Учебно-методическое пособие.Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа хореографического коллектива «Калейдоскоп».
учебно-методическое пособие на тему
Цель программы – создание условий, способствующих раскрытию и развитию природных задатков и творческого потенциала ребенка в процессе обучения искусству хореографии.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания
«Центр для детей – сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, № 23 Петроградского района»
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
Педагогическим советом Директор __________Погорелова А.В.
Протокол № ______ «____» ______________ 2014 г.
От «_____»___________2014 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Хореографического коллектива
«Калейдоскоп»
Возраст учащихся 5-9 лет
Срок обучения 3 года
Составитель: Чурилова Н.Ф.
педагог дополнительного
образования
Санкт-Петербург
2014 г.
2. Пояснительная записка
Детский хореографический коллектив – это особая среда, предоставляющая самые широчайшие возможности для развития ребенка: от изначального пробуждения интереса к искусству танца до овладения основами профессионального мастерства.
Хореография как вид искусства обладает скрытыми резервами для развития и воспитания детей. Это синтетический вид искусства, основным средством которого является движение во всем его многообразии. Высочайшей выразительности оно достигает при музыкальном оформлении. Музыка – это опора танца.
Движение и музыка, одновременно влияя на ребенка, формируют его эмоциональную сферу, координацию, музыкальность и артистичность, воздействуют на его двигательный аппарат, развивают слуховую, зрительную, моторную (или мышечную) память, учат благородным манерам. Воспитанник познает многообразие танца: классического, народного, бального, современного и др. Хореография воспитывает коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться цели, формирует эмоциональную культуру общения. Кроме того, она развивает ассоциативное мышление, побуждает к творчеству.
Систематическая работа над музыкальностью, координацией, пространственной ориентацией помогает детям понять себя, лучше воспринимать окружающую действительность, свободно и активно использовать свои знания и умения не только на занятиях танцем, но и в повседневной жизни.
Танцевальное искусство обладает огромной силой в воспитании творческой, всесторонне развитой личности. Занятия хореографией приобщают ребенка к миру прекрасного, воспитывают художественный вкус. Соприкосновение с танцем учит детей слушать, воспринимать, оценивать и любить музыку. Хореографические занятия совершенствуют детей физически, укрепляют их здоровье. Они способствуют правильному развитию костно-мышечного аппарата, избавлению от физических недостатков, максимально исправляют нарушения осанки, формируют красивую фигуру. Эти занятия хорошо снимают напряжение, активизируют внимание, усиливают эмоциональную реакцию и, в целом, повышают жизненный тонус учащегося. В танце находит выражение жизнерадостность и активность ребенка, развивается его творческая фантазия, творческие способности: воспитанник учится сам создавать пластический образ. Выступления перед зрителями являются главным воспитательным средством: переживание успеха приносит ребенку моральное удовлетворение, создаются условия для реализации творческого потенциала, воспитываются чувство ответственности, дружбы, товарищества. Поэтому главная задача педагога – помочь детям проникнуть в мир музыки и танца, а не подготовить их к профессиональной сцене.
Данная образовательная программа по хореографии (без специального отбора учащихся, в отличие от специализированных учреждений) рассчитана на 3 года и предполагает проведение занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Содержание программы распределено таким образом, что в каждом учебном году воспитанники овладевают определенным минимумом хореографических знаний, умений, и навыков и решают определенные задачи для достижения основной цели.
Цель программы – создание условий, способствующих раскрытию и развитию природных задатков и творческого потенциала ребенка в процессе обучения искусству хореографии.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Образовательные
- обучение азбуке классического, народного танца;
- обучение выразительности исполнения,
- расширение кругозора в области музыкальной культуры
Развивающие
- развитие координации движений, силы, выносливости,
укрепление костно-мышечного аппарата воспитанников;
- формировать художественно-образное восприятие и мышление;
- формирование интереса к хореографическому искусству, через раскрытие его многообразия и красоты;
- развитие у обучающихся умений передавать содержание музыки через движение;
Воспитательные
- воспитывать художественный вкус и эмоциональную отзывчивость.
- воспитание целеустремленности, трудолюбия, ответственности, позитивного отношения к жизни.
Для достижения цели образовательной программы необходимо опираться на следующие основные принципы:
∙ постепенность в развитии природных способностей детей;
∙ строгая последовательность в овладении лексикой и техническими приемами;
∙ систематичность и регулярность занятий;
∙ целенаправленность учебного процесса.
Программа состоит из отдельных тематических блоков, но в связи со спецификой обучения в хореографическом коллективе, границы их сглаживаются. На одном и том же занятии происходит изучение элементов классического танца (одновременно выполняются задачи физического и музыкального развития) и изучаются движения танца. В программу каждого учебного года вводится теоретический материал, соответствующий содержанию основных разделов:
∙ «Введение» – дети знакомятся с хореографией как видом искусства, с правилами поведения в танцевальном классе и формой одежды.
∙ «Ритмика» – воспитанники включаются коллективно-порядковые и ритмические упражнения, имеющие целью музыкально-ритмическое развитие детей.
∙ «Азбука классического танца» – знакомит с азами классического танца.
∙ «Танцевальные этюды» – способствуют развитию танцевальности, эмоциональности.
∙ «Постановка» – знакомство с композицией танца.
Работа с учащимися и создание для них наиболее благоприятных условий развития может осуществляться разными путями с использованием различных методов и приемов, выбор которых связан с интересами и особенностями самого педагога и его мастерством.
Содержание программы выстроено по кольцеобразной схеме, по годам обучения, взаимосвязанным между собой: в последующем году совершенствуются знания, умения и навыки предыдущего.
В коллектив принимаются все дети, желающие заниматься без ограничения. Необходимо также заключение врача об отсутствии противопоказаний к занятиям.
Программа рассчитана на 3 года обучения, для детей с 5-9 лет. Занятия проводятся для первого и второго года обучения 2 раза в неделю по 1 часу - 72 часа в год, третий год 2 раза в неделю по 2 часа – 144 часа в год.
Решение задач, выдвигаемых данной программой, требует особого подхода к каждой группе детей: психология и физиология 5-летнего ребенка отличается от возможностей 8-9-летнего школьника; различаются также физические способности учащихся, танцевавших ранее и не имевших хореографической подготовки. Поэтому программой предусмотрены следующие формы занятий: групповые, подгрупповые, индивидуальные, репетиционные.
Формой подведения итогов являются выступления на праздничных мероприятиях детского дома, полученные знания обучающиеся демонстрируют на открытых занятиях.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
В соответствии с поставленными целями и задачами образовательной программы хореографической студии после освоения содержания программы ожидаются следующие результаты.
В конце первого года обучающийся должен знать:
- требования к внешнему виду на занятиях;
- характер музыки;
- хореографические названия изученных элементов.
Уметь:
- воспроизводить заданный ритмический рисунок хлопками;
- владеть корпусом во время исполнения движений;
- ориентироваться в пространстве;
- координировать свои движения;
- исполнять хореографический этюд в группе;
- корректировать свою деятельность в соответствии с заданиями и замечаниями педагога;
- контролировать собственное исполнение, согласовывая его с коллективным;
- анализировать музыкальный материал;
- самостоятельно выполнять изученные элементы классического танца;
- владеть исполнительским мастерством сценического танца.
В конце второго года обучающийся должен знать:
- термины азбуки классического танца.
Уметь:
- грамотно исполнять элементы классического танца;
- работать над выразительностью исполнения танцевального репертуара.
В конце третьего года обучающийся должен знать:
- названия новых классических хореографических элементов и связок.
Уметь:
- выполнять движения и комбинации в ускоренном темпе;
- согласовывать движения корпуса, рук, ног при переходе из позы в позу;
- знать и выполнять правила сценической этики.
Контроль знаний и умений учащихся проводится на итоговых занятиях и на концертах в течение учебного года.
3. Учебно-тематический план первого года обучения
№ | наименование разделов | теория | практика | Общее количество часов |
1 | Вводное занятие | 2 | - | 2 |
2 | Пластические этюды | 2 | 6 | 8 |
3 | Ритмические упражнения | 3 | 10 | 13 |
4 | Партерный экзерсис | 2 | 10 | 12 |
5 | Развивающие игры | 2 | 6 | 8 |
6 | Танцевальная разминка | 2 | 10 | 12 |
7 | Постановка и репетиция номеров | 3 | 10 | 13 |
8 | Мероприятия воспитательно-познавательного характера | 1 | 3 | 4 |
итого | 17 ч. | 55ч. | 72ч. |
4. Содержание первого года обучения
В самом начале обучения большое внимание уделяется развитию чувства ритма, координации и правильной постановке корпуса, укреплению мышц спины, ног и живота, так как многие дети ослаблены и имеют искривление позвоночника. Занятия строятся таким образом, чтобы танцевальные упражнения, требующие определенных физических усилий и концентрации внимания, чередовались с пластическими игровыми этюдами. Игра снимает напряжение, вызывает положительную эмоциональную реакцию и длительный интерес к делу. Детям свойственно познавать мир через игру. Имитируя движения некоторых животных, растений и птиц, дети постигают искусство танца.
1. Вводное занятие
На первом, вводном, занятии происходит знакомство с детьми .. Озвучиваются цели и задачи хореографии. Обсуждается вопрос о форме одежды на уроке. Уточняются особенности посещения занятий по хореографии.
- Пластические этюды
Чтобы процесс восприятия танцевальных комбинаций проходил у детей эффективно, им предлагается изобразить, используя пластику рук, ног и корпуса, каких-либо животных, птиц, растений. Продемонстрировав пластический этюд, например, на тему «Кошечки», ребенку в дальнейшем уже легче будет воспроизвести танцевальные движения, схожие с данной пластикой. А педагог, проанализировав увиденное, сможет дать наиболее комфортные движения для восприятия и запоминания у детей.
- Ритмические упражнения
В этом разделе отрабатывается связь движения и музыки. Отрабатываются ритмические движения во взаимодействии с характером, темпом, образом музыки. Ритмические упражнения включают в себя хлопки и «топотушки»: отдельно хлопки в ладоши под ритмичную музыку 4/4, отдельно отбивание ритма ногами 4/4, соединение рук и ног в отбивании ритма 4/4, чередование рук 2/4 и ног 2/4; шаги на месте с ударами о пол всей стопой, шаги с ударами в продвижении вперед, назад, в сторону.
- Партерный экзерсис
Упражнения на полу – par terre – в самом начале обучения это упражнения, имитирующие движения кошек, собак, птиц, черепах и т.д. Такие упражнения укрепляют мышцы спины, живота, ног, свод стопы, развивают гибкость ребенка и вносят элемент игры, на что дети с большой радостью откликаются.
Упражнения, развивающие музыкальные чувство:
- Марш «танцевальный шаг» (исполняется со сменой размеров и темпов).
- Шаг на полупальцах с высоким подъемом колена.
- Бег на полупальцах с высоким подъемом колена вперед, подскоки.
- Повороты головы, наклоны головы.
- Наклоны корпуса вперед, назад и в сторону.
- Постановка корпуса.
- Основные положения ног.
- Основные положения рук.
- Прыжки (на двух ногах, на одной ноге, с поворотом).
- Построения и перестроения в соответствии со структурой музыкальных произведений.
- Упражнения для развития силы мышц и подвижности суставов, выворотности ног; исполняются в положении сидя, лежа на спине и на животе.
- Растяжки на полу.
- Упражнения для гибкости спины.
- Развивающие игры
Развивающие игры – это комплекс разнообразных игр, направленных на развитие внимания, памяти, слуха, ритма, выносливости и силы, актерских данных. Например, игра «Потерянный счет». Сперва, вместе с педагогом, дети хлопают на каждую сильную долю и считают до четырех. Затем, педагог просит «прохлопать музыку» самостоятельно. После педагог говорит, что, например, счет «три» потерялся. Это значит: дети продолжают хлопать на каждую сильную долю, но пропускают счет «три».
- Танцевальная разминка
Любой урок начинается с танцевальной разминки, которая помогает детям настроится на работу. Заходя в класс танцевальным шагом, ученики перестают разговаривать, баловаться и шалить, и с первых минут урока готовы внимательно слушать педагога. В танцевальную разминку входит танцевальный шаг, шаг на полупальцах, бег, а впоследствии галоп и подскоки. Также сюда входят танцевальные этюды:
- «На птичьем дворе» (ход на полупальцах, махи руками) для развития образного мышления.
- «Веселые лошадки» – бег с подъемом коленей.
Партерный экзерсис – соединение элементов.
- «Снежинки» – импровизация.
- «Голуби» – этюд на построение и перестроение.
- Постановка и репетиции номера
Включает в себя:
∙ знакомство с музыкальным материалом постановки;
∙ изучение танцевальных движений;
∙ соединение движений в танцевальные композиции;
∙ разводка танцевальных комбинаций в рисунках, переходах, образах.
∙ отработка элементов;
∙ работа над музыкальностью;
∙ развитие пластичности;
∙ синхронность в исполнении;
∙ работа над техникой танца;
∙ отработка четкости и чистоты рисунков, построений и перестроений;
∙ выразительность и эмоциональность исполнения.
Используя выученные детьми танцевальные комбинации, выстраивается концертный номер, который отражает сюжет и идейную задумку. После чего данный номер репетируется каждый урок: «отрабатываются» наиболее сложные моменты.
- Мероприятия воспитательно-познавательного характера
Безусловно, ни одно праздничное мероприятие не обходится без танцевальных номеров. Выученные танцы дети демонстрируют перед своими сверстниками, воспитателями и гостями детского дома.
Учебно-тематический план второго года обучения.
№ | наименование разделов | теория | практика | Общее количество часов |
1 | Вводное занятие | 2 | - | 2 |
2 | Пластические этюды | 2 | 6 | 6 |
3 | Ритмические упражнения | 3 | 10 | 12 |
4 | Партерный экзерсис | 2 | 10 | 13 |
5 | Развивающие игры | 2 | 6 | 8 |
6 | Танцевальная разминка | 2 | 10 | 12 |
7 | Постановка и репетиция номеров | 3 | 10 | 13 |
8 | Мероприятия воспитательно-познавательного характера | 1 | 3 | 4 |
итого | 17 ч. | 55 ч. | 72 ч. |
Содержание второго года обучения
1. Вводное занятие
На вводном занятии говорится детям о том, что они уже перешли на следующую ступень в своих знаниях, что обучение предполагает более вдумчивую и серьезную работу. Повторяются знания, приобретенные в прошлом году: танцевальные термины, позиции рук и ног и др. в устной форме. Задачи этого года обучения. Перспективы и требования. Расписание занятий. Комплектование группы. Обсуждение и решение проблем: подготовка костюмов.
- Пластические этюды
Продолжение изучения танцевальных комбинаций. Через образы животных, птиц, растений развиваем пластику рук, ног и корпуса. Продемонстрировав пластический этюд, например, на тему «Кошечки», ребенку в дальнейшем уже легче будет воспроизвести танцевальные движения, схожие с данной пластикой. А педагог, проанализировав увиденное, сможет дать наиболее комфортные движения для восприятия и запоминания у детей.
- Ритмические упражнения
В этом разделе отрабатывается связь движения и музыки. Отрабатываются ритмические движения во взаимодействии с характером, темпом, образом музыки. Ритмические упражнения включают в себя хлопки и «топотушки»: отдельно хлопки в ладоши под ритмичную музыку 4/4, отдельно отбивание ритма ногами 4/4, соединение рук и ног в отбивании ритма 4/4, чередование рук 2/4 и ног 2/4; шаги на месте с ударами о пол всей стопой, шаги с ударами в продвижении вперед, назад, в сторону.
- Партерный экзерсис
Упражнения на полу – par terre – в самом начале обучения это упражнения, имитирующие движения кошек, собак, птиц, черепах и т.д. Такие упражнения укрепляют мышцы спины, живота, ног, свод стопы, развивают гибкость ребенка и вносят элемент игры, на что дети с большой радостью откликаются.
Упражнения, развивающие музыкальные чувство:
- Марш «танцевальный шаг» (исполняется со сменой размеров и темпов).
- Шаг на полупальцах с высоким подъемом колена.
- Бег на полупальцах с высоким подъемом колена вперед, подскоки.
- Повороты головы, наклоны головы.
- Наклоны корпуса вперед, назад и в сторону.
- Постановка корпуса.
- Основные положения ног.
- Основные положения рук.
- Прыжки (на двух ногах, на одной ноге, с поворотом).
- Построения и перестроения в соответствии со структурой музыкальных произведений.
- Упражнения для развития силы мышц и подвижности суставов, выворотности ног; исполняются в положении сидя, лежа на спине и на животе.
- Растяжки на полу.
- Упражнения для гибкости спины.
- Развивающие игры
Развивающие игры – это комплекс разнообразных игр, направленных на развитие внимания, памяти, слуха, ритма, выносливости и силы, актерских данных. Например, игра «Потерянный счет». Сперва, вместе с педагогом, дети хлопают на каждую сильную долю и считают до четырех. Затем, педагог просит «прохлопать музыку» самостоятельно. После педагог говорит, что, например, счет «три» потерялся. Это значит: дети продолжают хлопать на каждую сильную долю, но пропускают счет «три».
- Танцевальная разминка
Любой урок начинается с танцевальной разминки, которая помогает детям настроится на работу. Заходя в класс танцевальным шагом, ученики перестают разговаривать, баловаться и шалить, и с первых минут урока готовы внимательно слушать педагога. В танцевальную разминку входит танцевальный шаг, шаг на полупальцах, бег, а впоследствии галоп и подскоки. Также сюда входят танцевальные этюды:
- «На птичьем дворе» (ход на полупальцах, махи руками) для развития образного мышления.
- «Веселые лошадки» – бег с подъемом коленей.
Партерный экзерсис – соединение элементов.
- «Снежинки» – импровизация.
- «Голуби» – этюд на построение и перестроен.
- Вариации с включением изученных элементов.
- Постановка и репетиции номера
Включает в себя:
∙ знакомство с музыкальным материалом постановки;
∙ изучение танцевальных движений;
∙ соединение движений в танцевальные композиции;
∙ разводка танцевальных комбинаций в рисунках, переходах, образах.
∙ отработка элементов;
∙ работа над музыкальностью;
∙ развитие пластичности;
∙ синхронность в исполнении;
∙ работа над техникой танца;
∙ отработка четкости и чистоты рисунков, построений и перестроений;
∙ выразительность и эмоциональность исполнения.
Используя выученные детьми танцевальные комбинации, выстраивается концертный номер, который отражает сюжет и идейную задумку. После чего данный номер репетируется каждый урок: «отрабатываются» наиболее сложные моменты.
- Мероприятия воспитательно-познавательного характера
Безусловно, ни одно праздничное мероприятие не обходится без танцевальных номеров. Выученные танцы дети демонстрируют перед своими сверстниками, воспитателями и гостями детского дома.
Учебно-тематический план третьего года обучения.
№ | Наименование разделов | теория | практика | Общее количество часов |
1 | Вводное занятие | 2 | - | 2 |
2 | Повторение основных танцевальных положений | 6 | 14 | 20 |
3 | Отработка танцевальных вариаций и готовых концертных номеров | 4 | 22 | 26 |
4 | Классический экзерсис | 4 | 12 | 16 |
5 | Развивающие игры | 4 | 14 | 18 |
6 | Танцевальная разминка | 4 | 20 | 24 |
7 | Основы русского танца | 2 | 8 | 10 |
8 | Диагональ | 2 | 8 | 10 |
9 | Постановка и репетиции номера | 2 | 8 | 10 |
10 | Мероприятия воспитательно-познавательного характера | 2 | 6 | 8 |
итого | 32 | 112 | 144 |
Содержание третьего года обучения
1. Вводное занятие
Вводное занятие проходит в форме беседы, во время которой следует поинтересоваться, как дети провели свои каникулы, появились ли у них новые интересы и увлечения, какие моменты из «танцевальной жизни» им запомнились наиболее ярко и др. Беседа с учащимися ведется с целью понять, что детей интересует на данном этапе их развития, чтобы, впоследствии, поставить номера, наиболее близкие по духу, задумке и сюжету к их собственным интересам и переживаниям.
2. Повторение основных танцевальных положений
С первых занятий после каникул дети усиленно повторяют все то, что они изучили в прошлый год обучения. Выученный материал подкрепляется новыми теоретическими знаниями, которые применяются на практике как более сознательная работа над телом во время исполнения движений.
3. Отработка танцевальных вариаций и готовых концертных номеров
Так как к третьему году обучения танцевальных номеров может быть несколько, требуется больше времени на отработку танцевальных комбинаций каждого номера в отдельности. Также можно постепенно добавлять более сложные элементы в уже выученные комбинации.
- Классический экзерсис
Классический экзерсис включает в себя plie, battement tendu, jete, releve, Passe par terre,Rond de jambe par terre. Окончание классического экзерсиса – трамплинные прыжки.
- Развивающие игры
Игровая часть урока во второй и третий год обучения со временем сводится до минимума и носит уже расслабляющий и отвлекающий характер. Чаще всего используются игры на развитие эмоциональной сферы и актерских данных. Например, игра «Эмоции». Дети бегают хаотично по залу. Когда педагог произносит слово, означающую ту или иную эмоцию, дети быстро возвращаются на свое место, изображая на лице данную эмоцию. Кто последний прибегает на свое место, тот выбывает из игры.
- Танцевальная разминка
Танцевальная разминка представляет собой: танцевальный шаг, шаги на полупальцах, шаги на пяточках, на внутреннем и внешнем ребрах стопы, переменный шаг, бег с доставанием пяточек до ягодиц, бег с высоко поднятыми коленками (до груди), бег с вытянутыми ногами вперед, галоп, подскоки, ходьба «гуськом». С танцевальной разминки начинается урок, а после её окончания дети исполняют поклон, поприветствовав таким образом педагога.
- Основы русского танца
Когда уже сформирована небольшая танцевальная база, дети знакомятся с основами русского танца: 4 вида battement tendu, выстукивания, веревочка, притопы, русские ходы, положения рук.
- Диагональ
На уроке главной задачей является выработка силы и выносливости, поэтому в диагональ включаются: джазовый слайд, различные прыжки, растяжки, комбинации вращений с джазовым шагом, pas de burre. Выстраивание на основе этих движений небольших вариаций.
- Постановка и репетиции номера
Используя выученные детьми танцевальные комбинации, педагог выстраивает концертный номер, который отражает сюжет и идейную задумку. После чего данный номер репетируется каждый урок: «отрабатываются» наиболее сложные моменты. Также на занятиях отрабатываются танцевальные комбинации ранее поставленного на этих детей номера, который они выучили в прошлом году обучения. Данный номер репетируется наряду с новыми постановками.
- Мероприятия воспитательно-познавательного характера
Концертные выступления являются неотъемлемой частью работы детей и родителей в течение года. С «готовыми» номерами дети выступают на праздниках детского дома, а также могут принять участие в районных и городских фестивалях и конкурсах.
5. Методическое обеспечение программы
Специфика обучения хореографии связана с систематической физической и психологической нагрузкой. Детям необходимо осмысливать указания педагога, слушать музыку, запоминать предложенный текст, отрабатывать различные движения. Преодолеть трудности помогает осуществление индивидуального подхода при одинаковых заданиях для всех. При этом учитывается тип личности, уровень подготовки ребенка, его умение сосредоточиться на разных аспектах задания.
Для обучения танцам детей младшего школьного возраста необходимо использовать игровой принцип. «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии, творчества», – писал Сухомлинский. Речь идет не о применении игры как средства разрядки и отдыха, а о необходимости пронизать занятие игровым началом, сделать игру его органическим компонентом.
Игра должна быть средством достижения намеченной педагогической цели, требовать для своего осуществления волевых усилий, упорного труда. Тогда игра будет способом обучения воспитанника умению трудиться, и при этом даже рутинная, скучная для детей работа покажется интересной.
Следующий важный принцип работы на первых этапах обучения – принцип многократного повторения изучаемых движений в максимальном количестве всевозможных сочетаний. Длительное изучение и проработка небольшого количества движений дает возможность прочного их усвоения, что послужит фундаментом дальнейшего образовательного процесса.
Из всего многообразия средств обучения классический танец отличается тем, что является фундаментом всей хореографической подготовки и основой высокой исполнительской культуры. Поэтому классический экзерсис, после изучения основных его элементов, рекомендуется использовать в качестве тренажа на репетициях коллектива. Для того чтобы облегчить воспитанникам усвоение тем образовательной программы, занятие делится на три части: подготовительную, основную и заключительную.
Подготовительная часть – включает построение воспитанников на середине зала и настрой на занятие (взаимные приветствия детей и педагога), маршировку, бег и вспомогательные корригирующие упражнения на полу для подготовки мышц, суставов и связок к нагрузке.
Основная часть – постановка корпуса, ног, рук и головы для формирования балетной осанки, выработка выворотности ног в упражнениях у станка и на середине зала, развитие гибкости, отработка шага, прыжка, развитие силы и выносливости.
Заключительная часть – включает, в основном, движения для развития танцевально-ритмической координации и выразительности. Они также направлены на то, чтобы снять нервное и физическое напряжение, поднять эмоциональный тонус у детей. В этой части разучиваются и повторяются музыкальные этюды, композиции.
Ведущими методами обучения детей хореографическому искусству являются:
∙ наглядная демонстрация формируемых навыков (практический показ);
∙ объяснение методики исполнения движения;
∙ демонстрация иллюстраций (наглядные пособия, видеоматериал).
Таким образом, основные методы, применяемые при обучении:
∙ качественный показ;
∙ словесное (образное) объяснение;
∙ сравнение;
∙ контраст;
∙ повторение.
Ребенок должен знать хореографическую терминологию, пользоваться ею на занятии. Использование точной, грамотной терминологии позволит постепенно отойти от практического показа, разовьет внимательность воспитанников и их способность воспринимать словесную информацию.
С первых занятий важна работа над культурой движения. Каждое движение имеет начало и окончание, амплитуду, характер. Оно должно исполняться в такт музыке.
Одним из самых слабых мест в исполнительской практике является невыразительность лица, поэтому с первого занятия нужно обращать внимание детей на активность мышц лица, играть с ними в «маски» (грустная, веселая, сердитая).
Особое внимание уделяется музыкальному оформлению занятия. Оно должно быть разнообразным и качественным. Музыка подбирается к каждой части занятия, определяется ее структура, темп, ритмический рисунок, характер.
В разделы «Танцевальные этюды», «Танцевальные композиции» включены современные мелодии для стимуляции эмоциональной и актерской выразительности воспитанников.
6. Список литературы
1. Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца. – Л.: Искусство, 1983.
2. Бриске Э. Ритмика и танец. Ч. I,II. – Челябинск: ЧГИК, 1993.
3. Буданова Г.П. Материалы по определению качества обучения в дополнительном образовании. – М., 1999.
4. Головкина С.Н. Уроки классического танца в старших классах. – М., 1989.
5. Гюнтер Х. Джазовый танец. История, теория, практика. – Берлин, 1982.
6. Захаров Р. Записки балетмейстера. – М., 1976.
7. Классический танец: Методическая разработка для преподавателей школ искусств. – М., 1988.
8. Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1989.
9. Костровицкая В. Писарев А. Школа классического танца. – Л.: Искусство, 1968.
10. Тарасов Н. Классический танец. – М.: Искусство, 1971.
11. История танца. ( Серия «ДЭ». – М.: АиФ, 1997г.
12. Котельникова Е.Г. Биомеханика хореографических упражнений. Ленинград, 1980г.
13. Лукьянова Е. Дыхание и хореография. М.* Искусство, 1
14 Белова Е. « Ракурсы танца», «Искусство», 1991г.
15 .Богаткова Л.Н. И мы танцуем, «Детская литература». – М., 1965.
16.Богданов Г.Ф. «Самобытность русского танца», Москва. МГУК. 2003г
17.История русского танца. / Под ред. Аленковской А.А. - М.: Просвещение, 1995. - 368с.
18.Пуртова Т.В. Беликова А. Н. Кветная О. В. «Учите детей танцевать», Век информации. Москва 2009г.
18.Тимофеев П.Т. « Хопёр: история, быт, культура», Калининград,1998г.
19.Телегин А.А Танцуем джайв, рок-н-ролл, чечетку. Самоучитель модных танцев. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004.
20.http://horeograf.3dn.ru/publ/3-1-0-2
Список литературы, рекомендованный для детей:
- Ноэль Стритфилд . «Балетные туфельки», Глобулус, Издательство НЦ ЭНАС, 2004.
- Журнал. «Танцевальный клондайк»
- Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький принц». — Москва, КАРО, 2008 г.- 128 с.
- Шарль Перро. – «Золушка», - http://8mz.ru/10173-sharl-perro-zolushka/
- http://www.ortodance.ru/
- http://www.russianballet.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методический комплекс к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам
На данной странице представлен учебно-методический комплекс к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программем &q...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Математический калейдоскоп»
Данная программа рассчитана на учащихся, имеющих более или менее устойчивый интерес к математике, имеющим внутренний мотив к внеурочным занятиям математикой. Интерес и склонность учащегося к математик...
Учебно – методический комплекс к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Рукопашный бой»
Рукопашный бой, с одной стороны, является видом спорта, который с каждым годом завоевывает все большую популярность в нашей стране, странах ближнего зарубежья, Франции, Монголии, Румынии и т.д. С друг...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Спортивный калейдоскоп"
Здоровые люди - залог развития цивилизованного общества в будущем. От того, как мы строим жизнь детям и как они проводят своё время сейчас - зависит их здоровье. Именно проблемы здоровья (физического ...
Рецензия на учебно-методический комплект по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Наследие"
Учебно - методический комплекс представленный к рецензированию содержит дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу и учебное пособие по обучению обучающихся в технике квиллинг. Прогр...
Рецензия на учебно-методический комплект по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Наследие"
Рецензия на учебно-методический комплекс по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Наследие" С.Р. Намжилова, старшего преподавателя кафедры естественно-математических ...
Программа дополнительного образования «Общеобразовательная общеразвивающая программа «Спортивный калейдоскоп».
Программа актуальна, так как ее реализация восполняет недостаток двигательной активности, имеющийся у обучающихся в связи с высокой учебной нагрузкой, что благотворно воздействует на все системы...