Рабочая программа по изобразительному искусству для обучающихся 5 класса
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс)
Рабочая программа “Изобразительное искусство” для 5 класса соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования. Составлена в соответствии с учебным планом образовательного учреждения МБОУ СОШ № 24. В основу рабочей программы по изобразительному искусству для 5-7х классов положена авторская рабочая программа, разработанная группой авторов (Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Г. А. Поровская и др.), Изобразительное искусство. Рабочие программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo5_d.docx | 51.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №24 г. Химки
«СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР _________Д.О.Шестопалова ___________________ 2021г. | «УТВЕРЖДЕНО» приказом директора от______________ №_______ |
Рабочая программа по изобразительному искусству
для обучающихся 5 “Д” класса
на 2021-2022 учебный год
(базовый уровень)
Составитель: Корнышова С.А.
(автор: Т. Я. Шпикалова)
2021 год
Химки
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа “Изобразительное искусство” для 5 класса соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования. Составлена в соответствии с учебным планом образовательного учреждения МБОУ СОШ № 24. В основу рабочей программы по изобразительному искусству для 5-7х классов положена авторская рабочая программа, разработанная группой авторов (Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Г. А. Поровская и др.), Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Т. Я. Шпикаловой: учебное пособие для общеобразовательных организаций /– М.: Просвещение, 2019, с учетом базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ.
Согласно учебному плану всего на изучение учебного предмета изобразительное искусство в основной школе выделяется 105 часов, из них 35 часа в 5-м классе (1 час в неделю, 35 учебных недели), 35 часа в 6-м классе (1 час в неделю, 35 учебных недели), 35 часа в 7-м классе (1 час в неделю, 35 учебных недели).
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса
Учебник
Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Г. А. Поровская, Л. В. Неретина, Н. Р. Макарова, А. Н. Щирова. «Изобразительное искусство. 5 класс», под редакцией Т. Я. Шпикаловой;
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Изучение предмета «изобразительное искусство» в основной школе обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности,
знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития
опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным
поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой
и других видов деятельности;
8) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
9) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
10) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать
свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта
интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
9) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью,
монологической контекстной речью;
10) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции);
11) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты:
1) осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
2) развитие эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, способности воспринимать эстетику природных объектов, сопереживать им, чувственно-эмоционально оценивать гармоничность взаимоотношений человека с
природой и выражать своё отношение художественными средствами;
3) развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности;
4) формирование интереса и уважительного отношения к культурному наследию и ценностям народов России, сокровищам мировой цивилизации, их сохранению и приумножению;
5) формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения
окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
6) развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
7) освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных
народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
8) воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, понимании красоты человека;
9) приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
10) приобретение опыта работы с различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
11) развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям
художественной культуры как смысловой,
Планируемые результаты изучения блоков программы
Блок1. Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества
Выпускник научится:
- понимать роль и место искусства в развитии культуры, ориентироваться в связях искусства с наукой и религией;
- осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения к человеку, природным и социальным явлениям;
- понимать роль искусства в создании материальной среды обитания человека;
- осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы.
Выпускник получит возможность научиться:
- выделять и анализировать авторскую концепцию художественного образа в произведении искусства;
- определять эстетические категории «прекрасное» и «безобразное», «комическое» и «трагическое» и др. в произведениях пластических искусств и использовать эти знания на практике;
- различать произведения разных эпох, художественных стилей;
- различать работы великих мастеров по художественной манере (по манере письма).
Блок 2. Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства
Выпускник научится:
- понимать связи искусства с всемирной историей и историей Отечества;
- осознавать роль искусства в формировании мировоззрения, в развитии религиозных представлений и в передаче духовно-нравственного опыта поколений;
- осмысливать на основе произведений искусства морально-нравственную позицию автора, соотносить с собственной и давать ей оценку;
- передавать в собственной художественной деятельности красоту мира, выражать своё отношение к негативным явлениям жизни и искусства;
- осознавать важность сохранения художественных ценностей для последующих поколений, роль художественных музеев в жизни страны, края, города.
Выпускник получит возможность научиться:
- понимать гражданское подвижничество художника в выявлении положительных и отрицательных сторон жизни в художественном образе;
- осознавать необходимость развитого эстетического вкуса в жизни современного человека;
- понимать специфику ориентированности отечественного искусства на приоритет этического над эстетическим.
Блок 3. Язык пластических искусств и художественный образ
Выпускник научится:
- эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного языка;
- понимать роль художественного образа и понятия «выразительность» в искусстве;
- создавать композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве, используя выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла в живописи, скульптуре, графике;
- создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
- наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
- использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
Выпускник получит возможность научиться:
- анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе одноклассников;
- понимать и использовать в художественной работе материалы и средства художественной выразительности, соответствующие замыслу;
- анализировать средства выразительности, используемые художниками, скульпторами, архитекторами, дизайнерами для создания художественного образа.
Блок 4. Виды и жанры пластических искусств
Выпускник научится:
- различать виды изобразительного искусства (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
- различать виды декоративно-прикладных искусств, понимать их специфику;
- различать жанры изобразительного искусства (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой, исторический, батальный жанры) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла.
Выпускник получит возможность научиться:
- определять шедевры национального и мирового изобразительного искусства;
- понимать историческую ретроспективу становления жанров пластических искусств.
Изобразительная природа фотографии, синтетических и экранных видов искусства (театра, кино)
Выпускник научится:
- определять жанры и особенности художественной фотографии, её отличие от картины и от нехудожественной фотографии;
- понимать особенности визуального художественного образа в театре и кино;
- применять полученные знания при создании декораций, костюмов и грима для школьного спектакля (при наличии в школе технических возможностей — для школьного фильма);
- применять компьютерные технологии в собственной художественно-творческой деятельности (PowerPoint, Photoshop и др.).
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать средства художественной выразительности в собственных фотоработах;
- применять в работе над цифровой фотографией технические средства Photoshop;
- понимать и анализировать выразительность и соответствие авторскому замыслу сценографии, костюмов, грима после просмотра спектакля;
- понимать и анализировать раскадровку, реквизит, костюмы и грим после просмотра художественного фильма.
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
БЛОК 1. РОЛЬ ИСКУССТВА И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА
Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Истоки и смысл искусства. Искусство и мировоззрение. Народное традиционное искусство. Роль изобразительной символики и традиционных образов в развитии культуры. Исторические эпохи и художественные стили. Целостность визуального образа культуры.
Роль художественной деятельности человека в освоении мира. Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Отражение в искусстве изменчивости эстетического образа человека в разные исторические эпохи. Храмовая живопись и зодчество. Художественно-эстетическое значение исторических памятников. Роль визуально-пространственных искусств в формировании образа Родины.
Художественный диалог культур. Пространственно-визуальное искусство разных исторических эпох и народов. Особенности средств выразительности в художественных культурах народов Запада и Востока. Основные художественные стили и направления в искусстве. Великие мастера русского и европейского искусства. Крупнейшие художественные музеи мира.
Роль искусства в создании материальной среды жизни человека. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека.
Искусство в современном мире. Изобразительное искусство, архитектура, дизайн в современном мире. Изобразительная природа визуальных искусств, их роль в современном мире. Роль музея в современной культуре.
БЛОК 2. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЖИЗНИ И ИСКУССТВА
Выражение в образах искусства нравственного поиска человечества, нравственного выбора отдельного человека. Традиционный и современный уклад семейной жизни, отражённый в искусстве. Образы мира, защиты Отечества в жизни и в искусстве. Народные праздники, обряды в искусстве и в современной жизни. Взаимоотношения между народами, между людьми разных поколений в жизни и в искусстве.
БЛОК 3. ЯЗЫК ПЛАСТИЧЕСКИХ ИСКУССТВ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ
Специфика художественного изображения. Художественный образ — основа и цель любого искусства. Условность художественного изображения. Реальность и фантазия в искусстве.
СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
Художественные материалы и художественные техники. Материалы живописи, графики, скульптуры. Художественные техники.
Композиция. Композиция — главное средство выразительности художественного произведения. Раскрытие в композиции сущности произведения.
Пропорции. Линейная и воздушная перспектива. Контраст в композиции.
Цвет. Цветовые отношения. Колорит картины. Напряжённость и насыщенность цвета. Свет и цвет. Характер мазка.
Линия, штрих, пятно. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача графическими средствами эмоционального состояния природы, человека, животного.
Объём и форма. Передача на плоскости и в пространстве многообразных форм предметного мира. Трансформация и стилизация форм. Взаимоотношение формы и характера.
Ритм. Роль ритма в построении композиции в живописи и рисунке, архитектуре, декоративно-прикладном искусстве.
БЛОК 4. ВИДЫ И ЖАНРЫ ПЛАСТИЧЕСКИХ ИСКУССТВ
Изобразительные виды искусства. Живопись, графика, скульптура. Особенности художественного образа в разных видах искусства. Портрет, пейзаж, натюрморт; бытовой, исторический, анималистический жанры. Сюжет и содержание в произведении искусства. Изображение предметного мира. Рисунок с натуры, по представлению. Исторические, мифологические и библейские темы в изобразительном искусстве. Опыт художественного творчества.
Конструктивные виды искусства. Архитектура и дизайн. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Единство художественного и функционального в архитектуре и дизайне. Архитектурный образ. Архитектура — летопись времён. Виды дизайна. Промышленный дизайн. Индустрия моды. Архитектурный и ландшафтный дизайн. Проектная культура. Проектирование пространственной и предметной среды. Графический дизайн. Арт дизайн. Компьютерная графика и анимация.
Декоративно-прикладные виды искусства. Народное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства. Семантика образа в народном искусстве. Орнамент и его происхождение. Виды орнамента. Стилизация и знаковый характер декоративного образа. Материалы декоративно-прикладного искусства. Украшение в жизни людей, его функции в жизни общества.
Изображение в синтетических и экранных видах искусства и художественная фотография. Визуально-пространственные виды искусства и их значение в жизни людей. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества. Художник в театре. Изобразительная природа экранных искусств. Телевизионное изображение, его особенности и возможности. Создание художественного образа в искусстве фотографии.
Содержание программы 5 класса (35 часов)
Раздел 1. Образ родной Земли в изобразительном искусстве (9 ч)
Цикл из пяти уроков первой темы предполагает создание педагогических условий для восприятия бесконечно многообразных форм осенних плодов земли и формирования у учащихся эстетического отношения к плодоносным силам матушки-природы в действительности и отображению его в самых разных видах художественного творчества. Содержание диалогов об искусстве связано с восприятием произведений известных художников разных стран и эпох, что поможет «нащупать» интегративные связи между разными видами искусства и создаст условия для погружения пятиклассников в диалог об искусстве. В основе такого диалога — перекличка между прошлым и будущим, между различными видами и стилями искусства,между творческими поисками художников и откликами критики и зрителей на них.Содержание уроков 1—2 нацелено на углубление знаний учащихся об искусстве натюрморта на примере живописи и на расширение их представлений об этом жанре по сравнению с начальной школой. На уроках 3—4 пятиклассники обратятся к изображению природных мотивов в разных видах декоративного искусства, познакомятся с новой художественной техникой — коллажем. Урок 5 посвящён отражению идеи плодородия в скульптурных изображениях. Основная цель цикла уроков (6—9) — формирование у школьников понимания связи искусства с окружающим миром, отношения человека к природе и отображение её в искусстве в пространстве культуры. Такой приём позволяет кратко познакомить пятиклассников с эволюцией пейзажного жанра, с характерными особенностями изображения природы различными художниками в разные исторические периоды и подвести пятиклассников к пониманию пейзажа как воссоздания национального образа родной земли.
Раздел 2. Живая старина. Природные и трудовые циклы в народной культуре и современной жизни и их образы в искусстве (8 ч)
Цикл из двух уроков в начале 2 раздела посвящён бытовому жанру в изобразительном искусстве. К характеристике бытового жанра учащиеся подходят постепенно, рассматривая произведения изобразительного,декоративно-прикладного и народного искусства, в которых нашли отражение осенние праздники и ярмарки, красота окружающего мира и образ земли-кормилицы. Накапливая собственные представления об изображении бытовых сцен, пятиклассники при подведении итогов уроков будут способны самостоятельно охарактеризовать один из самых распространённых жанров изобразительного искусства. В нём широко отображены мотивы народного праздника, жизнь с продолжением её традиций в современном мире. Уроки 12-13 раскрывают роль художественной деятельности человека в освоении мира, выражение в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Знакомство с великими мастерами русского и европейского искусства. Рассказывается о том, что о художественный образ — основа и цель любого искусства, композиция, цвет, линия, штрих, пятно и художественный образ, особенности художественного образа в разных видах искусства. Рисунок с натуры и по представлению. Изображение предметного мира.
Уроки 14—15 посвящены традиционным занятиям русского народа и народным праздникам и подводят учащихся к выводу, воплощённому в пословице «Делу время, потехе час». Цикл уроков 16-17 посвящён образу фольклорного героя, имеющему широкое распространение в самых разных видах искусства.
Раздел 3 Мудрость народной жизни в искусстве (8 ч)
Основная цель цикла 18-22 уроков в начале 3 раздела — воспитание бережного отношения к культуре, понимания роли великого художественного наследия
России в формировании личности человека и развитии культуры. «Ценности надо беречь, что мы, к сожалению, не только не всегда делаем, но и позволяем себе подчас легкомысленно, хищнически и безответственно с ними обращаться. В результате этого всей нашей отечественной культуре наносится ощутимый урон, в том числе музыкальной культуре (особенно — хоровой). В потрясениях нашего века многое исчезло безвозвратно, тем более бережно надо бы хранить наши ценности, нашу живую историю, наш след на земле». Эти прекрасные слова выдающегося композитора Г. В. Свиридова из его книги «Музыка как судьба» (М., 2002) служат эпиграфом к урокам, посвящённым древнерусскому деревянному зодчеству. Основная цель цикла из уроков 23-25 — раскрыть синтез искусств на примере художественно-творческого объединения мастеров отечественной культуры при создании оперы-сказки «Снегурочка».
Ведущая цель цикла уроков 26-28 ,посвящённых образу Масленицы в искусстве, — формирование уважительного отношения к художественным традициям своего народа.
Раздел 4. Образ единения человека с природой в искусстве (8ч)
В цикле из уроков 29-30 учитель раскрывает становление и развитие анималистического жанра с древнейших времён на примерах многообразных археологических находок, которые были найдены в разных районах мира, и произведений современных художников-анималистов. Как всегда, эта работа начинается с обращения к уже имеющемуся опыту эмоционального восприятия школьников, их зрительным впечатлениям от рисунков животных и нацеливает учеников на исследовательскую работу в области анималистического жанра.
Основные содержательные линии 31 урока Роль художественной деятельности человека в освоении мира. Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Искусство в современном мире. Язык пластических искусств и художественный образ. Средства художественной выразительности. Цикл из уроков 32-34 изобразительного и народного творчества с элементами конструирования связан с празднованием христианского праздника Троицы. На этих уроках рассматривается взаимосвязь искусства и традиционных образов в развитии культуры.
- КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 “Д” класс
№ урока | Дата планируемая | Дата фактическая | Тема урока |
Образ родной земли в изобразительном искусстве (9часов) Тема 1. Образ плодородия земли в изобразительном искусстве (5часов) | |||
1 |
| Дары осени в натюрморте. Колорит и образный строй натюрморта. Выполнение натюрморта карандашом. | |
2 |
| Дары осени в натюрморте. Колорит и образный строй натюрморта. Выполнение натюрморта в цвете. | |
3 | Осенние плоды в твоём натюрморте. Выполнение композиции декоративного натюрморта в карандаше. | ||
4 | Осенние плоды в твоём натюрморте. Завершение композиции декоративного натюрморта в цвете в технике коллажа. | ||
5 | Чудо-дерево. Образ-символ «дерево жизни» в разных видах искусства. Выполнение рельефной декоративной плакетки. | ||
Тема 2. Поэтический образ родной природы в изобразительном искусстве (4часа) | |||
6 | Красота осеннего пейзажа в живописи и графике. Выполнение эскиза живописного фона для осеннего пейзажа. | ||
7 | Красота осеннего пейзажа в живописи и графике. Завершение картины. | ||
8 | Осенних дней очарованье в книжной графике. Выполнение иллюстрации с мотивом осеннего пейзажа к стихотворению. | ||
9 | Осенних дней очарованье в книжной графике. Создание макета книги. | ||
Живая старина. Природные и трудовые циклы в народной культуре и современной жизни и их образы в искусстве (8часов) Тема 3. Народные праздники и обряды в жизни и искусстве традиции и современность (2часа) | |||
10 | Человек и земля-кормилица. Праздник урожая как завершение трудового и природного цикла. Выполнение зарисовки человека в движении. | ||
11 | Ярмарка как периодически устраиваемый торг и обмен культурно-промышленными товарами и форма общения между людьми. Выполнение многофигурной композиции “ Праздник урожая” или “Ярмарка“. | ||
Тема 4. Образ времени года в искусстве (2часа) | |||
12 | Зимняя пора в живописи и графике. Выполнение зарисовки деревьев, архитектурных построек, людей зимой по наблюдению или представлению. | ||
13 | Зимняя пора в живописи и графике. Выполнение зимнего пейзажа графическими материалами. | ||
Тема 5. Традиции и современность. Взаимоотношения людей в жизни и искусстве. Роль декоративно-прикладных искусств в повседневной жизни человека и общества (2часа) | |||
14 | Делу - время, потехе – час. Искусство вокруг нас. Рукодельницы и мастера. Выполнение графического эскиза пояса или флюгера. | ||
15 | Делу - время, потехе – час. Искусство вокруг нас. Рукодельницы и мастера. Выполнение изделия по своему эскизу. | ||
Тема 6. Сплав фантазии и реальности в образах фольклорных героев (2часа) | |||
16 | Герои сказок и былин в творчестве мастеров искусства. Выполнение зарисовки персонажа мифа, сказки или былины по представлению. | ||
17 | Герои сказок и былин в творчестве мастеров искусства. Завершение образа фольклорного героя в цвете. | ||
Мудрость народной жизни в искусстве (11часов) Тема 7. Русское народное деревянное зодчество. Польза и красота (5часов) | |||
18 | Памятники древнерусской архитектуры в музеях под открытым небом. Выполнение графической зарисовки по памяти или представлению деревянной постройки твоего города. | ||
19 | Изба – творение русских мастеров – древоделов. Конструирование и постройка избы из бумаги. Начало работы. | ||
20 | Изба – творение русских мастеров – древоделов. Конструирование и постройка избы из бумаги. Завершение работы. | ||
21 | Изба – модель мироздания. Выполнение графической зарисовки знаков-символов в резном убранстве фасада крестьянского дома. | ||
22 | Лад народной жизни и его образы в искусстве. Традиции и современность. Изготовление элементов декора избы из бумаги. | ||
Тема 8. Образ народной жизни в опере-сказке «Снегурочка». Синтез искусств (3часа) | |||
23 | Художник и театр. Декорации к опере-сказке «Снегурочка». Выполнить эскиз по представлению декорации к театральной постановке сказки А.Н.Островского. | ||
24 | Художник и театр. Образы персонажей. Народные традиции в сценическом костюме к опере-сказке «Снегурочка». Выполнить эскиз по представлению сценического костюма одного из персонажей к постановке сказки А.Н.Островского «Снегурочка». | ||
25 | Художник и театр. Образы персонажей. Народные традиции в сценическом костюме к опере-сказке «Снегурочка». Выполнить коллективное панно в технике коллажа. | ||
Тема 9. Календарный праздник широкой масленицы как часть народной художественной культуры и современной жизни (3часа) | |||
26 | Гулянье на широкую Масленицу и образы его в искусстве. Выполнение зарисовки с натуры или по памяти и представлению фигуры человека в народном костюме в двожении. | ||
27 | Традиции оформления праздничной среды. Выполнение эскиза многофигурной композиции для сюжетна-декоративной композиции на тему празднования Масленицы. | ||
28 | Традиции оформления праздничной среды.. Завершение работы над коллективным панно “Веселая масленица”. | ||
Образ единения человека с природой в искусстве (6часов) Тема 10. Изображение в искусстве животного как объекта поклонения, изучения и опоэтизированного художественного образа (2часа) | |||
29 | Животные – братья наши меньшие. Выполнение набросков животных по памяти и представлению. | ||
30 | Животное и его повадки в творчестве скульпторов-анималистов. Лепка. Выполнить скульптурный этюд животного по памяти и представлению. | ||
Тема 11. Тема защиты и охраны природы и памятников культуры (1час) | |||
31 | Экологическая тема в плакате. Выполнить эскиз плаката на тему по выбору: защита природы или охрана памятников искусства. | ||
Тема 12. Народный календарный праздник троицыной недели в жизни и искусстве (3часа) | |||
32 | Троицына неделя и её образы в искусстве. Выполнение зарисовки многофигурной композиции по представлению на тему “Хоровод”, “Тихая песня”, “Веселый перепляс” (по выбору). | ||
33 | Троицына неделя и её образы в искусстве. Создать сюжетно- тематическую композицию “В Троицкий день” на основе своей зарисовке, выполненной на предыдущем уроке. | ||
34 | Обрядовые куклы Троицыной недели. Традиции и современность. Выполнение куклы в праздничном наряде. | ||
35 | Резервный урок. Подведение итогов года. | ||
| Итого: |
| 35 часов |
- ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
№ УРОКА | ТЕМА | КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ | ПРИЧИНА КОРРЕКТИРОВКИ | СПОСОБ КОРРЕКТИРОВКИ | |
ПО ПЛАНУ | ДАНО | ||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству, общее образование 5класс
Рабочая программа «Изобразительное искусство. 5 классы» составлена в соответствии- с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духов...
Рабочая программа по изобразительному искусству для обучающихся 1-4 классов .
В основу рабочей программы по изобразительному искусству для 1-4х классов положена авторская рабочая программа, разработанная группой авторов (С.П. Ломов, С.Е. Игнатьев, М.В. Кармазина, Н.С. Иванова, ...
Рабочая программа по изобразительному искусству для обучающихся 5-7 классов
В основу рабочей программы по изобразительному искусству для 5-7х классов положена авторская рабочая программа, разработанная группой авторов (С.П. Ломов, С.Е. Игнатьев, М.В. Кармазина, Н.С. Иванова, ...
Рабочая программа по изобразительному искусству для обучающихся 6 “Г” класса на 2021-2022 учебный год (базовый уровень)
Рабочая программа “Изобразительное искусство” для 6 класса соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования. Составлена в соответст...
Рабочая программа по изобразительному искусству для обучающихся 7 “Г” класса на 2021-2022 учебный год (базовый уровень)
Рабочая программа “Изобразительное искусство” для 7 класса соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования. Составлена в соответст...
Рабочая программа по изобразительному искусству для обучающихся 4 “Д” класса на 2021-2022 учебный год (базовый уровень)
Рабочая программа “Изобразительное искусство” для 4 класса соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования. Составлена в соответствии с ...
Рабочая программа по изобразительному искусству для обучающихся 3 “Г” класса на 2021-2022 учебный год (базовый уровень)
Рабочая программа “Изобразительное искусство” для 3 класса соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования. Составлена в соответствии с ...