О.С.Габриеляна, утвержденной Министерством образования РФ, на основе Примерной программы основного ...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по химии 9 класс
Программа курса химии для 9 классов основной школы составлено по авторской программе О.С.Габриеляна, утвержденной Министерством образования РФ, на основе Примерной программы основного общ...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по химии 10 класс
Программа курса химии для 10 классов основной школы составлено по авторской программе О.С.Габриеляна, утвержденной Министерством образования РФ, на основе Примерной программы основного об...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по химии 11 класс
Программа курса химии для 11 классов основной школы составлено по авторской программе О.С.Габриеляна, утвержденной Министерством образования РФ, на основе Примерной программы основного об...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование в 8 классе по химии_2014-15 учебный год
Представлена рабочая программа и календарно-тематическое планирование в 8 классе по химии по УМК Г. Е. Рудзитиса на 2014-15 учебный год без контрольно-измерительных материалов....
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование в 9 классе по химии_2014-15 учебный год
Представлена рабочая программа и календарно-тематическое планирование в 9 классе по химии по УМК Г. Е. Рудзитиса на 2014-15 учебный год без контрольно-измерительных материалов....