Обобщающий урок по теме:"Неметаллы"
план-конспект урока по химии (9 класс) по теме
Конспект урока можно использовать для обобщения и систематизации знаний учащихся по теме:"Неметаллы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchayushchiy_urok.doc | 101.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока по теме:
«Неметаллы»
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о свойствах и применении неметаллов с использованием методов социальных технологий.
Задачи:
1. Обобщить и систематизировать знания учащихся о положении неметаллов в периодической системе, строении их атомов, о физических и химических свойствах, о важнейших отраслях их применения.
2. Продолжить развивать умение применять полученные знания на практике при решении расчетных и качественных задач, умение использовать химическую терминологию, умение проводить, наблюдать и описывать химический эксперимент, совершенствовать коммуникативные умения (умение совместно принимать решения, умение отстаивать свою точку зрения и уважать мнение другого человека), совершенствовать навыки устной и письменной речи.
3. Расширить кругозор учащихся, развить познавательный интерес учащихся к предмету.
Тип урока: повторение и обобщение знаний.
Методы обучения:
- словесный (беседа);
- наглядный (наблюдение при проведении опытов);
- практический (тестирование, выполнение расчетных задач, проведение опытов).
Ход урока:
I. Организационный момент. (2 мин).
Приветствие класса. Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Знакомство учащихся с планом урока. (2 мин).
Учитель. Ребята, сегодня у нас с вами заключительный урок по теме: «Неметаллы». Вы должны будете показать свои знания о неметаллах, умения решать расчетные и качественные задачи. Работать вы будете в группах. Каждой из групп будут даны свои задания, а этапы для всех команд одинаковые. Вот эти этапы:
1) Разминка, 2) Удивительные вещества и элементы, 3) Расчетная задача, 4) Распознавание, 5) Химический кроссворд.
Затем мы с вами подведём итоги и выясним, какая же команда больше всех знает о неметаллах. А теперь познакомимся с нашими командами (команды представляют себя).
Оценивать вашу работу будут жюри (см. приложение №1).
III.Выполнение учащимися заданий обобщающего и систематизирующего характера (29 мин).
1) Учитель. Первое задание - разминка. Предлагаю вам выполнить тест, каждый правильный ответ принесёт вашей команде 1 балл. Время на задание -5 мин. (Тесты команды сдают жюри).
Вариант I
Выберите правильный ответ.
- Наиболее ярко выраженные неметаллические свойства проявляет:
а) Si, б) C, в) Sn, г)Ge.
2. Химическая связь в молекуле аммиака:
а) ионная, б) ковалентная полярная, в) металлическая,
г) ковалентная неполярная.
3. Оксид азота (V) может взаимодействовать:
a) c H2O, б) H2SO4 , в ) NaOH, г) CaO
4. Химическое равновесие в системе: FeO (k) + H2 (г) ↔ Fe (k) + H2O-Q
смещается в сторону исходных веществ:
а) при повышении давления, б) повышения температуры,
в) при понижении давления, г) понижения температуры.
5. Формула вещества, обозначенного Х в схеме превращений веществ:
P → X → H3PO4,
а) PH3 , б)P2O3, в) P2O5 .
6. Оксид серы (IV) реагирует с обоими веществами пары:
а) кислородом и водой, б) оксидами кальция и углерода (IV),
в) медью и серной кислотой.
7. Массовая доля азота в азотной кислоте равна:
а) 20, б) 22,2 , в) 14,0, г) 76,2.
8. Электронная формула атома фосфора:
а) 1s²2s²2p³, б) 1s²2s²2p63s² 3p³, в) 1s²2s²2p5, г) 1s²2s²2p63s² 3p5.
9. Высшая валентность азот проявляет в соединении:
а) N2O, б) NO, в) N2O3, г) N2O5.
10. Коэффициент перед формулой окислителя в уравнении реакции, схема которой H2S + O2 → H2O + SO2 равен:
а) 1, б)2, в) 3, г) 4.
Вариант II
Выберите правильный ответ.
- Электронная формула внешнего энергетического уровня атома Si :
а) 3s² 3p² , б) 3s² 3p4, в) 4s² 4p2 , г) 4s² 4p4 .
2. В ряду химических элементов P → As → Sb → Bi
металлические свойства:
а) усиливаются, б) не изменяются, в) ослабевают, г) изменяются периодически.
3. При пропускании CO2 через водный раствор карбоната натрия:
а) образуется гидроксид натрия, б) выпадает осадок карбоната натрия,
в) образуется гидрокарбонат натрия, г) образуется угольная кислота.
4. Валентность азота в соединениях NO2 и NH3 соответственно равна:
а) IV и III, б)V и III, в) II и III , г) V и I.
5. Оксид серы (VI) реагирует:
а) с водой, б) азотной кислотой, в) кислородом, г) оксидом алюминия,
д) гидроксидом калия.
6. Формула вещества с ковалентной неполярной связью:
а) HCl, б)F2 , в)Na2O , г) H2S.
7. Химическое равновесие в системе 2SO2 +O2 ↔ 2SO3 + Q смещается в сторону продукта реакции:
а) при использовании катализатора, б) повышение температуры, в) понижении давления, г) понижении температуры.
8. Кремниевая кислота образуется при взаимодействии:
а) кремния с водой, б) оксида кремния с водой, в) силиката натрия с соляной кислотой, г) оксида кремния со щелочью.
9. Массовая доля серы в серной кислоте равна:
а) 14,3, б) 32, в) 32, 6, г) 65,3.
10. Коэффициент перед формулой восстановителя в уравнении реакции магния с азотом равен: а) 1, б) 2, в) 3, г)4.
2) Учитель. Жюри подводит итоги первого задания, а мы с вами переходим к следующему этапу: «Удивительные вещества и элементы». Каждой команде будут задаваться вопросы, правильный ответ оценивается в 1 балл.
«УДИВИТЕЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА И ЭЛЕМЕНТЫ».
(БЛИЦ-ВОПРОС)
- В какой капусте много йода? (В морской).
- Какой элемент считают «царем живой природы»? (Углерод).
- Какая кислота входит в состав желудочного сока? (Соляная).
- Какое вещество составляет основу карандаша? (Графит).
- Он безжизненным зовется, но жизнь без него не создается. (Азот).
- О каких веществах можно сказать, что один сверкал в короне царской, а брат его чумазый трубочист? (Об алмазе и аморфном угле).
- Как называются соли угольной кислоты? ( Карбонаты).
- Белый воздуха боится, покраснел, чтоб сохраниться. ( Белый и красный фосфор).
- Используется она в производстве спичек, бумаги, взрывчатых веществ, лекарств, но основной ее потребитель – химическая промышленность. Назовите этот неметалл. (Сера).
- Назовите сильнейший окислитель. (Фтор).
- Какова массовая доля кислорода в воздухе? (21%)
- Какой элемент сыграл роковую роль в жизни Наполеона? ( Мышьяк).
- Какова формула озона? (О3).
- Как называется семейство элементов 7 группы главной подгруппы? (Галогены).
- Этот оксид выдыхают животные и человек? ( Углекислый газ).
- Это вещество встречается в отбеливателях, чистящих средствах, оно способно возвращать белизну белым тканям, дезинфицирует. ( Хлор).
- Какой элемент называют «элементом жизни и мысли?» ( Фосфор).
- Как называется семейство элементов 6 группы главной подгруппы? (Халькогены).
- Как называются соли серной кислоты? (Сульфаты).
- В состав зубных паст входит именно этот химический элемент (Фтор).
- Благодаря какому процессу масса кислорода в воздухе почти не меняется? (Фотосинтезу).
- Недостаток, какого элемента вызывает заболевание щитовидной железы? (Йода).
При недостатке этого элемента в организме наблюдается хрупкость и ломкость костей, и выпадение волос? (Серы).
- Соединения этого галогена регулируют процессы возбуждения и торможения центральной нервной системы. Что это за галоген? (Бром).
- Темно- фиолетовые кристаллы этой соли хорошо растворяются в воде, используется в лаборатории для получения кислорода. (KMnO4)
3) Учитель. А какой же любитель химии не умеет решать задачи? Следующий этап: «Расчётная задача». Вам необходимо решить задачи, а уровень, какой вы выберите, зависит от вас, от этого зависит и количество баллов. Время на решение задач- 8 мин. (см. приложение №2).
4) Учитель. Этап «Распознавание». Ребята, вам необходимо выполнить практическое задание, объяснить и составить уравнения химических реакций. Максимальное количество баллов за это задание - 4. Время на подготовку 3 мин.
Задание: Распознайте с помощью реактивов растворы следующих веществ:
Задание команде №1: Na2CO3 , Na2SiO3 , NaNO3.
Задание команде №2: NaCl, Na2SO4, NaNO3.
Задание команде №3: Na2CO3, Na2SO4 , NaNO3.
Задание команде №4: AlCl3, Na2SO4, NaNO3.
Учитель. Проверяем задание каждой команды. ( Команды описывают ход эксперимента и делают выводы.)
5) Учитель: А теперь ребята, давайте немного отдохнем и отгадаем кроссворд. Та команда, которая первая справится, получает 5 баллов, вторая-4 и т.д. Время на выполнение-5 мин.
Химический кроссворд
По горизонтали:
1. Жидкость красно-бурого цвета с резким зловонным запахом.
4. Это вставляют в воронку при фильтровании.
5. Неметалл, твердый, желтого цвета.
8. Инертный газ.
9. Металл, названный в честь могучих сыновей богини земли Геи (греческая мифология).
По вертикали:
2. Количество вещества.
3. Неметалл красного цвета, применяется в производстве спичек.
6. Инертный газ, в переводе с латинского «блестящий, светящийся».
7. Составная часть воздуха.
IV. Проверка выполнения заданий (2 мин).
Учитель. Жюри сейчас подводит итоги всех конкурсов. А вам, ребята, я предлагаю оценить работу каждого ученика вашей команды за урок. (Рефлексия).
V. Подведение итогов и оценка результатов урока (3 мин).
Учитель. Предоставляем слово жюри. (Жюри подводит итоги всех этапов, определяет команду – победитель)
Учитель. Ребята, сегодня на уроке вы показали все свои знания, умения решать расчётные и качественные задачи по теме: «Неметаллы».
VI. Домашнее задание (2 мин). Подготовиться к контрольной работе по теме: «Неметаллы».
Спасибо за урок.
Приложение №1
ПРОТОКОЛ
этап №п | «Тест» | «Удиви-тельные вещества и элемен-ты» | «Расчет-ная задача» | «Распоз-навание» | «Химии-ческий крос-сворд» | Итог |
Команда № 1 | ||||||
Команда № 2 | ||||||
Команда № 3 | ||||||
Команда № 4 |
БЛАНК ОТВЕТОВ НА ТЕСТ
Команда:
Вариант:
Вопрос Правильные ответы | № 1 | № 2 | № 3 | № 4 | № 5 | № 6 | № 7 | № 8 | № 9 | № 10 |
БЛАНК ОТВЕТОВ НА ЗАДАЧУ
Команда:
Уровень:
Приложение №2
Этап «Расчетная задача»
Вариант I
Первый уровень (3 балла).
1. Сколько граммов гидроксида кальция потребуется для нейтрализации 5,6 л хлороводовода?
2.Сколько литров аммиака нужно взять для получения 4,9 г бромида аммония?
3. При взаимодействии 0,1 моль магния с разбавленной серной кислотой получается сульфат магния. Определите его массу.
Второй уровень (4 балла).
1. Сколько граммов 10 % раствора гидроксида натрия потребуется для нейтрализации 8,96 л соляной кислоты.
2. Сколько граммов хлорида аммония получится при взаимодействии 8 г хлороводорода с 3г аммиака.
Третий уровень (5 баллов).
Сколько граммов осадка образуется при пропускании 11,2 л углекислого газа через 900 г 10 % раствора гидроксида бария Ba(OH)2?
Вариант II
Первый уровень (3 балла).
1. Сколько л углекислого газа получится при сжигании 3,2 г метана CH4?
2. Определите массу серы, вступившей в реакцию с алюминием количеством вещества 3 моль, если образуется сульфид алюминия Al2S3.
3. Определите количество вещества сульфата магния, образовавшегося при взаимодействии 6 г магния с разбавленной серной кислотой.
Второй уровень (4 балла).
1. Какой объем раствора с массовой долей серной кислоты 10 % (плотностью 1,07 г/мл) потребуется для нейтрализации раствора, содержащего 16 г гидроксида натрия?
2. Оксид углерода (IV), полученный действием избытка соляной кислоты на карбонат кальция массой 4 г растворили в воде массой 2 кг. Рассчитайте массовую долю оксид углерода (IV) в полученном растворе.
Третий уровень (5 баллов).
На смесь меди и оксида меди (II) массой 75 г подействовали избытком концентрированной азотной кислоты. При этом выделился газ объемом 26,88 л (н.у.). Определите массовую долю оксида меди (II) в исходной смеси.
Вариант III
Первый уровень (3 балла).
1. Сколько граммов оксида фосфора(V) образуется при сжигании 3,1 г фосфора.
2. При пропускании углекислого газа через раствор, содержащий 28 г гидроксида калия KOH, получили после выпаривания соль- K2CO3. Определите массу этой соли.
3. Определите массовую долю меди в сульфате меди (II) CuSO4.
Второй уровень (4 балла).
1. В лаборатории имеется раствор с массовой долей H2SO4 10 % . Какая масса этого раствора потребуется для растворения 1,8 г магния?
2. Вычислите объем водорода, выделившегося при взаимодействии цинка массой 13 г с раствором, содержащим серную кислоту массой 30 г (н. у.).
Третий уровень (5 баллов).
К раствору объемом 153,5 мл с массовой долей гидроксида калия 16 % и плотностью 1,14 г/мл прилили раствор объемом 86,8 мл с массовой долей серной кислоты 20 % и плотностью 1,14 г/мл. Определите массу образовавшейся соли - K2SO4.
Вариант IV
Первый уровень (3 балла).
1. Через раствор, содержащий 30,9 г бромида натрия, пропустили избыток хлора, а выделившееся вещество красно-бурого цвета собрали. Определите массу этого вещества.
2. Какой объем водорода (н. у.) потребуется для полного восстановления 20 г оксида меди (II).
3. Определите массовую долю углерода в карбонате кальция.
Второй уровень (4 балла).
1. Какой объем раствора с массовой долей серной кислоты 10 % (плотностью 1,07 г/мл) потребуется для нейтрализации раствора, содержащего 16 г гидроксида натрия?
2. Смешали хлороводород массой 7,3 г с аммиаком массой 4 г. Определите массу образовавшейся соли и оставшегося после реакции газа.
Третий уровень (5 баллов).
К раствору, содержащему гидроксид кальция массой 1,48 г, прилили раствор массой 150 г с массовой долей карбоната натрия 5 %. Определите массу образовавшегося гидроксида натрия.
Приложение№3
Ответы на расчётные задачи:
Вариант I
Первый уровень:
- 9, 25 г
- 1,12 л.
- 12 г.
Второй уровень:1. 160 г. 2. 9,44 г.
Третий уровень: 98, 5 г.
Вариант II
Первый уровень:
- 4,48 л.
- 144 г.
- 0,25 моль.
Второй уровень:1.183 мл. 2.0,088 %.
Третий уровень: 48,8 %.
Вариант III
Первый уровень:
- 7,1 г.
- 34, 5 г.
- 40 %.
Второй уровень: 1. 73,5 г. 2. 4,48 л
Третий уровень: 34, 8 г.
Вариант IV
Первый уровень:
- 24 г.
- 5,6 л
- 12 %.
Второй уровень: 1.183 мл. 2.10,7 г NH4Cl , 0,6 г NH3.
Третий уровень: 1,6 г.
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ НА ТЕСТ:
ВАРИАНТ №1
Правильные ответы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
б | б | а,в,г | г | в | а | б | б | г | в |
Вариант№2
Правильные ответы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
а | а | в | а | а,г,д | б | г | в | в | в |
ОТВЕТЫ НА КРОССВОРД:
По горизонтали: 1. Бром. 4. Фильтр. 5. Сера. 8. Аргон. 9. Титан.
По вертикали: 2. Моль. 3. Фосфор. 6. Радон. 7. Азот.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме Неметаллы 9 класс
Здесь можно познакомиться с конспектом и презентацией к данному уроку...
Урок по теме "Неметаллы".
Предлагаю разработку урока и презентацию к нему (9 класс-программа О.С.Габриеляна)Урок по теме «Неметаллы»( 9 класс)Цели и задачи урокаЗадачи урока:- обобщить и актуализировать знания по данной теме;-...
Конспект урока по теме "Неметаллы: атомы и простые вещества"
Методическая разработка урока«Неметаллы: атомы и простые вещества»Авдеева О.Ю., учитель химии МБОУ «Лицей» р.п. Степное Советского района.Урок для учащихся 9 класса (учебник О.С.Габриелян Химия ...
ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ "НЕМЕТАЛЛЫ"
в разработке представлен материал, позволяющий обобщить и систематизировать знания по теме "Неметаллы"...
Конспект урока "Обобщающее повторение по теме "Неметаллы" 9 класс
На уроке обучающиеся продолжают развивать умение применять полученные знания на практике при решении расчетных и качественных задач, умение использовать химическую терминологию, умение проводить, набл...
Презентация обобщающего урока по теме " Неметаллы и их соединения" ( 9 класс)
Урок рефлексииСодержательная: Создать условия для коррекции и тренинга изученных понятий, алгоритмов по теме "Неметаллы"Деятельностная:: Формирование способности учащихся к корре...
Обобщающий урок по теме «Неметаллы»
Как это ни странно, но сегодня мы попробуем объять необъятное – совместить в одном уроке такие разные предметы, как химию, биологию, историю, литературу. Известный писа...