Конспект урока "Обобщающее повторение по теме "Неметаллы" 9 класс
план-конспект урока по химии (9 класс)
На уроке обучающиеся продолжают развивать умение применять полученные знания на практике при решении расчетных и качественных задач, умение использовать химическую терминологию, умение проводить, наблюдать и описывать химический эксперимент, совершенствовать коммуникативные умения (умение совместно принимать решения, умение отстаивать свою точку зрения и уважать мнение другого человека), совершенствовать навыки устной и письменной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchayushchee_povtorenie_po_teme_nemetally.docx | 569.68 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока по теме: «Обобщение и систематизация знаний по теме «Неметаллы»
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о свойствах неметаллов и их соединений
Задачи:
1. Обобщить и систематизировать знания учащихся о положении неметаллов в периодической системе, строении их атомов, о физических и химических свойствах, о важнейших отраслях их применения.
2. Продолжить развивать умение применять полученные знания на практике при решении расчетных и качественных задач, умение использовать химическую терминологию, умение проводить, наблюдать и описывать химический эксперимент, совершенствовать коммуникативные умения (умение совместно принимать решения, умение отстаивать свою точку зрения и уважать мнение другого человека), совершенствовать навыки устной и письменной речи.
3. Расширить кругозор учащихся, развить познавательный интерес учащихся к предмету.
Тип урока: повторение и обобщение знаний.
Методы обучения:
- словесный (беседа);
- наглядный (наблюдение при проведении опытов);
- практический ( выполнение лабораторных работ, выполнение заданий).
Приемы: групповая работа, критериальное оценивание, опережающее обучение
Ход урока:
I. Организационный момент. (2 мин).
Приветствие класса. Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Знакомство учащихся с планом урока. (2 мин).
Учитель. Ребята, сегодня у нас с вами заключительный урок по теме: «Неметаллы». Вы должны будете показать свои знания о неметаллах, умения решать расчетные и качественные задачи. Работать вы будете индивидуально и в группах в группах. Этапы нашего урока такие:
1. Безопасность в химической лаборатории (фронтальный опрос)
2. Работа в группах
3. Индивидуальная работа
4. Химия и биология (фронтальный опрос)
4. Получение домашнего задания
1Фронтальный опрос «Безопасность в химической лаборатории»(5 мин)
1. Задание
Верны ли следующие суждения о правилах безопасной работы в химической лаборатории и хранения веществ в быту?
А. При попадании раствора кислоты на кожу, её следует промыть водой и обработать раствором питьевой соды.
Б. Легковоспламеняющиеся жидкости, например ацетон, разрешается хранить только в холодильнике.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
2. Задание
Верны ли следующие суждения о способах собирания газов в лаборатории?
А. Углекислый газ можно собрать в сосуд способом вытеснения воздуха.
Б. Кислород можно собрать в сосуд и способом вытеснения воздуха, и способом вытеснения воды.
1) Верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
3. Задание
Верны ли следующие суждения об обращении с газами в процессе лабораторных опытов?
А. Прежде, чем поджечь водород, его необходимо проверить на чистоту.
Б. Получаемый из бертолетовой соли хлор нельзя определять по запаху.
1) Верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
4. Задание
Верны ли следующие утверждения об озоне?
А. Озон в стратосфере поглощает часть ультрафиолетового излучения, защищая от этого излучения живые организмы.
Б. Озон – совершенно безвредный газ, поэтому его предпочтительно использовать вместо хлора для очистки воды.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба утверждения 4) оба утверждения неверны
5. Задание
Верны ли следующие суждения о способах получения углекислого газа в лаборатории?
А. Углекислый газ в лаборатории получают разложением карбоната кальция при нагревании.
Б. Для лабораторных опытов углекислый газ получают при нагревании карбоната аммония.
1) Верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
6. Задание
Какой из газов, попадающих в атмосферу в результате деятельности человека, наиболее токсичен?
1) 2) 3) 4)
7. Задание
Верны ли следующие суждения о правилах безопасной работы в химической лаборатории?
А. Метан образует взрывчатые смеси с воздухом.
Б. Растворять серную кислоту следует, добавляя к ней воду.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
2 Работа в группах(15 мин)
1 и2 группы | 3 и 4 группы |
Лабораторная работа Решив исследовать, в какие реакции может вступать мрамор, ученик прилил к нему соляную кислоту. Он увидел, что бурно выделяется газ, когда он собрал этот газ и пропустил его через известковую воду Са(ОН)2, то увидел, что вода стала мутной. Ученик продолжил пропускание газа и некоторое время наблюдал помутнение, но оно вдруг исчезло. Тогда он решил разобраться какие реакции прошли при этом исследовании. Помогите записать данные уравнения реакций | Лабораторная работа В двух пробирках карбонат натрия и силикат натрия. Как распознать эти вещества с помощью одного реактива? В четырех пробирках находятся прозрачные растворы фторида, хлорида, бромида и иодида натрия. Как распознать эти вещества с помощью одного реактива? Запишите уравнения реакций |
Аллотропия фосфора. Заполнить таблицу | Аллотропия углерода. Заполнить таблицу |
Производство серной кислоты. Собрать установку . Назвать основные принципы производства. Написать уравнения реакций. | Производство аммиака. Подписать аппараты. Назвать основные принципы производства. Написать уравнение реакции. Рассмотреть условия смещения химического уравнения вправо. |
Задания для групп по теме «Аллотропия»
Свойства белого и красного фосфора
фосфор белый | фосфор касный | |
Цвет | ||
Запах | ||
Свечение | ||
Действие на организм | ||
Кристаллическая решетка | ||
Способность к самовоспламенению | ||
Растворимость в воде |
Свойства алмаза и графита
алмаз | графит | |
Кристаллическая решетка | ||
Агрегатное состояние | ||
Цвет | ||
Твердость | ||
Электропроводность |
Задания для групп на производственные процессы
3 Индивидуальная работа (задания на слайдах) (20 мин)
1.Даны вещества: Na2SO4, ВаС12, растворы НС1, H2SO4 и NH3. Используя воду и необходимые вещества только из этого списка, получите в две стадии раствор хлорида аммония. Опишите признаки проводимых реакций.
2.Для установления качественного состава учащимся была выдана соль тяжёлого металла, оксид которого используется в производстве хрустального стекла. При термическом разложении этой соли образуется оксид этого металла и два газообразных вещества: одно из них — газ бурого цвета, а другое — важнейший компонент воздуха. При приливании к раствору выданной соли раствора иодида калия выпадает осадок ярко-жёлтого цвета.
Для выполнения следующих заданий вспомним правила протекания реакций ионного обмена
Условия реакций ионного обмена (РИО):
1) Растворимость реагирующих веществ:
Кислота + Основание. Растворим хотя бы 1 из реагентов
Кислота + Соль. Обязательно растворима должна быть кислота
Основание + Соль. Растворимы оба реагента
Соль + Соль. Должны быть обе растворимы
2) В ходе реакции должны образоваться осадок, газ или вода.
3. Для выполнения задания используйте следующий перечень веществ: фосфин, нитрат серебра (I), оксид азота (IV), хлорид аммония, оксид алюминия. Допустимо использование водных растворов веществ.
Из предложенного перечня веществ выберите вещества, между которыми возможна реакция ионного обмена. Запишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнения этой реакции.
4. Для выполнения задания используйте следующий перечень веществ: перманганат калия, гидрокарбонат калия, сульфит натрия, сульфат бария, гидроксид калия. Допустимо использование водных растворов веществ.
Из предложенного перечня веществ выберите вещества, между которыми возможна реакция ионного обмена. Запишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнения этой реакции.
5. Для выполнения задания используйте следующий перечень веществ: перманганат калия, хлороводород, хлорид натрия, карбонат натрия, хлорид калия. Допустимо использование водных растворов веществ.
Из предложенного перечня веществ выберите вещества, между которыми возможна окислительно-восстановительная реакция, и запишите уравнение этой реакции. Составьте электронный баланс, укажите окислитель и восстановитель.
6.Через 10%-ный раствор серной кислоты пропускали аммиак до полного образования средней соли. Всего израсходовано 11,2 л (н. у.) аммиака. Определите массу исходного раствора серной кислоты.
7. Дана схема превращений:
Напишите молекулярные уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить указанные превращения.
Фронтальный БЛИЦ-опрос «Химия и биология» (2мин)
1 В какой капусте много йода? (В морской).
2 Какая кислота входит в состав желудочного сока? (Соляная).
3 Он безжизненным зовется, но жизнь без него не создается. (Азот).
4 Это вещество с антимикробным эффектом, дезинфицирует. ( Хлор).
5 Какой элемент называют «элементом жизни и мысли?» ( Фосфор).
6 В состав зубных паст входит именно этот химический элемент (Фтор).
7 Недостаток, какого элемента вызывает заболевание щитовидной железы? (Йода).
8 При недостатке этого элемента в организме наблюдается хрупкость и ломкость костей, и выпадение волос? (Серы).
9 Соединения этого галогена регулируют процессы возбуждения и торможения центральной нервной системы. Что это за галоген? (Бром).
Домашнее задание (2мин)
Заключение (1 мин)
Домашнее задание (1 уровень)
№1 Вычислите объём аммиака (н. у.), необходимого для полной нейтрализации соляной кислоты массой 146 г и массовой долей 10%.
Пояснение.
1) Составим уравнение реакции
2) Рассчитаем массу и количество вещества соляной кислоты, содержащейся в растворе:
3) Определим объём аммиака, необходимого для полного взаимодействия с указанным количеством соляной кислоты:
Ответ: 8,96 л.
№2 Даны вещества: CaCO3, H3P04, NaOH, AgN03, HCl(p-p), Ba(NO3)2. Используя воду и необходимые вещества только из этого списка, получите в две стадии нитрат кальция. Опишите признаки проводимых реакций. Для второй реакции напишите сокращённое ионное уравнение реакции.
№3 Дана схема превращений:
Напишите молекулярные уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить указанные превращения.
Домашнее задание (2 уровень)
№1 Для выполнения задания используйте следующий перечень веществ: сероводород, марганцовая кислота, нитрат свинца (II). Допустимо использование водных растворов веществ.
Из предложенного перечня веществ выберите вещества, между которыми возможна реакция ионного обмена. Запишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнения этой реакции.
№2Даны вещества: Используя воду и необходимые вещества только из этого списка, получите в две стадии металлическую медь. Опишите признаки проводимых реакций. Для реакции ионного обмена напишите сокращённое ионное уравнение
реакции.
№3 Раздобыв у дедушки в сарае немного белого порошка , школьник принёс его в школу и спросил у учителя: «Что это за вещество?». Проведя несколько опытов с неизвестным веществом, учитель записал его состав: ω(Ca) = 40%, ω(C) = 12%, ω(О) = 48%. Помогите юному химику определить вещество.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Повторение и обобщение имени существительного в 5 классе"
В игровой форме повторяем основные сведения по теме "Имя существительное": грамматические признаки, употребление в речи, роль существительных в предложении....
Конспект урока "Повторение изученных частей речи" 9 класс VIII вид
Подробный конспект урока письма в 9 классеVIII вида по теме "Повторение изученных частей речи"...
Конспект урока-повторения по учебнику Биболетова М.З. 8 класс
Конспект урока-повторения лекси и грамматике по теме "Экологические проблемы"...
2 класс конспект урока. повторение.
Тема: Повторение. Тренировка навыка говорения.Цели: познакомить с новой буквой; тренировать навык говорения в структурах: Myname is…, I am from…, I am… , I have… , I can… , по изученным те...
Конспект урока-повторения по английскому языку во 2 классе Тема "We are friends".
Целью урока является активизация глагола "быть" 2 в лексико-грамматических структурах по материалам детского произчевдения....
Конспект урока по алгебре 8 класс "Итоговое повторение"
Конспект урока по алгебре 8 класс "Итоговое повторение"...
Конспект урока-повторения по теме "Сложное предложение" в 6 классе
Конспект урока в 6 классе, повторение материала в начале года....