Разработка урока по изобразительному искусству на тему "Портрет японки в национальном костюме" для 4 класса .
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо) по теме
Разработка урока по изобразительному искусству на тему "Портрет японки в национальном костюме" для 4 класса по программе Б.М. Неменского. Урок составлен в соответствии с ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Портрет японки", разработка урока. | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок изобразительного искусства
в 4 классе на тему
«Изображение японок в национальной одежде»
по программе Б.М. Неменского
Урок разработан в соответствии с ФГОС
учителем высшей квалификационной категории
МОУ «Гимназия №5
Волковой Надеждой Михайловной.
.
Саратов 2014 год
Тема урока: «Изображение японок в национальной одежде»
Дидактическая цель урока:
Помочь детям осознать, что каждый народ земли прекрасен и познакомить с особенностями японской художественной культуры, техникой ксилография.
Задачи урока.
Личностные:
-Создание условий для раскрытия интеллектуальных и духовных возможностей обучающихся.
- Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.
Метапредметные:
-Развивать навыки самостоятельной художественно-творческой деятельности.
-Совершенствовать умения обучающихся анализировать, сравнивать, обобщать информацию, контролировать и оценивать результаты своей деятельности.
- Находить варианты решения различных художественно-творческих задач.
- Формирование коммуникативных компетенций – освоение диалоговой формы общения.
-Формирование регулятивных компетенций – умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствие с поставленной задачей.
Предметные:
Сравнивать образы японских и русских женщин.
Осознавать нерасторжимую связь декоративных и изобразительных элементов при написании портрета японкой женщины..
-Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям японского художника К. Утомара.
Осваивать приемы выполнения портрета гуашью.
Создавать определенный характер в процессе практической творческой работы над портретом.
Характеристика видов деятельности учащихся:
В ходе урока обучающиеся получат возможность:
-Рассуждать, что образы японских и русских женщин прекрасны.
-Приобретать представления, что японские художники и поэты во все времена воспевали красоту женщины и любовь к ней.
-Овладевать навыками работы гуашью.
-Импровизировать по мотивам каллиграфии и ксилографии.
Тип урока. Урок открытия новых знаний.
Образовательные ресурсы:
-компьютер, мультимедийная приставка, экран, презентация к уроку «Портрет японки», музыкальный центр;
- таблицы с изображением японских женщин, японские веера;
-К.Утомаро «Красавица Осомэ», И.Аргунов «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме»;
- детские работы на тему;
- кисти, гуашь, палитры, карандаш, альбом для рисования, вода;
- стихи Хитомаро и других японских поэтов.
-учебник для 4 класса стр. 82-83.
Практическая работа: Изобразить образ японской женщины с определенным характером.
Ход урока.
Эпиграф к уроку.
«Словно среди осенних гор алый клён –
Сверкала так красотой она!
Словно стебель бамбука –
Так стройна она была».
Хитомаро. 7 век.
1.Организационный этап (1мин.)
Проверка готовности учащихся к уроку:
- наличие инструментов и материалов: альбомы, карандаш, ластик, вода, гуашь, 2 кисти.
2. Этап мотивации и актуализации знаний.
Мы продолжаем с вами изучать тему 3 четверти « Каждый народ – художник».
Древнейший поэт Японии Хитомаро ещё в 7 веке написал стихи:
«Словно среди осенних гор алый клён –
Сверкала так красотой она!
Словно стебель бамбука –
Так стройна она была».
Посмотрите на эпиграф и зрительный ряд.
- Кто догадался, о чем пойдет речь? (Слайд №2)
3. Постановка учебной задачи. (3мин.)
- Как вы думаете, что вам предстоит узнать о японских женщинах?
Сообщение темы и цели урока.
Главной хозяйкой дома, конечно женщина, она же и главное его украшение в доме. Японские поэты и художники во все времена воспевали красоту женщины и любовь к ней.. И сегодня мы поговорим с вами окрасите и характере японских женщин, особенностях японской живописи и графики. Тема нашего урока так и называется «Изображение японок в национальной одежде».
(Слайд №1).
4.Открытие обучающимися нового знания. (16 мин.)
- Назовите главную особенность японского искусства.
-Рассматриваются репродукции и таблицы, выставленные для обозрения на выставочном столике и доски. (Слайд №3)
- А как называется национальная одежда японцев?
- Рассмотрим два женских портрета. Сравните их.(Слайд №4)
- Характер;
-Национальная одежда;
-Черты лица;
-Прическа;
-Особенности живописи.
-Китогава Утомаро - японский художник (1753-1806)
(Слайд №5, № 4).
Согласно древней традицией лицо красавицы художник уподоблял цветку архидеи, её лоб – небу, глаза – луне, прическу Фудзи. Красавица Осомэ воспринимается, как музыка весеннего ручья. Прелестная Осомэ держит в руках письмо. Её лицо кажется задумчивым и чуть печальным. Она являет собой идеал японской женщины, воспитанной в строгих правилах, деликатности поведения, сдержанности и такта. Портрет Осомэ выполнен в технике ксилография.
-Знакомство с техникой ксилография.
Художник выполняет рисунок на прозрачной бумаге, затем резчик по дереву вырезал рисунок по контуру, затем печатник наносил краску кистью, основываясь на письменные указания художника, а затем уже печатали рисунок на бумаге.
- А кто из вас рассмотрел еще что-либо необычное в картинах японских художников?
(буквы, иероглифы)
-Как называется национальная одежда японцев? (Слайд №6)
- Что можно изобразить на кимоно?
Надевая кимоно японка уподобляла себя цветку в гербарии. ОСОБЕННАЯ КРАСОТА КИМОНО В ЕГО РОСПИСИ. Женщины расписывали их сами для себя, берегли и передавали по наследству. В кимоно японки похожи на причудливые цветки, которые качает ветер. За узорами платьев, движением складок фигура кажется совсем беспомощной, а голова напоминает склонившийся от тяжести бутон на тонком стебле
- (Слайд №6).
-Кто придумает рассказ о японской девушке?
- В школах Японии есть такой особый предмет – Искусство любования.
Стих.
Всматриваться в привычное-
И видеть неожиданное;
всмотреться в простое –
И увидеть сложное;
Всмотреться в некрасивое –
и увидеть красивое;
Всмотреться в малое –
и видеть великое!
Рассмотрим женские портреты.
4.Первичное закрепление материала.
- Обучение приемам рисования японской женщины. Поясной портрет.
Учитель на доске с комментариями учеников демонстрирует приемы рисования японской женщины в кимоно.
Динамическая пауза.
5. Творческая практическая деятельность. (16 мин).
-(Слайд №7, №8). Изобразить японку в национальной одежде
а) Перед учениками право выбора:
-поясной портрет;
-портрет в полный рост.
в) Индивидуальная работа с учениками.
-Контроль правильности выполнения рисунка.
-Контроль организации рабочего места.
- Оказание помощи обучающимся, испытывающим затруднения.
Фоном звучит японская мелодия «Сакура»
6. Рефлексия деятельности.(3мин)
А) Выставка работ учащихся.
Б) Рефлексия.
Закончите фразу:
-Я знаю…
-Я понимаю….
-Для меня было открытием…
-Мне понравилось…
В) Заключительное слово учителя.
Сегодня на уроке мы еще раз убедились, что у каждого народа свои представления о красоте. Но в любой стране мира цениться внутренняя красота: нежность, забота, доброта, умение прощать
Сегодня вы попробовали создать женский образ в национальной одежде в традициях японского искусства, и у вас это неплохо получилось.
Г) Выставление оценок.
Д) Домашнее задание: Рассмотрите японские иероглифы и нарисуйте их на портрете японки, можно импровизировать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические разработки уроков по изобразительному искусству " Осенний день" 5 класс
Материал может быть использован учителями изобразительного искусства для проведения уроков в 5 классе....
Разработка урока по изобразительному искусству в 5 классе общеобразовательной школы на тему «Декоративно-прикладное искусство народов русского севера»
Народное искусство всегда понятно и всеми любимо. С давних времен людям нравилось украшать свое жилище коврами, расписными подносами и шкатулками, потому что народное изобразительное искусство н...
Разработка урока по изобразительному искусству по теме "Чудо дерево" 5 класс
Урок дает возможность расширить знания обучающихся о символическом значении дерева в изобразительном искусстве, научить выполнять ребят декоративную плакетку в рельефной технике, воспитывать худ...
Календарно-тематическое планирование и разработки уроков по изобразительному искусству для классов интегрированного обучения (7 класс)
У детей с ограниченными возможностями здоровья, как правило, плохая память, слабая мыслительная деятельность (относительно развито репродуктивное мышление), внимание рассеяно, не развита зрит...
"Виды искусств. Виды изобразительных искусств. Жанры в изобразительном искусстве". Разработка урока по изобразительному искусству в рамках ФГОС.
Урок по изобразительному искусству. ФГОС. 6 класс по программе Б.М.Неменского.Тема урока: Виды искусств. Виды изобразительных искусств. Жанры в изобразительном искусстве.Тип урока: Комбини...
"Народный праздничный костюм." Методическая разработка урока по изобразительному искусству в формате ФГОС ( 5 класс) с технологической картой урока и презентацией к уроку.
Методическая разработка урока по изобразительному искусству в формате ФГОС для 5 класса "Народный праздничный костюм".1. Технологическая карта урока (с УУД)2. Презентация к уроку...
Разработка урока по изобразительному искусству. Тема: "Русская народная вышивка" 5 класс.
Представлена разработка урока по изобразительному искусству в 5 классе по теме: "Русская народная вышивка". (По программе Б.М.Неменского)....