Конспект урока "Серная кислота"
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему
Конспект урока "Серная кислота". 9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_sernaya_kislota.doc | 199.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Лицей №7»
Урок на тему:
«Серная кислота»
Подготовлен и проведен:
учителем химии
высшей категории
Родиной М.А.
Саранск 2006
(слайд)
Цели урока: изучить строение молекулы серной кислоты, ее физические и химические свойства, познакомить учащихся со свойствами концентрированной серной кислоты и ее применением; совершенствовать умения составлять уравнения реакций и решать экспериментальные задачи.
Оборудование и реактивы: серная кислота, Zn, Cu, CuO, NaOH, CuSO4, BaCl2, лакмус, фенолфталеин, метилоранж, пробирки, спиртовка, держатель для пробирок, стеклянная палочка, стакан, компьютер, мультимедийный проектор, инструкции для лабораторных опытов, тесты.
Ход урока.
- Организационный момент.
(слайд)
Мы продолжаем изучать соединения серы. Сегодня изучим при помощи лабораторных опытов свойства серной кислоты как разбавленной, так и концентрированной, закрепим умения в составлении уравнений реакций различных видов, познакомимся с применением серной кислоты. Образно серную кислоту называют «кровь химии». Нет кислоты, которая бы была нужнее и применялась бы чаще, чем серная. В основном ее используют в виде полуфабриката. Главным образом ее потребляют две отрасли промышленности: производство синтетических волокон и производство суперфосфата. Также кислота необходима для получения красителей, синтетических моющих средств, медикаментов, ядохимикатов, взрывчатых веществ. Предприятиям металлургии она необходима для обогащения руд и т. д. Более подробно применение кислоты мы рассмотрим позже.
(слайд)
План работы на уроке:
1. Строение молекулы серной кислоты.
2. Физические свойства кислоты.
3. Химические свойства разбавленной кислоты.
4. Химические свойства концентрированной кислоты.
5. Применение серной кислоты.
- Изучение нового материала.
1. Фронтальная беседа.
- Какова формула серной кислоты?
- Запишите молекулярную, структурную и электронную формулы кислоты.
- Какой тип связи между атомами в молекуле?
- Определите степень окисления атома серы в кислоте.
- Какие свойства (окислителя или восстановителя) будет проявлять серная кислота в ОВР? Почему?
- Дайте характеристику серной кислоты /кислородсодержащая, двухосновная/
(слайд)
2. Физические свойства. H2SO4 - бесцветная маслянистая жидкость, отсюда устаревшее название «купоросное масло». Тяжелая (ρ=1,89 г/мл). Концентрированная кислота крайне гигроскопична – она поглощает воду. Неограниченно смешивается c водой (раствор сильно разогревается). Следует соблюдать определенные правила при разбавлении серной кислоты: нужно осторожно, тоненькой струйкой, вливать кислоту в воду, непрерывно помешивая. «Сначала вода, потом кислота, иначе случится большая беда». В водном растворе - сильная кислота. Вызывает ожоги кожи.
(слайд)
Воздействие серной кислоты на организм человека.
При попадании на кожу: промыть большим количеством воды, обработать слабым раствором питьевой соды и снова промыть.
При ожогах глаз: промыть большим количеством воды, наложить светозащитную повязку и обратиться к врачу.
При попадании в ЖКТ: промыть желудок большим количеством воды, дать слабительное и активированный уголь, выпить молоко, вызвать скорую помощь.
(слайд)
3. Химические свойства. Они зависят в значительной степени от концентрации. Разбавленная кислота проявляет свойства обычной сильной кислоты.
- Какими химическими свойствами обладают кислоты? /диссоциируют с образованием катионов водорода, взаимодействуют с металлами, находящимися в ряду напряжений до водорода; с основными и амфотерными оксидами, с основаниями – щелочами и нерастворимыми в воде; с растворами солей, если реакция обмена идет до конца/
Давайте проверим характерны ли эти свойства для раствора серной кислоты. Вы будите работать в группах по 3-4 человека. Проведете опыты согласно инструкции, составите соответствующие уравнения реакций и сделаете выводы о свойствах разбавленной серной кислоты. Затем один представить от группы расскажет нам о своих наблюдениях и напишет соответствующие уравнения реакций.
Инструктаж по технике безопасности:
- Осторожно работаем с растворами кислот и щелочей.
- Используем реактивы в минимальных количествах.
- Оставляем рабочее место в порядке.
Инструкции для лабораторных опытов.
Опыт 1. Диссоциация серной кислоты на ионы.
Налейте в три пробирки небольшое количество H2SO4 и прилейте в них соответственно растворы индикаторов: лакмуса, метилоранжа и фенолфталеина. Отметьте изменение окраски индикаторов. Составьте уравнения реакций ступенчатой диссоциации серной кислоты. Сделайте вывод: почему серная кислота изменяет окраску указанных индикаторов?
Опыт 2. Взаимодействие разбавленной серной кислоты с металлами.
Поместите в пробирку №1 гранулы цинка, а пробирку №2 - медные стружки, прилейте в них раствор серной кислоты. Что наблюдаете? Напишите уравнения происходящих реакций в молекулярном и ионно-молекулярном виде. Сделайте вывод: с какими металлами взаимодействует разбавленная серная кислота?
Опыт 3. Взаимодействие серной кислоты с оксидом меди (II).
Внесите в пробирку небольшое количество оксида меди (II) и прилейте серную кислоту. Пробирку нагрейте в пламени спиртовки. Что наблюдаете? Напишите уравнение происходящей реакции в молекулярном и ионно-молекулярном виде. Сделайте вывод: с какими оксидами взаимодействует серная кислота?
Опыт 4. Взаимодействие серной кислоты с гидроксидом калия.
В пробирку налейте небольшое количество гидроксида калия, добавьте фенолфталеин. Что наблюдаете? Почему? Прилейте в пробирку раствор серной кислоты до исчезновения окраски. О чем это свидетельствует? Напишите уравнение происходящей реакции в молекулярном и ионно-молекулярном виде. Как называется эта реакция? Сделайте вывод: с какими основаниями взаимодействует серная кислота?
Опыт 5. Взаимодействие серной кислоты с гидроксидом меди (II).
Получите гидроксид меди (II). Для этого к раствору сульфата меди (II) прилейте раствор гидроксида калия. Отметьте признаки реакции. Отлейте небольшое количество осадка в другую пробирку и добавьте в нее серную кислоту. Что наблюдаете? Напишите уравнения происходящих реакций в молекулярном и ионно-молекулярном виде. Сделайте вывод: с какими основаниями взаимодействует серная кислота?
Опыт 6. Взаимодействие серной кислоты с хлоридом бария.
К раствору хлорида бария прилейте раствор серной кислоты. Что наблюдаете? Напишите уравнение происходящей реакции в молекулярном и ионно-молекулярном виде. Сделайте вывод: при каких условиях возможны реакции между солями и серной кислотой?
4. А теперь познакомимся со свойствами концентрированной серной кислоты. Вспомните, в данном соединении сера проявляет высшую степень окисления и проявляет свойства окислителя. Концентрированная серная кислота – сильный окислитель. При определенных условиях она способна взаимодействовать со всеми металлами за исключением золота и платины.
(слайд)
Демонстрация. В стакан с медными стружками наливаем концентрированную серную кислоту и нагреваем его. Медь темнеет, выделяется газ - SO2, который определяем при помощи индикаторной бумаги.
Записываем уравнение реакции:
Cu +2H2SO4(КОНЦ) → CuSO4 + SO2↑ +2H2O
Таким образом, в качестве продуктов реакции образуются соль /где металл проявляет высшую степень окисления/, вода и продукт восстановления серы. Продукт восстановления зависит от активности металла, от концентрации кислоты и температуры.
(слайд)
Металлы | Продукт восстановления |
Li – Mg /щелочные и щелочноземельные/ | H2S↑ |
Al – Pb /металлы средней активности/ *Fe, Al, Cr- пассивируются на холоду | H2S↑, S, SO2↑ |
Cu, Hg, Ag /благородные/ | SO2↑ |
С неметаллами продукты взаимодействия концентрированной серной кислоты различны.
(слайд)
Демонстрация. В стакан с сахарной пудрой приливаем немного воды до образования кашицы, наливаем концентрированную серную кислоту и быстро перемешиваем стеклянной палочкой. Масса в стакане чернеет, через 2-3 минуты вспучивается, сильно увеличивается в объеме и выходит за пределы стакана. Серная кислота обугливает массу, и образовавшиеся газы (СО2 и SO2) выталкивают ее из стакана.
Записываем уравнение реакции:
C12Н22О11 + H2SO4(КОНЦ) → C + H2SO4 *H2O/гидраты/
С + 2H2SO4(КОНЦ) → СО2↑+ 2SO2↑ + 2Н2О
5. Области применения серой кислоты рассмотрим на странице учебника 103. - На каких свойствах основано это применение?
- Где применяют соли серной кислоты?
(слайд)
- Закрепление нового материала.
Напишите уравнения реакций между концентрированной серной кислотой и
I ряд - калием; II ряд – цинком; III ряд – ртутью. Расставьте коэффициенты методом электронного баланса.
- Выводы по уроку.
Что нового вы узнали на уроке?
- Тест.
Вариант 1.
- Разбавленная серная кислота реагирует с веществом, формула которого:
а) Zn; б) H2O; в) Cu; г ) P2O5.
2. С помощью какого катиона можно распознать сульфат-ион?
а) Cu2+; б) Mg2+; в) Ba2+; г) Na+.
3. При взаимодействии концентрированной серной кислоты с углеводами (сахарами):
а) выделяется оксид углерода (IV);
б) выделяется водород и кислород;
в) происходит обугливание и образуются SO2, СО2 и гидраты;
г) ничего не происходит.
4. При растворении концентрированной серной кислоты в воде необходимо:
а) приливать кислоту в воду;
б) приливать воду в кислоту;
в) оба ответа правильные.
5. Свойство, не характерное для концентрированной серной кислоты:
а) гигроскопичность;
б) взаимодействие при обычных условиях с железом;
в) обугливание органических веществ.
Вариант 2.
1. Разбавленная серная кислота не реагирует с веществом, формула которого:
а) Zn; б) NaOH; в) Cu; г ) CaO.
2. Качественной реакцией на сульфат ион, является его взаимодействие с катионом:
а) Cu2+; б) Mg2+; в) Ba2+; г) Na+.
3. При взаимодействии концентрированной серной кислоты с благородными металлами при нагревании будут получены:
а) сульфаты и водород;
б) оксиды и сернистая кислота;
в) оксиды и сероводород;
г) сульфаты, SO2 и вода.
4. При растворении концентрированной серной кислоты в воде нужно:
а) приливать кислоту в воду;
б) приливать воду в кислоту;
в) оба ответа правильные.
5. При попадании концентрированной серной кислоты на кожу необходимо:
а) промыть кожу водой, протереть спиртом;
б) промыть водой, протереть раствором борной кислоты;
в) промыть водой, нейтрализовать 2%-ым раствором соды, промыть водой.
(слайд)
- Итоги урока.
Выставление оценок. Выводы.
(слайд)
- Домашнее задание.
§ 22, задачи 5, 7 стр. 107
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Кислоты" 8 класс
Разработка урока по теме с использованием ЭОР....
Конспект урока кислоты
обобщающий урок с презентацией по теме Кислоты...
Конспект урока Кислоты 11 класс
Конспект урока в 11 классе по теме кислоты (программа Габриеляна)...
конспект урока "Кислоты"
разработка подробного конспекта урока по химии для 8 класса...
Конспект урока "Кислоты"
Конспект урока и презентация "Кислоты"...
Конспект урока "Кислоты".
Урок в 8 классе по теме "Кислоты" по программе Габриеляна О.С....
Конспект урока "Кислоты" - 8 класс
Данный урок проводится в разделе классы неорганических веществ. Является звеном в познании места кислот в разнообразии неорганических веществ. Подготавливает учащихся к пониманию генетической св...