Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебная палитра"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5, 6 класс)

Клецина Наталья Анатольевна

Пояснительная записка

 

Содержание образовательных программ дополнительного образования разнообразно и вариативно и зависит от уровня организации свободного времени детей. Взаимодействие основного и дополнительного образования может возникнуть на любом этапе развития дополнительного образования и осуществляться в различных формах. Образовательная программа внеурочной деятельности «Волшебная палитра» представляет содержание, организационные условия, этапы образовательной деятельности системы основного общего и дополнительного образования для успешной реализации индивидуальных способностей каждого ребенка. Многообразие форм и способов такого соединения предоставляет учащимся более широкий спектр возможностей реализации образовательных потребностей, а педагогам - новые возможности для реализации своего творческого потенциала. В программе последовательно выстроены занятия в определённую методическую последовательность с учётом знаний, умений и навыков учащихся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_vd_volshebnaya_palitra.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

‌Департамент образования культуры и спорта Администрации Поронайского городского округа‌‌

‌Администрация Поронайского городского округа‌

МБОУ СОШ № 8 г. Поронайска

РАССМОТРЕНО

методический совет

________________________

Цымбалова Е.И.

Протокол № 1 от «28» августа   2023 г.

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора

________________________

Ялбакова Т.А.

Протокол № 1 от «29» августа   2023 г.

УТВЕРЖДЕНО

директор

________________________

Сафенкова Е.Н.

Приказ № 90-О от «31» августа   2023 г.

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Волшебная палитра»

2023-2024 учебный год

для обучающихся  5-6 классов

(34 часа)

Составитель:

учитель

изобразительного искусства

Клецина Наталья Анатольевна

Поронайск‌ 2023‌

Пояснительная записка

Содержание образовательных программ дополнительного образования разнообразно и вариативно и зависит от уровня организации свободного времени детей. Взаимодействие основного и дополнительного образования может возникнуть на любом этапе развития дополнительного образования и осуществляться в различных формах. Образовательная программа внеурочной деятельности «Волшебная палитра» представляет содержание, организационные условия, этапы образовательной деятельности системы основного общего и дополнительного образования для успешной реализации индивидуальных способностей каждого ребенка. Многообразие форм и способов такого соединения предоставляет учащимся более широкий спектр возможностей реализации образовательных потребностей, а педагогам - новые возможности для реализации своего творческого потенциала. В программе последовательно выстроены занятия в определённую методическую последовательность с учётом знаний, умений и навыков учащихся.

Документы и материалы, с учетом которых составлена программа:

  1. Закон «Об образовании» в Российской Федерации.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
  3. Федеральный компонент государственного стандарта образовательная область «Искусство».
  4. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
  5. Конвенция ООН о правах ребенка.
  6. Учебный план МБОУ СОШ № 8 г. Поронайска.
  7. Инструкции по технике безопасности.

Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого. Содержание программы расширяет представления учащихся о видах, жанрах изобразительного искусства, стилях, знакомит с техниками и оформительской деятельности, формирует чувство гармонии и эстетического вкуса. Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при работе над оформлением классной комнаты, школы, участвовать в изготовлении открыток, сувениров, поделок. Предлагаемые занятия основной упор делают на декоративно-прикладную работу с различными материалами, а также на расширенное знакомство с различными живописными и графическими техниками с использованием основ программного материала, его углублением, практическим закреплением в создании разнообразных работ.
В основе формирования способности к творческой деятельности лежат два главных вида деятельности учащихся: это практика и изучение теории. Ценность необходимых для творчества знаний определяется, прежде всего, их системностью. Программа внеурочной деятельности «Волшебная палитра» способствует развитию ребенка с учетом его индивидуальных способностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций благодаря тому, что дополнительное образование может осуществляться только в форме добровольных объединений, менее регламентировано (в отличие от основного образования) и направлено на развитие специальных способностей каждого ребенка по его выбору. Это качество дополнительного образования способствует формированию диалогичных отношений, в процессе которых в поисковом режиме осуществляется взаимное освоение образовательных, профессиональных, культурных ценностей педагогом и ребенком. Занятия в детском объединении предполагают сотворчество педагога и воспитанника; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы,  цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, рисования, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.

Режим занятий

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу, количество часов в неделю 1 час, 34 часов в год.

Целью данной программы является: Развитие индивидуальности каждого ребенка средствами взаимодействия различных форм основного и дополнительного образования в условиях обогащенной образовательной среды с многовариантным выбором.

Основными задачами являются:

  • Обучение учащихся теоретическим и практическим знаниям; умениям и навыкам в области декоративного оформления.
  • Развитие стремления к углублению знаний.
  • Формирование интереса к художественно-эстетической деятельности.
  • Развитие образного мышления и творческой активности учащихся.
  • Формирование чувства коллективизма.
  • Создание комфортной обстановки на занятиях.
  • Развитие аккуратности, опрятности.

Структура программы состоит из 7 образовательных блоков (теория, практика). Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта. Практические знания способствуют развитию у детей творческих способностей, умение воплощать свои фантазии, как и умение выражать свои мысли. Дети 11-13 лет способны на эмоционально-образном уровне выполнять предлагаемые задания. Результаты обучения по данному курсу достигаются в каждом образовательном блоке.
Содержание образовательной программы кружка проектируется с учетом приоритетных 
принципов:

1. Многообразия.

  • разнообразие форм и содержания дополнительного образования;
  • разнообразие видов деятельности, доступных учащимся образовательного пространства;
  • разнообразие участников образовательного процесса с их ценностями, целями, взглядами, предпочтениями и т.п.;
  • Равновесие логического и эмоционального начала в учебном процессе.

Многообразие необходимо для создания условий выбора учащимися вида деятельности и отношения к этой деятельности, как источника их развития.

2. Открытости.

Образовательная программа является открытой системой, т.е. воспринимает воздействия внешней среды и отвечает на них своими изменениями, постоянно включая в свою структуру новые элементы: новых учащихся, новые виды деятельности, новые отношения, новое содержание образования, взаимодействуя с другими образовательными программами. Именно открытость позволяет образовательной программе развиваться, усложняться, обмениваться информацией.

Использование этих принципов в проектировании образовательной программы создает условия для:

1. Свободного выбора ребенком видов и сфер деятельности.
2. Ориентации учителя на личностные интересы, потребности, способности ребенка.
3. Возможности свободного самоопределения и самореализации в образовательном процессе как ребенка, так и учителя.

4. Единство обучения, воспитания, развития в процессе реализации программы.

5. Максимальное соблюдение интересов двух сторон, участвующих в процессе творчества-учителя и обучающегося.

Формы занятий:

  • беседы;
  • практические занятия;
  • создание проектов;
  • индивидуальные и групповые занятия;
  • коллективная работа.

Тематический план  5,6 класс

Тема занятия, раздел

часы

1.

Вводное занятие

Техника безопасности

Цветоведение. Большой цветовой круг (нюансность и контрастность).

Цветоведение . Гармония в колорите (осенний колорит)

Теплохолодность.

1

1

1

2.

Акварельные техники. 

Вливание цвета в цвет.

Техника «по-сырому».

Техника «алла-прима».

Монохромная живопись.

Монохромная живопись.

Техника гризайль.

1

1

1

1

1

1

3.

Декоративная графика. 

Графические приемы. «Лоскутное одеяло».

Шахматный прием.

Текстура.

Фактура.

Поиск вариантов решения одного задания.

Развивающие игры.

Силуэт в графике.

1

2

1

1

1

1

2

4.

Сочетание графики и живописи. 

Практическая работа «Рыбки» Сочетание акварельных техник и приемов.

Творческая работа «Бабочки».

Монотипия.

2

2

1

5.

Декоративно-прикладное искусство.

Орнамент.

Многообразие форм и мотивов орнамента.

Растительные, зооморфные элементы орнамента.

Работа по замыслу

1

1

1

1

6.

Жанры изобразительного искусства (беседа)

Фантастический, сказочный жанр.

Пейзаж.

Портрет.

Натюрморт.

1

1

1

1

1

 7.

 Шрифт.

 Создание открытки (творческий проект).

2

Краткое содержание учебных тем.

Раздел

Теоретическое описание

Практика

1.

Цветоведение. Большой цветовой круг (нюансность и контрастность).

Цветоведение . Гармония в колорите (осенний колорит).

Теплохолодность.

Понятие о цветовом круге, нюансности и контрастности.

Понятие колорит, гармония и дисгармония.

Понятие теплые и холодные цвета.

 Практическая работа

(цветовые упражнения).

Практическая работа ( упражнения с применением различных колоритов).

Практическая работа (один пейзаж в теплом и холодном вариантах).

2.

Акварельные техники. Вливание цвета в цвет.

Техника «по-сырому».

Техника «алла-прима».

Монохромная живопись.

Техника гризайль.

Вливание цвета в цвет.

Выразительные возможности данной техники и примеры применения.

Выполнения акварельной работы в один прием.

Применение одной краски.

Понятие гризайль.

Практическая работа «Осенние листья».

Практическая работа

«Пейзаж».

Практическая работа «Цветы».

Практическая работа на свободную тему.

Практическая работа «Ветка дерева с листьями».

3.

Декоративная графика. Графические приемы. «Лоскутное одеяло».

Шахматный прием.

Текстура.

Поиск вариантов решения одного задания.

Развивающие игры.

Понятие графика, декоративная графика, графические материалы.

Шахматный прием для передачи формы и движения.

Разнообразие текстур в природе.

Вариативность в графике.

Практическая работа «Рыбки». Возможно как индивидуальная , так и коллективная.

Свободная тема в применением шахматного приема.

Передача текстур в графике.

Создание несколько разных зарисовок на одну тему.

Поиск определенных очертаний предметы среди хаотично нанесенных графических линий.

4.

Сочетание графики и живописи.

Сочетание акварельных техник и приемов.

Монотипия.

Практическая работа «Рыбки»-графика+живопись.

Практическая работа «Бабочки».

Понятие монотипия.

Фон –вливание цвета в цвет, «рыбки-лоскутное одеяло», применение приемов аппликации.

Работа с колоритами+применение аппликации.

Практическая работа по теме.

5.

Декоративно-прикладное искусство.

Орнамент.

Многообразие форм и мотивов орнамента.

Растительные, зооморфные элементы орнамента.

Работа по замыслу

Понятие ДПИ, народные промыслы. Орнамент (история, значение).

Примеры различных вариантов создания орнаментов(модуль, повторение, чередование, образующая и т.д.)

Создание геометрического орнамента в квадрате или круге.

Создание модулей для орнамента.

Разработка авторского орнамента для украшения одежды.

6.

 

 

 

Жанры изобразительного искусства (беседа)

Фантастический, сказочный жанр.

Пейзаж.

Портрет.

Натюрморт.

Понятие виды и жанры, историческая справка ,многообразие жанров, примеры художников-мастеров различных жанров.

Творческие работы в соответствии с темой занятия.

7.

 Шрифт.

 Создание открытки (творческий проект).

Понятия шрифт, творческий проект.Современный дизайн открытки.

Создание проекта открытки на тему «День рождения!», «9 Мая» и т.д.

Литература.

  1. С.П. Ломов. Искусство. Изобразительное искусство 5класс, 6 класс; учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч./С.П.Ломов, С.Е. Игнатьев, М.В. Карамзина.- М. Дрофа, 2017.
  2. Г. Беда. Живопись и ее изобразительные средства. – М., 1977
  3. А.Л. Гаптилл. Работа пером и тушью. – Минск: Поппури, 2001.
  4. Н.А Горяева. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. – М.: Просвещение, 2000.
  5. С.В. Кульневич. «Не совсем обычный урок», Издат. программа «Педагогика нового времени», «Воронеж», 2006 год.
  6. Сборник нормативных документов образовательной области «Искусство». – М.: Дрофа, 2007
  7. А.А.Павлова, Е.И Корзинова. Графика в средней школе. Методическое пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2006
  8. Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев
  9. «Изобразительное искусство: 4-е изд., М.: Дрофа, 2013 год.
  10. В.В. Ячменева Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет. – М.: Гуманит. Изд. Центр «Владос», 2003
  11. Н.М. Сокольский. Краткий словарь художественных терминов 5-8 класс-М.Титул, 1996 г.
  12. Н.М. Сокольский. Основы рисунка.5-8 класс, М.Титул, 1996г.
  13. Н.М. Сокольский. Основы живописи. 5-8 класс, М. Титул, 1996 г.
  14. Е.И. Забелина. Изобразительное искусство в общеобразовательной школе. Программа для 1-8 классов. Орел 2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по музыке «Палитра детских голосов»

Весьма действенным средством духовно-нравственного и эстетического воспитания является хоровое искусство. В процессе изучения курса музыкального искусства школьники осваивают  основы индивидуальн...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Палитра творчества"

Рабочая программа «Палитра» разработана  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования по изобразительному искусству.Ак...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...

Рабочая программа по кружку "Палитра"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАСодержание образовательных программ дополнительного образования разнообразно и вариативно и зависит от уровня организации свободного времени детей. Взаимодействие основного и допо...