Рабочая программа по изобразительному искусству, общее образование 5класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
Рабочая программа «Изобразительное искусство. 5 классы» составлена в соответствии
- с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство. 5 – 9 классы».: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2011.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo_5_klass.docx | 55.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации Владимирской области
ПРИНЯТО решением педагогического совета от ___ _________2014 года Протокол № ___ | УТВЕРЖДЕНО Приказом директора __________________ от___ ________20 14 года Приказ № _____ |
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс
(указать предмет, курс, модуль)
Учитель Программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и авторской программы основного общего образования «Изобразительное искусство. 5-9 классы» под редакцией Б.М. Неменского –М. «Просвещение» 2011.
2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа - нормативно-управленческий документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога.
Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» разработана на основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б. М. Неменского для 1 - 9 классов общеобразовательных учреждений (М.: Просвещение, 2011). Для работы по программе предполагается использование учебно-методического комплекта: учебник, рабочая тетрадь, методическое пособие для учителя, методическая и вспомогательная литература (пособия для учителя, видеофильмы, учебно-наглядные пособия).
Изобразительное искусство в 5 классе посвящено изучению содержания и языка декоративных видов искусств, наиболее прочно связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека.
Обучение в этом классе строится через познание единства художественной и утилитарной функций произведений декоративно-прикладного искусства, освоение образного языка и социальной роли традиционного народного, классического и современного декоративно-прикладного искусства. Осуществление программы этого года обучения предполагает акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.
Вникая в образный язык достаточно разных произведений декоративно-прикладного искусства, учащиеся от урока к уроку осваивают выразительность форм, конструкций, цветовых и линейных ритмов декоративной композиции, пластические особенности и возможности того или иного материала, учатся мыслить на языке данного искусства.
Учебные задания года предусматривают дальнейшее развитие навыков работы с гуашью, пастелью, пластилином, бумагой. В процессе овладения навыками работы с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества.
В рабочей программе определены система уроков, дидактическая модель обучения, педагогические средства, с помощью которых планируются формирование и освоение знаний и соответствующих умений и навыков. Тематическое планирование построено таким образом, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. При раскрытии темы урока предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
В тематическом плане определены виды и приемы художественной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения:
- изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);
- декоративная и конструктивная работа;
- восприятие явлений действительности и произведений искусства;
- обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат) и индивидуальной работы на уроках;
- изучение художественного наследия;
- подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
- прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Темы и задания уроков предполагают создание игровых и сказочных ситуаций, умение организовывать уроки-диспуты, уроки-путешествия и уроки-праздники. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.
Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.
Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки как из учебника и коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа. Поурочное планирование используется в данной рабочей программе без изменений.
Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, поэтому в программу не внесено изменений.
Количество часов в год - 34
Количество часов в неделю- 1
Количество часов в I четверти - 9
Количество часов во II четверти - 7
Количество часов в III четверти - 10
Количество часов в IV четверти - 8
Для реализации программного содержания используется учебно-методический комплект:
- Программы общеобразовательных учреждений Изобразительное искусство и художественный труд: 1-9 классы /под рук. Б. М. Неменского. - М.: Просвещение, 2011.
- Горяева, И. А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Н. А. Горяева, О. В. Островская; под ред. Б. М. Неменского. - М.: Просвещение, 2011.
- Горяева, Н. А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. 5 класс : рабочая тетрадь / Н. А. Горяева ; под ред. Б. М. Неменского. - М.: Просвещение, 2011.
• Горяева, Н. А. Методическое пособие к учебнику «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». 5 класс / Н. А. Горяева; под ред. Б. М. Неменского. - М.: Просвещение, 2010.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу 5 класса в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и с учетом примерной программы.
Обучающиеся должны знать:
- истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
- особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов - варьирование традиционных образов, мотивов, сюжетов);
- семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
- несколько народных художественных промыслов России.
Обучающиеся должны уметь:
• пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий;
- различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен;
- различать современные виды декоративно-прикладного искусства;
- выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора:
- умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;
- уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
- умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
- создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные едино стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);
- владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
- владеть навыком работы в конкретном материале (макраме, батик, роспись и т. п.).
Литература
Народные художественные промыслы России: каталог-альбом / ассоц. «Народные художественные промыслы России»; сост. В. П. Антонов. - М.: Интербук-бизнес, 2001.
- Художественные промыслы земли нижегородской; катал о г-альбом / ред. Е. В. Шишкин, А. А. Аполлонов. - Н. Новгород, 2001.
- Декоративная роспись по дереву. Золотая Хохлома: альбом / Т. И Емельянова. - М.: Интербук-бизнес, 2001. - (Серия «Шедевры народного искусства России»).
- Жостово. Декоративная живопись: альбом / И. Я. Богуславская. - М.: Интербук-бизнес, 1994. - (Серия «Шедевры народного искусства России»).
•Кружева России. Вологодское кружево: альбом / М. А. Сорокина. - М.: Интербук-бизнес, 2001. - (Серия «Шедевры народного искусства России»).
Павлопосадские шали: альбом / Н. В. Толстухина, Т. А. Полосинова. - М. : Интербук-бизнес. 2007. - (Серия «Шедевры народного искусства России»),
Искусство. Декоративно-прикладное искусство: учебный альбом из 6 листов. - М.: Спектр, 2007.
Искусство Древнего Египта (СD).
Познавательная коллекция. Сокровища мирового искусства (СD).
Познавательная коллекция. Энциклопедия (СD).
Компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный, принтер, интерактивная доска, DVD, музыкальный центр.
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала, мольберт.
Дополнительные пособия для учителя:
- Крестовская, Н. О. Искусство Жостова / Н. О. Крестовская. - СПб.: Русский музей, 2007.
- Лорнц, Н. Ф. Орнамент всех времен и стилей / Н. Ф. Лоренц. - М.: Эксмо, 2010.
- Изобразительное искусство. 5 класс: поурочные планы по программе Б. М. Йеменского / авт. - сост. О. В. Свиридова. - Волгоград: Учитель, 2010.
- Изобразительное искусство. 2-8 классы. Создание ситуации успеха: коллекция интересных уроков / авт.-сост. А. В. Пожарская [и др.]. - Волгоград: Учитель, 2010.
- Изобразительное искусство. 4-8 классы. В мире красок народного творчества: уроки, внеклассные мероприятия / авт.-сост. Е. С. Туманова, Л. Ю. Романова. 1". В. Старостина. - Волгоград: Учитель, 2009.
- Кора, Д. Мифология: энциклопедия (детская) / Д. Кора. - М.: Росмэн, 2010.
- Винник, И. Мир кукол. Истории и легенды / И. Винник. - М.: АСТ, 2010.
Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися для подготовки уроков, сообщений, докладов и рефератов:
http://ru.wikipedia.org/wiki
www.artvek.ru/dekor07.html
www.artproejekt.ru/library/rus18/st019.html
http://www.ntrst.ru/public.cms/?eid=690551
www.museum.ru/N31505
http://franky-boy2livejournal.com/191069.html
http://www.ellada.spb.ru
www.centant.pu.ru/sno/lib/ha/greece/index.htm
Учебно-тематический план 5 кл.
№ п/п | Тема раздела | Содержание | Количество часов |
1 | «Древние корни народного искусства» | Древние образы в народном искусстве | 1 |
Убранство русской избы | 1 | ||
Внутренний мир русской избы | 1 | ||
Конструкция, декор предметов народного быта и труда | 1 | ||
Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки | 1 | ||
Народный праздничный костюм | 2 | ||
Народные праздничные обряды | 1 | ||
2 | «Связь времен в народном искусстве» | Древние образы в современных народных игрушках | 2 |
Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла | 1 | ||
Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла | 1 | ||
Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла | 1 | ||
Искусство Хохломы. Истоки и современное развитие промысла | 1 | ||
Искусство Мстёры. Истоки и современное развитие промысла | 1 | ||
Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы) | 1 | ||
3 | «Декор – человек, общество, время» | Зачем людям украшения | 2 |
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества | 2 | ||
Одежда говорит о человеке | 2 | ||
О чем рассказывают гербы и эмблемы | 3 | ||
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы) | 2 | ||
4 | «Декоративное искусство в современном мире» | Современное выставочное искусство | 1 |
Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства | 6 |
Календарно-тематическое планирование 5 класс.
№ урока | Тема урока | Содержание | Планируемые результаты | Характеристика деятельности учащихся. Художественно-творческое задание | Форма и виды контроля | Оборудование и материалы. ЭОР | Дата проведения | ||
личностные | метапредметные | предметные | |||||||
Тема года «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» 1 четверть. Тема «Древние корни народного искусства» (8 часов) | |||||||||
1 | Древние образы в народном искусстве. | Традиционные образы народного прикладного (крестьянского) прикладного искусства. Солярные знаки, конь, птица, мать-земля, дерево жизни как выражение мифопоэтических представлений человека о жизни природы, о мире, как обозначение жизненно важных для человека смыслов, как память народа. Связь образа матери-земли с символами плодородия. Форма и цвет как знаки, символизирующие идею обожествления солнца, неба и земли нашими далёкими предками. | Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского прикладного искусства, отмечать их лаконично-выразительную красоту. Создавать выразительные декоративно-обобщительные изображения на основе традиционных образов. Уметь «прочитать орнамент» | Сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву, видеть в них многообразное варьирование трактовок. | Знать символический характер народного декоративного искусства. Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе выполнения практической работы. | Работа над декоративной композицией на тему древних образов в росписи и резьбе по дереву, орнаментах народной вышивки. Зарисовать традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства: соляные знаки, конь, птица, мать –земля, древо жизни и др. Материалы: карандаш, гелевая ручка, фломастер | Устный опрос. Практическая работа. | Мультимедийная презентация. | |
2 | Убранство русской избы. | Дом – мир, обжитой человеком, образ освоенного пространства. Дом как микрокосмос. Избы севера и средней полосы России. Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трёхчастной структуре и в декоре крестьянского дома (крыша, фронтон – небо, рубленая клеть, земля, подклеть – подземный мир; знаки-образы в декоре избы, связанные с разными сферами обитания). Декоративное убранство крестьянского дома: охлупень, полотенце, причелины, лобовая доска, наличники, ставни. Символическое значение образов и мотивов в узорном убранстве русских изб. | Знать элементы декоративного убранства избы (причелина, полотенце и др.). | Раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы. | Понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженного в его трёхчастной структуре и декоре. Уметьвыстраивать орнаментальную композицию | Найти иллюстрации интерьера крестьянской избы. Работа над украшением элементов избы (фронтон, наличники, причелина, лобовая доска) солярными знаками. | Фронтальный опрос. Просмотр и обсуждение выполненных работ. | Мультимедийная презентация. | |
3 | Внутренний мир русской избы. | Деревенский мудро устроенный быт. Устройство и символика внутреннего пространства крестьянского жилища. Жизненно важные центры в крестьянском доме: печь, красный угол, коник, полати и др. круг предметов быта, труда, включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты в организации пространства дома. | Осознавать и объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды. . | Сравнивать, сопоставлять интерьеры крестьянских жилищ у разных народов, находить в них черты национального своеобразия. | Создавать цветовую композицию внутреннего пространства избы Сравнивать и называть конструктивные декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома. | Найти иллюстрации интерьера крестьянской избы. Рисунок на тему: «В русской избе» (выбор композиции, выполнение подмалевка). Вырезание из картона предметов быта. | Фронтальный опрос. Просмотр и обсуждение выполненных работ | Мультимедийная презентация | |
4 | Конструкция и декор предметов народного быта и труда. | Предметы народного быта: прялки, ковши, ендовы, солоницы, хлебницы и др. символическое значение декоративных элементов в резьбе и росписи. Нарядный декор – не только украшение предмета, но и выражение представлений людей об упорядоченности мироздания в образной форме. Превращение бытового, утилитарного предмета в вещь-образ. | Понимать, что декор не только украшение, но и носитель жизненных смыслов. Отмечать характерные черты, свойственные народным мастерам-умельцам. Изображать выразительную форму предметов крестьянского быта и украшать её. Уметь почувствовать особый склад мышления наших предков: - создавать объекты предметной среды. | Рассуждать о связях произведений крестьянского искусства с природой. | Уметь выстраивать орнаментальную композицию в соответствии с традицией народного искусства. Сравнивать и находить общее и особенное в конструкции, декоре традиционных предметов крестьянского быта и труда. Знать название предметов народного быта и труда. Уметь работать в смешанной технике (бумага, мелки, акварель). | Составить кроссворд по пройденному материалу. | Текущий опрос. Самостоятельная работа. Диалог. | Мультимедийная презентация | |
5 | Русская народная вышивка. | Крестьянская вышивка -хранительница древних образов и мотивов, устойчивости их вариативных решений. Условность языка орнамента, его символическое значение. Особенности орнаментальных построений в вышивках полотенец, подзоров, женских рубах и др. связь образов и мотивов крестьянской вышивки с природой, их необычайная выразительность. Символика цвета в крестьянской вышивке. | Анализировать и понимать особенности образного языка народной вышивки, разнообразие трактовок традиционных образов. Осваивать навыки декоративного обобщения. Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы. | Использовать традиционные для вышивки сочетания цветов. Знать символику формы и цвета в орнаменте народной вышивки. | Выделять величиной, выразительным контуром рисунка, цветом, декором главный мотив, дополняя его орнаментальными поясами. | Создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народную традицию. Подобрать изображения людей в русских народных костюмах. | Работа в парах. Беседа. | Заготовочный материал. | |
6-7 | Народный праздничный костюм. | Народный праздничный костюм - целостный художественный образ. Северорусский комплекс и южнорусский комплекс женской одежды. Рубаха – основа женского и мужского костюмов. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных регионах России. Свадебный костюм. Формы и декор женских головных уборов. Выражение идеи целостности мироздания через связь небесного, земного и подземного миров, идеи плодородия в образном строе народного праздничного костюма. Защитно-охранительное значение орнамента в народном костюме. Символика цвета в народной одежде. | Объяснять общее и особенное в образах народной праздничной одежды регионов России. Осознавать значение традиционного праздничного костюма как бесценного достояния культуры народа. Понимать и анализировать образный строй народного праздничного костюма, давать ему эстетическую оценку. | Соотносить особенности декора женского праздничного костюма с мировосприятием и мировоззрением наших предков. | Создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов, выражать в форме, в цветовом решении, орнаментике костюма черты национального своеобразия. | Выполнение эскизов народного празничного костюма с использованием различных техник и материалов. Подобрать материал к теме «Народные праздники». | Просмотр и анализ работ | Мультимедийная презентация | |
8 | Народные праздничные обряды (обобщение темы). | Календарные народные праздники – это способ участия человека, связанного с землёй, в событиях природы, это коллективное ощущение целостности мира, народное творчество в действии. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение. | Характеризовать праздник как важное событие, как синтез всех видов творчества. Участвовать в художественной жизни класса, создавать атмосферу праздничного действа. | Разыгрывать народные песни, игровые сюжеты. Проявлять себя в роли знатоков искусства. Находить общие черты в разных произведениях ДПИ, отмечать в них единство конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности. | Понимать и объяснять ценность уникального крестьянского искусства как живой традиции, питающей живительными соками современное декоративно-прикладное искусство. | Изготовление куклы Масленицы. Материалы: сухая трава, солома; нитки, палочка, ткань | Творческое обсуждение работ. | Мультимедийная презентация | |
2 четверть. Тема «Связь времён в народном искусстве» (8 часов) | |||||||||
9-10 | Древние образы в современных народных игрушках. | Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Традиционные древние образы. Живучесть древних образов в современных народных игрушках. Особенности пластической формы, цветового строя и элементов росписи глиняных игрушек (филимоновской, дымковской, каргопольской игрушек). | Сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. | Размышлять, рассуждать об истории возникновения современной народной игрушки. | Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением её декоративной росписью в традиции одного из промыслов. | Выполнение игрушки (импровизация формы) и украшение её в традициях одного из промыслов. Материалы: глина, стеки, краска для грунтовки, гуашь, кисти. | Ответить на вопрос: «Что отличает глиняные игрушки, принадлежащие к разным художественным промыслам, и что между ними общего?» Просмотр, анализ и оценивание работ. | Мультимедийная презентация | |
11 | Искусство Гжели. | История развития промысла, его слияние с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Особенности гжельской росписи. | Эмоционально воспринимать, выражать своё отношение, давать эстетическую оценку произведениям гжельской керамики. | Сравнивать благозвучное сочетание синего и белого в природе и в произведениях гжели. | Владеть навыками работы в конкретном материале (акварель). Уметь передавать единство формы и декора, взаимосвязь художественно-выразительных средств с функциональностью предмета. | Вырезание из бумаги форм посуды (чашка, чайник, тарелка) и украшение их росписью с использованием традиционных приемов письма мастеров Гжели. | Опрос. Просмотр и анализ работ. | Мультимедийная презентация | |
12 | Городецкая роспись. | История развития промысла. Единство формы предмета и его декора, основные элементы декоративных композиций. Композиция орнаментальной и сюжетной росписи; изящество изображения, отточенность линейного рисунка. Приемы росписи. | Эмоционально воспринимать, выражать своё отношение, давать эстетическую оценку произведениям городецкого промысла. | Выявлять общность в городецкой и гжельской росписях, определять характерные особенности произведений городецкого промысла. | Осваивать основные приёмы кистевой росписи Городца, овладевать декоративными навыками. Создавать композицию росписи в традиции Городца. Уметь применять художественные материалы (гуашь) и язык декоративно-прикладного искусства (форма, пропорции, линия, ритм, цвет, масштаб) в творческой работе. | Выполнение фрагмента росписи по мотивам городецкого письма. Материалы: тонированная бумага, гуашь, кисти. | Ответить на вопрос: «Что значит образ в росписи?» Взаимоанализ результатов творчества одноклассников (выборочно). | Мультимедийная презентация | |
13 | Жостово. Роспись по металлу. | Из истории промысла. Разнообразие форм подносов и вариантов построения цветочных композиций (рамочная и геральдическая). Жостовская роспись – свободная кистевая, живописная импровизация. Создание в живописи эффекта освещённости, объёмности в изображении цветов. Художественные особенности жостовской росписи и приемы письма. | Эмоционально воспринимать, выражать своё отношение, давать эстетическую оценку произведениям жостовского промысла. Осознавать единство формы и декора в изделиях мастеров. | Соотносить многоцветье цветочной росписи на подносах с красотой цветущих лугов. | Осваивать основные приёмы жостовского письма. Создавать фрагмент жостовской росписи в живописной импровизационной манере в процессе выполнения творческой работы. Уметь использовать гуашь в творческой работе; выполнять орнаментальную композицию определенного типа, учитывая форму предмета | Выполнение фрагмента жостовской росписи с включением в нее крупных и мелких форм цветов, связанных друг с другом | Подготовить свои работы к итоговой выставке | Мультимедийная презентация | |
14 | Хохлома. | Краткие сведения из истории развития хохломского промысла. Своеобразие хохломской росписи. Связь традиционного орнамента с природой. Травный узор, или «травка», - главный мотив хохломской росписи. Основные элементы травного орнамента, последовательность его выполнения. Роспись «под фон», или фоновое письмо, его особенности. Причудливо-затейливая роспись «кудрина». Национальные мотивы в «золотой» росписи посуды . | Эмоционально воспринимать, выражать своё отношение, давать эстетическую оценку произведениям Хохломы. | Развивать фантазию, воображение при изучении хохломского промысла. | Создавать композицию травной росписи в единстве с формой, используя основные элементы травного узора. Иметь представление о видах хохломской росписи («травка», роспись «под фон», «кудрина»), различать их. | Выполнение фрагмента росписи по мотивам хохломской росписи. Материалы: бумага, гуашь, кисти. | Опрос. Просмотр и анализ работ | Заготовочный материал. Мультимедийная презентация | |
15 | Искусство Мстёры | Краткие сведения из истории развития Мстёрского промысла. Своеобразие Мстёрской росписи. Связь традиционного орнамента с природой. Сказочные мотивы в росписи шкатулок | Эмоционально воспринимать, выражать своё отношение, давать эстетическую оценку Мстёрскимпроизведениям. | Развивать память и художественную интуицию при изучении Мстёрской росписи. | Иметь представление о видах Мстёрской росписи, различать их. | Выполнение фрагмента Мстёрской росписи Материалы: бумага, гуашь, кисти. | Заготовочный материал. | ||
16 | Роль народных промыслов в современной жизни (обобщение темы). | Преемственность в народных промыслах. Использование традиционных приемов народных промыслов в современном искусстве. Выставка работ и беседы на темы «Традиционные народные промыслы – гордость и достояние национальной отечественной культуры», «Место произведений традиционных народных промыслов в современной жизни, быту», «Промыслы как искусство художественного сувенира». | Выявлять общее и особенное в произведениях традиционных художественных промыслов. выставочных работ. Уметь выстраивать декор в соответствии с формой предмета, используя ритм как основу орнаментальной композиции | Объяснять важность сохранения традиционных художественных промыслов в современных условиях. | Анализировать свои творческие работы и работы своих товарищей, созданные по теме «Связь времён в народном искусстве». Различать и называть произведения ведущих центров народных художественных промыслов. Участвовать в презентации. Владеть навыком работы с бумагой | Выполнение конкурсных заданий. | Экспресс-выставка | Заготовочный материал учащихся. | |
3 четверть. Тема «Декор – человек, общество, время» (11 часов) | |||||||||
17-18 | Зачем людям украшения. | Предметы декоративного искусства несут на себе печать определённых человеческих отношений. Украсить вещь – значит, наполнить её смыслом, определить социальную роль её хозяина. Эта роль сказывается на всём образном строе вещи: характер деталей, рисунок орнамента, цветовой строй композиции. Особенности украшений древних воинов охотников, вождя племени, фараона, царя и т. д. | Участвовать в диалоге о том, зачем людям украшения и что значит украсить вещь. | Характеризовать смысл декора не только как украшения, но, прежде всего как социального знака, определяющего роль хозяина вещи, носителя, пользователя | Выявлять и обобщать, в чём заключается связь содержания с формой его воплощения в произведениях ДПИ. | Усвоение новых знаний | Фронтальный опрос. | Мультимедийная презентация | |
19-20 | Роль декоративного искусства в жизни древнего общества | Роль ДПИ в древнем Египте. Подчёркивание власти, могущества знатности египетских фараонов с помощью ДПИ. Символика элементов декора в произведениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян (изображение лотоса, жука-скарабея, священной кобры, ладьи вечности, глаза-уаджета, др.) Различие одежд людей высших сословий. Символика цвета в украшениях. | Выявлять связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, а также единство материала, формы и декора. Вести поисковую работу по ДПИ | Создавать эскизы украшений по мотивам ДПИ Древнего Египта. Овладевать навыками декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. | Выполнение эскизов браслетов, ожерелий по мотивам декоративного искусства Древнего Египта с использованием элементов декора – знаки – обереги, знаки – символы богов и царей. | Ответить на вопрос: «Какую роль играло декоративное искусство в Древнем Египте?». Презентация своих работ учащимися и оценка результата. | Мультимедийная презентация | ||
21-22 | Одежда «говорит» о человеке. | Одежда,костюм не только служит практическим целям, но и является особым знаком положения человека в обществе, его роли в обществе. ДПИ Древнего Китая. Строгая регламентация в одежде людей разных сословий. Символы императора. Знаки отличия высших чиновников, одежда знатных китаянок, их украшения. ДПИ Западной Европы 17 века (эпоха БАРОККО). Черты торжественности, парадности, чрезмерной декоративности. Причудливость формы интерьера, мебели, др. Костюм придворной знати. Одежда буржуазии, простых горожан. | Участвовать в поисковой деятельности, в подборе иллюстративного материала «Костюм разных стран». | Высказываться о многообразии форм и декора в одежде народов разных стран и людей разных сословий. Соотносить образный строй одежды с положением её владельца в обществе. | Участвовать в коллективной деятельности, связанной с созданием творческой работы по теме урока. Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий стилевое единство декоративного решения интерьера комнаты, предметов быта и одежды. | Выполнение панно «Бал в интерьере дворца» по мотивам сказки Ш. Перро (коллективная работа). Материалы: цветная бумага, ткань, ножницы | Анализ результата коллективной работы. | Мультимедийная презентация | |
23-25 | О чем рассказывают гербы и эмблемы. | Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Первые гербы, которые появились в Западной Европе в средние века. Роль геральдики в жизни рыцарского общества. Фамильный герб как знак достоинства его владельца, символ чести рода. Гербы ремесленных цехов в эпоху Средневековья как отражение характера их деятельности. Основные части классического герба. Формы щитов, геральдические фигуры, взятые из жизни и мифологии. Символика цвета в классической геральдике. Составные элементы старинного герба (щит, щитодержатели, корона, шлем, девиз, мантия). Символы и эмблемы в современном обществе: отличительные знаки государства, страны, города, партии, фирмы и т. д. | Понимать смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в гербе родного города, в гербах различных городов. | Находить в рассматриваемых гербах связь конструктивного, декоративного и изобразительного элементов. | Определять, называть символические элементы герба и использовать их при создании собственного проекта герба Создавать декоративную композицию герба (с учётом интересов и увлечений членов своей семьи) или эмблемы, добиваясь лаконичности и обобщённости изображения и цветового решения. | Создание проекта собственного герба или герба своей семьи с использованием декоративно – символического языка геральдики. | Презентация работ. Анализ и оценивание результатов. | Мультимедийная презентация. Заготовочный материал. | |
26-27 | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы) | Итоговая игра-викторина с привлечение учебно-творческих работ, произведений ДПИ разных времён, открыток, репродукций, слайдов, собранных поисковыми группами. | Использовать в речи новые художественные термины Участвовать в итоговой игре-викторине и в творческих заданиях по обобщению материала.. | Распознавать и систематизировать зрительный материал по ДПИ по социально-стилевым признакам. Соотносить костюм, его образный строй с владельцем. | Размышлять и вести диалог об особенностях художественного языка классического ДПИ и его в отличии от искусства народного. | Игра-викторина. Выставка работ, выполненных по изученной теме «Декор-человек, общество, время» | Подведение итогов соревновательной игры. | Заготовочный материал учащихся. | |
4 четверть. Тема «Декоративное искусство в современном мире» (7 часов) | |||||||||
28 | Современное выставочное искусство. | Многообразие материалов и техник. Насыщенность произведений яркой образностью, фантазией. Пластический язык материала, его роль в создании образа. Роль выразительных средств (форма, линия, цвет, пятно, фактура) в построении декоративной композиции в определённом материале. Декоративный ансамбль. Творческая интерпретация древних образов в работах современных художников. | Использовать в речи новые термины. Объяснять отличия современного декоративно-прикладного искусства от народного Выявлять и назвать характерные особенности современного ДПИ. . | Ориентироваться в широком Разнообразии современного ДПИ, различать по материалам технике стекло, керамику, ковку, литьё, гобелен, др. | Находить и определять связь конструктивного, декоративного, образного строя. | Знакомство с творчеством художников -прикладников | Выбрать наиболее понравившееся произведение и объяснить свой выбор. | Заготовочный материал. | |
29-34 | Ты сам – мастер. | Коллективная реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов. Технология работы с выбранным материалом (коллаж, роспись по дереву, декупаж др), постепенное. поэтапное выполнение работы. Деление общей композиции на фрагменты, соединение в блоки, монтаж в общее панно. | Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объёма, цвета, фактуры, других средств, в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций. | Собирать отдельно выполненные детали. Участвовать в подготовке итоговой выставке. | Разрабатывать, создавать эскизы коллективного панно, коллажей, декоративных украшений Пользоваться языком ДПИ в процессе практической творческой работы.. | Изготовление тряпичной куклы; декоративной вазы для украшения интерьера. Материалы: ткань, шпагат, кусочки кожи, мешковина, плотная бумага, клей | Выставка творческих работ. | Заготовочный материал. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству для V-VII классов .составлена на основе авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы. М «Просвещение» 2011 год.
Составлена на основеавторской программы Б.М. Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд" 1-9 классы. М. "Просвещение" 2011год...
Рабочая программа по изобразительному искусству начального общего образования, 1-4 класс по программе В. С. Кузина
Целевая ориентация рабочей программы по изобразительному искусству в практике образовательной организации составлена в соответствии с федеральной...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное иск...
Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 6 классе составлена на основании следующих документов:· Федерального компонента государственног...
Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 7 классе составлена на основании следующих документов:· Федерального компонента государственног...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М.Неменского "Изобразительное искусство" ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству на ступень 5-7 классы. Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5класс
Рабочая программа "Декоративно - прикладное искусство в жизни человека" по изобразительному искусству в 5 классе разработана в соответствии с требованиями Федерального гос...