Разработка урока по изобразительному искусству "Пейзаж" 5 класс.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)
Этот урок я разработала для учеников 5 класса,интересуующихся жанром пейзажа.Здесь я даю начальные знания по изображению пейзажа поэтапно .а также знакомлю детей с творчеством художников-пейзажистов.
К уроку прилагается специально разработанная презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок по теме "Пейзаж". | 36.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по изобразительному искусству для учащихся 5класса: «Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства».
Учитель Зубрильчева Вера Александровна
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цели урока: расширение знания учащихся о пейзаже как о жанре изобразительного искусства; формирование умения видеть прекрасное в явлениях действительности окружающего мира. Формировать навыки работы художественными материалами в выполнении пейзажа;
Задачи:
-Развивать творческую активность, воображение, память, пространственное мышление;
-Воспитывать интерес и уважение к произведениям искусства; прививать любовь к малой родине.
Планируемые результаты:
Метапредметные:
-умение самостоятельно определять цель урока;
-умение соотнести свои действия с планируемыми результатами;
-умение организовать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
Личностные:
-развитие эстетического сознания через творческую деятельность;
-воспитание любви к природе родного края.
-Оборудование: акварельные и гуашевые краски, кисточки, простой карандаш, ластик, альбом, палитра, банка для воды, проектор, компьютер, репродукции картин, детские работы, презентация к уроку “Пейзаж в творчестве великих художников" урока (40 мин):
1. Организационный момент.(Этап мотивации) Проверка готовности к уроку. 3мин.
2. Сообщение темы урока.(Актуализация опорных знаний и умений) 4мин.
3. Постановка и формулирование учебной проблемы.(Что изображено на представленных пейзажах,какая их тематика)
4. Открытие нового знания.(Какие бывают пейзажи)
5. Первичное применение новых знаний. (Определите по картинкам к какому виду относится тот или иной пейзаж.)
6. Физкультминутка. 3 мин.
7. Практическая работа. Мастер-класс.(Совместная работа учителя и класса) 20 мин.
8. Заключительная часть. Выставка работ. Рефлексия. Подведение итогов. 5 мин.
Ход урока:
1.Организационный момент. (Этап мотивации) Проверка готовности к уроку. 3мин.
Учитель: Здравствуйте ребята! Очень рада вновь видеть вас!
Сегодняшний урок мне бы хотелось начать со стихотворения поэта Сергея Есенина-нашего земляка
-Гляну в поле, гляну в небо,
И в полях и в небе рай.
Снова тонет в копнах хлеба
Незапаханный мой край.
Снова в рощах непасённых
Неизбывные стада,
И струится с гор зелёных
Златоструйная вода.
2.Сообщение темы урока. (Актуализация опорных знаний и умений) 4мин.
- Ребята, скажите, о чём это стихотворение? (о природе)
- А о каком жанре изобразительного искусства? (о пейзаже)
-А почему, как вы думаете, я завела этот разговор? (Это тема нашего урока)
3.Постановка и формулирование учебной проблемы.
-Природа нас окружает везде: по дороге в школу, на отдыхе. Поглядев в окно мы тоже можем увидеть небо, деревья, дома, т.е пейзаж.
Многие великие художники посвятили своё творчество пейзажному жанру.
-А где ещё, кроме изобразительного искусства, вы встречали пейзаж?(в литературе)
- Как вы считаете, всегда ли существовал пейзаж как самостоятельный жанр?(кто как думает?)
-А как он возник? Интересно узнать?
-Вот мы с вами и поставили цель урока:(Узнать о жанре пейзажа побольше)
4.Открытие нового знания.(Какие бывают пейзажи)
Учитель: ПЕЙЗАЖ (фр. paysage, от pays – местность, страна) – жанр изобразительного искусства (или отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является дикая или в той или иной степени преображённая человеком природа.
Изображая явления и формы природного окружения человека, художник выражает и своё отношение к природе, и восприятие её современным ему обществом. Он рисует не натуру, а передаёт своё внутреннее состояние в живописи, поэтому у каждого художника свои любимые цветовые сочетания, приёмы, индивидуальное отношение к цвету. В силу этого пейзаж приобретает эмоциональность и значительное идейное содержание. Живописные произведения помогают увидеть этот мир глазами людей минувших времен.
Жанр пейзажа гораздо моложе сюжетных картин и произведений, связанных с изображением человека. Человек начал изображать природу ещё в далёкие времена. Но почти всегда эти изображения служили лишь фоном для портрета или какой-то сцены.
Биография пейзажа начинается в истории человечества лишь с VI века нашей эры. Первые пейзажи появились в далеком Китае. Временем рождения европейского пейзажа считается XVI век. Считать его самостоятельным художественным явлением история начинает лишь с XVII века, только в этот период появились пейзажи – картины, в которых природа стала их главным содержанием. Создали этот жанр голландские живописцы. В XVIII веке на арену европейского искусства вступает Россия. В России появились замечательные по тому времени пейзажисты, для которых характерна привязанность к национальному русскому пейзажу: Семен Щедрин, Федор Алексеев, Максим Воробьев. XIX век стал веком нового расцвета реалистического искусства. В Европе – Джон Констебль и КамильКоро, Клод Моне, Поль Сезанн, Ван Гог и их последователи. В России – Сильвестр Щедрин, Михаил Лебедев, Иван Айвазовский, Федор Васильев, Алексей Саврасов, Иван Шишкин, Архип Куинджи, Василий Поленов, Исаак Левитан и другие.
Неисчерпаемое многообразие природы породило в изобразительном искусстве различные виды пейзажного жанра: марина (ит. marina, от лат. marinus — морской) — один из видов пейзажа, объектом изображения которого является море; городской , сельский, парковый, архитектурный пейзаж -картина, на которой художник изобразил вид местности ( улицы, переулки, площади, маленькие дворики города.) ; архитектурный пейзаж — разновидность пейзажа, близко соприкасается с городским пейзажем (разница между ними заключается в том, что в архитектурном пейзаже художник главное внимание обращает на изображение самих памятников архитектуры в синтезе с окружающей средой); промышленный (индустриальный) пейзаж-изображение предприятии промышленности, строительства и других предметов научно-технического прогресса; лирический пейзаж (пейзаж – настроение) – картина, в которой чувства, душевные переживания господствуют над рассудочным началом.
5. Актуализация. Первичное применение новых знаний (вопросы по увиденному материалу)
- Какие чувства вызвали увиденные сегодня вами картины?
- Какая картина вам больше всего запомнилась?
- Почему?
- Что в своих произведениях помимо видимого предметного мира передают художники?
- Чем отличается фотография от живописного полотна художника-пейзажиста?
-(в живописном произведении художник выражает своё отношение к увиденному, а не просто копирует действительность)
6.Физкультминутка (упражнения для рук и туловища)
7.Практическая работа(Мастер-класс).
Учитель: А сейчас каждый из вас побудет в роли художника-пейзажиста. Нам с вами предстоит выполнить работу над живописным изображением пейзажа (по памяти и впечатлению). Назовём наше произведение "На цнинских лугах".
На уроке мы начнём работу, а доделаете её дома.
Первый этап: Выбор сюжета и построение композиции, с использованием правил линейной перспективы (это система изображения предметного мира на плоскости в соответствии с восприятием человека). При удалении предметы кажутся нам меньше, а параллельные края дороги или реки – сходящимися друг к другу при приближении к линии горизонта.
Второй этап: Прокладка основных цветов неба, воды, земли, крон деревьев. Передача верных тональных и цветовых отношений. Рисунок выполняется кистью красками теплых или холодных цветов в зависимости от колорита. Здесь важно использовать особенности воздушной перспективы, изменение цвета в зависимости от планов картины. Необходимо также помнить правильное соотношение планов картины. Дальний план прописывается неяркими голубоватыми оттенками, ближний план работы – самый выразительный, яркий, проработанный. Выбор цветовой палитры зависит и от замысла автора, и от его настроения, и от задач, которые художник ставит перед собой, изображая пейзаж.
Третий этап: Прорисовывание деталей, обобщение и завершение работы. Достижение колористического единства пейзажа.
В работе особое внимание необходимо уделить таким понятиям как:
-линия горизонта;
-точка схода;
-воздушная перспектива.
Ученики пишут пейзажи. Учитель показывает приемы работы на листе бумаги, а так же делает целевые обходы:
- оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;
- контроль объема и качества выполняемой работы.
8.Заключительная часть. Выставка работ. Рефлексия. Подведение итогов. 5 мин.
-я узнал много нового о...
-мне пригодится это в.....
-я научился...
-было интересно...
-понял, что....
9.Домашнее задание. Завершить работу.
Технологическая карта урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный момент | Здравствуйте ребята! Очень рада вновь видеть вас! Сегодняшний урок мне бы хотелось начать со стихотворения поэта Сергея Есенина-нашего земляка -Гляну в поле, гляну в небо, И в полях и в небе рай. Снова тонет в копнах хлеба Незапаханный мой край. Снова в рощах непасённых Неизбывные стада, И струится с гор зелёных Златоструйная вода. | Включаются в деловой ритм урока. |
2. Актуализация знаний | Вопросы к классу. - Ребята, скажите, о чём это стихотворение?
- А о каком жанре изобразительного искусства? -А почему, как вы думаете, я завела этот разговор? | о природе о пейзаже (Это тема нашего урока) |
3.Формулировка целей и задач урока. | -Природа нас окружает везде: по дороге в школу, на отдыхе. Поглядев в окно мы тоже можем увидеть небо, деревья, дома, т.е пейзаж. -А где ещё, кроме изобразительного искусства, вы встречали пейзаж? - Как вы считаете, всегда ли существовал пейзаж как самостоятельный жанр? (кто как думает?) А как и когда он возник? Интересно узнать? Многие великие художники посвятили своё творчество пейзажному жанру. Какую же цель урока мы можем поставить? | в литературе Узнать о жанре пейзажа побольше |
4.Открытие нового знания. | ПЕЙЗАЖ (фр. paysage, от pays – местность, страна) – жанр изобразительного искусства (или отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является дикая или в той или иной степени преображённая человеком природа. Изображая явления и формы природного окружения человека, художник выражает и своё отношение к природе, и восприятие её современным ему обществом. Он рисует не натуру, а передаёт своё внутреннее состояние в живописи, поэтому у каждого художника свои любимые цветовые сочетания, приёмы, индивидуальное отношение к цвету. В силу этого пейзаж приобретает эмоциональность и значительное идейное содержание. Живописные произведения помогают увидеть этот мир глазами людей минувших времен. Жанр пейзажа гораздо моложе сюжетных картин и произведений, связанных с изображением человека. Человек начал изображать природу ещё в далёкие времена. Но почти всегда эти изображения служили лишь фоном для портрета или какой-то сцены. Биография пейзажа начинается в истории человечества лишь с VI века нашей эры. Первые пейзажи появились в далеком Китае. Временем рождения европейского пейзажа считается XVI век. Считать его самостоятельным художественным явлением история начинает лишь с XVII века, только в этот период появились пейзажи – картины, в которых природа стала их главным содержанием. Создали этот жанр голландские живописцы. В XVIII веке на арену европейского искусства вступает Россия. В России появились замечательные по тому времени пейзажисты, для которых характерна привязанность к национальному русскому пейзажу: Семен Щедрин, Федор Алексеев, Максим Воробьев. XIX век стал веком нового расцвета реалистического искусства. В Европе – Джон Констебль и КамильКоро, Клод Моне, Поль Сезанн, Ван Гог и их последователи. В России – Сильвестр Щедрин, Михаил Лебедев, Иван Айвазовский, Федор Васильев, Алексей Саврасов, Иван Шишкин, Архип Куинджи, Василий Поленов, Исаак Левитан и другие.
| |
| - Какие чувства вызвали увиденные сегодня вами картины? -(в живописном произведении художник выражает своё отношение к увиденному, а не просто копирует действительность) | Класс отвечает на вопросы учителя. Свои чувства. -(в живописном произведении художник выражает своё отношение к увиденному, а не просто копирует действительность) |
6.Физкультминутка | А чтобы хорошо работать-немного разомнёмся | Повторяют движения |
7. Практическая работа (Мастер-класс). | А сейчас каждый из вас побудет в роли художника-пейзажиста. Нам с вами предстоит выполнить работу над живописным изображением пейзажа (по памяти и впечатлению). Назовём наше произведение "На цнинских лугах". На уроке мы начнём работу, а доделаете её дома. Первый этап: Выбор сюжета и построение композиции, с использованием правил линейной перспективы (это система изображения предметного мира на плоскости в соответствии с восприятием человека). При удалении предметы кажутся нам меньше, а параллельные края дороги или реки – сходящимися друг к другу при приближении к линии горизонта.
. Учитель показывает приемы работы на листе бумаги , а так же делает целевые обходы: | Ученики приступают к работе вместе с учителем. Ученики пишут пейзажи 1. Работа в карандаше начиная с линии горизонта 2. Намечают основные объекты. 3. Находят цвет неба, прокладывают основные его краски. 4. Цвет земли или травы. 5. Горизонт, дальний план. |
8.Заключительная часть. Выставка работ. Рефлексия | Выставка работ. Рефлексия. Завершите фразы: -я узнал много нового о... -мне пригодится это в. -я научился... -было интересно. -понял, что.... | -о жанре пейзажа -работах, связанных с изображением природы -смешивать краски для неба -узнать историю этого жанра -получил полезные знания |
| Завершить работу дома. | Записывают домашнее задание. |
. | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические разработки уроков по изобразительному искусству " Осенний день" 5 класс
Материал может быть использован учителями изобразительного искусства для проведения уроков в 5 классе....
Разработка урока по изобразительному искусству в 5 классе общеобразовательной школы на тему «Декоративно-прикладное искусство народов русского севера»
Народное искусство всегда понятно и всеми любимо. С давних времен людям нравилось украшать свое жилище коврами, расписными подносами и шкатулками, потому что народное изобразительное искусство н...
Разработка урока по изобразительному искусству на тему "Портрет японки в национальном костюме" для 4 класса .
Разработка урока по изобразительному искусству на тему "Портрет японки в национальном костюме" для 4 класса по программе Б.М. Неменского. Урок составлен в соответствии с ФГОС....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА по изобразительному искусству в 6 классе "Жанр пейзажа в технике пуантилизма" по программе Б.М. Неменского »
"Жанр пейзажа в технике пуантилизма" по программе Б.М. Неменского »...
Разработка урока по изобразительному искусству по теме "Чудо дерево" 5 класс
Урок дает возможность расширить знания обучающихся о символическом значении дерева в изобразительном искусстве, научить выполнять ребят декоративную плакетку в рельефной технике, воспитывать худ...
Календарно-тематическое планирование и разработки уроков по изобразительному искусству для классов интегрированного обучения (7 класс)
У детей с ограниченными возможностями здоровья, как правило, плохая память, слабая мыслительная деятельность (относительно развито репродуктивное мышление), внимание рассеяно, не развита зрит...
"Виды искусств. Виды изобразительных искусств. Жанры в изобразительном искусстве". Разработка урока по изобразительному искусству в рамках ФГОС.
Урок по изобразительному искусству. ФГОС. 6 класс по программе Б.М.Неменского.Тема урока: Виды искусств. Виды изобразительных искусств. Жанры в изобразительном искусстве.Тип урока: Комбини...