Конспект урока по теме "Неметаллы: атомы и простые вещества"
план-конспект урока (химия, 9 класс) по теме
Методическая разработка урока
«Неметаллы: атомы и простые вещества»
Авдеева О.Ю., учитель химии МБОУ «Лицей» р.п. Степное Советского района.
Урок для учащихся 9 класса (учебник О.С.Габриелян Химия 9 класс).
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Цель: рассмотреть положение неметаллов в периодической системе и особенности строения атомов и простых веществ
Задачи:
1.Получить знания о неметаллах и их аллотропных видоизменениях
2. Уметь отличать неметаллы от металлов по строению атомов, определять вид химической связи в неметаллах.
3.Развивать интеллектуальные умения, устанавливать причинноследственные связи, систематизировать и делать выводы по матералу, умения работать в группе.
Оборудование: проектор, периодическая таблица.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.doc | 120.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Этапы урока | Цель | Организационные формы | Действия учителя | Действия ученика | Время |
1.Организация работы на уроке | Организационная, психологическая готовность учащихся к уроку | Фронтальная | 1.Приветсвтвует 2.обеспечивает психологический настрой на учебную деятельность 3 делит класс на 4 группы | 1.приветствуют учителя 2.получают пакет инструкций для работы на уроке | 1 мин |
2.Опрос по изученному материалу | Повторение опорных знаний для изучения новой темы | Фронтальная Групповая | Проводит опрос по свойствам металлов Организует работу в группах: самостоятельная работа по карточкам | Работа по инструктивной карте №1(определение элемента – металла по электронной формуле) выставление оценок в лист самоконтроля | 4 мин |
3.Изучение новой темы | Актуализация знаний учащихся в изучении темы «Неметаллы» изучение строения атомов неметаллов знакомство с аллотропными видоизменениями простых веществ неметаллов Физминутка. | Фронтальная Групповая Фронтальная Групповая | Рассказывает о распространенности простых веществ и образованных неметаллами. Демонстрирует схему «Физические свойства простых веществ, образованные неметаллами» и знакомит учащихся с основными свойствами неметаллов. Ставит проблемный вопрос «Почему неметаллы разнообразны по физическим свойствам? Что этому является причиной? Организует беседу по проблемному вопросу Презентация «Аллотропия» Акцентирует внимание на разнообразии свойств простых веществ, образованные элементами неметаллами Организует работу групп | Обсуждают роль неметаллов в окружающем нас мире и проблемный вопрос. Работа с периодической таблицей Работа по инструктивной карте №2(строение атомов неметаллов)Выставляют оценки в лист самоконтроля Смотрят и анализируют презентации Делают выводы о причинах аллотропии Работают с инструктивной картой №3 (составление моделей кристаллических решёток) Выставляют оценки в лист самоконтроля | 30мин |
4 Закрепление | Научиться определять химический элемент по электронной формуле. Закрепить знания о строении атомов неметаллов | групповая | Объясняет задание для самостоятельной работы | Выполняют задание по инструктивной карте №4 | 5 мин |
5 Подведение итогов урока | Обобщить знания о простых веществах -неметаллах | фронтальная | Учитель организует учеников на формулирование выводов по уроку и выставляет отметки | Заполняют таблицу «Сравнение металлов и неметаллов» Отвечают на вопросы: «Неметаллы – это…» | 3 мин |
6 Домашнее задание | Записывает домашнее задание на доске и делает пояснения к его выполнению | Записывают домашнее задание | 1 мин | ||
7 Рефлексия | Просит поднять смайлики, оценивает работу | Поднимают смайлики | 1 мин |
Методическая разработка урока
«Неметаллы: атомы и простые вещества»
Авдеева О.Ю. учитель химии МБОУ-«Лицей» р.п. Степное Советского района.
Урок для учащихся 9 класса (учебник О.С.Габриелян Химия 9 класс).
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Цель: Рассмотреть положение неметаллов в периодической системе и особенности строения атомов и простых веществ
Задачи: 1.Получить знания о неметаллах и их аллотропных видоизменениях
2. Уметь отличать неметаллы от металлов по строению атомов, определять вид химической связи в неметаллах.
3.Развивать интеллектуальные умения, устанавливать причинноследственные связи, систематизировать и делать выводы по матералу, умения работать в группе.
Оборудование: проектор, периодическая таблица.
Ход урока
- Организационный момент
Нет сил удерживать снующие частицы,
Что далеки от нашего ядра.
Пора бы неметаллам появиться,
Отдам не глядя. Верите ль, друзья?
О чем идет речь в загадке?(о металлах)
Нам вечно не хватает электронов,
Мы в поисках с зари и до зари.
И чаще их находим, безусловно,
Но иногда мы отдаем свои (о неметаллах).
Цель нашего урока – систематизировать знания об особенностях неметаллов в свете представлений о трех формах существования химического элемента. Для достижения поставленной цели нам необходимо сначала повторить то, что вы уже знаете про металлы. Проверка знаний учащихся. Фронтальный опрос:
Какие формы существования элемента вы знаете?
Что называют атомом?
Что называют простым веществом?
Что называют сложным веществом?
Какие общие признаки простых веществ металлов вы знаете?
Чем можно объяснить эти свойства, общие для всех металлов?
Какая химическая связь обеспечивает характерные свойства металлов?
Назовите тип кристаллической решётки, который характерен для металлов? Её
особенности?
Какие свойства проявляют металлы окислительные или восстановитетельные?
Работа с карточкой №1
III. Изучение новой темы
Учитель:
К неметаллам относят 22 элемента В периодической таблице неметаллические элементы в основном расположены в правой верхней части периодической системы.. Среди 115 известных сегодня химических элементов (из них 88 элементов найдено в природе) к неметаллам относят 22 элемента. Металлы в периодической системе расположены в основном под диагональю В—Аt, а неметаллы — по этой диагонали и над ней.
Распространение элементов неметаллов в природе в трёх формах существования (презентация) и обращаем внимание физические свойства простых веществ
На демонстрационном столике: Колба (закрытая, имитирующая собранный газ -водород), сера, уголь, и небольшая колба (с коричневой жидкостью, имитирующая жидкий бром)
Простые вещества инертные газы: He, Ne, Ar, Kr, Xe и Rn., водород Н2, кислород 02 и озон 03, фтор F2, хлор Сl2, азот N2 — также газы при обычных условиях, бром Вr2 — жидкость, а бор, углерод (алмаз, графит), кремний, фосфор (красный и белый), сера (пластическая и ромбическая), селен, теллур, иод , астат — твердые вещества.
Проблема. Почему же неметаллы не имеют общих признаков? (пауза) Какие же особенности в строении и взаимодействии атомов влияют на свойства простых веществ, образуемых неметаллами и обеспечивают большим разнообразием?
Ратота по периодической таблице . Строение атомов неметаллов
Сколько валентных электронов может быть у неметаллов?
У каких элементов – металлов или неметаллов – радиус атома больше?
Что такое электроотрицательность (ЭО)?
У каких элементов – металлов или неметаллов – ЭО больше?
Какие свойства, окислительные или восстановительные, проявляют неметаллы?
Как изменяются эти свойства в периодах и группах главных подгруппах с увеличением заряда ядра?
Если для атомов металлов характерны сравнительно большие радиусы и небольшое число электронов на внешнем уровне (от 1е- до Зе ), атомам неметаллов, наоборот, свойственны небольшие радиусы атомов и число электронов на внешнем энергетическом уровне (от 4 до 8) (у бора этих электронов 3, но атомы этого элемента имеют очень небольшой радиус). Отсюда и стремление атомов металлов к отдаче внешних электронов, т. е. восстановительные свойства, а для атомов неметаллов — стремление к приему недостающих до заветной восьмерки электронов, т. е. окислительные свойства.(заполняем таблицу) Работа с карточкой №2
Перейдем к рассмотрению строения молекул неметаллов. Неметаллы образуют как одноатомные,так идвухатомныемолекулы.
К одноатомным неметаллам относятся инертные газы, практически не реагирующие даже с самыми активными веществами. Инертные газы расположены в VIII группе Периодической системы, а химические формулы соответствующих простых веществ следующие: He, Ne, Ar, Kr, Xe и Rn.
Хотя по сравнению с металлами неметаллов гораздо меньше, для них трудно выделить общие характерные признаки.
Некоторые неметаллы образуют двухатомные молекулы. Это H2, F2, Cl2, Br2, I2 (элементы VII группы Периодической системы), а также кислород O2 и азот N2. Из трехатомных молекул состоит газ озон (O3). Из них водород Н2, кислород 02 и озон 03, фтор F2, хлор Сl2, азот N2 — газы при обычных условиях, бром Вr2 — жидкость, а бор, углерод (алмаз, графит), кремний, фосфор (красный и белый), сера (пластическая и ромбическая), селен, теллур, иод , астат — твердые вещества.
Если для подавляющего большинства металлов характерен серебристо-белый цвет, то окраска неметаллов — простых веществ охватывает все цвета спектра: красный (красный фосфор, красно-бурый жидкий бром), желтый (сера), зеленый (хлор — желто-зеленый газ), фиолетовый (пары иода)
Назовите тип химической связи в неметаллах.(Атомная или ковалентная неполярная)
Можете ли выделить общие характерные признаки простых веществ – неметаллов?
(нет, т.к. простые вещества – неметаллы имеют различное агрегатное состояние, цвет) Твердые неметаллы не проводят электрический ток, хрупкие.
Во-первых, зафиксированные температуры плавления неметаллов также лежат в очень широком интервале: от 3800 °С у графита до -210 °С у азота. Эта особенность свойств неметаллов является следствием образования ими двух типов кристаллических решеток: молекулярной и атомной
Самые типичные неметаллы имеют молекулярное строение, а менее типичные ― немолекулярное. Этим и объясняется отличие их свойств.молекулярная (O2, N2, галогены, белый фосфор и др.) и атомная (алмаз, графит, кремний, бор и др.).
Для веществ неметаллов, находящихся в твердом состоянии, составить химическую формулу довольно сложно. Атомы углерода в графите соединены друг с другом различным образом. Выделить отдельную молекулу в приведенных структурах затруднительно. При написании химических формул таких веществ, как и в случае с металлами, вводится допущение, что такие вещества состоят только из атомов. Химические формулы, при этом, записываются без индексов - C, Si, S и т.д
Неметаллы в виде простых тел находятся в твердом или газообразном состоянии (исключая бром - жидкость). Они не имеют физических свойств, присущих металлам. Твердые неметаллы не обладают характерным для металлов блеском, они обычно хрупки, плохо проводят электрический ток и тепло (за исключением графита).Например, элемент фосфор образует простое вещество с молекулярной кристаллической решеткой — белый фосфор, молекулы которого имеют состав Р4, и простое вещество с атомной кристаллической решеткой — красный фосфор Р
Аллотропия – явление существования нескольких простых веществ, образуемых одним и тем же химическим элементом.
Демонстрация моделей кристаллических решёток алмаза и графита
Аллотропные модификации углерода
алмаз | графит | фуллерен | |
строение | Атомная кубическая решётка Ковалентная неполярная связь | Слоистое строение Внутри слоя – ковалентная неполярная связь Между слоями- межмолекулярное взаимодействие | С 60 С70 Молекула Образует сферу |
свойства | твёрдость | Проводит электрический ток, тугоплавкий, оказывает смазывающее действие | Химически стойкий, твёрдость |
применение | Алмазные резцы, напильники | Электроды Ракетные двигатели Узлы трения | Сверхтвёрдые материалы |
Вывод 1: явление аллотропии объясняется разным строением кристаллических решеток.
Простые вещества, образуемые кислородом - газы: обычный кислород 02 и озон O3 имеют различный количественный состав. Связь между атомами носит ковалентный неполярный характер, свойства веществ сильно отличаются.
Кислород | Озон | |
Формула | О2 | О3 |
Цвет, вкус | Газ без цвета, вкуса и запаха | Светло – синий газ,с сильным запахом ( запах свежести |
Растворимость в воде | малорастворим в воде | хорошо растворим в воде. |
Биологическая роль | поддерживает процессы дыхания, горения, брожения, гниения. | Ядовит при высоких концентрациях. |
В природе озон образуется при электрических разрядах или окислении органических смолистых веществ, а также при действии ультрафиолетовых лучей на кислород. В лаборатории его получают в специальных приборах — озонаторах при действии на кислород тихим (без искр) электрическим разрядом Озон — гораздо более сильный окислитель, чем кислород. Его молекулы распадаются при обычной температуре с отщеплением атомарного кислорода: О3 = О2 + О
На сильной окислительной способности озона основано его применение: отбеливание тканей, удаление запаха у жиров и масел, дезинфекция воздуха в помещениях, обеззараживание питьевой воды. Озоновый пояс Земли, расположенный на высоте 20—25 км, задерживает губительные ультрафиолетовые лучи, которые разрушительно действуют на клетки живых организмов.
Вывод 2: причина аллотропии связана с разным числом атомов в молекулах простых веществ.
Какой общий вывод мы сделаем? Какие характеристики определяют свойства простых веществ – неметаллов? Выполнение работы по сбору шаростержневых моделей простых веществ немеметаллов Карточка №3
Кристаллический бор В (как и кристаллический кремний) обладает очень высокой температурой плавления (2075°С) и большой твердостью. Электрическая проводимость бора с повышением температуры сильно увеличивается, что дает возможность широко применять его в полупроводниковой технике, углерод С, кремний Si, бор В имеют сходное строение и обладают некоторыми общими свойствами. Как простые вещества они встречаются в двух видоизменениях - в кристаллическом и аморфном. Кристаллические видоизменения этих элементов очень твердые, с высокими температурами плавления. Кристаллический кремний обладает полупроводниковыми свойствами.
Свойства вещества определяются не только его качественным составом, но и тем, сколько атомов содержится в молекуле вещества и как они связаны между собой. Самые типичные неметаллы имеют молекулярное строение, а менее типичные - немолекулярное.
IV. Подведение итогов урока: Карточка №4
Неметаллы – это…
Само слово «неметаллы» указывает, что свойства неметаллических элементов и соответствующих им простых веществ противоположны свойствам металлов
Неметаллы находятся только вглавных подгруппах
На внешнем уровне неметаллов находятся от 4 до 7 электронов
Радиус атомов неметаллов меньше радиуса атомов металлов
Простые вещества неметаллы образованы ковалентной неполярной связью
Для простых веществ неметаллов характерны молекулярные и атомные кристаллические решётки
Неметаллы могут проявлять как восстановительные так и окислительные свойства
V. Рефлексия Смайлики 3 вида
Карточка №1
1s22s1 | 1s22s22p63s23p64s2 | 1s22s22p63s2 |
Определите, атомам, каких элементов соответствуют следующие электронные формулы, как они читаются и что показывают?
Карточка №2
1s22s22p3 | 1s22s22p63s23p5 | 1s22s22p4 |
Определите, атомам, каких элементов соответствуют следующие электронные формулы, как они читаются и что показывают?
Карточка №3
Соберите шаростержневую модель графита(1),
Алмаза(2), Серы(3), Фосфора(4) по схемам.
Карточка №4
Сравнение металлов и неметаллов
Признаки сравнения | Металлы | Неметаллы |
1.Количество элементов в периодической таблице | ||
2. Строение атома | ||
3. Физические свойства | ||
4. Аллотропные видоизменения | ||
5.Вид химической связи в простых веществах |
Лист самоконтроля
Работа в группе | Время | Вид работы | Оценка (самооценка) по 10 балльной шкале |
Работа по карточке №1 | 3 мин. | Выполнение задания на карточке | |
Работа по карточке №2 | 4 мин | Выполнение задания на карточке | |
Работа по карточке №3 | 4 мин. | Работа практическая, сбор модели | |
Работа по карточке №4 | 4мин. | Карточка №3 на сравнение металлов и неметаллов | |
Вывод по уроку | 3 мин. | Закончить предложение: Неметаллы – это…. | |
Итого |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок в 8 классе «Металлы – простые вещества. Роль металлов в организме человека»
Урок проводится в 8 классе, когда химических знаний еще недостаточно, поэтому, опираясь на ранее полученные знания учащихся необходимо подвести их к пониманию различий в представлениях о металлах...
Урок химии в 9 классе с использованием ЭОР. Тема урока"Неметаллы: атомы и простые вещества. Воздух. Кислород. Озон"
Ответить Данная работа содержит план-конспект урока-структуру и ход урока, разработку современного урока химии в 9 классе "Неметаллы: атомы и простые вещества. Воздух. Кислород. Озон....
Конспект урока с презентацией по теме: Простые и сложные вещества
Конспект урока по химии в 8 классе по теме: Простые и сложные вещества. Урок сопровождается презентацией. Цель урока: ознакомление с простыми и сложными веществами – основными формами существова...
конспект урока по теме: "Щелочные металлы - простые вещества, их физические и химические свойства"
конспект урока по химии в 9 классе...
Технологическая карта урока по теме "Щелочные металлы – простые вещества, их физические и химические свойства".
Технологическая карта урока с использованием приемов технологии развития критического мышления...
Конспект урока по химии, 9 класс на тему "Неметаллы: атомы и простые вещества. Воздух. Кислород. Озон"
Методическая разработка предназначена для изучения материала по теме "Неметаллы: атомы и простые вещества. Воздух. Кислород. Озон"...
разработка урока "Металлы – химические элементы и простые вещества"
Цель урока:- рассмотреть положение металлов в ПСХЭ, особенности строения их атомов;- повторить и обобщить сведения о металлической химической связи;- изучить общие физические и химические свойства про...