Обобщающий урок по теме Классы веществ.
методическая разработка по химии (8 класс) по теме
Форма проведения: Игра в 4 командах: «Атом», «Молекула», «Оксид», «Кислота»
Цели урока:
1) Обобщить и систематизировать знания уч-ся о классах неорганических в-в, углубить знания по теме «Первоначальные химические понятия».
2) Развивать самостоятельность уч-ся в работе с дополнительной литературой, химическим оборудованием и реактивами.
3) Продолжить формирование умений наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы.
4) Развивать познавательную деятельность учащихся.
Технологии: проблемное , дифференцированное, развивающее обучение, игровая технология.
Методы и приемы обучения: словесный, частично-поисковый, игровая деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchayushchiy_urok_po_teme_klassy_v-v.doc | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщающий урок по теме: «Основные сведения о классах неорганических соединений»
Форма проведения: Игра в 4х командах: «Атом», «Молекула», «Оксид», «Кислота»
Цели урока:
1) Обобщить и систематизировать знания уч-ся о классах неорганических в-в, углубить знания по теме «Первоначальные химические понятия».
2) Развивать самостоятельность уч-ся в работе с дополнительной литературой, химическим оборудованием и реактивами.
3) Продолжить формирование умений наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы.
4) Развивать познавательную деятельность учащихся.
Технологии: проблемное , дифференцированное, развивающее обучение, игровая технология
Методы и приемы обучения: словесный, частично-поисковый, игровая деятельность
Оборудование и реактивы: Трафаретные доски, «ромашки» с отрывными лепестками из цветной бумаги, компьютер, интерактивная доска, реактивы: смесь железных опилок и порошка серы, р-ры хлорида меди, хлорида бария, гидроксида натрия, соляной и серной к-т, гранулы цинка, пробирки, спиртовки, держатели, спички, картонные кружочки красного, желтого, зеленого цветов, соответствующие оценкам «5», «4», «3», черные «штрафные» карточки, поощрительные карточки белого цвета со знаком «+», задания по номинациям, 4 игровых кубика.
Ход урока:
Проводя регулярно игры подобного рода, я советую проводить их на сдвоенных уроках, т. к. это урок обобщения и систематизации знаний, в нем представлен довольно объемный по теоретической и практической части материал, который необходимо проработать полностью, чтобы учащиеся увидели конечный результат. В противном случае теряется интерес и мотивация у учащихся.
I этап:
( Пояснения учителя к уроку, приветствия команд)
На магнитной доске прикреплены ромашки из цветного картона с отрывными лепестками. На обратной стороне каждого лепестка написаны цифры от «1» до «4», соответствующие номерам заданий в определенной номинации, сами номинации представлены листами формата А-4 из цветной бумаги тех же цветовых оттенков, что и ромашки на магнитной доске. На листах под определенными номерами находятся задания (приложение №1).
Задания представлены следующими номинациями: «Знаем», «Найди ошибку» (охрана труда), «Умеем», (практическая часть), Решаем» (задачи), «Применяем», «Определяем».
В каждой команде есть капитан или куратор, которого назначает учитель, как правило, выбираются те ученики, которые учатся на «отлично» и успевают в изучаемой теме. Эти уч-ся перед проведением подобных уроков должны быть протестированы учителем, т. к. во время урока-игры они будут оценивать ответы участников своей команды.
Задачей капитана является правильное оценивание ответов участников своей команды с помощью цветных кружочков. Если никто из участников отвечающей команды не может
1
дать правильный ответ на вопрос или задание из выбранной номинации, то команда получает «черную» штрафную карточку, команда, давшая правильный ответ в качестве помощи другой команде, получает поощрительную карточку со знаком «+». Выигрывает команда, получившая большее количество красных и белых поощрительных карточек.
II этап:
(Повторение классов неорганических в-в----работа с трафаретными досками)
Учитель называет вещества, а уч-ся записывают формулы этих в-в на трафаретных досках. За правильностью следят капитаны и учитель. После выполнения данного задания учитель начинает саму игру.
III этап:
Старт команды начинают после выполнения тестового задания, предложенного на интерактивной доске (приложение №2). После выполнения задания учитель отображает на интерактивной доске правильные ответы на вопросы теста и предлагает оценить свои ответы и выставить себе оценки ( приложение №3). Оценки всех уч-ся капитаны записывают в таблицу на доске, определяют средний балл. Стартует команда, имеющая более высокий балл.
На рабочем столе капитан или др. участник команды выбрасывает кубик, число на грани кубика указывает на номер номинации. Любой участник команды выходит к магнитной доске и отрывает лепесток, на обратной стороне к-го цифрой указан номер вопроса в данной номинации. На столах у каждой команды находятся листы с вопросами (вопросы и задания дифференцированы по уровню сложности, поэтому участники команд имеют возможность выбирать вопрос, на который они хотели бы ответить. По ходу игры команды собирают кружочки-оценки разных цветов, штрафные и поощрительные баллы.
IV этап:(заключительный)
Подведение итогов работы, выставление оценок, заполнение учащимися карточек «рефлексия» (приложение №4), домашнее задание
Д/З: Командно, либо индивидуально составить проекты по темам:
«Кислоты в технике и быту»
«Эти многоликие соли»
« Удивительный оксид – вода»
«Щелочи на службе у человека»
2
Приложение №1
Номинация №1: «Знаем!»
- Из перечня веществ убери лишнее:
CaO—SO2—NO2—HCl—Al2O3
- Из списка в-в выберите ф-лы основных оксидов
а) NaOH, б) Li2O, в) SO3, г) MgO д) CO2
- Составьте формулы кислот, соответствующих оксидам:
а) CO2---, б) SO3---, в) P2O5---?
4)Определите вещество «А» в каждой реакции:
а) А + H2O → Ca(OH)2
б) А + H2O → NaOH + H2
Номинация №2: «Найди ошибку!» (охрана труда)
1). Проводя реакцию между поваренной солью, ф-ла к-рой NaCl и серной кислотой, Вам необходимо убедиться, что Вам выдана именно поваренная соль. Для этого нужно попробовать ее на вкус, а затем проводить опыт…
2). Космический агент по кличке «Цинкус», спасаясь от погони, прыгнул в пробирку с соляной кислотой, хотя он видел, что пробирка была треснута. «Ничего страшного!» − подумал «Цинкус» и что есть мочи плюхнулся в пробирку.
3). Петя Котеночкин слил 2 жидкости, находившиеся в пробирках. При этом пробирка сильно нагрелась, из нее стал выделяться удушливый газ, и, чтобы не нюхать, он развернул пробирку в сторону соседа. «Какой же я молодец!»− подумал Петя.
4). Надя Кислицкая нагревала пробирку с реактивом в пламени спиртовки. При этом она закрепила пробирку в держателе в нижней части спиртовки, там, где находился реактив. Через несколько секунд пробирка лопнула. «Почему?» ─ искренне недоумевала Надя.
Номинация №3: «Определяем!»
- Определите валентность первого элемента в следующих соединениях:
а) CaO, б) SO2, в) N2O5, г) P2O3
2) Определите индексы «х» и «у» в формулах следующих в-в:
IV VII
а) MgхОу, б) SхОy , в) H2S, г) MnхOy,
3) Определите валентность каждого элемента в формулах следующих в-в:
а) K2S, б) B2O3, в) Cu2O
4) Определите массовую долю серы в следующих соединениях:
а) Na2S, б) SO2, в) H2SO4
Номинация №4: «Умеем!» (практическая часть)
- Разделите смесь, состоящую из железных опилок и порошка серы. Какой способ Вы при этом использовали? Ответ поясните.
- Проведите реакцию взаимодействия цинка и соляной к-ты. Укажите признак(и) данной реакции и составьте уравнение хим. реакции.
3
- Проведите реакцию взаимодействия хлорида бария и серной кислоты. Укажите признак(и) данной реакции и составьте уравнение хим. реакции.
- Нагрейте воду в пробирке до кипения. Какие правила ТБ Вы при этом использовали?
Номинация №5: «Решаем» (задачи)
- Определите массу серной кислоты, образованной в результате реакции
взаимодействия с водой оксида серы (VI) массой 200г.
- Определите массу углерода, вступившего в р-цию с кислородом количеством вещества 3 моль.
- Вычислите массовые доли каждого элемента в азотной кислоте.
- Вычислите массу воды количеством 5 моль.
Номинация №6: «Применяем!»
- Перечислите основные экологические проблемы Вашего города (района, села).
Чем, на Ваш взгляд, они вызваны?
- Перечислите мероприятия, проводимые по очистке сточных вод.
- Перечислите мероприятия, проводимые по очистке воздуха.
- Какое значение имеет кислород в природе и технике?
Приложение№2
(тест для старта команд ---на интерактивной доске)
- Признаком химической реакции не является:
а) выделение теплоты
б) образование осадка
в) выделение газа
г) образование пара
- Смесью среди предложенных является:
а) золото
б) дистиллированная вода
в) воздух
г) кислород
- Химическая формула простого в-ва:
а) 2О2
б) NO
в) CO2
г) H2S
4
4) Относительная молекулярная масса оксида серы(VI):
а) 64
б) 80
в) 34
г) 32
4
5) Валентность азота в соединении N2O5:
а) II
б) III
в) V
г) IV
6) Признаком химической реакции между цинком и соляной кислотой
является:
а) образование осадка
б) выделение газа
в) выделение тепла
г) появление запаха
- Выделить поваренную соль из раствора можно:
а) магнитом
б) фильтрованием
в) выпариванием
г) отстаиванием
: Приложение №3
1 | Г | образование пара |
2 | В | воздух |
3 | А | 2О2 |
4 | Б | 80 |
5 | В | V |
6 | Б | выделение газа |
7 | В | выпаривание |
Оценивание работ:
0 ошибок-«5»
1-2 ошибки-«4»
3-4 ошибки-«3»
Более 4х ошибок-«2»
5
Приложение №4 (рефлексия)
«А напоследок я скажу…»
Фамилия, имя………………………………………..
- Как ты оцениваешь свою работу на уроке? (2—5 баллов)…………………….
- Как ты оцениваешь работу своей команды? (2—5 баллов)……………………
- Что тебе особенно запомнилось с этого
урока?.......................................................................................................................
…………………………………………………………………………………………..
- Вопросы в какой номинации показались особенно трудными?...........................
……………………………………………………………………………………………..
- Нужна ли тебе помощь учителя по данной теме(Да/Нет), если нужна, то в чем?....
…………………………………………………………………………………………………
6
Литература:
- Учебник Химия 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией О.С. Габриеляна
2. Учебник Химия 8 класс: учебник для общеобразовательных
учреждений под редакцией П. А. Оржековского
3. Л. Г. Тишакова, А. И. Овчинникова Тетрадь с печатной
основой по неорганической химии для 8 класса,1995г.
7
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок по теме «Классы неорганических веществ» Автор Попова Оксана Владимировна
Обобщающий урок по теме «Классы неорганических веществ»...
Конспект повторительно обобщающего урока по теме "Строение вещества" в 7 классе.
Повторительно обобщающий урок в 7 классе по теме "Строение вещества" с использованием карточек "домино". Форма работы индивидуально-групповая. Прилагаются карточки-домино с подробным описанием с...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Обобщающий урок по теме «Класс Млекопитающие».
Конспект урока по биологии животных 7 класс. Базовый учебник: Константинов В.М. Бабенко В.Г. Кучменко В.С. Биология 7 класс. – М. : Вентана-Граф. Урок построен на использовании электр...
обобщающий урок по теме Классификация веществ...
– сформировать понятие о генетической связи между классами веществ; обобщить и систематизировать знания учащихся об оксидах, кислотах, основаниях и солях....
Обобщающий урок по теме "Простые вещества"
8 класс в занимательной форме путешествие повторяем основной материал...
Повторительно – обобщающий урок по теме «Строение вещества»
Повторительно – обобщающий урок по теме «Строение вещества»Цель: обобщить знания по теме, повторить основные понятия, совершенствовать практические навыки, формировать умение коллективно работат...
Обобщающие урок по теме "Количество вещества" . 8 класс
Технологическая карта урока в 8 классе по теме "Количество вещества"....