Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Усть-Удинская средняя общеобразовательная школа № 2»
«СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по ВР Кудрявцева Н.Ф. От 30. 08. 2023г. |
«УТВЕРЖДЕНО» Директор школы Эгго А.Л. От 31.08.2023г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Дополнительного образования Кружок «Палитра» Педагог: Глушкова Любовь Петровна
2023-2024 учебный год
Рабочая программа кружка "Палитра" ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Содержание образовательных программ дополнительного образования разнообразно и вариативно и зависит от уровня организации свободного времени детей. Взаимодействие основного и дополнительного образования может возникнуть на любом этапе развития дополнительного образования и осуществляться в различных формах. « Палитра» является программой художественно – эстетической направленности. Программа разработана на основе анализа концепций художественного и эстетического образования и программ, представленных в общеобразовательной области « искусство», наряду с общими идеями ФГОС. Программа «Палитра» предназначена для обучающихся в основной школе, а также интересующихся предметом, одаренных учащихся и направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по изобразительному искусству. Программа кружка «Палитра» способствует развитию ребенка с учетом его индивидуальных способностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций благодаря тому, что дополнительное образование может осуществляться только в форме добровольных объединений, менее регламентировано (в отличие от основного образования) и направлено на развитие специальных способностей каждого ребенка по его выбору. Это качество дополнительного образования способствует формированию диалогичных отношений, в процессе которых в поисковом режиме осуществляется взаимное освоение образовательных, профессиональных, культурных ценностей педагогом и ребенком. Это и вызвало к жизни образовательную программу. В соответствие с концепцией учебного плана, принятой в ОУ, программа курса рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю. Изобразительное искусство – это прекрасный мир, удивительный и притягательный. Не всегда можно просто, сразу войти в него. Мир этот–часть нашей жизни, но живёт он по своим особым законам. Не чувствуя их, не пытаясь в них разобраться, нелегко воспринимать всю красоту и сложность изобразительного искусства. Те начала, на которых оно основано, становятся, как правило, и законами восприятия картины, скульптуры, графики. Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого. Содержание программы расширяет представления учащихся о видах, жанрах изобразительного искусства, стилях, знакомит с техниками и оформительской деятельности (графический дизайн), формирует чувство гармонии и эстетического вкуса. Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при работе над оформлением классной комнаты, школы, участвовать в изготовлении открыток, сувениров, поделок. Предлагаемые занятия основной упор делают на декоративно-прикладную работу с различными материалами, в том числе и с природными, а также на расширенное знакомство с различными живописными и графическими техниками с использованием основ программного материала, его углублением, практическим закреплением в создании разнообразных работ. В основе формирования способности к оформительской деятельности лежат два главных вида деятельности учащихся: это творческая практика и изучение теории. Ценность необходимых для творчества знаний определяется, прежде всего, их системностью. Программа кружка «Палитра» способствует развитию ребенка с учетом его индивидуальных способностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций благодаря тому, что дополнительное образование может осуществляться только в форме добровольных объединений, менее регламентировано (в отличие от основного образования) и направлено на развитие специальных способностей каждого ребенка по его выбору. Это качество дополнительного образования способствует формированию диалогичных отношений, в процессе которых в поисковом режиме осуществляется взаимное освоение образовательных, профессиональных, культурных ценностей педагогом и ребенком. Это и вызвало к жизни образовательную программу. .Цель: Развитие способности к эмоционально – ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру. Овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности. Задачи: -развивать природные задатки и способности детей; -формировать ценностную личность на основе гуманитарных ценностей средствами изобразительного искусства, музыки и т.д. -научить приемам исполнительского мастерства; -научить слышать, видеть, понимать, анализировать произведения искусства; -стимулировать детей к дальнейшему самообразованию и самосовершенствованию представления о гармоничном единстве мира, месте человека в окружающей среде; -развивать творческое воображение, художественный вкус, пространственное мышление, понимание прекрасного; -воспитывать интерес к искусству; -развивать умения контактировать со сверстниками, в творческой деятельности; -развивать стремление к творческой самореализации; -расширять общий и художественный кругозор; -освоить навыки архитектурно-художественной деятельности, изучить основы образного языка разных видов пластических искусств, приобрести умение работать с разными материалами. Программа основана на следующих принципах: 1.Коммуникативный принцип –позволяет строить обучение на основе общение равноправных партнеров и собеседников, дает возможность высказывать свое мнение (при взаимном уважении), формирует коммуникативно-речевые навыки. 2.Гуманистический принцип - создание благоприятных условий для обучения всех детей, признание значимости и ценности каждого ученика (взаимопонимание, ответственность, уважение). 3.Принцип культуросообразности – предполагает, что художественное творчество школьников должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строится в соответствии с нормами и ценностями, присущими традициям тех регионов, в которых они живут. 4.Принцип патриотической направленности–предполагает использование эмоционально окрашенных представлений (образ эстетических явлений и предметов, действий по отношению к своему Отечеству, гордость за российскую культуру). 5.Принцип коллективности-дает опыт взаимодействия с окружающими, сверстниками, создаёт условия для самопознания, художественно – эстетического самоопределения. 6.Принцип природосообразности: –предполагает, что процесс художественного творчества школьников должен основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами природы и человека, формировать у него ответственность за развитие самого себя. Формы деятельности: занятия, диспуты, выставки, экскурсии, студии, беседы, ролевые игры, ярмарки. Планируемые результаты: -всестороннее развитие личности ученика (создание условий для формирования личности, способной успешно адаптироваться в современном мире) -приобретение новых знаний и умение применять их в жизни -раскрытие творческих способностей; -коммуникабельность (умение создавать коллективные работы); -получение опыта переживания, позитивного отношения к природе, культуре, искусству; целостного отношения к социальной реальности в целом; -умение представить свою работу, оценить работу других, сравнить, проанализировать и сделать выводы. Основными видами деятельности являются: художественное восприятие, информационное ознакомление, художественная коммуникация (рассуждения об увиденном, подбор литературных произведений, исполнение поэтических произведений, тематически связанных с изучаемым материалом, прослушивание и исполнение музыкальных произведений), использование всего объёма художественно – творческого опыта школьника на уроках русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства и художественного труда, музыки, и дальнейшее накопление этого опыта. На занятиях активно используются виды художественной деятельности: выполняются зарисовки, иллюстрации, эскизы орнаментов, подбор цветов, элементов украшений. Задания направлены на освоение языка художественной выразительности искусства (живопись, графика, скульптура), а так же языка декоративно - прикладного искусства. Занятия художественно - практической деятельностью, знакомство с произведениями декоративно – прикладного искусства решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные –развивают интеллектуально –творческий потенциал ребёнка. Практическая деятельность ребёнка направлена на отражение доступными для его возраста художественными средствами своего видения окружающего мира. .Данная программа способствует формированию следующих личностных и метапредметных универсальных учебных действий: 1.Личностные универсальные учебные действия: -осознание своих творческих возможностей; -проявление познавательных мотивов -развитие чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и художественной культурой -понимание чувств других людей, сопереживание им. 2.Регулятивные универсальные учебные действия: -планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей; - принимать и сохранять учебную задачу; -осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; -различать способ и результат действия; -адекватно воспринимать словесную оценку учителя; -в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. 3.Познавательные универсальные учебные действия: -осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя; -строить речевые высказывания в устной форме; -оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения; -включаться в творческую деятельность под руководством учителя. 4. Коммуникативные универсальные учебные действия: -Формулировать собственное мнение и позицию; -задавать вопросы; -допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной; -задавать вопросы; -договариваться и приходить к общему решению в совместной творческой деятельности. Программа рассчитана на учащихся школы, увлекающихся изобразительным искусством и художественно - творческой деятельностью. Активизации деятельности школьников способствует разнообразие форм работы: экскурсии на природу, викторины, праздники, изготовление стенгазет, коллективные творческие дела. Итоги занятий могут быть подведены в форме отчётной выставки. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при работе над оформлением классной комнаты, школы, участвовать в изготовлении открыток, сувениров, поделок. Предлагаемые занятия основной упор делают на декоративно-прикладную работу с различными материалами, в том числе и с природными, а также на расширенное знакомство с различными живописными и графическими техниками с использованием основ программного материала, его углублением, практическим закреплением в создании разнообразных работ. В основе формирования способности к оформительской деятельности лежат два главных вида деятельности учащихся: это творческая практика и изучение теории. Ценность необходимых для творчества знаний определяется, прежде всего, их системностью. Структура программы состоит из 10 образовательных блоков (теория, практика). Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно - практического опыта. Практические знания способствуют развитию у детей творческих способностей, умение воплощать свои фантазии, как и умение выражать свои мысли. Дети 11-14 лет способны на эмоционально-образном уровне выполнять предлагаемые задания. Результаты обучения по данному курсу достигаются в каждом образовательном блоке. Содержание образовательной программы кружка проектируется с учетом приоритетных принципов: 1. Многообразия. - разнообразие форм и содержания дополнительного образования;
- разнообразие видов деятельности, доступных учащимся образовательного пространства;
- разнообразие участников образовательного процесса с их ценностями, целями, взглядами, предпочтениями и т.п.;
Многообразие необходимо для создания условий выбора учащимися вида деятельности и отношения к этой деятельности, как источника их развития. 2. Открытости. Образовательная программа является открытой системой, т.е. воспринимает воздействия внешней среды и отвечает на них своими изменениями, постоянно включая в свою структуру новые элементы: новых учащихся, новые виды деятельности, новые отношения, новое содержание образования, взаимодействуя с другими образовательными программами. Именно открытость позволяет образовательной программе развиваться, усложняться, обмениваться информацией. Использование этих принципов в проектировании образовательной программы создает условия для: 1. Свободного выбора ребенком видов и сфер деятельности. 2. Ориентации учителя на личностные интересы, потребности, способности ребенка. 3. Возможности свободного самоопределения и самореализации в образовательном процессе, как ребенка, так и учителя. 4. Единство обучения, воспитания, развития в процессе реализации программы. Формы занятий: - беседы;
- практические занятия;
- создание проектов;
- индивидуальные и групповые занятия;
- коллективная работа;
- экскурсии.
В результате работы по программе «Палитра» обучающиеся должны знать: - понимать графику как вид искусства, средства выразительности в графике.
- овладеть основами изобразительных техник (гуашь в монотипии, граттаж, коллаж) и декоративно-прикладной работы (бумажная пластика, бисероплетение, шрифт) и на этой основе формирование трудовых умений и навыков;
- стилизации натуральных форм живой и неживой природы и на этой основе развитие аналитических способностей, зрительной памяти, пространственных представлений, творческого воображения;
- и изучать специальную литературу с целью получения новых знаний в интересующих их областях искусства не только нашей страны, но и разных стран мира;
должны уметь: - умение доводить работу до полного завершения, через что прививается культура труда;
- воплощать свои фантазии, как и умение выражать свои мысли;
- составлять шрифтовые сочетания, композиции, узоры;
- навыки работы с бумагой (бумажная пластика);
- навыки в оформительской деятельности;
- первичные навыки работы пером и тушью;
Ожидаемые результаты: 1. Раскрытие творческого потенциала школьников, повышение уровня духовности. 2. Умение воплощать в живописных и пластических работах свои собственные впечатления. 3. Создавать прекрасное своими руками. 4. Ценить свой труд, уважать чужой. 5. Уметь применять теоретические знания на практике. 6. Уметь пользоваться художественным материалом. .Заключение. Изобразительное искусство – это прекрасный удивительный мир. Увлечение искусством, любовь к нему приходят к ребёнку не сами по себе, к этому должен заботливо и пристрастно вести его взрослый. Данная программа призвана сформировать у школьников художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественной деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной культуры
Краткое содержание учебных тем
№ | Раздел | Теоретическое описание | Практическое | 1. | Набор детей в кружок | Набор детей в кружок | | 2. | Вводное занятие | Правильно организуйте рабочее место. Стол со всеми приспособлениями и инструментами должен стоять так, чтобы свет падал на работу с левой стороны. Цели и задачи. Специфика работы художника-оформителя. | Практические указания и советы по технике декоративно-оформительских работ. | 3. | Оформительская деятельность | Синтез слова и изображения. Стилистика изображения и способы их композиционного расположения. | Участие в оформлении выставки ко Дню учителя. | 4. | Иллюстрация | Беседа. Иллюстрация как форма взаимосвязи слова с изображением. Композиция листа. Выразительные свойства линии, основные и составные цвета. | Выполнение иллюстраций к сказкам «Конек-горбунок», «Аленький цветочек». | 5. | Художественное конструирование | Общее и различное в обычаях новогоднего праздника. Выбор сюжета для новогодней композиции. Передача настроения, красочности, необычности действий. Использование средств художественной выразительности, соответствующих празднику – смелых линий, многоцветных мазков, пятен. Конструирование из бумаги. | 1. Зарисовки атрибутов новогоднего карнавала, новогодних костюмов, масок. 2. Зарисовки украшения елки, сувениров, подарков. 3. Конструирование поделок. 4. Коллективная работа. | 6. | Шрифт. | Буква как изобразительно-смысловой символ звука. Буква и искусство шрифта, «архитектура» шрифта, шрифтовые гарнитуры. Шрифт и содержание текста, понимание печатного слова, типографской строки как элементов плоскостной композиции. | 1. Создание композиции из произвольного количества букв. 2. Создание композиции из линии строкового текста. 3. Нарисовать несколько эскизов соприкосновения букв. | 7. | Полиграфический дизайн. | Книжная графика, ее связь с образами, сюжетами. Первые рукописные книги. Единство знака, слова и декора в оформлении. Орнаменты заставок и концовок текста. | 1. Выполнение творческой композиции «Старинные книги». 2. Практическая работа «Я – художник-оформитель, иллюстратор». Создание книги (обложка, титул, буквица, концовка). | 8. | Плакат. | Виды печатной продукции. Плакат как вид графики. Живописные и декоративные средства в изображении плаката. | 1. Выполнение эскизов плакатов. Например: «Берегите природу», «Пусть поют птицы» и др. | 9. | Орнамент. | Многообразие форм и мотивов орнамента. Растительные, зооморфные элементы орнамента, работа по замыслу. | 1. Зарисовка мотивов. 2. Компоновка-вариация ленточных, замкнутых орнаментов. | 10. | Природа, ребёнок, творчество и дизайн. | Традиции организации и оформления праздничной среды: заготовка листьев, цветов, камней, лоскутков и другого бросового материала. | Коллективная работа из природного материала. Выполнение проектов оформление площадки. |
Тематическое планирование № | Раздел | Тема занятий | К. ч. всего | Теорет. | Практ. | Дата | Примеч ния | 1. | Набор детей в кружок | Набор детей в кружок | 2 | 1 | 1 | 05.09 |
| 2. | Вводное занятие | 1. Рабочее место. 2. Разновидности декоративно-оформительских работ. 3. Материалы, инструменты, приспособления. 4. Практические указания и советы по технике декоративно-оформительских работ. | 3 | 1 | 2 | 12.09 19.09 |
| 3. | Оформительская деятельность | 1. Поздравительная телеграмма, открытка, стенная газета к празднику «День учителя». 2. «Наш край» (Региональный компонент). | 6 | 2 | 4 | 31.09 26.09 03.10
|
| 4. | Иллюстрация | 1. Правила, приемы и средства композиции. 2. Сказочная тема в ИЗО. 3. Иллюстрации к сказкам «Конек-горбунок», «Аленький цветочек». | 6 | 2 | 4 | 10.10 17.10 24.10
|
| 5. | Художественное конструирование | 1. Открытки. 2. Поделки «Встречаем Новый год и Рождество». 3. Бумажные ангелочки. 4. Рождественские елочные игрушки. | 8 | 3 | 5 | 07.11 14.11 21.11 28.11
|
| 6. | Шрифт | 1. Краткий очерк истории развития шрифта. 2. Виды шрифта. 3. Классификация шрифтов: а) рекламные шрифты; б) стилизованные под письменность; в) рубленные шрифты. | 10 | 3 | 7 | 05.12 12.01 19.01 23.01 30.01
|
| 7. | Полиграфический дизайн. | 1. Многообразие видов. 2. От визитки до книги. 3. Соединение текста и изображения. 4. Шрифтовая композиция текста: а) Обложка книги. б) Титульный лист. в) Буквица. г) Концовка. | 13 | 3 | 10 | 06.02 13.02 20.02 27.02 06.03 13.03
|
| 8. | Плакат. | 1. Виды плакатов. 2. Афиша. 3. Пригласительный билет. 4. Эмблема. | 7 | 2 | 5 | 20.03 03.04 10.04 17.04
|
| 9. | Орнамент. | 1. Краткие исторические сведения. 2. Виды орнамента. 3. Построение орнамента. | 6 | 3 | 3 | 24.04 01.05 08.05 |
| 10. | Природа, ребенок, творчество и дизайн. | 1. Стилизация природных форм. 2. Работа с природным материалом. 3. Декоративно-оформительская работа в школе. | 7 | 2 | 5 | 15.05 22.05 22.05 |
| | | Итого:68ч. | 68ч. | 22ч. | 46ч. |
|
|
Литература. - Е.М Аллекова. Живопись. – М.: Слово, 2001.
- Г. Беда. Живопись и ее изобразительные средства. – М., 1977.
- А.Л. Гаптилл. Работа пером и тушью. – Минск: Поппури, 2001.
- Н.А Горяева. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. – М.: Просвещение, 2000.
- Н.И. Еременко. Дополнительное образование в образовательном учреждении. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.
- В.П. Копцев. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы объемного конструирования/ Ярославль: Академия Развития: Академия Холдинг, 2001.
- С.В. Кульневич. «Не совсем обычный урок», Издат. программа «Педагогика нового времени», «Воронеж», 2006.
- Сборник нормативных документов образовательной области «Искусство». – М.: Дрофа, 2007.
- А.А.Павлова, Е.И Корзинова. Графика в средней школе. Методическое пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2006.
- Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев.
- «Изобразительное искусство: 4-е изд., М.: Дрофа, 2003.
- В.В. Ячменева. Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет. – М.: Гуманит. Изд. Центр «Владос», 2003.
|