Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебная палитра"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5, 6 класс)
Пояснительная записка
Содержание образовательных программ дополнительного образования разнообразно и вариативно и зависит от уровня организации свободного времени детей. Взаимодействие основного и дополнительного образования может возникнуть на любом этапе развития дополнительного образования и осуществляться в различных формах. Образовательная программа внеурочной деятельности «Волшебная палитра» представляет содержание, организационные условия, этапы образовательной деятельности системы основного общего и дополнительного образования для успешной реализации индивидуальных способностей каждого ребенка. Многообразие форм и способов такого соединения предоставляет учащимся более широкий спектр возможностей реализации образовательных потребностей, а педагогам - новые возможности для реализации своего творческого потенциала. В программе последовательно выстроены занятия в определённую методическую последовательность с учётом знаний, умений и навыков учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_vd_volshebnaya_palitra.doc | 85.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования культуры и спорта Администрации Поронайского городского округа
Администрация Поронайского городского округа
МБОУ СОШ № 8 г. Поронайска
РАССМОТРЕНО методический совет ________________________ Цымбалова Е.И. Протокол № 1 от «28» августа 2023 г. | СОГЛАСОВАНО заместитель директора ________________________ Ялбакова Т.А. Протокол № 1 от «29» августа 2023 г. | УТВЕРЖДЕНО директор ________________________ Сафенкова Е.Н. Приказ № 90-О от «31» августа 2023 г. |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Волшебная палитра»
2023-2024 учебный год
для обучающихся 5-6 классов
(34 часа)
Составитель:
учитель
изобразительного искусства
Клецина Наталья Анатольевна
Поронайск 2023
Пояснительная записка
Содержание образовательных программ дополнительного образования разнообразно и вариативно и зависит от уровня организации свободного времени детей. Взаимодействие основного и дополнительного образования может возникнуть на любом этапе развития дополнительного образования и осуществляться в различных формах. Образовательная программа внеурочной деятельности «Волшебная палитра» представляет содержание, организационные условия, этапы образовательной деятельности системы основного общего и дополнительного образования для успешной реализации индивидуальных способностей каждого ребенка. Многообразие форм и способов такого соединения предоставляет учащимся более широкий спектр возможностей реализации образовательных потребностей, а педагогам - новые возможности для реализации своего творческого потенциала. В программе последовательно выстроены занятия в определённую методическую последовательность с учётом знаний, умений и навыков учащихся.
Документы и материалы, с учетом которых составлена программа:
- Закон «Об образовании» в Российской Федерации.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
- Федеральный компонент государственного стандарта образовательная область «Искусство».
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
- Конвенция ООН о правах ребенка.
- Учебный план МБОУ СОШ № 8 г. Поронайска.
- Инструкции по технике безопасности.
Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого. Содержание программы расширяет представления учащихся о видах, жанрах изобразительного искусства, стилях, знакомит с техниками и оформительской деятельности, формирует чувство гармонии и эстетического вкуса. Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при работе над оформлением классной комнаты, школы, участвовать в изготовлении открыток, сувениров, поделок. Предлагаемые занятия основной упор делают на декоративно-прикладную работу с различными материалами, а также на расширенное знакомство с различными живописными и графическими техниками с использованием основ программного материала, его углублением, практическим закреплением в создании разнообразных работ.
В основе формирования способности к творческой деятельности лежат два главных вида деятельности учащихся: это практика и изучение теории. Ценность необходимых для творчества знаний определяется, прежде всего, их системностью. Программа внеурочной деятельности «Волшебная палитра» способствует развитию ребенка с учетом его индивидуальных способностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций благодаря тому, что дополнительное образование может осуществляться только в форме добровольных объединений, менее регламентировано (в отличие от основного образования) и направлено на развитие специальных способностей каждого ребенка по его выбору. Это качество дополнительного образования способствует формированию диалогичных отношений, в процессе которых в поисковом режиме осуществляется взаимное освоение образовательных, профессиональных, культурных ценностей педагогом и ребенком. Занятия в детском объединении предполагают сотворчество педагога и воспитанника; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, рисования, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.
Режим занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу, количество часов в неделю 1 час, 34 часов в год.
Целью данной программы является: Развитие индивидуальности каждого ребенка средствами взаимодействия различных форм основного и дополнительного образования в условиях обогащенной образовательной среды с многовариантным выбором.
Основными задачами являются:
- Обучение учащихся теоретическим и практическим знаниям; умениям и навыкам в области декоративного оформления.
- Развитие стремления к углублению знаний.
- Формирование интереса к художественно-эстетической деятельности.
- Развитие образного мышления и творческой активности учащихся.
- Формирование чувства коллективизма.
- Создание комфортной обстановки на занятиях.
- Развитие аккуратности, опрятности.
Структура программы состоит из 7 образовательных блоков (теория, практика). Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта. Практические знания способствуют развитию у детей творческих способностей, умение воплощать свои фантазии, как и умение выражать свои мысли. Дети 11-13 лет способны на эмоционально-образном уровне выполнять предлагаемые задания. Результаты обучения по данному курсу достигаются в каждом образовательном блоке.
Содержание образовательной программы кружка проектируется с учетом приоритетных принципов:
1. Многообразия.
- разнообразие форм и содержания дополнительного образования;
- разнообразие видов деятельности, доступных учащимся образовательного пространства;
- разнообразие участников образовательного процесса с их ценностями, целями, взглядами, предпочтениями и т.п.;
- Равновесие логического и эмоционального начала в учебном процессе.
Многообразие необходимо для создания условий выбора учащимися вида деятельности и отношения к этой деятельности, как источника их развития.
2. Открытости.
Образовательная программа является открытой системой, т.е. воспринимает воздействия внешней среды и отвечает на них своими изменениями, постоянно включая в свою структуру новые элементы: новых учащихся, новые виды деятельности, новые отношения, новое содержание образования, взаимодействуя с другими образовательными программами. Именно открытость позволяет образовательной программе развиваться, усложняться, обмениваться информацией.
Использование этих принципов в проектировании образовательной программы создает условия для:
1. Свободного выбора ребенком видов и сфер деятельности.
2. Ориентации учителя на личностные интересы, потребности, способности ребенка.
3. Возможности свободного самоопределения и самореализации в образовательном процессе как ребенка, так и учителя.
4. Единство обучения, воспитания, развития в процессе реализации программы.
5. Максимальное соблюдение интересов двух сторон, участвующих в процессе творчества-учителя и обучающегося.
Формы занятий:
- беседы;
- практические занятия;
- создание проектов;
- индивидуальные и групповые занятия;
- коллективная работа.
Тематический план 5,6 класс
№ | Тема занятия, раздел | часы |
1. | Вводное занятие Техника безопасности Цветоведение. Большой цветовой круг (нюансность и контрастность). Цветоведение . Гармония в колорите (осенний колорит) Теплохолодность. | 1 1 1 |
2. | Акварельные техники. Вливание цвета в цвет. Техника «по-сырому». Техника «алла-прима». Монохромная живопись. Монохромная живопись. Техника гризайль. | 1 1 1 1 1 1 |
3. | Декоративная графика. Графические приемы. «Лоскутное одеяло». Шахматный прием. Текстура. Фактура. Поиск вариантов решения одного задания. Развивающие игры. Силуэт в графике. | 1 2 1 1 1 1 2 |
4. | Сочетание графики и живописи. Практическая работа «Рыбки» Сочетание акварельных техник и приемов. Творческая работа «Бабочки». Монотипия. | 2 2 1 |
5. | Декоративно-прикладное искусство. Орнамент. Многообразие форм и мотивов орнамента. Растительные, зооморфные элементы орнамента. Работа по замыслу | 1 1 1 1 |
6. | Жанры изобразительного искусства (беседа) Фантастический, сказочный жанр. Пейзаж. Портрет. Натюрморт. | 1 1 1 1 1 |
7. | Шрифт. Создание открытки (творческий проект). | 2 |
Краткое содержание учебных тем.
№ | Раздел | Теоретическое описание | Практика |
1. | Цветоведение. Большой цветовой круг (нюансность и контрастность). Цветоведение . Гармония в колорите (осенний колорит). Теплохолодность. | Понятие о цветовом круге, нюансности и контрастности. Понятие колорит, гармония и дисгармония. Понятие теплые и холодные цвета. | Практическая работа (цветовые упражнения). Практическая работа ( упражнения с применением различных колоритов). Практическая работа (один пейзаж в теплом и холодном вариантах). |
2. | Акварельные техники. Вливание цвета в цвет. Техника «по-сырому». Техника «алла-прима». Монохромная живопись. Техника гризайль. | Вливание цвета в цвет. Выразительные возможности данной техники и примеры применения. Выполнения акварельной работы в один прием. Применение одной краски. Понятие гризайль. | Практическая работа «Осенние листья». Практическая работа «Пейзаж». Практическая работа «Цветы». Практическая работа на свободную тему. Практическая работа «Ветка дерева с листьями». |
3. | Декоративная графика. Графические приемы. «Лоскутное одеяло». Шахматный прием. Текстура. Поиск вариантов решения одного задания. Развивающие игры. | Понятие графика, декоративная графика, графические материалы. Шахматный прием для передачи формы и движения. Разнообразие текстур в природе. Вариативность в графике. | Практическая работа «Рыбки». Возможно как индивидуальная , так и коллективная. Свободная тема в применением шахматного приема. Передача текстур в графике. Создание несколько разных зарисовок на одну тему. Поиск определенных очертаний предметы среди хаотично нанесенных графических линий. |
4. | Сочетание графики и живописи. Сочетание акварельных техник и приемов. Монотипия. | Практическая работа «Рыбки»-графика+живопись. Практическая работа «Бабочки». Понятие монотипия. | Фон –вливание цвета в цвет, «рыбки-лоскутное одеяло», применение приемов аппликации. Работа с колоритами+применение аппликации. Практическая работа по теме. |
5. | Декоративно-прикладное искусство. Орнамент. Многообразие форм и мотивов орнамента. Растительные, зооморфные элементы орнамента. Работа по замыслу | Понятие ДПИ, народные промыслы. Орнамент (история, значение). Примеры различных вариантов создания орнаментов(модуль, повторение, чередование, образующая и т.д.) | Создание геометрического орнамента в квадрате или круге. Создание модулей для орнамента. Разработка авторского орнамента для украшения одежды. |
6.
| Жанры изобразительного искусства (беседа) Фантастический, сказочный жанр. Пейзаж. Портрет. Натюрморт. | Понятие виды и жанры, историческая справка ,многообразие жанров, примеры художников-мастеров различных жанров. | Творческие работы в соответствии с темой занятия. |
7. | Шрифт. Создание открытки (творческий проект). | Понятия шрифт, творческий проект.Современный дизайн открытки. | Создание проекта открытки на тему «День рождения!», «9 Мая» и т.д. |
Литература.
- С.П. Ломов. Искусство. Изобразительное искусство 5класс, 6 класс; учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч./С.П.Ломов, С.Е. Игнатьев, М.В. Карамзина.- М. Дрофа, 2017.
- Г. Беда. Живопись и ее изобразительные средства. – М., 1977
- А.Л. Гаптилл. Работа пером и тушью. – Минск: Поппури, 2001.
- Н.А Горяева. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. – М.: Просвещение, 2000.
- С.В. Кульневич. «Не совсем обычный урок», Издат. программа «Педагогика нового времени», «Воронеж», 2006 год.
- Сборник нормативных документов образовательной области «Искусство». – М.: Дрофа, 2007
- А.А.Павлова, Е.И Корзинова. Графика в средней школе. Методическое пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2006
- Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев
- «Изобразительное искусство: 4-е изд., М.: Дрофа, 2013 год.
- В.В. Ячменева Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет. – М.: Гуманит. Изд. Центр «Владос», 2003
- Н.М. Сокольский. Краткий словарь художественных терминов 5-8 класс-М.Титул, 1996 г.
- Н.М. Сокольский. Основы рисунка.5-8 класс, М.Титул, 1996г.
- Н.М. Сокольский. Основы живописи. 5-8 класс, М. Титул, 1996 г.
- Е.И. Забелина. Изобразительное искусство в общеобразовательной школе. Программа для 1-8 классов. Орел 2011г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по музыке «Палитра детских голосов»
Весьма действенным средством духовно-нравственного и эстетического воспитания является хоровое искусство. В процессе изучения курса музыкального искусства школьники осваивают основы индивидуальн...
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Палитра творчества"
Рабочая программа «Палитра» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования по изобразительному искусству.Ак...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...
Рабочая программа по кружку "Палитра"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАСодержание образовательных программ дополнительного образования разнообразно и вариативно и зависит от уровня организации свободного времени детей. Взаимодействие основного и допо...