Рабочая программа курса внеурочной деятельности «МАСТЕРСКАЯ ЮНОГО ХУДОЖНИКА» Направления развития личности школьника: общекультурное 2-4 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо)
Цель программы:
Формирование у учащихся основ целостного и эстетического мировоззрения; развитие творческих способностей, самостоятельности посредством различных видов декоративно-прикладного творчества; создание условий для творческой самореализации ребёнка, повышения его интеллектуальных способностей.
Задачи программы:
● воспитание и развитие художественного вкуса обучающихся, их интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты;
● освоение знаний о классическом современном искусстве, ознакомление с выдающимися произведениями отечественной и зарубежной художественной культуры;
● овладение практическими умениями и навыками художественно-творческой деятельности;
● формирование устойчивого интереса к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры.
Формы внеурочной деятельности: творческая мастерская
Формы и методы работы:
- индивидуальная
- групповая
- выставка
- экскурсия
- творческий конкурс.
- рассказ, беседа, игра;
- наблюдение, оценивание процесса выполнения.
Форма промежуточной аттестации: выставки работ, участие в конкурсах, наблюдение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_2-_4_klass.doc | 162 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа №7 города Ярцева
«Рассмотрено» на методическом совете Протокол №_____ от «____» _________2020г. | «Согласовано» Заместитель директора по ВР МБОУ СШ № 7 г. Ярцева __________/______________ «___» ___________2020г. | «Утверждаю» Директор МБОУ СШ № 7 г. Ярцева ___________/Кузнецова И. В.
Приказ №151 от«31» августа 2020г. |
«Принята»
педагогическим советом
протокол № 1 от 31.08.2020 г.
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«МАСТЕРСКАЯ ЮНОГО ХУДОЖНИКА»
Направления развития личности школьника:
общекультурное
2-4 класс
Учитель: Матвеева Ирина Геннадьевна, высшая категория
2020 - 2021 учебный год
- Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с:
1. Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»
2. Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 с изменениями и дополнениями от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 31.12.2015 № 1576
3. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189 (с изменениями и дополнениями от 24 ноября 2015 года № 81)
4. Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 г. «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС ОО»,
5. Письмом Минобрнауки от 18.08 2017 г. № 09-1672 «О направлении методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»
6.Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СШ № 7 г. Ярцева
7. Авторской программы, разработанной народным художником России, академиком РАО и PAX Б. М. Неменским, допущенной Минобрнауки РФ и обеспечивающей реализацию обязательного минимума содержания образования, и ориентированы на работу по учебно-методическому комплекту, входящему в УМК «Школа России;
8.Требованиям Положения о рабочей программе ОУ.
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год в каждом классе.
Актуальность и перспективность курса
Современные тенденции в развитии образования характеризуются повышенным вниманием к проблемам отечественной культуры, сохранением, переосмыслением её места и роли в структуре познавательной и практической деятельности. Формирование у подрастающего поколения российской самоидентификации, причастности к русской культуре, истории, духовности особенно актуальны в настоящее время.
Новизной данной программы является то, что в основе лежит системно-деятельностный подход, который создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности и обеспечивает соответствие деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям; организуется на принципах природосообразности, гуманизма, демократии, творческого развития личности, свободного выбора каждым обучающимся вида и объема деятельности, дифференциации образования с учетом реальных возможностей каждого ученика.
Приобщение школьников к основам декоративно-прикладного искусства, в которые входит живопись, рисунок, роспись по ткани, бумажная пластика, аппликация, изготовление объёмных предметов, коллаж, – это увлекательное занятие, приносящее радость и знания, расширяющие представления обучающихся об искусстве.
Занимаясь различными видами ДПИ, ребята учатся чутко прислушиваться к тому, что подсказывает удивительный, живой и благородный пластичный материал, развивают воображение и фантазию.
Работа с различными материалами позволяет обучающимся воспринимать мир в единстве познавательной и эмоциональной сферы; формируются жизненно необходимые качества – трудолюбие, аккуратность, усидчивость, внимание, терпение; воспитываются творческое отношение к труду и развивается художественный вкус. Оттачивается ловкость, сноровка, моторика пальцев рук.
Флористика – искусство составления композиций из различных природных материалов, позволяющее научить детей понять и приблизить к себе природу, полюбить её красоту и относиться к ней бережно. Первыми детскими работами в сфере флористики являются аппликации, скульптурные композиции из природного материала.
Использование на занятиях личностно ориентированных подходов в воспитании позволяет не отступать от рамок государственного образовательного стандарта, варьировать содержание занятий исходя из интересов детей и пожеланий родителей, учитывать психолого-возрастные особенности детей.
Творческая деятельность в игровой форме позволяет учащимся легко усваивать серьезные понятия, что развивает воображение и творческие способности, которые являются основными качествами для формирования гармоничного и высокоразвитого человека, способного принести пользу обществу, укрепить и продолжить культурные традиции многонациональной России.
Цель программы:
Формирование у учащихся основ целостного и эстетического мировоззрения; развитие творческих способностей, самостоятельности посредством различных видов декоративно-прикладного творчества; создание условий для творческой самореализации ребёнка, повышения его интеллектуальных способностей.
Задачи программы:
● воспитание и развитие художественного вкуса обучающихся, их интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты;
● освоение знаний о классическом современном искусстве, ознакомление с выдающимися произведениями отечественной и зарубежной художественной культуры;
● овладение практическими умениями и навыками художественно-творческой деятельности;
● формирование устойчивого интереса к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры.
Формы внеурочной деятельности: творческая мастерская
Формы и методы работы:
- индивидуальная
- групповая
- выставка
- экскурсия
- творческий конкурс.
- рассказ, беседа, игра;
- наблюдение, оценивание процесса выполнения.
Форма промежуточной аттестации: выставки работ, участие в конкурсах, наблюдение.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностные результаты:
– осознанное уважение и принятие традиций, самобытных культурных ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни народов России;
– умение разрабатывать авторские проекты, макеты произведений декоративно-прикладного искусства и народных промыслов с учетом технологических требований;
– самостоятельное проведение работы по отбору, анализу и обобщению подготовительного материала;
– самостоятельное умение находить новые решения для каждой творческой задачи;
– самостоятельная разработка художественно-графических проектов произведений декоративно-прикладного искусства и народных промыслов и воплощение их в материале.
Важно отметить, что при освоении программы акцент делается на результатах личностного развития, не подлежащих оцениванию.
Метапредметные результаты освоения программы.
Активное использование в эстетической и художественной деятельности общеучебных умений:
● самостоятельно получать знания;
● умение находить, систематизировать, преобразовывать информацию из разных источников;
● занимать личностную позицию по отношению к тому или иному произведению;
● аргументировать свою точку зрения;
● использовать специальные термины при анализе или оценке работ;
● выражать свое отношение к произведениям искусства в различных формах.
Предметные результаты
-уважать и ценить искусство и художествено-творческую деятельность человека;
-понимать образную сущность искусства;
-сочувствовать событиям и персонажам, воспроизведенным в произведениях пластических искусств, их чувствам и идеям; эмоционально-ценностному отношению к природе, человеку и обществу и его передачи средствами художественного языка.
--выражать свои чувства, мысли, идеи и мнения средствами художественного языка;
-воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства.
-создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве.
создавать графическими и живописными средствами выразительные образы природы, человека, животного.
Обучающиеся получат возможность для формирования:
- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как
значимую сферу человеческой жизни;
- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-
творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на
эстетическом уровне;
- эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему
общечеловеческих ценностей.
-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
- умения пользоваться средствами выразительности языка декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования ;
-умения осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
-умения отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;
- умения учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
- умения учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-умения задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- умения адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
Итоговый контроль осуществляется по результатам итогов участия в конкурсах, олимпиадах, по защите проектов. Кроме того, на протяжении курса регулярно осуществляется контроль знаний учащихся в форме тестирования, проводится самоанализ, самооценка, наблюдения.
Результаты достижений учеников представляются на организованных в школе выставках, используются для накопительной системы оценивания (портфолио).
- СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ КУРСА
Программа предусматривает занятия, основной задачей которых является освоение упражнений, направленных на развитие в большей степени изобразительных навыков и ознакомления с формой, фактурой и структурой изображаемых предметов. Задания по живописи, рисунку, бумагопластике включают в себя анализ и правильную передачу форм и размеров предметов изображения. Школьники учатся анализировать и правильно передавать форму, пропорции, строение, пространственное положение и цвет предметов; овладевают приёмами работы с акварелью, гуашью, акрилом, пластическими массами на разных материальных поверхностях – бумаге, дереве, ткани. В программу этапа входит знакомство с различными видами искусства – пейзажем, портретом, натюрмортом. Этому способствуют задания по иллюстрации сказок, изображению по памяти, изображению с натуры, тематическое изображение по представлению, ознакомление с орнаментом и геометрическими фигурами. Занятия сопровождаются показом слайдов, фрагментами видеофильмов и классической музыки.
2 класс
Вводное занятие. Экскурсия «Красота осени». Работа с природным материалом (10 ч.) Рисуем цветы (7 ч.). Рисование с натуры (10 ч.). Искусство пейзажа. Итоговое занятие (7 ч.).
3 класс
Вводное занятие. Экскурсия «Красота осени». Работа с природным материалом.
Айрис-фолдинг из осенних листьев (9 ч.). Рисуем животных. Пр. р. «Форма и содержание. Виды линий, штриховка». Анималистический жанр в живописи. (15 ч.). Папье – маше. Маска (образ животного). Подведение итогов. (9 ч.) Выставка работ (1 ч.).
4 класс
Вводное занятие. Картонное кружево (7 ч.). «Изо-нить» (11 ч.). Техника «Граттаж» (7 ч.). Миллион роз из гофрированной бумаги (3 ч.). Техника «Монотипия» (2 ч.). Декупаж. Панно. Подведение итогов. Выставка работ (4 ч.).
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 класс
№ п/п | Название темы | Количество часов | |
теория | практика | ||
1 | Работа с природным материалом | 3 ч | 7 ч |
2 | Рисуем цветы | 1,5 ч | 5,5 ч |
3 | Рисование с натуры | 2 ч | 8 ч |
4 | Искусство пейзажа | 2,5 ч | 4,5 ч |
ИТОГО | 34 часа | 9 ч | 25 ч |
3 класс
№ п/п | Название темы | Количество часов | |
теория | практика | ||
1 | Работа с природным материалом | 3,5 ч. | 5,5 ч |
2 | Рисуем животных | 2,5 ч. | 12,5 ч |
3 | Папье – маше | 3 ч. | 7 ч |
ИТОГО | 34 часа | 9 ч. | 25 ч. |
4 класс
№ п/п | Название темы | Количество часов | |
теория | практика | ||
1 | Картонное кружево | 2,5 ч. | 4,5 ч |
2 | Техника «Изо-нить» | 2 ч. | 9 ч |
3 | Техника «Граттаж» | 1 ч. | 6 ч |
4 | Работа с бумагой | 0,5 ч. | 2,5 ч |
5 | Техника «Монотипия». | 1 ч. | 1 ч |
6 | Декупаж | 2 ч. | 2 ч |
ИТОГО | 34 часа | 9 ч. | 25 ч. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 класс
№ Занятия | Дата | Тема | Форма организации деятельности | |||
Теория | Практика | |||||
Работа с природным материалом 10 ч. | ||||||
1. | Вводное занятие: а. ПТБ. б. Задачи и план работы. в. Другое. | 1 | - | |||
2-3 | Экскурсия «Красота осени» а. ПТБ.б. Сбор листьев. в. Подготовка природного материала к работе. | 1 | 1 | |||
4 5-7 8-10 | Работа с природным материалом:
| 1 | 6 | |||
Рисуем цветы 7 ч. | ||||||
11 12 13 14 15 16 17 | Рисуем цветы: -Одуванчик; -Подсолнух; -Ромашка; -Василек; -Тюльпан; -Колокольчик; -Роза. | 1,5 | 5,5 | |||
Рисование с натуры 10 ч. | ||||||
18-24 | Рисование с натуры. Натюрморт. Драпировка. Изображение складок. Свет и тень. Перспектива. Композиция натюрморта. Зарисовки с натуры. | 1,5 | 5,5 | |||
25-27 | Рисование с натуры. Композиция «Букет». | 0,5 | 2,5 | |||
Искусство пейзажа 7 ч. | ||||||
28-30 | Искусство пейзажа. Виды пейзажей. Композиция и перспектива. Пр.упр. | 1 | 2 | |||
31-33 | Тв.р. «Пейзаж» (нетрадиционные приёмы рисования) | 0,5 | 2,5 | |||
34 | Итоговое занятие. Выставка работ. | 1 | ||||
Итого: 34 9 ч. 25 ч. |
3 класс
№ п/п | Тема урока | Форма организации деятельности | Дата | ||
Теория | Практика | Факт | Коррект. КТП | ||
Работа с природным материалом 9 ч. | |||||
1. | Вводное занятие: а. ПТБ. б. Задачи и план работы. в. Другое. | 1 | - | ||
2-3 | Экскурсия «Красота осени» а. ПТБ. б. Сбор листьев. в. Подготовка природного материала к работе. | 1 | 1 | ||
4 | Работа с природным материалом: Айрис-фолдинг из осенних листьев.Техника работы. Подготовка листьев (сушка). | 0,5 | 0,5 | ||
5-7 8-9 | Айрис-фолдинг из осенних листьев. Изготовление панно. Оформление рамки | 0,5 0,5 | 2,5 1,5 | ||
Рисуем животных 15 ч. | |||||
10-11 | «Я рисую животных». Раскрытие темы. Материалы. Пр. р. (шаблоны) | 0,5 | 1,5 | ||
12-14 | Пр.р. «Форма и содержание. Виды линий, штриховка» | 1 | 2 | ||
15 16 17 18 19 20 | Рисуем животных: -Божья коровка; -Мышонок; -Морж; -Пингвин; -Лягушонок; -Ежик; -Щенок; -Котенок; -Зайчик; -Медвежонок; -Лошадь. | 1 1 1 1 1 1 | |||
21-24 | Анималистический жанр в живописи. Особенности жанра, анималистический пейзаж, художники – анималисты (1 час); практическая работа. Я - художник – анималист. Ж.р. (3 часа) | 1 | 3 | ||
Папье – маше 9 ч. | |||||
25-33 | Папье – маше. Маска (образ животного) Техника папье-маше, ТБ, инструменты, особенности работы с художественными материалами (1 ч); выполнение (лепка) основы (2 ч); Маска животного, выполнение папье-маше (2 ч); Снятие основы маски, грунтовка (1 ч); оформление, декор маски, ТБ (2 ч); Выставка, презентация работ (1 ч) | 2 | 7 | ||
34 | Заключительное занятие. Подведение итогов. Выставка работ. | 1 | - | ||
Итого | 34 часа 9 25 |
4 класс
№ п/п | Тема урока | Форма организации деятельности | Корректировка КТП | ||||
теория | практика | ||||||
Картонное кружево 7 ч. | |||||||
1 | Вводное занятие: а. ПТБ.б. Задачи и план работы.в. Другое. | 1 | - | ||||
2 | Картонное кружевоТехника работы. | 0,5 | 0,5 | ||||
3-5 6-7 | Картонное кружево. Выполнение рисунка на картонной основе. Работа с клеем. Т. Б. Работа с клеем. Т. Б. Оформление работы. | 0,5 0,5 | 2,5 1,5 | ||||
Техника «Изо-нить» 11 ч. | |||||||
8 9-12 | Техника работы, основные приемы. Пр. р. (карандаш, циркуль, линейка). Т.Б. | 1 | 4 | ||||
13-18 | «Изо-нить». Творческая работа. «Снежинки». Техника работы, (черный картон, белые нитки, иголка). Т. Б. | 1 | 5 | ||||
Техника «Граттаж» 7 ч. | |||||||
19-20 | Техника «Граттаж». План работы. Техникаработы, л/к построение рисунка. | 1 | 1 | ||||
21 | Техника «Граттаж». Подготовка фона (воск, гуашь) | - | 1 | ||||
22-24 | Техника «Граттаж». Перенос рисунка на основу, процарапывание. Т. Б. | - | 3 | ||||
25 | Техника «Граттаж». Оформление работы. | - | 1 | ||||
Работа с бумагой 3 ч. | |||||||
26-28 | Миллион роз из гофрированной бумаги. Поздравительная открытка.Т. Б. | 0,5 | 2,5 | ||||
Техника «Монотипия» 2 ч. | |||||||
29 | Техника «Монотипия». Художники - монотиписты. Особенности техники. План работы. | 1 | - | ||||
30 | Техника «Монотипия». Творческая работа. Т. Б. | - | 1 | ||||
Декупаж 4 ч. | |||||||
31 | Декупаж. Панно. Техника работы. Подбор материала (яичная скорлупа, салфетка, основа, клей ПВА). Т. Б. | 1 | - | ||||
32-33 | Декупаж. Панно. Выполнение работы, оформление. | - | 2 | ||||
34 | Заключительное занятие. Подведение итогов. Выставка работ. | 1 | - | ||||
Итого | 34 часа 9 25 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Мастерская ЮИД" 7 класс
Данная программа подразумевает профилактику детского дорожного травматизма, знакомство учащихся с содержанием работы специалистов ГИБДД, обеспечивающих безопасность дорожного движения.Цель программы «...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мастерская добрых дел»
Рабочая программа внеурочной деятельности для 5 класса социальной направленности. Разработана по ФГОС....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Физкультура для всех » 5 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Физкультура для всех » 5 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Мастерская добрых дел"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Мастерская добрых дел" за 2017-2022 годы. 5-9 класс, коррекционной школы....
Методический материал для занятий дополнительного образования по изобразительному искусству Из опыта работы «Необычное в обычном» Направление развития личности школьника: общекультурное Учитель: Матвеева Ирина Геннадьевна
Хочу поделиться своими наработками и открытием в области ДПТ.Работая с детьми, хочется поразить их воображение. Конечно, придумано очень много всего в области ДПИ, но мне кажется, многим то, о чем пой...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «СТРАНА ПЛАСТИЛИНИЯ» Направления развития личности школьника: общекультурное 1 класс
Цель программы: формирование творческого отношения детей к изучению окружающего их предметного мира и умения отобразить его в своих работах.Задачи программы:совершенствовать практические у...