Технологическая карта урока по изобразительному искусству "Натюрморт" (6 класс)
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему

Ситикова Алёна Вячеславовна

Технологическая карта урока по изобразительному искусству по теме "Натюрморт" для 6 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 39 имени Георгия Александровича Чернова» г.Воркуты.

Учитель изобразительного искусства – Ситикова Алёна Вячеславовна.

1. Тема урока: Изображение предметного мира. Натюрморт

2. Тип урока: Открытия новых знаний

3. Цель урока: познакомиться с основами композиции, правилами построения натюрморта, выполнив эскиз натюрморта.

4. Технология: Технология проблемного обучения

5. Формы работы учащихся на уроке: индивидуальная, групповая

6. Планируемые результаты:

Личностные:

развитие способности наблюдать за окружающим миром, анализировать и воспринимать натюрморт, как жанр искусства

Метапредметные:

Коммуникативные УУД: строить логические обоснованные рассуждения, определять цель и проблему в учебной деятельности, принимать учебную задачу, излагать свое мнение, делать выводы.

Познавательные УУД: натюрморт в живописи, графике, скульптуре.

Регулятивные УУД: развитие художественно-образного мышления,  интерес к познанию нового в искусстве.

Предметные: 

Создание композиций из объектов, получат знания о правилах составления композиции, об особенностях изображения натюрморта, о месте жанра натюрморт в изобразительном искусстве и  в истории искусства.

 

7. Ход урока (этапы урока определяются в зависимости от его типа и содержания):

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

7.1. Мотивация познавательной деятельности учащихся.

- Добрый день, дорогие ребята! Я рада нашей с вами очередной встрече и жду не дождусь той минуты, когда смогу увидеть ваши шедевры. Для этого настроимся на хорошую работу! Пожелаем друг другу удачных работ и совершенствования своих способностей!

Настраиваются на работу, приветствуют друг друга,  высказывает добрые пожелания друг другу, эмоционально настраиваются на урок,  дают первоначальную оценку своим способностям.

7.2. Актуализация необходимых знаний учащихся.

- Послушайте стихотворение!

   Если видишь на картине

   Чашку кофе на столе,

   Или морс в большом графине,

   Или розу в хрустале,

   Или бронзовую вазу,

   Или грушу, или торт,

   Или все предметы сразу –

   Знай, что это…

-Тема нашего урока?

- Что такое натюрморт?

- Назовите предметы, которые могут быть изображены в натюрморте!

- Что должен знать художник при составлении натюрморта?

 - Всё ли мы знаем и всё ли умеем? Чему нам надо научиться на сегодняшнем уроке?

Отвечают на вопросы, подводят к теме урока, воспроизведению имеющихся знаний о жанре натюрморт, формируют необходимость знания дополнительной информации для выполнения самостоятельной работы.  

Самостоятельно выделяют и формулируют цели урока (что знают, что нового узнают, чему научатся). Имеют представление о многообразии форм изображения предметного мира. Организация поискового решения выдвинутых познавательных задач.

7.3. Организация познавательной деятельности учащихся.

- Из истории натюрморта:

Натюрмо́рт (фр. nature morte — «мёртвая природа») — изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве, в отличие от портретной, жанровой, исторической и пейзажной тематики. Исходную точку раннего натюрморта можно найти в XV—XVI веках, когда он рассматривался как часть исторической или жанровой композиции. Долгое время натюрморт сохранял связь с религиозной картиной, обрамляя цветочными гирляндами фигуры Богоматери и Христа.

Ранние натюрморты часто выполняли утилитарную функцию, например, в качестве украшения створок шкафа или для маскировки стенной ниши. В голландском и немецком языках суть натюрморта выражается как тихая жизнь вещей, полная своих внутренних событий, жизнь, которую мы так редко замечаем. Возник этот жанр около 400 лет назад в Голландии и Испании. Задача художника в области натюрморта состоит не только в передаче вещей самих по себе, но и в том, чтобы выразить отношение к ним человека данной эпохи, а через них и к окружающему миру. Вот почему голландский натюрморт 17 века явился отражением голландского быта.

В русском искусстве натюрморт появился в 18 веке, а время расцвета – конец 19 начало 20 века. Это, прежде всего работы Грабаря и Коровина. Яркие натюрморты создали художники Машков и Куприн и др.

- А что можете сказать, глядя на этот натюрморт? Какие чувства он у вас вызывает? Почему?

Работа в группах .

- Составьте из предметов (шаблоны предметов: фрукты, посуда, цветы) композицию. Представьте её вниманию зрителей! Как вы  думаете, все ли составили верно композиции?

- Верно! Должны быть законы, по которым создаются натюрморты. Давайте их выделим:

Правила построения натюрморта по законам красоты.

  1. Тематическое единство предметов. 
  2.  Разнообразие предметов. В состав натюрморта должны входить предметы разнообразные по форме, величине, фактуре, цвету. Использование  контраста в размерах и цвете может подчеркнуть  особенности каждой формы, сделать предмет более выразительным.
  1. Целостность. Предметы должны гармонично сочетаться друг с другом, составлять единое целое.
  2. Композиционный центр. В натюрморте должен быть композиционный центр – основной, главный, центральный предмет, которому соподчиняется все остальные предметы.
  3. Симметрия. Асимметрия. Статическое состояние предметов  возникает от композиций построенных симметрично. Асимметричное и диагональное размещение предметов передают динамику предметов.

Физминутка:

И белить, и красить можно (идут по кругу),

Ею можно рисовать (рисуют в воздухе),

Только надо осторожно (повороты туловищем),

Чтоб себя не замарать (идут по кругу).

Получают краткие исторические данные о жанре «натюрморт», выдающихся художниках и их произведениях в жанре натюрморта. Проводят анализ произведений, выявляя взаимосвязь между изображением и цветом, между изображением и освещением. Расширяют знания о жанре натюрморта, об особенностях натюрморта в живописи, графике, скульптуре.

Проводят анализ композиций, выявляют законы композиции, аргументируя свои решения и ответы.

Осознают свои неудачи в построении композиции, различают особенности  художественных средств в изображении натюрморта, планируют свою деятельность в учебной ситуации, сверяясь с заданными критериями.

Практическая работа

Индивидуальная работа (20- 25 мин.)

Каждый составляет  композицию из предметов  в альбоме, исправляя ошибки.

Во время практической работы учитель:

1) контроль организации рабочего места;

2) контроль правильности приёмов работы;

3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

4) контроль объёма и качества выполненной работы.

Используют полученные знания при составлении композиции, выполняют по заданной теме задание, используя необходимые художественные средства.  Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей. Осознают цветовое решение при  взаимосвязи предметов при составлении композиции.  

Проводят сравнение работ группы и индивидуальной по критериям:

целостность композиции; композиционный центр, разнообразие предметов, выразительность и красочность; аккуратность  выполнения работы.  Овладевают умением творческого видения  художника. Выполняют работу в цвете, используя художественные средства.

7.4. Рефлексия.

- Над каким жанром мы сегодня работали?

- Что нового для себя узнали и открыли?

- Кому было трудно и почему?

- Над чем вам ещё необходимо поработать?

- Чему вы ещё хотите научиться?

Излагают своё мнение в диалоге, делают выводы, осознанно используют речевые средства в зависимости от ситуации. Осознают, что уже усвоено и что ещё необходимо освоить.

Соотносят свои результаты с целью урока, рассуждают о неудачах и успехах.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока музыки в 5 классе. Тема урока: «Что роднит музыку и изобразительное искусство…»

Задачи урока:1.    Образовательные - Показать учащимся на примере произведения М.П.Мусоргского взаимосвязь музыки и изобразительного искусства;Развивающие –1....

Технологическая карта урока по изобразительному искусству в 1 классе "Начало зимы"

Технологическая карта урока по изобразительному искусству в 1 классе "Начало зимы"...

Технологическая карта урока по изобразительному искусству 6 класс

"Реальность и фантазия в творчестве  художника"...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 6 КЛАССА Тема урока: Линия и её выразительные возможности

Грифонаж – это не только необычный способ рисования, это ещё и зовущая за собой тайна, удивительная загадка, потрясающая интрига. Приступая к выполнению рисунка, нельзя точно сказать, что получи...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7 КЛАССА Тема урока: Конструкция: часть и целое

Сегодня в современном мире каждый день создаются новые и новые технологии.При этом красота здания зависит не от сложности форм, а от их гармонии и единства стиля всех элементов. Большинство зданий отл...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 4 КЛАССА Тема урока: Русская красавица

В каждом произведении, в каждой картине были отражены традиции русского народа. Люди верили: красота – это добрая оберегающая сила. Поэтому женщины стремились украсить свой костюм. Русскому наци...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Предмет: изобразительная деятельность. Класс: 5. Тема: «Рисование туловища человека».

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА для класса коррекции (1 вариант)педагога ГБОУ школы-интерната № 16 Пушкинского района Санкт-ПетербургаГребенькова Олега Михайловича, учителя высшей категории.Предмет: изобр...