Урок по теме Неметаллы 9 класс
методическая разработка по химии (9 класс) на тему

Франковская Евгения Николаевна

Здесь можно познакомиться с конспектом и презентацией к данному уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_teme_nemetally_9_klass.doc84 КБ
Office presentation icon nemetally.ppt343.5 КБ
Microsoft Office document icon rabota_v_pare.doc22.5 КБ
Office presentation icon prilozhenie_1_otvety_na_test.ppt71 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_2.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  по теме: «НЕМЕТАЛЛЫ»

ЦЕЛЬ: 1. Систематизировать знания учащихся о неметаллах, их положении в периодической системе Д.И.Менделеева,  строении их атомов;

              2.Обобщить знание химических свойств неметаллов и их соединений,        знание качественных реакций, закрепить умение составлять уравнения реакций в ионной и молекулярной форме

                3. Развивать общеучебные умения и навыки (работы с учебником, обобщать), умение использовать свои знания для решения практических задач, навыки обращения с лабораторным оборудованием;

               4. Воспитывать у учащихся чувство ответственности

Данный урок проводится  при изучении темы “Неметаллы” (по программе Габриеляна О.С.) в 9 классе.

Оборудование:

  1. учебник: Габриелян О.С. Химия. 9 класс. М.: Дрофа, 2004.
  2. Таблицы: Периодическая таблица химических элементов Д.И. Менделеева, таблица растворимости солей и гидроксидов.
  3. Реактивы: раствор нитрата серебра, раствор соляной кислоты, в пробирках с номерами – карбонат натрия, иодид калия, хлорид натрия
  4. Мультимедиа

Ход урока

  1. Организационный момент. Вступительное слово учителя:

            Здравствуйте, садитесь, пожалуйста. Начинаем урок.

 Посмотрите на слайд 1: О каких элементах идет речь? А к каким веществам их можно отнести? Правильно к неметаллам.

Слайд 2 – тема урока

  1. Актуализация:

Какие цели мы поставим перед собой на этот урок? – слайд 3

  1. Познакомиться с электрической проводимостью неметаллов
  2. Обобщить полученные знания по теме «Неметаллы»
  3. Закрепить полученные знания о применении неметаллов в жизни

  III      Работа  в группах.

1.Задания для разминки: выполняются в течение 3–4 минут, ответы устные  - слайд 4-8

1.М. В.Ломоносов  в статье, опубликованной в 1745 г., писал : «При растворении какого – либо неблагородного металла, особенно железа, в кислотах из отверстия склянки вырывается горючий пар.» Что это за вещество?

2.Семен Исаакович Вольфкович (1896 – 1980)  в одной из лабораторий Московского университета на Моховой получал это вещество  в электрической печи при электротермической возгонки фосфоритов. Когда он поздно возвращался домой по почти не освещенным в то время улицам Москвы, его одежда излучала голубоватое свечение, а из – под ботинок высекались искры. Вскоре среди жителей Моховой улицы стали передаваться рассказы о «светящемся монахе». Назовите вещество, которое получал Вольфкович

3.Шведский химик так описал один свой опыт, выполненный в 1774 г.: «Я поместил смесь черной магнезии (оксид марганца) с муриевой кислотой (соляной) в реторту, к горлышку которой присоединил пузырь, лишенный воздуха, и поставил ее на песчаную баню. Пузырь наполнился газом. Газ имел желто-зеленный цвет, пронзительный запах». Назовите этот газ.

4.У Куртуа  был любимый кот, который во время обеда сидел обычно на плече своего хозяина. Куртуа часто обедал в лаборатории. В один из дней во время обеда кот, чего-то испугавшись, прыгнул на пол, но попал на бутылки, стоявшие около стола. В одной из бутылок находилась суспензия золы водорослей, а в другой – концентрированная серная кислота. Бутылки разбились и с пола стали подниматься клубы сине-фиолетового пара, которые оседали на окружающих предметах в виде черно-фиолетовых кристаллов с металлическим блеском. Так был открыт новый элемент…

2 Загадки – слайд 9 – 10

  1. Парадокс? Противоречье?                          
    Разрушитель зубы лечит!
    Подсказал науке слон:
    “Кариесу
    …. заслон!”
  2. Мне сегодня ….   помог:
    Я спокоен, словно
  1. Хлорофилл не любит ….Это ведь отнюдь не вздор,
    Слов стеченье роковое,
    В
    …. гибнет все живое
  2. Помни, боевой народ: первый лекарь — …. Раны мажь, не ойкай, …. настойкой

   IV     Химическая лаборатория   – слайд 11 - 13 – ИНСТРУКТАЖ

Представьте, что мы  все химики и находимся в химической лаборатории, перед нами поставлена следующая задача.

Определить в какой из пробирок находятся иодид калия, хлорид калия, карбонат калия. На листах записываются – уравнения реакций. Проверка осуществляется самостоятельно

Каждый химии выполняет инструкцию по техники безопасности. Давайте вспомним и мы.

Перед вами лежат инструкции – ход выполнения работы, ознакомьтесь.

V Физкультминутка – Слайд 14

Потрудились – отдохните,
Влево – вправо посмотрите,
Глубоко разок вздохните,
Сделав это, улыбнитесь,
За работу вновь возьмитесь

VI -   А как вы думаете все ли неметаллы проводят электрический ток? – электронный учебник

VII Тест – электронный учебник  

Учащиеся отвечают на вопросы теста

VIII – взаимопроверка  - слайд 15 -16

Учащиеся обмениваются листами «ответ на тест» и с помощью компьютера проверяют,

Выставление оценок с помощью «оценочного листа»

IX  ИТОГ

 Ребята, достигли ли мы целей, которые поставили мы перед собой вначале урока?

 А где можно использовать неметаллы в жизни? (связать с профессиями)

X Домашняя работа – слайд 17

  1. Повторить параграф 15
  2. Доказать качественный состав соли: 1 вариант – хлорид аммония, 2 – вариант сульфат аммония
  3. Подготовить сообщения по теме «Применение неметаллов в жизни»

XI   Рефлексия  (рисуют мимику и высказывают каждый своё мнение) – СЛАЙД 18

Лабораторная работа

Инструкция

Определить - в какой из пробирок находятся: хлорид натрия, иодид калия, карбонат натрия. Уравнения записать в молекулярной и ионной форме.

1 Разделить полученные растворы пополам

2. К первой группе пробирок добавить раствор нитрата серебра

   Ко второй группе – раствор соляной кислоты

3. Определить под какими номерами находятся неизвестные вещества

Оформить результаты в виде таблицы:

Порядок выполнения

Что делал?

Что наблюдал?

Выводы. Уравнения реакций













Вывод:

М. В.Ломоносов  в статье, опубликованной в 1745 г., писал : «При растворении какого – либо неблагородного металла, особенно железа, в кислотах из отверстия склянки вырывается горючий пар.» Что это за вещество?

Семен Исаакович Вольфкович (1896 – 1980)  в одной из лабораторий Московского университета на Моховой получал это вещество  в электрической печи при электротермической возгонки фосфоритов. Когда он поздно возвращался домой по почти не освещенным в то время улицам Москвы, его одежда излучала голубоватое свечение, а из – под ботинок высекались искры. Вскоре среди жителей Моховой улицы стали передаваться рассказы о «светящемся монахе». Назовите вещество, которое получал Вольфкович

Шведский химик так описал один свой опыт, выполненный в 1774 г.: «Я поместил смесь черной магнезии (оксид марганца) с муриевой кислотой (соляной) в реторту, к горлышку которой присоединил пузырь, лишенный воздуха, и поставил ее на песчаную баню. Пузырь наполнился газом. Газ имел желто-зеленный цвет, пронзительный запах». Назовите этот газ.

     

  У Куртуа  был любимый кот, который во время обеда сидел обычно на плече своего хозяина. Куртуа часто обедал в лаборатории. В один из дней во время обеда кот, чего-то испугавшись, прыгнул на пол, но попал на бутылки, стоявшие около стола. В одной из бутылок находилась суспензия золы водорослей, а в другой – концентрированная серная кислота. Бутылки разбились и с пола стали подниматься клубы сине-фиолетового пара, которые оседали на окружающих предметах в виде черно-фиолетовых кристаллов с металлическим блеском. Так был открыт новый элемент…

Оценочный лист

Ф.И.учащегося

Оценка

Рефлексия

Оценочный лист

Ф.И.учащегося

Оценка

Рефлексия

Оценочный лист

1 задание – 6 баллов ( за одно правильно вставленное слово 1 балл)

2 задание – 3 балла (за одно правильное утверждение 1 балл)

3 задание – 1 балл

4 задание – 1 балл

5 задание – 1 балл

6 задание – 1 балл

Количество баллов

Процент

Оценка

11 - 13

85 - 100

5

9 - 11

65 - 85

4

6 - 9

45 - 65

3

Меньше 6

Меньше 45

2

Оценочный лист

1 задание – 6 баллов ( за одно правильно вставленное слово 1 балл)

2 задание – 3 балла (за одно правильное утверждение 1 балл)

3 задание – 1 балл

4 задание – 1 балл

5 задание – 1 балл

6 задание – 1 балл

Количество баллов

Процент

Оценка

11 - 13

85 - 100

5

9 - 11

65 - 85

4

6 - 9

45 - 65

3

Меньше 6

Меньше 45

2


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Работа в паре.

Составьте уравнения окислительно – восстановительных реакций с участием неметаллов. Какие свойства ( окислительные или восстановительные) проявляют в этих реакциях неметаллы.

Cu + Br2 =

Br2 +  NaOH =  NaBrO3 + NaBr + H2O

      Li + N2 =

SiO2  + C = CO + ...

H2 + CuO =

Работа в паре.

Составьте уравнения окислительно – восстановительных реакций с участием неметаллов. Какие свойства ( окислительные или восстановительные) проявляют в этих реакциях неметаллы.

H2  + S =

H2SO3 + Cl2 + H2O = H2SO4 + HCl

Br2 + H2S = S + ...

Mg + N2 =

P + KClO3 = KCl + ...

Работа в паре.

Составьте уравнения окислительно – восстановительных реакций с участием неметаллов. Какие свойства ( окислительные или восстановительные) проявляют в этих реакциях неметаллы.

Cu + Br2 =

Br2 +  NaOH =  NaBrO3 + NaBr + H2O

      Li + N2 =

SiO2  + C = CO + ...

H2 + CuO =

Работа в паре.

Составьте уравнения окислительно – восстановительных реакций с участием неметаллов. Какие свойства ( окислительные или восстановительные) проявляют в этих реакциях неметаллы.

H2  + S =

H2SO3 + Cl2 + H2O = H2SO4 + HCl

Br2 + H2S = S + ...

Mg + N2 =

P + KClO3 = KCl + ...


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Пауза здоровья «Внутренний луч»

        Сядьте поудобнее. Закройте глаза. Представьте, что внутри Вашей головы, в верхней её части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и медленно. постепенно  освещает лицо, шею, плечи, руки теплым, ровным и расслабляющим светом. По мере движения луча исчезает напряжение в области затылка, ослабляется складка на лбу, опадают брови, «охлаждаются» глаза, ослабляются зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобождается шея и грудь. Внутренний луч как бы формирует новую внешность спокойного. освобожденного человека, удовлетворенного собой и своей жизнью. Я стал новым человеком! Я стал сильным, спокойным и стабильным! Я всё буду делать хорошо!

Листок взаимооценки

Фамилия, имя учащегося

Оценка

1

2

Листок взаимооценки

Фамилия, имя учащегося

Оценка

1

2

Листок взаимооценки

Фамилия, имя учащегося

Оценка

1

2

Листок взаимооценки

Фамилия, имя учащегося

Оценка

1

2

Листок взаимооценки

Фамилия, имя учащегося

Оценка

1

2

Листок взаимооценки

Фамилия, имя учащегося

Оценка

1

2

Листок взаимоконтроля

Фамилия, имя учащегося

Оценка

1

2

Листок взаимоконтроля

Фамилия, имя учащегося

Оценка

1

2

Листок взаимоконтроля

Фамилия, имя учащегося

Оценка

1

2

Листок взаимоконтроля

Фамилия, имя учащегося

Оценка

1

2

Листок взаимоконтроля

Фамилия, имя учащегося

Оценка

1

2

Листок взаимоконтроля

Фамилия, имя учащегося

Оценка

1

2

Листок взаимоконтроля

Фамилия, имя учащегося

Оценка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

 Тест по теме: «Неметаллы»

  1. Самый типичный неметалл в Периодической системе:

а) кислород               б) фтор

в) водород                 г) гелий

2. Степень окисления азота может быть равна:

а) +1        б) – 4      в) + 4     г) + 7    д) правильного ответа нет

3. Тип связи в молекуле Br2:

а) ионная             б) металлическая

в) ковалентная неполярная               г) ковалентная полярная

4. В ряду элементов O ---- S ---- Se  неметаллические свойства:

а) не изменяются        б) увеличиваются, а металлические уменьшаются

в) увеличиваются        г) уменьшаются

5. Составьте уравнение реакции горения фосфора. Коэффициент перед формулой восстановителя равен:

а) 1     б) 2    в) 5    г) 4    д) правильного ответа нет

6.  Закончите уравнение реакций:

        Cu + HNO3 = ....  + NO + H2O

Коэффициент перед формулой азотной кислоты равен:

а) 2      б) 4         в) 6        г) 8      д) правильного ответа нет

7. В реакции  2 PH3 + 4 O2 = P2O5 + 3 H2O водород:

а) понижает степень окисления

б) повышает степень окисления

в)  не изменяет степень окисления

г) является восстановителем

8. На внешнем электронном уровне атома хлора:

а) 5 электронов        б) 1 электрон

в) 7 электронов        г) 3 электрона

9. Объём 2,5 моль азота при н.у. равен:

а) 5,6 л         б) 11,2 л   в) 44,8 л    г) 56 л

10. При горении 320 г серы получилось 576г оксида серы (IV). Массовая доля выхода продукта реакции равна:

а) 90%     б) 95%     в) 80%    г) 85%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Неметаллы".

Предлагаю разработку урока и презентацию к нему (9 класс-программа О.С.Габриеляна)Урок по теме «Неметаллы»( 9 класс)Цели и задачи урокаЗадачи урока:- обобщить и актуализировать знания по данной теме;-...

Конспект урока по теме "Неметаллы: атомы и простые вещества"

Методическая разработка урока«Неметаллы: атомы и простые вещества»Авдеева О.Ю., учитель химии МБОУ «Лицей» р.п. Степное Советского района.Урок для учащихся 9 класса (учебник О.С.Габриелян  Химия ...

Обобщающий урок по теме:"Неметаллы"

Конспект урока можно использовать для  обобщения и систематизации знаний учащихся по теме:"Неметаллы"...

ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ "НЕМЕТАЛЛЫ"

в разработке представлен материал, позволяющий обобщить и систематизировать знания по теме "Неметаллы"...

Презентация обобщающего урока по теме " Неметаллы и их соединения" ( 9 класс)

Урок рефлексииСодержательная:  Создать  условия для коррекции и тренинга изученных понятий, алгоритмов по теме "Неметаллы"Деятельностная:: Формирование способности учащихся к корре...

Обобщающий урок по теме «Неметаллы»

  Как это ни странно, но сегодня мы попробуем объять необъятное – совместить в одном уроке такие разные предметы, как  химию, биологию, историю,  литературу. Известный писа...