Технологическая карта урока по изобразительному искусству в 5 классе "Убранство русской избы"
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 5 класс)
Главная цель урока - Продолжение изучения декоративного искусства и его места в жизни общества; познакомить детей традиционным жилищем северных народов, основными фрагментами украшения деревянного дома.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель изобразительного искусства МКОУ Шиткинская СОШ
Ганина Елена Александровна
Технологическая карта урока.
Тема урока: Убранство русской избы.
Предмет: изобразительное искусство.
Класс: 5 класс.
Базовый учебник: Изобразительное искусство. Декоративно – прикладное искусство в жизни человека. 5 класс / Н.А. Горяева, О.В. Островская; под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2018 г.
Цели урока: | Продолжить изучение декоративного искусства и его места в жизни общества; познакомить детей традиционным жилищем северных народов, основными фрагментами украшения деревянного дома |
Образовательные
| Способствовать получению учащимися знаний о древних корнях народного искусства, ознакомиться с традиционным жилищем северных народов; создавать фрагмент украшения деревянного дома в процессе выполнения творческой работы |
Развивающие
| Способствовать развитию мыслительных навыков учащихся, познавательного интереса, умения находить нужную информацию, умения выполнять графический рисунок фрагмента украшения деревянного дома, формированию различных видов мышления, памяти, внимания и речи. |
Воспитательные
| Способствовать воспитанию толерантного отношения друг к другу, культуры умственного труда, вырабатывать коммуникативные качества, формировать умение эмоционально воспринимать, умения объяснять, выражать своё отношение и эстетически оценивать украшения традиционного жилища. |
Тип урока | Урок открытия новых знаний. |
Основные понятия | Изба, клеть, подклет, конь-охлупень, доски-причелины, фронтон, наличники, орнамент |
Межпредметные связи | Искусство, история |
Ресурсы | Мультимедийный проектор; мультимедийная презентация; таблицы с изображением элементов традиционной избы; таблица изображением традиционного жилища северных народов. |
Методы | Технология проблемного обучения, личностно-ориентированный подход, обучение в сотрудничестве, частично-поисковый, словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный. |
Планируемые результаты
| Метапредметные: ориентироваться в традиционном крестьянском бытовом искусстве, в вопросах поликультурного характера, отражающих единство и многообразие культур народов России; Предметные: умение выявлять в произведениях крестьянского прикладного искусства тесную связь утилитарно-функционального и художественно-образного начал, конструктивного, декоративного и изобразительного элементов, формы и декора,. Личностные: развитие эстетической потребности в общении с народным декоративно-прикладным искусством, творческих способностей, наблюдательности, зрительной памяти, воображения и фантазии, эмоционально-ценностного отношения к народным мастерам и их творениям, коммуникативных навыков в процессе совместной практической творческой деятельности. |
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | Планируемые результаты |
1.Самоопределение к деятельности. Орг. мом. (1-2 мин) | Организует ситуацию самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности. Управляет ситуацией самооценки | Выполняет оценку/самооценку готовности по критериям: -правильность выбора учебных принадлежностей, -правильность и аккуратность расположения предметов на парте, -самостоятельность подготовки, -настрой на урок. | Коммуникативные: аргументировать свою позицию. Регулятивные: уметь организовать место занятий. Личностные: доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость. | Готовность к уроку. (Контроль, взаимоконтроль, самоконтроль. Оценка, самооценка). |
2. Актуализация знаний. (5 мин) | Беседа о традициях русского зодчества, понятии «традиционная изба». | Объясняют смысл понятия «Изба». | Познавательные: определять принадлежность на основе выделения существенных признаков. Личностные: уважительно относиться к культуре народного искусства; понимать роли культуры и искусства в жизни человека; Коммуникативные: сотрудничество с учителем и учениками, высказывать свои мысли, аргументировать, вступать в беседу, слушать и понимать других, участвовать в диалоге. | Осознание необходимости получения новых знаний. |
3. Постановка проблемы и учебной задачи. (5 мин) | --Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке, какова тема урока? - Какого знания нам не хватает для изображения русской избы? | -«Убранство русской избы»- Проговаривают тему, отделяя знание от незнания. -«Познакомиться с традиционным жилищем русской избы» Формулируют цель, фиксируют учебную задачу, предполагают свои действия. | Регулятивные: совместно с учителем определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии, учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки. | Представления обучающихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся. |
4. Открытие нового знания. (7-8 мин.) | Знакомство с основными элементами русского жилища, их символическим значением. (Презентация. «Убранство русской избы».) Рассказ о традиционной избе. | Воспринимают презентацию. Анализируют новые сведения об элементах русского жилища. Рассуждают о значении жилища крестьянина. | Регулятивные: уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, Познавательные: развитие ценностных ориентиров к совместной познавательной деятельности по открытию нового знания Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества (построение речевых высказываний: умение слушать и слышать, отвечать на поставленные вопросы, умение принять другого, выслушать, управлять своим поведением | Новое знание: единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. |
5. Первичное закрепление (4 мин) | Работа с учебником стр.29. -«Зачем люди украшали и продолжают украшать свои жилища?» -«О чем может поведать трёхчастная структура северной крестьянской избы, её декор? | Участвуют в диалоге. -«Это делалось, чтобы привлечь к дому силы света, добра, а от злых сил уберечься». -«Крыша и верхняя часть дома связывалась в народных представлениях с небом, клеть – с землёй, а подклет – с подземным миром». | Познавательные: находить информацию в учебнике; анализировать и обобщать, делать выводы, оперируя с предметами и их образами. Регулятивные: управлять своей деятельностью | Трёхчастная структура и образный строй избы. Чтение и работа с текстом. |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (15 мин) | -«При помощи акварели или, гуаши изобразите фрагмент украшения деревянного дома - наличник. Сделайте украшения наличника затейливыми, нарядными, вплетая в узор знакомые вам образы. Постарайтесь сохранять симметрию». | Рисование избы. Применение живописных и графических материалов, выразительных средств орнаментальных композиций (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе. | Регулятивные: уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность. Познавательные: самостоятельное создание алгоритмов деятельности при творческой работе. Личностные: уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм. | Умение применять новые знания в самостоятельной творческой деятельности. |
7. Включение в систему знаний и повторение. (7 мин) | -«Оцените результаты своей работы, способы их достижения» (с комментированием). -«Что нового вы узнали на уроке?» - «Какова была тема урока?» - «Какова была цель вашей деятельности?» - «Вы достигли поставленной цели?» - «С каким новым понятием вы познакомились на уроке?» | Выставка рисунков. Просмотр и обсуждение выполненных работ. (Ответы детей.) | Коммуникативные: контроль, коррекция, оценка действий одноклассников, умение аргументировать свою точку зрения. Личностные: уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Познавательные: овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать. | Умение определять уровень овладения знанием, способом деятельности. |
8. Рефлексия учебной деятельности. (2 мин) | -«Проанализируйте каждый свою деятельность на уроке». (карточки-смайлики) | (Ответы детей.) | Регулятивные: учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки. Познавательные: стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Личностные: доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость. | Умение соотносить результаты собственной деятельности. |
9. Домашнее задание. | Подобрать иллюстрации к сказкам с изображением внутреннего убранства избы. | Запись д/з в дневник. | Личностные: ценностно-смысловые ориентиры. | Использование нового знания в выполнении творческого задания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по изобразительному искусству в 1 классе "Начало зимы"
Технологическая карта урока по изобразительному искусству в 1 классе "Начало зимы"...
Технологическая карта урока по изобразительному искусству "Линия и ее выразительные возможности"
Технологическая карта урока по изобразительному искусству "Линия и ее выразительные возможности"...
Технологическая карта урока по изобразительному искусству "Натюрморт" (6 класс)
Технологическая карта урока по изобразительному искусству по теме "Натюрморт" для 6 класса...
Технологическая карта урока по изобразительному искусству 6 класс
"Реальность и фантазия в творчестве художника"...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 6 КЛАССА Тема урока: Линия и её выразительные возможности
Грифонаж – это не только необычный способ рисования, это ещё и зовущая за собой тайна, удивительная загадка, потрясающая интрига. Приступая к выполнению рисунка, нельзя точно сказать, что получи...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7 КЛАССА Тема урока: Конструкция: часть и целое
Сегодня в современном мире каждый день создаются новые и новые технологии.При этом красота здания зависит не от сложности форм, а от их гармонии и единства стиля всех элементов. Большинство зданий отл...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 4 КЛАССА Тема урока: Русская красавица
В каждом произведении, в каждой картине были отражены традиции русского народа. Люди верили: красота – это добрая оберегающая сила. Поэтому женщины стремились украсить свой костюм. Русскому наци...