Программа кружка «Химический калейдоскоп»
рабочая программа по химии (7 класс)
Курс ориентирован на развитие любознательности, интереса к химии, умений правильно обращаться с химическими препаратами в быту, развитию творческих способностей учащихся, направлен на формирование рефлексивного отношения школьника к учению и личного смысла учения. Учащимся предлагается путешествие в мир интересных явлений, девизом которого, является: Исследую, Экспериментирую, Играю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kursa_khimicheskiy_kaleydoskop.docx | 22.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа» пгт. Кожва
Утверждаю
Директор МОУ «СОШ» пгт. Кожва
__________/Савельева Н.М./
Программа внеурочного курса
«Химический калейдоскоп»
для учащихся 5 класса
Автор программы
Савчук Оксана Васильевна
учитель химии и биологии
МОУ «СОШ»пгт. Кожва
Кожва
2014-2015
Пояснительная записка.
Стандарты второго поколения определяют общие требования к результатам начального образования, которые конкретизируются и детализируются в системе нормативных документов, в частности, «Планируемые результаты освоения программ начального образования», примерные учебные программы по предметам, программы формирования универсальных учебных действий, материалы системы оценивания и другие. Реализация и достижение планируемых результатов в ходе учебного процесса не происходят автоматически, требуется серьезная и трудоемкая работа учителя по организации и выстраиванию учебного процесса, отвечающего общей идеологии стандарта. Программа внеурочного курса «Химический калейдоскоп» является актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка. Программа составлена с учетом требований ФГОС второго поколения и соответствует возрастным особенностям школьников 5 класса.
Одной из основных задач, лежащих в основе стандартов второго поколения, является развитие способностей ребенка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция. С этой целью в программе предусмотрены активные формы работы, направленные на вовлечение учащихся в динамическую деятельность, на обеспечение понимания ими теоретического материала и развития интеллекта, приобретения практических навыков самостоятельной деятельности.
Курс ориентирован на развитие любознательности, интереса к химии, умений правильно обращаться с химическими препаратами в быту, развитию творческих способностей учащихся, направлен на формирование рефлексивного отношения школьника к учению и личного смысла учения. Учащимся предлагается путешествие в мир интересных явлений, девизом которого, является: Исследую, Экспериментирую, Играю. В ходе изучения курса ученик должен проследовать маршрутом по карте «Мира интересных явлений», который проходит через Страны Растворов, Самоцветов, Красок, Запахов.
Цели данного курса:
- Развитие познавательного интереса учащихся и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента и самостоятельного приобретения знаний по химии в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
- организация и проведение научно-исследовательской работы;
- отработка навыков и умений учащихся анализировать, логически размышлять;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений наносящих вред здоровью человека и окружающей среде;
- освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира на основе знаний физических законов и владения математическим инструментарием.
Задачи:
- формирование в сознании учащихся понимания того, что химическое образование является обязательным элементом культуры, необходимым каждому человеку;
- создание условий для углубления и расширения знаний школьников по химии, развития мышления, формирования интеллектуальных умений и опыта творческой учебно-познавательной деятельности;
- формирование у школьников ценностного отношения к химическому знанию как к важнейшему компоненту естественно-научной картины мира;
- обеспечение сознательного усвоения учащимися важнейших химических законов, теорий, понятий, знакомства с методами химической науки и развитие у них экспериментальных умений;
- развитие общекультурных компетентностей у учащихся на основе внутри- и межпредметной интеграции химии с другими учебными предметами естественно-научного и гуманитарного циклов;
- развивать практические умения и навыки работы с веществами и лабораторным оборудованием.
Содержание курсы.
Программа включает 35 аудиторных занятий. Ведущей формой организации занятий является групповая.
Программа включает несколько разделов, при изучении которых учащиеся знакомятся с понятиями индикаторы, получают навыки приготовления растворов с использование разных растворителей, выращивания кристаллов, выведения пятен разного состава, экстракция и др. Для проведения экспериментальной работы целесообразно использовать набор «Юный химик» выпускаемы фирмой ООО «Научные развлечения».
Приобретенные навыки в ходе аудиторной и внеаудиторной работы позволяют организовать с учащимися проектно-исследовательскую деятельность по следующей тематике: изучение растворимости веществ, «поглотители» растворенных частиц, удаление пятен с разных типов тканей, получение углекислого газа из разных веществ, тайнопись, выращивание и обработка кристаллов, изготовление индикаторной бумаги, изготовление палитры красок и др.
Учебно-тематический план.
№п/п | Названия тем. | Кол-во часов | Виды деятельности |
Введение. | |||
Техника безопасности и приемы работы в химической лаборатории. | 1 | беседа | |
Как понимать непонятные латинские буквы или Что такое химические формулы. | 1 | беседа, показ презентации | |
Кислое и горькое. | |||
Индикаторная бумага, или Что такое рН. | 1 | Лаб.опыты, беседа. | |
Кислый вкус, или Что такое кислота. | 1 | Лаб.опыты, беседа. | |
Основания. Невидимые чернила №1. | 1 | Лаб.опыты, беседа. | |
Углекислый газ и его производные. | |||
Что мы выдыхаем или как обнаружить углекислый газ. | 1 | Лаб.опыты, беседа. | |
Какие вещества можно обнаружить в газированных напитках. | 1 | Лаб.опыты, беседа. | |
Минеральная вода содержит гидрокарбонаты. | 1 | Лаб.опыты, беседа. | |
Тайны воды. | |||
Вода - изолятор или проводник? | 1 | Лаб.опыты, беседа,фильм. | |
О ближних и дальних соседях. | 1 | Лаб.опыты, беседа. | |
Что такое кристаллогидрат и как обнаружить воду? | 1 | Лаб.опыты, беседа. | |
Невидимые чернила №2. | 1 | Лаб.опыты, беседа. | |
Вода чистая или нечистая. | 1 | Лаб.опыты, беседа. | |
Что такое водоподготовка и зачем она нужна. | 1 | Беседа. | |
Как обнаружить вещество, или Что такое аналитика. | |||
Из воды – «молоко», или Как обнаружить хлориды. | 1 | Лаб.опыты, беседа. | |
Как обнаружить кислоты в напитках. | 1 | Лаб.опыты, беседа. | |
Из бесцветного – «синий» или Как йод и крахмал находят друг друга. | 1 | Лаб.опыты, беседа. | |
Ещё об изменение цветов или Что такое комплексные соединения. | 1 | Лаб.опыты, беседа. | |
Реакции с образованием осадков. | |||
Как образуются осадки. Радуга. | 1 | Лаб.опыты, беседа. | |
Неорганический сад. | 1 | Лаб.опыты, беседа. | |
Белые иглы из желтого месива. | 1 | Лаб.опыты, беседа. | |
Кислород. | |||
Кислород поддерживает горение. | 1 | ||
Реагирует, но не изменяется, или Что такое катализатор. | 1 | Лаб.опыты, беседа. | |
Металлы. | |||
Металлы активные и неактивные. | 1 | Презентация,лаб.опыты. | |
Металл из металла. | 1 | Лаб.опыты, беседа. | |
Серебряное зеркало. | 1 | Лаб.опыты, беседа. | |
И это мы пьём. | 1 | Лаб.опыты, беседа. | |
Как сделать надпись на металле. | 1 | Лаб.опыты, беседа. | |
Опыты с пищевыми продуктами | |||
Опыты с белком. | 1 | Лаб.опыты, беседа. | |
Обнаружение сахара и его карамелизация. | 1 | Лаб.опыты, беседа. | |
Подобное в подобном или Что в чем растворяется. | |||
Смешивающиеся и несмешивающиеся. | 1 | Лаб.опыты, беседа. | |
Основы химической чистки. | 1 | Лаб.опыты, беседа. | |
Экстракция, или переход из растворителя в растворитель. | 1 | Лаб.опыты, беседа. | |
Игры с огнём. | 1 | Лаб.опыты, беседа. | |
Опыты с пахучими веществами. | 1 | Лаб.опыты, беседа. |
Литература.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа факультатива "Математический калейдоскоп"
Актуальность курса состоит в том, что он направлен на расширение знаний учащихся по математике, развитие их теоретического мышления и логической культуры.Новизна данного курса заключается в том, что п...
Программа внеурочной деятельности "Калейдоскоп школьных дел"
Программа содержит подробное планирование материала по внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС второго поколения...
Программа кружка "Математический калейдоскоп"
Программа кружка "Математический калейдоскоп" для учащихся 5 - 8 классов....
Учебно-тематический план и содержание занятий кружка "Химический"
В материале представлен учебно-тематический план кружка "Химический" и содержание занятий. Занятия кружка можно проводить для студентов колледжа, техникума, а также для обучающихся 10-11 к...
Учебно-методическое пособие.Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа хореографического коллектива «Калейдоскоп».
Цель программы – создание условий, способствующих раскрытию и развитию природных задатков и творческого потенциала ребенка в процессе обучения искусству хореографии....
Программа хореографического кружка "Калейдоскоп"
Рабочая программа учебного курса по хореографии составлена на основе программ по хореографии для общеобразовательных школ: программа «Ритмика и танец» 1-8 классы, утвержденная Министерство...
Программа танцевального кружка "Калейдоскоп" 2-4 класс
Программа танцевального кружка "Калейдоскоп" 2-4 класс...