Обобщающий урок по теме:"Неметаллы"
план-конспект урока по химии (9 класс) по теме

Деревягина Ирина Николаевна

Конспект урока можно использовать для  обобщения и систематизации знаний учащихся по теме:"Неметаллы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchayushchiy_urok.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по теме:

«Неметаллы»                              

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о свойствах и применении неметаллов с использованием методов социальных технологий.

Задачи:

1. Обобщить и систематизировать знания учащихся о положении неметаллов в периодической системе, строении их атомов, о физических и химических свойствах, о важнейших отраслях их применения.

2. Продолжить развивать умение применять полученные знания на практике при решении расчетных и качественных задач, умение использовать химическую терминологию, умение проводить, наблюдать и описывать химический эксперимент, совершенствовать коммуникативные умения (умение совместно принимать решения, умение отстаивать свою точку зрения и уважать мнение другого человека), совершенствовать  навыки устной и письменной речи.

3. Расширить кругозор учащихся, развить познавательный интерес учащихся к предмету.

Тип урока: повторение и обобщение знаний.

Методы обучения: 

-  словесный (беседа);

-  наглядный (наблюдение при проведении опытов);

- практический (тестирование, выполнение расчетных задач, проведение  опытов).

Ход урока:

I. Организационный момент. (2 мин).

Приветствие класса. Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Знакомство учащихся с планом урока. (2 мин).

Учитель. Ребята, сегодня у нас с вами заключительный урок по теме: «Неметаллы». Вы должны будете показать свои знания о неметаллах, умения решать расчетные и качественные задачи. Работать вы будете в группах. Каждой из групп будут даны свои задания, а этапы для всех команд одинаковые. Вот эти этапы:

1) Разминка, 2) Удивительные вещества и элементы, 3) Расчетная задача, 4) Распознавание, 5) Химический кроссворд.

Затем мы с вами подведём итоги и выясним, какая же команда больше всех знает о неметаллах. А теперь познакомимся с нашими командами (команды представляют себя).

Оценивать вашу работу будут жюри (см. приложение №1).

III.Выполнение учащимися заданий обобщающего и систематизирующего характера (29 мин).

 1) Учитель. Первое задание - разминка. Предлагаю вам выполнить тест, каждый правильный ответ принесёт вашей команде 1 балл. Время на   задание -5 мин. (Тесты команды сдают жюри).

Вариант I

          Выберите правильный ответ.

  1. Наиболее ярко выраженные неметаллические свойства проявляет:

а) Si,               б) C,                    в) Sn,                  г)Ge.

2. Химическая связь в молекуле аммиака:

а) ионная,   б) ковалентная полярная,  в) металлическая,  

г) ковалентная неполярная.

3. Оксид азота (V) может взаимодействовать:

a) c H2O,         б) H2SO4 ,                 в ) NaOH,            г) CaO

4. Химическое  равновесие в системе: FeO (k) + H2 (г) ↔ Fe (k) + H2O-Q

смещается в сторону исходных веществ:

а) при повышении давления, б) повышения температуры,

в) при понижении давления,  г) понижения температуры.

5. Формула вещества, обозначенного Х в схеме превращений веществ:

P →   X   →    H3PO4,

а) PH3  ,                б)P2O3,             в) P2O5 .

6. Оксид серы (IV) реагирует с обоими веществами пары:

а) кислородом и водой,  б) оксидами кальция и углерода (IV),

в) медью и серной кислотой.

7. Массовая доля азота в азотной кислоте равна:

а) 20,               б) 22,2 ,             в) 14,0,           г) 76,2.

8. Электронная формула атома фосфора:

а) 1s²2s²2p³,      б) 1s²2s²2p63s² 3p³,          в) 1s²2s²2p5,         г) 1s²2s²2p63s² 3p5.

9. Высшая валентность азот проявляет в соединении:

а)  N2O,             б)  NO,             в)    N2O3,         г) N2O5.

10. Коэффициент перед формулой окислителя в уравнении реакции, схема которой        H2S +  O2  →   H2O +  SO2       равен:

а) 1,                 б)2,                    в) 3,                    г) 4.

Вариант II

Выберите правильный ответ.

  1. Электронная формула внешнего энергетического уровня атома Si :

а)  3s² 3p² ,              б) 3s² 3p4,                          в) 4s² 4p2   ,                     г) 4s² 4p4 .

2.  В ряду химических элементов  P →  As →   Sb →  Bi         

металлические свойства:  

 а) усиливаются,                б) не изменяются,                       в) ослабевают,                                                 г) изменяются периодически.

3. При пропускании CO2 через водный раствор карбоната натрия:

а) образуется гидроксид натрия,  б) выпадает осадок карбоната натрия,

в) образуется гидрокарбонат натрия, г) образуется угольная кислота.

4. Валентность азота в соединениях NO2  и  NH3  соответственно равна:

а) IV и III,           б)V и III,                   в) II и III ,                     г) V и I.

5. Оксид серы (VI) реагирует:

а) с водой,   б) азотной кислотой,   в) кислородом,     г) оксидом алюминия,

д) гидроксидом калия.

6. Формула вещества с ковалентной неполярной связью:

а) HCl,                   б)F2 ,                        в)Na2O ,                            г) H2S.

7. Химическое равновесие в системе   2SO2 +O2 ↔  2SO3 + Q   смещается в сторону продукта реакции:

а) при использовании катализатора, б) повышение температуры,                        в) понижении давления, г) понижении температуры.

8. Кремниевая кислота образуется при взаимодействии:

а) кремния с водой, б) оксида кремния с водой,  в) силиката натрия с соляной кислотой, г) оксида кремния со щелочью.

9. Массовая доля серы в серной кислоте равна:

а) 14,3,    б) 32,     в) 32, 6,    г) 65,3.

10. Коэффициент перед формулой восстановителя в уравнении реакции магния с азотом равен: а) 1,    б)  2,   в) 3,  г)4.

2) Учитель. Жюри подводит итоги первого задания, а мы с вами переходим к следующему этапу: «Удивительные вещества и элементы». Каждой команде будут  задаваться  вопросы, правильный ответ оценивается в  1 балл.

 «УДИВИТЕЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА И ЭЛЕМЕНТЫ».

(БЛИЦ-ВОПРОС)

  1. В какой капусте много йода?  (В морской).
  2. Какой элемент считают «царем живой природы»? (Углерод).
  3. Какая кислота входит в состав желудочного сока? (Соляная).
  4. Какое вещество составляет основу карандаша? (Графит).
  5. Он безжизненным зовется, но жизнь без него не создается. (Азот).
  6. О каких веществах можно сказать, что один сверкал в короне царской, а брат его чумазый трубочист? (Об алмазе и аморфном угле).
  7. Как называются соли угольной кислоты? ( Карбонаты).
  8. Белый воздуха боится, покраснел, чтоб сохраниться. ( Белый и красный фосфор).
  9.  Используется она в производстве спичек, бумаги, взрывчатых веществ, лекарств, но основной ее потребитель – химическая промышленность. Назовите этот неметалл. (Сера).
  10.  Назовите сильнейший окислитель. (Фтор).
  11.  Какова массовая доля кислорода в воздухе? (21%)
  12.  Какой элемент сыграл роковую роль в жизни Наполеона? ( Мышьяк).
  13.  Какова формула озона? (О3).
  14.  Как называется семейство элементов 7 группы главной подгруппы? (Галогены).
  15.  Этот оксид выдыхают животные и человек? ( Углекислый газ).
  16.  Это вещество встречается в отбеливателях, чистящих средствах, оно способно возвращать белизну белым тканям, дезинфицирует. ( Хлор).
  17.  Какой элемент называют «элементом жизни и мысли?» ( Фосфор).
  18.  Как называется  семейство элементов 6 группы главной подгруппы? (Халькогены).
  19.  Как называются соли серной кислоты? (Сульфаты).
  20.   В состав зубных паст входит именно этот химический элемент (Фтор).
  21.   Благодаря какому процессу масса кислорода в воздухе почти не меняется? (Фотосинтезу).
  22.  Недостаток, какого элемента вызывает заболевание щитовидной железы? (Йода).

  При недостатке этого элемента в организме наблюдается хрупкость и ломкость костей, и выпадение волос? (Серы).

  1.   Соединения этого галогена регулируют процессы возбуждения и торможения центральной нервной системы. Что это за галоген? (Бром).
  2.   Темно- фиолетовые кристаллы этой соли хорошо растворяются в воде, используется в лаборатории для получения кислорода. (KMnO4)

3) Учитель. А какой же любитель химии не умеет решать задачи? Следующий этап: «Расчётная задача». Вам необходимо решить задачи, а уровень, какой вы выберите, зависит от вас, от этого зависит и количество баллов. Время на решение задач- 8 мин. (см. приложение №2).

4) Учитель. Этап «Распознавание». Ребята, вам необходимо выполнить практическое задание, объяснить и составить уравнения химических реакций. Максимальное количество баллов за это задание - 4. Время на подготовку 3 мин.

 Задание: Распознайте с помощью реактивов растворы следующих веществ:

Задание команде №1:  Na2CO3   ,  Na2SiO3 , NaNO3.

Задание команде №2: NaCl,  Na2SO4,  NaNO3.

Задание команде №3: Na2CO3,  Na2SO4 , NaNO3.

Задание команде №4:   AlCl3,  Na2SO4, NaNO3.

Учитель. Проверяем задание каждой команды. ( Команды описывают ход эксперимента и делают выводы.)

5) Учитель: А теперь ребята, давайте немного отдохнем и отгадаем кроссворд. Та команда, которая первая справится, получает 5 баллов, вторая-4 и т.д. Время на выполнение-5 мин.

Химический кроссворд

По горизонтали:
1. Жидкость красно-бурого цвета с резким зловонным запахом.
4. Это вставляют в воронку при фильтровании.
5. Неметалл, твердый, желтого цвета.
8. Инертный газ.
9. Металл, названный в честь могучих сыновей богини земли Геи (греческая мифология).

По вертикали:
2. Количество вещества.
3. Неметалл красного цвета, применяется в производстве спичек.
6. Инертный газ, в переводе с латинского «блестящий, светящийся».
7. Составная часть воздуха.

IV. Проверка выполнения заданий (2 мин).

Учитель. Жюри сейчас подводит итоги всех конкурсов. А вам, ребята, я предлагаю оценить работу каждого ученика вашей команды за урок.  (Рефлексия). 

V. Подведение итогов и оценка результатов урока (3 мин).

Учитель. Предоставляем слово жюри. (Жюри подводит итоги всех этапов, определяет команду – победитель)

Учитель. Ребята, сегодня на уроке вы показали все свои знания, умения решать расчётные и качественные задачи по теме: «Неметаллы».

VI. Домашнее задание (2 мин). Подготовиться к контрольной работе по теме: «Неметаллы».

Спасибо за урок.

Приложение №1

ПРОТОКОЛ

     этап                                        

   №п         

«Тест»

«Удиви-тельные вещества и элемен-ты»

«Расчет-ная

задача»

«Распоз-навание»

«Химии-ческий крос-сворд»

Итог

Команда № 1

Команда № 2

Команда № 3

Команда № 4

БЛАНК ОТВЕТОВ НА ТЕСТ

Команда:                                        

Вариант:                                        

Вопрос

Правильные

      ответы

1

№ 2

№ 3

№ 4

№ 5

№ 6

№ 7

№ 8

№ 9

10

БЛАНК ОТВЕТОВ НА ЗАДАЧУ

Команда:                                        

Уровень:                                        

Приложение №2

Этап «Расчетная задача»

Вариант I

Первый уровень (3 балла).

1. Сколько граммов гидроксида кальция потребуется для нейтрализации 5,6 л хлороводовода?

2.Сколько литров аммиака нужно взять для получения 4,9 г бромида аммония?

3. При взаимодействии 0,1 моль магния с разбавленной серной кислотой получается сульфат магния. Определите его массу.

Второй уровень (4 балла).

1. Сколько граммов 10 % раствора гидроксида натрия потребуется для нейтрализации 8,96 л соляной кислоты.

2. Сколько граммов хлорида аммония получится при взаимодействии 8 г хлороводорода с 3г аммиака.

Третий уровень (5 баллов).

Сколько граммов осадка образуется при пропускании 11,2 л углекислого газа через 900 г 10 % раствора гидроксида бария  Ba(OH)2?

Вариант II

Первый уровень (3 балла).

1. Сколько л углекислого газа получится при сжигании 3,2 г метана CH4?

2. Определите массу серы, вступившей в реакцию с алюминием количеством вещества 3 моль, если образуется сульфид алюминия Al2S3.

3. Определите количество вещества сульфата магния, образовавшегося при взаимодействии 6 г магния с разбавленной серной кислотой.

Второй уровень (4 балла).

1. Какой объем раствора с массовой долей серной кислоты 10 % (плотностью 1,07 г/мл) потребуется для нейтрализации раствора, содержащего 16 г гидроксида натрия?

2. Оксид углерода (IV), полученный действием избытка соляной кислоты на карбонат кальция массой 4 г растворили в воде массой 2 кг. Рассчитайте массовую долю оксид углерода (IV) в полученном растворе.

Третий уровень (5 баллов).

На смесь меди и оксида меди (II)  массой 75 г подействовали избытком концентрированной азотной кислоты. При этом выделился газ объемом        26,88 л (н.у.). Определите массовую долю оксида меди (II) в исходной смеси.

Вариант III

Первый уровень (3 балла).

1. Сколько граммов оксида фосфора(V) образуется при сжигании 3,1 г фосфора.

2. При пропускании углекислого газа через раствор, содержащий 28 г гидроксида калия KOH, получили после выпаривания соль- K2CO3. Определите массу этой соли.

3. Определите массовую долю меди в сульфате меди (II)  CuSO4.

Второй уровень (4 балла).

1. В лаборатории имеется раствор с массовой долей  H2SO4 10 % . Какая масса этого раствора потребуется для растворения 1,8 г магния?

2. Вычислите объем водорода, выделившегося при взаимодействии цинка массой 13 г с раствором, содержащим серную кислоту массой 30 г (н. у.).

Третий уровень (5 баллов).

К раствору объемом 153,5 мл с массовой долей гидроксида калия 16 % и плотностью 1,14 г/мл прилили раствор объемом 86,8 мл с массовой долей серной кислоты 20 % и плотностью 1,14 г/мл. Определите массу образовавшейся соли - K2SO4.

Вариант IV

Первый уровень (3 балла).

1. Через раствор, содержащий 30,9 г  бромида натрия, пропустили избыток хлора, а выделившееся вещество красно-бурого цвета собрали. Определите массу этого вещества.

2. Какой объем водорода (н. у.) потребуется для полного восстановления 20 г оксида меди (II).

3. Определите массовую долю углерода в карбонате кальция.

Второй уровень (4 балла).

1. Какой объем раствора с массовой долей серной кислоты 10 % (плотностью 1,07 г/мл) потребуется для нейтрализации раствора, содержащего 16 г гидроксида натрия?

2. Смешали хлороводород массой 7,3 г с аммиаком массой 4 г. Определите массу образовавшейся соли и оставшегося после реакции газа.

Третий уровень (5 баллов).

К раствору, содержащему гидроксид кальция массой 1,48 г, прилили раствор массой 150 г с массовой долей карбоната натрия 5 %. Определите массу образовавшегося гидроксида натрия.

Приложение№3

Ответы на расчётные задачи:

Вариант I                                                                

Первый уровень:

  1. 9, 25 г
  2. 1,12 л.
  3. 12 г.

Второй уровень:1. 160 г. 2. 9,44 г.

Третий уровень:  98, 5 г.

Вариант II

Первый уровень:

  1. 4,48 л.
  2. 144 г.
  3. 0,25 моль.

Второй уровень:1.183 мл. 2.0,088 %.

Третий уровень: 48,8 %.

Вариант III

Первый уровень:

  1. 7,1 г.
  2. 34, 5 г.
  3. 40 %.

Второй уровень: 1. 73,5 г. 2. 4,48 л

Третий уровень: 34, 8 г.

Вариант IV

Первый уровень:

  1. 24 г.
  2. 5,6 л
  3. 12 %.

Второй уровень: 1.183 мл. 2.10,7 г NH4Cl , 0,6 г  NH3.

Третий уровень: 1,6 г.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ НА ТЕСТ:

ВАРИАНТ №1                                                

Правильные ответы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

б

б

а,в,г

г

в

а

б

б

г

в

Вариант№2

Правильные ответы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

а

а

в

а

а,г,д

б

г

в

в

в

ОТВЕТЫ НА КРОССВОРД:

По горизонтали: 1. Бром. 4. Фильтр. 5. Сера. 8. Аргон. 9. Титан.
По вертикали: 2. Моль. 3. Фосфор. 6. Радон. 7. Азот.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме Неметаллы 9 класс

Здесь можно познакомиться с конспектом и презентацией к данному уроку...

Урок по теме "Неметаллы".

Предлагаю разработку урока и презентацию к нему (9 класс-программа О.С.Габриеляна)Урок по теме «Неметаллы»( 9 класс)Цели и задачи урокаЗадачи урока:- обобщить и актуализировать знания по данной теме;-...

Конспект урока по теме "Неметаллы: атомы и простые вещества"

Методическая разработка урока«Неметаллы: атомы и простые вещества»Авдеева О.Ю., учитель химии МБОУ «Лицей» р.п. Степное Советского района.Урок для учащихся 9 класса (учебник О.С.Габриелян  Химия ...

ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ "НЕМЕТАЛЛЫ"

в разработке представлен материал, позволяющий обобщить и систематизировать знания по теме "Неметаллы"...

Конспект урока "Обобщающее повторение по теме "Неметаллы" 9 класс

На уроке обучающиеся продолжают развивать умение применять полученные знания на практике при решении расчетных и качественных задач, умение использовать химическую терминологию, умение проводить, набл...

Презентация обобщающего урока по теме " Неметаллы и их соединения" ( 9 класс)

Урок рефлексииСодержательная:  Создать  условия для коррекции и тренинга изученных понятий, алгоритмов по теме "Неметаллы"Деятельностная:: Формирование способности учащихся к корре...

Обобщающий урок по теме «Неметаллы»

  Как это ни странно, но сегодня мы попробуем объять необъятное – совместить в одном уроке такие разные предметы, как  химию, биологию, историю,  литературу. Известный писа...