Урок по теме Неметаллы 9 класс
методическая разработка по химии (9 класс) на тему
Здесь можно познакомиться с конспектом и презентацией к данному уроку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_teme_nemetally_9_klass.doc | 84 КБ |
nemetally.ppt | 343.5 КБ |
rabota_v_pare.doc | 22.5 КБ |
prilozhenie_1_otvety_na_test.ppt | 71 КБ |
prilozhenie_2.doc | 85.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме: «НЕМЕТАЛЛЫ»
ЦЕЛЬ: 1. Систематизировать знания учащихся о неметаллах, их положении в периодической системе Д.И.Менделеева, строении их атомов;
2.Обобщить знание химических свойств неметаллов и их соединений, знание качественных реакций, закрепить умение составлять уравнения реакций в ионной и молекулярной форме
3. Развивать общеучебные умения и навыки (работы с учебником, обобщать), умение использовать свои знания для решения практических задач, навыки обращения с лабораторным оборудованием;
4. Воспитывать у учащихся чувство ответственности
Данный урок проводится при изучении темы “Неметаллы” (по программе Габриеляна О.С.) в 9 классе.
Оборудование:
- учебник: Габриелян О.С. Химия. 9 класс. М.: Дрофа, 2004.
- Таблицы: Периодическая таблица химических элементов Д.И. Менделеева, таблица растворимости солей и гидроксидов.
- Реактивы: раствор нитрата серебра, раствор соляной кислоты, в пробирках с номерами – карбонат натрия, иодид калия, хлорид натрия
- Мультимедиа
Ход урока
- Организационный момент. Вступительное слово учителя:
Здравствуйте, садитесь, пожалуйста. Начинаем урок.
Посмотрите на слайд 1: О каких элементах идет речь? А к каким веществам их можно отнести? Правильно к неметаллам.
Слайд 2 – тема урока
- Актуализация:
Какие цели мы поставим перед собой на этот урок? – слайд 3
- Познакомиться с электрической проводимостью неметаллов
- Обобщить полученные знания по теме «Неметаллы»
- Закрепить полученные знания о применении неметаллов в жизни
III Работа в группах.
1.Задания для разминки: выполняются в течение 3–4 минут, ответы устные - слайд 4-8
1.М. В.Ломоносов в статье, опубликованной в 1745 г., писал : «При растворении какого – либо неблагородного металла, особенно железа, в кислотах из отверстия склянки вырывается горючий пар.» Что это за вещество?
2.Семен Исаакович Вольфкович (1896 – 1980) в одной из лабораторий Московского университета на Моховой получал это вещество в электрической печи при электротермической возгонки фосфоритов. Когда он поздно возвращался домой по почти не освещенным в то время улицам Москвы, его одежда излучала голубоватое свечение, а из – под ботинок высекались искры. Вскоре среди жителей Моховой улицы стали передаваться рассказы о «светящемся монахе». Назовите вещество, которое получал Вольфкович
3.Шведский химик так описал один свой опыт, выполненный в 1774 г.: «Я поместил смесь черной магнезии (оксид марганца) с муриевой кислотой (соляной) в реторту, к горлышку которой присоединил пузырь, лишенный воздуха, и поставил ее на песчаную баню. Пузырь наполнился газом. Газ имел желто-зеленный цвет, пронзительный запах». Назовите этот газ.
4.У Куртуа был любимый кот, который во время обеда сидел обычно на плече своего хозяина. Куртуа часто обедал в лаборатории. В один из дней во время обеда кот, чего-то испугавшись, прыгнул на пол, но попал на бутылки, стоявшие около стола. В одной из бутылок находилась суспензия золы водорослей, а в другой – концентрированная серная кислота. Бутылки разбились и с пола стали подниматься клубы сине-фиолетового пара, которые оседали на окружающих предметах в виде черно-фиолетовых кристаллов с металлическим блеском. Так был открыт новый элемент…
2 Загадки – слайд 9 – 10
- Парадокс? Противоречье?
Разрушитель зубы лечит!
Подсказал науке слон:
“Кариесу …. заслон!” - Мне сегодня …. помог:
Я спокоен, словно
- Хлорофилл не любит ….Это ведь отнюдь не вздор,
Слов стеченье роковое,
В …. гибнет все живое - Помни, боевой народ: первый лекарь — …. Раны мажь, не ойкай, …. настойкой
IV Химическая лаборатория – слайд 11 - 13 – ИНСТРУКТАЖ
Представьте, что мы все химики и находимся в химической лаборатории, перед нами поставлена следующая задача.
Определить в какой из пробирок находятся иодид калия, хлорид калия, карбонат калия. На листах записываются – уравнения реакций. Проверка осуществляется самостоятельно
Каждый химии выполняет инструкцию по техники безопасности. Давайте вспомним и мы.
Перед вами лежат инструкции – ход выполнения работы, ознакомьтесь.
V Физкультминутка – Слайд 14
Потрудились – отдохните,
Влево – вправо посмотрите,
Глубоко разок вздохните,
Сделав это, улыбнитесь,
За работу вновь возьмитесь
VI - А как вы думаете все ли неметаллы проводят электрический ток? – электронный учебник
VII Тест – электронный учебник
Учащиеся отвечают на вопросы теста
VIII – взаимопроверка - слайд 15 -16
Учащиеся обмениваются листами «ответ на тест» и с помощью компьютера проверяют,
Выставление оценок с помощью «оценочного листа»
IX ИТОГ
Ребята, достигли ли мы целей, которые поставили мы перед собой вначале урока?
А где можно использовать неметаллы в жизни? (связать с профессиями)
X Домашняя работа – слайд 17
- Повторить параграф 15
- Доказать качественный состав соли: 1 вариант – хлорид аммония, 2 – вариант сульфат аммония
- Подготовить сообщения по теме «Применение неметаллов в жизни»
XI Рефлексия (рисуют мимику и высказывают каждый своё мнение) – СЛАЙД 18
Лабораторная работа
Инструкция
Определить - в какой из пробирок находятся: хлорид натрия, иодид калия, карбонат натрия. Уравнения записать в молекулярной и ионной форме.
1 Разделить полученные растворы пополам
2. К первой группе пробирок добавить раствор нитрата серебра
Ко второй группе – раствор соляной кислоты
3. Определить под какими номерами находятся неизвестные вещества
Оформить результаты в виде таблицы:
Порядок выполнения | Что делал? | Что наблюдал? | Выводы. Уравнения реакций |
Вывод:
М. В.Ломоносов в статье, опубликованной в 1745 г., писал : «При растворении какого – либо неблагородного металла, особенно железа, в кислотах из отверстия склянки вырывается горючий пар.» Что это за вещество?
Семен Исаакович Вольфкович (1896 – 1980) в одной из лабораторий Московского университета на Моховой получал это вещество в электрической печи при электротермической возгонки фосфоритов. Когда он поздно возвращался домой по почти не освещенным в то время улицам Москвы, его одежда излучала голубоватое свечение, а из – под ботинок высекались искры. Вскоре среди жителей Моховой улицы стали передаваться рассказы о «светящемся монахе». Назовите вещество, которое получал Вольфкович
Шведский химик так описал один свой опыт, выполненный в 1774 г.: «Я поместил смесь черной магнезии (оксид марганца) с муриевой кислотой (соляной) в реторту, к горлышку которой присоединил пузырь, лишенный воздуха, и поставил ее на песчаную баню. Пузырь наполнился газом. Газ имел желто-зеленный цвет, пронзительный запах». Назовите этот газ.
У Куртуа был любимый кот, который во время обеда сидел обычно на плече своего хозяина. Куртуа часто обедал в лаборатории. В один из дней во время обеда кот, чего-то испугавшись, прыгнул на пол, но попал на бутылки, стоявшие около стола. В одной из бутылок находилась суспензия золы водорослей, а в другой – концентрированная серная кислота. Бутылки разбились и с пола стали подниматься клубы сине-фиолетового пара, которые оседали на окружающих предметах в виде черно-фиолетовых кристаллов с металлическим блеском. Так был открыт новый элемент…
Оценочный лист
Ф.И.учащегося | Оценка |
Рефлексия
Оценочный лист
Ф.И.учащегося | Оценка |
Рефлексия
Оценочный лист
1 задание – 6 баллов ( за одно правильно вставленное слово 1 балл)
2 задание – 3 балла (за одно правильное утверждение 1 балл)
3 задание – 1 балл
4 задание – 1 балл
5 задание – 1 балл
6 задание – 1 балл
Количество баллов | Процент | Оценка |
11 - 13 | 85 - 100 | 5 |
9 - 11 | 65 - 85 | 4 |
6 - 9 | 45 - 65 | 3 |
Меньше 6 | Меньше 45 | 2 |
Оценочный лист
1 задание – 6 баллов ( за одно правильно вставленное слово 1 балл)
2 задание – 3 балла (за одно правильное утверждение 1 балл)
3 задание – 1 балл
4 задание – 1 балл
5 задание – 1 балл
6 задание – 1 балл
Количество баллов | Процент | Оценка |
11 - 13 | 85 - 100 | 5 |
9 - 11 | 65 - 85 | 4 |
6 - 9 | 45 - 65 | 3 |
Меньше 6 | Меньше 45 | 2 |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Работа в паре.
Составьте уравнения окислительно – восстановительных реакций с участием неметаллов. Какие свойства ( окислительные или восстановительные) проявляют в этих реакциях неметаллы.
Cu + Br2 =
Br2 + NaOH = NaBrO3 + NaBr + H2O
Li + N2 =
SiO2 + C = CO + ...
H2 + CuO =
Работа в паре.
Составьте уравнения окислительно – восстановительных реакций с участием неметаллов. Какие свойства ( окислительные или восстановительные) проявляют в этих реакциях неметаллы.
H2 + S =
H2SO3 + Cl2 + H2O = H2SO4 + HCl
Br2 + H2S = S + ...
Mg + N2 =
P + KClO3 = KCl + ...
Работа в паре.
Составьте уравнения окислительно – восстановительных реакций с участием неметаллов. Какие свойства ( окислительные или восстановительные) проявляют в этих реакциях неметаллы.
Cu + Br2 =
Br2 + NaOH = NaBrO3 + NaBr + H2O
Li + N2 =
SiO2 + C = CO + ...
H2 + CuO =
Работа в паре.
Составьте уравнения окислительно – восстановительных реакций с участием неметаллов. Какие свойства ( окислительные или восстановительные) проявляют в этих реакциях неметаллы.
H2 + S =
H2SO3 + Cl2 + H2O = H2SO4 + HCl
Br2 + H2S = S + ...
Mg + N2 =
P + KClO3 = KCl + ...
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Пауза здоровья «Внутренний луч»
Сядьте поудобнее. Закройте глаза. Представьте, что внутри Вашей головы, в верхней её части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и медленно. постепенно освещает лицо, шею, плечи, руки теплым, ровным и расслабляющим светом. По мере движения луча исчезает напряжение в области затылка, ослабляется складка на лбу, опадают брови, «охлаждаются» глаза, ослабляются зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобождается шея и грудь. Внутренний луч как бы формирует новую внешность спокойного. освобожденного человека, удовлетворенного собой и своей жизнью. Я стал новым человеком! Я стал сильным, спокойным и стабильным! Я всё буду делать хорошо!
Листок взаимооценки
Фамилия, имя учащегося | Оценка |
1 |
2 |
Листок взаимооценки
Фамилия, имя учащегося | Оценка |
1 |
2 |
Листок взаимооценки
Фамилия, имя учащегося | Оценка |
1 |
2 |
Листок взаимооценки
Фамилия, имя учащегося | Оценка |
1 |
2 |
Листок взаимооценки
Фамилия, имя учащегося | Оценка |
1 |
2 |
Листок взаимооценки
Фамилия, имя учащегося | Оценка |
1 |
2 |
Листок взаимоконтроля
Фамилия, имя учащегося | Оценка |
1 |
2 |
Листок взаимоконтроля
Фамилия, имя учащегося | Оценка |
1 |
2 |
Листок взаимоконтроля
Фамилия, имя учащегося | Оценка |
1 |
2 |
Листок взаимоконтроля
Фамилия, имя учащегося | Оценка |
1 |
2 |
Листок взаимоконтроля
Фамилия, имя учащегося | Оценка |
1 |
2 |
Листок взаимоконтроля
Фамилия, имя учащегося | Оценка |
1 |
2 |
Листок взаимоконтроля
Фамилия, имя учащегося | Оценка |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
31 |
32 |
33 |
34 |
35 |
36 |
37 |
38 |
39 |
Тест по теме: «Неметаллы»
- Самый типичный неметалл в Периодической системе:
а) кислород б) фтор
в) водород г) гелий
2. Степень окисления азота может быть равна:
а) +1 б) – 4 в) + 4 г) + 7 д) правильного ответа нет
3. Тип связи в молекуле Br2:
а) ионная б) металлическая
в) ковалентная неполярная г) ковалентная полярная
4. В ряду элементов O ---- S ---- Se неметаллические свойства:
а) не изменяются б) увеличиваются, а металлические уменьшаются
в) увеличиваются г) уменьшаются
5. Составьте уравнение реакции горения фосфора. Коэффициент перед формулой восстановителя равен:
а) 1 б) 2 в) 5 г) 4 д) правильного ответа нет
6. Закончите уравнение реакций:
Cu + HNO3 = .... + NO + H2O
Коэффициент перед формулой азотной кислоты равен:
а) 2 б) 4 в) 6 г) 8 д) правильного ответа нет
7. В реакции 2 PH3 + 4 O2 = P2O5 + 3 H2O водород:
а) понижает степень окисления
б) повышает степень окисления
в) не изменяет степень окисления
г) является восстановителем
8. На внешнем электронном уровне атома хлора:
а) 5 электронов б) 1 электрон
в) 7 электронов г) 3 электрона
9. Объём 2,5 моль азота при н.у. равен:
а) 5,6 л б) 11,2 л в) 44,8 л г) 56 л
10. При горении 320 г серы получилось 576г оксида серы (IV). Массовая доля выхода продукта реакции равна:
а) 90% б) 95% в) 80% г) 85%
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "Неметаллы".
Предлагаю разработку урока и презентацию к нему (9 класс-программа О.С.Габриеляна)Урок по теме «Неметаллы»( 9 класс)Цели и задачи урокаЗадачи урока:- обобщить и актуализировать знания по данной теме;-...
Тема: «Употребление предлогов. Предлоги в словосочетаниях с синтаксической связью «управление». 1 урок по теме. 7 класс. «Школа 2100» Технологическая карта урока открытия новых знаний по ФГОС
Технологическая карта урока открытия новых знаний по ФГОС...
Конспект урока по теме "Неметаллы: атомы и простые вещества"
Методическая разработка урока«Неметаллы: атомы и простые вещества»Авдеева О.Ю., учитель химии МБОУ «Лицей» р.п. Степное Советского района.Урок для учащихся 9 класса (учебник О.С.Габриелян Химия ...
Обобщающий урок по теме:"Неметаллы"
Конспект урока можно использовать для обобщения и систематизации знаний учащихся по теме:"Неметаллы"...
ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ "НЕМЕТАЛЛЫ"
в разработке представлен материал, позволяющий обобщить и систематизировать знания по теме "Неметаллы"...
Презентация обобщающего урока по теме " Неметаллы и их соединения" ( 9 класс)
Урок рефлексииСодержательная: Создать условия для коррекции и тренинга изученных понятий, алгоритмов по теме "Неметаллы"Деятельностная:: Формирование способности учащихся к корре...
Обобщающий урок по теме «Неметаллы»
Как это ни странно, но сегодня мы попробуем объять необъятное – совместить в одном уроке такие разные предметы, как химию, биологию, историю, литературу. Известный писа...