Технологическая карта «Обратимость химических реакций. Химическое равновесие» .
план-конспект урока по химии (11 класс)
Конспект урока на тему "Обратимость химических реакций. Химическое равновесие" предназначен для проведения урока в 11 классе, углубленный уровень.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
him.ravnov.docx | 33.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока химии в 11 классе по теме: «Обратимость химических реакций. Химическое равновесие» .
1.Тема урока: «Обратимость химических реакций. Химическое равновесие».
2. Цель: Рассмотреть классификацию химических реакций по такому признаку, как «обратимость химических реакций». Дать понятие о химическом равновесии и условиях, влияющих на его смещение, используя принцип Ле Шателье.
3.Задачи урока:
1. Образовательные
- Обеспечить реализацию интегрированного подхода в изучении раздела «Химическая кинетика»;
- Обеспечить в ходе урока повторение, обобщение и углубление основных терминов и понятий раздела;
- Продолжить формирование и закрепление следующих специальных и общеучебных умений: составлять конспект, решать химические задачи с использованием обширного математического аппарата и биологических знаний, правильно организовывать эксперимент, объяснять и обсуждать его результаты.
2. Развивающие
- Развивать у учащихся такие интеллектуальные умения и навыки, как анализ и синтез, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей, умение делать выводы;
- Развивать самостоятельность, творческие способности учеников, используя для этого ситуации интеллектуального затруднения, экспериментальные результаты;
- Развивать эмоции учащихся, создавать на уроке ситуации занимательности, используя интегрированный подход к объяснению изучаемых явлений;
- Развивать познавательный интерес учащихся, используя связи изучаемых явлений с явлениями и предметами окружающей жизни.
3. Воспитательные
- Содействовать в ходе урока формированию следующих мировоззренческих идей: идеи материальности, познаваемости мира, развития в природе и обществе, причинно-следственных связей между явлениями;
- Обеспечить целостное восприятие мира, способствовать ликвидации разрыва между теорией изучаемых явлений в различных дисциплинах школьного курса.
Планируемые результаты
Личностные: изучить сущность химического равновесия и факторы, влияющие на смещение химического равновесия, принципы смещения химического равновесия;определять направление смещения химического равновесия в зависимости от условий протеканий химических реакций. Проявлять интерес к предлагаемой деятельности и с учётом собственных интересов; оценивать свою деятельность; бережно и уважительно относиться к одноклассникам и результатам их деятельности; руководствоваться этическими нормами (сотрудничество, взаимопомощь, ответственность) при выполнении групповой работы.
Метапредметные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; проводить рефлексию своих действий по выполнению заданий самостоятельно и при помощи одноклассников, вносить необходимые изменения в свои действия на основе принятых правил.
Познавательные: выделять информацию из текста; высказывать суждения, обосновывать и доказывать свой выбор, приводя факты, взятые из наблюдений по проведённому эксперименту, тексту заданий; находить закономерности, устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять поиск информации в соответствии с поставленной задачей, используя различные ресурсы информационной среды; построение логической цепочки рассуждений; доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.
Коммуникативные: уметь слушать собеседника, понимать и принимать его точку зрения; оценивать высказывания и действия партнёра, сравнивать их со своими высказываниями; формулировать высказывания, задавать вопросы, адекватные ситуации и учебной задаче; проявлять инициативу в ситуации общения.
Регулятивные: формировать умение учащихся организовать свою деятельность для выполнения конкретного задания , оформлять результаты своей самостоятельной работы.
4. Тип урока: Урок открытия новых знаний (изучения нового материала).
5. Формы проведения урока: фронтальная , индивидуальная, групповая, работа в парах , создание проблемной ситуации.
6. Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
7. Основные понятия: Обратимые химические реакции, скорость химической реакции, химическое равновесие, факторы, влияющие на сдвиг химического равновесия, константа равновесия.
8.Межпредметные связи: Физика, химическая технология
8. Оборудование и реактивы: ПК, мультимедийный проектор, экран, презентация в формате Pover Point, раздаточный материал для работы в группах; хлорид железа (III), роданид аммония, крахмальный клейстер, йод, бутылка минеральной воды, штатив с пробирками,спиртовка.
9. Образовательные ресурсы: Учебник Химия. 11 класс, (углубленный уровень): учеб. для общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриелян. – 2-е изд., М.: Дрофа, 2014. – 397с.
10.Структура урока
I. Организационный момент .
II. Актуализация знаний.
III. Мотивация к изучению нового материала. IV. Усвоение новых знаний .
V. Первичное закрепление.
VI. Физминутка.
VII. Рефлексия учебной деятельности.
VIII. Подведение итогов урока.
Ход урока
Этап урока | Виды работы, формы, методы, приемы | Содержание педагогического взаимодействия | Текущий контроль | ||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||
1.Организационный момент
| Приветствует учащихся. Создаёт условия для возникновения внутренних потребностей включения в деятельность. Эмоциональный настрой. Отмечает отсутствующих. | Осуществляемые действия | Формируемые умения | ||
Слушают, наблюдают, настраиваются на восприятие материала урока. | Формирование и развитие умений оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке. | ||||
2. Актуализация знаний и фиксирование затруднений в деятельности. | Фронтальная, индивидуальная | Проводит фронтальную проверку домашнего задания. Организует повторение базового теоретического материала и актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового материала. Вопросы для беседы с учащимися: 1.Какой раздел химии изучает скорость и механизм химических реакций? 2.Где на практике могут быть вами использованы знания законов химической кинетики? 3.Что такое скорость химической реакции? В каких единицах она измеряется? Какой формулой выражается? 4.Что такое гетерогенная система? 5.От каких факторов зависит скорость химической реакции? 6.Как влияет природа реагирующих веществ на скорость реакций? 7.Как зависит скорость реакции от концентрации реагирующих веществ? 8.Зависит ли скорость реакции твердых тел между собой от концентрации? 9.Как зависит скорость реакции от температуры? Правило Вант-Гоффа. 10.Что такое катализатор? Ингибитор? Привести примеры каталитических реакций. | Демонстрируют уровень выполнения домашнего задания, слушают вопросы учителя и отвечают на них. Слушают ответы одноклассников. Фронтальная работа. Учащиеся соглашаются или не соглашаются с предлагаемыми утверждениями. | Анализируют и сравнивают ответы одноклассников. Строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя. Участвуют в беседе.
| Вопросы учителя. Ответы учащихся. |
3.Мотивация к изучению нового материала. 4.Усвоение новых знаний | Беседа. Постановка проб-лемы. Демонстрация. Записи в тетрадях. Организует работу в парах. | Классификации химических реакций по признаку «направление протекания» Учитель предлагает сформулировать учебные цели, выступает в роли организатора. После ответов детей уточняет цель и тему урока. Наблюдает, консульти- рует, выступает в роли организатора, помогает при выполнении эксперимента. Подробное рассмотрение процессов, происходящих при протекании обратимых химических реакций на примере системы: 2SO2(г) + O2(г) ↔ 2SO3(г) + Q Формулируется понятие о химическом равновесии как о динамическом состоянии системы, о возможности управления равновесием, т.е. его смещении. Формулируется принцип Ле Шателье. | Формулируют учебную цель. Предлагают тему урока. Учащиеся разбиваются на группы. Записывают уравнения необратимых реакций в рабочую тетрадь (упр. 1)Выполнение лабораторного опыта. Получить углекислый газ и пропустить его через воду, подкрашенную лакмусом. Раствор через некоторое время розовеет. Нагреть. Раствор вновь становится фиолетовым - доказательство обратимости реакции. Записывают уравнения обратимых реакций в рабочую тетрадь. Беседа по вопросам: 1. Как изменяется со временем скорость прямой реакции? 2. Как изменяется со временем скорость обратной реакции? | Самоопределяются, развивают мыслительные операции, самостоятельно выделяют и формируют цели , умение вести диалог, формулировать и высказывать своё мнение. | |
5.Физминутка. | Работа с учебником. | Проводится анализ влияния различных факторов на равновесные системы: 1. Влияние концентрации. Вывод о влиянии концентрации на сдвиг химического равновесия. 2. Влияние температуры. Вывод о влиянии температуры на сдвиг химического равновесия в экзо- и эндотермических процессах. 3. Влияние давления. Демонстрация. Открыть плотно закрытую бутылку с газированной водой. Происходит выделение газа. Подводится общий итог о влиянии условий на смещение химического равновесия – действие принципа Ле Шателье. 4. В промышленности целый ряд важных реакций обратимы, поэтому важно подбирать условия, чтобы увеличить выход нужных веществ. (Минутка отдыха для глаз) Закройте глаза и представьте, что вы –молодой технолог, который пришел работать на предприятие, где необходимо учитывать обратимость химических процессов. Какие это могут быть производства? | Выполнение лабораторного опыта. Взаимодействие роданита калия с хлоридом железа (III) с образованием светло-красного раствора. Разделить полученный раствор на 4 части и добавить: в 1 – 2-3 капли концентрированного раствора хлорида железа (III), во 2 – 1-2 капли концентрированного раствора роданита калия, в 3 – кристаллический хлорид калия, а 4 оставить как исходный раствор. При сравнении интенсивности окрашивания учащиеся делают вывод о том, в какую сторону сместилось равновесие в каждом случае. Учащиеся в виде схемы записывают вывод в рабочую тетрадь. Выполнение лабораторного опыта. К раствору крахмала прилить раствор йода, появляется синее окрашивание. Нагреть, окрашивание исчезает. Учащиеся в виде схемы записывают вывод в рабочую тетрадь. Учащиеся отмечают понижение давления в системе и делают вывод о влиянии давления на сдвиг равновесия и записывают в тетрадь. Возможные ответы: производство сложных эфиров для парфюмерии и пищевой промышленности, производство серной кислоты, аммиака и др. | Работают в группах, распрелделяют обязанности, находят общее решение, выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Развивают навыки экспериментальной работы, развивают умение наблюдать и выделять главное, применять знания для объяснения результатов опыта, устанавливают причинно-следственные связи. Отбирают и структурируют информацию из текста, формулируют отчёт о работе. Формируют позитивную самооценку на основе успешной деятельности . Рассказывают о проделанной работе, наблюдениях и выводах. | |
6. Первичное закрепление | Учитель раздаёт задания для работы групп, определяет регламент работы и сообщает о последующем отчёте групп. | Выполнение заданий по изученной теме. | Правильность выполнения заданий. | ||
6.Рефлексия учебной деятельности | Химик толкает реакцию в спину: «Давай-ка тебя я немного подвину!» Она отвечает: «Ты знаешь меня: Ни часа, ни дня не могу без огня! И чтобы улучшить мое настроение, Прошу, даже требую: выше давление! К тому же учти: я – такая реакция, Что мне реагентов важна концентрация». И химик подумал: «Теперь мне все ясно. Тепло поглощаешь – и это прекрасно! Как только под колбой зажгутся горелки, Ступай-ка, реакция, прямо по стрелке. Вот это цветочки, но будут и фрукты - Повысит давление выход продукта! Еще концентрация…Да, ты права: Побольше я выдам тебе вещества». Реакция стала работать послушно, Продукт образуя полезный и нужный. Такой вот привиделся химику сон. Какие же выводы сделает он? В заключении я предлагаю осмыслить пройденный путь, свою деятельность на уроке. Каков результат? Как вы к нему пришли? Если вы столкнетесь с проблемами, что вы будете делать? Довольны ли вы сегодня своей работой? Что в следующий раз будете делать по-другому? | Развитие речевой культуры, умение слушать(К). Приобретение новых знаний, формирование интереса к изучаемой теме (П). Развитие стремления к самообразованию, тренировка внимания, памяти (Л). | Вопросы учителя. Ответы учащихся | ||
7. Подведение итогов урока Домашнее задание | Анализирует работу класса, нацеливает на формулирование выводов по уроку. Выставляет оценки Формулирует задание, комментируя его по необходимости. §14, упр. 1-4. Индивидуальное задание для сдающих ЕГЭ: выбрать из вариантов КИМ задания №22, решить их. Поняв всю ценность полученных знаний о равновесии и условиях его смещения, вы сможете использовать их на благо. А мне остается пожелать вам душевного равновесия! | Анализируют свои результаты. Проводят самооценку своей деятельности на уроке. Обучающиеся воспринимают информацию, фиксируют задание. |
Приложение.
- Задания на скорость химических реакций для индивидуальной работы при опросе (тест).
ТЕСТ
«Скорость химических реакций».
1. Скорость химической реакции определяется …
а) по изменению степеней окисления исходных веществ;
б) по изменению равновесного состояния в системе;
в) по изменению концентрации одного из реагирующих веществ в единицу времени;
г) по тепловому эффекту химической реакции.
2. Перечислите факторы, увеличивающие скорость растворения магния в соляной кислоте …
а) уменьшение концентрации кислоты;
б) измельчение металла;
в) увеличение давления.
3. Cкорость реакции обжига пирита увеличится при …
а) измельчении частиц пирита;
б) укрупнении частиц пирита;
в) уменьшении концентрации кислорода;
г) применении катализатора.
4. Для какой реакции повышение давления в системе увеличивает скорость химической реакции и выход продукта реакции?
а) N2(г) + 3H2(г) → 2NH3(г);
б) NaCl(тв) + H2SO4(р-р) → HCl(г) + NaHSO4(тв);
в) 2H2O(г) → 2H2(г) + O2(г).
5. Самая высокая скорость взаимодействия водорода с простым веществом …
а) иодом;
б) хлором;
в) фтором;
г) бромом.
6. При каких условиях скорость химической реакции
FeO(тв) + CO(г) → Fe(тв) + 2CO2(г) + 17 кДж увеличивается?
а) при увеличении температуры и давления;
б) при снижении температуры и давления;
в) при увеличении температуры и уменьшении давления;
г) при снижении температуры и увеличении давления.
7. С наибольшей скоростью с кислородом реагирует …
а) железо;
б) медь;
в) алюминий;
г) натрий.
- Задание по теме «Химическое равновесие» ( Класс делится предварительно на три группы. Каждой группе дается задание).
Получение аммиака из простых веществ (синтез Габера- Боша) является одним из самых важных промышленных синтезов. Однако, несмотря на все усилия, на сегодняшний день выход аммиака в этой реакции не превышает 35-36%. Это означает, что примерно реагентов приходится снова возвращать в систему.
I. Запишите уравнение реакции (в прямом напралении реакция протекает с выделением теплоты). Проанализируйте все воздействия на систему, которые могут сместить равновесие в сторону образования аммиака.
II. Постарайтесь объяcнить, почему не удается повысить выход синтеза Габера- Боша.
III. Для смещения равновесия в реакции синтеза аммиака вправо необходимо понизить температуру. Почему же на производстве этот процесс проводят при достаточно высокой температуре 500-550˚С.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обратимость химических реакций. Химическое равновесие.
План изложения.1.Реакции обратимые и необратимые. Признаки необратимости.2. Химическое равновесие. Константа химического ...
Проблемно-эвристический урок по теме "Обратимость химических реакций. Химическое равновесие".
Урок химии в 11 классе. Урок нового материала.Цель урока: Актуализация знаний обучающихся по теме «Обратимость химических реакций. Химическое равновесие».Урок прекреплён наглядной презентацией в среде...
технологическая карта по теме : Типы химических реакций
Технологическая карта к уроку по теме:"Типы химических реакций" с использованием ууд...
Конспект урока "Обратимость химических реакции. Химическое равновесие"
Сложная тема, требующая не только знания фактологии. но и умения логически мыслить, хорошо будет усвоена и понята, если все теоретические выкладки будут подтверждены конкретными примерами, демонстраци...
Тест по теме «Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие» 11 класс (УМК Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.)
Тест по теме 11 класс...
Технологическая карта урока химии "Классификация химических реакций", 9 класс
Технологическая карта урока химии "Классификация химических реакций", 9 класс...