Разработка урока по изобразительному искусству на тему "Портрет японки в национальном костюме" для 4 класса .
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо) по теме

Волкова Надежда Михайловна

Разработка урока по изобразительному искусству на тему "Портрет японки в национальном костюме" для 4 класса по программе Б.М. Неменского. Урок составлен в соответствии с ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок изобразительного искусства

в  4 классе на тему

«Изображение японок в национальной одежде» 

по программе Б.М. Неменского

Урок разработан в соответствии с ФГОС

 учителем высшей квалификационной категории

МОУ «Гимназия №5

 Волковой Надеждой Михайловной.

.

Саратов   2014 год

Тема урока: «Изображение японок в национальной одежде»

Дидактическая цель урока: 

 Помочь детям осознать, что каждый народ земли прекрасен и познакомить  с особенностями японской художественной  культуры, техникой  ксилография.

Задачи урока.  

Личностные:

-Создание условий для раскрытия интеллектуальных и духовных возможностей обучающихся.

- Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.

Метапредметные:

-Развивать навыки самостоятельной художественно-творческой деятельности.

-Совершенствовать умения обучающихся анализировать, сравнивать, обобщать информацию, контролировать и оценивать результаты своей деятельности.

- Находить варианты решения различных художественно-творческих задач.

- Формирование коммуникативных компетенций – освоение диалоговой формы общения.

-Формирование регулятивных компетенций  –  умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствие с поставленной задачей.

Предметные:

Сравнивать образы японских и русских женщин.

Осознавать  нерасторжимую связь декоративных и изобразительных элементов при написании портрета японкой женщины..

-Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям японского художника К. Утомара.

Осваивать приемы выполнения портрета гуашью.

Создавать определенный характер в процессе практической творческой работы над портретом.

Характеристика видов деятельности учащихся:

В ходе урока обучающиеся получат возможность:

-Рассуждать,  что образы японских и русских женщин прекрасны.

-Приобретать представления, что японские художники и поэты во все времена  воспевали красоту женщины и любовь к ней.

-Овладевать навыками работы гуашью.

-Импровизировать по мотивам  каллиграфии и ксилографии.

Тип  урока. Урок открытия новых знаний.

Образовательные ресурсы: 

-компьютер, мультимедийная  приставка, экран, презентация к уроку «Портрет японки», музыкальный центр;

- таблицы с изображением  японских женщин,  японские веера;

-К.Утомаро «Красавица Осомэ», И.Аргунов «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме»;

- детские работы на тему;

- кисти, гуашь, палитры, карандаш, альбом для рисования, вода;

- стихи  Хитомаро и других японских поэтов.

-учебник для 4 класса стр. 82-83.

Практическая работа: Изобразить образ японской женщины с определенным характером.

Ход урока.

Эпиграф к уроку.

«Словно среди осенних гор алый клён –

                          Сверкала так красотой она!

                       Словно стебель бамбука –

                    Так стройна она была».

Хитомаро. 7 век.

1.Организационный этап   (1мин.)

Проверка готовности учащихся к уроку:

- наличие инструментов и материалов: альбомы, карандаш, ластик,  вода, гуашь, 2 кисти.

2. Этап мотивации и актуализации знаний.

    Мы продолжаем с вами изучать тему 3 четверти « Каждый народ – художник».

 Древнейший поэт Японии Хитомаро  ещё в 7 веке написал стихи:

«Словно среди осенних гор алый клён –

                          Сверкала так красотой она!

                       Словно стебель бамбука –

                    Так стройна она была».

Посмотрите на эпиграф и зрительный ряд.

- Кто догадался, о чем пойдет речь?  (Слайд №2)

3. Постановка учебной задачи. (3мин.)

 - Как вы думаете, что вам предстоит узнать  о японских женщинах?

Сообщение темы и цели урока.

   Главной хозяйкой дома, конечно женщина, она же и главное его украшение в доме. Японские поэты и художники во все времена воспевали красоту женщины и любовь к ней.. И сегодня мы поговорим с вами окрасите и характере японских женщин, особенностях  японской живописи и графики. Тема нашего урока так и называется «Изображение японок в национальной одежде».

(Слайд №1).

4.Открытие обучающимися нового знания. (16 мин.)

- Назовите главную особенность японского искусства.

-Рассматриваются репродукции и таблицы, выставленные для обозрения на выставочном столике и доски.  (Слайд №3)  

- А как называется национальная одежда японцев?

- Рассмотрим два женских  портрета. Сравните их.(Слайд №4)

- Характер;

-Национальная одежда;

-Черты лица;

-Прическа;

-Особенности живописи.

-Китогава Утомаро  - японский художник  (1753-1806)

  (Слайд №5, № 4).

  Согласно  древней традицией лицо красавицы художник уподоблял цветку архидеи, её лоб – небу, глаза – луне, прическу Фудзи. Красавица Осомэ воспринимается, как музыка весеннего ручья. Прелестная Осомэ держит в руках письмо. Её лицо кажется задумчивым и чуть печальным. Она являет собой идеал японской женщины, воспитанной в строгих правилах, деликатности поведения, сдержанности и такта. Портрет Осомэ выполнен в технике ксилография.

-Знакомство с техникой ксилография. 

Художник выполняет рисунок на прозрачной бумаге, затем резчик по дереву вырезал рисунок по контуру, затем печатник наносил краску кистью, основываясь на письменные указания художника, а затем уже печатали рисунок на бумаге.

- А кто из вас рассмотрел еще что-либо необычное в картинах японских художников?

    (буквы, иероглифы)

-Как называется национальная одежда японцев?  (Слайд №6)

- Что можно изобразить на кимоно?

     Надевая кимоно японка уподобляла себя цветку в гербарии. ОСОБЕННАЯ КРАСОТА КИМОНО В ЕГО РОСПИСИ. Женщины расписывали их сами для себя, берегли и передавали по наследству. В кимоно японки похожи на причудливые цветки, которые качает ветер. За узорами платьев, движением складок фигура кажется совсем беспомощной, а голова напоминает склонившийся от тяжести бутон на тонком стебле

- (Слайд №6).

-Кто придумает рассказ о японской девушке? 

- В школах Японии есть такой особый предмет – Искусство любования.

  Стих.

Всматриваться в привычное-

И видеть неожиданное;
всмотреться в простое –

И увидеть сложное;

Всмотреться в некрасивое –

 и увидеть красивое;

Всмотреться в малое –

 и видеть великое!

Рассмотрим   женские портреты.

4.Первичное закрепление материала.

- Обучение приемам рисования японской женщины. Поясной портрет.

 Учитель на доске с комментариями учеников демонстрирует приемы рисования японской женщины в кимоно.

Динамическая пауза.

5. Творческая практическая деятельность. (16 мин).

-(Слайд №7, №8). Изобразить японку в национальной одежде 

 а) Перед учениками право выбора:

 -поясной портрет;

-портрет в полный рост.

  в) Индивидуальная работа с учениками.

-Контроль правильности выполнения рисунка.

-Контроль организации рабочего места.

- Оказание помощи обучающимся, испытывающим затруднения.

Фоном звучит японская мелодия «Сакура»

6. Рефлексия деятельности.(3мин)

   А)  Выставка работ учащихся.

    Б) Рефлексия.

Закончите фразу:

 -Я знаю…

-Я понимаю….

-Для меня было открытием…

 -Мне понравилось…

В) Заключительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы еще раз убедились, что у каждого народа свои представления о красоте. Но в любой стране мира цениться внутренняя красота: нежность, забота, доброта, умение прощать

Сегодня вы попробовали создать женский образ в национальной одежде в традициях японского искусства,  и у вас это неплохо получилось.

Г) Выставление оценок.

Д)  Домашнее задание: Рассмотрите японские иероглифы и нарисуйте их на портрете японки, можно импровизировать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки уроков по изобразительному искусству " Осенний день" 5 класс

Материал может быть использован учителями  изобразительного искусства для проведения уроков в 5 классе....

Разработка урока по изобразительному искусству в 5 классе общеобразовательной школы на тему «Декоративно-прикладное искусство народов русского севера»

Народное искусство всегда понятно и всеми любимо. С давних времен людям нравилось украшать свое жилище коврами, расписными подносами и шкатулками, потому что народное изобразительное искусство н...

Разработка урока по изобразительному искусству по теме "Чудо дерево" 5 класс

Урок дает возможность расширить знания обучающихся о символическом значении дерева в изобразительном искусстве,  научить выполнять ребят декоративную плакетку в рельефной технике, воспитывать худ...

Календарно-тематическое планирование и разработки уроков по изобразительному искусству для классов интегрированного обучения (7 класс)

У детей с ограниченными возможностями здоровья, как правило, плохая память, слабая мыслительная деятельность (относительно развито репродуктивное мышление), внимание рассеяно, не развита зрит...

"Виды искусств. Виды изобразительных искусств. Жанры в изобразительном искусстве". Разработка урока по изобразительному искусству в рамках ФГОС.

Урок по изобразительному искусству. ФГОС.  6 класс по программе Б.М.Неменского.Тема урока: Виды искусств. Виды изобразительных искусств. Жанры в изобразительном искусстве.Тип урока:  Комбини...

"Народный праздничный костюм." Методическая разработка урока по изобразительному искусству в формате ФГОС ( 5 класс) с технологической картой урока и презентацией к уроку.

Методическая разработка урока по изобразительному искусству в формате ФГОС для 5 класса "Народный праздничный костюм".1. Технологическая карта урока (с УУД)2. Презентация к уроку...

Разработка урока по изобразительному искусству. Тема: "Русская народная вышивка" 5 класс.

Представлена разработка урока по изобразительному искусству в 5 классе по теме: "Русская народная вышивка".  (По программе Б.М.Неменского)....