Урок по химии в 9 классе "Металлы в организме человека"
методическая разработка (химия, 9 класс) по теме

Ченцова Наталья Николаевна

Технологии урока: проектная деятельность, исследование в обучении, проблемное обучение

Цель урока: создание условий для осознания девятиклассниками значения металлов для организма человека, формирование основ правильного питания школьников.

Задачи урока:

Образовательная: создать условия для усвоения знаний о значении металлов для нормального функционирования нашего организма, основных правил здорового питания, показать связь изучаемой темы с жизнью.

Развивающая: развивать умения выстраивать цепь логических суждений; продолжить развитие умений анализа, синтеза, умений обобщать и делать выводы; формировать умения работать с различными источниками информации.

Воспитательная: воспитывать коммуникативные умения при работе в коллективе сверстников, пропагандировать здоровый образ жизни.

Метод обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, проектно-исследовательский.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_v_9_klasse_metally_v_organizme_cheloveka.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по химии в 9 классе

Металлы в нашем организме

Автор составитель Ченцова Н.Н.

учитель химии школы №436, Санкт-Петербург

Технологии: проектная деятельность, исследование в обучении, проблемное обучение

Цель урока: создание условий для осознания девятиклассниками значения металлов для организма человека, формирование основ правильного питания школьников.

Задачи урока:

Образовательная: создать условия для усвоения знаний о значении металлов для нормального функционирования нашего организма, основных правил здорового питания, показать связь изучаемой темы с жизнью.

Развивающая: развивать умения выстраивать цепь логических суждений; продолжить развитие умений анализа, синтеза, умений обобщать и делать выводы; формировать умения работать с различными источниками информации.

Воспитательная: воспитывать коммуникативные умения при работе в коллективе сверстников, пропагандировать здоровый образ жизни.

Метод обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, проектно-исследовательский.

Формы организации работы: защита проектов, мини-лабораторная работа, работа с раздаточным материалом, составление синквейна.

Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран, индивидуальные информационные карточки для составления конспекта, электронная периодическая система Д.И. Менделеева.

Реактивы и оборудование: CuSO4, куриный белок, пробирка, штатив под пробирки, лоток, пипетка, образцы металлов

Ход урока

I. Орг. момент.

II. Ориентировочно-мотивационный блок (слайд 2).

Учитель: Химия и биология относятся к естественным наукам, так как имеют общие грани с разных точек зрения рассматривают одни и те же объекты. Так, биология изучает живые организмы и процессы, которые с ними и в них происходят. Все организмы состоят на микроуровне из различных химических элементов, а процессы, происходящие в живой клетке, обусловлены теми или иными химическими реакциями, которые изучает химия.

Элементы, необходимые для построения и жизнедеятельности различных клеток и организмов, называют биогенными элементами. Органы человека по-разному концентрируют в себе различные химические элементы, т.е. микро- и макроэлементы распределяются между разными органами и тканями неравномерно.

Биологическая роль химических элементов в организме человека чрезвычайно разнообразна.

Главная функция макроэлементов состоит в построении тканей, поддерживании постоянства осмотического давления, ионного и кислотно-основного состава.

Микроэлементы, входя в состав ферментов, гормонов, витаминов, биологически активных веществ в качестве комплексообразователей или активаторов, участвуют в обмене веществ, процессах размножения, тканевом дыхании, обезвреживании токсичных веществ. На сегодняшнем уроке мы рассмотрим металлы, которые жизненно нам необходимы.

Учитель: Ребята, вам предлагается решить задачу.

Слайд 5. Задача

Десять металлов, необходимых живому организму, получили название “металлы жизни”. Так, установлено, что в организме человека массой 70 кг содержание металлов жизни составляет:m (Са) = 1 700 г        

Макро -

m (К) = 250 г        

m (Na) = 70 г        

m (Mg) = 42 г        

m (Fe) = 5 г        

m (Zn) = З г        

Микро -

m (Cu) = 0,2 r        

m(Mn) = 0,l r        

m(Mo) = 0,l r        

m(Co) = 0,l r        

Рассчитать массовую долю этих металлов.

Обучающиеся решают задачу самостоятельно, затем на слайде 5 высвечивается ответ.

Учитель: Рассмотрим, какие металлы содержатся в различных частях тела, какие функции они выполняют, и с помощью каких продуктов мы можем удовлетворить потребности нашего организма в этих металлах.

III. Информационный блок.

1. Объяснение учителем нового материала.

Девятиклассники параллельно с объяснением учителя заполняют технологическую карту (приложение 1).

I. Мозг (Слайд 7)– центр управления телом. С его помощью мы думаем, чувствуем, двигаемся, помним. Благодаря ему, мы счастливы или нам грустно. Головной мозг также отвечает за процесс мышления и восприятия мира. Он содержит 100 миллиардов нервных клеток. Мозг потребляет колоссальное количество кислорода и глюкозы, дающей ему энергию. Хотя масса мозга составляет всего 2% от массы тела, он потребляет 20% кислорода и 20% питательных веществ, полученных организмом. (Na, Zn, Си, Мn)

II. Нервная система (слайд 8).

Если мозг – центр управления телом, всей нервной системы, то нервы - это кабели нервной системы.

Нервная система – это обширная сеть нервов, которая координирует работу всего тела. С их помощью ты чувствуешь внешние раздражения, двигаешься, думаешь, нервы также контролируют все внутренние процессы в теле, даже если мы их не замечаем. Нервные клетки служат нам всю жизнь, хотя головной мозг теряет ежедневно 100клеток, которые, к сожалению не восстанавливаются. Нервные клетки, или нейроны – самые длинные из всех. Некоторые достигают в длину 1 метра. (Na, Са, Mg, Сu)

III. Скелет (Слайд 9).

Скелет – это прочная, но гибкая конструкция, которая защищает такие важные органы, как мозг, сердце, к нему прикрепляются мышцы.

Кости – это живые структуры организма, состоящие из клеток и имеющие свое кровоснабжение. Они состоят из веществ, которые делают их прочными и твердыми. (Na, Са, Mg, Zn, Си, Мп)

IV. Мышцы (Слайд 10).

В нашем теле более 640 мышц. Широкий спектр движений, которые они производят, зависит от их размера и силы, а также от того, к каким костям и суставам они прикрепляются. (Са, Mg, Zn, Си)

V.Кровеносная система (Слайд 11) 

В течении жизни человека его сердце совершает более 1000 миллиардов ударов без остановки. Оно по миллионам мельчайших кровеносных сосудам перекачивает по телу кровь, которая снабжает клетки кислородом и питательными веществами. (Na, Са, Mg, Fe, Zn, Си, Mn, Со)

2. Защита проектов учащихся

Учитель: ребята, вам было предложено, подобрать и оформить в виде слайдов к презентации материал о содержании металлов в различных продуктах питания. Весь подготовленный вами материал я собрала в единую презентацию. В ходе защиты учащимися своего раздела презентации остальным ребятам предлагается заполнить таблицу “Металлы в продуктах питания” (приложение 2).

Проект по теме: “ Na в организме и в продуктах”. (Слайд 12)

Проект по теме: “К в организме и продуктах”. (Слайд 13)

Проект по теме: “Са в организме и в продуктах”. (Слайд 14)

Проект по теме: “Mg в организме и в продуктах”. (Слайд 15)

Проект по теме: “ Fe в организме и продуктах”. (Слайд 16)

Защита исследовательской работы (приложение 3)

Тема: Исследование содержания железа во фруктах.

Проект по теме: “ Zn в организме и в продуктах”. (Слайд 23)

Проект по теме: “ Cu в организме и в продуктах”. (Слайд 24)

3. Проведение лабораторного опыта: 

«Действие ионов меди на куриный белок»

Алгоритм (Слайд 29)

1.    К раствору белка добавить раствор сульфата меди (II).

2.    Пронаблюдайте изменения

3.    Сделайте вывод о действии CuSO4 на белок.

Вопрос: Можно ли использовать белок как противоядие при отравлении солями тяжелых металлов? Какое химическое взаимодействие лежит в основе обеззараживания солей тяжелых металлов?

Учитель: Токсическое  действие солей тяжелых металлов обуславливается их способностью образовывать с белками нерастворимые соли. В свою очередь, это является причиной денатурации белков. В составе яичного альбумина преобладают  аминокислоты ( аспаргиновая и глутаминовая) с выраженными кислотными свойствами. Таким образом, ионы тяжелых металлов  попавшие в организм в ж/к тракте связываются  в нерастворимые соли и выводятся наружу, не успев причинить  вреда тем белкам, из которых построен организм человека.

4. Психологическая страничка

Влияние металлов на характер человека.  (Слайд 31)

(Выступление учащихся)

1. Избыток железа превращает человека в агрессивное существо с жестоким, эгоистичным характером. Такие люди очень активны, постоянно чем-то заняты. Любят командовать, поэтому чаще всего становятся военными, спортивными инструкторами или бизнесменами.
Но таких «железных дровосеков» можно смягчить, если давать им меньше мяса.

2. Люди, в организме которых больше всего меди, мягки и покладисты. Они любят красивую жизнь и вкусную еду, предпочтение отдают сладостям. Они всегда готовы прийти на помощь, у них дружные семьи и много друзей. Чаще всего они становятся писателями, музыкантами или художниками.
Однако их часто обманывают и предают, пользуясь их слабостями. Поэтому, если в этом описании вы узнали себя, постарайтесь потреблять больше продуктов, содержащих железо, – так вы компенсируете мягкость меди.

3. Чрезмерное содержание в организме свинца делает человека вялым и апатичным. Он всегда не в настроении, вечно находит повод для недовольства. Чаще всего такие люди оказываются в положении жертвы.
Из них получаются отменные подчиненные, ведь они не инициаторы, а предпочитают, скорее, подчиняться распоряжениям. Таким людям просто необходимо разбавлять свой свинец золотом, медью, оловом и серебром.

4. Драгоценные металлы и в организме - драгоценность. Серебро, например, - металл чувствительных, эмоциональных людей, обладающих огромной интуицией, или ясновидящих.
Золото преобладает в организме тщеславных, заносчивых людей. Но это лишь видимость: внутри они добры и щедры, просто к ним нужно отыскать подход. Они - верные друзья, готовые в любую минуту прийти на помощь. Им необходимо пополнять свой организм и другими металлами - на характере это, возможно, не отразится, а здоровье укрепит.

5. Олово – это тот металл, который в избытке содержится в организме мыслителей, философов и путешественников. У них – отменное чувство юмора, а их энтузиазм часто переходит в одержимость. Свинец сделает их более серьезными, а железо – крепкими.

6. Болтливые люди, оказывается, любят поговорить от... обилия в организме ртути. Еще такие люди хитры, беспринципны и легко предают. Им явно необходимо разбавить этот жидкий металл железом.

IV.Оценочно-рефлексивный этап урока.

Учитель: Пища является одним из важнейших факторов окружающей среды, оказывающее влияние на состояние здоровья, работоспособности, умственного и физического развития, а также на продолжительность жизни человека.

Связь питания и здоровья была подмечена еще в древности. Некогда древнегреческий философ Сократ дал человечеству совет – «Есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть». Никто еще не оспорил Сократа, но следуют его советам немногие. Соблюдение же простых правил поможет избежать многих серьезных проблем.    

Тест:

(Время проведения 5 минут)

I вариант

II вариант

1.Металлы Ca  K  Na  Mg  Fe  относятся к

  1. Микроэлементам
  2. Амфотерным металлам
  3. Макроэлементам
  4. Щелочным металлам

1.Металлы Zn  Cu  Mn  Mo  Co  относятся к

  1. Микроэлементам
  2. Амфотерным металлам
  3. Макроэлементам
  4. Щелочным металлам

2. Ионы кальция поступают в организм человека с

     1. Питьевой содой

     2. Поваренной солью

     3. С молочными продуктами

    4. С яблоками

 2. Ионы натрия поступают в организм человека с

     1. Питьевой содой

     2. Поваренной солью

     3. С молочными продуктами

     4. С яблоками

3. Нехватка железа в организме приводит к заболеванию

    1.Ожирению

    2.Нервным расстройствам

    3. Ломкости костей

    4. Низкому содержанию гемоглобина

3. Нехватка кальция в организме приводит к заболеванию

    1. Ожирению

    2. Нервным расстройствам

    3. Ломкости костей

    4. Низкому содержанию гемоглобина

4.Нехватка какого элемента может привести к инфаркту

1. Кальций

2. Железо

3.Магний

4.Цинк

4.Избыток, какого элемента может привести к инфаркту

1. Кальций

2. Железо

3.Магний

4.Цинк

5.Чтобы баланс металлов в организме был в норме необходимо

1. Заниматься спортом

2. Есть только мясные продукты

3. Есть только растительную пищу

4. Сбалансировано питаться

Наибольшее содержание в организме составляет

  1. Железо
  2. Натрий
  3. Кальций
  4. Магний

Составление синквейна (2 минуты)

1 строка – 1 существительное

2 строка- 2 прилагательных

3 строка – 3 глагола

4 строка – предложение из 4 слов

5 строка - слово резюме

V. Домашнее задание.

Составить меню на один день с использованием продуктов, содержащих металлы: 1 группа – Са, Сu; 2 группа – К, Мп; 3 группа – Мg, Zn.

Задача: рассчитать содержание металлов в своем организме (см. задачу в классе).

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Металлы в нашем организме.

         Мозг                                                                               Нервная система

           Скелет                                                                               Мышцы

                                                                                                       Пищеварение

Приложение 2                      

Металлы в продуктах питания

Металлы

                 Продукты

      Nа

       К

       Са

       Мg

       Fе

       Zn

       Сu

Приложение 3                    

Исследовательская работа

Тема: Определение содержания железа во фруктах.

Слайд №1.

Каждая встреча с педиатром сопровождается определением уровня гемоглобина в крови и рекомендациями употребления продуктов, содержащих железо.  Железо - основной микроэлемент, который входит в состав гемоглобина. Работа началась с теоретического изучения вопроса: углубления своих знаний о значении гемоглобина  для человека, о строении молекулы гемоглобина, о роли железа в этом веществе. Я поняла, что уровень гемоглобина в прямой зависимости от содержания железа в организме и  заинтересовалась продуктами, богатыми микроэлементом  железом. В перечне продуктов были яблоки. Вот я и решила выяснить содержится ли железо в яблоках и насколько его много.

Актуальность настоящей работы обусловлена изучением богатых железом растительных продуктов, которые необходимо употреблять с целью повышения уровня гемоглобина в крови.

Слайд №2.

Цель проекта: Выявление содержания микроэлемента железа яблоках.
В рамках достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

 1. Изучить информацию о биологической роли железа на организм человека.

2.  Провести эксперимент по качественному определению железа в  яблоках, бананах и киви.

В ходе решения вышеуказанных задач, были использованы следующие методы исследования:
1) сбор информации;  

2) экспериментальный анализ.
Гипотеза исследования:  Употребление в пищу разнообразных фруктов способствует повышению уровня гемоглобина в крови.  

Опытно-экспериментальная работа состояла из следующих этапов:

      1. Подготовка растительной пробы для исследования.

      2. Приготовление растворов реактивов.

      3. Визуальных наблюдений.

      4. Проведения качественных реакций по определению содержания железа во фруктах.

Визуальные наблюдения.

- исследование цвета разрезанных фруктов

Цвет разрезанных яблок буреет в течение часа

-  исследование цвета растворов очищенных проб. Цвет растворов во всех пробирках с яблочными пробами имеет зеленоватый или желтоватый цвет

Окраска растворов и сока яблок характерна для растворов железа Fe2+ и Fe3+ .

Опыт№1

На яблочные пробы подействовали раствором щелочи. Наблюдается незначительное изменение цвета и выпадение осадка.

Вывод: в яблочных пробах осадок является нерастворимым соединением железа.

Опыт №2

Реакция с гексацианоферратом (II) калия K4[Fe(CN)6]
(желтой кровяной солью)

При испытании концентрированных фруктовых растворов окраска наблюдалась незначительно и была неустойчивой.

Синее окрашивание проявляется на короткое время и подавляется зеленой окраской.

В контрольной пробирке наблюдается синее  окрашивание

Опыт №3 Реакция с роданидом калия КSCN.

В пробе красных  яблок желтоватое  окрашивание приобретает красноватый оттенок

В контрольной пробирке наблюдается ярко-красное окрашивание

Любая качественная реакция имеет так называемый предел обнаружения – минимальную концентрацию вещества, которая может быть обнаружена с помощью данного реагента. На основании чего можно говорить о весьма малом содержании микроэлемента железа в исследуемых фруктах

На основании  проведённого экспериментального исследования, анализа литературных данных, социологического опроса следуют выводы:

1. Яблоки содержат незначительное количество железа.

2.Употреблением растительных продуктов можно поддерживать содержание железа в организме.

3. Для повышения уровня гемоглобина в крови недостаточно употребления яблок, необходимо сбалансированное питание сочетания растительной и животной пищи.

Приложение 4

ТЕСТ

I вариант

II вариант

1.Металлы Ca  K  Na  Mg  Fe  относятся к

  1. Микроэлементам
  2. Амфотерным металлам
  3. Макроэлементам
  4. Щелочным металлам

1.Металлы Zn  Cu  Mn  Mo  Co  относятся к

  1. Микроэлементам
  2. Амфотерным металлам
  3. Макроэлементам
  4. Щелочным металлам

2. Ионы кальция поступают в организм человека с

     1. Питьевой содой

     2. Поваренной солью

     3. С молочными продуктами

    4. С яблоками

 2. Ионы натрия поступают в организм человека с

     1. Питьевой содой

     2. Поваренной солью

     3. С молочными продуктами

     4. С яблоками

3. Нехватка железа в организме приводит к заболеванию

    1.Ожирению

    2.Нервным расстройствам

    3. Ломкости костей

    4. Низкому содержанию гемоглобина

3. Нехватка кальция в организме приводит к заболеванию

    1. Ожирению

    2. Нервным расстройствам

    3. Ломкости костей

    4. Низкому содержанию гемоглобина

4.Нехватка какого элемента может привести к инфаркту

1. Кальций

2. Железо

3.Магний

4.Цинк

4.Избыток, какого элемента может привести к инфаркту

1. Кальций

2. Железо

3.Магний

4.Цинк

5.Чтобы баланс металлов в организме был в норме необходимо

1. Заниматься спортом

2. Есть только мясные продукты

3. Есть только растительную пищу

4. Сбалансировано питаться

Наибольшее содержание в организме составляет

  1. Железо
  2. Натрий
  3. Кальций
  4. Магний


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по профилактике Физические процессы в организме человека

Данный урок можно использовать на уроках физики в конце учебного года, в форме повторения  с целью профилактики перед летними каникулами.На уроке  будут использованы индивидуальные и г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА И КТП ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ХИМИИ " ХИМИЯ В ОРГАНИЗМЕ ЧЕЛОВЕКА", 9 КЛАСС

ДАННЫЙ МАТЕРИАЛ СОДЕРЖИТ РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ И КТП ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА  "ХИМИЯ В ОРГАНИЗМЕ ЧЕЛОВЕКА" ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА...

Конспект урока биологии 8 класс "Общий обзор организма человека"

Повторительно-обобщающий урок для учащихся 8 класса по учебнику Сонина Н.И....

Урок биологии по теме "Общий обзор организма человека. Обобщение и систематизация знаний". 8-й класс

Цель урока: систематизировать и обобщить знания учащихся о строении клеток и тканей человека, их функциях; об органах и системах органов человека; об основных процессах жизнедеятельности организма чел...

Урок по биологии Тема Науки об организме человека

Задачи: познакомить с историей становления наук о человеке; усвоить понятия об основных этапах развития анатомии, физиологии и гигиены человека...


 

Комментарии

Жирнова Елена Михайловна

Голосую за вашу работу.Буду благодарна, если посмотрите и оцените мою.Вот моя ссылка http://nsportal.ru/node/592872

Носова Марина Владимировна

Отличная работа!!! Голосую за Вас. Буду рада, если и Вы меня поддержите. Моя работа http://nsportal.ru/node/649126

Интересный конспект! Особенно последнее задание, нам в школе такие не давали на химии!

Александрова Елена Владимировна

Мой голос за Вас!Удачи!!!Мои работы можно посмотреть по ссылке:http://nsportal.ru/node/524839 и
http://nsportal.ru/node/365197 Поддержите и Вы меня.Спасибо!

Ченцова Наталья Николаевна

Всем спасибо за поддержку!!!

Кожухова Людмила Борисовна

Замечательно.

Нечаева Татьяна Александровна

Наталья Николаевна! Очень понравился ваш материал, мне он очень полезен, я биолог. Пыталась скачать, но пишут, что документ повреждён, если вам нетрудно,отправьте на мой электронный адрес (он на последнем слайде моей презентации), заодно и проголосуйте за меня. Я вас оценила! Спасибо за интересный и полезный материал.

Ченцова Наталья Николаевна

материал отправила

С удовольствием отдаю свой голос!

Оксана Алексеевна Безяева

Спасибо за идею урока. Голосую!

Замечательный урок! голосую!

Ченцова Наталья Николаевна

Спасибо всем за поддержку! Рада, что мой материал пригодится для работы. На моей странице еще размещена презентация к этому уроку.

Ермакова Анна Анатольевна

Двумя руками "ЗА". Голосую! Отличная подача материала. Спасибо.

Овчарова Ольга Эдуардовна

Спасибо за материал!Голосую!

Овчарова Ольга Эдуардовна

Спасибо за материал.Интересно.Голосую...

Назарова Галина Михайловна

С удовольствием отдаю свой голос!

Ченцова Наталья Николаевна

Огромное спасибо всем за поддержку!!!

Половникова Анна Юрьевна

удачи!

Черновол Наталья Васильевна

очень хорошая работа