Вредное воздействие тяжелых металлов на организм человека
учебно-методический материал по химии (8 класс) на тему
Не будем, однако, слишком обольщаться
нашими победами над природой. За каждую
такую победу она нам мстит. Каждая из
этих побед имеет, правда, в первую очередь
те последствия, на которые мы рассчитывали,
но во вторую и третью очередь
совсем другие, непредвиденные последствия,
которые часто уничтожают значение первых.
Ф. Энгельс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vrednoe_vozdeystvie_tyazhelyh_metallov_na_organizm_cheloveka.docx | 18.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Вредное воздействие тяжелых металлов на организм человека
Введение
Не будем, однако, слишком обольщаться
нашими победами над природой. За каждую
такую победу она нам мстит. Каждая из
этих побед имеет, правда, в первую очередь
те последствия, на которые мы рассчитывали,
но во вторую и третью очередь
совсем другие, непредвиденные последствия,
которые часто уничтожают значение первых.
Ф. Энгельс
Тяжёлые металлы - это элементы периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева, с относительной молекулярной массой больше 40.Одним из сильнейших по действию и наиболее распространенным химическим загрязнением является загрязнение тяжелыми металлами.
К тяжелым металлам относятся более 40 химических элементов периодической системы Д.И. Менделеева, масса атомов которых составляет свыше 50 атомных единиц.
Эта группа элементов активно участвует в биологических процессах, входя в состав многих ферментов. Группа "тяжелых металлов" во многом совпадает с понятием "микроэлементы". Отсюда свинец, цинк, кадмий, ртуть, молибден, хром, марганец, никель, олово, кобальт, титан, медь, ванадий являются тяжелыми металлами.
Тяжелые металлы, попадая в наш организм, остаются там навсегда, вывести их можно только с помощью белков молока и белых грибов. Достигая определенной концентрации в организме, они начинают свое губительное воздействие - вызывают отравления, мутации. Кроме того, что сами они отравляют организм человека, они еще и чисто механически засоряют его - ионы тяжелых металлов оседают на стенках тончайших систем организма и засоряют почечные каналы, каналы печени, таким образом, снижая фильтрационную способность этих органов. Соответственно, это приводит к накоплению токсинов и продуктов жизнедеятельности клеток нашего организма, т.е. самоотравление организма, т.к. именно печень отвечает за переработку ядовитых веществ, попадающих в наш организм, и продуктов жизнедеятельности организма, а почки - за их выведение наружу Источники поступления тяжелых металлов делятся на природные (выветривание горных пород и минералов, эрозийные процессы, вулканическая деятельность) и техногенные (добыча и переработка полезных ископаемых, сжигание топлива, движение транспорта, деятельность сельского хозяйства).
Часть техногенных выбросов, поступающих в природную среду в виде тонких аэрозолей, переносится на значительные расстояния и вызывает глобальное загрязнение.
Другая часть поступает в бессточные водоемы, где тяжелые металлы накапливаются и становятся источником вторичного загрязнения, т.е. образования опасных загрязнений в ходе физико-химических процессов, идущих непосредственно в среде (например, образованиеизнетоксичных веществ ядовитого газа фосгена).
Тяжелые металлы накапливаются в почве, особенно в верхних гумусовых горизонтах, и медленно удаляются при выщелачивании, потреблении растениями, эрозии и дефляции - выдувании почв. Период полуудаления или удаления половины от начальной концентрации составляет продолжительное время: для цинка - от 70 до 510 лет, для кадмия - от 13 до 110 лет, для меди - от 310 до 1500 лет и для свинца - от 740 до 5900 лет. В гумусовой части почвы происходит первичная трансформация попавших в нее соединений.
Тяжелые металлы обладают высокой способностью к многообразным химическим, физико-химическим и биологическим реакциям. Многие из них имеют переменную валентность и участвуют в окислительно-восстановительных процессах. Тяжелые металлы и их соединения, как и другие химические соединения, способны перемещаться и перераспределяться в средах жизни, т.е. мигрировать. Миграция соединений тяжелых металлов происходит в значительной степени в виде органо-минеральной составляющей. Часть органических соединений, с которыми связываются металлы, представлена продуктами микробиологической деятельности. Ртуть характеризуется способностью аккумулироваться в звеньях «пищевой цепи». Микроорганизмы почвы могут давать устойчивые к ртути популяции, которые превращают металлическую ртуть в токсические для высших организмов вещества. Некоторые водоросли, грибы и бактерии способны аккумулировать ртуть в клетках.
Ртуть, свинец, кадмий входят в общий перечень наиболее важных загрязняющих веществ окружающей среды, согласованный странами, входящими в ООН.
Вредное воздействие тяжелых металлов
Загрязнение окружающей среды
Под загрязнением окружающей среды понимают нежелательные изменения физических, физико-химических и биологических характеристик воздуха, почв, вод, которые могут неблагоприятно влиять на жизнь человека, необходимых ему растений, животных и культурное достояние, истощать или портить его сырьевые ресурсы. Эти негативные изменения являются результатом деятельности человека. Они прерывают или нарушают процессы обмена и круговорота веществ, их ассимиляцию, распределение энергии, в результате меняются свойства окружающей среды, условия существования организмов, снижается продуктивность или же разрушаются экосистемы. Прямо или косвенно такие преобразования влияют на человека через биологические ресурсы, воды и продукты.
Основные источники загрязнений антропогенного происхождения:
. тепловые электростанции (27 %),
. предприятия черной (24 %) и цветной (10,5 %) металлургии,
. нефтехимической промышленности (15,5 %),
. строительных материалов (8,1 %), химической промышленности (1,3%),
. автотранспорта (13,3 %).
Типы загрязнений и вредных воздействий: физические загрязнения — радиоактивные элементы (излучение), нагрев или тепловое загрязнение, шумы; биологические загрязнения — микробиологическое отравление дыхательных и пищевых путей (бактерии, вирусы), изменение биоценозов вследствие внедрения чужеродных растений или животных; химические загрязнения — газообразные производные углерода и жидкие углеводороды, моющие средства, пластмассы, пестициды, производные серы, тяжелые металлы, фтористые соединения, аэрозоли и др.; эстетический вред — нарушение ландшафтов, примечательных мест малопривлекательными постройками и др. Кроме того, выделяют группы загрязняющих факторов: материальные, включающие механические (аэрозоли, твердые тела и частицы в воде и почве), химические (разнообразные газообразные, жидкие и твердые химические соединения), биологические загрязнения (микроорганизмы и продукты их деятельности), энергетические (физические) загрязнения — энергия тепловая, механическая (вибрация, шум, ультразвук), световая, электромагнитные поля, ионизирующие излучения. Радиоактивные отходы — материальные и энергетические загрязнения. Различают также точечные (сосредоточенные) и рассредоточенные источники загрязнения, а также источники загрязнения непрерывного и периодического действия.
Загрязнители бывают:
. стойкие неразлагающиеся (например, соли ртути, фенольные соединения с длинной цепью, ДДТ, алюминиевые банки и др.), не существует природных процессов, разлагающих эти загрязнители с той же скоростью, с какой они вводятся в экосистемы;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воздействия эл. тока на организм человека
Характер и глубина воздействия эл. тока на организм человека зависит от силы и рода тока, времени его действия, пути прохождения через тело человека. Пороговым является ток около 1 мА....
Открытый урок в 8 классе «Металлы – простые вещества. Роль металлов в организме человека»
Урок проводится в 8 классе, когда химических знаний еще недостаточно, поэтому, опираясь на ранее полученные знания учащихся необходимо подвести их к пониманию различий в представлениях о металлах...
Свойства металлов. Металлы в организме человека
Методическая разработка урока химии в 9 классе в рамках школьного методического дня «Как сделать вопросы и задания инструментом развития мышления учащихся»....
Комплексное воздействие факторов среды на организм человека
Как любые живые организмы, человек живет в окружающей его среде. Вся совокупность экологических факторов прямо или косвенно воздействуют на него. Но человек – уникальный вид живого мира, п...
Методическая разработка группового занятия «О вредном воздействии наркотических веществ на организм человека»
Рост распространенности наркоманий продолжается среди подростков и взрослых людей, несмотря на все меры противодействия наркотизации, предпринимаемые в обществе.За молодежь идет борьба между представи...
Тема «Первая помощь при воздействии низких температур. Последствия воздействия низких температур на организм человека»
Тема : «Первая помощь при воздействии низких температур. Последствия воздействия низких температур на организм человека.»Производственные процессы, выполняемые при пониженной температуре, ...
Влияние тяжелых металлов на организм человека
Рассмотрены свойства металлов и их влияние на биологмческие обьекты...