План-конспект урока "Алюминий" в рамках ФГОС
методическая разработка по химии (9 класс) по теме

Евтушенко Елена Михайловна

Формирование УУД в рамках ФГОС на уроке в 9-м классе "Алюминий, его физические и химические свойства"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_konspek_uroka_alyuminiy.docx34.95 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока

АЛЮМИНИЙ,

ЕГО СТРОЕНИЕ, СВОЙСТВА И ПРИМЕНЕНИЕ


                                                            Евтушенко Елена Михайловна

                                                                 г. Саратов  МОУ «Средняя   общеобразовательная школа №100»

                                                            учитель химии высшей категории

                                                            Тема: Металлы (10 урок)

                                                            Базовый учебник:

                                                            Габриелян О.С. Химия. 9 класс.

Класс 9 класс

Тема урока    Алюминий, его физические и химические свойства, применение (первый урок темы)

Тип урока – формирование и закрепление новых знаний

Вид урока – смешанный (используется несколько видов деятельности примерно одинаковых по времени)

Цель методическая: продолжить внедрение компетентностного подхода к обучению на уроках химии, как метода формирования умений действовать в заданной учебной ситуации.

Цели образования:

Обучения – продолжить знакомство с особенностями научного исследования на основе установления причинно-следственной связи между строением, свойствами и применением на примере алюминия.

Воспитания – формирование культуры общения, чувства сопричастности общему делу, умения работать коллективно через работу в парах, группе; воспитание культуры умственного труда, сохранения своего здоровья, соблюдения техники безопасности при работе с кислотами, щелочами.

Развития – развитие познавательных интересов, умения определять цель, выдвигать гипотезу через выполнение исследовательской работы; навыков самостоятельной работы и способность к рефлексии, коммуникативных качеств, уверенности в своих силах.

Методы и методические приемы – исследовательский, поисковый, лабораторная работа, работа в группах, решение проблемных ситуаций, взаимоконтроль, эвристическая беседа, тестирование

Оборудование и реактивы для учителя – штативы с пробирками, спиртовка, спички, держатель для пробирок, стакан с водой; бенгальский огонь, растворы соляной кислоты  и гидроксида натрия, концентрированные растворы серной и азотной кислот, гранулы алюминия;

интерактивная доска, проектор, компьютер, выход в Интернет;

программное обеспечение: компьютерная презентация к уроку, Интернет-ресурсы.

Оборудование и реактивы для учащихся – штативы с пробирками, спиртовка, спички, держатель для пробирок, стакан с водой; бенгальский огонь, растворы соляной кислоты  и гидроксида натрия, гранулы алюминия.

Литература для учителя

1. Программа курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений (авт. О.С. Габриелян). // Программа общеобразовательных учреждений. Химия М.: Дрофа, 2007.//

2. Габриелян О.С. Химия, 9 класс, М.: Дрофа, 2007

4. Габриелян О.С.,  Н.П. Воскобойникова, А.В. Яшукова «Химия. 9 класс» Настольная книга учителя химии. М.: Дрофа, 2007

5. Габриелян О.С. Химия. Методическое пособие (8-9)  М.: Дрофа, 2000

Литература для учащихся

1. О.С. Габриелян Химия, 9 класс, М.: Дрофа, 2007

2. О.С. Габриелян, А.В. Яшукова. «Химия. 9 класс» Рабочая тетрадь - М.: Дрофа, 2007.

4. О.С Габриелян, Н.П. Воскобойникова. «Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8-9 классы». – М.: Дрофа, 2007.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент

Введение в тему урока

Легенда-загадка, связанная с историей открытия алюминия

Беседа об удивительных свойствах алюминия

личностные УУД: внутренняя позиция школьника  учебно-познавательная мотивация 

Формулировка темы, целей урока, выдвижение гипотезы

Фронтальная беседа по вопросам

Установление причинно-следственной связи строения, свойств и применения.

Запись темы урока в тетрадях 

познавательные УУД: построение логической цепи рассуждений

регулятивные  УУД:

познавательная инициатива, планирование, прогнозирование

Актуализация опорных знаний об алюминии

Выполнение упражнения с помощью ЭОР

  1. Характеристика по положению в ПСХЭ
  2. Строение атома Al
  3. Сравнение свойств и вывод об активности алюминия

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000036-1000-4ddd-9c4e-300046767db6/ch09_13_01.swf

Обучающиеся делятся на три команды, выполнив задание, отвечают с места. Ответы комментируются и обсуждаются, сверяются с ответами на экране и переносятся в тетрадь

познавательные УУД:

анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия

структурирование знаний

использование знаково-символических средств

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме,

построение логической цепи рассуждений

коммуникативные УУД:

выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации

формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникаций

учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций

Исследование физических свойств

http://fcior.edu.ru/card/7498/primenenie-alyuminiya-i-ego-soedineniy.html

Обучающиеся рассматривают образцы алюминия на столах и высказывают свои предположения о возможном применении алюминия на основе его физических свойств

личностные УУД:

нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания

познавательные УУД:

выдвижение гипотез и их обоснование

Исследование химических свойств алюминия

  1. Фронтальная беседа:
  1. Повторение общих химических свойств металлов
  2. Инструкция по технике безопасности

  1. Проведение исследования

1.Учитель подходит для консультирования и контроля к каждой группе

2.Демонстрация ЭОР Отношение алюминия к йоду

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0aba781c-4185-11db-b0de-0800200c9a66/?from=d05469af-69bd-11db-bd13-0800200c9c09&interface=catalog&class=51&subject=31

3.Демонстрационный опыт

Отношение алюминия

к H2SO4 (конц) и HNO3(конц)

4.Подведение итогов исследования

http://fcior.edu.ru/card/7498/primenenie-alyuminiya-i-ego-soedineniy.html

  1. Обучающиеся на основе своих знаний об общих химических свойствах металлов, высказывают свои предположения о свойствах алюминия, о сходствах и различии с другими металлами и о способах доказательства
  2. Обучающиеся по очереди говорят о  цели своих исследований,

Проводят лабораторную работу в парах (4 вида заданий)

1 группа – Отношение алюминия к кислороду (горение бенгальского огня)

2 группа – Отношение алюминия к воде

3 группа – Отношение алюминия к соляной кислоте

4 группа – Отношение алюминия к гидроксиду натрия

Ученики рассказывают о своих наблюдениях, результаты выводятся на экране, проводится связь между свойствами и применением

познавательные УУД:

анализ, синтез

выдвижение гипотез и их обоснование

использование знаково-символических средств

поиск необходимой информации

моделирование и преобразование моделей разных типов (схемы, знаки и т.д.)

установление причинно-следственных связей,

коммуникативные УУД:

формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

учет разных мнений,

координирование в сотрудничестве разных позиций

достижение договоренностей и согласование общего решения

разрешение конфликтов на основе учета интересов всех участников

управление поведением партнера

адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач

регулятивные  УУД:

волевая саморегуляция

познавательная инициатива

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Тренировочная фронтальная работа по составлению уравнений химических реакций с помощью ЭОР

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0aba781a-4185-11db-b0de-0800200c9a66/x9_159.swf

Составление уравнений реакций

Взаимоконтроль

познавательные УУД:

подведение под понятие  использование общих приемов решения задач

использование знаково-символических средств

самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале

построение речевых высказываний

выведение следствий

регулятивные  УУД:

контроль

коррекция

волевая саморегуляция

коммуникативные УУД:

адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач

Алюминий в природе

Демонстрация ЭОР

http://fcior.edu.ru/card/1190/alyuminiy-v-prirode.html

физминутка

личностные УУД:

нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Выполнение теста

http://fcior.edu.ru/card/11621/testy-po-teme-alyuminiy.html

познавательные УУД:

анализ, сравнение, классификация

использование знаково-символических средств

использование общих приемов решения задач

рефлексия способов и условий действия

самостоятельная адекватная оценка правильности

выделение и формулирование проблемы

регулятивные  УУД:

самостоятельный учет выделенных ориентиров действия в новом учебном материале

волевая саморегуляция

познавательная инициатива

осуществление самоконтроля по результату и по способу действия

результатов действия, внесение необходимых корректив

коммуникативные УУД:

координирование разных позиций с учетом разных мнений

достижение договоренностей и согласование общего решения

личностные УУД:

развитие этических чувств и регуляторов морального поведения

Включение в систему знаний и повторение

Фронтальная беседа

При ответе ученик пользуется опорным конспектом

познавательные УУД:

анализ, синтез, сравнение, классификация

выделение необходимой информации

моделирование, преобразование модели

умение структурировать знания

построение речевых высказываний

подведение под понятие

выведение следствий и доказательств

коммуникативные УУД:

формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

постановка вопросов

адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач

управление поведением партнера

личностные УУД:

нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания

Домашнее задание

, составить электронные презентации о свойствах алюминия, истории открытия, получении, применении, влиянии на организм человека, перспективах применения алюминия и его соединений

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Сегодня на уроке я узнал …

Я удивился …

Теперь я умею …

Я хотел бы узнать…

познавательные УУД:

рефлексия способов и условий действия контроль и оценка процесса и

результатов деятельности

регулятивные  УУД:

эмпатия

адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности

коммуникативные УУД:

формулирование и аргументация своего мнения

планирование учебного сотрудничества

личностные УУД:

внутренняя позиция школьника

самооценка на основе критерия успешности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка в 5 классе в рамках ФГОС по теме "Корень слова. Однокоренные слова"

В данном конспекте показана работа учащихся по новой теме "Корень слова"...

План-конспект урока изобразительного искусства ФГОС 5 класс на тему "Пейзаж"

Данный материал позволит учителю интересно и наглядно провести урок изобразительного искусства....

План – конспект внеурочного занятия по ФГОС в 5 «б» классе на тему: «Урок толерантности»

Толерантность - это терпимое отношение к чему-нибудь, умение без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению, характеру....

Двоичная система счисления. План-конспект урока (9 класс, ФГОС).

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКАДвоичная система счисления     ФИО (полностью)Коростелева Надежда Сергеевна Место работыМОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8» г. Томмот...

План-конспект урока с элементами ФГОС

План-конспект урока с элементами ФГОС....