Программа по внеурочной деятельности для 5-х классов "Юный художник"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Кашина Евгения Борисовна

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юный художник» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта 2009г., учебного плана ОУ, Примерной программы начальног общего образования 2008г. с учетом авторской  программы «Народное декоративное икусство в проектной деятельности младших школьников»  по УМК «Планета знаний» В.Е. Похаленко.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юный художник» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта 2009г., учебного плана ОУ, Примерной программы начального общего образования 2008г. с учетом авторской  программы «Народное декоративное икусство в проектной деятельности младших школьников»  по УМК «Планета знаний» В.Е. Похаленко. Программы общеобразовательных учреждений: Начальная школа: 1-4 классы.Учебно-методический комплект «планета знаний»6 программа внеурочной деятельности в начальной школе. – м.: Астрель;Владимир: ВКТ, 2012 – 190 с. – (Планета знаний), а также в соответствии с образовательной программой начального общего образования МБОУ СОШ№7, с «Положением о порядке разработки, утверждения и структуре рабочих программ учебных предметов в МБОУ СОШ №7 города Ноябрьск, реализующей программы общего образования»  и следующими нормативными  правовыми документами:

  1. Закон РФ «Об образовании»  от 10 июля 1992 г. N 3266-1  Последнее обновление: 27.12.2009г.
  2. Федеральный компонент государственного стандарта. Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего  образования».
  1. Примерная образовательная программа начального (среднего) общего образования.
  2.  «Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год».

Актуальность программы «Юный художник» обусловлена тем, что происходит последовательность, единство и взаимосвязь теоретических и практических заданий. Основной способ получения знаний — деятельностный подход. Программа рассчитана на приобщение детей к истокам культуры своего народа. Младшим школьникам дается представление о тесном взаимодействии изобразительного искусства с жизнью, окружающей действительностью. Программа поможет ребенку привить художественный вкус, развивать воображение, познакомит с произведениями художественных промыслов России, мастерами народного творчества.

 Место и роль учебного предмета в учебном плане.

В соответствии с учебным планом ОУ программа рассчитана на 34 ч. в год (1 час в неделю).

Количество часов в I четверти – 8

Количество часов во II четверти – 7

Количество часов в III четверти – 9

Количество часов в IV четверти – 8

Основные цели курса.

- формирование ценностного отношения к труду, культуре и народным художественным традициям своего народа:

- приобщение детей к народному творчеству и, тем самым возрождение народных эстетических традиций средствами проектных технологий:

- воспитание чувства национального достоинства, патриотизма, толерантности младших школьников.

- воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания.

 -развитие умения воспринимать и анализировать содержание различных произведений искусства.

- развитие воображения и зрительной памяти.

- освоение элементарной художественной грамотности и основных приёмов изобразительной деятельности.

- воспитание в детях умения согласованно и продуктивно работать в группах.

- развитие и практическое применение полученных знаний и умений (ключевых компетенций) в проектной деятельности.

        Основные задачи курса.

В соответствии с поставленными целями в курсе решаются следующие задачи:

- обучение основам художественной грамотности:

- формирование практических навыков и художественной деятельности – декоративно-прикладном искусстве:

- расширение художественно-эстетического кругозора ;

- воспитание зрительской культуры, умения увидеть художественное и эстетическое своеобразие произведений искусства и грамотно рассказать об этом на языке изобразительного искусства ;

- приобщение к достижениям мировой художественной культуры (темы, относящиеся к истории искусства);

- освоение изобразительных приёмов с использованием различных материалов и инструментов, в том числе экспериментирование и работа в смешанной технике;

- создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики ;

- освоение простейших технологий дизайна и оформительского искусства ;

Общая характеристика учебного предмета

Планируемые результаты обучения  :

      Личностные        результаты       освоения     программы  по изобразительному искусству:  

  • формирование       понятия     и   представления       о   национальной  культуре,    о  вкладе    русского   народа    в  культурное     и   художественное  наследие мира;  
  • формирование интереса и уважительного отношения к культурам  разных народов ;
  • развитие     творческого       потенциала       ребенка,     активизация  воображения и фантазии;  
  • развитие     этических      чувств     и    эстетических      потребностей,  эмоционально-чувственного  восприятия  окружающего  мира  природы  и  произведений   искусства;        пробуждение   и   обогащение   чувств   ребенка,  сенсорных способностей детей;  
  • воспитание      интереса      детей    к   самостоятельной        творческой  деятельности,  развитие   навыков   сотрудничества  в  художественной деятельности.  

         

       Метапредметные  результаты    освоения  программы по изобразительному искусству:  

  • освоение    способов     решения      проблем     поискового      характера;  развитие   творческого  потенциала  личности,  способности  оригинально  мыслить  и  самостоятельно  решать  творческие задачи;  
  • развитие      визуально-образного  мышления,  способности  откликаться   на   происходящее    в   мире,  в   ближайшем  окружении.
  • развитие  сознательного  подхода  к  восприятию  эстетического  в  действительности   и   искусстве,  а   также   к   собственной   творческой  деятельности;  
  • формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать  и  переносить  информацию  с  одного  вида  художественной  деятельности  на   другой     (с   одного    искусства     на   другое);    формировать  умение  накапливать   знания   и   развивать   представления   об   искусстве   и   его истории; воспитание умения и готовности слушать собеседника.    
  • развитие интереса к искусству разных стран и народов;  
  • понимание  связи  народного  искусства  с  окружающей  природой,  климатом,  ландшафтом,   традициями   и  особенностями  региона.
  • освоение  выразительных  особенностей  языка  разных  искусств;  развитие интереса к различным видам искусства;  
  • воспитание нравственных  и  эстетических   чувств;  любви  к  родной  природе, своему народу, к многонациональной культуре;  

       

        Предметные         результаты   освоения   программы  должны отражать:  

  • формирование  устойчивого интереса  к  изобразительному  творчеству;  способность  воспринимать,  понимать,  переживать  и  ценить  произведения изобразительного и других видов искусства;  
  • индивидуальное   чувство  формы  и  цвета   в  изобразительном  искусстве,   сознательное   использование   цвета   и   формы   в   творческих  работах;  
  • развитость  коммуникативного   и   художественно-образного  мышления детей ;
  • проявление  эмоциональной  отзывчивости,  развитие  фантазии  и  воображения детей;  
  • использование  в  собственных творческих   работах  цветовых  фантазий, форм, объемов, ритмов, композиционных решений и образов;  
  • умение воспринимать изобразительное искусство и выражать свое  отношение    к  художественному   произведению;  
  • нравственные,  эстетические,  этические,  общечеловеческие культурологические,  духовные   аспекты   воспитания  на занятиях  изобразительного искусства.  

Коммуникативные УУД

Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

  • донести свою позицию до собеседника;
  • оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

Учиться согласованно работать в группе:

  • учиться планировать работу в группе;
  • учиться распределять работу между участниками проекта;
  • понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
  • уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Готовая работа обсуждается (вспоминаем первоначальный замысел проекта и решаем, удалось ли его реализовать).

                                                             

 Результатом практической деятельности по программе «Юный художник» можно считать  следующее:  создание каждым ребёнком своего оригинального продукта,  его способность трудиться, упорно добиваться достижения нужного результата. Дети, в процессе усвоения программных требований, получают допрофессиональную подготовку, наиболее одарённые – рекомендации к  обучению  в  специальных  учебных заведениях.

          Формой контроля   на занятиях является периодическая организация выставок, что дает возможность детям заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха.

Кроме того, необходимо постоянно выделять время на обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности. Обсуждение работ активизирует внимание учащихся, формирует опыт творческого общения.

Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через постоянное повторение важнейших понятий, законов и правил. На этапе актуализации знаний перед началом изучения нового материала мы предлагаем учителю проводить блицопрос важнейших понятий курса и их взаимосвязей, которые необходимо вспомнить для правильного понимания новой темы.

Овладевать языком изобразительного искусства:

-понимать, в чём состоит работа художника и какие качества нужно в себе развивать, чтобы научиться рисовать;

-понимать и уметь объяснять, что такое форма, размер, характер, детали, линия, замкнутая линия, геометрические фигуры, симметрия, ось симметрии, геометрический орнамент, вертикаль, горизонталь, фон, композиция, контраст, сюжет, зарисовки, наброски;

-знать и уметь называть основные цвета спектра, понимать и уметь объяснять, что такое дополнительные и родственные, тёплые и холодные цвета;

- что такое орнамент, геометрический орнамент;

-учиться описывать живописные произведения с использованием уже изученных понятий.

-эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства:

-учиться чувствовать образный характер различных видов линий;

-учиться воспринимать эмоциональное звучание цвета и уметь рассказывать о том, как это свойство цвета используется разными художниками.

-различать и знать, в чём особенности различных видов изобразительной деятельности Владение простейшими навыками:

-рисунка;

-аппликации;

-построения геометрического орнамента;

техники работы акварельными и гуашевыми красками.

Иметь понятие о некоторых видах изобразительного искусства:

-живопись (натюрморт, пейзаж, картины о жизни людей);

-графика (иллюстрация);

-народные промыслы (филимоновские и дымковские игрушки, изделия мастеров Хохломы и Гжели).

Иметь понятие об изобразительных средствах живописи и графики:

-композиция, рисунок, цвет для живописи;

-композиция, рисунок, линия, пятно, точка, штрих для графики.

Формы реализации программы:

- фронтальная;

- парная;

- групповая;

- индивидуальная.

Методы реализации программы:

- практический;

- объяснительно – иллюстративный;

- частично – поисковый;

- исследовательский;

- наблюдение;

- проблемно – поисковый;

- информативный.

Способы и средства:

- модели и таблицы;

- технические средства;

- рисунки;

- дидактические материалы;

-технологии: информационные (ИКТ), тестовые, здоровьесбережение,  деятельностный подход.

 

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по внеурочной деятельности (ФГОС) "Гляжу на Родину глазами художника"

Программа «Смотрю на Родину глазами художника» разработана для обучающихся 1 класса и составлена на основе примерных программ по внеурочной деятельности ФГОС.  В Программе представлена...

Программа внеурочной деятельности художественно-эстетической направленности "Юный художник" 5 класс (ФГОС)

Программа внеурочной деятельности по изобразительному искусству 5 класс (ФГОС)...

Рабочая программа по внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению «Смотрю на мир глазами художника» для 1-4 классов

Рабочая программа по внеурочной деятельности  по художественно-эстетическому  направлению «Смотрю на мир глазами художника»  для 1-4 классов...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный художник"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный художник"...

Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности "Смотрю на мир глазами художника" (декоративно-прикладное и художественное направление) на 2018-2019 учебный год

Рабочая  образовательная программа внеурочной деятельности (ФГОС)  «Смотрю на мир глазами художника» (художественное направления)  на учебный год   носит инновацио...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «МАСТЕРСКАЯ ЮНОГО ХУДОЖНИКА» Направления развития личности школьника: общекультурное 2-4 класс

Цель программы: Формирование  у учащихся основ целостного и эстетического мировоззрения; развитие творческих способностей, самостоятельности посредством различных видов декоративно-прикладного тв...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Юный художник» 5-7 классы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Курс внеурочной деятельности «Юный художник»...