Конспект урока с использованием здоровьесберегающих технологий по биологии и химии в 9 классе «Значение металлов для организма человека»
план-конспект урока по биологии (9 класс)
Интегрированный урок предусматривает создание условий для осознания девятиклассниками значения металлов для организма человека, изучить содержание металлов в продуктах питания, формировать представление основных правил здорового питания, показать связь изучаемой темы с жизнью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Интегрированный урок по биологии и химии для 9кл | 38.37 КБ |
презентация к уроку | 1.33 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока с использованием здоровьесберегающих
технологий по биологии и химии в 9 классе
«Значение металлов для организма человека»
Учитель биологии и химии
филиала МБОУ «Ржаксинская СОШ №2
им. Г.А.Пономарёва» в с.Протасово
Дмитриева Галина Александровна
2023
Тема: Значение металлов для организма человека.
Цель: создание условий для осознания девятиклассниками значения металлов для организма человека, формирование основ правильного питания школьников.
Задачи:
Предметные: создать условия для усвоения знаний о значении металлов для нормального функционирования нашего организма, изучить содержание металлов в продуктах питания, формировать представление основных правил здорового питания, показать связь изучаемой темы с жизнью.
Личностные: формировать личную ответственность за свое здоровье, воспитывать интерес к предметам биологии и химии, развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл обучения, социальные и межличностные отношения.
Метапредметные:
регулятивные: умение планировать и регулировать свою деятельность, самостоятельно планировать пути достижения цели.
коммуникативные: готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения, выдвигать гипотезу, доказательства, продуктивно взаимодействовать со своими партнерами в группе.
познавательные: умение строить логические суждения и делать выводы, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Результативность урока:
Учащиеся должны:
• Описывать влияние металлов на жизнедеятельность человеческого организма с использованием справочного материала.
• Четко и грамотно выражать свои мысли.
Тип урока: интегрированный.
Межпредметные связи: химия и биология.
Средства обучения: Периодическая система химических элементов, дидактический материал, информационные листы для обучающихся, презентация, компьютер, мультимедийный проектор.
Оборудование и реактивы: Пробирки, стеклянный стаканчик, растворы гидроксида натрия, роданида калия, желтая кровяная соль, яблочный сок, набор продуктов.
Ход урока.
Оргмомент: Здравствуйте, ребята! Начнем урок. Всем ли вам комфортно за столом? Сядьте поудобнее, держите спину ровно. Помните, красота – это, прежде всего, здоровье! (слайд 1)
Выяснение и формулировка темы и цели урока:
Наш урок объединяет два предмета: химию и биологию. Химия и биология относятся к естественным наукам, так как имеют общие темы и с разных точек зрения рассматривают одни и те же объекты.
Сегодня мы поговорим с вами о теме, которая научит нас лучше понимать себя, свой организм и сохранять свое здоровье. Давайте вместе ее сформулируем.
По характеристикам, указанным в синквейне определите слово, которое должно занимать первый пункт (слайд 2).
1 синквейн:
1)___________________;
2) активный, пассивный, блестящий, твердый;
3) реагирует, окисляется, восстанавливается, ржавеет;
4) сопровождает в повседневной жизни.
(металл)
2 синквейн:
1)____________________;
2) живой, одноклеточный, многоклеточный;
3) дышит, реагирует, растет;
4) существует на Земле миллионы лет.
(организм)
Мы сегодня говорим об организме человека. Какова же взаимосвязь между этими понятиями: металл и организм (слайд 3)?
Предполагаемые ответы: металлы входят в состав организма человека, могут влиять на его деятельность.
Итак, формулируем и записываем в информационные листы (Приложение 1) тему урока: «Значение металлов для организма человека» (слайд 4).
План урока (слайд 5):
- Изучить материал о биологической роли металлов в организме человека.
- Выяснить, как влияет содержание металлов в организме на здоровье человека.
- Изучить содержание металлов в продуктах питания.
- Провести мини-исследование.
- В «Пятерочку» за продуктами!
Актуализация знаний:
-Ребята, сколько химических элементов на сегодня известно? (118)
-А изучено? (114)
-А сколько из них металлов? (92)
-Назовите металлы.
Новый материал:
Какова же биологическая роль некоторых металлов в организме человека? Рассмотрим наиболее важные (слайд 5). Десять металлов, необходимых живому организму, получили название “металлы жизни”.
#1043;рупповая работа (для работы класс предварительно разделен на группы):
Каждая группа получила задание: (слайд 6)
- Изучить информационный материал по теме «Значение определенного иона металла для организма человека» (1 группа – Ca, 2 группа – Fe, 3 группа – K, 4 группа – Mg) (Приложение 2)
- Заполнить таблицу в процессе изучения информационного материала, заполняя которую они выясняют, какие изменения в организме происходят при недостатке или избытке ионов металла в организме. (Приложение 3)
- Группа защищает свою работу в форме сообщения. По результатам сообщений учащимися заполняется таблица по содержанию других ионов металлов.
Глаза – это одни из самых важных органов чувств, человек с их помощью получает до 90% информации. Берегите их. Физкультминутка для глаз, скомбинированная с дыхательной гимнастикой.
#1057;итуативная задача (слайд 7).
После перенесенного заболевания у Коли оказался низкий гемоглобин. Врач порекомендовал Коле определенный перечень продуктов, в котором были яблоки. Почему?
Ответ: В яблоках содержится железо, а оно является важным компонентом гемоглобина.
Действительно ли в них содержится железо? Давайте проведем исследование.
#1052;ини-исследование: «Обнаружение катионов железа в яблоках» (Приложение 4) (слайд 8)
Железо в растительных тканях содержится в виде комплексов Fe2+ и Fe3+. Для обнаружения катионов железа использованы реакции:
Fe3+ + 3OH-→Fe(OH)3↓ выпадение бурого осадка
Fe2+ + 2OH-→Fe(OH)2↓ выпадение зеленого осадка
Fe3+ + K+ + [Fe(CN)6]4-→KFe[Fe(CN)6]↓ выпадение осадка берлинской лазури
FeCl3 + 3KCNS ↔ 3KCl + Fe(CNS)3 образование красного раствора
Вывод: В яблоках действительно содержится железо.
#1042; «Пятерочку» за продуктами!
Ребята, у нас в классе разместился магазин «Пятерочка», сейчас мы с вами отправляемся за продуктами. Выберите продукты (каждая группа 3-4 продукта), которые, по вашему мнению, обязательно надо употреблять в пищу. Объясните, почему вы так считаете?
Обсуждение выбора продуктов.
Ну что ж, ребята, вы хорошо поработали, выполнили много заданий, давайте подведем итог урока и сделаем вывод (Записать в информационные листы).
Вывод: (слайд 9)
- В ходе работы мы получили сведения о биологической роли металлов в организме человека.
- Мы выяснили, что дисбаланс металлов в организме вызывает различные отклонения в состоянии здоровья человека.
- Рассмотрели содержание металлов в различных продуктах.
- Провели исследование и узнали, что в яблоках содержится железо.
- Выбрали продукты, которые обязательно должны быть в нашем рационе.
Ребята, оценки за урок вы получите по итогам проверки информационных листов и заполненной таблицы.
Домашнее задание: (слайд 10)
Составить меню на один день с использованием продуктов, содержащих металлы: 1 группа – Fe; 2 группа – Мg; 3 группа – К; 4 группа – Са.
Рефлексия:
-Что вам больше всего понравилось на уроке?
Спасибо и мне было очень приятно с вами работать (слайд 11)
Источники информации:
- Габриелян О.С. Химия 9 класс учебник. М.Дрофа, 2014. – 320с.
- Ледовская Е.М. Металлы в организме человека. Химия в школе.#8470;#1057;.44-47.
Приложение 1
Информационный лист обучающегося______________________________
Тема урока:_______________________________________________________
__________________________________________________________________
Мини-исследование: «Обнаружение катионов железа в яблоках».
1) Fe3+ + 3OH-→Fe(OH)3↓ выпадение __________________________________
2) Fe3+ + K+ + [Fe(CN)6]4-→KFe[Fe(CN)6]↓ выпадение_______________________
3) FeCl3 + 3KCNS ↔ 3KCl + Fe(CNS)3 образование_________________________
Вывод:____________________________________________________________
Приложение 2
Роль кальция в организме
Наряду с пластической и структурной функциями (основа минерального компонента костной ткани), кальций играет решающую роль в осуществлении многих физиологических и биохимических процессов. Он необходим для нормальной возбудимости нервной системы и сократимости мышц, является активатором ряда ферментов и гормонов и важнейшим компонентом свертывающей системы крови.
Содержание кальция в организме взрослого человека – около 20 г на 1 кг массы тела, а у новорожденного – 9 г на 1 кг массы тела. Около 99% всего кальция, находящегося в организме человека, содержится в костной и хрящевой тканях в виде различных соединений. Остальная часть кальция содержится внутри клеток мягких тканей и во внеклеточной жидкости.
Необходимая суточная доза потребления кальция с пищей для взрослого человека составляет 0,8-1,1 г. Однако, надо учитывать, что не все формы кальция, содержащиеся в пище, легко усваиваются организмом. Считается, что наиболее усвояемые формы кальция содержатся в молоке, а поэтому сбалансированный рацион должен включать в себя не менее 0,5 л молока в сутки. Также источником кальция являются сыр, творог, бобовые, зеленые овощи.
Пониженное содержание кальция в организме человека (гипокальциемия) наблюдается при нарушении функции паращитовидных желез (гипопаратиреоидизме), нарушении всасывания в кишечнике, недостаточном выделении желчи и других заболеваниях. Гипокальциемия проявляется: тетанией (повышенная возбудимость нервной системы, проявляющаяся судорожными приступами), трофическими нарушениями, катарактой, выкрашиванием зубов, выпадением волос.
Повышенное содержание кальция в организме человека (гиперкальциемия) проявляется задержкой роста, ухудшением аппетита, рвотой, запорами, жаждой, повышенным мочевыделением, снижением тонуса мышц, повышением рефлексов, ухудшением памяти, реже – спутанностью сознания. Возможно отложение кальция в сосудах почек, в органах и даже в роговице глаз. Кроме медикаментозных препаратов, назначаемых при гипокальциемии и недостатке кальция в пищевом рационе, кальций входит наравне с другими химическими элементами в комплексы поливитаминов.
Роль железа в организме
Является важнейшим микроэлементом, принимает участие в дыхании, кроветворении, иммунобиологических и окислительно-восстановительных реакциях, входит в состав более 100 ферментов. Железо является незаменимой составной частью гемоглобина и миогемоглобина.
В организме взрослого человека содержится около 4 г железа, из них более половины (около 2,5 г) составляет железо гемоглобина. Часть железа депонируется в организме человека, преимущественно в печени, селезенке и костном мозге.
Суточная потребность человека в железе составляет 10-30 мг, с учетом того, что всасывание железа из продуктов питания составляет около 10%.
Эта доза обеспечивается суточным пищевым рационом (15-40 мг) за счет животной и растительной пищи. Источником железа являются продукты: крупа (гречка, овсянка, пшено), печень, мясо, изюм, груши, яблоки, морская капуста, грибы сморчки.
Всасывание поступившего с пищей железа происходит в кишечнике, но обычно не превышает 5-20% от общего содержания в пище. Значительно лучше железо всасывается из мясных продуктов (телятина – 17-21%, печень – 10-20%), из рыбных продуктов – 9-11%. Меньше всего железо всасывается из растительных продуктов (1-7%).
Добавка мяса в блюда, содержащие растительные продукты, значительно улучшает всасывание железа из них.
Недостаточность железа в организме может быть вызвана экзогенными (за счет недостаточно поступления с пищей) и эндогенными (за счет нарушения всасываемости в кишечнике: заболевания слизистой оболочки кишечника или понос) факторами.
Нарушение обмена и недостаточность железа в организме приводит к развитию железодефицитной анемии (снижение гемоглобина), слабости, утомляемости. У детей задерживается рост и умственное развитие.
При повышении содержания железа в организме происходит его отложение в виде зерен (сидероз) в органах.
Для лечебных целей применяется ряд медицинских препаратов, в состав которых входит железо. Для профилактики применяют комплексы поливитаминов, содержащих микроэлемент – железо.
Роль калия в организме
Калий относится к основным внутриклеточным катионам, являясь необходимым компонентом внутриклеточной среды всех живых организмов. В организме человека около 98% калия находится внутри клеток тканей.
Увеличение концентрации калия в организме приводит к выведению из организма натрия. Общее содержание калия в организме человека составляет 160-250 г. Но это количество меняется в зависимости от возраста, пола, конституции человека.
Калий в основном содержится в растительных продуктах питания, с которыми поступает в организм человека. Наиболее богаты содержанием калия: соя (1796 мг на 100 г продукта), фасоль (1061 мг на 100 г продукта), горох (900 мг на 100 г продукта). Существенными источниками калия являются крупы, картофель, хлеб, абрикосы, персики, бананы и другие продукты.
Суточная потребность калия для взрослого человека 2-3 г в сутки, а для ребенка – 16-30 мг на кг массы тела. Необходимый минимум потребления калия для человека в сутки составляет около 1 г. При нормальном пищевом рационе суточная потребность в калии полностью удовлетворяется, но отмечаются еще сезонные колебания в потреблении калия.
Учитывая тенденцию современных людей к употреблению с пищей большого количества поваренной соли, также возрастает и потребность в калии, который может нейтрализовать неблагоприятное влияние избытка количества натрия на организм.
Недостаток поступления калия с пищей может привести к дистрофии даже при нормальном содержании белков в рационе. Нарушение обмена калия проявляется при хронических заболеваниях почек и сердечно-сосудистой системы, при заболеваниях желудочно-кишечного тракта (особенно, сопровождающихся поносом и рвотой), при заболевании желез внутренней секреции и другой патологии.
Недостаток калия в организме проявляется прежде всего нарушениями нервно-мышечной и сердечно-сосудистой систем (сонливость, нарушение движений, дрожание конечностей, замедленное сердцебиение). В лечебных целях применяются препараты калия.
Избыток калия наблюдается значительно реже, но представляет собой крайне опасное состояние: вялые параличи конечностей, изменения со стороны сердечно-сосудистой системы. Такое состояние может проявляться при выраженном обезвоживании организма, гиперкортицизме с нарушением функции почек и при введении больному большого количества калия.
Роль магния в организме
Магний относится к внутриклеточным химическим элементам. Ионы магния участвуют в углеводном и фосфорном обмене. Магний обладает сосудорасширяющим и противоспастическим действием. Он стимулирует перистальтику кишечника и повышает желчеотделение.
В организме взрослого содержится около 25 г магния: половина содержится в костях, примерно 1/3 содержится в мышцах, а остальное количество – преимущественно в плазме крови.
Суточная потребность взрослого человека в магнии составляет около 300-500 мг и удовлетворяется полностью при правильном рационе. Содержание магния в продуктах питания растительного происхождения обычно в несколько раз выше, чем в продуктах животного происхождения.
Основными источниками магния являются фасоль, горох, злаковые крупы, петрушка, орехи, мелисса, морепродукты, какао, сушеные абрикосы, яйца.
Причиной недостаточности магния даже при достаточном его количестве в продуктах питания могут быть: нарушение всасывания из желудочно-кишечного тракта (например, при неукротимой рвоте, поносах), при тиреотоксикозе, повышенной функции паращитовидных желез, хроническом алкоголизме, циррозе печени и др.
При снижении содержания магния в крови наблюдают изменения в механизме нервно-мышечной передачи, тетанию (непроизвольное болезненное сокращение мышц), появление на коже трофических язв, ухудшение усвояемости пищи, вызывающее нарушение процесса роста и снижение температуры тела.
Повышение концентрации магния в крови может отмечаться при заболевании почек с нарушением их выделительной функции, при гипотиреозе и диабетическом ацидозе и проявляется седативным эффектом (заторможенностью) и угнетением дыхания, тошнотой, диареей.
У людей, работающих в производстве магнийсодержащих металлов, может развиваться хроническая интоксикация магнием.
Выпускаемые препараты магния для приема внутрь в основном оказывают слабительное и желчегонное действие.
Магний входит также в ряд комплексов поливитаминов.
Приложение 3
«Значение определенного иона металла для организма человека»
Ион металла | Влияние на организм недостатка иона металла | Влияние на организм избытка иона металла | Продукты, содержащие ион металла |
Приложение 4
Мини-исследование: «Обнаружение катионов железа в яблоках».
Ход работы:
Опыт 1. Определить содержание ионов Fe3+ в растворе можно с помощью щелочи.
К 2 мл яблочного сока прилить раствор гидроксида натрия. При положительном результате образуется основание — гидроксид железа (III) Fe(OH)₃.
Полученное вещество нерастворимо в воде и имеет бурую окраску. Бурый осадок может свидетельствовать о наличии ионов Fe3+ в растворе:
Fe3+ + 3NaOH = Fe(OH)₃↓+ 3Na+.
Бурый осадок
Опыт 2. Также определить ионы Fe3+ можно с помощью желтой кровяной соли K4[Fe(CN)₆].
Яблочный сок (2 мл) смешивают с желтоватым раствором кровяной соли. В результате можно увидеть красивый синеватый осадок, который и будет свидетельствовать о том, что в растворе присутствуют ионы трехвалентного железа.
Fe3+ + K4[Fe(CN)₆] → KFe[Fe(CN)₆]↓ + 3К+
Синий осадок
Опыт 3. Ионы Fe3⁺ вступают в реакцию с роданидом калия KCNS. Если при добавлении соли к яблочному соку образуется раствор красного цвета, то эти ионы присутствуют в растворе.
Fe3+ + KCNS → Fe(CNS)3 + 3K+
Раствор красного
цвета
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1 синквейн 1)______________________; 2) активный, пассивный, блестящий, твердый; 3) реагирует, окисляется, восстанавливается, ржавеет; 4) Сопровождает в повседневной жизни. 2 синквейн 1)_____________________; 2) живой, одноклеточный, многоклеточный; 3) дышит, реагирует, растет; 4) существует на Земле миллионы лет.
Тема урока: «Значение металлов для организма человека» Цель урока: В ыяснить роль элементов металлов в организме человека.
План урока : 1.Изучить материал о биологической роли металлов в организме человека. 2.Выяснить , как влияет содержание металлов в организме на здоровье человека. 3.Изучить содержание металлов в продуктах питания. 4.Провести мини-исследование. 5.В «Пятерочку» за продуктами!
Групповая работа: 1)Изучить информационный материал по теме «Значение определенного иона металла для организма человека» (1 группа – Ca , 2 группа – Fe , 3 группа – K , 4 группа – Mg ) 2)Заполнить таблицу в процессе изучения информационного материала, заполняя которую выяснить, какие изменения в организме происходят при недостатке или избытке ионов металла в организме. 3)Защитить свою работу в форме сообщения. По результатам сообщений учащимся заполнить таблицу по содержанию других ионов металлов .
Ситуативная задача. После перенесенного заболевания у Коли оказался низкий гемоглобин. Врач порекомендовал Коле определенный перечень продуктов, в котором были яблоки. Почему?
Мини-исследование « Обнаружение катионов железа в яблоках» -Вспомнить технику безопасности при проведении опытов. -Прочитать алгоритм проведения опытов. -Провести опыты на обнаружение катионов железа в яблоках: Яблочный сок + гидроксид натрия → что наблюдаете? Яблочный сок + желтая кровяная соль → что наблюдаете? Яблочный сок + раствор роданида калия → что наблюдаете ? -Записать свои наблюдения в информационные листы, сделать вывод.
План урока 1.Изучить материал о биологической роли металлов в организме человека. 2.Выяснить , как влияет содержание металлов в организме на здоровье человека. 3.Изучить содержание металлов в продуктах питания. 4.Провести мини-исследование. 5.В «Пятерочку» за продуктами ! На основании проделанной работы составим вывод, используя план урока.
Домашнее задание : Составить меню на один день с использованием продуктов, содержащих металлы: 1 группа – Fe ; 2 группа – Мg ; 3 группа – К; 4 группа – Са .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока с использованием тренажеров по теме "Односоставные предложения" 8 класс.
Тема учебного занятия:« Односоставные предложения». Продолжительность учебного занятия: 45 минут.Тип учебного занятия: комбинированный урок .Технология:технология обобщения усвоенных...
План-конспект урока с использованием ЭОР "Построение графика квадратичной функции" 8 класс
План-конспект урока включает в себя ЭОР, размещенные в федеральных коллекциях: ФЦИОР http://www.fcior.edu.ru и ЕК ЦОР http://school-collection.edu.ru...
План-конспект урока с использованием ЭОР "Внешнее строение листа" для 6 класса
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний с перечнем используемых ЭОР.Учащиеся знакомятся с с различными признаками классификации листьев....
«Стихийные бедствия!» Конспект урока с использованием информационно-коммуникационных технологий в 7-м классе по учебнику In touch 3 Carol Skinner
Данный урок является обобщающим уроком по теме «Стихийные бедствия». На уроке использованы: технология личностно- ориентированного обучения и технология применения современных ИКТ; компьютерная презен...
Урок СБО 5 класс Значение питания для организма человека.
Урок предназначен для учащихся школ 8 вида ...
Конспект урока: «Сахароза. Нахождение в природе. Свойства, применение» (химия, 10 класс)
Конспект урока химии в 10 классе по теме "Сахароза. Нахождение в природе. Свойства, применение"...
Конспект урока с использованием информационной компьютерной технологии в 5-м классе по математике по теме «Десятичные дроби" (Обобщающий урок-путешествие)
Стимулировать интерес к изучению математики. Приёмы:создание на уроке ситуации занимательности, удивление;создание ситуации успеха. поощрение за успешное выполнение своих обязанностей, дополнение;опер...