Рабочая программа внеурочной деятельности "Палитра творчества"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему
Рабочая программа «Палитра» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования по изобразительному искусству.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности в сфере художественного творчества школьников обусловлена необходимостью разрешения реальных противоречий, сложившихся в теории и практике воспитания в новых социокультурных условиях, в частности ограниченности стратегии «приобщения к культуре» в условиях экспансии массовой культуры.
Возникшая в 20 веке и построенная на принципах коммертизации, тиражирования, стандартизации, упрощения, предельной занимательности массовая культура не без успеха поглощает, перемалывает и выдает за свои высшие образцы культурной деятельности человечества.
У отечественной педагогической теории и практики эстетического воспитания богатые традиции. Сложился ряд оригинальных и глубоких подходов к эстетическому воспитанию: системный, интегративный, диалоговый.
В то же время в массовом эстетическом воспитании господствующее положение продолжает занимать парадигма «приобщающей» передачи культурных норм и образцов, молчаливо признающая художественную культуру внешней по отношению к воспитаннику.
Реальная альтернатива данной парадигме – воспитание у школьника способности к эстетическому самоопределению. И главным здесь становится художественное творчество подростков. Создавая художественные произведения, они прямо выходят в пространство эстетического выбора: канон и отрицание канона, прекрасное и безобразное.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_povneur.dnyat_.docx | 59.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к основной образовательной программе с изменениями,
утвержденными приказом от 21.06.2017 номер 12-ш4-13-326/17
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4
Программа внеурочной деятельности по изобразительному искусству
В 3-4 классах «Палитра творчества»
Учитель: Мумракова Ольга Николаевна
Срок реализации программы: 2017/2018гг
Количество часов по учебному плану:
70 ч/год;2ч/неделю
Сургут, 2017 год
Программа внеурочной деятельности
«Палитра творчества»
Пояснительная записка
Программа внурочной деятельности «Палитра творчества» для учащихся 3-4 классов начальной школы ,составлена на основе примерной программы внеурочной деятельности Федерального компонента государственного образовательного стандарта второго поколения начального и основного общего образования – «Смотрю на мир глазами художника» автор Е.И.Коротеева, Москва «Просвещение» 2012год. Программа пеработана и направлена на развитие и формирование художественно-изобразительных навыков, является программой художественно-эстетической направленности. При составлении данной программы был использован собственный опыт работы автора как профессионального художника, опыт прохождения производственных практик, а также материалы следующих образовательных программ:
- Быкова Я. Г., Волобуева Н. Н., Смирнов А. А., Богданова Н.Г. комплексная программа «Рисунок, живопись, композиция, скульптура, декоративно-прикладное творчество». – М, 2000 г.;
- Лазарев А.Г. Сборник программ. - М, 2002 г.;
- Неменский Б.М «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 класс. –М, 2006г.;
- Шпикалова Т. Я. «Изобразительное искусство, основы народного и декоративно-прикладного искусства». - М, 1997 г.
Одна из важных задач в области образования – эстетическое воспитание детей, создание условий для проявления творческих способностей каждого ребенка.
Актуальность программы связана с развитием творческих способностей и навыков, учащихся в процессе художественного воспитания.
Одной из задач научных исследований в области педагогики является вооружение общеобразовательной школы и учителя научно обоснованными рекомендациями создания оптимальных условий для развития способностей школьников к самореализации.
В художественно-творческой деятельности, одной из особенностей которой является самовыражение и самореализация личности в художественных образах, формируется эстетическое отношение к жизни и искусству. Эстетическое отношение представляет собой основу художественного творчества. Выражение своего отношения, переживания и чувства в художественных образах усиливает потребность в художественно-творческой деятельности.
Научить видеть прекрасное вокруг себя по средствам художественной деятельности, призвана система эстетического воспитания. Для того чтобы эта система воздействовала на ребенка наиболее эффективно и достигала поставленной цели, Б.М. Неменский выделил следующую ее особенность: «художественная деятельность ребенка должна быть, прежде всего, единой системой, объединяющей все занятия по творческим предметам, где каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьник .Именно продуктивная изобразительная деятельность способствует художественно – творческому развитию ребенка».
Современные методики внешкольной деятельности в области искусства органично сочетают в себе элементы обучения с развитием художественно-творческих способностей. Эти методики направлены главным образом на раскрытие и развитие индивидуальных способностей, которые в той или иной мере свойственны всем детям и подросткам.
Во внешкольной студийной деятельности в области изобразительного творчества заложены большие возможности для эстетического и художественного воспитания учащихся. Способствуя развитию творческой мысли своего ученика, педагог должен ненавязчиво предлагать тот или иной вид изобразительной деятельности.
Художественная деятельность, т.е. создание произведений графики, живописи и пластического искусства, связана с процессами восприятия, познания, с эмоциональной и общественной сторонами жизни человека, свойственной ему на различных ступенях развития, в ней находят отражение некоторые особенности его интеллекта и характера.
Художественное воспитание в состоянии решать настолько важные задачи, связанные с необходимостью гармонического развития личности, что место, отводимое ему в современной системе воспитания, не может быть второстепенным.
Изобразительное искусство, пластика, художественное конструирование — наиболее эмоциональные сферы деятельности детей. Работа с различными материалами в разных техниках расширяет круг возможностей ребенка, развивает пространственное воображение, конструкторские способности.
Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Все начинается с детства. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, чем целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение.
В области живописи дети постигают законы цвета и колорита, фактуры и формы, в графике – образный язык, основой которого являются точка и линия, плоскость и пространство.
Изобразительное творчество в системе дополнительного образования находит разнообразные формы выражения: это и индивидуальные, и коллективные работы, быстрые наброски и композиции, которые создаются за несколько занятий.
Задания, предлагаемые каждой возрастной группе, в зависимости от ситуации можно варьировать, меняя местами. Педагог может предлагать другие, аналогичные, темы, органично входящие в русло программы. Программа является определенным стимулом к собственному творчеству.
Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни.
Цель - приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение.
Программа ставит следующие задачи:
Развивающие:
- Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
- Развитие эстетической взыскательности, самостоятельности суждений при восприятии произведений искусства.
- Развивать у учащихся знания в сравнении со школьным курсом рисования по различным аспектам изобразительного творчества (композиция, графика, колористика, техника изображения, техника владения инструментом, светотеневая разработка, пропорционирование).
Обучающие (формирующие):
- Формирование у обучающихся творческого мышления: ассоциативных образов, умения решать художественно-творческие задачи на повтор, вариации и импровизацию.
- Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
Воспитательные:
- Воспитание у детей уважения и любви к сокровищам национальной и мировой культуры,
- Формирование трудолюбия, воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени,
- Преодоление обучающимися «комплекса неумения» в отношении изобразительной деятельности, развитие уверенности в себе, формирование адекватной самооценки,
- Обогащать визуальный опыт детей через посещение выставок, выходов на натурные зарисовки к памятникам архитектуры, на природу.
Формы организации внеурочной деятельности
-Групповые (творческие мастерские);
-Индивидуальные (самостоятельная работа);
-Коллективные (занятия, экскурсии, игра)
Представленные в программе занятия, требуют не только целенаправленного восприятия — наблюдения, активной работы мысли, но и переживания положительных эмоций как от самого процесса изучения и изображения того или иного объекта или явления, так и от непосредственно воспринимаемых свойств и особенностей этих предметов и явлений.
Вопросы гармонического развития и творческой самореализации находят свое разрешение в изобразительной студии. Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с другими. Помочь в этих устремлениях призвана данная программа.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
При определении режима занятий учтены санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям с дополнительным образованием детей. Занятия в группах проходят 1раз в неделю по 1 часу. В реализации программы участвуют учащиеся 9-16 лет. Специального отбора в группы не производится.
Для успешной реализации программы целесообразно объединение детей в учебные группы численностью от 15 до 18 человек.
Так же создаётся группа для индивидуальной работы, которая предусматривает подготовку к конкурсам, конференциям, олимпиадам.
Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:
- репродуктивный (воспроизводящий);
- иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
- проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);
- эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы ее решения).
Художественная деятельность на занятиях изостудии находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме; декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на занятиях; изучение творческого художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных); просмотр видеоматериалов.
Предлагаемая программа построена так, чтобы во внеурочное время дать учащимся более глубокие представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Работа на основе наблюдения и изучения окружающей реальности является важным условием успешного освоения детьми программного материала. Стремление к отражению действительности, своего отношения к ней должно служить источником самостоятельных творческих поисков.
В реализации программы используются формы занятий, как индивидуальной работы, так и коллективного творчества. Используются следующие формы занятий: беседа, практическая работа, игра, конкурс, викторина, выставка, спектакль, экскурсия, работа на пленере и др.
В пределах одного занятия виды деятельности могут несколько раз меняться: занятия по композиции сменяется занятием по рисунку, работа декоративно-прикладного характера следует за прослушиванием аудиозаписи или просмотром видеофильма и т.п. Это способствует удержанию внимания учащихся и позволяет избежать их переутомления.
В занятиях студии могут принимать участие родители (при желании - на постоянной основе, но без внесения их в состав объединения). После консультаций педагога родители вместе с детьми смогут выполнять такого рода работы дома и в студии, представляя их впоследствии на выставках.
Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы.
С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки проводятся игры, предлагаются специально составленные кроссворды, используются словесные игры и малые жанры устного народного творчества.
Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.
Положительная оценка работы ребенка является для него важным стимулом. Можно и необходимо отметить и недостатки, но похвала должна и предварять, и завершать оценку.
Ожидаемые результаты соотнесены с задачами и содержанием программы, дифференцированы по годам обучения и делятся на три группы:
- Теоретическая подготовка ребенка по основным разделам программы;
- Практические умения и навыки;
- Личностные качества, формирование и развитие которых осуществляется в процессе реализации программы.
Обучающиеся должны знать:
- название основных и составных цветов;
- понимать значение терминов: краски, палитра композиция, художник, линия, орнамент; аппликация, симметрия, асимметрия, композиция, силуэт, пятно, изобразительные основы декоративных элементов;
- материалы и технические приемы оформления;
- названия инструментов, приспособлений.
Должны уметь:
- Пользоваться инструментами: карандашами, кистью, палитрой;
- Полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы;
- Подбирать краски в соответствии с настроением рисунка;
- Владеть основами в соответствии с настроением рисунка;
- Владеть основными навыками использования красного, желтого, синего цветов, их смешением;
- Моделировать художественно – выразительные формы геометрических и растительных форм;
- Пользоваться художественными материалами.
В качестве форм подведения итогов используются выставки разного типа и уровня, изо викторины, «круглые столы» для детей и родителей, участие студийцев в районных, городских, всероссийских конкурсах.
Итоговые выставки организуются 2 раза в год.
Эти результаты в обобщенном виде можно охарактеризовать с точки зрения достижения установленных стандартом требований к результатам обучения учащихся:
Содержание программы
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Краткое содержание |
I | Введение в программу. Беседы об искусстве. | 1 | Введение обучающихся в суть работы художественной студии, изучение уровня подготовленности и мотивации обучающихся |
II | Линия и цвет. Волшебный карандаш. Карандаш – первый помощник художника. Ох уж эта линия. Кривые и черточки. Волшебная кисточка. О кисти знать должны мы. Своими руками творим чудеса. Цвет, свет и колорит. Цвет в искусстве. Свет в искусстве. Колорит в искусстве. Колорит в искусстве. «Что могут краски?» «Изображать можно пятном». Иллюстрация на тему. | 20 | Обучающимся рассказывается история появления первых художественных инструментов, основные законы и термины искусства. |
III | Композиция на заданную тему. Понятие композиция. Виды композиций . Композиция «Мой букет». Аппликация «Осень». Аппликация «Снегирь на ветке». Новогодние композиции. Поговорим о празднике. Снежинок стройный ряд. Снежинка. Ёлочка, ёлочка…Соединение композиций. Выставка рисунков . | 13 | Знакомство учащихся с терминами «композиция», натюрморт, пейзаж, изучение основных видов, приемов и законов композиции. Изучение зимних праздников. |
IV | Красота в природе. Снегопад в Сургуте. Давай поговорим о гризайли. Орнамент. Виды орнамента. Дедушка, папа, я. Подарки маме. Цветы весны. Книжка-раскладушка «Ах этот мир». | 36 | Знакомство учащихся с понятием гризайль, с основными принципами работы в данной технике. Видами и правилами. Знакомство с орнаментом. Видами орнамента. Выполнение композиции к 23 февраля. Исполнение подарочной открытки к 8 марта. Выполнение книги. |
Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Для занятий первого года обучения так органичны занятия именно изобразительным искусством. Важно научиться чувствовать цвет. Развитие пространственного воображения дает работа с перспективой. Работа с различными материалами расширяет сферу возможностей ребенка, обеспечивает его раскрепощение.
Для развития двигательной ловкости и координации мелких движений рук проводятся упражнения на рисование линий различного характера, точек, пятен, штрихов. В процессе занятий по темам проводятся беседы ознакомительного характера по истории искусства в доступной форме. В конце каждого занятия фиксируется внимание детей на достигнутом результате.
Учебно – тематический план (35недель)
№ п/п | Наименование разделов и тем | Общее количество учебных часов | В том числе | |
Теория | Практика | |||
I | Введение в программу. | 1 | 1 | - |
II | Линия и цвет. | 20 | 7 | 13 |
III | Композиция на заданную тему. | 13 | 5 | 10 |
IV | Красота в природе. | 36 | 11 | 23 |
Всего | 70 | 24 | 46 |
Календарно – тематическое планирование на 2017-2018 учебный год
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | Дата по плану 1 гр. | Дата по факту | Дата по плану 2 гр. | Дата по факту |
I | Введение в программу. | 1 | ||||
1 | Введение в программу.Б еседы об искусстве. | 1 | ||||
II | Линия и цвет. | 20 | ||||
2 | Беседы об искусстве. | 1 | ||||
3 | Линия и цвет .Волшебный карандаш. | 1 | ||||
4 | Карандаш – первый помощник художника. | 1 | ||||
5 | Ох уж эта линия. | 1 | ||||
6 | Композиция «Мой букет». | 1 | ||||
7 | Волшебная кисточка. | 1 | ||||
8 | О кисти знать должны мы. | 1 | ||||
9 | Своими руками творим чудеса. | 1 | ||||
10 | Цвет, свет и колорит. | 1 | ||||
11 | Цвет в искусстве. | 1 | ||||
12 | Цвет в искусстве. | 1 | ||||
13 | Цвет в искусстве. | 1 | ||||
14 | Свет в искусстве. | 1 | ||||
15 | Колорит в искусстве. | 1 | ||||
16 | Колорит в искусстве. | 1 | ||||
17 | «Что могут краски?» | 1 | ||||
18 | «Изображать можно пятном». | 1 | ||||
19 | «Изображать можно пятном». | 1 | ||||
20 | Иллюстрация на тему. | 1 | ||||
21 | Иллюстрация на тему. | 1 | ||||
III | Композиция на заданную тему. | 10 | ||||
22 | Работай вместе со мной | 1 | ||||
23 | Понятие композиция. Виды композиций . | 1 | ||||
24 | Понятие композиция. Виды композиций . | 1 | ||||
25 | Эскиз композиции. | 1 | ||||
26 | Работа с рисунком. | 1 | ||||
27 | Работа с композицией. | 1 | ||||
28 | Работа с цветом. | 1 | ||||
29 | Работа с цветом. | 1 | ||||
30 | Аппликация «Осень». | 1 | ||||
31 | Эскиз аппликации. | 1 | ||||
IV | Красота в природе. | |||||
32 | Эскиз аппликации. | 1 | ||||
33 | Выполнение аппликации. | 1 | ||||
34 | Выполнение аппликации. | 1 | ||||
35 | Аппликация «Снегирь на ветке». | 1 | ||||
36 | Эскиз аппликации. | 1 | ||||
37 | Эскиз аппликации. | 1 | ||||
38 | Выполнение аппликации. | 1 | ||||
39 | Выполнение аппликации. | 1 | ||||
40 | Новогодние композиции. | 1 | ||||
41 | Поговорим о празднике. | 1 | ||||
42 | Эскиз композиции. | 1 | ||||
43 | Эскиз композиции. | 1 | ||||
44 | Выполнение композиции. Работа в цвете. | 1 | ||||
45 | Выполнение композиции. Работа в цвете. | 1 | ||||
46 | Выполнение композиции. | 1 | ||||
47 | Выполнение композиции. | 1 | ||||
48 | Снежинок стройный ряд. | 1 | ||||
49 | Снежинка. | 1 | ||||
50 | Снежинка. | 1 | ||||
51 | Ёлочка, ёлочка… | 1 | ||||
52 | Соединение композиций. | 1 | ||||
53 | Выставка рисунков . | 1 | ||||
IV | Красота в природе. | 1 | ||||
54 | Снегопад в Сургуте. | 1 | ||||
55 | Давай поговорим о гризайли. | 1 | ||||
56 | Давай поговорим о гризайли. | 1 | ||||
57 | Выполнение эскиза работы. | 1 | ||||
58 | Работа в цвете. | 1 | ||||
59 | Работа в цвете. | 1 | ||||
60 | Орнамент. Виды орнамента. | 1 | ||||
61 | Орнамент в круге. | 1 | ||||
62 | Орнамент в квадрате. | 1 | ||||
63 | Розетка. | 1 | ||||
64 | Дедушка, папа, я. | 1 | ||||
65 | Эскиз композиции. | 1 | ||||
66 | Эскиз композиции. | 1 | ||||
67 | Работа с рисунком. | 1 | ||||
68 | Цветы весны. | 1 | ||||
69 | Работа с цветом. | 1 | ||||
70 | Выставка работ . | 1 |
Методическое обеспечение занятий:
- Репродукции картин, фотографии скульптур, CD-диски с изображением картин великих мастеров;
- Литература по искусству;
- Натурный фонд;
- Материалы для художественного творчества;
- Компьютер;
- Парты, стулья.
Художественные произведения мировой культуры:
- Слайды и книги с изображением различных птиц и животных ( Чарушин, Бианки );
- Схемы и рисунки орнаментов;
- иллюстрации или фрагменты мультфильмов с персонажами известных сказок;
- слайды известных архитектурных построек;
- дизайнерские проекты;
- произведения И.Шишкина, И.Левитана, В.Поленова, А.Пластова;
- репродукции скульптур В.Ватагина; слайды произведений В.Васнецова, М.Врубеля, И.Билибина, К.Моне, В.Ван Гога, И.Айвазовского, М.Чюрлёниса, В.Борисова-Мусатова, С.Герасимова, К.Юона, А.Саврасова, И.Репина, В.Серова;
- фотографии произведений известных народных художественных промыслов;
- фотографии или слайды деревянных ансамблей этнографических музеев;
- деревянная архитектура Севера, ансамбль Кижи;
- видеофильмы «Соборы Московского Кремля», «Сборы Новгорода», «Древняя архитектура Владимира и Суздаля»;
- слайды или репродукции иконописи и произведений известных западноевропейских мастеров.
Поэтические литературные произведения:
Произведения Н.С.Гумилева, А.А.Фета, И.Анненского, К.Бельмонта, И.А.Бунина, С.Есенина, Ф.И.Тютчева,Р.Киплинга, сказки А.С.Пушкина и другие худ. произведения.
Художественные материалы:
Краски гуашевые и акварельные; художественные кисти, бумага для живописи; бумага для графических работ и зарисовок; карандаши цветные и графические, пастель или восковые мелки; пластические материалы (глина, пластилин, тесто); природные материалы; клей, ножницы, цветная бумага и цветной картон, цветная тушь, фломастеры.
Оборудование кабинета:
Столы и стулья, баночки для воды, раковина и наличие водопровода, предметные столики для натюрмортов, освещение, оснащение техническими средствами, подборка видеосюжетов, фильмов и слайдов.
Список литературы
Литература для педагога
- Коретеева Я. И. Искусство и т. – М.: Просвещение, 2000 г.
- Алехин А.Д. Изобразительное искусство. – М.: Просвещение, 1984 г.
- Андронов С.В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического.– Санкт-Петербург: Каро, 2004 г.
- Коретеева Е. И. «Смотрю на мир глазами художника», 2010
Литература для обучающихся
- Каменева Е., Какого цвета радуга – М.: Детская литература, 1975 г.
- Рогов А.П. Кладовая радости. – М.: Просвещение, 1982 г.
- Платонова Н.И., Тарасьев В.Ф. Этюды об изобразительном искусстве. – М.: Просвещение, 1994 г.
- Васенко А.И., Когда я буду художником. – М.: Детская литература, 1980 г.
Литература для родителей
- Казакова Т.Г. Я учусь рисовать. – М.: Просвещение, 1996 г.
- Коменский Я.А. Учпедгиз. – М.: Просвещение, 1947 г.
- Люблинская А. А. Детская психология. – М.: Просвещение, 1971 г.
- Сухомлинский В.А. О воспитании. – М., 1973 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности «Школа народного творчества» 1-4 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «Школа народного творчества» 1-4 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся "Магия творчества" 5,6 класс.
Как сделать жизнь школьников разнообразной и увлекательной? Как приобщить их к творчеству и привить любовь к таким обыденным школьным событиям? Как сделать школьную жизнь ярким, незабываемым празднико...
Рабочая программа внеурочной деятельности: "Магия творчества"
Пояснительная запискаУм ребенка – на кончиках его пальцев.В. И. Сухомлинский. Творчество - актуальная потребность детства. Творческая активность детей обусловлена их возрастными психологическими ...
Бинарная рабочая программа внеурочной деятельности " Березники литературные: имена, факты, творчество»
Данная программа хороша для педагогов Пермского края.В ней учащиеся знакомятся с писателями и поэтами г. Березники....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественное творчество" (5 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности «Художественное творчество» предназначена для формирования ценностного отношения обучающихся к искусству, в...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественное творчество в дизайне"
Внеурочная деятельность "Художественное творчество в дизайне"...