Программа кружка "Математический калейдоскоп"
рабочая программа по теме
Программа кружка "Математический калейдоскоп" для учащихся 5 - 8 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Васильевская муниципальная основная общеобразовательная школа
Согласовано Утверждаю
Заместитель директора по УВР Директор школы
__________/Лисенкова В.А./ _________/Федоркина Т.В./
Приказ по школе №_____
От « __» ________ 2013 г
Рабочая программа кружка
«Математический калейдоскоп»
предмет
5 - 9 классы
2013 - 2014 учебный год
Рабочую программу составил учитель математики первой
квалификационной категории
Зуева Светлана Дмитриевна
Пояснительная записка
Слово «математика» в переводе с греческого означает «знание», «наука». Не говорит ли уже это о месте математики среди наук? Непрерывно возрастают роль и значение математики в современной жизни. В настоящее время труд приобретает всё более творческий характер, и к этому надо готовиться за школьной партой. Всё больше специальностей, требующих высокого уровня образования, связано с непосредственным применением математики (экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, биология, психология и др.). Таким образом, расширяется круг школьников, для которых математика становится профессионально значимым предметом. Актуальность кружка по математике возрастает и в связи с введением ЕГЭ в 9 классе.
Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека, способствует эстетическому воспитанию, пониманию красоты и изящества математических рассуждений. Изучение математики развивает воображение, пространственные представления. История развития математического знания даёт возможность пополнить запас историко-научных знаний школьников, сформировать у них представления о математике как части общечеловеческой культуры. Знакомство с основными историческими вехами возникновения и развития математической науки, судьбами великих открытий, именами людей, творивших науку, должно войти в интеллектуальный багаж каждого культурного человека.
«Пик интереса» учащихся к математике приходится на 12 – 13 лет и задача учителя – пробудить его, развить и удержать.
Основная идея кружка по математике – помочь ребятам, интересующимся математикой, поддержать и развить интерес к ней, а ребятам, у которых математика вызывает те или иные затруднения, - помочь понять и полюбить её.
Математический кружок - одна из наиболее действенных и эффективных форм внеклассных занятий. В основе кружковой работы лежит принцип строгой добровольности.
Цель программы:
расширить возможности учащихся в решении задач и тем самым содействовать развитию их мыслительных способностей, а также пополнить интеллектуальный багаж школьников.
Задачи:
- повысить качество образования учащихся;
- способствовать формированию творческого мышления в ходе решения задач;
- развивать логическое мышление;
- развивать у учащихся интерес к математике;
- развивать у детей смекалку;
- развивать у учащихся настойчивость, целеустремлённость;
- расширить кругозор учащихся путём экскурса в прошлое;
- показать широту применения математики в жизни.
Ожидаемые конечные результаты программы:
- устранение негативного отношения к математике;
- повышение оценок по математике в журнале;
- расширение кругозора учащихся;
- повышение математической культуры;
- формирование логического мышления;
- применение математики в жизни.
Основное содержание программы
32 занятия
1занятие = 2 академ. часа
Тема 1: Занимательные задачи (4 ч.)
Математические ребусы
Математические загадки
Тема 2: Олимпиадные задания (16 ч.)
Задачи олимпиады «Олимпус»
Задачи математического конкурса «Кенгуру»
Тема 3: Логические задачи (12 ч.)
Круги Эйлера
Истинностные задачи
Переливание, взвешивание
Тема 4: Задачи на графах (8 ч.)
Простые графы
Маршруты
Деревья. Лес
Тема 5: Из истории математики (10 ч.)
Денежная система русского народа
Индийские старинные задачи
Греческие, китайские старинные задачи.
Гений 18 века – Леонард Эйлер
«Принцесса науки» С. В. Ковалевская
Тема 6: Кодирование информации (14 ч.)
Азбука Морзе
Морская флажковая азбука
Различные коды
Тематический план
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
Занимательные задачи 4 ч. | ||
1 | Вводное занятие. Математические ребусы | 2 |
2 | Математические загадки | 2 |
Олимпиадные задания 16 ч. | ||
3-6 | Задачи олимпиады «Олимпус» | 8 |
7-10 | Задачи конкурса Кенгуру | 8 |
Логические задачи 12 ч. | ||
11 | Задачи: Кто есть кто? | 2 |
12 | Круги Эйлера | 2 |
13 | Истинностные задачи | 2 |
14 | Задачи на переливание | 2 |
15 | Задачи на взвешивание | 2 |
16 | Задачи: Восстанови запись | 2 |
Задачи на графах 8 ч. | ||
17 | Простые графы | 2 |
18 | Маршруты | 2 |
19-20 | Деревья. Лес | 4 |
Из истории математики 10 ч. | ||
21 | Денежная система русского народа | 2 |
22 | Индийские старинные задачи | 2 |
23 | Греческие, китайские старинные задачи | 2 |
24 | Гений 18 века – Леонард Эйлер | 2 |
25 | «Принцесса науки» С. В. Ковалевская | 2 |
Кодирование информации 14 ч. | ||
26 | Азбука Морзе | 2 |
27 | Морская флажковая азбука | 2 |
28-31 | Различные коды | 8 |
32 | Итоговое занятие | 2 |
Всего: 64 |
Библиография:
- Нагибин, Ф.Ф., Канин, Е.С. Математическая шкатулка [Текст]: Пос. для уч-ся.- [Изд. 4-е, перераб. и доп.] .- М.: Просвещение, 1984.- 158с.: ил.
- Олимпиадные задания по математике. 5-8 классы. 500 нестандартных задач для проведения конкурсов и олимпиад: развитие творческой сущности учащихся [Текст] /Автор – сост. Н.В. Заболотнева.- Волгоград: Учитель, 2006.- 99с.
- Онучкова, Л.В. Введение в логику. Логические операции [Текст]: Учеб. пос. для 5 класса.- Киров: ВГГУ, 2004.- 124с.: ил.
- Онучкова, Л.В. Введение в логику. Некоторые методы решения логических задач [Текст]: Учеб. пос. для 5 класса.- Киров: ВГГУ, 2004.- 66с.: ил.
- Фарков, А.В. Готовимся к олимпиадам по математике [Текст]: учеб. – метод. пособие /А.В. Фарков.- М.: Экзамен, 2007.- 157с.
- Фарков, А.В. Математические кружки в школе 5-8 классы [Текст] /А.В. Фарков.- 3-е изд.- М.: Айрис-пресс, 2007.- 144с.- (Школьные олимпиады).
- Фарков, А.В. Математические олимпиады в школе 5-11 классы [Текст] /А.В. Фарков.- 4-е изд.- М.: Айрис-пресс, 2005.- 176с.: ил.- (Школьные олимпиады).
- Интернет ресурсы
~ ~
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий конкурсной программы «Армейский калейдоскоп», посвящённой Дню Защитника Отечества
Общешкольное мероприятие, посвящённое Дню Защитника Отечества...
![](/sites/default/files/pictures/2021/07/28/picture-128110-1627491697.png)
Сценарий игровой программы "Правовой калейдоскоп"
Предлагаю вашему вниманию сценарий интеллектуальной игры, целью проведения которой является формирование правовых знаний учащихся, их правовой культуры. Проведению игры предшествовали многочислен...
![](/sites/default/files/pictures/2021/07/28/picture-128110-1627491697.png)
Сценарий игровой программы "Сказочный калейдоскоп"
Игровая программа «Сказочный калейдоскоп» проводилась в рамках общешкольной Недели сказки среди учащихся 3 – 5 классов. Учащиеся окунулись в атмосферу волшебства и нестандартности произведений этого ж...
Конкурсная программа «Армейский калейдоскоп»
Конкурсы, песни, стихи...
Сценарий игровой программы "Осенний калейдоскоп"
Цель: создание условий для знакомства детей младшего школьного возраста с основами экологических знаний...
![](/sites/default/files/pictures/2019/06/14/picture-7121-1560493590.jpg)
Сценарий игровой танцевальной программы «Танцевальный калейдоскоп»
Цель: подведение итогов пребывания в лагере «Родник» средствами игровой деятельности.Задачи:- способствовать двигательной активности детей; - создание позитивной атмосферы;- развитие внимания, быстрот...
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/31/picture-335522-1472660380.jpg)
Конкурсная программа "Осенний калейдоскоп"
Конкурсная программа разработана в рамках общешкольного праздника "Осенняя карусель" (2013 год). Может быть использована для обучающихся 5-6 классов как самостоятельное мероприятие и как игровой элеме...