Урок по теме "Неметаллы".
методическая разработка по химии (9 класс) на тему

Куцапкина Людмила Васильевна

Предлагаю разработку урока и презентацию к нему (9 класс-программа О.С.Габриеляна)

Урок по теме «Неметаллы»

( 9 класс)

Цели и задачи урока

Задачи урока:

- обобщить и актуализировать знания по данной теме;

-сформировать устойчивый интерес к изучаемой теме;

- мотивировать учебную деятельность учащихся;

- создать условия для обобщения  и целостного осмысления информации;

- побудить учащихся к активной работе на уроке и дома;

Цели урока:

Образовательные

- рассмотреть положение неметаллов в ПСХЭ Д.И.Менделеева и обеспечить усвоение знаний об особенностях строения их атомов и на основе строения сделать вывод о физических и химических свойствах неметаллов;

- актуализировать знания учащихся о явлении аллотропии (сравнить с металлами)

Воспитательные

- вызвать интерес к предмету;

-развивать  чувство самостоятельности, дисциплинированности, поиска;

Развивающие

- прививать навыки самостоятельной и коллективной работы.

Здоровьесберегающие

-учитывать возрастные особенности детей;

- выстраивать модель здоровьесберегающего урока;

-избегать перегрузок.

 

Ход урока

I. Организационный момент.

 II. Стадия вызова.

Учитель: (демонстрация слайдов)

Химических элементов-неметаллов всего 16. Совсем немного, если учесть, что известно 114 элементов. Два элемента-неметалла составляют 76% от массы земной коры. Это кислород (49%) и кремний (27%). В атмосфере всодержнтся 0,03% от массы кислорода в земной коре. Неметаллы составляют 98,5% от массы растений, 97,6% от массы тела человека. Шесть неметаллов — С, Н, О, N, Р и S — биогенные элементы, которые образуют важнейшие органические вещества живой клетки: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты. В состав воздуха, которым мы дышим, входят простые и сложные вещества, также образованные элемента ми-неметаллами (кислород О2, азот, углекислый газ СО2, водяные пары Н2О и др.).

(Сообщение цели и задачи урока и обсуждение их с учащимися -показ слайда

Учитель: «Тема сегодняшнего урока «Неметаллы». Давайте  постараемся провести сравнительную характеристику неметаллов на примере углерода, азота, кислорода и серы».

Вспомним:

- Где в ПСХЭ Д.И. Менделеева находятся неметаллы?

- Какое строение имеют атомы неметаллов?

- Какой тип химической связи у неметаллов?

- Какие кристаллические решетки имеют неметаллы? В чем особенность свойств веществ   с разной  кристаллической решеткой?

Учащиеся, работая в  парах, записывают свои выводы. Демонстрация слайдов и исправление ошибок. Обсуждение и выводы.

Учитель демонстрирует образцы неметаллов: серы, графита, фосфора и активированного угля. Просмотр слайдов.

Учитель: « Какие  химические свойства мы можем предположить у неметаллов :  кислород, азот, углерод? ( рассмотрите все свойства с точки зрения ОВР и сделайте выводы»

 Каждая колонка учащихся класса работает над своим неметаллом  (кислород, азот, углерод) – работа в парах

Сравнительная характеристика неметаллов

на примере углерода, азота и кислорода

 

Параметры сравнения

Углерод

Азот

Кислород

Строение атомов неметаллов

 

 

 

Электронная схема и графическая формула, количество электронов на внешнем энергетическом уровне

 

 

 

Возможные степени окисления

 

 

 

Размер радиуса атома

 

 

 

Формулы простых веществ.

Аллотропия

 

 

 

Строение простого вещества

 

 

 

Химическая связь

 

 

 

Кристаллическая решетка

 

 

 

Физические свойства

 

 

 

Агрегатное состояние

 

 

 

Окраска неметаллов

 

 

 

Температура плавления

 

 

 

Химические свойства:окислительные

 

 

 

Химические свойства:восстановительные

 

 

 

 

 

 ( сдаем работы и обсуждаем)

Какие химические свойства более характерны для неметаллов?Почему?

В заключение стадии вызова подробно рассматривается понятие аллотропии и выясняется  причина аллотропии неметаллов.

1) Что такое аллотропные модификации?

2) Чем отличаются аллотропные модификации?

В процессе беседы акцентируется внимание учащихся на различие физических и химических свойств аллотропных модификаций, демонстрируются слайды аллотропных модификаций углерода (алмаз, графит, карбин, фуллерен) и кислорода (кислород, озон) и фосфора (черный, белый, красный ).

 

III. Стадия осмысления.

Учитель: «… Итак, состав определяет строение, а строение −  свойства. Эти понятия неразрывно связаны между собой, их невозможно рассматривать одно без другого».

 

IV. оценивания и самооценивания, коммуникативные.

Итог урока:   Проводится рефлексия  (Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы ,пользуясь слайдом презентации:: сегодня я узнал…, было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я научился… я приобрел… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось…) .

(УУД- познавательные,  коммуникативные, регулятивные).

V. домашнее задание: ( с выбором уровня сложности):

1.Знать общую характеристику неметаллов и явление аллотропии (уметь приводить примеры аллотропии 3-4 неметаллов  и знать свойства различных аллотропных модификаций).

2. Уметь давать сравнительную характеристику серы и кислорода, азота и фосфора, углерода и кремния (ОВР). Сделайте вывод об изменении свойств.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Неметаллы. Куцапкина Людмила Васильевна учитель химии ГБОУ гимназии № 343 Невского района Санкт- Петербурга

Слайд 2

Цели и задачи урока рассмотреть положение неметаллов в ПСХЭ Д.И.Менделеева и на основе строения атомов сделать вывод о физических и химических свойствах неметаллов; актуализировать знания о явлении аллотропии (сравнить с металлами); обобщить и актуализировать знания по данной теме

Слайд 3

Общая характеристика неметаллов Химических элементов-неметаллов всего 16. Совсем немного, если учесть, что известно 114 элементов. Два элемента-неметалла составляют 76% от массы земной коры. Это кислород (49%) и кремний (27%). В атмосфере содержнтся 0,03% от массы кислорода в земной коре. Неметаллы составляют 98,5% от массы растений, 97,6% от массы тела человека.

Слайд 4

Биогенные элементы-неметаллы Шесть неметаллов — С, Н, О, N, Р и S — биогенные элементы , которые образуют важнейшие органические вещества живой клетки: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты. В состав воздуха, которым мы дышим, входят простые и сложные вещества, также образованные элемента ми-неметаллами (кислород О2, азот, углекислый газ СО2, водяные пары Н2О и др.).

Слайд 5

Положение неметаллов в ПС Д.И.Менделеева. Неметаллы расположены в правом верхнем углу ПС (вдоль и над диагональю B-At ). Всего 22 элемента- неметалла в Периодической системе Элементы-неметаллы располагаются только в главных подгруппах ПС.

Слайд 7

Особенности атомного строения элементов-неметаллов. Для атомов-неметаллов характерно: Небольшой атомный радиус ( в сравнении с радиусами атомов-металлов одного с ними периода). Большее число электронов на внешнем уровне (4-8), исключения Н, Не, В. Происходит заполнение электронами только внешнего энергетического уровня. Для элементов-неметаллов характерны высокие значения электроотрицательности .

Слайд 8

Характеристика простых веществ-неметаллов. Для неметаллов - простых веществ более характерно различие свойствах (физических и химических), чем их общность. Разнообразие свойств неметаллов объясняется, тем, что неметаллы могут иметь два типа кристаллической решетки: молекулярную (все газы, белый фосфор, сера, йод) и атомную (бор, кристаллический кремний, алмаз, графит). Для сравнения – металлы имеют металлическую кристаллическую решетку .

Слайд 9

Физические свойства простых веществ – неметаллов. Для неметаллов (простых веществ) характерны все 3 агрегатных состояния при обычных условиях (сравнить – все металлы, кроме ртути, в обычных условиях твердые вещества) Твердые вещества: различные модификации серы, йод кристаллический, графит, фосфор, уголь активированный, кристаллический или аморфный кремний, бор (единственное жидкое при обычных условиях простое вещество – это бром). Газообразные вещества – неметаллы – это О 2 , N 2 , H 2 , Cl 2 , F 2 .

Слайд 10

Для неметаллов характерна разнообразная цветовая гамма : белый ,черный ,красный фосфор, красно-бурый бром, желтая сера, фиолетовый йод, черный графит, алмазы разного цвета, бесцветный – кислород, азот, водород (тогда как абсолютное большинство металлов имеют серебристо-белый цвет). Температуры плавления : от 3800 0 С (графит) до -210 0 С (азот). Для сравнения – металлы: от 3380 0 С (вольфрам) до -38,9 0 С (ртуть). Некоторые неметаллы электропроводны (графит, кремний), имеют металлический блеск (йод, графит, кремний). По этим признакам напоминают металлы, но все они – хрупкие вещества .

Слайд 11

Аллотропия. Среди неметаллов распространено явление аллотропии. Один элемент может образовывать несколько простых веществ. Причины аллотропии: Разные типы кристаллических решеток (белый фосфор Р 4 – молекулярная, красный фосфор Р – атомная). Разная структура кристаллической решетки (алмаз – тетраэдрическая, графит – слоистая). Разный состав молекул аллотропных модификаций (О 2 и О 3 ).

Слайд 12

Кислород О 2 и озон О 3 Кислород- газ, без цвета, вкуса и запаха, плохо растворим в воде, в жидком состоянии светло-голубой, в твердом – синий. Озон- светло-синий газ, темно-голубая жидкость, в твердом состоянии темно-фиолетовый, имеет сильный запах, в 10 раз лучше, чем кислород, растворим в воде.

Слайд 13

Сера Физические свойства: Сера- твердое кристаллическое вещество желтого цвета . В воде нерастворима, водой не смачивается (на поверхности воды плавает - «флотация»), t° кип = 445°С

Слайд 14

Ромбическая ( a - сера) - S 8 t° пл . = 113°C; ρ = 2,07 г/см 3 . Наиболее устойчивая модификация. Моноклинная ( b - сера) - S 8 темно-желтые иглы, t° пл . = 119°C; ρ = 1,96 г/см3. Устойчивая при температуре более 96°С; при обычных условиях превращается в ромбическую . Пластическая S n коричневая резиноподобная (аморфная) масса. Неустойчива, при затвердевании превращается в ромбическую.

Слайд 15

Азот Строение атома азота Строение молекулы азота

Слайд 18

Биологическая роль азота чистый (элементарный) азот сам по себе не обладает какой-либо биологической ролью. биологическая роль азота обусловлена его соединениями. Так в составе аминокислот он образует пептиды и белки (наиболее важные компоненты всех живых организмов); в составе нуклеотидов образует ДНК и РНК , посредством которых передается вся информация внутри клетки и по наследству; в составе гемоглобина участвует в транспорте кислорода от легких по органам и тканей.

Слайд 19

Фосфор Элементарный фосфор в обычных условиях представляет собой несколько устойчивых аллотропических модификаций; вопрос аллотропии фосфора сложен и до конца не решён. Обычно выделяют четыре модификации простого вещества — белый , красный , чёрный и металлический фосфор. Иногда их ещё называют главными аллотропными модификациями, подразумевая при этом, что все остальные являются разновидностью указанных четырёх. В обычных условиях существует только три аллотропических модификации фосфора, а в условиях сверхвысоких давлений — также металлическая форма. Все модификации различаются по цвету , плотности и другим физическим характеристикам; заметна тенденция к резкому убыванию химической активности при переходе от белого к металлическому фосфору и нарастанию металлических свойств.

Слайд 20

Биологическая роль соединений фосфора Фосфор присутствует в живых клетках в виде орто - и пирофосфорной кислот, входит в состав нуклеотидов, нуклеиновых кислот, фосфопротеидов , фосфолипидов , коферментов, ферментов. Кости человека состоят из гидроксилапатита 3Са 3 (РО 4 ) 3 · Ca (OH) 2 . В состав зубной эмали входит фторапатит . Основную роль в превращениях соединений фосфора в организме человека и животных играет печень. Обмен фосфорных соединений регулируется гормонами и витамином D. Суточная потребность человека в фосфоре 800—1500 мг. При недостатке фосфора в организме развиваются различные заболевания костей.

Слайд 21

Белый, красный, чёрный и металлический фосфор

Слайд 22

Белый фосфор Белый фосфор представляет собой белое вещество (из-за примесей может иметь желтоватый оттенок ). По внешнему виду он очень похож на очищенный воск или парафин , легко режется ножом и деформируется от небольших усилий. Белый фосфор имеет молекулярное строение; формула P 4 . Химически белый фосфор чрезвычайно активен, медленно окисляется кислородом воздуха уже при комнатной температуре и светится (бледно-зелёное свечение) ; ядовит. Открыт гамбургским алхимиком Хеннигом Брандом в 1669 году

Слайд 23

Красный фосфор Красный фосфор имеет формулу Р n и представляет собой полимер со сложной структурой. Имеет оттенки от пурпурно-красного до фиолетового, а в литом состоянии - тёмно-фиолетовый с медным оттенком, имеет металлический блеск. Химическая активность красного фосфора значительно ниже, чем у белого; ему присуща исключительно малая растворимость. Ядовитость его в тысячи раз меньше, чем у белого. Получен в 1847 году в Швеции австрийским химиком А. Шрёттером

Слайд 24

Чёрный фосфор Чёрный фосфор представляет собой чёрное вещество с металлическим блеском, жирное на ощупь и весьма похожее на графит, и с полностью отсутствующей растворимостью в воде или органических растворителях. Проводит электрический ток и имеет свойства полупроводника . Впервые чёрный фосфор был получен в 1914 году американским физиком П. У. Бриджменом

Слайд 25

Металлический фосфор При 8,3·10 10 Па чёрный фосфор переходит в новую, ещё более плотную и инертную металлическую фазу с плотностью 3,56 г/см³, а при дальнейшем повышении давления до 1,25·10 11 Па — ещё более уплотняется и приобретает кубическую кристаллическую решётку, при этом его плотность возрастает до 3,83 г/см³. Металлический фосфор очень хорошо проводит электрический ток.

Слайд 26

Свободный углерод В свободном виде углерод встречается в нескольких аллотропных модификациях – алмаз, графит, карбин , крайне редко фуллерены. В лабораториях также были синтезированы многие другие модификации: новые фуллерены, нанотрубки , наночастицы и др.

Слайд 27

Алмаз Бесцветное, прозрачное, сильно преломляющее свет вещество. Алмаз тверже всех найденных в природе веществ, но при этом довольно хрупок. Он настолько тверд, что оставляет царапины на большинстве материалов. Плотность алмаза – 3,5 г/см3, tплав=3730С, tкип=4830оС. Алмаз можно получить из графита при p > 50 тыс. атм. и tо = 1200оC В алмазе каждый 4-х валентный атом углерода связан с другим атомом углерода ковалентной связью и количество таких связанных в каркас атомов чрезвычайно велико.

Слайд 28

Куллинан (алмаз)- 621,35 грамма, размеры: 100х65х50 мм Бриллианты: Куллинан-1, Куллинан-2, Куллинан-3 и 4

Слайд 29

Графит Графит – устойчивая при нормальных условиях аллотропная модификация углерода, имеет серо-черный цвет и металлический блеск, кажется жирным на ощупь, очень мягок и оставляет черные следы на бумаге. Атомы углерода в графите расположены отдельными слоями, образованными из плоских шестиугольников. Каждый атом углерода на плоскости окружен тремя соседними, расположенными вокруг него в виде правильного треугольника. Графит характеризуется меньшей плотностью и твердостью, а также графит может расщепляться на тонкие чешуйки. Чешуйки легко прилипают к бумаге – вот почему из графита делают грифели карандашей. В пределах шестиугольников возникает склонность к металлизации, что объясняет хорошую тепло- и электропроводность графита, а также его металлический блеск.

Слайд 30

Графит

Слайд 31

Фуллерены Фуллерены – класс химических соединений, молекулы которых состоят только из углерода, число атомов которого четно, от 32 и более 500, они представляют по структуре выпуклые многогранники, построенные из правильных пяти- и шестиугольников. Третья форма чистого углерода является молекулярной. Это означает, что минимальным элементом ее структуры является не атом, а молекула углерода, представляющая собой замкнутую поверхность, которая имеет форму сферы. В фуллерене плоская сетка шестиугольников (графитовая сетка) свернута и сшита в замкнутую сферу. При этом часть шестиугольников преобразуется в пятиугольники. Образуется структура – усеченный икосаэдр. Каждая вершина этой фигуры имеет трех ближайших соседей. Каждый шестиугольник граничит с тремя шестиугольниками и тремя пятиугольниками, а каждый пятиугольник граничит только с шестиугольниками.

Слайд 32

Фуллерены могут найти применение в качестве присадок для ракетных топлив, смазочного материала, для создания фотоприемников и оптоэлектронных устройств, катализаторов роста, алмазных и алмазоподобных пленок, сверхпроводящих материалов, а также в качестве красителей для копировальных машин. Фуллерены применяются для синтеза металлов и сплавов с новыми свойствами.

Слайд 33

Карбин Карбин конденсируется в виде белого углеродного осадка на поверхности при облучении пирографита лазерным пучком света. Кристаллическая форма карбина состоит из параллельно ориентированных цепочек углеродных атомов с sp-гибридизацией валентных электронов в виде прямолинейных макромолекул полиинового ( -С= С-С= С-... ) или кумуленового (=С=С=С=...) типов.

Слайд 35

Водородные соединения неметаллов

Слайд 36

Домашнее задание: 1.Знать общую характеристику неметаллов и явление аллотропии (уметь приводить примеры аллотропии 3-4 неметаллов и знать свойства различных аллотропных модификаций). 2. Уметь давать сравнительную характеристику серы и кислорода, азота и фосфора, углерода и кремния (ОВР). Сделать вывод об изменении свойств в подгруппах и периодах(уметь объяснять причину этого изменения) .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...