Урок по теме "Неметаллы".
методическая разработка по химии (9 класс) на тему
Предлагаю разработку урока и презентацию к нему (9 класс-программа О.С.Габриеляна)
Урок по теме «Неметаллы»
( 9 класс)
Цели и задачи урока
Задачи урока:
- обобщить и актуализировать знания по данной теме;
-сформировать устойчивый интерес к изучаемой теме;
- мотивировать учебную деятельность учащихся;
- создать условия для обобщения и целостного осмысления информации;
- побудить учащихся к активной работе на уроке и дома;
Цели урока:
Образовательные
- рассмотреть положение неметаллов в ПСХЭ Д.И.Менделеева и обеспечить усвоение знаний об особенностях строения их атомов и на основе строения сделать вывод о физических и химических свойствах неметаллов;
- актуализировать знания учащихся о явлении аллотропии (сравнить с металлами)
Воспитательные
- вызвать интерес к предмету;
-развивать чувство самостоятельности, дисциплинированности, поиска;
Развивающие
- прививать навыки самостоятельной и коллективной работы.
Здоровьесберегающие
-учитывать возрастные особенности детей;
- выстраивать модель здоровьесберегающего урока;
-избегать перегрузок.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Стадия вызова.
Учитель: (демонстрация слайдов)
Химических элементов-неметаллов всего 16. Совсем немного, если учесть, что известно 114 элементов. Два элемента-неметалла составляют 76% от массы земной коры. Это кислород (49%) и кремний (27%). В атмосфере всодержнтся 0,03% от массы кислорода в земной коре. Неметаллы составляют 98,5% от массы растений, 97,6% от массы тела человека. Шесть неметаллов — С, Н, О, N, Р и S — биогенные элементы, которые образуют важнейшие органические вещества живой клетки: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты. В состав воздуха, которым мы дышим, входят простые и сложные вещества, также образованные элемента ми-неметаллами (кислород О2, азот, углекислый газ СО2, водяные пары Н2О и др.).
(Сообщение цели и задачи урока и обсуждение их с учащимися -показ слайда
Учитель: «Тема сегодняшнего урока «Неметаллы». Давайте постараемся провести сравнительную характеристику неметаллов на примере углерода, азота, кислорода и серы».
Вспомним:
- Где в ПСХЭ Д.И. Менделеева находятся неметаллы?
- Какое строение имеют атомы неметаллов?
- Какой тип химической связи у неметаллов?
- Какие кристаллические решетки имеют неметаллы? В чем особенность свойств веществ с разной кристаллической решеткой?
Учащиеся, работая в парах, записывают свои выводы. Демонстрация слайдов и исправление ошибок. Обсуждение и выводы.
Учитель демонстрирует образцы неметаллов: серы, графита, фосфора и активированного угля. Просмотр слайдов.
Учитель: « Какие химические свойства мы можем предположить у неметаллов : кислород, азот, углерод? ( рассмотрите все свойства с точки зрения ОВР и сделайте выводы»
Каждая колонка учащихся класса работает над своим неметаллом (кислород, азот, углерод) – работа в парах
Сравнительная характеристика неметаллов
на примере углерода, азота и кислорода
Параметры сравнения | Углерод | Азот | Кислород | |
Строение атомов неметаллов |
|
|
| |
Электронная схема и графическая формула, количество электронов на внешнем энергетическом уровне |
|
|
| |
Возможные степени окисления |
|
|
| |
Размер радиуса атома |
|
|
| |
Формулы простых веществ. Аллотропия |
|
|
| |
Строение простого вещества |
|
|
| |
Химическая связь |
|
|
| |
Кристаллическая решетка |
|
|
| |
Физические свойства |
|
|
| |
Агрегатное состояние |
|
|
| |
Окраска неметаллов |
|
|
| |
Температура плавления |
|
|
| |
Химические свойства:окислительные |
|
|
| |
Химические свойства:восстановительные |
|
|
|
|
( сдаем работы и обсуждаем)
Какие химические свойства более характерны для неметаллов?Почему?
В заключение стадии вызова подробно рассматривается понятие аллотропии и выясняется причина аллотропии неметаллов.
1) Что такое аллотропные модификации?
2) Чем отличаются аллотропные модификации?
В процессе беседы акцентируется внимание учащихся на различие физических и химических свойств аллотропных модификаций, демонстрируются слайды аллотропных модификаций углерода (алмаз, графит, карбин, фуллерен) и кислорода (кислород, озон) и фосфора (черный, белый, красный ).
III. Стадия осмысления.
Учитель: «… Итак, состав определяет строение, а строение − свойства. Эти понятия неразрывно связаны между собой, их невозможно рассматривать одно без другого».
IV. оценивания и самооценивания, коммуникативные.
Итог урока: Проводится рефлексия (Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы ,пользуясь слайдом презентации:: сегодня я узнал…, было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я научился… я приобрел… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось…) .
(УУД- познавательные, коммуникативные, регулятивные).
V. домашнее задание: ( с выбором уровня сложности):
1.Знать общую характеристику неметаллов и явление аллотропии (уметь приводить примеры аллотропии 3-4 неметаллов и знать свойства различных аллотропных модификаций).
2. Уметь давать сравнительную характеристику серы и кислорода, азота и фосфора, углерода и кремния (ОВР). Сделайте вывод об изменении свойств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация-в помощь учителю к уроку "Неметаллы" | 1.13 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели и задачи урока рассмотреть положение неметаллов в ПСХЭ Д.И.Менделеева и на основе строения атомов сделать вывод о физических и химических свойствах неметаллов; актуализировать знания о явлении аллотропии (сравнить с металлами); обобщить и актуализировать знания по данной теме
Общая характеристика неметаллов Химических элементов-неметаллов всего 16. Совсем немного, если учесть, что известно 114 элементов. Два элемента-неметалла составляют 76% от массы земной коры. Это кислород (49%) и кремний (27%). В атмосфере содержнтся 0,03% от массы кислорода в земной коре. Неметаллы составляют 98,5% от массы растений, 97,6% от массы тела человека.
Биогенные элементы-неметаллы Шесть неметаллов — С, Н, О, N, Р и S — биогенные элементы , которые образуют важнейшие органические вещества живой клетки: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты. В состав воздуха, которым мы дышим, входят простые и сложные вещества, также образованные элемента ми-неметаллами (кислород О2, азот, углекислый газ СО2, водяные пары Н2О и др.).
Положение неметаллов в ПС Д.И.Менделеева. Неметаллы расположены в правом верхнем углу ПС (вдоль и над диагональю B-At ). Всего 22 элемента- неметалла в Периодической системе Элементы-неметаллы располагаются только в главных подгруппах ПС.
Особенности атомного строения элементов-неметаллов. Для атомов-неметаллов характерно: Небольшой атомный радиус ( в сравнении с радиусами атомов-металлов одного с ними периода). Большее число электронов на внешнем уровне (4-8), исключения Н, Не, В. Происходит заполнение электронами только внешнего энергетического уровня. Для элементов-неметаллов характерны высокие значения электроотрицательности .
Характеристика простых веществ-неметаллов. Для неметаллов - простых веществ более характерно различие свойствах (физических и химических), чем их общность. Разнообразие свойств неметаллов объясняется, тем, что неметаллы могут иметь два типа кристаллической решетки: молекулярную (все газы, белый фосфор, сера, йод) и атомную (бор, кристаллический кремний, алмаз, графит). Для сравнения – металлы имеют металлическую кристаллическую решетку .
Физические свойства простых веществ – неметаллов. Для неметаллов (простых веществ) характерны все 3 агрегатных состояния при обычных условиях (сравнить – все металлы, кроме ртути, в обычных условиях твердые вещества) Твердые вещества: различные модификации серы, йод кристаллический, графит, фосфор, уголь активированный, кристаллический или аморфный кремний, бор (единственное жидкое при обычных условиях простое вещество – это бром). Газообразные вещества – неметаллы – это О 2 , N 2 , H 2 , Cl 2 , F 2 .
Для неметаллов характерна разнообразная цветовая гамма : белый ,черный ,красный фосфор, красно-бурый бром, желтая сера, фиолетовый йод, черный графит, алмазы разного цвета, бесцветный – кислород, азот, водород (тогда как абсолютное большинство металлов имеют серебристо-белый цвет). Температуры плавления : от 3800 0 С (графит) до -210 0 С (азот). Для сравнения – металлы: от 3380 0 С (вольфрам) до -38,9 0 С (ртуть). Некоторые неметаллы электропроводны (графит, кремний), имеют металлический блеск (йод, графит, кремний). По этим признакам напоминают металлы, но все они – хрупкие вещества .
Аллотропия. Среди неметаллов распространено явление аллотропии. Один элемент может образовывать несколько простых веществ. Причины аллотропии: Разные типы кристаллических решеток (белый фосфор Р 4 – молекулярная, красный фосфор Р – атомная). Разная структура кристаллической решетки (алмаз – тетраэдрическая, графит – слоистая). Разный состав молекул аллотропных модификаций (О 2 и О 3 ).
Кислород О 2 и озон О 3 Кислород- газ, без цвета, вкуса и запаха, плохо растворим в воде, в жидком состоянии светло-голубой, в твердом – синий. Озон- светло-синий газ, темно-голубая жидкость, в твердом состоянии темно-фиолетовый, имеет сильный запах, в 10 раз лучше, чем кислород, растворим в воде.
Сера Физические свойства: Сера- твердое кристаллическое вещество желтого цвета . В воде нерастворима, водой не смачивается (на поверхности воды плавает - «флотация»), t° кип = 445°С
Ромбическая ( a - сера) - S 8 t° пл . = 113°C; ρ = 2,07 г/см 3 . Наиболее устойчивая модификация. Моноклинная ( b - сера) - S 8 темно-желтые иглы, t° пл . = 119°C; ρ = 1,96 г/см3. Устойчивая при температуре более 96°С; при обычных условиях превращается в ромбическую . Пластическая S n коричневая резиноподобная (аморфная) масса. Неустойчива, при затвердевании превращается в ромбическую.
Азот Строение атома азота Строение молекулы азота
Биологическая роль азота чистый (элементарный) азот сам по себе не обладает какой-либо биологической ролью. биологическая роль азота обусловлена его соединениями. Так в составе аминокислот он образует пептиды и белки (наиболее важные компоненты всех живых организмов); в составе нуклеотидов образует ДНК и РНК , посредством которых передается вся информация внутри клетки и по наследству; в составе гемоглобина участвует в транспорте кислорода от легких по органам и тканей.
Фосфор Элементарный фосфор в обычных условиях представляет собой несколько устойчивых аллотропических модификаций; вопрос аллотропии фосфора сложен и до конца не решён. Обычно выделяют четыре модификации простого вещества — белый , красный , чёрный и металлический фосфор. Иногда их ещё называют главными аллотропными модификациями, подразумевая при этом, что все остальные являются разновидностью указанных четырёх. В обычных условиях существует только три аллотропических модификации фосфора, а в условиях сверхвысоких давлений — также металлическая форма. Все модификации различаются по цвету , плотности и другим физическим характеристикам; заметна тенденция к резкому убыванию химической активности при переходе от белого к металлическому фосфору и нарастанию металлических свойств.
Биологическая роль соединений фосфора Фосфор присутствует в живых клетках в виде орто - и пирофосфорной кислот, входит в состав нуклеотидов, нуклеиновых кислот, фосфопротеидов , фосфолипидов , коферментов, ферментов. Кости человека состоят из гидроксилапатита 3Са 3 (РО 4 ) 3 · Ca (OH) 2 . В состав зубной эмали входит фторапатит . Основную роль в превращениях соединений фосфора в организме человека и животных играет печень. Обмен фосфорных соединений регулируется гормонами и витамином D. Суточная потребность человека в фосфоре 800—1500 мг. При недостатке фосфора в организме развиваются различные заболевания костей.
Белый, красный, чёрный и металлический фосфор
Белый фосфор Белый фосфор представляет собой белое вещество (из-за примесей может иметь желтоватый оттенок ). По внешнему виду он очень похож на очищенный воск или парафин , легко режется ножом и деформируется от небольших усилий. Белый фосфор имеет молекулярное строение; формула P 4 . Химически белый фосфор чрезвычайно активен, медленно окисляется кислородом воздуха уже при комнатной температуре и светится (бледно-зелёное свечение) ; ядовит. Открыт гамбургским алхимиком Хеннигом Брандом в 1669 году
Красный фосфор Красный фосфор имеет формулу Р n и представляет собой полимер со сложной структурой. Имеет оттенки от пурпурно-красного до фиолетового, а в литом состоянии - тёмно-фиолетовый с медным оттенком, имеет металлический блеск. Химическая активность красного фосфора значительно ниже, чем у белого; ему присуща исключительно малая растворимость. Ядовитость его в тысячи раз меньше, чем у белого. Получен в 1847 году в Швеции австрийским химиком А. Шрёттером
Чёрный фосфор Чёрный фосфор представляет собой чёрное вещество с металлическим блеском, жирное на ощупь и весьма похожее на графит, и с полностью отсутствующей растворимостью в воде или органических растворителях. Проводит электрический ток и имеет свойства полупроводника . Впервые чёрный фосфор был получен в 1914 году американским физиком П. У. Бриджменом
Металлический фосфор При 8,3·10 10 Па чёрный фосфор переходит в новую, ещё более плотную и инертную металлическую фазу с плотностью 3,56 г/см³, а при дальнейшем повышении давления до 1,25·10 11 Па — ещё более уплотняется и приобретает кубическую кристаллическую решётку, при этом его плотность возрастает до 3,83 г/см³. Металлический фосфор очень хорошо проводит электрический ток.
Свободный углерод В свободном виде углерод встречается в нескольких аллотропных модификациях – алмаз, графит, карбин , крайне редко фуллерены. В лабораториях также были синтезированы многие другие модификации: новые фуллерены, нанотрубки , наночастицы и др.
Алмаз Бесцветное, прозрачное, сильно преломляющее свет вещество. Алмаз тверже всех найденных в природе веществ, но при этом довольно хрупок. Он настолько тверд, что оставляет царапины на большинстве материалов. Плотность алмаза – 3,5 г/см3, tплав=3730С, tкип=4830оС. Алмаз можно получить из графита при p > 50 тыс. атм. и tо = 1200оC В алмазе каждый 4-х валентный атом углерода связан с другим атомом углерода ковалентной связью и количество таких связанных в каркас атомов чрезвычайно велико.
Куллинан (алмаз)- 621,35 грамма, размеры: 100х65х50 мм Бриллианты: Куллинан-1, Куллинан-2, Куллинан-3 и 4
Графит Графит – устойчивая при нормальных условиях аллотропная модификация углерода, имеет серо-черный цвет и металлический блеск, кажется жирным на ощупь, очень мягок и оставляет черные следы на бумаге. Атомы углерода в графите расположены отдельными слоями, образованными из плоских шестиугольников. Каждый атом углерода на плоскости окружен тремя соседними, расположенными вокруг него в виде правильного треугольника. Графит характеризуется меньшей плотностью и твердостью, а также графит может расщепляться на тонкие чешуйки. Чешуйки легко прилипают к бумаге – вот почему из графита делают грифели карандашей. В пределах шестиугольников возникает склонность к металлизации, что объясняет хорошую тепло- и электропроводность графита, а также его металлический блеск.
Графит
Фуллерены Фуллерены – класс химических соединений, молекулы которых состоят только из углерода, число атомов которого четно, от 32 и более 500, они представляют по структуре выпуклые многогранники, построенные из правильных пяти- и шестиугольников. Третья форма чистого углерода является молекулярной. Это означает, что минимальным элементом ее структуры является не атом, а молекула углерода, представляющая собой замкнутую поверхность, которая имеет форму сферы. В фуллерене плоская сетка шестиугольников (графитовая сетка) свернута и сшита в замкнутую сферу. При этом часть шестиугольников преобразуется в пятиугольники. Образуется структура – усеченный икосаэдр. Каждая вершина этой фигуры имеет трех ближайших соседей. Каждый шестиугольник граничит с тремя шестиугольниками и тремя пятиугольниками, а каждый пятиугольник граничит только с шестиугольниками.
Фуллерены могут найти применение в качестве присадок для ракетных топлив, смазочного материала, для создания фотоприемников и оптоэлектронных устройств, катализаторов роста, алмазных и алмазоподобных пленок, сверхпроводящих материалов, а также в качестве красителей для копировальных машин. Фуллерены применяются для синтеза металлов и сплавов с новыми свойствами.
Карбин Карбин конденсируется в виде белого углеродного осадка на поверхности при облучении пирографита лазерным пучком света. Кристаллическая форма карбина состоит из параллельно ориентированных цепочек углеродных атомов с sp-гибридизацией валентных электронов в виде прямолинейных макромолекул полиинового ( -С= С-С= С-... ) или кумуленового (=С=С=С=...) типов.
Водородные соединения неметаллов
Домашнее задание: 1.Знать общую характеристику неметаллов и явление аллотропии (уметь приводить примеры аллотропии 3-4 неметаллов и знать свойства различных аллотропных модификаций). 2. Уметь давать сравнительную характеристику серы и кислорода, азота и фосфора, углерода и кремния (ОВР). Сделать вывод об изменении свойств в подгруппах и периодах(уметь объяснять причину этого изменения) .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...