Открытый урок в 8 классе «Металлы – простые вещества. Роль металлов в организме человека»
план-конспект урока (химия, 8 класс) на тему

Урок проводится в 8 классе, когда химических знаний еще недостаточно, поэтому, опираясь на ранее полученные знания учащихся необходимо подвести их к пониманию различий в представлениях о металлах как химических элементах и металлах как простых веществах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.rar547.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение « Управление образования

Елабужского муниципального района»

Муниципальное образовательное учреждение

« Средняя (полная) общеобразовательная школа №10»

Елабужского муниципального района

Открытый урок

по теме:

«Металлы – простые вещества. Роль металлов в организме человека»

 Учитель химии Мартынова И.Н.

Елабуга


Цель:   изучить Ме - простые вещества, роль Ме в организме человека

 Задачи:  

А)  раскрыть причину особых металлических свойств Ме

 - познакомить учащихся со строением и общими свойствами металлов, исходя из положения их в ПСХЭ и строения атомов.

-Обобщить сведения о физических свойствах Ме и применении Ме

-Формировать целостное представление о взаимосвязи химических и биологических процессов в живых организмах

Б)  опираясь на ранее полученные знания учащихся, подвести их к пониманию различий в представлениях о металлах как химических элементах и металлах как простых веществах.

-  расширить и углубить знания о роли Ме в организме человека, показать разнообразие их свойств и значение в жизнедеятельности человека

- показать  учащихся возможность применения знаний, полученных на уроке химии в повседневной жизни

- акцентировать внимание учащихся на возможности интеграции курсов химии, литературы и истории; развивать умения выделять главное, сравнивать и обобщать; развивать представления о причинно-следственных связях явлений, познаваемости мира.

В) воспитывать бережное и внимательное отношение к своему здоровью

- прививать навыки самостоятельной работы, учить четко и грамотно выражать свои мысли. 

- учить четко и грамотно выражать свои мысли, максимально используя знания, полученные при изучении других предметов – т.е. устанавливать межпредметные связи

 


Тип урока: комбинированный

Методы: эвристическая беседа, наблюдение, демонстрация.

Оборудование: образцы Ме; зеркало; стальная, алюминиевая, серебряная ложечки; горячая вода; колокольчики; магниты; DVD запись колокольного звона;    

Девиз урока:

«Единственный путь, ведущий к знанию, – это деятельность».

 

(Б. Шоу).

 

«Мощь и сила науки – во множестве фактов, цель – в обобщении  этого множества»

 

(Д. И. Менделеев).

План урока:

  1. Орг. момент (1-2мин)
  2. Актуализация знаний

     Определение понятия «металл», положение металлов в ПСХЭ

     (5-6 мин)

  1. Изучение нового материла (20-25мин)

3.1.   Физические свойства простых веществ металлов(15 мин)

  1. Роль Ме в организме человека (10 мин)

    4.  Заключение, подведение итогов урока. (8-10 мин)


Ход урока:

1.Орг. момент

2. Актуализация знаний

Семь металлов создал свет

По числу семи планет:

Дал нам космос на добро

Медь, железо, серебро

Злато, олово, свинец…

Сын мой: Сера их отец

И спеши сын мой узнать

Всем им ртуть родная мать!

Еще с глубокой древности человек обратил внимание на особые свойства Ме , им приписывалось много чудодейственных свойств, 7 Ме считали представителями 7 планет. Золото связывали с Солнцем, серебро с Луной, медь с Венерой, железо с Марсом, олово с Юпитером, свинец с Сатурном, ртуть с Меркурием.

В колесе истории каменный век сменился медным, он бронзовым, затем наступил век железный.

На сегодняшний день Ме известно гораздо больше.

Каково происхождение слова  «Металл»? презентация

 В одной из пьес А.И. Островского изображена купчиха, которая больше всего боится страшных слов, таких, как металл. Она очень удивилась бы, откройся ей происхождение этих роковых речений.

  Греческое слово «металлон» значит «земляные работы», а позднее стало означать «шахта, рудник».

  В латинском языке слово «металлум» получило значение «руда и выплавляемый из неё металл»  и уже в виде французского «металл» перекочевало в Россию.

 Положение Ме в ПСХЭ

Какие хим. элементы мы называем Ме?

( на внешнем слое от 1 до 3-х электронов, которые они, как правило, отдают)

3 человека выходят к доске и зарисовывают схемы строения атомов: натрия, кальция, алюминия.

88 элементов из   ПСХЭ - Ме . Если провести диагональ в ПСХЭ B-At , то под ней  в четных рядах больших периодов располагаются х.э. Ме. (слайд-ПСХЭ)

Какой тип химической связи могут образовывать Ме? Какие вещества могут они образовать? (металлическая - простые, ионная- сложные) Какое определение можно сформулировать, что такое х.э. Ме? (слайд определение)

Х.э.- Ме –вид атомов, способных легко отдавать электроны, входить в состав соединений с ионной и металлической связью в виде положительного иона, а также образовывать  простые вещества металлы.

3. Изучение нового материала

Обозначение темы урока, целей.

3.1. Физические свойства простых веществ металлов

(презентация)

Простые вещества Ме образованы металлической связью, образуя металлическую кристаллическую решетку. (демонстрация решетки)

Все физические свойства зависят от её строения.

Лабораторная работа «Изучение физических свойств Ме»

  1. Агрегатное состояние. Все Ме, кроме ртути твердые вещества
  2. Твердость. Самый твердый хром (царапает стекло), мягкие щелочные Ме  . (рассказ о хранении Щ.М.) Хранение с особыми осторожностями, как Кощееву смерть (на кончике иглы, яйцо, утка, заяц, сундук, остров Буян) керосин, стеклянная баночка, асбестовая сетка, жестяная баночка,  сейф под замком в лаборантской)
  3. Электро- и теплопроводность.(опыт 3 ложечки в горячей воде)
  4. Металлический блеск. (зеркало, ёлочные игрушки, реакция серебряного зеркала)
  5. Ковкость, пластичность.
  6. Цвет.
  7. Звон. (колокольчики, обручальное кольцо на женском волосе)
  8. Плотность.
  9. Способность намагничиваться.(магнит)

Задание №1

  Какие физические свойства меди обуславливают её использование в электротехнике?

(металлический блеск, ковкость, электропроводность, красновато-коричневый цвет)

Задание №2

Заполните пропуски нужными словами

Радиус атомов металлов ____ радиуса атомов неметаллов. Во всех соединениях ____ металлов имеют ____ заряд. При комнатной температуре Ме находятся в ____ агрегатном состоянии, за исключением ____ . Металлы обладают характерным ________ . Они хорошо проводят ____ и ____. Самый тяжелый металл ____ , самый лёгкий ___, самый тугоплавкий _____, самый легкоплавкий ________.


3.2. Роль Ме в организме человека

В организме человека находиться 81 хим. элемент, из 98 встречающихся в природе. Их можно разделить на макро и микроэлементы.

 Человеческий организм сложнейшая химическая лаборатория.

металлы играют важную роль в жизнедеятельности человеческого организма: (сообщения учащихся)

 Золото. Серебро.

Средневековые алхимики считали золото совершенством, а остальные металлы – ошибкой в акте творения и, как известно, прикладывали большие усилия для ликвидации этой ошибки. Идею введения золота в медицинскую практику приписывают Парацельсу, который провозгласил, что целью химии должно быть не превращение металлов в золото, а приготовление лекарств. Лекарственные препараты из золота и его соединений пытались применять при многих заболеваниях. Им лечили проказу, волчанку, туберкулез. У людей, чувствительных к золоту, оно может вызвать нарушение состава крови, реакцию со стороны почек, печени, влиять на настроение, рост зубов, волос. Ионы серебра обладают бактерицидным действием. Микроорганизмы гибнут, а вода сохраняют свою свежесть.

Медь.

В человеческом организме наибольшее количество меди содержится в мозге и печени, и одно это обстоятельство указывает на ее важность в жизнедеятельности. Обнаружено, что при болях повышается концентрация меди в крови и спинномозговой жидкости. В Сирии и Египте новорожденным для профилактики рахита и эпилепсии надевают медные браслеты.

Алюминий.

Алюминиевую посуду называют посудой бедняков, так как этот металл способствует развитию старческого атеросклероза. При приготовлении пищи в такой посуде алюминий частично переходит в организм, где и накапливается.

Яблоки, кукуруза, чеснок, картофель– в них есть металлы. Например, чеснок – единственный продукт питания, содержащий германий, от которого зависит крепость кровеносных сосудов. Кукуруза содержит золото, обеспечивающее работу нервной системы.

Какой элемент содержится в яблоках? (Железо).

Железо

Какова его биологическая роль? (В организме содержится 3 г железа, из них 2 г – в крови. Железо входит в состав гемоглобина. Недостаточное содержание железа приводит к головной боли, быстрой утомляемости.)

Академик Ферсман говорил, что железо – не только основа всего мира, самый главный металл окружающей нас природы. Оно основа культуры и промышленности. Оно орудие войны и мирного труда, и во всей таблице Менделеева невозможно найти другой такой элемент, который был бы так связан с прошлыми, настоящими и будущими судьбами человечества.

Чтобы закрепить знания учащихся о роли металлов в организме человека, организуем работу с таблицей, в которой отражены биологическая роль металлов и их токсическое действие.

Металл

Биологическая роль

Токсическое действие избытка металла

Литий

Дефицит лития в организме человека приводит к психическим расстройствам

Вызывает общую заторможенность, нарушение дыхания и сердечного ритма, слабость, сонливость, потерю аппетита, жажду, расстройство зрения, дерматит лица и рук.

Калий

Ионы калия регулируют белковый и углеводный обмен, влияют на процесс фотосинтеза и рост растений. Необходим для нормального функционирования всех мышц, особенно сердечной, способствует выделению избыточного натрия, избавляя организм от лишней воды и устраняя отеки.

Вызывает усиление двигательной активности, учащение сердечного ритма, нарушение углеводного, жирового и белкового обмена.

Натрий

Ионы натрия поддерживают у животных и человека нормальную возбудимость мышечных клеток, участвуют в сохранении кислотно-основного баланса в организме, в регуляции сердечной деятельности, удерживают воду в организме.

Приводит к нарушению водного баланса, сгущению крови, вызывает дисфункцию почек, общее нарушение обмена веществ.

Магний

Соли магния оказывают антисептическое и сосудорасширяющее действие, понижают артериальное давление и содержание холестерина в крови, оказывают успокаивающее действие на НС, играют большую роль в профилактике и лечении рака, благотворно действуют на органы пищеварения.

Приводит к нарушению минерального обмена.

Кальций

Ионы кальция необходимы для процессов кроветворения, обмена веществ, для уменьшения проницаемости сосудов, нормального роста скелета, благотворно влияют на состояние НС, оказывают противовоспалительное действие.

При избытке кальция возникает цистит. Если кальций попадает в организм в виде цементной пыли, то страдают органы дыхания, у детей снижается возбудимость НС, обонятельного анализатора.

Стронций

Оказывает влияние на процессы костеобразования.

Поражаются костная ткань, печень, кровь, наблюдаются повышенная ломкость костей, выпадение волос.

Алюминий

Содержится в легких, печени, костях, головном мозге, действует на пищеварительные ферменты и НС.

Приводит к нарушению минерального обмена.

Цинк

Входит в состав крови и мышечной ткани, является катализатором многих реакций, входит в состав инсулина, участвует в белковом обмене.

Мутаген и онкоген. Вызывает заболевания костно-мышечной системы.

Кадмий

 

Снижает активность пищеварительных ферментов, нарушает функцию поджелудочной железы, углеводный обмен, поражает почки и тормозит рост костей, увеличивает опасность переломов костей.

Ртуть

 

Поражает ЦНС, сосредотачивается в почках, нарушая их деятельность, также накапливается в клетках мозга и слизистой оболочке рта.

Барий

 

Поражает костную ткань, костный мозг и печень, НС, приводит к хрупкости костей за счет вытеснения из них кальция.

Таллий

 

Поражает периферическую НС, ЖКТ и почки. Накапливается в волосах, костях, почках, мышцах. Характерный признак отравления таллием – выпадение волос.


К чему может привести избыток ионов натрия? Солей магния?

В Интернете в 1995 г. появилось сообщение, что у студентки Пекинского университета внезапно начались головокружения, сильные кишечные спазмы, жгучие боли в ладонях и ступнях. Затем у нее прядями стали выпадать волосы. Родители срочно отправили ее в больницу, но девушка погрузилась в кому. По мнению врачей, головокружения и боли в ладонях и ступнях, а также в суставах указывали серьезное невралгическое расстройство. Однако, пункция позвоночника не выявила никаких отклонений. Действие какого металла на организм человека связано с выпадением волос? (Таллия)

Заключение

 Металл  - это точность.

Металл – прочность,

Скорость, высота,

Блеск и красота

Не сразу в дом пришел металл,

Не сразу ложкой, вилкой стал,

Не сразу стал он кружкой

И заводской игрушкой.

Был путь металла долог:

Сперва пришел геолог.

Нашел он гору – в ней руда.

И горняки пришли туда.

И машинист дает гудок-

К печам руду доставит в срок.

И металлический ручей

Течет из огненных печей.

Ещё работе не конец:

Придут и токарь и кузнец,

Слесарь и штамповщик,

Сварщик, фрезеровщик.

И каждый вложит труд в металл,

Чтобы металл трудится стал.

Он в проводах несёт нам свет,

Металл – коньки, велосипед,

Метро, трамвай, будильник,

Утюг и холодильник.

 

Подведение итогов урока

 Выставление оценок, д/з § 13, вопрос № 1 устно, № 5 по желанию

Перевертыши

Разговор – ртуть, крик – платина.( Слово – серебро, молчание – золото).

Гладь металл, пока холодно. ( Куй железо, пока горячо).

Пролежал холод, сушь и оловянные трубы. (Прошел огонь, воду и медные трубы).

Не та грязь, что тусклая. ( Не то золото, что блестит).

Переведём

Феррумный характер.

За купрумный грош удавиться.

Слово аргентум, молчание аурум.

Какой металл самый – самый

1. Самый легкий металл – Li (p= 0,53 г/см3 )
2. Самый тяжелый металл –
Os (p= 22,5 г/см3 )
3. Самый легкоплавкий металл –
Cs (tпл = 28,5°С)
4. Самый тугоплавкий металл –
W (t = 3410°С)
5. Самый мягкий металл –
Cs
6. Самый твердый металл –
Сг

Самый распространенный в земной коре металл. (алюминий)

Металл, обнаруженный в упавших метеоритах. (железо)

Металл, обладающий бактерицидными свойствами. (серебро)

Металл, широко используемый в электротехнике. (медь).

Загадки

Был металл серебристо-белым, в соединении стал мелом.

К восьмой группе отнесен, в честь России назван он.  

Из него солдатик твой, не болеет он « чумой».

В старину ценилась дорого,
Цветом красная, как золото,
Постоянно с ним дружна,
В электротехнике очень нужна.

Ковал победу тот металл
Для танков на Урале.
Он стойкость сплаву придавал
И нити лампы при накале.

С греческого как «краска» переведешь
В металлургии мимо меня не пройдешь,
Я и твердый, и блестящий,
И для красок подходящий.

Задача: Сколько атомов содержит железный гвоздь,  массой 10г?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок химии в 8 классе по программе О.С.Габриеляна. Тема: "Металлы - простые вещества". Разработан с помощью технологии критического мышления.

Конспект урока "Металлы - простые вещества" с презентацией для 8 класса. Урок разработан с помощью технологии критического мышления....

« Классификация веществ по составу на простые и сложные. Классификация простых веществ на металлы и неметаллы. Кислород и водород – представители неметаллов, их характеристика как химических элементов и простых веществ».

Модульный урок по химии в 8 классе по теме « Классификация веществ по составу на простые и сложные.Классификация простых веществ на металлы и неметаллы. Кислород и водород – представители неметал...

презентация к уроку металлы простые вещества

в презентации рассмотрены общие физические свойства металлов...

Открытый урок по теме "Металлы- простые вещества" 8 класс.

Урок по теме "Металлы- простые вещества"-8 класс с элементами системно-деятельностного подхода. Инновационность данного урока заключается в отборе материала по принципу целостности ,практического знач...

План урока химии по теме "Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, строение их атомов. Строение металлов – простых веществ. Физические свойства металлов".

План урока № 62 (9кл). Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, строение их атомов. Строение металлов – простых веществ. Физические свойства металлов....

Открытый урок "Кислород - химический элемент, простое вещество".

Тема: Кислород – химический элемент, простое вещество.Класс: 8УМК: Химия 8 класс, Н.Е. Кузнецова.Тема данного урока является частью главы «Понятие о газах. Воздух. Кислород. Горение»...

Презентация к открытому уроку "Кислород - химический элемент, простое вещество"

К сожалению, презентация превышает допустимые размеры. Если Вам понравилась моя презентация, то я с удовольстием ей поделюсь! Для этого вы можете отправить мне сообщение)...