Рабочая программа по внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению «Смотрю на мир глазами художника» для 1-4 классов
рабочая программа на тему
Рабочая программа по внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению «Смотрю на мир глазами художника» для 1-4 классов
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Ракитянская средняя общеобразовательная школа № 1»
Ракитянского района Белгородской области
«Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ «Ракитянская СОШ №1» ____________Псарева Е.С. «__»____________2014г. | «Рассмотрено» на педагогическом совете протокол №__ от «__»______2014г. «Утверждено» Директор МОУ «Ракитянская СОШ №1» _____________ Холодова Р.А. Приказ № ___ от «__» ____2014 г. |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по художественно - эстетическому направлению
«Смотрю на мир глазами художника»
Возраст обучающихся: 7-11 лет
Срок реализации программы: 4 года
Автор - составитель:
Масаловаа Евгения Николаевна -
учитель изобразительного искусства
Ракитное 2014
Программа: внеурочной деятельности: «Смотрю на мир глазами художника», модифицированная, художественно-эстетического направления, срок реализации – 4 года, обучающиеся 7-11 лет.
Автор программы:
Масалова Евгения Николаевна, учитель изобразительного искусства
ФИО педагога, разработавший данную образовательную программу
Рабочая программа рассмотрена на заседании педагогического совета
от «__» _______ 2014 г., протокол № ____
Председатель _________ _________
подпись Ф.И.О
I. Пояснительная записка.
Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению «Смотрю на мир глазами художника» для 1-4 классов разработана на основании:
- Федерального государственного образовательного стандарта (2009г.);
- Авторской программы Е.И. Коротеевой художественно-эстетического направления «Смотрю на мир глазами художника», изданной в сборнике «Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». Под редакцией В.А. Горского. – 4е изд. - Москва, «Просвещение», 2014 г., - 111 с.- (Стандарты второго поколения)
Цель программы состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области изобразительного искусства и творческой деятельности, всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора.
Задачи программы:
Обучающие задачи:
- развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в изобразительном искусстве и творческой деятельности.
- научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;
- научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства.
- освоение детьми основных правил изображения;
- овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности;
- развитие стремления к общению с искусством.
Воспитательные задачи:
- формирование эстетического отношения к красоте окружающего
- развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности;
- формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности.
Творческие задачи:
- умение осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи;
- развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.
Согласно образовательной программе начального общего образования и календарному графику школы, рабочая программа курса по внеурочной деятельности для 1-4 классов предусматривает обучение в объеме 1 часа в неделю, 34 часа в год. В связи с тем, что учебный год в 1 классе составляет 33 рабочие недели, в 1 классе сокращено количество учебных часов с 34 до 33 часа в год (были сокращены часы на изучение радела «Работа с природными материалами» с 3 часов до 2 часов). Во 2 - 4 классах количество учебных часов составляет 34 часа. Таким образом, рабочая программа 1-4 классов рассчитана на 135 часов.
Изменения в рабочей программе не превышают допустимых 20 %.
Программой предусмотрено проведение:
- в 1 клссе -33 практические работы;
- во 2 клссе -34 практические работы;
- в 3 клссе - 34 практические работы;
- в 3 клссе - 34 практические работы.
Основной формой работы являются учебные занятия. Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся.
Теоретические занятия:
- Беседа.
- Сообщения.
- Просмотр и обсуждение видеоматериала.
Практические занятия:
- Творческие конкурсы.
- Выставки декоративно-прикладного искусства.
- Коллективные творческие дела.
- Викторины.
- Практические работы.
Ведущие формы организации занятий по программе:
- Групповые (творческие мастерские).
- Индивидуальные (самостоятельная работа).
- Коллективные (занятия, экскурсии, игра).
На занятиях по программе используются методы:
- Словесные (рассказ, объяснение, беседа).
- Наглядные (иллюстрация, демонстрация, показ педагога, работа с журналами).
- Практические (упражнения, сюжетно-ролевые игры, практические работы).
- Репродуктивные (действия по образцу, предлагаемому педагогом).
- Метод стимулирования и мотивации (познавательные игры).
- Методы контроля и самоконтроля (устный контроль, методы самоконтроля).
Текущий контроль осуществляется с помощью практикума в форме практических работ и практических заданий, фронтального опроас, опроса в парах, выставок творческих (индивидуальных и коллективных) работ. Тематический контроль осуществляется по завершению изучения темы в форме викторины, беседы, отчетной выставки.
2. Общая характеристика курса внеурочной деятельности.
Общая характеристика внеурочной деятельности соответствует авторской программе Е.И. Коротеевой художественно-эстетического направления «Смотрю на мир глазами художника», изданной в сборнике «Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». Под редакцией В.А. Горского. – 4е изд. - Москва, «Просвещение», 2014 г., с - 22.
3. Описание места курса в плане внеурочной деятельности.
Всего на освоение программы по художественно-эстетическому направлению 1 – 4 классов «Смотрю на мир глазами художника» по внеурочной деятельностй выделяется 135 часа, то есть по 1 часу в неделю, в 1 классе - 33 учебных недели, во 2-4 классах - 34 учебных недели в год.
4. Описание ценностных ориентиров содержания курса внеурочной деятельности.
Программа «Смотрю на мир глазами художника» рассчитана на учащихся начальной школы, увлекающихся изобразительным искусством и художественно-творческой деятельностью. Актуальность изучаемой деятельности обусловлена возрастанием в условиях современного общества роли культуры и искусства как важнейших механизмов саморазвития и самопознания человека в его взаимодействии с окружающим миром, как средства накопления и усвоения этого познания, как способа порождения и отбора специфических ценностных установок и актуализации этих ценностей.
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:
- быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения
- быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Среди многообразия видов творческой деятельности изобразительное искусство и художественно-творческая деятельность занимают одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира.
Занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Важное направление в содержании программы «Смотрю на мир художника» уделяется духовно-нравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:
- патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
- конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.);
- ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);
- ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом и др.);
- ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).
Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа «Смотрю на мир глазами художника» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:
- интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
- формирование информационной грамотности современного школьника;
- развитие коммуникативной компетентности;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие обучащихся.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы курса внеурочной деятельности.
Освоение детьми программы внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению «Смотрю на мир глазами художника» рассчитано на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
- учебно – познавательный интерес к изобразительному искусству;
- толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций
- навык самостоятельной работы и работы в группе, при выполнении практических творческих работ;
- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
- самооценка на основе критерия успешности деятельности;
- трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Младшие школьники получат возможность для формирования:
- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
- эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.
Метапредметные рузультаты:
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
Младшие школьники получат возможность научиться:
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
- пользоваться средствами выразительности языка изобразительного искусства, декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования;
- моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами изобразительного творчества.
- осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
- отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;
Предметные результаты:
- уважать и ценить искусство и художествено-творческую деятельность человека;
- понимать образную сущность искусства;
- сочувствовать событиям и персонажам, воспроизведенным в произведениях пластических искусств, их чувствам и идеям; эмоционально-ценностному отношению к природе, человеку и обществу и его передачи средствами художественного языка.
- выражать свои чувства, мысли, идеи и мнения средствами художественного языка;
- воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства.
- создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве.
- создавать графическими и живописными средствами выразительные образы природы, человека, животного.
6. Содержание курса внеурочной деятельности.
Содержание курса соответствует авторской программе Е.И. Коротеевой художественно-эстетического направления «Смотрю на мир глазами художника», изданной в сборнике «Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». Под редакцией В.А. Горского. – 4е изд. - Москва, «Просвещение», 2014 г., с – 24-29.
7. Тематическое планирование.
№ п/п |
Разделы и темы | Количество часов | |
В авторской программе | В рабочей программе | ||
1 класс. | |||
1 | Живопись | 10 | 10 |
2 | Графика | 9 | 9 |
3 | Скульптура | 4 | 4 |
4 | Аппликация | 4 | 4 |
5 | Бумажная пластика | 3 | 3 |
6 | Работа с природными материалами | 3 | 2 |
7 | Организация и обсуждение выставки детских работ. | 1 | 1 |
Итого | 34 | 33 | |
2 класс. | |||
1 | Живопись | 11 | 11 |
2 | Графика | 10 | 10 |
3 | Скульптура | 3 | 3 |
4 | Аппликация | 4 | 4 |
5 | Бумажная пластика | 3 | 3 |
6 | Работа с природными материалами | 2 | 2 |
7 | Организация и обсуждение выставки детских работ. | 1 | 1 |
1 | Итого | 34 | 34 |
3 класс. | |||
1 | Живопись | 11 | 11 |
2 | Графика | 10 | 10 |
3 | Скульптура | 4 | 4 |
4 | Аппликация | 4 | 4 |
5 | Бумажная пластика | 2 | 2 |
6 | Работа с природными материалами | 2 | 2 |
7 | Организация и обсуждение выставки детских работ. | 1 | 1 |
Итого | 34 | 34 | |
4 класс. | |||
1 | Живопись | 12 | 12 |
2 | Графика | 11 | 11 |
3 | Скульптура | 4 | 4 |
4 | Аппликация | 4 | 4 |
5 | Бумажная пластика | 1 | 1 |
6 | Работа с природными материалами | 1 | 1 |
7 | Организация и обсуждение выставки детских работ. | 1 | 1 |
1 | Итого | 34 | 34 |
Всего за 1-4 классы. | |||
1 | Живопись | 44 | 44 |
2 | Графика | 40 | 40 |
3 | Скульптура | 15 | 15 |
4 | Аппликация | 16 | 16 |
5 | Бумажная пластика | 9 | 9 |
6 | Работа с природными материалами | 8 | 7 |
7 | Организация и обсуждение выставки детских работ. | 4 | 4 |
Итого | 136 | 135 |
Календарно-тематическое планирование является приложением к рабочей программе.
8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса:
- Коротеева Е. И. Азбука аппликации / Е. И. Коротеева - М., 2009.
- Коротеева Е. И. Весёлые друзья-фантики: аппликация из фантиков/ Е. И. Коротеева - М., 2009.
- Коротеева Е. И. Графика. Первые шаги / Е. И. Коротеева.-М., 2009.
- Коротеева Е. И. Живопись. Первые шаги / Е. И. Коротеева.-М., 2009.
- Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: учебно-наглядное пособие для учащихся 1-4 классов / Е. И. Коротеева.-М., 2003.
Материально-техническое оснащение учебного процесса:
- Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов
- Коллекция таблиц изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов
- Репродукции картин русских художников.
- Коллекция портретов художников.
- Муляжи для рисования
- Серии фотографий и иллюстраций природы.
- Фотографии и иллюстрации животных.
- Тела геометрические
- Предметы для натурной постановки (кувшины, часы, вазы и др.).
- Таблицы последовательного рисования.
- Модуль фигуры человека.
- Драпировки.
- Рушники.
- Матрешки.
- Поурочные планы конспекты 5-9 классы.
- Детские работы.
Плакаты.
- Времена года.
- Космические тела.
- Домашние животные.
- Деревья.
- Геометрические тела.
- Ягоды.
- Фрукты.
- Русский костюм
- Иллюстрации к художественным произведениям.
- Этапы рисования кошки.
Образовательные диски
- Третьяковская галерея (часть 1).
- Знаменитые полотна русских живописцев.
- Энциклопедия «1000 великих художников».
- Современное Российское искусство.
- Энциклопедия «Шедевры Русской живописи».
- Энциклопедия «Шедевры Русской живописи».
- «Зимний пейзаж» мастер - класс маслом.
- Эрмитаж – искусство западной Европы.
- Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства.
- Детское творчество.
- Детское творчество. Знакомство с русскими традициями.
- Сборник материалов по изобразительному искусству 2012 г. «1 сентября» (Диск №3).
- Сборник материалов по изобразительному искусству 2013 г.« 1 сентября» (Диск №3).
Раздаточный материал
- Дымковская, филимоновская игрушки (шаблоны, индивидуальные карты)
- Русский праздничный народный костюм (индивидуальные карты)
- Пасхальный сувенир (шаблоны)
- Герб (шаблоны).
- Прялка (шаблоны).
- Фигура человека (шаблоны).
- Сарафан (шаблоны).
Информационное обеспечение учебного процесса:
Технические средства обучения.
- Компьютер.
- Мультимедийный проектор.
- Графический планшет.
- Веб-камера.
Интернет-источники
- www.mon.gov.ru - Министерство образования и науки РФ.
- www.standart.edu.ru - Сайт Федерального государственного
- образовательного стандарта второго поколения.
- www.ed.gov.ru - Федеральное агентство по образованию.
- www.prosv.ru - Издательство «Просвещение».
- www.school.edu.ru - Российский общеобразовательный Портал.
- www.school-collection.edu.ru - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
- http://www.karelia.fio.ru - Карельский Центр Интернет - образования
- http://festival.1september.ru.- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
- http://belclass.net - Информационно-образовательный портал «Сетевой класс Белогорья»
- www.prosv.ru/umk/konkurs - Конкурс «Учитель - Учителю». Материал ежегодного творческого конкурса «Учитель-Учителю».
- www.np.prosv.ru - Наглядные пособия.
ПРИЛОЖЕНИЕ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем | Часы учебного времени | Характеристика основной деятельности ученика | Сроки проведения | Примечания | |
По плану | Фактически | |||||
Живопись (10 часов) | ||||||
Вводное занятие. Чем и как рисует художник? | 1 | Исследование, наблюдение сравнение предметов (форма, размер, цвет, характер, детали). | ||||
Что такое живопись. | 1 | Знакомство с понятием – живопись. Разнообразие жанров живописи. | ||||
Три основных цвета. | 1 | Классификация основных цветов, их сравнение и различение. Смешивание красок для получения новых оттенков. | ||||
Тёплые цвета. Осенние листья. | 1 | Анализ приема получения живописного пятна. Исследование особенностей строения разных форм листьев, деревьев. | ||||
Холодные цвета. Рисуем воду. | 1 | Сравнение оттенков одного цвета. Анализ свойств используемых в работе материалов и применение их в работах. | ||||
Цветовое пятно. Рыбки. | 1 | Анализ, сравнение формы, цвета, разновидностей рыб. Применение в работе разных видов линий, мазков (работа кистью) | ||||
Цветовое пятно. Рисуем деревья, пейзаж. | 1 | Создание композиции пейзажа, используя технику акварели. Совершенствовать приёмы работы кистью, акварелью. | ||||
Насыщение цветового пятна белым цветом. Небо. | 1 | Составление разнообразных оттенков цветов. Создание цветового пятна. | ||||
Насыщение цветового пятна чёрным цветом. | 1 | Составление разнообразных оттенков цветов. Создание цветового пятна. Анализ, сравнение при добавлении белой и чёрной краски. | ||||
Изображение животных, птиц. | 1 | Работа в технике мазок, плавно «вливая» один цвет в другой на границе их соединения. Прорисовывание конструктивных деталей контуром. | ||||
Графика (9 часов) | ||||||
Техника «Граттаж» паутинка. | 1 | Работа в технике «Граттаж», соединение в работе разных материалов. Анализ этапов выполнения работы в технике «Граттаж». | ||||
Творческая работа «Коралловый риф». | 1 | Работа в технике «Граттаж», соединение в работе разных материалов. Анализ этапов выполнения работы в технике «Граттаж». | ||||
Техника «Цветные карандаши» штрихи, упражнения. | 1 | Выполнение упражнений: линий разного вида, штриховки. | ||||
Техника «Цветные карандаши, фломастеры» узоры. | 1 | Выполнение цветового пятна карандашами и добавление контурного прорисовывания деталей фломастерами. Составить орнамент из геометрических фигур в квадрате. | ||||
Техника «Фломастеры» попугай. | 1 | Анализ формы, цвета. Поэтапное выполнение рисунка птицы. Деление целого на части. | ||||
Техника «Чёрный фломастер» зимнее дерево. | 1 | Создание знакомого образа, с опорой на жизненный опыт детей. Реализация выразительного, яркого образа. Анализ формы. | ||||
Техника «Чёрный фломастер» зимний лес. | 1 | Создание композиции рисунка, применение разных линий, используя ритм пятен. | ||||
Техника «Восковой мелок и акварель» снежинки. | 1 | Выполнение линейного рисунка восковыми мелками, заливка цветового пятна акварелью. | ||||
Линия, штрих, пятно «Сказочный замок» | 1 | Композиционное решение рисунка, анализ геометрических форм, линейное построение рисунка, цветовое пятно. | ||||
Скульптура (4 часа) | ||||||
Симметрия, пропорции. Насекомые (пластилин). | 1 | Анализ конструктивной формы насекомых. Использование в работе приёмов лепки. | ||||
Лепка из жгутиков (пластилин) улитка. | 1 | Анализ конструктивной формы изделия, этапы выполнения изделия. | ||||
Рельеф (тесто из газет), рыбка. | 1 | Заготовка материала, применение в работе приёмов лепки. Сравнение приемов лепки из пластилина и теста. Моделирование композиции «Подводный мир». Оформление работы в цвете. | ||||
Объёмная лепка, транспорт. | 1 | Анализ конструкции транспорта, применение в работе приёмов конструктивной лепки. | ||||
Аппликация (4 часа) | ||||||
Аппликация из бумаги «На даче» из деталей квадрата, прямоугольника. | 1 | Создание композиции в технике аппликации на тему. Планирование этапов работы при заготовке, соединении деталей. | ||||
Обрывная аппликация из бумаги «Жук на листочке». | 1 | Подготовить эскиз работы, анализ выполнения работы в технике обрывной аппликации. | ||||
Аппликация «Осенний ковёр». | 1 | Заготовка деталей композиции, анализ конструктивных форм листьев, цветовое решение. | ||||
Объёмная аппликация «Зимний пейзаж». | 1 | Составление сюжетной композиции на заданную тему. Применение в работе разных приёмов работы с бумагой. | ||||
Бумажная пластика (3 часа) | ||||||
Солнышко и полянка на плоскости. | 1 | Составление сюжетной композиции на заданную тему. Применение в работе разных приёмов работы с бумагой. | ||||
Цыипленок на плоскости. | 1 | Знакомство с техникой создания работ с использованием мятой бумаги, скручивание. Способы декоративного оформления готовых работ. Инструктаж по правилам техники безопасности. | ||||
Колокольчик из конуса. | 1 | Выполнение работы с использованием шаблона, приёмы скручивания при получении конуса (колокольчика | ||||
Работа с природным материалом (2 часа) | ||||||
Аппликация из семян клёна «львёнок». | 1 | Выполнение работы с использованием аппликации из разных природных материалов по рисунку. | ||||
Овечка из чечевицы. | 1 | Составление объёмной композиции, соединение деталей. | ||||
Организация и обсуждение выставки детских работ (1 час) | ||||||
Организация и обсуждение выставки детских работ. | 1 | Подводится итог работы каждого участника кружка, обсуждение лучших работ. |
2 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем | Часы учебного времени | Характеристика основной деятельности ученика | Сроки проведения | Примечания | |
По плану | По плану | |||||
Живопись (11 часов) | ||||||
Игра с красками. Основные цвета. | 1 | Знакомство с понятием – живопись. Разнообразие жанров живописи. Анализ картин художников. Смешивание и получение новых оттенков красок. | ||||
Тёплые цвета | 1 | Классификация основных цветов, их сравнение и различение. Смешивание красок для получения новых тёплых оттенков. | ||||
Холодные цвета. | 1 | Анализ приема получения живописного пятна. Смешивание красок для получения новых холодных оттенков. | ||||
Осенняя грусть (пейзаж). | 1 | Сравнение оттенков одного цвета. Анализ свойств используемых в работе материалов и применение их в работах. | ||||
Натюрморт «Цветы». | 1 | Анализ, сравнение формы, цвета, разновидностей цветов. Применение в работе разных видов линий, мазков (работа кистью). | ||||
Рисуем деревья (сказочные образы). | 1 | Создание композиции пейзажа с изображением сказочных форм деревьев (развитие фантазии, воображения), используя технику акварели. Совершенствовать приёмы работы кистью, акварелью. | ||||
Насыщение цветового пятна белым цветом. Зима. | 1 | Составлять разнообразные оттенки цвета. Создание цветового пятна. Составление сюжетной композиции на заданную тему. | ||||
Композиция «Зимние игры, забавы». | 1 | Составлять разнообразные оттенки цвета. Создание цветового пятна. Анализ, сравнение при добавлении белой и чёрной краски. | ||||
Изображение животных, птиц. | 1 | Работа в технике мазок, плавно «вливая» один цвет в другой на границе их соединения. Прорисовывание конструктивных деталей контуром. | ||||
Насыщение цветового пятна чёрным цветом. | 1 | Составлять разнообразные оттенки цвета. Создание цветового пятна. Анализ, сравнение при добавлении белой и чёрной краски. | ||||
Первоцвет. | 1 | Анализ, сравнение конструктивных форм, цвета. Линейное построение рисунка, работа в цвете в технике акварели. | ||||
Графика (10 часов) | ||||||
Упражнения (штрихи). | 1 | Выполнение упражнений в выполнении линий разного вида, штриховки. | ||||
Объёмные предметы (простой карандаш). | 1 | Выполнение упражнений в выполнении линий разного вида, штриховки. Передать объем предметов за счёт светотени. | ||||
Поздняя осень (пейзаж). | 1 | Выполнение цветового пятна карандашами и добавление контурного прорисовывания деталей фломастерами. | ||||
Зарисовки птиц (фломастеры). | 1 | Анализ формы, цвета. Поэтапное выполнение рисунка птицы Деление целого на части. | ||||
Упражнения (штрихи). | 1 | Выполнение упражнений в выполнении линий разного вида, штриховки. | ||||
Техника «Чёрный фломастер» лес. | 1 | Создание композиции рисунка, применение разных линий, используя ритм пятен. | ||||
Техника «Восковой мелок и акварель» узоры. | 1 | Выполнение линейного рисунка восковыми мелками, заливка цветового пятна акварелью. Составить растительный орнамент в полосе (ткань, обои), используя элементы чередования, повторения. | ||||
Граттаж «Сказочный замок» | 1 | Работа в технике «Граттаж», соединение в работе разных материалов. Анализ этапов выполнения работы в технике «Граттаж». | ||||
Изображение животных (восковые мелки). | 1 | Анализ конструктивных форм, техники выполнения работы восковыми мелками. | ||||
Весенние ручейки (цветные карандаши). | 1 | Создание композиции рисунка, применение разных линий, используя ритм пятен. | ||||
Скульптура (3 часа) | ||||||
Лепка собаки. | 1 | Анализ конструктивной формы животных. Использование в работе приёмов лепки. | ||||
Объёмная лепка транспорт. | 1 | Анализ конструктивной формы изделия, этапы выполнения изделия. | ||||
Рельеф. Орнамент из глины. | 1 | Анализ конструкции транспорта, применение в работе приёмов конструктивной лепки. | ||||
Аппликация (4 часа) | ||||||
Аппликация «Зимний пейзаж». | 1 | Создание композиции в технике аппликации на тему. Планирование этапов работы при заготовке, соединении деталей. Сочетание в работе разных материалов (ткань, вата, бумага, картон). | ||||
Объёмная аппликация из бумажных комков. | 1 | Подготовить эскиз работы, анализ выполнения работы в технике обрывной аппликации из бумажных комков. | ||||
Обрывная аппликация из бумаги «Натюрморт». | 1 | Подготовить эскиз работы, анализ выполнения работы в технике обрывной аппликации. Подготовить эскиз. | ||||
Аппликация из ткани. | 1 | Составление сюжетной композиции на заданную тему. Применение в работе разных приёмов работы с бумагой Сочетание в работе разных материалов (ткань, вата, бумага, картон). | ||||
Бумажная пластика (3 часа) | ||||||
Дерево из мятой бумаги. | 1 | Знакомство с техникой создания работ с использованием мятой бумаги, скручивание. Способы декоративного оформления готовых работ. Инструктаж по правилам техники безопасности. | ||||
Композиция из мятой бумаги «Опушка леса». | 1 | Работа с использованием мятой бумаги, скручивание. Способы декоративного оформления готовых работ. | ||||
Силуэты героев сказок Пушкина | 1 | Выполнение работы с использованием шаблона, приёмы скручивания при получении конуса. Украшение изделия. | ||||
Работа с природным материалом (2 часа) | ||||||
Аппликация из семян клёна «корзина» | 1 | Выполнение работы с использованием аппликации из разных природных материалов по рисунку. | ||||
Рыбки из грецких орехов | 1 | Выполнение работы с использованием аппликации из разных природных материалов по рисунку. | ||||
Организация и обсуждение выставки детских работ (1 час) | ||||||
Организация и обсуждение выставки детских работ. | 1 | Подводится итог работы каждого участника кружка, обсуждение лучших работ. |
3 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем | Часы учебного времени | Характеристика основной деятельности ученика | Сроки проведения | ||
По плану | Фактически | Примечания | ||||
Живопись (11 часов) | ||||||
Смешанные цвета и их особенности. | 1 | Составлять разнообразные оттенки цвета. Создание цветовых пятен. | ||||
Осеннее настроение. | 1 | Изображение сказочного героя по представлению. Способы передачи эмоционального состояния человека | ||||
Образ дерева | 1 | Передача характера различных видов деревьев | ||||
Родственные цвета. | 1 | Составление композиции «Зеленный лягушонок в зеленом болоте». | ||||
Контрастные цвета. Зонтики. | 1 | Беседа о первичных представлениях контраста темного и светлого пятен. | ||||
Зарисовка фруктов и овощей. | 1 | Составление композиции. Передача целостности в рисунке. Сравнение сопоставление теней и полутонов. | ||||
Зарисовка вазы с веточками рябины | 1 | Составление композиции. Передача целостности в рисунке. Сравнение сопоставление теней и полутонов. | ||||
Живописные техники. | 1 | Изучение способов наложения красок по сырому или просохшему листу. | ||||
«Цветущий луг». Знакомство с приемом тампования. | 1 | Знакомство с приемом тампования. Составление композиции. | ||||
Изображение доброго и злого сказочного образа | 1 | Изображение сказочного героя по представлению. Способы передачи эмоционального состояния человека | ||||
Живописный прием подмалевок. «Зимняя красавица». | 1 | Этюд лесного пейзажа по представлению. Различные породы деревьев, особенности освещения. | ||||
Графика (10 часов) | ||||||
Техника рисования цветным карандашом и фломастером. | 1 | Работа в технике рисования цветным карандашом и фломастером. | ||||
Линия в пространстве | 1 | Изучение сравнительного анализа нарисованных линий. Воображаемая глубина листа. | ||||
Рисунок шара. | 1 | Анализ шарообразной формы, сравнение с кубом. Этюд красного яблока. | ||||
Рисунок куба. | 1 | Линейно-конструктивное построение куба. Эскизный набросок домика. | ||||
Техника печати «сухой кистью» | 1 | Изображение животных и кроны деревьев на картоне | ||||
Создание графических образов. Зарисовка. | 1 | Работа гелевой ручкой. Изображение цветов – астр. | ||||
Рисование без отрыва от плоскости. | 1 | Изображение животных и крон деревьев на картоне | ||||
Штриховка. «Идет дождь» | 1 | Применение в рисунке разных выразительных средств (линия, штрих). | ||||
Зимний сад | 1 | Упражнения по прорисовке перспективного сокращения объемных предметов. | ||||
Создание графических образов | 1 | Изображение портрета человека с использованием толстой и тонкой линий. | ||||
Скульптура (4 часа) | ||||||
Наши друзья – животные. | 1 | Знакомство со способами и правилами работы с пластилином скатывание, сплющивание, вытягивание). | ||||
Птицы в полёте. | 1 | Лепка птиц. Определение пропорций птицы. Передача особенностей ее строения, цветовое решение. | ||||
Коллективная работа «Разноцветный зоопарк» | 1 | Составление композиции с произвольным разноплановым расположением фигур животных | ||||
Брошь из массы для лепки. | 1 | Лепка декоративного украшения | ||||
Аппликация (4 часа) | ||||||
Использование фломастеров в аппликации «Замок». | 1 | Понятие аппликация, разметка деталей по шаблону, способом складывания. Правила работы с ножницами, клеем. Использование фломастеров в аппликации | ||||
Декоративная аппликация «Веер» | 1 | Основы композиционного решения, разметка деталей, этапы выполнения. | ||||
Работа над сюжетной аппликацией «Букет сирени». | 1 | Обрывная аппликация, заготовка материала, этапы выполнения работы. | ||||
Аппликация «Чаепитие» | 1 | Понятия (объёмная аппликация), создание композиции на заданную тему. Свойство бумаги (сминание, скручивание). | ||||
Бумажная пластика (2 часа) | ||||||
Балерина в пачке. | 1 | Освоение приемов художественной обработки бумаги. | ||||
Панно «Бал во дворце» | 1 | Освоение техники работы с бумагой. | ||||
Работа с природным материалом (2 часа) | ||||||
Найди свой образ | 1 | Нахождение в камнях образа с последующей дорисовкой | ||||
Флористическая композиция «Сказочная поляна» | 1 | Сравнение свойств различных природных материалов: листьев, шишек, желудей, каштанов. Составление композиции. | ||||
Организация и обсуждение выставки детских работ (1 час) | ||||||
Организация и обсуждение выставки детских работ. | 1 | Подведение итогов работы каждого участника кружка, обсуждение лучших работ. |
4 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем | Часы учебного времени | Характеристика основной деятельности ученика | Сроки проведения | ||
По плану | Фактически | Примечания | ||||
Живопись (12 часов) | ||||||
Основные законы живописи. | 1 | Представление законах живописи. Заочная экскурсия в картинную галерею. Виды жанров живописи. | ||||
Цветовой спектр. | 1 | Беседа. Все о живописи: цветоведение, материалы, инструменты, техники акварельной живописи и гуашевыми красками. Разнообразие цвета, светлота, насыщенность. | ||||
Красоту нужно уметь замечать. Монотипия. | 1 | Развитие декоративного чувства фактуры. Опыт зрительных поэтических впечатлений. Знакомство с техникой монотипии. | ||||
Выполнение упражнений «Цветные тени» | 1 | Изображение цветового этюда с различным цветовым решением. | ||||
«Прощай осень». | 1 | Знакомство с композициями выдающихся художников на тему осени: И. И. Левитан «Золотая осень», И.Бродский «Опавшие листья». Беседа о красоте осенней природы. Учить выражать свое отношение к красоте осенней природы. Линия горизонта, передний и дальний план, композиционный центр. | ||||
Герой рнародной сказки | 1 | Ознакомление с произведениями изобразительного искусства (В.Васнецов, Билибин) и беседа о красоте мира сказок. Процесс работы над композицией, сюжет, главное и второстепенное, композиционный центр. | ||||
Колективное панно «Павлин» | Знакомство с законами построения орнаментов: симметрией, чередование элементов. Создание декоративного панно. | |||||
Законы композиции. Композиционный центр. | 1 | Развитие навыков грамотного отображения пропорций, конструктивного строения, объёма, пространственного положения, освещённости, цвета предметов. | ||||
Свет, тень, оттенок. | 1 | Знакомство с понятиями: свет, тень, оттенок. Закреплять знания о теплых и холодных, дополнительных цветах, понятие «цветовой контраст». | ||||
«История из предметов» | 1 | Составление композиции. Пере- дача целостности в рисунке. Сравнение сопоставление теней и полутонов. | ||||
Скатерть самобранка | 1 | Развитие композиционного мышления и воображения. Создание декоративного панно. | ||||
«Цветущий луг». Знакомство с приемом тампования. | 1 | Развитие композиционного мышления и воображения, умение создавать творческие работы на основе собственного замысла, использование художественных материалов (тампон, кисть) | ||||
Графика (11 часов) | ||||||
Выразительные средства графики. | 1 | Знакомство с произведениями художников, выполненных в разнообразных техниках, с использованием разнообразных приёмов. Ведущие элементы изобразительной грамоты – линия, штрих, тон в рисунке. | ||||
Приемы работы с мелом. | 1 |
| ||||
Космический пейзаж. | 1 | Понятие пейзаж, линейная и воздушная перспектива. Линейно-конструктивное построение рисунка. Линия, штрих, пятно. | ||||
Приемы работы с углем и сангиной. | 1 | Создание композиции рисунка, применение разных линий, используя ритм пятен. | ||||
В зоопарке. | 1 | Анализ формы, цвета. Поэтапное выполнение рисунка птицы. Деление целого на части. | ||||
Книжная графика. | 1 | Знакомство с книжной графикой. Анализ, сравнение книжной графики со станковой. | ||||
Иллюстрация к сказке | 1 | Формирование композиционных навыков. Линейно-конструктивное построение рисунка. | ||||
Шрифт. Буквица. | 1 | Знакомство с понятием шрифти его составными элементами. Выполнение эскиза буквицы. | ||||
Приемы работы гелевой ручкой. | 1 | Знакомство с индивидуальнымиособенностями художественных материалов. | ||||
Ветка сакуры. | 1 | Анализ, сравнение конструктивных форм, цвета. Линейное построение рисунка, работа в цвете в технике гелевая ручка. | ||||
Пришелец из далекой галлактики. | 1 | Анализ, сравнение конструктивных форм, цвета. Линейное построение рисунка, работа в цвете в технике гелевая ручка. | ||||
Скульптура (4 часа) | ||||||
Лепка колокольчика. | 1 | Знакомство с выразительными возможностями материала для лепки — глины. | ||||
Лепка лошади. | 1 | Отражение чувств и идей в произведениях искусств. Ознакомление с творчеством художников-анималистов. Отработка навыков лепки в изображении предметов сложной формы. | ||||
Лепка на картоне сказочного героя | 1 | Освоение приемов объёмной, плоскостной работы с пластилином. | ||||
Рельеф «Маска» | 1 | Освоение приемов объёмной, плоскостной работы с пластилином. | ||||
Аппликация (4 часа) | ||||||
Аппликация «Родные просторы» из листьев. | 1 | Создание небольших пейзажей из природных материалов. | ||||
Объемная аппликация. Сова | 1 | Освоение приемов объёмной аппликацией. | ||||
Аппликация «Сказочный сад». | 1 | Беседа о технике «вырезанная аппликация». | ||||
Аппликация из ткани «Ковер» (коллективная работа) | 1 | Освоение приемов аппликации из ткани. Ознакомление с условиями коллективного творчества. | ||||
Бумажная пластика (1 час) | ||||||
Балерина в пачке. | 1 | Трансформация плоского листа бумаги и освоение его возможностей. | ||||
Работа с природным материалом (1 час) | ||||||
Проект «Уголок природы» | 1 | Создание небольших объёмных пейзажей из природных материалов. | ||||
Организация и обсуждение выставки детских работ (1 час) | ||||||
Организация и обсуждение выставки детских работ. | 1 | Подводится итог работы каждого участника кружка, обсуждение лучших работ. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ."СМОТРЮ НА МИР ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКА"(3 ч.) 3 КЛАСС.
"СМОТРЮ НА МИР ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКА"(3 ч.) 3 КЛАСС....
ПРИЛОЖЕНИЕ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ «Смотрю на мир глазами художника» для 1-4 классов
ПРИЛОЖЕНИЕ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ по внеурочной деятельности по художественно-эстетическому напралению «Смотрю на мир глазами художника» для 1-4 классов...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Моя английская грамматика и лексика»(учебный курс для учащихся 10 классов)
Cоставлена на основе авторского учебника Л.В.Хведченя, Р.В.Хорень «Английский язык для поступающих в ВУЗы»....
Рабочая программа по внеурочной деятельности (духовно-нравственное направление) «Мир, в котором мы живем» 5 Б класс
Реализация программы «Мир, в котором мы живем» направлена на создание условий для становления гражданской идентичности личности, для проявления потребности в социальной активности ...
Рабочая программа. Индивидуальная внеурочная работа « Подготовка школьников к участию в предметных олимпиадах, марафонах, конкурсах» 9 класс.
Рабочая программа "Индивидуальная внеурочная работа « Подготовка школьников к участию в предметных олимпиадах, марафонах, конкурсах» рассчитана на учащихся 9 класса. Тематическое планирование учебного...
Рабочая программа. Индивидуальная внеурочная работа « Подготовка школьников к участию в предметных олимпиадах, марафонах, конкурсах» 11 класс.
Рабочая программа. Индивидуальная внеурочная работа « Подготовка школьников к участию в предметных олимпиадах, марафонах, конкурсах» для 11 класса. Тематическое планирование учебного материала при 1 з...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Технология учебно-исследовательской и проектной деятельности» для учащихся 7-8 классов
Планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;Распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут ...