Технологическая карта урока в 9 классе "Химическая организация клетки"
методическая разработка по биологии (9 класс)
Урок в 9 классе по теме "Химическая организация клетки" по учебнику Пономаревой И.Н.
В технологической карте отображены все основные этапы урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_biologii_v_9_klasse.docx | 48.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока биологии в 9 классе
Тема урока: Химическая организация клетки
Цель урока: изучить химический состав клетки, выявить роль органических и неорганических веществ.
Задачи:
Образовательные:
знать о химическом составе клетки, а так же о роли органических и неорганических веществ в жизнедеятельности клетки.
Развивающие:
анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно - следственные связи; определять органические веществ в клетках растений с помощью опытов; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли.
Воспитательные:
осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Планируемые результаты
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Различать и называть основные неорганические и органические вещества клетки. Объяснять функции воды, минеральных веществ, белков, углеводов, липидов и нуклеиновых кислот в клетке. Сравнивать химический состав клеток живых организмов и тел неживой природы, делать выводы. | Регулятивные: Формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, сверять свои действия с целью и при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. Познавательные: Работать с различными источниками информации; строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; сравнивать, делать выводы. Коммуникативные: Строить речевые высказывания в устной форме; задавать вопросы, слушать и слышать другое мнение, оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения. | Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, научного мировоззрения, представление о единстве природы; понимание жизни как формы существования белковых тел; осознание потребности и готовности к самообразованию. |
Ресурсы урока:
Биология. 9 класс, И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова, Вентана-Граф, 2019.
Биология: справочник для школьников и поступающих в вузы, Т.Л. Богданова. АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2017.
Презентация к уроку
Раздаточный материал
Ход урока
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | ||||||
1 этап урока - Организационный момент (1 мин) | |||||||
Приветствует учащихся. - Здравствуйте, ребята! Я рада Вас приветствовать на уроке и желаю вам хорошо поработать и взаимного уважения друг к другу. Отмечает отсутствующих. | Приветствуют учителя. Проверяют наличие учебников, тетрадей, раздаточного материала. | ||||||
2 этап урока - Актуализация знаний(5 мин) | |||||||
Какую тему мы изучали с вами на прошлом уроке? Все верно, тема прошлого урока «Многообразие клеток». Давайте проверим Ваши знания по этой теме. Перед Вами лежат задания, которые Вы сейчас должны выполнить. | Ответы учащихся: -Многообразие клеток Учащиеся выполняют тест (см. приложение 1) | ||||||
3 этап – Мотивация изучения нового материала. Формирование темы и целей урока (5 мин) | |||||||
На предыдущих занятиях мы с вами выяснили, что все живое состоит из клеток, а из чего же состоит сама клетка? Учитель направляет обучающихся на самостоятельное определение темы, целей и задач урока. Итак, тема нашего урока «Химические вещества в клетке» | Ответы учащихся Клетка состоит из различных структур, а те в свою очередь состоят из веществ. Вещества состоят из химических элементов. Учащиеся определяют тему, цели и выдвигают задачи урока. Записывают тему в рабочих листах (Приложение 2) | ||||||
4 этап - Открытие нового знания (20 мин) | |||||||
Предлагает составить схему «Химический состав клетки» А теперь, исходя из целей нашего урока, давайте выясним функции этих веществ в клетках Работа в парах. Учитель распределяет по парам вещества, задача учащихся изучить материал параграфа по своему веществу, заполнить графу «функции» в таблице «Химические вещества в клетке», поделиться информацией с одноклассниками. Изучаем роль воды в клетке Вы наверняка слышали, что человек на 80% состоит из воды. В клетках растений также есть вода в среднем около 60%. Демонстрационный опыт, доказывающий наличие воды в клетках. Опыт 1. Прокаливание семян Положим в пробирку сухие семена дыни и прокалим их на огне. На стенках пробирки мы увидим капельки воды, которая выделилась при нагревании из клеток. Минеральные соли составляют около 1-1,5% массы клетки, но их значение очень велико. Вода и минеральные соли входят и в состав неживой природы. О чём это может говорить? А что является принципиальным отличием живой природы от объектов неживой природы? Переходим к изучению углеводов. Для начала давайте попробуем доказать, что в клетках содержатся углеводы. Демонстрационные опыты, доказывающие наличие углеводов в клетке. Опыт 2. Определение крахмала На клубень картофеля капнем йод. Что наблюдаете? Какой вывод мы можем сделать? А из чего получают сахар? Какой вывод мы можем сделать, опираясь на эти знания? Изучаем значение углеводов Учитель дополняет ответы учащихся Давайте попробуем доказать, что в клетках содержатся жиры Демонстрационный опыт, доказывающий наличие жира в клетке. Опыт 3. Определение жира Возьмите салфетку между листочками положите семена арахиса. Обратной стороной карандаша или ручки раздавите семена. Что наблюдаете? Какой можно сделать вывод? Рассматриваем значение жиров (липидов) Учитель дополняет ответы учащихся Демонстрационный опыт, доказывающий наличие белка в клетке Опыт 4. Определение белков Перед вами комочек теста, потрогайте его пальцем. Что чувствуете? Когда сомкнете пальцы, что чувствуете? Правильно, это выделяется из теста белок – клейковина. Он содержится в клетках пшеницы, ржи и других злаков. Благодаря этому белку человек может из муки получать тесто и печь хлеб и пироги. В мясе содержится много различных белков. При варке основная их часть остается внутри куска, а какая-то часть выходит наружу и становятся частью бульона. Причем при повышении температуры некоторые белки разрушаются, некоторые коагулируют (сворачиваются). Так вот часть вышедших в воду и свернувшихся белков, которые нерастворимы в воде и образуют пену. Из бульона мы эту пену убираем в основном из эстетических соображений. Рассматриваем значение белков Учитель дополняет ответы учащихся Рассмотрим виды нуклеиновых кислот и их значение Почему кислоты получили такое название? Какие виды нуклеиновых кислот существуют? Какие они выполняют функции в клетках? В чем заключаются различия между ними? А вот в чем сходство и различия между ДНК и РНК вы выясните дома, заполните таблицу «Сравнительная характеристика нуклеиновых кислот». | Учащиеся составляют схемы «Химический состав клетки» Химический состав клетки неорганические вещества органические вещества вода минеральные соли белки липиды углеводы нуклеиновые кислоты Учащиеся читают параграф № 6, заполняют графу «функции» в таблице «Химические вещества в клетке», готовят ответы Функции воды
Учащиеся отмечают в таблице значение минеральных солей, делятся информацией с одноклассниками
Ответы учащихся: Это свидетельствует о единстве живой и неживой природы. Ответы учащихся В клетках живых организмов присутствуют молекулы органических веществ. Наблюдаем темно-синее окрашивание, это качественная реакция на крахмал. В клетках растений содержится крахмал, который синеет при действии йода Из сахарного тростника или свеклы В клетках растений содержится сахар Изучают материал, заполняют таблицу Ответы учащихся, перечисляют функции углеводов, дают пояснения каждой функции
Появляется жирное пятно на бумаге В клетках растений содержится масло-жидкий жир Ответы учащихся, перечисляют функции липидов, поясняют их
Ответы учащихся Тесто скользкое, клейкое Пальцы склеиваются Слушают учителя. Ответы учащихся, перечисляют функции белков, поясняют их
Ответы учащихся Обнаружены были впервые в ядрах лейкоцитов в 1869г. Ф. Мишером (от лат. nycleus – ядро) ДНК, РНК ДНК
РНК
| ||||||
5 этап – Первичное закрепление изученного материала (5 мин) | |||||||
Для закрепления изученного материала, учитель предлагает выполнить следующее задание. Выбери номера правильных ответов. 1.В клетке есть элементы характерные только для живой природы. 2. Живая и неживая природа образована одинаковыми химическими элементами. 3.Различия в химическом составе клетки и земной коры обнаруживаются на атомном уровне. 4.Во всех органических соединениях присутствует углерод 5. Основная функция нуклеиновых кислот – запасающая. 6. Углеводы – основной источник энергии в клетке. 7. Все клетки состоят из одних и тех же типов химических веществ. Учитель подводит учащихся к выводу о том, что несмотря на многообразие клеток, все они состоят из одних и тех же веществ, что служит доказательством единства происхождения различных типов клеток в процессе эволюции. | Учащиеся выбирают номера правильных утверждений (2,4,6,7) | ||||||
6 этап – Рефлексия учебной деятельности (4 мин) | |||||||
Проверка уровня понимания учебного материала, психологического состояния учащихся после урока по вопросам: -Все ли вам было понятно в течение урока? -Какая часть урока показалась самой интересной? -Какая часть урока вызвала затруднение? -Какое у вас настроение после урока? Ваше настроение отобразите при помощи смайлика. | Учащиеся осуществляют самоанализ деятельности | ||||||
7 этап – Подведение итогов ( 3 мин) | |||||||
Оценивает работу учащихся, комментирует оценки. Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке. | Слушают учителя, высказывают свое мнение и позицию | ||||||
8 этап – Домашнее задание (2 мин) | |||||||
Изучить материал параграфа №6 Заполнить таблицу «Сравнительная характеристика нуклеиновых кислот» Дополнительное задание Подумайте Почему медведь никогда не ляжет в спячку, не набрав достаточное количество жира? У китов слой жира может достигать более 1 метра. Какое это имеет значение для животного? Почему дети любят сладкое? Для поддержания стройной фигуры, многие «сидят на разных диетах», например, исключают полностью из рациона пищу животного происхождения, оставляя только сырые овощи и фрукты. То есть питаются только углеводами. Чем опасно белковое голодание? Почему березовый сок сладкий? | Учащиеся записывают задание. Задают уточняющие вопросы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по биологии 5 класс. "Строение клетки"
Технологическая карта урока построена с требованиями ФГОС....
Химический состав клетки - технологическая карта урока.
Данная разработка урока по теме «Химический состав клетки» составлена для УМК Пономаревой И.Н. и соответствует требованиям ФГОС второго поколения. Урок биологии разработан для учащихся 5 к...
Технологическая карта урока биологии в 5 классе «Химические вещества клетки»
Технологическая карта урока биологии в 5 классе "Химические вещества клетки" по учебнику Пономарёва И.Н. ( по требованиям ФГОС)....
Технологическая карта урока по биологии в 10 классе в соответствии с ФГОС по теме: «Химическая организация клетки»
Цель урока: изучение химического состава клетки, выявление роли неорганических веществ....
Технологическая карта урока по теме "Строение клетки"
Технологическая карта урока по теме "Строение клетки"....
Технологическая карта урока Тема урока: Строение клетки 5 кл
Тип урока: урок общеметодологической направленностиВиды деятельности: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к систематизации и структурированию изученного предметног...
Методическая разработка технологической карты урока по теме “Строение клетки: цитоплазма и её органоиды”
Для развития умений переносить знания из познавательной области в практическую, важно развивать умение преобразовывать информацию в таблицы и схемы. На данном уроке применяется метод-интеллект карт...