Актуализация знаний:
2. постановка учебной задачи
|
Послушайте стихотворение, которое поможет сформулировать тему сегодняшнего урока. Прошу мне ответить без всякой заминки: Ракета сложней или проще травинки? Вы скажите сразу: ракета сложнее, Она и нужнее, она и важнее. Она состоит из миллиона деталей, Ее миллион человек собирали, \ Тогда вам услышать, быть может, в новинку, Что сделать нельзя полевую травинку. Верней, для травинки найдутся детали, Но вы соберете травинку, едва ли… Вам даже не сделать пустячной соринки- Кусочка от этой зеленой травинки….. Выходит, травинка сложней, чем ракета. Как просто все это! Как сложно все это! На нашей планете от края до края Природа повсюду тебя окружает. Тела ее массу загадок таят Из атомов разных веществ состоят. Лед, облака и капли росы – Они состоят из обычной воды Горы, песок и друзы кристаллов Они состоят из простых минералов. Растения тоже загадку хранят Хотите узнать, из чего состоят? Их корень и листья, плоды, семена Раскроют нам тайну состава сполна. /Тумбаева Т.Ю. /
О чем пойдет речь на уроках биологии? * Постановка проблемы «Как можно узнать, какие вещества входят в состав клетки?» - Какие методы мы будем использовать для того, чтобы ответит на эти вопросы? Учитель, корректируя ответы, пишет на доске Что мы сегодня будем использовать в качестве объекта исследования? Посмотрите на свои столы, что вы видите? - Каким организмам принадлежат эти части? Правильно! Объект исследования: органы растения Предмет исследования: химический состав клетки. - Выводы делают ученые после того как проведут опыты.
ТБ и ОТ: Опыты и эксперименты ученые проводят очень осторожно, чтобы не поранить себя и окружающих, поэтому четко выполняют все, что написано в инструкции. Первый опыт я вам продемонстрирую, а все остальное вы сделаете сами. Итак, все живые организмы состоят из клеток, а клетки всех организмов имеют одинаковый химический состав. - Из чего состоят все тела в природе? - А какие это вещества? На какие группы они делятся? - Не знаете? - Почему вы не можете ответить на этот вопрос? --- Возьмите, пожалуйста, оценочный лист и оцените сейчас ваши знания по теме урока. Насколько хорошо вы можете нам рассказать о химическом составе клетки и роли веществ - Догадались, о чём пойдёт речь?
Да, в стихотворении говориться о веществах, которые входят в состав растений. А какая наука изучает вещества и их превращения? Молодцы! Все живые организмы состоят из … Правильно. Так какова же тема сегодняшнего урока? Учитель проговаривает тему урока – Химический состав клетки.
|
- уч-ся выдвигают гипотезы Методы исследования: эксперимент, работа с учебником.
Отвечают на вопросы
На солах уч-ся: клубень картофеля, яблоко, семена подсолнечника , пшеницы
- растениям
из веществ
Затрудняются
не хватает знаний
заполняют оценочный лист на начало урока
дети отвечают
химия
клеток
версии детей |
Принимают и сохраняют учебную задачу
.
Л – мотивация к учению
Р- целеполагание, планирование
К – переработка информации, перевод текста учебника в схему, отбор материала в соответствии с заданием, делают выводы, обобщают, классифицируют
К П Р |
Работа по теме урока.
1 Целеполагание
Мотивация |
- Итак, что будет являться объектом нашего исследования?
/ учитель корректирует/ А можем ли мы исследовать растение на предмет химического состава? Объектом исследования являются органы растений
- как вы думаете какую цель мы можем поставить для нашего урока .
учитель корректирует
.
- чтобы достичь своей цели необходимо разработать план действий, т.е. определить задачи, решив которые мы к ней придем.
учитель корректирует
А зачем нам знать их химический состав? * : Откройте свои тетради и запишите тему урока. «Химический состав клетки»
|
Ученики дают свои варианты объекта исследования
Гипотезу выдвигают уч-ся: Если в растении мы докажем наличие веществ, то они присутствуют и в клетке.
Ученики дают свои варианты
Цель: изучить химический состав растений
Ученики дают свои варианты задач
Задачи: 1. экспериментально выяснить химический состав растений;
2. выяснить роль веществ в организме;
|
Р – целеполагание Планирование
П -
К – выражают свои мысли в соответствии с задачами; Развитие монологической речи уч-ся
Л |
Актуализация нового материала.
|
Мы говорили , что все живое на Земле имеет клеточное строение, и что их клетки имеют сходное строение. Оказывается кроме сходства в строении, для всех клеток характерен и сходный химический состав. Химические элементы, из которых состоят организмы входят и в состав объектов неживой природы. Таким образом, живая и неживая природа взаимосвязаны. Вещества, из которых состоят клетки разнообразны. Из 109, имеющихся в природе химических элементов в составе клеток можно найти более 80. Но большинство этих элементов встречается в виде химических соединений. Ребята у вас на столе приготовлены оценочные таблицы. Вы за весь урок будете оценивать сами себя и тех, кто будет выступать перед вами и даже меня по 3- бальной шкале. Активность на уроке, высказывание своего мнения приветствуется.
Оценка. На какую оценку вы знаете материал сейчас? 5- знаю много 5- Подтвердил свои знания, узнал новое- всё понял 4- знаю, 4 - Понял не всё, надо доработать 3-знаю немного , 3 –Ничего не понял и не разобрался, надо доработать Фамилия: В начале урока В конце урока * План работы: 1. Изучаем теоретический материал по учебнику 2. Доказываем экспериментально – практически 3. Записываем схемой в тетрадь
4. Все вещества клетки можно разделить на: органические и неорганические? - Что относиться к неорганическим веществам?
Неорганические вещества – это вода и минеральные соли. ( схема оформляется по ходу изучения) вещества клетки
неорганические вещества органические вещества вода минер. Соли углеводы жиры белки нуклеиновые соли
Роль в клетке Роль в клетке Опыт Опыт
|
Отвечают на вопросы перед параграфом
Предлагают, обсуждают и записывают в тетрадь план
Читают текст учебника стр
Схема на доске и в тетрадях уч-ся Записывают в схему
|
Р- целеполагание планирование
К -
П
Р
|
Работа по теме урока | Опыт: Доказать, что в состав растений входит вода 1. Вы наверняка слышали, что человек на 80% состоит из воды. В клетках растений также есть вода, в среднем ее около 60%.
Работа по плану: Можно ли высушить корни, цветки, плоды? | Что же происходит с частями растений, когда они высыхают? | Показ демонстрационного опыта. Положу в пробирку сухие семена пшеницы и буду прокаливать их на огне. Поднесу к отверстию пробирки предметное стекло. Что наблюдаете? Что происходит с семенами? (Цвет, запах) | (Много ли воды в клетке? Как вы думаете, для чего нужна вода клетке?
|
Роль воды в клетке: называют по ходу чтения учебника - Придаёт клетке упругость
- Определяет форму
- Участвует в обмене веществ
(запись в тетрадь)
2.Минеральные соли - составляют около 1% массы клетки, но их значение очень велико. Чаще всего в растительных клетках встречаются соединения азота, фосфора, натрия, калия и других элементов. Некоторые растения способны накапливать разные минеральные вещества:
Вода и минеральные соли входят и в состав неживой природы. О чём это может говорить? (между химическим составом живых организмов и неживой природой существует принципиальное единство)
3. Органические вещества - вещества, состоящие из углерода, водорода, кислорода и азота. Эти вещества содержатся или производятся живыми организмами. Органические вещества легко обугливаются и сгорают, а природные неорганические вещества в обычных условиях не горят. Органические вещества накапливаются в плодах, семенах, корнях К этим веществам относят белки, жиры, углеводы. Их насчитывается около 10 миллионов. Как вы думаете, каких веществ в клетках больше органических или неорганических? А кто из вас прав, мы сейчас узнаем . Что образуется при сжигании сухих веток, дров? Как изменяется масса при сжигании? После горения останется зола, ее образуется мало, она легкая
Правильно, зола состоит из минеральных веществ, которые содержались в клетках растений. При горении сгорели только органические вещества. Следовательно, правы из вас оказались те, кто считал, что органических веществ в клетках больше, чем неорганических.
3.Углеводы
В каких органах растений мы чаще всего обнаружим крахмал? Как вы думаете из чего получают сахар? (правильно, из сахарного тростника или свеклы) А что такое тростник и свекла? Какой вывод мы можем сделать опираясь на эти знания? (Правильно,
Кроме крахмала и сахара в состав клеток растений входит целлюлоза или клетчатка. Где в клетке мы ее обнаружим? Как вы думаете, а какую роль это вещество играет?
4. Белки- (читаем и записываем)
Белки , это очень важные вещества в клетках. Они содержится в клетках пшеницы, ржи и других злаков. Благодаря этому белку человек может из муки получать тесто и печь хлеб и пироги.
5. Жиры – ( читаем и записываем)
Человек с давних пор использует растения, в которых содержится в большом количестве жир. Эти растения называют масличными. Какие масличные растения вам известны?
Нуклеиновые кислоты (прочитать и записать) Главная их роль – это хранение и передача наследственной информации
|
Уч-ся отвечают на вопросы
Находят ответ в тексте учебника
Ученик – исследователь Цель моего эксперимента – доказать, что в растениях содержится вода. Объектом были семена пшеницы. После их нагревания на стенках пробирок появились капельки воды. Я сделал вывод: органы растения содержат воду. ( записи в тетради- рисунок)
Роль в клетке: работа с учебником - Используются в синтезе органических веществ
- Участвуют в обмене веществ
Ученик- исследователь : Цель моего эксперимента – доказать, что растения содержат минеральные соли. Объектом исследования были семена пшеницы. После их сжигания осталась зола. Я доказал, что в состав растений входят минеральные вещества (соли). ( записи в тетради- сгорание )
Работают с учебником стр…, называют состав органических веществ, где содержатся, называют их.
ответы детей.
–(читаем и записываем) Роль в клетке: - Энергия для жизнедеятельности
- В составе оболочек придают прочность
- Запас веществ в клетке
Ученик - исследователь: : Цель моего эксперимента – доказать, что в растениях содержатся углеводы. Я исследовал клубень картофеля на присутствие в нём крахмала. А крахмал – это углевод. После проведенного опыта я доказал, что углевод в клубне картофеля есть, так как крахмал при действии йода посинеел. Это качественная реакция. /ученик демонстрирует результат учащимся / ( записи в тетради- р –р йода на срез клубня)
Растения
в клетках растений содержится сахар
клеточная оболочка
Придает прочность и упругость различным частям растений
Читают учебник, записывают Роль белка в клетках: - Входят в состав клеточных структур
- Регулируют процессы жизнедеятельности в клетке
- Запас
Ученик-исследователь : Я исследовал тесто из пшеничной муки . После проведенного эксперимента выяснил, что в семенах пшеницы содержится белок-клейковина. Я сделал вывод: в растениях есть белки. /ученик демонстрирует результат учащимся / ( записи в тетради- липкий комочек в марле)
Роль жира в клетках: При расщеплении жиров освобождается энергия Ученик – исследователь: Объектом нашего исследования были семена подсолнечника. После того, как я их раздавил, на листе остались жирные пятна. Я сделал вывод: в семенах растений есть жиры. /ученик демонстрирует результат учащимся / ( записи в тетради- раздавить семена )
Читают записывают, делают вывод |
К – слушать и понимать собеседника
Р – эмоционально оценивают товарищей П – самостоятельно выполнять задания; делают выводы, обобщают; анализируют текст |
|
- Как вы думаете, во всех ли органах растений содержится одинаковое количество воды, органических и минеральных веществ? Это связано с тем, что вода необходима для всех жизненно важных процессов, происходящих в организме растений. Поэтому клетки, в которых активно протекают процессы жизнедеятельности, всегда содержат много воды. Содержание минеральных веществ: - в семенах – 3 % - в корнях и стеблях – 5 % - в листьях – 10-15 % Остальное приходится на органические вещества. Вопрос: Как вы думаете, одинаковые части растений содержат одинаковое количество веществ? Вопрос: Каких веществ больше всего в семенах растений? В семенах всех растений органических веществ значительно больше, чем воды и минеральных веществ. Соотношение веществ в органах растений тоже может быть различно: Семена Углеводы Жиры Белки Пшеница 69 % 2 % 13 % Подсолнечник 16 % 44 % 26 % Зная химический состав растений, человек использует растения по назначению: для получения муки и крупы, содержащие углеводы и белки выращивают одни растения, для получения растительных жиров другие. - Выпишите в тетрадь, какие растения содержат:
.
|
Читают учебник,, отвечают, делают выводы: В органах растений содержится неодинаковое количество воды, органических и минеральных веществ. В листьях капусты – 90 % воды, в плодах огурцов – 96 % воды, в созревших семенах всего 5-15 % воды. Молодые растения содержат до 95-98 % воды, а одревесневевшие всего около 50 % воды.
Соотносят, делают выводы
Находят ответ в учебнике: рис, текст Белки – горох, фасоль, бобы, соя, чечевица Жиры – подсолнечник, хлопчатник, лён, конопля, арахис, соя Углеводы – пшеница, рожь, ячмень, кукуруза, рис, просо, овёс, гречиха |
К- оформляют свои мысли в устной форме; слушают и понимают товарища; ответ строят в соответствии с заданием-влпросом. П – умение извлекать информацию из текста; классифицируют по признакам, устанавливают аналогии, классифицируют, делают выводы; анализ по определению признаков.
Р- |
Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.
|
- Повторение получившейся схемы.
Оцениваем свою работу после окончания урока. ( Оценочный лист) Подтвердили ли свои знания, узнали новое – всё понял, не всё понял, доработать
В? Зачем мы с вами изучаем химические вещества, входящие в растения?
Проверка уровня понимания учебного материала, психологического состояния учащихся после урока по вопросам: Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: - Над какой темой работали? - какие задания выполняли? - какие задания вызвали затруднения? Почему? - Как оцениваете свою деятельность на уроке?
|
Отвечают на вопросы
Человек может использовать их для восполнения своего организма веществами растительного происхождения
|
Р – контроль, коррекция, оценка
|