Программа кружка "Математический калейдоскоп"
рабочая программа по теме
Программа кружка "Математический калейдоскоп" для учащихся 5 - 8 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_matematicheskiy_kaleydoskop.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Васильевская муниципальная основная общеобразовательная школа
Согласовано Утверждаю
Заместитель директора по УВР Директор школы
__________/Лисенкова В.А./ _________/Федоркина Т.В./
Приказ по школе №_____
От « __» ________ 2013 г
Рабочая программа кружка
«Математический калейдоскоп»
предмет
5 - 9 классы
2013 - 2014 учебный год
Рабочую программу составил учитель математики первой
квалификационной категории
Зуева Светлана Дмитриевна
Пояснительная записка
Слово «математика» в переводе с греческого означает «знание», «наука». Не говорит ли уже это о месте математики среди наук? Непрерывно возрастают роль и значение математики в современной жизни. В настоящее время труд приобретает всё более творческий характер, и к этому надо готовиться за школьной партой. Всё больше специальностей, требующих высокого уровня образования, связано с непосредственным применением математики (экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, биология, психология и др.). Таким образом, расширяется круг школьников, для которых математика становится профессионально значимым предметом. Актуальность кружка по математике возрастает и в связи с введением ЕГЭ в 9 классе.
Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека, способствует эстетическому воспитанию, пониманию красоты и изящества математических рассуждений. Изучение математики развивает воображение, пространственные представления. История развития математического знания даёт возможность пополнить запас историко-научных знаний школьников, сформировать у них представления о математике как части общечеловеческой культуры. Знакомство с основными историческими вехами возникновения и развития математической науки, судьбами великих открытий, именами людей, творивших науку, должно войти в интеллектуальный багаж каждого культурного человека.
«Пик интереса» учащихся к математике приходится на 12 – 13 лет и задача учителя – пробудить его, развить и удержать.
Основная идея кружка по математике – помочь ребятам, интересующимся математикой, поддержать и развить интерес к ней, а ребятам, у которых математика вызывает те или иные затруднения, - помочь понять и полюбить её.
Математический кружок - одна из наиболее действенных и эффективных форм внеклассных занятий. В основе кружковой работы лежит принцип строгой добровольности.
Цель программы:
расширить возможности учащихся в решении задач и тем самым содействовать развитию их мыслительных способностей, а также пополнить интеллектуальный багаж школьников.
Задачи:
- повысить качество образования учащихся;
- способствовать формированию творческого мышления в ходе решения задач;
- развивать логическое мышление;
- развивать у учащихся интерес к математике;
- развивать у детей смекалку;
- развивать у учащихся настойчивость, целеустремлённость;
- расширить кругозор учащихся путём экскурса в прошлое;
- показать широту применения математики в жизни.
Ожидаемые конечные результаты программы:
- устранение негативного отношения к математике;
- повышение оценок по математике в журнале;
- расширение кругозора учащихся;
- повышение математической культуры;
- формирование логического мышления;
- применение математики в жизни.
Основное содержание программы
32 занятия
1занятие = 2 академ. часа
Тема 1: Занимательные задачи (4 ч.)
Математические ребусы
Математические загадки
Тема 2: Олимпиадные задания (16 ч.)
Задачи олимпиады «Олимпус»
Задачи математического конкурса «Кенгуру»
Тема 3: Логические задачи (12 ч.)
Круги Эйлера
Истинностные задачи
Переливание, взвешивание
Тема 4: Задачи на графах (8 ч.)
Простые графы
Маршруты
Деревья. Лес
Тема 5: Из истории математики (10 ч.)
Денежная система русского народа
Индийские старинные задачи
Греческие, китайские старинные задачи.
Гений 18 века – Леонард Эйлер
«Принцесса науки» С. В. Ковалевская
Тема 6: Кодирование информации (14 ч.)
Азбука Морзе
Морская флажковая азбука
Различные коды
Тематический план
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
Занимательные задачи 4 ч. | ||
1 | Вводное занятие. Математические ребусы | 2 |
2 | Математические загадки | 2 |
Олимпиадные задания 16 ч. | ||
3-6 | Задачи олимпиады «Олимпус» | 8 |
7-10 | Задачи конкурса Кенгуру | 8 |
Логические задачи 12 ч. | ||
11 | Задачи: Кто есть кто? | 2 |
12 | Круги Эйлера | 2 |
13 | Истинностные задачи | 2 |
14 | Задачи на переливание | 2 |
15 | Задачи на взвешивание | 2 |
16 | Задачи: Восстанови запись | 2 |
Задачи на графах 8 ч. | ||
17 | Простые графы | 2 |
18 | Маршруты | 2 |
19-20 | Деревья. Лес | 4 |
Из истории математики 10 ч. | ||
21 | Денежная система русского народа | 2 |
22 | Индийские старинные задачи | 2 |
23 | Греческие, китайские старинные задачи | 2 |
24 | Гений 18 века – Леонард Эйлер | 2 |
25 | «Принцесса науки» С. В. Ковалевская | 2 |
Кодирование информации 14 ч. | ||
26 | Азбука Морзе | 2 |
27 | Морская флажковая азбука | 2 |
28-31 | Различные коды | 8 |
32 | Итоговое занятие | 2 |
Всего: 64 |
Библиография:
- Нагибин, Ф.Ф., Канин, Е.С. Математическая шкатулка [Текст]: Пос. для уч-ся.- [Изд. 4-е, перераб. и доп.] .- М.: Просвещение, 1984.- 158с.: ил.
- Олимпиадные задания по математике. 5-8 классы. 500 нестандартных задач для проведения конкурсов и олимпиад: развитие творческой сущности учащихся [Текст] /Автор – сост. Н.В. Заболотнева.- Волгоград: Учитель, 2006.- 99с.
- Онучкова, Л.В. Введение в логику. Логические операции [Текст]: Учеб. пос. для 5 класса.- Киров: ВГГУ, 2004.- 124с.: ил.
- Онучкова, Л.В. Введение в логику. Некоторые методы решения логических задач [Текст]: Учеб. пос. для 5 класса.- Киров: ВГГУ, 2004.- 66с.: ил.
- Фарков, А.В. Готовимся к олимпиадам по математике [Текст]: учеб. – метод. пособие /А.В. Фарков.- М.: Экзамен, 2007.- 157с.
- Фарков, А.В. Математические кружки в школе 5-8 классы [Текст] /А.В. Фарков.- 3-е изд.- М.: Айрис-пресс, 2007.- 144с.- (Школьные олимпиады).
- Фарков, А.В. Математические олимпиады в школе 5-11 классы [Текст] /А.В. Фарков.- 4-е изд.- М.: Айрис-пресс, 2005.- 176с.: ил.- (Школьные олимпиады).
- Интернет ресурсы
~ ~
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий конкурсной программы «Армейский калейдоскоп», посвящённой Дню Защитника Отечества
Общешкольное мероприятие, посвящённое Дню Защитника Отечества...
Сценарий игровой программы "Правовой калейдоскоп"
Предлагаю вашему вниманию сценарий интеллектуальной игры, целью проведения которой является формирование правовых знаний учащихся, их правовой культуры. Проведению игры предшествовали многочислен...
Сценарий игровой программы "Сказочный калейдоскоп"
Игровая программа «Сказочный калейдоскоп» проводилась в рамках общешкольной Недели сказки среди учащихся 3 – 5 классов. Учащиеся окунулись в атмосферу волшебства и нестандартности произведений этого ж...
Конкурсная программа «Армейский калейдоскоп»
Конкурсы, песни, стихи...
Сценарий игровой программы "Осенний калейдоскоп"
Цель: создание условий для знакомства детей младшего школьного возраста с основами экологических знаний...
Сценарий игровой танцевальной программы «Танцевальный калейдоскоп»
Цель: подведение итогов пребывания в лагере «Родник» средствами игровой деятельности.Задачи:- способствовать двигательной активности детей; - создание позитивной атмосферы;- развитие внимания, быстрот...
Конкурсная программа "Осенний калейдоскоп"
Конкурсная программа разработана в рамках общешкольного праздника "Осенняя карусель" (2013 год). Может быть использована для обучающихся 5-6 классов как самостоятельное мероприятие и как игровой элеме...