Технологическая карта урока "Виды химической связи" 11 класс (профиль)
план-конспект урока по химии (11 класс) на тему
Технологичсекая карта составлена для изучения программного материала по типам связи в профильном классе, с применением групповой формы работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teoriya_vidy_svyazi.doc | 105.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Учитель высшей категории Леонтьева Валентина Ивановна п.г.т. Суходол
Предмет: химия
Класс: 11 профильный
Учебник: О.С.Габриелян Химия 11 класс
Дополнительный учебник: А.С.Егоров Репетитор по химии Ростов-на-Дону из-во Феникс 2012г.
Интерактивный мультимедиа учебник «Неорганическая химия», авторы Г.И. Дерябина, Г.В. Кантария
Тема 1-2 урока: Виды химической связи, типы кристаллических решеток, свойства веществ.
Ход урока
Цель урока: Формировать научное мировоззрение о типах химической связи и их влияния на свойства веществ.
Педагогические задачи урока:
Познавательные:
- получить фактологические знания по теме и уметь применять теоретические знания в практической деятельности данного и других предметов;
- овладеть навыками научного объяснения физического и химического смысла связей, возникающих в веществах;
- анализировать и находить отличительные особенности среди видов связи для правильного прогнозирования свойств веществ;
- уметь составлять схемы образования связи.
Воспитательные:
- формирование мировоззрения и творческой мысли через работу в коллективе.
Развивающие:
- развитие интеллекта и эмоциональной сферы (определение причинно-следственных связей; рассуждения, выводы);
- формирование воли (выполнение задания до логического завершения);
- активизация продуктивного мышления;
- формирование творческого подхода к обучению через работу в группах;
- формирование способности высказывать и аргументировать свою точку зрения, выслушивать товарища;
- формирование устойчивого интереса к предмету.
Формы организации урока: организация познавательной деятельности через формирование референтных, разноуровневых групп, с разной степенью подготовки.
Технологии и методы на уроке: личностно-ориентированная, критического мышления, информационно-коммуникационная, здоровьесберегающая технологии. КОО по методике «Взаимообмен знаниями».
Оборудование: компьютер с выходом в интернет, готовая презентация по типам связи, информационный лист.
Этап урока | Время | Формы работы (деятельность учителя) | Деятельность обучающихся | УУД |
Сформировать у учащихся потребность в овладении знаниями по данной теме. Показать важность программного материала для дальнейшего изучения предмета и успешной сдачи ЕГЭ | 2-3 мин | Организация и объяснение основных этапов урока, психологическая подготовка учащихся и настрой к работе (в спокойной, уверенной манере) | Обсуждение и беседа по процедуре урока | Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Формирование цели и задач и составление плана изучения темы. Этап актуализации субъектного опыта учащихся. | 10мин | Регулирует обсуждение целей и задач, предлагает сформировать группы по референтному признаку и разной подготовки учащихся (с учетом мнения). Актуализирует опыт учащихся и предлагает схему организации учебной деятельности. | Определяет цель своих действий в предложенных рамках работы, формулирует задачи, исходя из того, что им известно по этой теме из программы 8 класса, обсуждают группы и занимают рабочие места. Просматривают план предложенных действий и вносят изменения с учетом предыдущего опыта и собственных знаний. | Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. Формулирование проблемы и выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Регулятивные: составление плана и последовательности действий. Коммуникативные: определение целей, функций участников, способов их взаимодействия. |
Реализация плана действий по логической цепочке: теоретический анализ – прогнозирование – вывод | 52 мин | Наблюдает за умениями самообучаться и консультирует. Поддерживает эмоциональный и творческий настрой. | Осуществляют учебные действия в группах, проводят теоретический анализ по учебникам, составляют прогноз на основе теории и делают вывод. Выполняют практико-ориентированные задания по предложенным схемам или собственной траектории. Просматривают медиасхемы в ЦОР (электронный учебник). Учатся общаться, спорить, отстаивать своё мнение, просить помощи или предлагать её, работают с презентацией | Познавательные: анализ, синтез (составлять целое из частей, в том числе достраивать с восполнением недостающих компонентов), установление причинно – следственных связей, выдвижение гипотез, структурирование знаний; Регулятивные: прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения его. Коммуникативные: описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного анализа; развивать коммуникативную компетентность, используя средства устной и письменной коммуникации при работе с текстами учебника и ЦОР, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы; |
Проверка правильности поставленной цели и степени достижения цели | 15 мин | Проводит разъяснение проблемных вопросов (по необходимости) | Формулируют затруднения и корректируют знания. Применяют формы само и взаимоконтроля. Оценивают результаты деятельности друг друга. Формулируют выводы исследования по теории и практике. Выполняют тесты в электронном пособии для закрепления | Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, с целью обнаружения отклонений от него; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта; оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; Коммуникативные: учиться критично относиться к своему мнению, понимая позицию другого. Умение адекватно воспринимать оценки и отметки и критично относиться к самооцениванию. |
Анализ оптимальности путей решения задач | 5 мин. | Оценка результатов работы класса и отдельных учащихся и доказательства принципов сотрудничества. | Фронтальная беседа между группами по оценке деятельности | Регулятивные: самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха. |
| 5-7 мин | Информирует о том, как выполнить домашнее задание, вместе с учениками определяет план его выполнения, дает необходимые пояснения. | Выбирают домашнее задание из учебника: О.С.Габриелян, А.С.Егоров с учетом возможностей | Познавательные: планировать свою индивидуальную образовательную траекторию. Коммуникативные: обращаться за помощью и консультацией. |
Приложение:
Карточка № 1.
Тема: Ковалентная неполярная связь. Свойства веществ с ковалентной неполярной связью. Молекулярная и атомная кристаллические решетки.
- Изучите теорию вопроса и объясните партнеру:
- Направление хода мыслей: придержитесь плана или составьте свою траекторию, согласно того, что уже известно.
Признаки ковалентной неполярной связи:
1. Характер химических элементов – ковалентную неполярную связь образуют атомы неметаллов с одинаковой электроотрицательностью. Какие формы определения типа связи еще возможны?
2. Механизм образования связи: каждый атом неметалла отдает в общее пользование другому атому свои наружные неспаренные электроны: общая электронная плотность в равной мере принадлежит обоим атомам.
3. Примеры образования ковалентной неполярной связи: водород... Приведите свои примеры.
4. Свойства веществ с ковалентной неполярной связью.
5. Типы кристаллических решеток и свойства веществ. Какие, почему?
Откройте подсказку (при необходимости). Сверьте свой ответ. Сделайте вывод.
6. Рассмотрите образование химической связи в алмазе (см. модель кристаллической решетки алмаза). Определите тип и сделайте вывод. Приведите другие примеры.
III. Из предложенных кристаллических решеток определите вещества с атомной и молекулярной. Рассмотрите: на рисунке, в моделях и видео с ЦОР кристаллические решетки йода и алмаза. Сделайте вывод.
Какое вещество является исключением из правил? Запомните формулу и зарисуйте структуру.
Вопросы и задания для самоконтроля.
- Какие элементы образуют ковалентную неполярную связь?
- Каков механизм образования ковалентной неполярной связи?
- Какими свойствами обладают вещества с молекулярными кристаллическими решетками? Почему?
- Какими свойствами обладают вещества с атомными кристаллическими решетками? Почему?
- Составьте химические формулы веществ: азота, хлорида натрия, бромоводорода, хлора, сероводорода, фторида калия. В каких из этих веществ имеется ковалентная неполярная связь? Выберите вещества. Изобразите электронную и структурные формулы молекул этих веществ и схему образования ковалентной неполярной связи.
Здоровьесберегающая пауза: посмотрите на метку на стекле, то закрывая, то открывая глаза. Посмотрите глазами поочередно. Повторите несколько раз.
Обратная сторона карточки или папка на компьютере.
Если в молекулах простых веществ ковалентная неполярная связь, то между молекулами действуют очень слабые межмолекулярные силы. Это приводит к образованию сильнолетучих веществ с молекулярной кристаллической решеткой. В твердом виде в узлах кристаллической решетки вещества находятся неполярные молекулы, электроны, осуществляющие ковалентную неполярную связь, по кристаллу не перемещаются. Такое строение является причиной общих свойств: вещества с молекулярной кристаллической решеткой электрического тока не проводят.
При обычных условиях вещества газообразные (водород, кислород), жидкие (бром), твердые (йод, фосфор).
Большинство веществ сильнолетучие, т.е. имеют очень низкие температуры плавления и кипения.
Растворы и расплавы веществ электрического тока не проводят.
Алмаз самое твердое и тугоплавкое вещество. Следовательно, в узлах кристаллической решетки алмаза находятся не молекулы, а атомы углерода, связанные посредством ковалентной неполярной связи. Кристаллы алмаза имеют атомную кристаллическую решетку. Это очень твердое вещество, тугоплавкое, оставляет «след» на стекле.
Кристаллы с атомной кристаллической решеткой образуют также кремний, германий, бор.
Исключением из правил является оксид кремния (кварц) у которого атомная кристаллическая решетка, в узлах кристаллической решетки поочередно располагаются атомы кремния и кислорода.
Карточка 2.
Тема: Ковалентная полярная связь. Свойства веществ с ковалентной полярной связью. Молекулярная и атомная кристаллические решетки.
I. Проведите теоретический анализ, обсудите и ответьте на вопрос: есть ли какие-то общие признаки ковалентных связей? Зарифмуйте правило, используя алгоритм. Приведите примеры.
Признаки ковалентной полярной связи:
1. Характер химических элементов – ковалентную полярную связь образуют …….
2. Механизм образования связи: каждый атом неметалла отдает в общее пользование другому атому свои наружние неспаренные электроны: ….
3. Примеры образования ковалентной полярной связи: …
4. Свойства веществ с ковалентной полярной связью: какие? почему?
При необходимости возьмите подсказку.
II. Рассмотрите на рисунке или моделях кристаллическую решетку углекислого газа, объясните партнеру ее строение. Посмотрите видео из электронного учебника, обратитесь к презентации.
Вопросы и задания для самоконтроля.
- Какие элементы образуют ковалентную полярную связь?
- Каков механизм образования ковалентной полярной связи?
- Какими свойствами обладают вещества с ковалентными полярными связями. Почему?
- Какие вещества, образцы которых выставлены на столе, имеют ковалентную полярную связь?
- Карборунд (карбид кремния SiC) –один из самых твердых и термостойких минералов. Его используют как огнеупорный и абразивный материал. Какой вид химической связи и тип кристаллической решетки в этом веществе? Изобразите схематически фрагмент кристаллической решетки карборунда.
Обратная сторона карточки.
1. Характер химических элементов – ковалентную полярную связь образуют атомы неметаллов с разной электроотрицательностью.
2. Механизм образования связи: каждый атом неметалла отдает в общее пользование другому атому свои наружние неспаренные электроны: общая электронная пара смещена к более электроотрицательному атому.
3. Примеры образования ковалентной неполярной связи: вода, аммиак, хлороводород.
4. Свойства веществ с ковалентной полярной связью:
При обычных условиях вещества газообразные, жидкие, твердые.
Большинство веществ имеют относительно низкие температуры плавления и кипения.
Растворы многих веществ проводят электрический ток, так как ковалентная сильно полярная связь преобразуется в ионную.
Если в молекулах простых веществ ковалентная полярная связь, то молекулы притягиваются друг к другу своими противоположно заряженными полюсами, но с меньшей силой, чем ионы. Это приводит к образованию молекулярной кристаллической решетки, в узлах которой находятся полярные молекулы. Большинство веществ имеют температуры плавления и кипения, поскольку межмолекулярные силы не велики (по сравнению с силами между ионами), то вещества с молекулярной кристаллической решеткой летучи, т.е. имеют довольно низкие температуры плавления и кипения.
Карточка 3.
Тема: Ионная связь. Свойства веществ с ионной связью. Ионные кристаллические решетки.
I. Изучите каждый самостоятельно, сверьте результат и объяснитесь:
Признаки ионной связи:
1. Характер химических элементов – ионную связь образуют атомы типичных металлов и атомы типичных неметаллов, резко отличающиеся друг от друга по электроотрицательности.
2. Механизм образования связи: атом металла отдает наружные электроны, превращаясь в катионы; атомы неметаллов присоединяют электроны, превращаясь в анионы. Образовавшиеся ионы взаимодействуют электростатически. Правильно ли утверждение? Что удивляет?
3. Примеры образования ионной связи: хлорид натрия, фторид кальция.
4. Свойства веществ с ионной связью.
При обычных условиях вещества твердые.
Большинство веществ имеют высокие температуры плавления и кипения.
Растворы многих веществ проводят электрический ток. Почему? Чтобы ответить на вопрос, что нужно узнать?
II. Рассмотрите на рисунке и моделях кристаллическую решетку хлорида натрия, просмотрите видеоролик, объясните партнеру ее строение. Чем обусловлена ее прочность?
Вопросы и задания для самоконтроля.
- Какие элементы образуют ионную связь?
- Каков механизм образования ионной связи?
- Какими свойствами обладают вещества с ионной связью? Почему?
- Какие вещества, образцы которых выставлены на столе, имеют ионную связь? Каково их агрегатное состояние?
- Соединения NaCl, AlP, MgS кристаллизуются в кристаллические решетки с почти одинаковыми расстояниями между катионами и анионами. Какое из этих соединений имеет самую высокую температуру плавления? Почему? Как мы можем ответить на вопрос?
Физкультминутка: режим смены динамических поз.
Обратная сторона карточки.
Растворы проводят электрический ток, так как в водных растворах образуются гидратированные ионы (положительные и отрицательные), они замыкают цепь.
Если связь ионная, то в узлах кристаллической решетки находятся противоположно заряженные ионы, между которыми во всех направлениях действуют значительные электростатические силы. Они обуславливают образование твердых, тугоплавких, нелетучих веществ.
Карточка 4.
Тема: Металлическая связь. Свойства веществ с металлической связью. Металлическая кристаллическая решетка.
I. Изучите и объясните партнеру:
Признаки металлической связи:
1.Схема ответа: характер химических элементов – металлическую связь образуют атомы металлов. Механизм образования связи: атом металла отдает наружные электроны, превращаясь в катионы; ионы металлов не в состоянии связать электроны из-за огромной скорости их движения. Поэтому электроны, движущиеся в металле, являются общими для всех ионов металлов. Металлическая связь, следовательно, осуществляется при помощи металлов и общих для них электронов, т. е. за счет электростатических сил.
2. Свойства веществ с металлической связью: высокая, электрическая проводимость, уменьшается с повышением температуры металла. Почему? Высокая теплопроводность, пластичность, ковкость,
характерный «металлический» блеск, широкие пределы изменения плотности, прочности, твердости, температуры плавления. Почему? Свяжите ответ с изученным материалом по физике и химии (9 кл).
3. Посмотрите видео ролик в электронном учебнике.
II. Рассмотрите на рисунке и моделях кристаллические решетки металлов. Объясните партнеру взаимосвязь между строением кристаллов и физическими свойствами металлов.
Вопросы и задания для самоконтроля.
- Что такое металлическая связь? Для каких веществ она характерна?
- Что такое металлическая кристаллическая решетка?
- Какими физическими свойствами обладают металлы и сплавы?
- Объясните на основе представлений о сущности металлической связи такие физические свойства металлов как:
- а) высокая, электрическая проводимость, уменьшается с повышением температуры металла.
- б) высокая теплопроводность;
- в) пластичность, ковкость;
- г) характерный «металлический» блеск;
Обратная сторона карточки.
Кристаллическая решетка, в узлах которой находятся положительно заряженные ионы металла, связываемые относительно свободными электронами, движущимися по всему объему кристалла, называется металлической.
Для металлов характерны кристаллические решетки с плотной упаковкой ионов в узлах. Прочность металлической связи и плотность упаковки обуславливают прочность, твердость, относительно высокие температуры плавления.
То, что металлы хорошо проводят электрический ток, объясняется присутствием в них свободных электронов. С повышением температуры усиливаются колебания ионов, находящихся в узлах кристаллической решетки металла, что затрудняет направленное движение электронов и тем самым приводит к уменьшению электрической проводимости металла.
Теплопроводность металлов обуславливается как высокой подвижностью свободных электронов, так и колебательным движением ионов.
Кристаллы с металлической связью пластичны; в этом случае при деформации кристалла возможно смещение ионов без нарушения связи. «Блуждающие» электроны в металле – причина «металлического блеска».
Вопросы закрепления и взаимоконтроля (между группами)
- Что такое химическая связь? Какова ее природа?
- По каким признакам характеризуются различные виды химической связи?
- Обратитесь к таблице № 7 стр. 54 учебника для коррекции полученных знаний.
Вопросы для фронтальной беседы между учащимися и учителем.
- Является ли электронно-ядерное взаимодействие причиной всех типов и видов химических связей?
- Могут ли различные типы связей переходить друг в друга?
- Могут ли присутствовать различные типы связи в одном и том же веществе?
- Какую кристаллическую решетку имеет вещество, обладающее следующими свойствами: очень твердое, тугоплавкое, нерастворимое в воде, но проводящее электрический ток в расплавленном виде? К какому классу может принадлежать это вещество?
- Почему пластинки из кремния при сильном ударе разлетаются на куски, а из олова или свинца только деформируются? В каком случае происходит разрушение химической связи?
Контрольный мини-тест
Проверка правильности поставленной учебной задачи и степени достижения цели. Выполняют тесты из электронного учебника, получают результат. Делают выводы.
Анализ. Рефлексия
Анализ результатов деятельности и оценка их оптимальности. Впечатления от урока. Минута психологического общения и разгрузки.
Домашнее задание
Обсуждение домашнего задания.
Используя примерную схему работы самостоятельно изучите водородную и донорно-акцепторную химическую связь, опираясь на учебник и дополнительные источники информации. Разберите упражнения № 4 и 5 стр. 56 учебника.
Планируемые образовательные результаты: по окончании урока ученик научиться и будет знать:
1.Определять и формулировать проблему.
2. Проводить анализ, синтез и ставить цель на основе выше изложенных факторов и прогнозировать результат.
3.Применять предложенную схему изучения или вносить свои изменения.
4.Планировать информационный поиск в соответствии с поставленной задачей.
5. Представлять результаты своей работы и оценивать их.
6. Будет знать и уметь:
- Понятия типа связи;
- Способы определения типа связи и их отличительные особенности;
- Зависимость свойств веществ от типа связи;
- Характеризовать механизм образования связи;
- Устанавливать типы кристаллических решеток и свойства веществ, в зависимости от типа кристаллических решеток;
- Объяснять партнеру проработанный материал (по мере необходимости);
- Оформлять результат работы и проводить контроль, в том числе с использованием ЦОР;
Анализ урока и его результативность.
Организация форм учебного сотрудничества может быть разной, так как на разных этапах обучения, для решения определенных задач может быть востребована самая разная методика: современная или самая простая, главное, чтобы она была к месту и полезной. Те формы обучения, которые были использованы учителем на данном уроке, по моему мнению, помогли использовать все ресурсы, в том числе знания, умения и навыки учеников группы для достижения поставленных задач. Почему? Потому что присутствовала личная ответственность ученика за познавательную, регулятивную и коммуникативную сферу деятельности, а также присутствовала благоприятная атмосфера в классе.
☺ ♫♫♫
♪ ♫ ♫
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока "Химические свойства кислорода"
Предназначенная для учащихся 8 классов технологическая карта урока по теме "Химические свойства кислорода" включает задания для развития универсальных учебных действий учащихся. Позволяет осуществлять...
Технологическая карта урока "Химические свойства белков"
Интегрированный урок – исследование при изучении нового материала по теме "Химические свойства белков". Химия 10 класс....
Технологическая карта урока ОБЖ 8 класс по теме: "Аварии на химически опасных объектах и их последствия"
Технологическая карта урока ОБЖ 8 класс по теме: "Аварии на химически опасных объектах и их последствия"...
технологическая карта урока биологии 5 класс "Химический состав клетки" программа В. Пасечник
Представлена технологическая карта урока по ФГОС по программе В. Пасечника по теме "Химический составтклетки"....
Технологическая карта урока в 9 классе "Химическая организация клетки"
Урок в 9 классе по теме "Химическая организация клетки" по учебнику Пономаревой И.Н.В технологической карте отображены все основные этапы урока....
Технологическая карта «Обратимость химических реакций. Химическое равновесие» .
Конспект урока на тему "Обратимость химических реакций. Химическое равновесие" предназначен для проведения урока в 11 классе, углубленный уровень....