Конспект повторительно обобщающего урока по теме "Строение вещества" в 7 классе.
план-конспект урока по физике (7 класс) по теме
Повторительно обобщающий урок в 7 классе по теме "Строение вещества" с использованием карточек "домино". Форма работы индивидуально-групповая. Прилагаются карточки-домино с подробным описанием системы оценивания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_domino.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Повторительно - обобщающий урок на тему: «Строение
вещества».
Урок – зачет с использованием домино.
Цели урока:
Образовательная: Проверить знания учащихся по основным вопросам
изученной темы. Сформировать навыки объяснения
свойств агрегатных состояний вещества, движением
и взаимодействием частиц; умения объяснять простейшие
опыты с точки зрения МКТ.
Развивающая: продолжать формирование умений наблюдать и объяснять
физические явления. Познакомить с интересными научными
научными фактами о молекулах.
Воспитательная: Учить находить решение поставленной задачи сообща,
в группе.
Демонстрации: 1)Плакаты строения жидких, твердых и газообразных тел;
модели молекул.
2)Опыт со свинцовыми цилиндрами (по рис.74 уч-ка)
ХОД УРОКА.
1.Ставится цель урока: обобщить, систематизировать и закрепить полученные вами знания и выработанные умения.
1. Контроль знаний учащихся по теме..
Физический диктант: продолжить фразу или ответить на вопрос.
В.1 (В.2) 1.Назвать мельчайшую частицу вещества. (Физические тела состоят из …)
2.Диффузия – это … (Чем больше температура тела, тем….).
3.Молекулы взаимодействуют, это значит, что они…..
(Почему железная гиря не распадается самопроизвольно на отдельные частицы?)
4.Определить по заданным свойствам вещества, в каком состоянии оно находится: а)не сохраняет объем, не имеет собственной формы (сохраняет объем и форму)
б)каждая частица в теле колеблется около определенной точки
(расстояние между молекулами гораздо больше размеров молекул).
в)сохраняет объем и не сохраняет форму (частицы располагаются в определенном порядке).
5.Объяснить взаимодействием молекул следующие ситуации:
а)две половинки сломанной ручки не соединяются при плотном соприкосновении (слипаются плотно прижатые куски пластилина
б)мокрые листы бумаги слипаются (сухие листы бумаги не слипаются)
2. Познакомимся с интересными фактами о молекулах.
а)существуют молекулы-гиганты, в которых содержатся тысячи и сотни тысяч атомов. Это молекулы каучука, клетчатки, других органических веществ, полимеров.
-В далеких просторах Вселенной на 15-16 см3 пространства приходится всего одна молекула вещества.
-Самые большие молекулы среди известных- молекулы некоторых белковых веществ- весят приблизительно в миллион раз больше молекулы воды. Молекула гемоглобина, красящего вещества крови, состоит из 1400 атомов.
б) «Вечная» бумага
Японская фирма Chemitech разработала чудо – бумагу, которую можно использовать для записей практически неограниченное число раз. При этом, правда, надо пользоваться специальной магнитной ручкой или каким-либо другим магнитом. Такая бумага имеет толщину 0,5мм и представляет собой слой одинаково ориентированных микрокапсул, заделанных между двумя пластиковыми пленками. Каждая микрокапсула диаметром около 500мкм наполнена черным сверхтонким магнитным порошком, смешанным с белым или цветным пигментом и другими добавками. Когда магнитная ручка движется по поверхности пленки, магнитный порошок внутри капсул притягивается к ней, и на пленке образуется отчетливый след. Написанное можно стереть, проведя магнитом по обратной стороне листа. Эти операции можно повторять, так что лист используется очень долго. В отличие от традиционных способов письма, здесь не нужны чернила, уголь или мел, нет ни крошек , ни пыли, руки и одежда не пачкаются, не приходится без конца тратиться на бумагу и ручки. На такой бумаге можно писать в местах с повышенной влажностью – на кухне, в ванной, на улице.
3. «Домино» - это прямоугольные карточки из плотной бумаги размером 4х12 (размер может быть и иной). Они разделены вертикальной линией по середине; на правой половине написан вопрос (красным шрифтом), а на левой ответ на другой вопрос (черным шрифтом). В первой карточке содержится только вопрос, левая сторона ее пустая. На последней –только ответ, правая ее сторона пустая.
Класс делится на группы по 4 человека. Каждой предлагается комплект физического домино по теме. Первая карточка домино у всех групп разная.
Примерные варианты карточек-домино:
ДИФФУЗИЯ- Это… | Расстоянием между ними | Правильно ли, что при нагревании вещества, его молекулы расширяются? | |
Самопроизвольное пере-мешивание веществ | Смачивание-это… | Нет | Если краешек бумажной полоски опустить в воду, то вода поднимается по полоске. Что это за явление? |
Растекание жидкости по поверхности твердого тела | Капиллярность обусловлена…. | Капиллярность | Почему диффузия в воздухе происходит быстрее, чем в воде? |
Смачиванием | Чем тоньше капилляр, тем высота подъема в нем жидкости… | Т.к скорость молекул газа больше, чем скорость молекул воды. | В каком чае быстрее растворится кусочек сахара? |
Больше | Газ обладает следующи-ми свойствами… | В горячем | Как называются частицы из которых состоят вещества? |
Не имеет ни формы, ни объема | Твердое тело обладает следующими свойствами | МОЛЕКУЛЫ | С повышением температуры скорость молекул… |
Сохраняет и форму и объем | Все молекулы состоят из… | Увеличивается | Расстояние между молекулами в газе… |
Атомов | Молекулы по размеру … | Больше диаметра одной молекулы | На каком явлении основана засолка овощей, рыбы и других продуктов? |
Очень маленькие | Расстояние между молекулами в жидкости… | Диффузия | Тело сохраняет свой объем , но меняет свою форму. В каком состоянии вещество? |
Приблизительно равно диаметру одной молекулы | Чем отличаются молекулы воды и водяного пара? | ЖИДКОЕ |
1-й этап игры в « Физическое домино».
Группы тасуют карточки и по команде на время начинают их раскладывать так, чтобы из карточек «Домино» получить логическую цепочку вопрос – ответ. Домино считается разложенным только тогда, когда все карточки использованы и крайние половинки первой и последней карточек окажутся пустыми. А если не все карточки в игре разложены, значит где - то допущена ошибка.
Группы-победительницы, по времени занявшие 1,2,3 места. 1 место дает один дополнительный балл; 2 и 3 места – 0,5балла.
2-ой этап. Экспресс – опрос.
Группы перемешивают карточки. Каждому члену группы предоставляется возможность взять три карточки с вопросами. Правильно ответившие на все три вопроса получают оценку «5»; на два вопроса -оценку «4»; на один-«3»Учащиеся в течение 5 –7с должны дать правильный ответ. Если ответ не правильный, карточку откладывают влево, если правильный – вправо, если сомнительный – карточку кладут обратно в колоду. Так можно перебрать все вопросы.
При наличии времени можно подводить итоги по- другому:
3-й этап. Подведение итогов.
Подсчитывают число карточек с верными ответами при экспресс опросе. Если их количество 90% от общего числа вопросов, члены этой группы получают оценку «5», если 80% - хорошо «4» , если 70% - удовлетворительно «3», 50% - оценка «2». Если группа заработала штрафное очко (поведение), оценка снижается на 1 балл. Тем учащимся, которые не были активны при экспресс- опросе, тоже ставят оценку на балл ниже. К полученной оценке прибавляют балл за призовые места при экспресс - опросе ( 1 или 0,5).
Чтобы не было проблем с дисциплиной, учащиеся, которые выполнили задания и освободились, получают индивидуальные задачи на карточках. За это получают дополнительную оценку или дополнительный балл, если оценка спорная.
IV.Итог урока: Повторение основных положений МКТ (устно, фронтально)
Д./з: повтор. §25 – 31 по учебнику «Физика-7» С.В.Громов, Н.А. Родина
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект повторительно-обобщающего урока в 7 классе по теме "Движение тела. Масса""
План-конспект урока...
Конспект повторительно-обобщающего урока в 6 классе по теме "Имя прилагательное"
Повторительно-обобщающий урок по теме "Имя прилагательное" (по программе М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского) был дан в 6 классе. Цель урока: повторить и обобщить знания о прилагательном. Я хо...
Конспект повторительно-обобщающего урока в 7 классе. Тема: «Обобщение и систематизация изученного по теме «Деепричастие»
Цель урока: учащиеся должны уметь- распознавать деепричастия по суффиксам на основе структурно-семантического и грамматического анализа слов;- безошибочно писать суффиксы в деепричас...
Разработка конспекта повторительно-обобщающего урока в 6 классе по теме: «Морфологический разбор местоимений. Систематизация и обобщение изученного о местоимении».
Урок проводится в 6 классе с целью систематизирова и обобщить материал по теме "Местоимение"...
Конспект повторительно-обобщающего урока по информатике по теме "Человек и информация", 6 класс по УМК Л.Л. Босовой
КОНСПЕКТ УРОКА «Человек и информация» (повторение и обобщение пройденного материал). Контрольное тестирование. Цели: 1. Повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Чело...
План - конспект повторительно-обобщающего урока физики в 8 классе по теме «Электрические явления».
Тип урока: обобщение и систематизация учебного материалаЦель урока: Закрепить, обобщить и углубить знания учащихся по теме «Электрические явления», научиться применять полученные знания, умения,...
Повторительно-обобщающий урок в 8-м классе по теме "Изменение агрегатных состояний вещества"
Урок закрепления знания, умения, навыки, полученные при изучении темы; повторить способы решения задач по графикам тепловых процессов; повторить основные формулы по данной теме ...