Разработка урока по изобразительному искусству по теме "Чудо дерево" 5 класс
план-конспект урока (изобразительное искусство, 5 класс) на тему

Урок дает возможность расширить знания обучающихся о символическом значении дерева в изобразительном искусстве,  научить выполнять ребят декоративную плакетку в рельефной технике, воспитывать художественный вкус, развивать творческую фантазию, формировать потребность обучающихся в самовыражении через исторический  и художественный опыт мифотворчества и искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_po_izobrazitelnomu_iskusstvu.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по изобразительному искусству

учителя изобразительного искусства МОУ Худоеланской СОШ Администрации «Нижнеудинского района» Иркутской области

Программа:  Т.Я. Шпикаловой, 1 учебная четверть. Урок №8.

Класс: 5

Тема урока:    Чудо – дерево. Образ «мирового дерева» в разных видах искусства

Цели и задачи урока: Расширить знания обучающихся о символическом значении дерева в изобразительном искусстве,  научить выполнять ребят декоративную плакетку в рельефной технике, воспитывать художественный вкус, развивать творческую фантазию, формировать потребность обучающихся в самовыражении через исторический  и художественный опыт мифотворчества и искусства.

Оборудование: компьютер, проектор, работы учащихся, фотографии

Вид творческой работы: рельефная декоративная плакетка «Дерево»

Материалы изображения: цветной пластилин, лист картона или фанеры

План урока:

  1. Орг.момент – 1 мин
  2. Работа по теме (беседа) – 15мин
  3.  Практическая часть урока – 20 мин
  4. Итог урока – 4 мин

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Беседа:

Образ-символ «древо » в культуре разных народов остается одним из самых распространенных в искусстве. Издавна произведения устного народного творчества прославляли животворящее дерево. Чаще всего мотив искусства «древо жизни – мировое дерево» встречается в различных изделиях народных мастеров — вышивке, кружеве, росписи и резьбе по дереву и камню.

Показ слайд – презентации.

1-й слайд. Обратите внимание на изысканный драгоценный  белокаменный резной убор Дмитриевского собора, который органически слит с его изумительной по красоте архитектурой. Он подобен лежащей на стенах драгоценной и тяжелой, затканной выпуклыми изображениями ткани, отороченной по краям пышной узорчатой «бахромой» колончатого пояса. Белокаменные резные изображения, покрывающие стены, портал, аркатурно-колончатый пояс, сплелись в картину удивительной красоты. Многочисленные рельефы святых окружены орнаментом, включающим растительные мотивы, разнообразных зверей и птиц.

2-3 слайд.  В сложной системе средневековых образов все имело свой символический смысл. Пластическое убранство Дмитриевского собора во Владимире и Рождественского собора в Суздале языком иносказаний говорило об идеальных человеческих качествах, о самом главном — о смысле жизни.

С древних времен образ дерева олицетворял мирное произрастание всего живого на Земле.

         4 - 5. – слайд. Замечательный исследователь народного творчества В. А.  Василенко отмечал:  «Олицетворяя мироздание, произрастание всего живого на Земле, этот образ раскрывает самую суть народного искусства. Суть эта - никогда не прекращающееся развитие». Действительно, Мировое дерево – прежде всего является центром мира. По вертикали Древо связывает три основные пространственные зоны: небо (ветви), землю (ствол) и подземный мир (корни). По этим зонам распределяется весь животный мир: наверху – птицы, в середине – копытные животные, внизу – хищники, ночные животные, земноводные, черви. Древо что лестница – по его  ветвям можно достигнуть неба, через корни в подземный мир

6 слайд. Для современных художников и народных мастеров традиционные образы народного искусства стали прежде всего поэтическими мотивами, сказочными темами, которые они часто сочетают в своих работах с современной символикой, с темами современности.

Разнообразие художественных материалов и технических приемов при изображении образа-символа «Древа»,  свидетельствует об огромном значении в творчестве многих мастеров ведущего символического мотива всех народов мира.

К этому уроку ребята готовили небольшой материал  о символическом значении «Мирового дерева».  Выступление  учащихся.

На уроке мы выполним  рельефную декоративную  плакетку «Дерево», используя первообраз Мирового Дерева. Одной из разновидностей рельефа является так называемое плакатное искусство. Плакетка - это дощечка пластинка прямоугольной или близкой к прямоугольной форме из металла, керамики или других материалов с рельефным изображением. Обычно плакетки размещаются в залах для украшения интерьеров. Рельеф на плакетке может быть выполнен в технике барельефа (изображение возвышается над плоскостью фона менее чем на половину реального объема) и горельефа (изображение возвышается — более чем наполовину).

Создавая свой образ дерева, постарайся преодолеть буквальное понимание сюжета. Художественный образ на твоей плакетке может быть представлен в виде как дерева, так и куста, ветки с плодами (рябины, винограда, желудей, орехов и т. д.).

3. Практическая часть:

—  За основу плакетки возьми лист картона или фанеры. Его следует покрыть тонким слоем пластилина, а затем нанести на эту поверхность рисунок.

—  Отметь, что рельефное изображение можно выполнять разными способами: маленькими кусочками постепенно наращивать выпуклые формы или сразу готовые вылепленные формы налеплять в нужные места рисунка.

  1. Итог урока: 

В чем смысл мироздания  на основе первообраза  «Мирового дерева»?

О чем, по-твоему, свидетельствует разнообразие произведений, техник, сюжетов, связанных с изображением мотива «мирового дерева»?

Есть ли среди резных каменных рельефов те изображения, которые исполнены в высоком рельефе или в плоском с обилием деталей орнаментального характера? Назови их.

Выставка работ учащихся. Составление фриза из декоративных плиток. Выставление оценок.

  1.  Д\З: подобрать открытки, вырезки из журналов, газет с изображением деревьев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки уроков по изобразительному искусству " Осенний день" 5 класс

Материал может быть использован учителями  изобразительного искусства для проведения уроков в 5 классе....

Разработка урока по изобразительному искусству в 5 классе общеобразовательной школы на тему «Декоративно-прикладное искусство народов русского севера»

Народное искусство всегда понятно и всеми любимо. С давних времен людям нравилось украшать свое жилище коврами, расписными подносами и шкатулками, потому что народное изобразительное искусство н...

Разработка урока по изобразительному искусству на тему "Портрет японки в национальном костюме" для 4 класса .

Разработка урока по изобразительному искусству на тему "Портрет японки в национальном костюме" для 4 класса по программе Б.М. Неменского. Урок составлен в соответствии с ФГОС....

Календарно-тематическое планирование и разработки уроков по изобразительному искусству для классов интегрированного обучения (7 класс)

У детей с ограниченными возможностями здоровья, как правило, плохая память, слабая мыслительная деятельность (относительно развито репродуктивное мышление), внимание рассеяно, не развита зрит...

"Виды искусств. Виды изобразительных искусств. Жанры в изобразительном искусстве". Разработка урока по изобразительному искусству в рамках ФГОС.

Урок по изобразительному искусству. ФГОС.  6 класс по программе Б.М.Неменского.Тема урока: Виды искусств. Виды изобразительных искусств. Жанры в изобразительном искусстве.Тип урока:  Комбини...

"Народный праздничный костюм." Методическая разработка урока по изобразительному искусству в формате ФГОС ( 5 класс) с технологической картой урока и презентацией к уроку.

Методическая разработка урока по изобразительному искусству в формате ФГОС для 5 класса "Народный праздничный костюм".1. Технологическая карта урока (с УУД)2. Презентация к уроку...