Рабочая программа по химии О.С. Габриелян (11 класс профильный)
рабочая программа по химии (11 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
11 класс Рабочая программа по химии О.С. Габриелян (профильный) | 58.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №32 с углубленным изучением отдельных предметов»
УТВЕРЖДЕНО
Протоколом педагогического совета
от « 29 » августа 2014г. № 1
Директор школы
______________ В.И. Рагузина
Введено приказом от « 29 »августа 2014г. № 354
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету ХИМИЯ для 11Б класса
( 3 часа в неделю, в год 102 часа)
Составитель: Шаяхметова Нурия Нурисламовна
учитель химии высшей квалификационной категории
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора ______________ Аминова Разина Файзиевна
РАССМОТРЕНО
На заседании МО, протокол от « 28 » августа 2014г. № 1
Руководитель МО _____________ Сахабиева Алсу Габделбаровна
Набережные Челны
2014г.
Пояснительная записка 11 (профильный уровень)
Рабочая программа составлена на основании Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования для
11 (профильный уровень) класса под руководством Э.Д. Днепрова и программы курса химии 11 класса общеобразовательных учреждений автора О.С. Габриеляна (2007 года), в соответствии с учебным планом МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №32 с углубленным изучением отдельных предметов» на 2014-2015 учебный год.
Программа разработана на 102 часа в год, из расчета 3 часа в неделю, из них на уроки контроля отводится 13 часов (контрольные работы – 6 часов, практические работы - 7 часов). Изучение курса заканчивается промежуточной аттестацией.
Преобладающей формой текущего контроля выступают письменный (самостоятельные, контрольные, практические, тестирование) работы и устный опрос (собеседование).
Содержание программы направленно на освоение учащимися знаний, умений и навыков на профильном уровне, что соответствует образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего общего образования по химии (профильный уровень). Изучение в 11 классе основ общей химии позволяет сформировать у выпускников средней школы представление о химии как целостной науке, показать единство её понятий, законов, теорий, универсальность и применяемость их как в органической, так и в неорганической химии.
Теоретическую основу курса составляют современные представления о строении вещества, типах химических связей, классификации химических реакций, химической кинетике, химическом равновесии, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов и энергии. Основу курса составляют обобщённые представления о классах неорганических соединений и их свойствах. Такое построение курса общей химии позволяет подвести учащихся к пониманию материальности и познаваемости мира веществ, причин его многообразия, всеобщей связи явлений. В свою очередь, это даёт возможность учащимся лучше усвоить химическое содержание и роль и место химии в системе наук о природе. Логика и структурирование курса позволяет в полной мере использовать в обучении логические операции мышления: анализ и синтез, сравнение и аналогию, систематизацию и обобщение.
Требования направлены на реализацию деятельного подхода и личностного ориентированного, позволяющие ориентироваться в окружающей среде, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Изучение химии в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
Освоение системы знаний о фундаментальных законах, теориях, фактах химии, необходимых для понимания научной картины мира.
Овладение умениями характеризовать вещества, материалы и химические реакции, осуществлять поиск химической информации и оценивать её достоверность.
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения химической науки и её вклада в технический прогресс цивилизации.
Воспитание ответственности за сохранение окружающей среды и своего здоровья.
Применение полученных знаний для безопасной работы с веществами в лаборатории, быту.
Данная программа реализуется в учебниках:
- О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова, Химия 11 класс профильный уровень Дрофа М. 2014, 394 с.
- А.М. Радецкий Дидактический материал 10-11 классы, Москва «Просвещение», 2011.
Содержание программы учебного курса
Раздел 1. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
Научные методы исследования химических веществ и превращений. Роль химического эксперимента в познании природы. Моделирование химических явлений. Взаимосвязь химии, физики, математики и биологии. Естественнонаучная картина мира.
Раздел 2. ОСНОВЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ХИМИИ
Атом. Модели строения атома. Ядро и нуклоны. Нуклиды и изотопы. Электрон. Дуализм электрона. Квантовые числа. Атомная орбиталь. Распределение электронов по орбиталям. Электронная конфигурация атома. Валентные электроны. Основное и возбужденные состояния атомов.
Современная формулировка периодического закона и современное состояние периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева. Электронные конфигурации атомов переходных элементов.
Молекулы и химическая связь. Ковалентная связь, ее разновидности и механизмы образования. Характеристики ковалентной связи. Комплексные соединения. Электроотрицательность. Степень окисления и валентность. Гибридизация атомных орбиталей. Пространственное строение молекул. Полярность молекул. Ионная связь. Металлическая связь. Водородная связь. Межмолекулярные взаимодействия. Единая природа химических связей.
Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Современные представления о строении твердых, жидких и газообразных веществ.
Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия, изотопия.
Классификация и номенклатура неорганических и органических веществ.
Чистые вещества и смеси. Дисперсные системы. Коллоидные системы. Истинные растворы. Растворение как физико-химический процесс. Тепловые явления при растворении. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества, молярная и моляльная концентрации.
Химические реакции, их классификация в неорганической и органической химии.
Закономерности протекания химических реакций. Тепловые эффекты реакций. Термохимические уравнения. Понятие об энтальпии и энтропии. Энергия Гиббса. Закон Гесса и следствия из него.
Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов. Закон действующих масс. Элементарные и сложные реакции. Механизм реакции. Энергия активации. Катализ и катализаторы.
Обратимость реакций. Химическое равновесие. Константа равновесия. Смещение равновесия под действием различных факторов. Принцип Ле Шателье.
Электролитическая диссоциация. Сильные и слабые электролиты. Константа диссоциации. Реакции ионного обмена. Произведение растворимости. Кислотно-основные взаимодействия в растворах. Амфотерность. Ионное произведение воды. Водородный показатель (рН) раствора. Гидролиз органических и неорганических соединений.
Окислительно-восстановительные реакции. Методы электронного и электронно-ионного баланса. Ряд стандартных электродных потенциалов. Коррозия металлов и способы защиты от нее. Химические источники тока. Электролиз растворов и расплавов.
Раздел 3. НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
Характерные химические свойства металлов, неметаллов и основных классов неорганических соединений.
Водород. Изотопы водорода. Соединения водорода с металлами и неметаллами. Вода. Пероксид водорода.
Галогены. Галогеноводороды. Галогениды. Кислородсодержащие соединения хлора.
Кислород. Оксиды и пероксиды. Озон.
Сера. Сероводород и сульфиды. Оксиды серы. Сернистая и серная кислоты и их соли.
Азот. Аммиак, соли аммония. Оксиды азота. Азотистая и азотная кислоты и их соли.
Фосфор. Фосфин. Оксиды фосфора. Фосфорные кислоты. Ортофосфаты.
Углерод. Метан. Карбиды кальция, алюминия и железа. Угарный и углекислый газы. Угольная кислота и ее соли.
Кремний. Силан. Оксид кремния (IV). Кремниевые кислоты, силикаты.
Благородные газы.
Щелочные и щелочно-земельные металлы и их соединения.
Алюминий и его соединения.
Переходные элементы (медь, серебро, цинк, ртуть, хром, марганец, железо) и их соединения.
Комплексные соединения переходных элементов.
Общие способы получения металлов. Понятие о металлургии. Сплавы (черные и цветные).
Раздел 4. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ХИМИИ
Правила работы в лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами.
Физические методы разделения смесей и очистки веществ. Кристаллизация, экстракция, дистилляция.
Синтез неорганических газообразных веществ.
Синтез твердых и жидких веществ. Качественный и количественный анализ веществ. Определение характера среды. Индикаторы. Качественные реакции на неорганические вещества и ионы. Идентификация органических соединений, обнаружение функциональных групп. Измерение физических свойств веществ (масса, объем, плотность). Современные физико-химические методы установления структуры веществ. Химические методы разделения смесей.
Раздел 5. ХИМИЯ И ЖИЗНЬ
Химические процессы в живых организмах. Биологически активные вещества. Химия и здоровье. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов.
Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии.
Общие принципы химической технологии.
Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.
Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в современной жизни. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества.
Источники химической информации: учебные, научные и научно-популярные издания, компьютерные базы данных, ресурсы Интернета.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения химии на профильном уровне ученик должен знать/понимать
- роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества;
- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, ион, радикал, аллотропия, нуклиды и изотопы, атомные s-, p-, d-орбитали, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, комплексные соединения, дисперсные системы, истинные растворы, электролитическая диссоциация, кислотно-основные реакции в водных растворах, гидролиз, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, механизм реакции, катализ, тепловой эффект реакции, энтальпия, теплота образования, энтропия, химическое равновесие, константа равновесия, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия, индуктивный и мезомерный эффекты, электрофил, нуклеофил, основные типы реакций в неорганической и органической химии;
- основные законы химии: закон сохранения массы веществ, периодический закон, закон постоянства состава, закон Авогадро, закон Гесса, закон действующих масс в кинетике и термодинамике;
- основные теории химии: строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических соединений (включая стереохимию), химическую кинетику и химическую термодинамику;
- классификацию и номенклатуру неорганических и органических соединений;
- природные источники углеводородов и способы их переработки;
- вещества и материалы, широко используемые в практике: основные металлы и сплавы, графит, кварц, стекло, цемент, минеральные удобрения, минеральные и органические кислоты, щелочи, аммиак, углеводороды, фенол, анилин, метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин, формальдегид, ацетальдегид, ацетон, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, аминокислоты, белки, искусственные волокна, каучуки, пластмассы, жиры, мыла и моющие средства;
уметь
- называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатурам;
- определять: валентность и степень окисления химических элементов, заряд иона, тип химической связи, пространственное строение молекул, тип кристаллической решетки, характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель, направление смещения равновесия под влиянием различных факторов, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к различным классам органических соединений, характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в неорганической и органической химии;
- характеризовать: s-, р- и d-элементы по их положению в периодической системе Д. И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических соединений; строение и свойства органических соединений (углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов и кетонов, карбоновых кислот, аминов, аминокислот и углеводов);
- объяснять: зависимость свойств химического элемента и образованных им веществ от положения в периодической системе Д. И. Менделеева; зависимость свойств неорганических веществ от их состава и строения; природу и способы образования химической связи; зависимость скорости химической реакции от различных факторов, реакционной способности органических соединений от строения их молекул;
- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ; получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений;
- проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;
- осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством, — экологических, энергетических и сырьевых;
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов;
- оценки качества питьевой воды и отдельных пищевых продуктов;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников.
Календарно-тематический план
Шаяхметовой Нурии Нурисламовны
Учителя химии на 2014-2015 учебный год
План составлен согласно федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по химии
ФГУП. – М.: Просвещение,2007.
Предмет | Класс | Всего кол-во часов | Кол-во часов в неделю | Количество | Название, автор учебника, издательство, год издания, уровень. | |||||
Контр. Работ | Зачетов | Тестовых заданий | практич работ | Лабор., работ | Демонстрация | |||||
химия | 11Б | 102 | 3 | 6 | 4 | 10 | 6 | 3 | О.С.Габриелян, Г.Г. Лысова Химия 11 класс профильный уровень. Москва Дрофа, 2014г. Рекомендовано МО и науки РФ |
Методическая тема на 2014 – 2015 учебный год
Городская | Школьная | Учителя |
«Совершенствование методической работы в образовательной организации как основной механизм профессионального роста педагога в повышении качества образования». | «Современные подходы к реализации образовательного процесса в условиях освоения ФГОС, как фактор повышения качества образования в школе» | «Совершенствование форм, методов и технологий на уроках химии с целью повышения качества образования». |
Календарно-тематический план по химии 11 класс
Всего- 102 Контрольных - 6 Практических - 6 Лабораторных- 3
График контрольных работ
№ п/п | Раздел | Тема | Даты проведения | |
план | факт | |||
1 | Основы теоретической химии | Входная контрольная работа | 11.09 | |
2 | Основы теоретической химии | Строение атома и периодический закон | 02.10 | |
3 | Основы теоретической химии | Строение вещества | 18.11 | |
4 | Основы теоретической химии | Химические реакции | 23.01 | |
5 | Основы теоретической химии | Вещества и их свойства | 23.04 | |
6 | Основы теоретической химии | Промежуточная аттестация | 06.05 |
График практических работ
№ п/п | Раздел | Тема | Даты проведения | |
план | факт | |||
1 | Экспериментальные основы химии | Решение экспериментальных задач по идентификации химических соединений | 20.01 | |
2 | Экспериментальные основы химии | Генетическая связь между классами неорганических соединений | 17.04 | |
3 | Экспериментальные основы химии | Получение газов и изучение их свойств. | 24.04 | |
4 | Экспериментальные основы химии | Решение экспериментальных задач по неорганической химии. | 28.04 | |
5 | Экспериментальные основы химии | Решение экспериментальных задач по органической химии. | 30.04 | |
6 | Экспериментальные основы химии | Сравнение свойств неорганических и органических соединений | 1.05 |
График лабораторных опытов
№ п/п | Раздел | Тема | Даты проведения | |
план | Факт | |||
1 | Экспериментальные основы химии | Реакции ионного обмена для характеристики свойств электролитов | 23.12 | |
2 | Экспериментальные основы химии | Определение характера среды с помощью индикатора. | 15.01 | |
3 | Экспериментальные основы химии | Знакомство образцами лекарственных веществ | 15.05 |
Литература
Данная программа реализуется в учебниках:
О.С.Габриелян, Г.Г. Лысова, Химия 11 класс профильный уровень. Москва Дрофа, 2014г.
Пособия для учащихся:
- Дидактические материалы для 11 классов под редакцией Радецкого
- И.Г. Хомченко. Задачник по химии для средней школы.
- И.Г. Хомченко. Задачник по химии для поступающих в вузы.
- Кузнецова Н.Е. Задачник по химии. 11 класс. М. «Вентана-Граф», 2008
- Общая химия. И.Г. Хомченко М. «Новая волна. ОНИКС», 200
- Репетитор по химии. Под редакцией А.С. Егорова Ростов на Дону «Феникс», 2009
- Справочник школьника. А.С. Егоров
Дополнительная литература для учеников:
- Лидин Р.А. Справочник по общей и неорганической химии. М. «Просвещение»,2011.
- Кузьменко Н.Е, Еремин В., Попков В. Химия для старшеклассников и поступающих в вузы. М. «Дрофа»,2001
Литература для учителя:
- Кузьменко Н.Е, Еремин В., Попков В. Начала химии 1 часть. М. «Экзамен», 2007
- Кузьменко Н.Е, Еремин В., Попков В. Начала химии 2 часть. М. «Экзамен», 2007
Электронные ресурсы:
- Виртуальная лаборатория 8-11
- Электронное учебное пособие. Общая и неорганическая химия 10 – 11 классы
- Виртуальная школа. Уроки химии 10-11 классы
- 1С.Репититор. Химия. Для подготовки олимпиадам, экзаменам.
Интернет-ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 11 класса (профильный уровень, учебник Угринович Н. Д.)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Угринович Н. Д. для 11 класса (профильный уровень, 4 часа в неделю)....
Рабочая программа по Информатике и ИКТ для 10 класса (профильный уровень)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы И.Г. Семакина и др....
Рабочая программа по алгебре и началам анализа 10 класс (профильный уровень)
Рабочая программа по алгебре и началам анализа 10 класс . УМК А.Г.Мордкович в 2 частях (профильный уровень)....
Рабочая программа по алгебре и началам анализа 11 класс (профильный уровень)
Рабочая программа по алгебре и началам анализа 11 класс. УМК А.Г.Мордкович в 2 частях (профильный уровень)...
Рабочая программа и тематическое планирование по математике 10 класс, профильный уровень
Рабочая программа составлена по учебникам "Алгебра и начала анализа " Колмогорова А.Н. и "Геометрия" Атанасяна Л.С. - 6 часов в неделю (профильный уровень")...
Рабочая программа по алгебре и началам анализа, 11 класс, профильный уровень по программе А.Г.Мордковича
приведена рабочая программа, с пояснительной запиской, рассмотрены требвания к уровню подготовки выпускников...
Рабочая программа по химии О.С. Габриелян (10 класс профильный)
Рабочая программа составлена на основании Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования для 10 (профильный уровень) класса общеобразовательных учреждений по химии, под...