Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Акварелька» для обучающихся 5-7 классов
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5, 6, 7 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности составлена на основе программы Е.И. Коротеева «Смотрю на мир глазами художника» (Сборник Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ под ред. В.А.Горского. — М.: «Просвещение», 2014. – 111 с. — (Стандарты второго поколения)
Программа «Акварелька» относится к общекультурному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС и предназначена для достижения планируемых результатов основной образовательной программы основного общего образования.
Цель программы - дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области изобразительного искусства и творческой деятельности.
Курс внеурочной деятельности «Акварелька» реализуется на базе 5- х — 7-х классов с начала учебного года.
Данный курс внеурочной деятельности рассчитан на 102 часа: в 5 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 6 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 7 классе – 34 часа (1 час в неделю).
Содержание Рабочей программы по внеурочной деятельности структурировано по модулям:
Модуль «Декоративно-прикладное и народное искусство» (5 класс)
Модуль «Живопись, графика, скульптура» (6 класс)
Модуль «Архитектура и дизайн» (7 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_vneurochnoy_deyatelnosti_po_izo.docx | 49.22 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Башкортостан
РАССМОТРЕНО и принято на педагогическом совете Протокол № от «___» 2024 г. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР _______________________ Приказ № от «___» ____ 2024 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор __________________________ Приказ № от «_____» ____ 2024 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Акварелька»
для обучающихся 5-7 классов
Составитель:
Баньщикова Маргарита Сергеевна
учитель изобразительного искусства
2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Акварелька» относится к общекультурному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Рабочая программа внеурочной деятельности составлена на основе программы Е.И. Коротеева «Смотрю на мир глазами художника» (Сборник Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ под ред. В.А.Горского. — М.: «Просвещение», 2014. – 111 с. — (Стандарты второго поколения)
Программа предназначена для достижения планируемых результатов основной образовательной программы основного общего образования.
Цель программы - дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области изобразительного искусства и творческой деятельности.
Задачи программы:
- освоение детьми основных правил изображения;
- ознакомление детей с нетрадиционными техниками изображения, их применением, выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов;
- овладение учащимися нетрадиционными техниками рисования;
- использования нетрадиционных техник изображения в самостоятельной деятельности учащихся;
- научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;
- научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства.
- развитие у детей изобразительных способностей, эстетического восприятия, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического вкуса и понимание прекрасного;
- развитие стремления к общению с искусством
- формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира
- развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности;
- формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности;
- воспитание усидчивости, аккуратности и терпения;
- умение осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи;
- развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.
Место курса внеурочной деятельности в учебном плане
Курс внеурочной деятельности «Акварелька» реализуется на базе 5- х — 7-х классов с начала учебного года.
Данный курс внеурочной деятельности рассчитан на 102 часа: в 5 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 6 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 7 классе – 34 часа (1 час в неделю).
Содержание Рабочей программы по внеурочной деятельности структурировано по модулям:
Модуль «Декоративно-прикладное и народное искусство» (5 класс)
Модуль «Живопись, графика, скульптура» (6 класс)
Модуль «Архитектура и дизайн» (7 класс)
Каждый модуль программы обладает содержательной целостностью и организован по восходящему принципу в отношении углубления знаний по ведущей теме и усложнения умений обучающихся.
Последовательность изучения модулей определяется психологическими возрастными особенностями обучающихся, принципом системности обучения и опытом педагогической работы.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Систематизирующим методом составления данной программы является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
- изобразительная художественная деятельность;
- декоративно художественная деятельность;
- конструктивная художественная деятельность.
При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций:
- изображение - это художественное познание мира, выражение своего к нему отношения, эстетического переживания его;
- конструктивная деятельность - это создание предметно-пространственной среды;
- декоративная деятельность - это способ организации общения людей, имеющий коммуникативные функции в жизни общества.
Основные виды деятельности:
1. Практическая художественно-творческая деятельность.
2. Зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
3. Участие в выставках
1. Практическая художественно-творческая деятельность предполагает:
изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти; по представлению);
декоративную деятельность;
конструктивную деятельность;
постоянную смену художественных материалов и овладевание их выразительными возможностями (гуашь, акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, различные виды бумаги, ткани, природные материалы),
освоение разных инструментов (кисти, стеки, ножницы и т. д.),
освоение и совершенствование художественных техник (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.)
2. Зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира предполагает:
посещение музеев искусства;
мастер-классов в мастерских художников;
экскурсии на природу, наблюдение за городскими объектами;
просмотр видеоматериалов, альбомов по искусству.
3. Участие в выставках предполагает:
просмотр, самоанализ и оценивание собственных творческих работ;
эстетическое оформление работ;
защиту проектов;
творческое общение с детьми и педагогом.
Формы проведения занятий:
- индивидуальные;
- групповые;
- коллективные;
- комбинированные
Место проведения занятий:
учебный класс;
пленэр
музеи;
мастерские художников.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Всего часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
5класс. Модуль «Декоративно-прикладное и народное искусство» | |||
1 | Введение | 1 | Библиотека ЦОК https://resh.edu.ru/ |
2 | Древние корни народного искусства | 9 | |
3 | Связь времен в народном искусстве | 9 | |
4 | Декор - человек, общество, время | 9 | |
5 | Декоративное искусство в современном мире | 6 | |
Итого: | 34 | ||
6 класс. Модуль «Живопись, графика, скульптура» | |||
1 | Виды изобразительного искусства | 7 | Библиотека ЦОК http://school-collection.edu.ru/ |
2 | Мир наших вещей. Натюрморт | 6 | |
3 | Вглядываясь в человека. Портрет | 10 | |
4 | Пейзаж и тематическая картина | 11 | |
Итого: | 34 | ||
7 класс. Модуль «Архитектура и дизайн» | |||
1 | Архитектура и дизайн | 1 | Библиотека ЦОК https://resh.edu.ru/ |
2 | Графический дизайн | 8 | |
3 | Макетирование объемно - пространственных композиций | 7 | |
4 | Дизайн и архитектура как среда жизни человека | 10 | |
5 | Образ человека и индивидуальное проектирование | 8 | |
Итого: | 34 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы курса внеурочной деятельности «Акварелька» достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности.
В центре программы в соответствии с ФГОС общего образования находится личностное развитие обучающихся, приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, социализация личности.
Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов, указанных во ФГОС ООО: формирование у обучающихся основ российской идентичности, ценностные установки и социально значимые качества личности, духовно-нравственное развитие обучающихся и отношение обучающихся к культуре, мотивацию к познанию и обучению, готовность к саморазвитию и активному участию в социально значимой деятельности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение универсальными познавательными действиями
У обучающегося будут сформированы следующие пространственные представления и сенсорные способности как часть универсальных познавательных учебных действий: сравнивать предметные и пространственные объекты по заданным основаниям; характеризовать форму предмета, конструкции; выявлять положение предметной формы в пространстве; обобщать форму составной конструкции; анализировать структуру предмета, конструкции, пространства, зрительного образа; структурировать предметно-пространственные явления; сопоставлять пропорциональное соотношение частей внутри целого и предметов между собой; абстрагировать образ реальности в построении плоской или пространственной композиции.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические и исследовательские действия как часть универсальных познавательных учебных действий: выявлять и характеризовать существенные признаки явлений художественной культуры; сопоставлять, анализировать, сравнивать и оценивать с позиций эстетических категорий явления искусства и действительности; классифицировать произведения искусства по видам и, соответственно, по назначению в жизни людей; самостоятельно формулировать выводы и обобщения по результатам наблюдения или исследования, аргументированно защищать свои позиции.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть универсальных познавательных учебных действий: использовать различные методы, в том числе электронные технологии, для поиска и отбора информации на основе образовательных задач и заданных критериев; использовать электронные образовательные ресурсы; уметь работать с электронными учебными пособиями и учебниками; самостоятельно готовить информацию на заданную или выбранную тему в различных видах её представления: в рисунках и эскизах, тексте, таблицах, схемах, электронных презентациях.
Овладение универсальными коммуникативными действиями
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий: понимать искусство в качестве особого языка общения – межличностного (автор – зритель), между поколениями, между народами; воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения, развивая способность к эмпатии и опираясь на восприятие окружающих; вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно, доказательно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления, находить общее решение и разрешать конфликты на основе общих позиций и учёта интересов; взаимодействовать, сотрудничать в коллективной работе, принимать цель совместной деятельности и строить действия по её достижению, договариваться, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, ответственно относиться к задачам, своей роли в достижении общего результата.
Овладение универсальными регулятивными действиями
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как часть универсальных регулятивных учебных действий: осознавать или самостоятельно формулировать цель и результат выполнения учебных задач, осознанно подчиняя поставленной цели совершаемые учебные действия, развивать мотивы и интересы своей учебной деятельности; планировать пути достижения поставленных целей, составлять алгоритм действий, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных, познавательных, художественно-творческих задач; уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; владеть основами самоконтроля, рефлексии, самооценки на основе соответствующих целям критериев.
У обучающегося будут сформированы следующие умения эмоционального интеллекта как часть универсальных регулятивных учебных действий: развивать способность управлять собственными эмоциями, стремиться к пониманию эмоций других; уметь рефлексировать эмоции как основание для художественного восприятия искусства и собственной художественной деятельности; развивать свои эмпатические способности, способность сопереживать, понимать намерения и переживания свои и других; признавать своё и чужое право на ошибку; работать индивидуально и в группе; продуктивно участвовать в учебном сотрудничестве, в совместной деятельности со сверстниками, с педагогами и межвозрастном взаимодействии.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения обучающийся получит следующие предметные результаты по отдельным темам программы курса внеурочной деятельности:
5 класс. Модуль «Декоративно-прикладное и народное искусство»:
- знать о многообразии видов декоративно-прикладного искусства: народного, классического, современного, искусства, промыслов;
- понимать связь декоративно-прикладного искусства с бытовыми потребностями людей, необходимость присутствия в предметном мире и жилой среде;
- иметь представление (уметь рассуждать, приводить примеры) о мифологическом и магическом значении орнаментального оформления жилой среды в древней истории человечества, о присутствии в древних орнаментах символического описания мира;
- распознавать произведения декоративно-прикладного искусства по материалу (дерево, металл, керамика, текстиль, стекло, камень, кость, другие материалы), уметь характеризовать неразрывную связь декора и материала;
- распознавать и называть техники исполнения произведений декоративно-прикладного искусства в разных материалах: резьба, роспись, вышивка, ткачество, плетение, ковка, другие техники;
- знать специфику образного языка декоративного искусства – его знаковую природу, орнаментальность, стилизацию изображения;
- различать разные виды орнамента по сюжетной основе: геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный;
- владеть практическими навыками самостоятельного творческого создания орнаментов ленточных, сетчатых, центрических;
- знать о значении ритма, раппорта, различных видов симметрии в построении орнамента и уметь применять эти знания в собственных творческих декоративных работах;
- владеть практическими навыками стилизованного – орнаментального лаконичного изображения деталей природы, стилизованного обобщённого изображения представителей животного мира, сказочных и мифологических персонажей с опорой на традиционные образы мирового искусства;
- знать особенности народного крестьянского искусства как целостного мира, в предметной среде которого выражено отношение человека к труду, к природе, к добру и злу, к жизни в целом;
- знать и самостоятельно изображать конструкцию традиционного крестьянского дома, его декоративное убранство, уметь объяснять функциональное, декоративное и символическое единство его деталей, объяснять крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры;
- иметь практический опыт изображения характерных традиционных предметов крестьянского быта;
- знать и уметь изображать или конструировать устройство традиционных жилищ разных народов, например, юрты, сакли, хаты-мазанки, объяснять семантическое значение деталей конструкции и декора, их связь с природой, трудом и бытом;
- иметь представление и распознавать примеры декоративного оформления жизнедеятельности – быта, костюма разных исторических эпох и народов (например, Древний Египет, Древний Китай, античные Греция и Рим, Европейское Средневековье), понимать разнообразие образов декоративно-прикладного искусства, его единство и целостность для каждой конкретной культуры, определяемые природными условиями и сложившийся историей;
- объяснять значение народных промыслов и традиций художественного ремесла в современной жизни;
- называть характерные черты орнаментов и изделий ряда отечественных народных художественных промыслов;
характеризовать древние образы народного искусства в произведениях современных народных промыслов;
- уметь перечислять материалы, используемые в народных художественных промыслах: дерево, глина, металл, стекло;
- различать изделия народных художественных промыслов по материалу изготовления и технике декора;
объяснять связь между материалом, формой и техникой декора в произведениях народных промыслов;
- ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно-прикладного искусства, различать по материалам, технике исполнения художественное стекло, керамику, ковку, литьё, гобелен и другое;
- иметь навыки коллективной практической творческой работы по оформлению пространства школы и школьных праздников.
6 класс. Модуль «Живопись, графика, скульптура»:
- характеризовать различия между пространственными и временными видами искусства и их значение в жизни людей;
- объяснять причины деления пространственных искусств на виды;
- знать основные виды живописи, графики и скульптуры, объяснять их назначение в жизни людей.
- осознавать значение материала в создании художественного образа, уметь различать и объяснять роль художественного материала в произведениях искусства;
- иметь практические навыки изображения карандашами разной жёсткости, фломастерами, углём, пастелью и мелками, акварелью, гуашью, лепкой из пластилина, а также использовать возможности применять другие доступные художественные материалы;
- иметь представление о различных художественных техниках в использовании художественных материалов;
- понимать роль рисунка как основы изобразительной деятельности;
- иметь опыт учебного рисунка – светотеневого изображения объёмных форм;
- знать основы линейной перспективы и уметь изображать объёмные геометрические тела на двухмерной плоскости;
- знать понятия графической грамоты изображения предмета «освещённая часть», «блик», «полутень», «собственная тень», «падающая тень» и уметь их применять в практике рисунка;
- понимать содержание понятий «тон», «тональные отношения» и иметь опыт их визуального анализа;
- обладать навыком определения конструкции сложных форм, геометризации плоскостных и объёмных форм, умением соотносить между собой пропорции частей внутри целого;
- иметь опыт творческого композиционного рисунка в ответ на заданную учебную задачу или как самостоятельное творческое действие;
- знать основы цветоведения: характеризовать основные и составные цвета, дополнительные цвета – и значение этих знаний для искусства живописи;
- определять содержание понятий «колорит», «цветовые отношения», «цветовой контраст» и иметь навыки практической работы гуашью и акварелью;
- иметь опыт объёмного изображения (лепки) и начальные представления о пластической выразительности скульптуры, соотношении пропорций в изображении предметов или животных.
- объяснять понятие «жанры в изобразительном искусстве», перечислять жанры;
объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием произведения искусства.
- характеризовать изображение предметного мира в различные эпохи истории человечества и приводить примеры натюрморта в европейской живописи Нового времени;
- знать и уметь применять в рисунке правила линейной перспективы и изображения объёмного предмета в двухмерном пространстве листа;
- иметь опыт создания графического натюрморта и натюрморта средствами живописи.
- иметь представление об истории портретного изображения человека в разные эпохи как последовательности изменений представления о человеке;
- узнавать произведения и называть имена нескольких великих портретистов европейского искусства (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Рембрандт и других портретистов);
- иметь представление о способах объёмного изображения головы человека, создавать зарисовки объёмной конструкции головы, понимать термин «ракурс» и определять его на практике;
- иметь опыт графического портретного изображения как нового для себя видения индивидуальности человека;
- уметь характеризовать роль освещения как выразительного средства при создании художественного образа;
- иметь представление и уметь сравнивать изображение пространства в эпоху Древнего мира, в Средневековом искусстве и в эпоху Возрождения;
- знать правила построения линейной перспективы и уметь применять их в рисунке;
- уметь определять содержание понятий: линия горизонта, точка схода, низкий и высокий горизонт, перспективные сокращения, центральная и угловая перспектива;
- знать правила воздушной перспективы и уметь их применять на практике;
- знать и уметь рассказывать историю пейзажа в русской живописи, характеризуя особенности понимания пейзажа в творчестве А. Саврасова, И. Шишкина, И. Левитана и художников ХХ в. (по выбору);
- иметь опыт пейзажных зарисовок, графического изображения природы по памяти и представлению;
- понимать и объяснять роль культурного наследия в городском пространстве, задачи его охраны и сохранения.
- характеризовать роль изобразительного искусства в формировании представлений о жизни людей разных эпох и народов;
- уметь объяснять понятия «тематическая картина», «станковая живопись», «монументальная живопись», перечислять основные жанры тематической картины;
- различать тему, сюжет и содержание в жанровой картине, выявлять образ нравственных и ценностных смыслов в жанровой картине;
- иметь опыт изображения бытовой жизни разных народов в контексте традиций их искусства;
- характеризовать понятие «бытовой жанр» и уметь приводить несколько примеров произведений европейского и отечественного искусства;
- характеризовать исторический жанр в истории искусства и объяснять его значение для жизни общества, уметь объяснить, почему историческая картина считалась самым высоким жанром произведений изобразительного искусства;
- знать авторов, узнавать и уметь объяснять содержание таких картин, как «Последний день Помпеи» К. Брюллова, «Боярыня Морозова» и другие картины В. Сурикова, «Бурлаки на Волге» И. Репина;
- иметь представление о развитии исторического жанра в творчестве отечественных художников ХХ в.;
- иметь опыт разработки композиции на выбранную историческую тему (художественный проект): сбор материала, работа над эскизами, работа над композицией.
- знать о значении библейских сюжетов в истории культуры и узнавать сюжеты Священной истории в произведениях искусства;
- объяснять значение великих – вечных тем в искусстве на основе сюжетов Библии как «духовную ось», соединяющую жизненные позиции разных поколений;
- знать, объяснять содержание, узнавать произведения великих европейских художников на библейские темы, такие как «Сикстинская мадонна» Рафаэля, «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, «Возвращение блудного сына» и «Святое семейство» Рембрандта и другие произведения, в скульптуре «Пьета» Микеланджело и других скульптурах;
- знать о картинах на библейские темы в истории русского искусства;
- уметь рассказывать о содержании знаменитых русских картин на библейские темы, таких как «Явление Христа народу» А. Иванова, «Христос в пустыне» И. Крамского, «Тайная вечеря» Н. Ге, «Христос и грешница» В. Поленова и других картин;
- воспринимать искусство древнерусской иконописи как уникальное и высокое
- рассуждать о месте и значении изобразительного искусства в культуре, в жизни общества, в жизни человека.
7 класс Модуль «Архитектура и дизайн»:
- характеризовать архитектуру и дизайн как конструктивные виды искусства, то есть искусства художественного построения предметно-пространственной среды жизни людей;
- объяснять роль архитектуры и дизайна в построении предметно-пространственной среды жизнедеятельности человека;
- рассуждать о влиянии предметно-пространственной среды на чувства, установки и поведение человека;
- рассуждать о том, как предметно-пространственная среда организует деятельность человека и представления о самом себе;
объяснять ценность сохранения культурного наследия, выраженного в архитектуре, предметах труда и быта разных эпох.
- объяснять понятие формальной композиции и её значение как основы языка конструктивных искусств;
- объяснять основные средства – требования к композиции;
- уметь перечислять и объяснять основные типы формальной композиции;
- объяснять выражение «цветовой образ»;
- применять цвет в графических композициях как акцент или доминанту, объединённые одним стилем;
- определять шрифт как графический рисунок начертания букв, объединённых общим стилем, отвечающий законам художественной композиции;
- соотносить особенности стилизации рисунка шрифта и содержание текста, различать «архитектуру» шрифта и особенности шрифтовых гарнитур, иметь опыт творческого воплощения шрифтовой композиции (буквицы);
- применять печатное слово, типографскую строку в качестве элементов графической композиции;
- иметь опыт построения объёмно-пространственной композиции как макета архитектурного пространства в реальной жизни;
- уметь выполнять построение макета пространственно-объёмной композиции по его чертежу;
- выявлять структуру различных типов зданий и характеризовать влияние объёмов и их сочетаний на образный характер постройки и её влияние на организацию жизнедеятельности людей;
- знать о роли строительного материала в эволюции архитектурных конструкций и изменении облика архитектурных сооружений;
- иметь представление, как в архитектуре проявляются мировоззренческие изменения в жизни общества и как изменение архитектуры влияет на характер организации и жизнедеятельности людей;
- иметь знания и опыт изображения особенностей архитектурно-художественных стилей разных эпох, выраженных в постройках общественных зданий, храмовой архитектуре и частном строительстве, в организации городской среды;
- характеризовать архитектурные и градостроительные изменения в культуре новейшего времени, современный уровень развития технологий и материалов, рассуждать о социокультурных противоречиях в организации современной городской среды и поисках путей их преодоления;
- объяснять роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в установке связи между человеком и архитектурой, в «проживании» городского пространства;
- иметь представление о задачах соотношения функционального и образного в построении формы предметов, создаваемых людьми, видеть образ времени и характер жизнедеятельности человека в предметах его быта;
- объяснять, в чём заключается взаимосвязь формы и материала при построении предметного мира, объяснять характер влияния цвета на восприятие человеком формы объектов архитектуры и дизайна;
- иметь опыт творческого проектирования интерьерного пространства для конкретных задач жизнедеятельности человека;
- уметь рассуждать о характерных особенностях современной моды, сравнивать функциональные особенности современной одежды с традиционными функциями одежды прошлых эпох;
- иметь опыт выполнения практических творческих эскизов по теме «Дизайн современной одежды», создания эскизов молодёжной одежды для разных жизненных задач (спортивной, праздничной, повседневной и других);
- различать задачи искусства театрального грима и бытового макияжа, иметь представление об имидж-дизайне, его задачах и социальном бытовании, иметь опыт создания эскизов для макияжа театральных образов и опыт бытового макияжа, определять эстетические и этические границы применения макияжа и стилистики причёски в повседневном быту.
Критерии оценивания творческих работ учащихся
1. Правильное понимание поставленных задач при выполнении творческих работ.
2. Раскрытие темы:
осмысление темы и достижение образной точности;
импровизация и использование собственных впечатлений при выполнении работы;
оригинальность замысла.
3. Композиция
знание, понимание и применение на практике основных законов композиции;
органичность и целостность композиционного решения.
4. Рисунок
владение основами изобразительной грамоты (умение последовательного выполнения работы в заданном формате, передачи пропорций и характера изображаемого объекта, выявление конструктивных и пластических особенностей формы и объема посредством светотеневой проработки и расположения в пространстве, передачи тональных отношений при сохранении цельности изображения).
5. Цветовое решение
знание ключевых понятий цветоведения из области физических основ цвета и основ его зрительного восприятия;
умение использовать типы колорита для создания цветовой гармонии.
6. Техника исполнения
умение использовать основные изобразительные средства выражения замысла: точка, штрих, линия, пятно, цвет, тон, фактура;
владение различными техниками и приемами в области изобразительного искусства;
наличие культуры исполнительского мастерства
7. Степень самостоятельности учащихся при выполнении творческих работ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Изобразительное искусство. 5 класс. Методическое пособие. Источник: https://rosuchebnik.ru/material/izobrazitelnoe-iskusstvo-5-klass-metodicheskoe-posobie-ermolinskaya/
2. Уроки изобразительного искусства. 6 класс. Методическое пособие. Источник: https://rosuchebnik.ru/product/uroki-izobrazitelnogo-iskusstva-metodicheskie-rekomendatsii/
3. Изобразительное искусство. 7 класс. Методическое пособие
Источник: https://rosuchebnik.ru/material/izobrazitelnoe-iskusstvo-7-klass-metodicheskoe-posobie/
4. Филатова, Л.П. Теория и методика обучения изобразительному искусству: учебное пособие / Л. П. Филатова. — Санкт-Петербург: Планета музыки, 2024. — 360 с.
5. Хрипунова, Е.А. Внеурочная деятельность по изобразительному искусству: учебно-методическое пособие / Е.А. Хрипунова. — Москва: ФЛИНТА, 2017. — 191 с.
1. Российская электронная школа https://resh.edu.ru/
2. Российская электронная школа Фоксфорд https://foxford.ru/#!
3. Виртуальная экскурсия: мини-экскурсий http://www.museum-arms.ru/
4. Группа компаний «Просвещение» https://prosv.ru/
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения |
1 | Декоративно-прикладное искусство и человек. Древние образы в народном искусстве | 1 | |
2 | Убранство русской избы. Внутренний мир русской избы | 1 | |
3 | Конструкция и декор прялки. Конструкция и декор посуды | 1 | |
4 | Эскиз орнамента вышивки полотенца, праздничного костюма | 1 | |
5 | Орнаментализация народного праздничного костюма | 1 | |
6 | Древние образы в современных народных игрушках. Роспись игрушки | 1 | |
7 | Искусство Гжели. Городецкая роспись: осваиваем приемы росписи | 1 | |
8 | Золотая Хохлома. Искусство Жостова | 1 | |
9 | Творческая работа по лаковой живописи, мезенской росписи | 1 | |
10 | Роль народных художественных промыслов в современной жизни. Социальная роль декоративного искусства | 1 | |
11 | Творческая работа (на выбор): «Алебастровая ваза», «Ювелирные украшения», «Маска фараона» | 1 | |
12 | Коллективная работа «Бал во дворце» (интерьер). Изображение фигур людей в костюмах для коллективной работы «Бал во дворце» | 1 | |
13 | Композиция эскиза герба. Эскиз герба в цвете | 1 | |
14 | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Проект эскиза панно для школьного пространства | 1 | |
15 | Практическая работа по созданию лоскутной аппликации | 1 | |
16 | Коллективная практическая работа «Витраж» | 1 | |
17 | Практическая работа по изготовлению декоративной куклы | 1 |
6 класс
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения |
1 | Пробы различных живописных и графических материалов. Рисунок — основа изобразительного творчества | 1 | |
2 | Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий. Ритм пятен | 1 | |
3 | Цвет. Основы цветоведения. Букет золотой осени | 1 | |
4 | Создаем образ животного. Основы языка изображения | 1 | |
5 | Создаем натюрморт в технике аппликация. Рисуем животных, человека из разных геометрических фигур | 1 | |
6 | Линейная перспектива. Свет и тень. Драматический натюрморт | 1 | |
7 | Натюрморт в технике «эстампа», монотипии | 1 | |
8 | Образ человека – главная тема в искусстве. Портрет в технике аппликации | 1 | |
9 | Фотографии головы человека в разных ракурсах. Портрет литературного героя из пластилина | 1 | |
10 | Портретные зарисовки и автопортрет. Сатирический рисунок литературного героя | 1 | |
11 | Портреты человека - по свету и против света. Создаем портрет в цвете | 1 | |
12 | Великие портретисты прошлого. Портрет в изобразительном искусстве ХХ века | 1 | |
13 | Изображение пространства: «Правила перспективы «Сетка Альберти» Воздушная перспектива: пейзаж | 1 | |
14 | Контрастные романтические пейзажи «Дорога в большой мир» и «Путь реки». Пейзаж с передачей утреннего или вечернего состояния природы | 1 | |
15 | Пейзаж-настроение по произведениям русских поэтов о красоте природы. «Весенний пейзаж» в технике граттажа или монотипии | 1 | |
16 | Аппликации с графическими дорисовками «Улица моего детства». Графическая композиция «Повседневный быт людей» по мотивам персидской миниатюры | 1 | |
17 | Композиция исторического жанра (из истории России). Библейские темы в изобразительном искусстве | 1 |
7 класс
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения |
1 | Архитектура и дизайн – конструктивные виды искусства. Основы построения композиции | 1 | |
2 | Прямые линии и организация пространства. Цвет. Свободные формы: линии и тоновые пятна | 1 | |
3 | Буква — изобразительный элемент композиции. Логотип как графический знак | 1 | |
4 | Основы дизайна и макетирования плаката, открытки. Проектирование книги | 1 | |
5 | От плоскостного изображения к объемному макету. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете | 1 | |
6 | Здание как сочетание различных объёмных форм. Важнейшие архитектурные элементы здания | 1 | |
7 | Вещь как сочетание объемов и образа времени. Роль и значение материала в конструкции | 1 | |
8 | Роль цвета в формотворчестве. Обзор развития образно-стилевого языка архитектуры | 1 | |
9 | Образ материальной культуры прошлого. Пути развития современной архитектуры и дизайна | 1 | |
10 | Практическая работа «Образ современного города и архитектурного стиля будущего» | 1 | |
11 | Проектирование дизайна объектов городской среды. Организация архитектурно-ландшафтного пространства | 1 | |
12 | Роль вещи в образно-стилевом решении интерьера. Дизайн-проект территории парка | 1 | |
13 | Функционально-архитектурная планировка своего жилища. Проект организации пространства и среды жилой комнаты | 1 | |
14 | Мода и культура. Стиль в одежде. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды | 1 | |
15 | Дизайн современной одежды: творческие эскизы | 1 | |
16 | Грим и причёска в практике дизайна | 1 | |
17 | Имидж-дизайн | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа курса внеурочной деятельности по информационно-коммуникационным технологиям 5 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по ИКТ составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Акварелька" 5 класс в соответствии с ФГОС
Актуальность курса внеурочной деятельности "Акварелька" обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни, ведь изобразительное искусство – удивительн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «ШАХМАТЫ» для обучающихся 5-6 классов
Настоящая программа включает два основных раздела: - Теоретические основы и правила шахматной игры - Практико-соревновательная деятельность...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Футбол» для обучающихся 8 класса
По итогам освоения программы внеурочной деятельности «мини-футбол» обучающиеся должны достичь трёх уровней результатов....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Волейбол» для обучающихся 9 класса
Результаты освоения программного материала оцениваются по трём базовым уровням и представлены соответственно личностными, метапредметными и предметными результатами....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности « Баскетбол» для обучающихся 7 класса
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у учащихся формируются познавательные, л...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Патриот» для обучающихся основного общего образования
Целью программы является развитие у учащихся активной гражданской позиции и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, отражающих сопричастность к делам и достижениям ...