Металлы в организме человека (урок-обобщение в 9 классе)
план-конспект урока по химии (9 класс) по теме
Данный урок проводится в гуманитарном классе, рассчитан на 2 академических часа.
Цель урока: обобщить знания учащихся о металлах, особенностях их строения; показать разнообразие их свойств и значение в жизнедеятельности человека, расширить и углубить знания о роли металлов в организме человека; а также развивать навыки выполнения химического эксперимента, максимально использовать знания, полученные при изучении других предметов - биологии, литературы, музыки, географии, математики.
В качестве девиза к уроку взяты слова Д. И. Менделеева: "Мощь и сила науки - во множестве фактов, цель - в обобщении этого множества".
Урок проводится в форме заседания кафедры "Химии".
Так как проводится он в классе гуманитарного профиля, большинство заданий составлены с учетом этого: взяты отрывки из художественных произведений писателей-классиков, стихи, несложные головоломки, загадки. Работа учащихся организуется на специальном рабочем листе, составленном в виде тетради с печатной основой. Большое внамание уделяется биологической роли таких металлов, как натрий, магний, кальций, железо и медь. Особо выделяется вопрос о токсическом действии различных металлов на человеческий организм.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 53.5 КБ |
![]() | 48 КБ |
![]() | 32 КБ |
![]() | 37 КБ |
![]() | 45 КБ |
![]() | 25 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок «Обобщение по теме «Металлы». Металлы в организме человека»
(90 минут).
Цель: обобщить знания учащихся о металлах, особенностях их строения, свойствах; показать разнообразие их свойств и значение в жизнедеятельности человека;
расширить и углубить знания о роли металлов в организме человека;
развивать навыки выполнения химического эксперимента, прививать навыки самостоятельной работы, учить четко и грамотно выражать свои мысли, максимально использовать знания, полученные при изучении других предметов – биологии, литературы, музыки, географии, математики (устанавливать межпредметные связи).
Оборудование: электрическая лампочка, ртутный термометр, зеркало, эмалированная кастрюля (или миска), электрический чайник, столовые приборы из нержавейки и мельхиора и серебра. Муляжи фруктов и овощей. Соли натрия, лития, меди, бария, кальция, спиртовка. На столах учащихся - 2 пробирки с раствором яичного белка, щелочь, сульфат меди. Видеокассета «Демонстрационный эксперимент по химии».
Девиз урока: «Мощь и сила науки – во множестве фактов, цель – в обобщении этого множества» (Д. И. Менделеев).
Ход урока:
Дорогие ребята! Сегодня у нас состоится заседание кафедры «Химии». Вы, младшие научные сотрудники, доложите мне, старшему научному сотруднику, все, что рассматривали на предыдущих занятиях о металлах и свойствах их соединений.<Приложение 4>
На повестке дня три вопроса.
- Металлы главных подгрупп.
- Металлы побочных подгрупп. Железо и его соединения.
- Токсическое действие металлов на организм человека.
Вступительное слово старшего научного сотрудника:
Если мы будем внимательны, то обнаружим вокруг себя множество «металлических» элементов.
Вот электрическая лампочка. В ней светится раскаленная нить – проволочка из вольфрама, ток к которой подводят провода из чистой меди. Патрон лампочки сделан из цинка, а ее цоколь закреплен припоем – сплавом олова со свинцом и сурьмой.
В домашней аптечке хранится термометр, капилляр которого заполнен ртутью – единственным металлом, который при обычных условиях находится в жидком состоянии. Подойдем к зеркалу – увидим свое отражение в тончайшем слое металлического серебра, который нанесен на стекло. На кухне стоит кастрюля из нержавеющей стали (сплава железа с хромом), покрытая блестящим слоем никеля. Нагревательный элемент электрического чайника сделан из нихрома (это сплав никеля и хрома) и упрятан в спиральный защитный кожух – трубочку из сплава алюминия с магнием и медью или из титана. Сахар в чашке будем размешивать ложкой из мельхиора – сплава меди и никеля. А сколько деталей из самых разных металлов и сплавов в часах, телевизоре, калькуляторе, автомобиле!.
Металлов много есть, но дело не в количестве:
В команде работящей металлической
Такие мастера, такие личности!
Преуменьшать нам вовсе не пристало
Заслуги безусловные металлов
Пред египтянином, китайцем, древним греком
И каждым современным человеком.
Вопрос: Каково происхождение слова «металл»? Откуда оно к нам пришло? (инд. задан.)
Вопрос: Какое место занимают металлы в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева?
Каковы особенности строения их атомов?
(организуется работа по схеме «Общая характеристика металлов»; немая схема – заполнение пропусков).<Приложение 4>
1. Металлы главных подгрупп
- Отгадайте чудесную головоломку: Прибавьте к определению человека, который владеет тайнами, три буквы в конце слова, и вы получите название мягкого серебристо-белого металла, горящего ярким белым светом. (маг – магний).
Демонстрация опыта «Окраска пламени солями металлов» (натрий – желтое, литий, кальций – красное, барий, медь – зеленое пламя) – заполнение таблицы.<Приложение 4>
Идет одновременно фронтальная работа (задание №1) и индивидуальная работа на проверку знаний свойств активных металлов по другим заданиям с раздаточного материала (по два уравнения по цепочке разбираем у доски).<Приложение 4>
Вопрос: сделайте вывод о свойствах металлов и их соединений.
Вывод: в организме человека находится 81 химический элемент из 92 встречающихся в природе. Человеческий организм – сложная химическая лаборатория. Трудно себе представить, но ежедневно наше самочувствие, настроение и даже аппетит могут зависеть от минеральных веществ. Без них бесполезными оказываются витамины, невозможны синтез и распад белков, жиров и углеводов.
Вопрос: охарактеризуйте роль натрия и магния, кальция в организме человека. (инд. задание) Работа по таблице №1.<Приложение 1>
«Черный ящик» – С помощью последовательных вопросов отгадайте, изделие из какого металла находится в черном ящике?
- Какой металл называют «пришельцем из космоса»?
- Какой самый используемый металл в мире?
- Какой металл придает нашей крови красный цвет?
- Измените только одну последнюю букву в названии органа, вырабатывающего и выделяющего гормоны для жизнедеятельности организма, и вы получите название металла, главную составляющую часть чугуна и стали.
(все вопросы про железо)
2. Железо и его соединения.
Просмотр видеофильма «Демонстрационные опыты по химии». Лабораторный опыт « Исследование свойств гидроксида железа II или III». (по вариантам). (обсуждение опытов и иллюстрация их уравнениями реакций).
Вопрос: Какой элемент содержится в яблоках? (железо)
Слово ст. научного сотрудника: На столе – муляжи фруктов и овощей. Эти плоды связаны с темой урока – в них есть металлы. Например, чеснок – единственный продукт питания, содержащий германий, от которого зависит крепость кровеносных сосудов. Кукуруза содержит золото, обеспечивающее работу нервной системы.
Вопросы: Какова роль меди для человека? (инд. з.) Какова биологическая роль железа в организме человека? ( инд. з.)
Задание: Используя данные таблицы №2 <Приложение 2>, скажите какие продукты необходимо включать в рацион, чтобы восполнить недостаток железа?
Вывод: «Академик Ферсман говорил, что железо – не только основа всего мира, самый главный металл окружающей нас природы. Оно основа культуры и промышленности. Оно орудие войны и мирного труда, и во всей таблице Менделеева невозможно найти другой такой элемент, который был бы так связан с прошлыми, настоящими и будущими судьбами человечества».
Да, действительно, мы выяснили, что металлы играют огромную роль в жизнедеятельности организма. Но так ли уж они безобидны?
3. Токсическое действие металлов на организм человека.
Организуем работу с таблицей №3. <Приложение 3>
- К чему может привести избыток ионов натрия? Солей магния?
- В Интернете в 1995 г. появилось сообщение, что у студентки Пекинского университета внезапно начались головокружения, сильные кишечные спазмы, жгучие боли в ладонях и ступнях. Затем у нее прядями стали выпадать волосы. Родители срочно отправили ее в больницу, но девушка погрузилась в кому. По мнению врачей, головокружения и боли в ладонях и ступнях, а также в суставах указывают на серьезное невралгическое расстройство. Однако пункция позвоночника не выявила никаких отклонений. Анализы на отравление мышьяком и свинцом также оказались отрицательными. Действие какого металла на организм человека связано с выпадением волос? (таллия)
- Что произойдет с организмом при действии на него цинка?
- Какие последствия для человеческого организма может иметь удаление из него всех металлов?
Лабораторный опыт, цель которого – экспериментально доказать действие солей некоторых металлов на белок. Смешать белок с гидроксидом натрия и медным купоросом – выпадает осадок фиолетового цвета. Вывод: белок разрушается.
Общий вывод заседания кафедры.
Мы часто говорим об охране животных и растений. А надо ли охранять человека?
Человек – он ведь тоже природа.
Он ведь тоже закат и восход.
И четыре в нем времени года.
И особый в нем музыки ход.
И особое таинство цвета,
То с жестоким, то с добрым огнем.
Человек – он зима. Или лето.
Или осень. С грозой и дождем.
Все вместил в себя – версты и время,
И от атомных бурь он ослеп.
Человек – он и почва, и семя.
И сорняк среди поля. И хлеб.
И какая в нем брезжит погода?
Сколько в нем одиночества? Встреч?
Человек – он ведь тоже природа…
Так давайте природу беречь!
С. Островой.
Ст. научный сотрудник: в завершении нашего заседания я попрошу вас выполнить тестовые задания <Приложение 5> и ответить на вопросы «Что вы сегодня узнали нового?», «Что хотели бы еще узнать?» - чтобы наметить темы для следующего заседания. Для этого допишите предложения, посвященные сегодняшнему уроку:
Сегодня я узнал (а)______________________________________
Я удивился (лась)_______________________________________
Теперь я умею _________________________________________
Я хотел (а) бы __________________________________________
Выставить оценки за урок. Задать домашнее задание.
Литература:
- Аликберова Л., Занимательная химия: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999г.
- Ледовская Е. М., Урок по теме «Металлы в организме челвека».- ж. Химия в школе
- Материалы газеты «Первое сентября «Химия»
- Сорокин В. В., Злотников Э. Г., Проверь свои знания: Тесты по химии: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение: Учеб. лит., 1997г.
- Эмсли Дж., Элементы: Пер. с анг. – М.: Мир, 1993г.
Предварительный просмотр:
Приложение 1.
Таблица №1. «Металлы в организме человека (по Дж. Эмсли, 1993 г.)»
Элемент | Содержание в организме (70 кг) | Мышечная ткань, % | Костная ткань, % | Кровь, мг/л | Ежедневный прием с пищей | Токсическая доза | Летальная доза |
Литий | 0,67 мг | 0,023 * 10 -4 | Д.о. | 0,004 | 0,1-2 мг | 92-200 мг | Д.о. |
Натрий | 100 г | 0,26-0,78 | 1 | 1970 | 2-15 г | нетоксичен | - |
Калий | 140 г | 1,6 | 0,21 | 1620 | 1400-7400 мг | 6 г | 14 г |
Рубидий | 680 мг | (20-70)* 10-4 | (0,1-5)* 10-4 | 2,49 | 1,5-6 мг | Д.о. | Д.о. |
Цезий | Д.о. | (0,07-6)* 10-4 | 0,013* 10-4 | 0,0038 | 0,004-0,3 мг | нетоксичен | - |
Бериллий | 0,036 мг | 0,75* 10-7 | 0,3* 10-6 | <1* 10-5 | 0,01 мг | Д.о. | Д.о. |
Магний | 19 мг | 0,09 | (7-18)* 10-2 | 37,8 | 250-380 мг | нетоксичен | - |
Кальций | 1 кг | 0,14-0,7 | 17 | 60,5 | 600-1400 мг | нетоксичен | - |
Стронций | 320 мг | (0,12-3,5)* 10-4 | (0,36-1,4)* 10-2 | 0,031 | 0.8-5 мг | Нетоксичен | - |
Барий | 22 мг | (0,02-0,7)* 10-4 | 0,45* 10-4 | 0,0078 | 0,60-1,7 мг | 0,4 мг | 150-300 мг |
Радий | 31*10-9 мг | 0,23*10-13 | 4*10-13 | 6,6* 10-13 | 2*10-9 мг | Токсичен | - |
Медь | 72 мг | 0,001 | (1-26)* 10-4 | 1,01 | 0,5-6 мг | >250 мг | Д.о. |
Серебро | Д.о. | (0,009-0,23)*10-3 | (0,01-0,44)* 10-4 | <0,003 | 0,0014-0,08 мг | 60 мг | 1,3-6,2 г |
Золото | Д.о. | Д.о. | 0,016* 10-4 | (0,1-4,2)* 10-4 | Д.о., но доза невелика | нетоксичен | - |
Железо | ~5 г | 20-22 | Большая часть |
Предварительный просмотр:
Приложение 2.
Таблица №2. «Содержание железа в продуктах питания (мг/100 г)».
Продукт | Содержание железа | Продукт | Содержание железа | Продукт | Содержание железа |
Морская капуста | 16 | Изюм | 2,7 | Телятина, свекла | 1,1 |
Курага | 11,8 | Миндаль | 2,5 | Черная смородина | 0,9 |
Печень говяжья | 8,4 | Яблоки | 2,2 | Гранаты, черника | 0,8 |
Фасоль | 6,7 | Груши | 2,1 | Куры, редис, пшено | 0,7 |
Петрушка | 5,9 | Сливы | 1,9 | Клюква, мед | 0,6 |
Крупа овсяная | 4,2 | Абрикосы | 1,8 | Рыба, виноград | 0,5 |
Персики | 3,7 | Черешня | 1,7 | Баклажаны, орехи | 0,4 |
Финики | 3,6 | Макароны | 1,5 | Кабачки, лимоны | 0,3 |
Икра осетровых | 3,4 | Рис | 1,3 | Капуста квашеная | 0,2 |
Гречневая крупа | 3,2 | Вишня | 1,2 | Молоко | 0,1 |
Предварительный просмотр:
Приложение 3.
Таблица №3. «Биологическая роль металлов и их токсическое действие».
Металл | Биологическая роль | Токсическое действие избытка металла |
литий | Дефицит лития в организме человека приводит к психическим расстройствам | Вызывает общую заторможенность, нарушение дыхания и сердечного ритма, слабость, сонливость, потерю аппетита, жажду, расстройство зрения, а также дерматит лица и рук. |
натрий | Ионы натрия поддерживают у человека и животных нормальную возбудимость мышечных клеток, участвуют в сохранении кислотно-основного баланса в организме, в регуляции сердечной деятельности (успокаивают), удерживают воду в организме. | Приводит к нарушению водного баланса, сгущению крови, вызывает дисфункцию почек, некоторые сердечно-сосудистые заболевания, а также общее нарушение обмена веществ. |
калий | Ионы калия регулируют белковый и углеводный обмен, влияют на процесс фотосинтеза и рост растений. Калий необходим для нормального функционирования всех мышц, особенно сердечной, способствует выделению избыточного натрия, избавляя организм от лишней воды и устраняя отеки. | Вызывает усиление двигательной активности, учащение сердечного ритма, нарушение углеводного, жирового и белкового обмена. |
магний | Соли магния проявляют антисептическое и сосудорасширяющее действие, понижают артериальное давление и содержание холестерина в крови, оказывают успокаивающее действие на нервную систему, играют большую роль в профилактике и лечении рака, благотворно действуют на органы пищеварения. | Приводит к нарушению минерального обмена. Нарушение баланса обмена магния вызывает повышенную смертность от сердечно сосудистых заболеваний и болезней желудочно-кишечного тракта. |
кальций | Ионы кальция необходимы для процесса кроветворения, обмена веществ, для уменьшения проницаемости сосудов, нормального роста скелета, благотворно влияют на состояние нервной системы, оказывают противовоспалительное действие. | При избытке кальция возникает цистит. Если кальций попадает в организм в виде цементной пыли, то страдают органы дыхания, у детей снижается возбудимость нервной системы и обонятельного анализатора. |
стронций | Оказывает влияние на процессы костеобразования. | Поражаются костная ткань, печень, кровь; наблюдаются повышенная ломкость костей, выпадение волос. |
алюминий | Содержится в легких печени, костях, головном мозге; действует на пищеварительные ферменты и нервную систему. | Приводит к нарушению минерального обмена. |
цинк | Входит в состав крови и мышечной ткани, является катализатором многих реакций, входит в состав инсулина, участвует в белковом обмене. | При высоких концентрациях цинк – мутаген и онкоген. Вызывает заболевания костно-мышечной системы. |
кадмий | Биологический конкурент цинка, снижает активность пищеварительных ферментов, нарушает функцию поджелудочной железы, углеводный обмен, поражает почки и тормозит рост костей; увеличивает опасность переломов костей. | |
ртуть | Поражает центральную нервную систему, сосредоточивается в почках, нарушая их деятельность; также накапливается в клетках мозга и слизистой оболочке рта. | |
барий | Поражает костную ткань, костный мозг и печень, нервную систему, приводит к хрупкости костей за счет вытеснения из них кальция. | |
таллий | Поражает периферическую нервную систему, желудочно-кишечный тракт и почки. Биологический конкурент калия из-за сходства между ионами; накапливается в волосах, костях, почках и мышцах. Характерный признак отравления таллием – выпадение волос. |
Предварительный просмотр:
Приложение 4.
Тема урока: «Обобщение по теме «Металлы». Металлы в организме человека».
Девиз урока: «Мощь и сила науки – во множестве
фактов, цель – в обобщении этого множества»
(Д. И. Менделеев)
Повестка дня: 1. Металлы главных подгрупп.
2. Железо и его соединения.
3. Токсическое действие металлов на организм человека.
Выслушав рассказ , заполните пропуски в таблице:
- _________________________________
Посмотрев опыт, заполните таблицу:
Формула вещества | Цвет пламени |
NaNO3 | |
BaNO3 | |
Ca(NO3)2 |
Задания
1. Составьте уравнения практически осуществимых реакций. Из букв, соответствующих правильным ответам, вы составите техническое название соединения калия, которое используется для приготовления тугоплавкого стекла: _ _ _ _ _ .
А) K2O + H2O → _______________________ П
Б) Na2O + Ba(OH)2 → ___________________В
В) Mg + Cl2 →__________________________ О
Г) NaOH + SO3 → _______________________Т
Д) Li2O + CaSO4 → _____________________ Д
Е) Ca(OH)2 + HCl → _____________________ А
Ж) Li2O + CuO → _______________________ Л
З) NaOH + ZnCl2 → ______________________ Ш
2. Осуществите цепочку превращений:
1. 2. 3.
K → KCl → KOH → KNO3
Реакцию №1 разберите как окислительно-восстановительную, а №3 – в ионном виде.
3. Прочитайте, как описывает взрыв в пещере рудничного газа Л. Буссенар в произведении «Похитители бриллиантов»:
«Пожар пылал несколько часов подряд. Пещера превратилась в настоящую печь по обжигу известняка. Неслыханной силы пламя обожгло весь известковый пласт, который представляет собой углекислую соль кальция. Под действием огня известняк разложился… и получилось именно то, что называют негашеной известью. Оставалось только, чтобы на нее попало известное количество воды. Так и случилось. Ливень, который последовал за грозой, залил всю эту огромную массу негашеной извести. Она разбухла, стала с непреодолимой силой распирать сжимающий ее уголь и выталкивать его по направлению к пропасти… Скалы, деревья, клад, мумии – все исчезло в мгновение ока вместе с презренными негодяями».
Напишите формулы веществ, о которых упоминается в отрывке. Составьте уравнения всех описанных реакций.
4. Осуществите превращения:
1. 2. 3. 4.
Al → AlCl3 → Al(OH)3 → Al2O3 → Na[Al(OH)4]
Реакцию №1 разберите как окислительно-восстановительную, а №4 – в ионном виде.
5. А. М. Горький «Сказки об Италии»: «На его (Тамерлана) страшной седой голове – белая шапка с рубином на острой верхушке. А в ушах царя – серьги из рубинов Цейлона, из камней цвета губ красивой девушки. Рубин врачует сердце, мозг, силу, память человека, сапфир хранит и умножает мужество, очищает глаза, укрепляет мускулы».
Рубин – разновидность корунда, окрашенная в кроваво-красный цвет, сапфир – синяя разновидность корунда.
Вычислите массовую долю алюминия в природном корунде.
- _________________________________________
Задание: Проиллюстрируйте уравнениями реакций увиденный эксперимент.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- __________________________________________
Проделайте лабораторный опыт «Действие некоторых металлов на белок».
Добавьте к раствору белка соединения содержащие металлы.
Вывод: ______________________________________________________________________
Положение в ПС
Химическая связь
Строение атома
Кристалл. решетка
Хим. свойства
Физ. свойства
Куб. объемноцентрир.
Куб. гранецентрир.
Гексагональная
Предварительный просмотр:
Приложение 5. Тест к уроку «Обобщение по теме «Металлы». Металлы в организме человека».
Вариант 1.
- Металлические свойства в ряду элементов Be, Mg, Ca, Sr, Ba
А) не изменяются
Б) ослабевают
В) усиливаются
Г) изменяются периодически
- В самородном состоянии встречается в природе
А) алюминий
Б) медь
В) хром
Г) магний
- Сталь – это сплав
А) марганца с хлором
Б) никеля с кремнием
В) фосфора с серой
Г) железа с углеродом
- Реагирует с водой при комнатной температуре
А) железо
Б) цинк
В) медь
Г) кальций
- Регулируют белковый и углеводный обмен, влияют на процесс фотосинтеза и рост растений ионы
А) железа
Б) магния
В) лития
Г) калия
Допишите предложения
Сегодня я узнал(а)
Я удивился(лась)
Теперь я умею
Я хотел(а) бы
Вариант 2.
- Металлические свойства в ряду элементов Si, Al, Mg, Na
А) не изменяются
Б) ослабевают
В) усиливаются
Г) изменяются периодически
- Широко используется в электротехнике
А) железо
Б) медь
В) литий
Г) кальций
- Бронза – это сплав
А) цинка с оловом
Б) алюминия с марганцем
В) железа с фосфором
Г) меди с оловом
- Не реагирует с водой даже при нагревании
А) магний
Б) цинк
В) железо
Г) медь
- Проявляют антисептическое и сосудорасширяющее действие в организме человека, понижают артериальное давление соли
А) кальция
Б) стронция
В) магния
Г) алюминия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок в 8 классе «Металлы – простые вещества. Роль металлов в организме человека»
Урок проводится в 8 классе, когда химических знаний еще недостаточно, поэтому, опираясь на ранее полученные знания учащихся необходимо подвести их к пониманию различий в представлениях о металлах...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/27/picture-211533-1361946023.jpg)
Металлы в организме человека
Биологическая роль металлов и их токсическое действиеРасширить и углубить знания о роли металлов в организме человека, показать разнообразие их свойств и значение в жизнедеятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/28/picture-213854-1362059499.jpg)
Урок по химии в 9 классе "Металлы в организме человека"
Технологии урока: проектная деятельность, исследование в обучении, проблемное обучениеЦель урока: создание условий для осознания девятиклассниками значения металлов для организма человека, формировани...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/28/picture-213854-1362059499.jpg)
Презентация к уроку химии в 9 классе "Металлы в организме человека"
Технологии: проектная деятельность, исследование в обучении, проблемное обучениеЦель урока: создание условий для осознания девятиклассниками значения металлов для организма человека, формирование осно...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/07/picture-215818-1362684520.jpg)
Свойства металлов. Металлы в организме человека
Методическая разработка урока химии в 9 классе в рамках школьного методического дня «Как сделать вопросы и задания инструментом развития мышления учащихся»....
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/23/picture-650233-1437627369.jpg)
Вредное воздействие тяжелых металлов на организм человека
Не будем, однако, слишком обольщатьсянашими победами над природой. За каждую такую победу она нам мстит. Каждая из этих побед имеет, правда, в первую очередь те последствия, на которые мы рассчитывали...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/20/picture-75778-1542663462.jpg)
Конспект урока с использованием здоровьесберегающих технологий по биологии и химии в 9 классе «Значение металлов для организма человека»
Интегрированный урок предусматривает создание условий для осознания девятиклассниками значения металлов для организма человека, изучить содержание металлов в продуктах питания, формировать предст...
Комментарии
Уважаемая Наталья
Уважаемая Наталья Владимировна! Очень интересная тема! Очень интересный урок! Спасибо!