Программа кружка «Химический калейдоскоп»
рабочая программа по химии (7 класс)

Савчук Оксана Васильевна

Курс ориентирован на развитие любознательности, интереса к химии, умений правильно обращаться с химическими препаратами в быту, развитию творческих способностей учащихся, направлен на формирование рефлексивного отношения школьника к учению и личного смысла учения. Учащимся предлагается путешествие в мир интересных явлений, девизом которого, является: Исследую, Экспериментирую, Играю. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kursa_khimicheskiy_kaleydoskop.docx22.39 КБ

Предварительный просмотр:

                                Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа» пгт. Кожва

                                                            Утверждаю

                                                                     Директор МОУ «СОШ» пгт. Кожва

                                                                             __________/Савельева Н.М./

Программа внеурочного курса

«Химический калейдоскоп»

для учащихся 5 класса

                                                                        Автор программы

                                                                                   Савчук Оксана Васильевна

                                                                         учитель химии и биологии

                                                                               МОУ «СОШ»пгт. Кожва

                                                                                 

                                                           Кожва

                                                        2014-2015

Пояснительная записка.

Стандарты второго поколения определяют общие требования к результатам начального образования, которые конкретизируются и детализируются в системе нормативных документов, в частности, «Планируемые результаты освоения программ начального образования», примерные учебные программы по предметам, программы формирования универсальных учебных действий, материалы системы оценивания и другие. Реализация и достижение планируемых результатов в ходе учебного процесса не происходят автоматически, требуется серьезная и трудоемкая работа учителя по организации и выстраиванию учебного процесса, отвечающего общей идеологии стандарта. Программа внеурочного курса «Химический калейдоскоп» является актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка. Программа составлена с учетом требований ФГОС второго поколения и соответствует возрастным особенностям школьников 5 класса.

Одной из основных задач, лежащих в основе стандартов второго поколения, является развитие способностей ребенка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция. С этой целью в программе предусмотрены активные формы работы, направленные на вовлечение учащихся в динамическую деятельность, на обеспечение понимания ими теоретического материала и развития интеллекта, приобретения практических навыков самостоятельной деятельности.

Курс ориентирован на развитие любознательности, интереса к химии, умений правильно обращаться с химическими препаратами в быту, развитию творческих способностей учащихся, направлен на формирование рефлексивного отношения школьника к учению и личного смысла учения. Учащимся предлагается путешествие в мир интересных явлений, девизом которого, является: Исследую, Экспериментирую, Играю. В ходе изучения курса ученик должен проследовать маршрутом по карте «Мира интересных явлений», который проходит через Страны Растворов, Самоцветов, Красок, Запахов.  

Цели данного курса:

  • Развитие познавательного интереса учащихся и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента и самостоятельного приобретения знаний по химии в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
  • организация и проведение научно-исследовательской работы;
  • отработка навыков и умений учащихся анализировать, логически размышлять;
  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений наносящих вред здоровью человека и окружающей среде;
  • освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира на основе знаний физических законов и владения математическим инструментарием.

Задачи:

 

  • формирование в сознании учащихся понимания того, что химическое образование является обязательным элементом культуры, необходимым каждому человеку;
  • создание условий для углубления и расширения знаний школьников по химии, развития мышления, формирования интеллектуальных умений и опыта творческой учебно-познавательной деятельности;
  • формирование у школьников ценностного отношения к химическому знанию как к важнейшему компоненту естественно-научной картины мира;
  • обеспечение сознательного усвоения учащимися важнейших химических законов, теорий, понятий, знакомства с методами химической науки и развитие у них экспериментальных умений;
  • развитие общекультурных компетентностей у учащихся на основе внутри- и межпредметной интеграции химии с другими учебными предметами естественно-научного и гуманитарного циклов;
  • развивать практические умения и навыки работы с веществами и лабораторным оборудованием.

Содержание курсы.

Программа включает 35 аудиторных занятий. Ведущей формой организации занятий является групповая.

Программа включает несколько разделов, при изучении которых учащиеся знакомятся с понятиями индикаторы, получают навыки приготовления растворов с использование разных растворителей, выращивания кристаллов, выведения пятен разного состава, экстракция и др. Для проведения экспериментальной работы целесообразно использовать набор «Юный химик» выпускаемы фирмой ООО «Научные развлечения».

Приобретенные навыки в ходе аудиторной и внеаудиторной работы позволяют организовать с учащимися проектно-исследовательскую деятельность по следующей тематике: изучение растворимости веществ, «поглотители» растворенных частиц, удаление пятен с разных типов тканей, получение углекислого газа из разных веществ, тайнопись, выращивание и обработка кристаллов, изготовление индикаторной бумаги, изготовление палитры красок и др.

Учебно-тематический план.

№п/п

Названия тем.

Кол-во часов

Виды деятельности

Введение.

Техника безопасности и приемы работы в химической лаборатории.

1

беседа

Как понимать непонятные латинские буквы или Что такое химические формулы.

1

беседа, показ презентации

Кислое и горькое.

Индикаторная бумага, или Что такое рН.

1

Лаб.опыты, беседа.

Кислый вкус, или Что такое кислота.

1

Лаб.опыты, беседа.

Основания. Невидимые чернила №1.

1

Лаб.опыты, беседа.

Углекислый газ и его производные.

Что мы выдыхаем или как обнаружить углекислый газ.

1

Лаб.опыты, беседа.

Какие вещества можно обнаружить в газированных напитках.

1

Лаб.опыты, беседа.

Минеральная вода содержит гидрокарбонаты.

1

Лаб.опыты, беседа.

Тайны воды.

Вода - изолятор или проводник?

1

Лаб.опыты, беседа,фильм.

О ближних и дальних соседях.

1

Лаб.опыты, беседа.

Что такое кристаллогидрат и как обнаружить воду?

1

Лаб.опыты, беседа.

Невидимые чернила №2.

1

Лаб.опыты, беседа.

Вода чистая или нечистая.

1

Лаб.опыты, беседа.

Что такое водоподготовка и зачем она нужна.

1

Беседа.

Как обнаружить вещество, или Что такое аналитика.

Из воды – «молоко», или Как обнаружить хлориды.

1

Лаб.опыты, беседа.

Как обнаружить кислоты в напитках.

1

Лаб.опыты, беседа.

Из бесцветного – «синий» или Как йод и крахмал находят друг друга.

1

Лаб.опыты, беседа.

Ещё об изменение цветов или Что такое комплексные соединения.

1

Лаб.опыты, беседа.

Реакции с образованием осадков.

Как образуются осадки. Радуга.

1

Лаб.опыты, беседа.

Неорганический сад.

1

Лаб.опыты, беседа.

Белые иглы из желтого месива.

1

Лаб.опыты, беседа.

Кислород.

Кислород поддерживает горение.

1

Реагирует, но не изменяется, или Что такое катализатор.

1

Лаб.опыты, беседа.

Металлы.

Металлы активные и неактивные.

1

Презентация,лаб.опыты.

Металл из металла.

1

Лаб.опыты, беседа.

Серебряное зеркало.

1

Лаб.опыты, беседа.

И это мы пьём.

1

Лаб.опыты, беседа.

Как сделать надпись на металле.

1

Лаб.опыты, беседа.

Опыты с пищевыми продуктами

Опыты с белком.

1

Лаб.опыты, беседа.

Обнаружение сахара и его карамелизация.

1

Лаб.опыты, беседа.

Подобное в подобном или Что в чем растворяется.

Смешивающиеся и несмешивающиеся.

1

Лаб.опыты, беседа.

Основы химической чистки.

1

Лаб.опыты, беседа.

Экстракция, или переход из растворителя в растворитель.

1

Лаб.опыты, беседа.

Игры с огнём.

1

Лаб.опыты, беседа.

Опыты с пахучими веществами.

1

Лаб.опыты, беседа.

                

Литература.

  1. Д.М. Жилин «Юный химик 145 опытов»; издательство Ювента, Москва, 2012.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа факультатива "Математический калейдоскоп"

Актуальность курса состоит в том, что он направлен на расширение знаний учащихся по математике, развитие их теоретического мышления и логической культуры.Новизна данного курса заключается в том, что п...

Программа внеурочной деятельности "Калейдоскоп школьных дел"

Программа содержит подробное планирование материала по внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС второго поколения...

Программа кружка "Математический калейдоскоп"

Программа кружка "Математический калейдоскоп" для учащихся 5 - 8 классов....

Учебно-тематический план и содержание занятий кружка "Химический"

В материале представлен учебно-тематический план кружка "Химический" и содержание занятий. Занятия  кружка можно проводить для студентов  колледжа, техникума, а также для обучающихся 10-11 к...

Учебно-методическое пособие.Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа хореографического коллектива «Калейдоскоп».

Цель программы – создание условий, способствующих раскрытию и развитию природных задатков и творческого потенциала ребенка в процессе обучения искусству хореографии....

Программа хореографического кружка "Калейдоскоп"

Рабочая программа учебного курса по хореографии составлена на основе программ по хореографии для общеобразовательных школ: программа «Ритмика и танец» 1-8 классы, утвержденная Министерство...

Программа танцевального кружка "Калейдоскоп" 2-4 класс

Программа танцевального кружка "Калейдоскоп" 2-4 класс...