Конспект урока "Непредельные кислоты"
план-конспект урока по химии (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Носачева Наталья Владимировна,
учитель химии высшей категории МБОУ СОШ №1.
Тема: Непредельные карбоновые кислоты.
Класс:11 класс.
Цель:
- Научить устанавливать влияние двойной связи на химические свойства карбоновых кислот.
- Определять области применения непредельных карбоновых кислот и их производных.
- Разобрать влияние геометрической изомерии на физические свойства непредельных кислот.
- Развивать познавательные процессы.
- Способствовать развитию и совершенствованию практических навыков при соблюдении правил ТБ.
- Воспитывать общую культуру.
Оборудование:
- опорная инструкция
- штатив с пробирками
- реактивы: аминовая кислота (водно – спиртовой раствор), бромная вода, раствор перманганата калия.
Ход урока:
- Оргмомент урока.
- Сообщение темы и целей урока, обозначение этапов урока.
Здравствуйте, ребята!
Сегодня мы с вами рассмотрим влияние двойной связи на химические свойства КК. Установим влияние геометрической изомерии на физические свойства олеиновая кислоты, на опыте проверим непредельность олеиновой кислоты. Реакции с участием карбоксильной группы – характерны для всех карбоновых кислот, поэтому сегодня мы не будем заострять на них внимание.
- Актуализация знаний (работа с тестами)
А-1. Какой общей формуле соответствует вещество СН2=СН – СН3?
1. СnH2n; 2. СnH2n -2; 3. СnH2n-6; 4. СnH2n+2.
А-2. Какие из перечисленных соединений обесцвечивают бромную воду?
1. СН ≡ С – СН3; 2. СН2 = СН – СН3; 3. СН3 – СН – СН3;
|
CH3
4. СН3 – СН = СН – СН2ОН
А –3.Какие вещества образуются в результате следующего превращения:
СН3СООН + Cl2 свет
1. HCl ; 2. CH2Cl – COOH ; 3. CH3 – COCl; 4. HOCl.
На доске 2 ученика выполняют индивидуальные задания: составить уравнение по схеме превращения:
1. C2H2 CH3COOH C4H10
C2H4
2. CO HCOONa HCOOH HCOOH3
- Изучение новой темы.
Сегодня мы познакомимся с кислотами, которые имеют двойную связь в УВ радикале. Обращаемся к опорной инструкции, разбираем общую формулу и типичных представителей.
Подробнее остановимся на олеиновой кислоте, т.к. она входит в состав жидких жиров.
Демонстрируем учащимся олеиновую кислоту и сразу готовим водно – спиртовой раствор(2-3 капли олеиновой кислоты растворяем в 1мл спирта, а затем разбавляем водой). Анализируем, в каких растворителях может растворяться ОК.
Затем переходим к типам изомерии непредельных кислот: изомерия цепи, изомерия положения двойной связи, геометрическая изомерия.
Для олеиновой кислоты важна геометрическая изомерия.
Н – С – (СН2)7 – СН3 Н – С – (СН2)7 – СН3
|| + HNO2 ||
H – C – (CH2)7 – COOH HOOC – (CH2)7 - C - H
Цис – олеиновая кислота транс – олеиновая кислота
Маслообразная жидкость твердое вещество
Как мы видим, геометрические изомеры отличаются друг от друга по свойствам. Составим формулы цис – и транс – изомеров для кротоновой кислоты СН3 – СН = СН – СООН, отметим, почему для неё возможна геометрическая изомерия.
Н Н Н СООН
С=С С= С
СН3 СООН СН3 Н
Цис- Бутен – 2 – овая кислота транс – Бутен – 2 – овая кислота
Продолжим изучение свойств олеиновой кислоты (ОК). она обладает свойствами не только кислот, но и непредельных соединений. Рассматриваем схему №1 из инструкции. Прогнозируем возможные химические свойства ОК. проведем лабораторный опыт №1. в результате бромная вода обесцвечивается, что указывает на наличие в молекуле ОК двойной связи. Так как непредельные УВ легко окисляются раствором перманганата калия, проверим, может ли окисляться ОК. Проводим лабораторный опыт №2. Убеждаемся, что ОК вступает в реакции характерные для непредельных УВ.
- Закрепление.
Напишем уравнение реакций, которые характерны для непредельных карбоновых кислот по схеме №2. В заключение прогнозируем с помощью каких реакций можно определить в какой пробирке непредельная, а в какой предельная кислота.
- Подведение итогов урока. Домашнее задание.
Опорная инструкция к теме: «Непредельные карбоновые кислоты».
О КАРБОнил
R – CH = CH – CH2 – C КАРБОКСИЛ
ОН гидро КСИЛ
ен
общая формула: CnH2n-1 COOH
CH2 = CH – COOH – акриловая кислота
СН2 = С – СООН – метакриловая кислота
|
CН3
СН3 – (СН2)7 – СН = СН – (СН2)7 – СООН – олеиновая кислота.
СН3 – (СН2)4 – СН = СН - СН2 – СН = СН - (СН2)7 - СООН (цис – цис – октадекадиен 9, 12 – овая кислота).
СН3СН2 – СН = СН – СН2 – СН = СН – СН2 – СН = СН – (СН2)7СООН – линоленовая кислота.
Схема №1.
Присоединение Н2, Br2,
по месту двойной связи.
Кислотные свойства
(замещение Н+ в гидроксиле) С17Н33СООН
олеиновая кислота.
Замещение ОН группы
Полимеризация,
окисление по месту двойной связи.
Лабораторный опыт №1. Взаимодействие олеиновой кислоты с бромной водой.
Br2 (вода) Цвет? В пробирку внести 5 капель водно –
спиртового раствора ОК. Добавить
2 капли бромной воды.
Что наблюдали?
?
Раствор
олеиновой
кислоты
СН3 – (СН2)7 – СН = СН – (СН2)7 – СООН + Br2 _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
Назовите продукт реакции.
- Акриловая кислота тоже обесцвечивает бромную воду. Напишите уравнение реакции.
СН2 = СН – СООН + Br2 _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
Вывод: Эта реакция подтверждает наличие в олеиновой кислоте _ _ _ _ .
Лабораторный опыт№2. Окисление олеиновой кислоты перманганатом калия.
В пробирку внесите 5 капель водно – спиртового раствора ОК и добавьте 2 капли раствора перманганата калия.
Что наблюдали?
СН3 – (СН2)7 – СН = СН – (СН2)7 – СООН + О + Н2О _ _ _ _ _ _
- Закончите уравнение реакции по схеме:
CH2 = CH – COOH + СН3ОН
СН2 = С – СООН + Н2
|
CН3
С17Н33СООН + NaOH
С17Н31СООН + Na2CO3
СН2 = С– СООН + Br2
|
CН3
Дайте названия всем веществам.
- Как с помощью характерных реакций определить вещества:
1-я пробирка – олеиновая кислота (водно – спиртовой раствор)
2-я пробирка – уксусная кислота.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Кислоты" 8 класс
Разработка урока по теме с использованием ЭОР....
Конспект урока кислоты
обобщающий урок с презентацией по теме Кислоты...
Конспект урока Кислоты 11 класс
Конспект урока в 11 классе по теме кислоты (программа Габриеляна)...
конспект урока "Кислоты"
разработка подробного конспекта урока по химии для 8 класса...
Конспект урока "Кислоты"
Конспект урока и презентация "Кислоты"...
Конспект урока "Кислоты".
Урок в 8 классе по теме "Кислоты" по программе Габриеляна О.С....
Конспект урока "Кислоты" - 8 класс
Данный урок проводится в разделе классы неорганических веществ. Является звеном в познании места кислот в разнообразии неорганических веществ. Подготавливает учащихся к пониманию генетической св...