РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Юный художник» 5-7 классы
рабочая программа по изобразительному искусству (изо)

Никифорова Жанна Сергеевна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

Курс внеурочной деятельности «Юный художник»                                                       

Уровень образования - основное общее образование   5, 6, 7 класс

Количество часов – 102 ч  

                                      

    Программа разработана в соответствии с ФГОС основного общего образования на основе   примерной программы внеурочной деятельности «Познай мир»: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д. В. Григорьев, Б. В. Куприянов. – М.: Просвещение, 2011. (Работаем по новым стандартам) и авторской программы внеурочной деятельности «Академия художников» (автор Фролова Н. А.)   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochka_5-7_yunyy_hudozhnik.doc290.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КОНОВАЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Рассмотрена и принята                                                                                           Утверждена      Педагогическим советом                                                                             Приказом директора

Протокол № 1 от 29.08.2024г.                                                        МБОУ Коноваловская СОШ

                                                                                                                       № 98 от 29.08.2024г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

     курса внеурочной деятельности «Юный художник»

Учитель: Никифорова Жанна Сергеевна

2024-2025 учебный год.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Курс внеурочной деятельности «Юный художник»                                                       

Уровень образования - основное общее образование   5, 6, 7 класс

Количество часов – 102 ч  

                                       

    Программа разработана в соответствии с ФГОС основного общего образования на основе   примерной программы внеурочной деятельности «Познай мир»: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д. В. Григорьев, Б. В. Куприянов. – М.: Просвещение, 2011. (Работаем по новым стандартам) и авторской программы внеурочной деятельности «Академия художников» (автор Фролова Н. А.)    

1. Планируемые результаты изучения учебного предмета

Выпускник научится:

5 класс

  • характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки); создавать декоративные изображения на основе русских образов;
  • раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном искусстве и в современной жизни;
  • создавать эскизы декоративного убранства русской избы;
  • создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы;
  • определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
  • создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народные традиции;
  • создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов в цветовом решении;
  • умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
  • выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
  • владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
  • распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов; осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов;
  • характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на основе народных традиций;
  • различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства;
  • различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других народов России;
  • находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных и современных промыслов;
  • различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России;
  • создавать образы, используя все выразительные возможности художественных материалов;
  • простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных отношений;
  • навыку плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь); описывать и характеризовать выдающиеся монументальные памятники и ансамбли, посвященные Великой Отечественной войне; представлениям об искусстве иллюстрации и творчестве известных иллюстраторов книг. И.Я. Билибин. В.А. Милашевский. В.А. Фаворский;
  • опыту художественного иллюстрирования и навыкам работы графическими материалами;
  • собирать необходимый материал для иллюстрирования (характер одежды героев, характер построек и помещений, характерные детали быта и т.д.).

6 класс

  • изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции;
  • создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из геометрических тел;
  • строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы;
  • характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объема предметов и глубины пространства;
  • передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта;
  • творческому опыту выполнения графического натюрморта и гравюры наклейками на картоне;
  • выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания;
  • рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как выражении различных мировоззренческих смыслов;
  • применять перспективу в практической творческой работе;
  • навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы; объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения;
  • композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными художественными материалами;
  • создавать образы, используя все выразительные возможности художественных материалов;
  • видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе;
  • навыкам создания пейзажных зарисовок; классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира;
  • объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения;
  • различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная перспектива;
  • использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о красоте; осознавать, что колорит является средством эмоциональной выразительности живописного произведения;
  • навыкам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения;
  • различать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.);
  • определять композицию как целостный и образный строй произведения, роль формата, выразительное значение размера произведения, соотношение целого и детали, значение каждого фрагмента в его метафорическом смысле;
  • пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;
  • различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический пейзаж, пейзаж настроения, пленэр, импрессионизм;
  • различать и характеризовать виды портрета;
  • понимать и характеризовать основы изображения головы человека;
  • пользоваться навыками работы с доступными скульптурными материалами;
  • видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению, по памяти;
  • видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов;
  • использовать графические материалы в работе над портретом;
  • использовать образные возможности освещения в портрете;
  • пользоваться правилами схематического построения головы человека в рисунке;
  • называть имена выдающихся русских и зарубежных художников - портретистов и определять их произведения;
  • навыкам передачи в плоскостном изображении простых движений фигуры человека;
  • рассуждать (с опорой на восприятие художественных произведений - шедевров изобразительного искусства) об изменчивости образа человека в истории искусства;
  • приемам выразительности при работе с натуры над набросками и зарисовками фигуры человека, используя разнообразные графические материалы;
  • характеризовать сюжетно-тематическую картину как обобщенный и целостный образ, как результат наблюдений и размышлений художника над жизнью;
  • объяснять понятия «тема», «содержание», «сюжет» в произведениях станковой живописи;
  • изобразительным и композиционным навыкам в процессе работы над эскизом;
  • узнавать и объяснять понятия «тематическая картина», «станковая живопись»; называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства;
  • классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира;
  • перечислять и характеризовать основные жанры сюжетно- тематической картины;
  • характеризовать исторический жанр как идейное и образное выражение значительных событий в истории общества, как воплощение его мировоззренческих позиций и идеалов;
  • узнавать и характеризовать несколько классических произведений и называть имена великих русских мастеров исторической картины;
  • характеризовать значение тематической картины XIX века в развитии русской культуры;
  • рассуждать о значении творчества великих русских художников в создании образа народа, в становлении национального самосознания и образа национальной истории;
  • называть имена нескольких известных художников объединения «Мир искусства» и их наиболее известные произведения;
  • творческому опыту по разработке и созданию изобразительного образа на выбранный исторический сюжет;
  • творческому опыту по разработке художественного проекта –разработки композиции на историческую тему;
  • творческому опыту создания композиции на основе библейских сюжетов;
  • представлениям о великих, вечных темах в искусстве на основе сюжетов из Библии, об их мировоззренческом и нравственном значении в культуре;
  • называть имена великих европейских и русских художников, творивших на библейские темы;
  • характеризовать роль монументальных памятников в жизни общества;
  • рассуждать об особенностях художественного образа советского народа в годы Великой Отечественной войны;
  • творческому опыту лепки памятника, посвященного значимому историческому событию или историческому герою;
  • анализировать художественно-выразительные средства произведений изобразительного искусства XX века;
  • культуре зрительского восприятия;
  • понимать разницу между реальностью и художественным образом;
  • представлениям об анималистическом жанре изобразительного искусства и творчестве художников-анималистов;
  • опыту художественного творчества по созданию стилизованных образов животных; 

7 класс

  • иметь общее представление и рассказывать об особенностях архитектурно-художественных стилей разных эпох;
  • понимать тенденции и перспективы развития современной архитектуры;
  • различать образно-стилевой язык архитектуры прошлого;
  • характеризовать и различать малые формы архитектуры и дизайна в пространстве городской среды;
  • понимать плоскостную композицию как возможное схематическое изображение объемов при взгляде на них сверху;
  • осознавать чертеж как плоскостное изображение объемов, когда точка – вертикаль, круг – цилиндр, шар и т. д.;
  • применять в создаваемых пространственных композициях доминантный объект и вспомогательные соединительные элементы;
  • применять навыки формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);
  • создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
  • создавать практические творческие композиции в технике коллажа, дизайн-проектов;
  • получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта;
  • приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры;
  • характеризовать основные школы садово-паркового искусства;
  • понимать основы краткой истории костюма;
  • характеризовать и раскрывать смысл композиционно-конструктивных принципов дизайна одежды;
  • использовать старые и осваивать новые приемы работы с бумагой, природными материалами в процессе макетирования архитектурно-ландшафтных объектов;
  • отражать в эскизном проекте дизайна сада образно-архитектурный композиционный замысел;
  • использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа в процессе создания эскизов молодежных и исторических комплектов одежды;
  • узнавать и характеризовать памятники архитектуры Древнего Киева. София Киевская. Фрески. Мозаики;
  • характеризовать и описывать архитектурные особенности соборов Московского Кремля;
  • различать и характеризовать особенности древнерусской иконописи. Понимать значение иконы «Троица» Андрея Рублева в общественной, духовной и художественной жизни Руси;
  • узнавать и описывать памятники шатрового зодчества;
  • характеризовать особенности церкви Вознесения в селе Коломенском и храма Покрова-на-Рву;
  • раскрывать особенности новых иконописных традиций в XVII веке. Отличать по характерным особенностям икону и парсуну;
  • работать над проектом (индивидуальным или коллективным), создавая разнообразные творческие композиции в материалах по различным темам;
  • различать стилевые особенности разных школ архитектуры Древней Руси;
  • создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;
  • работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства;
  • сравнивать, сопоставлять и анализировать произведения живописи Древней Руси;
  • рассуждать о значении художественного образа древнерусской культуры;
  • ориентироваться в широком разнообразии стилей и направлений изобразительного искусства и архитектуры XVIII – XIX веков;
  • использовать в речи новые термины, связанные со стилями в изобразительном искусстве и архитектуре XVIII – XIX веков;
  • выявлять и называть характерные особенности русской портретной живописи XVIII века;
  • характеризовать признаки и особенности московского барокко;
  • создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале.
  • различать итальянские и русские традиции в архитектуре Московского Кремля. Характеризовать и описывать архитектурные особенности соборов Московского Кремля;

Выпускник получит возможность научиться:

5 класс

  • активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.);
  • владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства;
  • применять творческий опыт разработки художественного проекта – создания композиции на определенную тему;
  • выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения изобразительного искусства; работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);
  • понимать специфику изображения в полиграфии;
  • различать формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши и др.);
  • различать и характеризовать типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное, фотографическое);
  • понимать особенности исторического жанра, определять произведения исторической живописи;
  • активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведениям искусства;
  • определять «Русский стиль» в архитектуре модерна, называть памятники архитектуры модерна;
  • использовать навыки формообразования, использования объемов в архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
  • называть имена выдающихся русских художников-ваятелей второй половины XIX века и определять памятники монументальной скульптуры;
  • создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале;
  • узнавать основные художественные направления в искусстве XIX и XX веков;
  • узнавать, называть основные художественные стили в европейском и русском искусстве и время их развития в истории культуры;

6 класс

  • применять творческий опыт разработки художественного проекта – создания композиции на определенную тему;
  • различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;
  • осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства;
  • называть имена выдающихся русских художников-пейзажистов XIX века и определять произведения пейзажной живописи;
  • понимать особенности исторического жанра, определять произведения исторической живописи;
  • осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы;
  • применять творческий опыт разработки художественного проекта – создания композиции на определенную тему;
  • характеризовать крупнейшие художественные музеи мира и России;
  • получать представления об особенностях художественных коллекций крупнейших музеев мира; называть имена великих русских живописцев и архитекторов XVIII – XIX веков;
  • называть и характеризовать произведения изобразительного искусства и архитектуры русских художников XVIII – XIX веков;
  • называть имена выдающихся русских художников-ваятелей XVIII века и определять скульптурные памятники;
  • называть имена выдающихся художников «Товарищества передвижников» и определять их произведения живописи;
  • называть имена выдающихся русских художников-пейзажистов XIX века и определять произведения пейзажной живописи;
  • понимать особенности исторического жанра, определять произведения исторической живописи;

7 класс

  • использовать навыки коллективной работы над объемно- пространственной композицией;
  •  различать и характеризовать типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное, фотографическое);
  • проектировать обложку книги, рекламы открытки, визитки и др.;
  • создавать художественную композицию макета книги, журнала; характеризовать стиль модерн в архитектуре. Ф.О. Шехтель. А. Гауди;
  • понимать основы сценографии как вида художественного творчества;
  • понимать роль костюма, маски и грима в искусстве актерского перевоплощения;
  • называть имена российских художников (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский); характеризовать стиль модерн в архитектуре. Ф.О. Шехтель. А. Гауди;
  • понимать различия в творческой работе художника-живописца и сценографа;
  • применять полученные знания о типах оформления сцены при создании школьного спектакля; понимать специфику изображения в полиграфии;
  • различать формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши и др.);
  • различать и характеризовать типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное, фотографическое);
  • проектировать обложку книги, рекламы открытки, визитки и др.;
  • создавать художественную композицию макета книги, журнала;
  • применять в практике любительского спектакля художественно-творческие умения по созданию костюмов, грима и т. д. для спектакля из доступных материалов;
  • добиваться в практической работе большей выразительности костюма и его стилевого единства со сценографией спектакля;
  • использовать элементарные навыки основ фотосъемки, осознанно осуществлять выбор объекта и точки съемки, ракурса, плана как художественно-выразительных средств фотографии;
  • применять в своей съемочной практике ранее приобретенные знания и навыки композиции, чувства цвета, глубины пространства и т. д.;
  • понимать и объяснять синтетическую природу фильма.

5 класс:

Личностные результаты

- формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

-овладение основами культуры практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами;

-формирование способности ориентироваться в мире современной художественной культуры

Метапредметные результаты

-Формирование   активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

-обретение самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям, в различных учебных и жизненных ситуациях;

-Умение эстетически подходить к любому виду деятельности;

-развитие фантазии, воображения, визуальной памяти;

-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результатов

Предметные результаты:

-восприятие мира, человека, окружающих явлений с эстетических позиций;

-активное отношение к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;

-художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни человека и общества;

-умение ориентироваться и самостоятельно находить необходимую информацию по культуре и искусству в справочных материалах, электронных ресурсах;

-понимание разницы между элитарным и массовым искусством;

-применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественной деятельности.

6 класс

Личностные результаты:

-осмысление и эмоционально–ценностное восприятие визуальных образов реальности и произведений искусств;

-освоение художественной культуры как сферы материального выражения духовных ценностей, представленных в пространственных формах;

-воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира и искусства;

 -овладение средствами художественного изображения;

-развитие способности наблюдать реальный мир, способности воспринимать, анализировать и структурировать визуальный образ на основе его эмоционально - нравственной оценке

Метапредметные результаты:

-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

-умение эстетически подходить к любому виду деятельности;

-развитие художественно- образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека

Предметные результаты:

-понимание основ изобразительной грамоты, умение использовать специфику образного языка и средства художественной выразительности, особенности различных художественных материалов и техник во время практической работы, т.е. в процессе создания художественных образов;

-восприятие и интерпретация темы, сюжета и содержания произведений изобразительного искусства;

-применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественной деятельности (работа в области живописи, графики, скульптуры);

- освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах;

-развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

-осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности; 

7 класс:

Личностные результаты:

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;

-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам семьи;

-развитие способности наблюдать реальный мир, способности воспринимать, анализировать  и  структурировать визуальный образ на основе  его эмоционально -  нравственной оценке

-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

Метапредметные результаты:

-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

-умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

-развитие художественно- образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека

-формирование способности к целостному художественному восприятию мира

Предметные результаты:

- формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, художественного вкуса и творческого воображения;

-развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

-эмоционально- ценностное отношение к искусству и жизни, осознание и принятие системы общечеловеческих ценностей;

-воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

-приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств; изобразительных, декоративно-прикладных;

- приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках;

-развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности; устойчивого интереса к творческой деятельности.

2. Содержание учебного курса

5 класс

Народное художественное творчество – неиссякаемый источник самобытной красоты – 15 час.

Древние образы в народном творчестве.

Солярные знаки (декоративное изображение и их условно - символический характер).

Русская изба: единство конструкции и декора.

Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры.

Орнамент как основа декоративного украшения.

Праздничный народный костюм – целостный художественный образ.

Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.

Древние образы в народных игрушках (Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка).

Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов (искусство Гжели, Городецкая роспись, Хохлома, Жостово).

Роспись по металлу, щепа, роспись по лубу и дереву, тиснение и резьба по бересте).

Вечные темы и великие исторические события в искусстве - 8часов

Искусство иллюстрации (И.Я. Билибин, В.А. Милашевский, В.А. Фаворский).

Анималистический жанр (В.А. Ватагин, Е.И. Чарушин).

Образы животных в современных предметах декоративно-прикладного искусства. Стилизация изображения животных.

Исторические картины. (исторический жанр).

Праздники и повседневность в изобразительном искусстве (бытовой жанр).

Тема Великой Отечественной войны в монументальном искусстве и в живописи. Мемориальные ансамбли.

Взаимосвязь истории искусства и истории человечества-2часа

Российские художественные музеи (Русский музей, Эрмитаж, Третьяковская галерея.

Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина).

Изобразительное искусство и архитектура России XI –XVII вв.-2 часа

Художественная культура и искусство Древней Руси, ее символичность, обращенность к внутреннему миру человека.

Архитектура Киевской Руси. Мозаика.

Виды изобразительного искусства и основы образного языка -7 часов

Пространственные искусства. Художественные материалы

Жанры в изобразительном искусстве.

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.

Рисунок – основа изобразительного творчества.

Художественный образ. Стилевое единство. Линия, пятно. Ритм.

Цвет.Основы цветоведения.

Композиция. Натюрморт.

Итого: 34 часа

6 класс

Виды изобразительного искусства и основы образного языка-11 часов

Понятие формы. Геометрические тела: куб, шар, цилиндр, конус, призма.

Многообразие форм окружающего мира.

Изображение объема на плоскости.

Освещение. Свет и тень.

Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте.

Пейзаж. Правила построения перспективы.

Воздушная перспектива. Пейзаж настроения.    

Природа и художник. Пейзаж в живописи художников – импрессионистов (К. Моне, А. Сислей).

Пейзаж в графике. Работа на пленэре. 

Стили, направления, виды и жанры в русском изобразительном искусстве и архитектуре XVIII - XIX вв. - 3 часа

Тема русского раздолья в пейзажной живописи XIX века (А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, И.И. Левитан, В.Д. Поленов).

Классицизм в русской портретной живописи XVIII века (И.П. Аргунов, Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский).

Русская классическая скульптура XVIII века (Ф.И. Шубин, М.И. Козловский).

Понимание смысла деятельности художника-13часов

Портрет. Конструкция головы человека и ее основные пропорции. Изображение головы человека в пространстве.

Портрет в скульптуре.

Графический портретный рисунок.

Образные возможности освещения в портрете. Роль цвета в портрете. Великие портретисты прошлого (В.А. Тропинин, И.Е. Репин, И.Н. Крамской, В.А. Серов). Портрет в изобразительном искусстве XX века (К.С. Петров-Водкин, П.Д. Корин).

Изображение фигуры человека и образ человека.

Изображение фигуры человека в истории искусства (Леонардо да Винчи, Микеланджело Буанаротти, О. Роден).

 Пропорции и строение фигуры человека. Лепка фигуры человека.

Набросок фигуры человека с натуры.

Основы представлений о выражении в образах искусства нравственного поиска человечества (В.М. Васнецов, М.В. Нестеров). 

Вечные темы и великие исторические события в искусстве-6 часов

Сюжет и содержание в картине. Процесс работы над тематической картиной.

Библейские сюжеты в мировом изобразительном искусстве (Леонардо да Винчи, Рембрандт, Микеланджело Буанаротти, Рафаэль Санти).

Мифологические темы в зарубежном искусстве (С. Боттичелли, Джорджоне, Рафаэль Санти).

Русская религиозная живопись XIX века (А.А. Иванов, И.Н. Крамской, В.Д. Поленов).

Тематическая картина в русском искусстве XIX века (К.П. Брюллов).

Историческая живопись художников объединения «Мир искусства» (А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансере, Н.К. Рерих).  

  Итого: 34 часа    

7 класс

Искусство полиграфии-3 часа

Специфика изображения в полиграфии. Формы полиграфической продукции (книги, журналы, плакаты, афиши, открытки, буклеты).

Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное фотографическое). Искусство шрифта.

Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки.

Конструктивное искусство: архитектура и дизайн - 12часов

Художественный язык конструктивных искусств. Роль искусства в организации предметно – пространственной среды жизни человека.

От плоскостного изображения к объемному макету.

Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля.

Важнейшие архитектурные элементы здания.

Вещь как сочетание объемов и как образ времени. Единство художественного  и функционального в вещи. Форма и материал.

 Цвет в архитектуре и дизайне. Архитектурный образ как понятие эпохи (Ш.Э. ле Корбюзье).

Тенденции и перспективы развития современной архитектуры. Жилое пространство города (город, микрорайон, улица).

Природа и архитектура. Ландшафтный дизайн.

 Основные школы садово-паркового искусства. Русская усадебная культура XVIII - XIX веков.

Искусство флористики. Проектирование пространственной и предметной среды. Дизайн моего сада.

История костюма.

Композиционно - конструктивные принципы дизайна одежды.

Изобразительное искусство и архитектура России XI –XVII вв. - 4 часа

Красота и своеобразие архитектуры Владимиро-Суздальской Руси. Архитектура Великого Новгорода.

Образный мир древнерусской живописи (Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий).

Соборы Московского Кремля. Шатровая архитектура (церковь Вознесения Христова в селе Коломенском, Храм Покрова на Рву).

Изобразительное искусство «бунташного века» (парсуна). Московское барокко.

Взаимосвязь истории искусства и истории человечества - 3часа

Традиции и новаторство в изобразительном искусстве XX века (модерн, авангард, сюрреализм).

Модерн в русской архитектуре (Ф. Шехтель). Стиль модерн в зарубежной архитектуре (А. Гауди).

Крупнейшие художественные музеи мира и их роль в культуре (Прадо, Лувр, Дрезденская галерея).

Изображение в синтетических и экранных видах искусства и художественная фотография -11часов

Роль изображения в синтетических искусствах. Театральное искусство и художник.

Сценография – особый вид художественного творчества. Костюм, грим и маска. Театральные художники начала XX века (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский).

Опыт художественно-творческой деятельности. Создание художественного образа в искусстве фотографии.

Особенности художественной фотографии. Выразительные средства фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.).

Изображение в фотографии и в живописи.

Изобразительная природа экранных искусств. Специфика киноизображения: кадр и монтаж.

Кинокомпозиция и средства эмоциональной выразительности в фильме (ритм, свет, цвет, музыка, звук).

Документальный, игровой и анимационный фильмы. Коллективный процесс творчества в кино (сценарист, режиссер, оператор, художник, актер).

Мастера российского кинематографа (С.М. Эйзенштейн, С.Ф. Бондарчук, А.А. Тарковский, Н.С. Михалков).

Телевизионное изображение, его особенности и возможности (видеосюжет, репортаж и др.).

Художественно-творческие проекты.

Итого: 34 часа

3. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

 основного общего образования

5 класс

Раздел

Кол-во

часов

Темы

Кол-во

часов

Основные виды деятельности обучающихся

Народное художественное творчество – неиссякаемый источник самобытной красоты

15

Древние образы в народном творчестве.

1

Уметь объяснить глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского прикладного искусства, отмечать их лаконично-выразительную красоту. Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы

Солярные знаки (декоративное изображение и их условно - символический характер).

1

Понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженного в его трехчастной структуре и декоре. Раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы. Находить общее и различное в образном строе традиционного жилища разных народов. Создавать эскизы декоративного убранства избы

Русская изба: единство конструкции и декора.

1

Сравнивать и называть конструктивные декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома. Сравнивать, сопоставлять интерьеры крестьянских жилищ у разных народов, находить в них черты национального своеобразия. Создавать цветовую  композицию внутреннего пространства избы.

Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры.

1

Орнамент как основа декоративного украшения.

1

 Создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народную традицию. Выделять величиной, выразительным контуром рисунка, цветом, декором главный мотив, дополняя его орнаментальными поясами. Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников

Праздничный народный костюм – целостный художественный образ.

2

Понимать и анализировать образный строй народного праздничного костюма, давать ему эстетическую оценку. Соотносить особенности декора женского праздничного костюма с мировоззрением наших предков. Создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов

Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.

1

Характеризовать праздник как важное событие, как синтез всех видов творчества. Участвовать в художественной жизни класса, создавать атмосферу праздничного действа, общения и красоты. Проявлять себя в роли знатоков искусства, экскурсоводов, народных мастеров, экспертов. Понимать и объяснять ценность уникального крестьянского искусства как живой традиции,

Древние образы в народных игрушках (Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка).

1

Размышлять, рассуждать об истоках возникновения современной народной игрушки. Сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов.

Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов.

Искусство Гжели

1

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям гжельской керамики. Сравнивать благозвучное сочетание синего и белого в природе и в произведениях Гжели. Осваивать приемы кистевого мазка – «мазка с тенями». Создавать композицию росписи в процессе творческой работы.

Городецкая роспись

1

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения городецкого промысла. Выявлять общность в городецкой и гжельской росписях, определять характерные особенности произведений городецкого промысла. Осваивать приемы кистевой росписи Городца, овладевать декоративными навыками

Хохлома

1

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения Хохломы. Иметь представление о видах хохломской росписи, различать их. Создавать композицию травной росписи в единстве с формой

Жостово

2

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения жостовского промысла. Осваивать основные приемы жостовского письма. Создавать фрагмент жостовской росписи в живописной манере в процессе выполнения творческой работы.

Роспись по металлу, щепа, роспись по лубу и дереву.

1

Выражать свое личное отношение, эстетически оценивать изделия мастеров Русского Севера. Объяснять, что значит единство материала, формы и декора в берестяной и деревянной утвари. Осваивать основные приемы мезенской росписи. Создавать композицию росписи или ее фрагмент.

Вечные темы и великие исторические события в искусстве

8

Искусство иллюстрации (И.Я. Билибин,

 В.А. Милашевский,

В.А. Фаворский).

2

Знать

- имена известных художников иллюстраторов книг;

- роль художественной иллюстрации.

Уметь выражать авторскую позицию по выбранной теме.

Анималистический жанр (В.А. Ватагин,

 Е.И. Чарушин)

1

Знать

- имена известных художников анималистического жанра;

- угадывать по манере письма произведения художников. Создавать рисунки с изображением животных с характерными.

Образы животных в современных предметах декоративно-прикладного искусства. Стилизация изображения животных

1

Создавать самостоятельные варианты орнаментального построения с опорой на народную традицию. Выделять величиной, выразительным контуром рисунка, цветом, декором главный мотив, дополняя его орнаментальными поясами. Использовать традиционные сочетания цветов. Осваивать навыки декоративного обобщения.

Исторические картины.

(исторический жанр).

1

Знать имена выдающихся художников и их произведения.

Уметь воспринимать произведения искусства великих мастеров.

Праздники и повседневность в изобразительном искусстве (бытовой жанр).

2

Знать имена выдающихся художников бытового жанра и их произведения.

Уметь воспринимать, анализировать произведения великих мастеров.

Тема Великой Отечественной войны в монументальном искусстве и в живописи. Мемориальные ансамбли.

1

Знать живописные произведения, посвященные ВОВ.

Знать мемориалы, посвященные памяти героев Великой Отечественной войны.

Уметь работать с пластическими материалами.

Взаимосвязь истории искусства и истории человечества

2

Российские художественные музеи. (Русский музей,

Эрмитаж,

Третьяковская галерея).

1

Знать краткую историю музея. Уметь воспринимать произведения искусства и аргументировать. анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры.

Музей изобразительных искусств имени

А.С. Пушкина.

1

Уметь воспринимать произведения искусства и аргументировать, анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры.

Изобразительное искусство и архитектура России XI –XVII вв.

2

Художественная культура и искусство Древней Руси, ее символичность, обращенность к внутреннему миру человека.

1

Знать известные шатровые храмы 15-17 веков Москвы и подмосковья, анализировать

конструкцию и украшения как новый вид архитектуры.

Архитектура Киевской Руси. Мозаика.

1

Иметь представление и рассказывать о храмах Киевской Руси, их особенностях. Оценивать красоту архитектурных сооружений, украшений.

Виды изобразительного искусства и основы образного языка

7

Пространственные искусства.

Жанры в изобразительном искусстве.

1

Называть пространственные и временные виды искусства, объяснять в чем состоит их различие, рассуждать о роли зрителя в жизни искусства, уметь определять, к какому виду и жанру искусства относится рассматриваемое произведение.

Художественные материалы

1

Иметь представление и высказываться о роли художественного материала в построении художественного образа, приобретать навыки работы графическими материалами

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл

1

Рассуждать о значении и роли искусства в жизни людей. Рассказывать о различных художественных материалах и их выразительных свойствах

Рисунок – основа изобразительного творчества

1

Приобретать представление о рисунке как виде художественного творчества. Различать виды рисунка по их целям и художественным задачам. Овладевать навыками работы с графическими материалами в процессе выполнения творческих заданий.

Художественный образ. Стилевое единство.

 Линия, пятно. Ритм.

1

Различать виды рисунка по их целям и художественным задачам. Овладевать навыками работы с графическими материалами в процессе выполнения творческих заданий.

Цвет. Основы

цветоведения.  

1

Знать понятия и уметь объяснять их значения: основной цвет, составной цвет, дополнительный цвет. Объяснять значение понятий: цветовой круг, цветотональная шкала. Иметь навык сравнения и смешения  красок  для получения различных оттенков цвета

Композиция. Натюрморт.  

1

Формировать представления о различных целях и задачах изображения предметов быта в искусстве разных эпох. Узнавать о разных способах изображения предметов в зависимости от целей художественного изображения. Отрабатывать навык плоскостного изображения простых предметов. Осваивать простые композиционные умения изображения.

Итого :

34

6 класс

Виды изобразительного искусства и основы образного языка

12

Понятие формы. Геометрические тела:

куб, шар, цилиндр,

конус, призма.

Многообразие форм окружающего мира.

2

Характеризовать понятие простой и сложной пространственной формы. Называть основные геометрические объемные тела. Изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур. Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников.

Изображение объема на плоскости

1

Приобретать представление о различных способах и задачах изображения в различные эпохи. Строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы. Создавать линейные изображения геометрических тел, натюрморт с натуры из геометрических тел.

Освещение. Свет и тень.

1

Характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объема предметов. Осваивать основные правила объемного изображения предметов. Передавать с помощью света характер формы.

Натюрморт в графике.

1

Осваивать первичные умения графического изображения натюрморта с натуры и по представлению. Понимать и объяснять, что такое гравюра, каковы ее виды. Приобретать творческий опыт выполнения графического натюрморта в различных техниках.

Цвет в натюрморте

2

Приобретать представление о различном видении и понимании цветового состояния изображаемого мира в истории искусства. Понимать и использовать в работе выразительные возможности цвета. Выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания

Пейзаж. Правила построения перспективы

1

Получать представление о различных способах изображения пространства, о перспективе как о средстве выражения. Приобретать навыки изображения на основе правил линейной и воздушной перспективы. Приобретать навыки передачи в цвете различных состояний природы.

Воздушная перспектива. Пейзаж настроения.    

2

Природа и художник. Пейзаж в живописи художников – импрессионистов

(К.Моне, А.Сислей).

1

Получать представление о том, как понимали красоту природы и использовали новые средства выразительности в живописи 19 века. Характеризовать направления импрессионизма в истории изобразительного искусства. Учиться видеть, наблюдать изменчивость цветового состояния и настроения в природе. Приобретать навыки передачи в цвете состояний природы и настроения человека.

Пейзаж в графике.

1

Получать представление о произведениях графического пейзажа в европейском и русском искусстве. Приобретать навыки наблюдательности, интерес к окружающему миру, навыки создания пейзажных зарисовок.

Стили, направления, виды и жанры в русском изобразительном искусстве и архитектуре XVIII - XIX вв. 

3

Тема русского раздолья в пейзажной живописи XIX века

(А.К.  Саврасов,

И.И. Шишкин,

И.И. Левитан,

В.Д. Поленов).

1

Получать представление о том, как понимали красоту природы и использовали новые средства выразительности в живописи 19 века. Характеризовать направления импрессионизма в истории изобразительного искусства. Учиться видеть, наблюдать изменчивость цветового состояния и настроения в природе.

Классицизм в русской портретной живописи XVIII века

(И.П. Аргунов,

Ф.С. Рокотов,

Д.Г. Левицкий,

В.Л. Боровиковский). Русская классическая скульптура XVIII века (Ф.И. Шубин, М.И. Козловский).

1

Получать представления о задачах изображения человека в русском искусстве 18 века. Приводить примеры известных портретов отечественных художников. Рассказывать о содержании и композиционных средствах его выражения в портрете. Знакомиться с примерами портретных изображений великих мастеров скульптуры, приобретать опыт восприятия скульптурного портрета.

Жанровая живопись в произведениях русских художников XIX века (П.А. Федотов). Монументальная скульптура второй половины XIX века

1

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать жанровые произведения. Знать имена выдающихся художников бытового жанра и их произведения.

Уметь воспринимать, анализировать произведения великих мастеров.

Понимание смысла деятельности художника

13

Портрет. Конструкция головы человека и ее основные пропорции. Изображение головы человека в пространстве.

2

Приобретать представления о конструкции, строении головы человека и пропорциях лица. Овладевать первичными навыками изображения головы человека. Приобретать навыки создания портрета в рисунке.

Портрет в скульптуре.

1

Знакомиться с примерами портретных изображений великих мастеров скульптуры, приобретать опыт восприятия скульптурного портрета. Приобретать опыт и навыки работы лепки головы человека. Знакомиться с различными скульптурными материалами.

Графический портретный рисунок

1

Приобретать интерес к изображениям человека как способу нового понимания и видения человека. Получать представления о графических портретах мастеров разных эпох, о разнообразии графических средств в  решении образа человека. Выполнять наброски

Образные возможности освещения в портрете. Роль цвета в портрете.

2

Узнавать о выразительных возможностях освещения при создании художественного образа.  Различать освещение портрета с различных точек, характеризовать освещение в произведениях искусства. Овладевать опытом наблюдательности и постигать культуру восприятия реальности.

Великие портретисты прошлого

(В.А. Тропинин, И.Е. Репин,

И.Н. Крамской, В.А. Серов).

Портрет в изобразительном искусстве XX века (К.С. Петров-Водкин,

П.Д. Корин).

1

Узнавать и называть произведения великих портретистов русского и европейского искусства. Рассказывать об истории жанра портрета. Приобретать творческий опыт и новые умения в наблюдении и создании портретного образа человека.

Изображение фигуры человека и образ человека.

1

Приобретать представления о конструкции и пропорциях фигуры человека.

Знать и уметь

- соблюдать пропорции при изображении фигуры человека;

- изображать человека в движении.

Изображение фигуры человека в истории искусства

(Леонардо да Винчи, Микеланджело Буанаротти, О. Роден).

1

Узнавать и называть произведения великих художников русского искусства. Приобретать творческий опыт и новые умения в наблюдении и анализе произведений.

Пропорции и строение фигуры человека.

1

Знать пропорции фигуры человека.

Уметь рисовать схемы движений человека. Знать имена великих скульпторов и их произведения.

Лепка фигуры человека.

1

Получить представление об истории скульптурного образа. Уметь использовать выразительные свойства материала (глины, пластилина) для передачи движения и пропорций в мини-скульптуре.

Набросок фигуры человека с натуры.

1

Получить представление о пропорциях фигуры человека.

Обретать навыки рисования схемы движений человека. Знать имена великих скульпторов и их произведения.Знать понятие силуэт.

Уметь

-пользоваться графическими материалами;

-видеть и передавать характер движения.

Основы представлений о выражении в образах искусства нравственного поиска человечества.

(В.М. Васнецов, М.В. Нестеров)

1

Знакомиться с произведениями художников, преобретать опыт понимания и анализирования произведений, выражать свое мнение о видении сюжетной линии. Приобретать творческий опыт и новые умения в наблюдении и анализе произведений.

Вечные темы и великие исторические события в искусстве

6

Сюжет и содержание в картине. Процесс работы над тематической картиной.

1

Характеризовать сюжетно-тематическую картину как обобщенный и целостный образ. Обьяснять понятия «тема», «содержание», «сюжет». выражения в произведениях бытового жанра. Участвовать в обсуждении содержания и средств выражения в произведениях бытового жанра. Развивать навыки композиционного построения в процессе работы.

Тематическая картина в русском искусстве XIX века.

 (К.П. Брюллов и др.).

1

Учиться рассказывать об особенностях развития исторической картины в русском искусстве. характеризовать значение тематической картины в развитии русской культуры. Называть имена и узнавать картины известных художников

Мифологические темы в зарубежном искусстве

 (С. Боттичелли, Джорджоне,

 Рафаэль Санти).

1

Приобретать представление о взаимосвязи исторического и мифологического жанров в ИЗО, характеризовать понятия «монументальная живопись, «фреска».  Называть имена и узнавать картины известных художников.

Уметь воспринимать произведения искусства великих мастеров. Уметь строить тематическую композицию.

Русская религиозная живопись XIX века

(А.А. Иванов,И.Н. Крамской,

В.Д. Поленов).

1

Приобретать представление о великих, вечных темах искусства. Узнавать наиболее известные произведения изобразительного искусства в русском искусстве. Приобретать опыт строить тематическую композицию на основе библейского сюжета

Библейские сюжеты в мировом изобразительном искусстве

 (Леонардо да Винчи, Рембрандт, Микеланджело Буанаротти,

Рафаэль Санти).

1

Приобретать представление о великих, вечных темах искусства. Узнавать наиболее известные произведения изобразительного искусства на библейские темы в европейском искусстве. Приобретать опыт строить тематическую композицию на основе библейского сюжета.

Историческая живопись художников объединения «Мир искусства»

(А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансере, Н.К. Рерих).        

1

Приобретать представление о великих, вечных темах искусства. Узнавать наиболее известные произведения изобразительного искусства на исторические темы в живописных произведениях «мироискусстников»

Итого:

34

7 класс

Искусство полиграфии

3

Специфика изображения в полиграфии. Формы полиграфической продукции (книги, журналы, плакаты, афиши, открытки, буклеты).

1

Понимать и объяснять образно-информационную цельность синтеза слова и изображения в плакате и рекламе.

Создавать творческую работу в материале.

Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное фотографическое). Искусство шрифта.

1

Понимать букву как исторически сложившееся обозначение звука.

Различать «архитектуру» шрифта и

особенности шрифтовых гарнитур.

Применять печатное слово, типографскую строку в качестве элементов графической композиции.

Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки и др.

1

Узнавать элементы, составляющие конструкцию и художественное оформление книги, журнала.

Выбирать и использовать различные способы компоновки книжного и журнального разворота.

Создавать практическую творческую работу в материале.

Конструктивное искусство: архитектура и дизайн

12

Художественный язык конструктивных искусств. Роль искусства в организации предметно – пространственной среды жизни человека.

1

Находить в окружающем рукотворном мире примеры плоскостных и объемно-пространственных композиций.

От плоскостного изображения к объемному макету.

2

Развивать пространственное воображение.

Понимать плоскостную композицию как возможное схематическое изображение объемов при взгляде на них сверху.

Осознавать чертеж как плоскостное изображение объемов,

Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля

1

Понимать и объяснять структуру различных типов зданий, выявлять горизонтальные, вертикальные, наклонные элементы, входящие в них.

Применять модульные элементы в создании эскизного макета дома.

Важнейшие архитектурные элементы здания.

1

Иметь представление и рассказывать о главных архитектурных элементах здания, их изменениях в процессе исторического развития.

Создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале.

Вещь как сочетание объемов и как образ времени. Единство художественного и функционального в вещи. Форма и материал.

1

Понимать общее и различное во внешнем облике вещи и здания, уметь выявлять сочетание объемов, образующих форму вещи.

Осознавать дизайн вещи одновременно как искусство и как социальное проектирование, уметь объяснять это.

Цвет в архитектуре и дизайне. Архитектурный образ как понятие эпохи (Ш.Э. ле Корбюзье).

1

Получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта.

Понимать и объяснять особенности цвета в живописи, дизайне, архитектуре.

Выполнять коллективную творческую работу по теме.

Тенденции и перспективы развития современной архитектуры. Жилое пространство города. (город, микрорайон, улица).

1

Рассматривать и объяснять планировку города как способ оптимальной организации образа жизни людей.

Создавать практические творческие работы, развивать чувство композиции.

Природа и архитектура. Ландшафтный дизайн.

1

Узнавать о различных вариантах планировки дачной территории.

Совершенствовать приемы работы с различными материалами в процессе создания проекта садового участка.

Применять навыки сочинения объемно-пространственной композиции в формировании букета по принципам икэбаны.

Основные школы садово-паркового искусства. Русская усадебная культура XVIII - XIX веков.

1

Знать основные школы садово-паркового искусства,

 различать известные русские особняки 18-19 веков.

Искусство флористики. Проектирование пространственной и предметной среды. Дизайн моего сада

1

Преобретать и применять навыки сочинения объемно-пространственной композиции в формировании букета по принципам икэбаны.

История костюма.

1

Приобретать общее представление о технологии создания одежды.

Понимать, как применять законы композиции в процессе создания одежды (силуэт, линия, фасон), использовать эти законы на практике.

Композиционно - конструктивные принципы дизайна одежды.

1

Приобретать общее представление о технологии создания одежды.

Понимать, как применять законы композиции в процессе создания одежды (силуэт, линия, фасон), использовать эти законы на практике.

Осознавать двуединую природу моды как нового эстетического направления

Изобразительное искусство и архитектура России XI –XVII вв.

4

Красота и своеобразие архитектуры Владимиро-Суздальской Руси. Архитектура Великого Новгорода.

1

Иметь представление и рассказывать о главных элементах архитектуры Владимира, Н.Новгорода, их особенностях.

Создавать разнообразные творческие работы в материале.

Образный мир древнерусской живописи (Андрей Рублев,

Феофан Грек, Дионисий).

1

Знать имена выдающихся художников-иконописцев и их произведения.

Уметь воспринимать произведения искусства великих мастеров.

Соборы Московского Кремля. Шатровая архитектура (церковь Вознесения Христова в селе Коломенском, Храм Покрова на Рву).

1

Иметь представление и рассказывать о главных храмах Московского Кремля, их особенностях. Оценивать красоту храма в Коломенском, храма Покрова на Рву  

Изобразительное искусство «бунташного века» (парсуна). Московское барокко.

1

Знать отличительные особенности парсуны, произведения известных мастеров. Узнавать и характеризовать архитектуру Московского барокко в Петербурге, Царском селе.

Взаимосвязь истории искусства и истории человечества

3

Традиции и новаторство в изобразительном искусстве XX века (модерн, авангард, сюрреализм).

1

Знать отличительные особенности стилей искусства: модерн, авангард, сюрреализм. Уметь характеризовать произведения живописи XX в.

Модерн в русской архитектуре

(Ф. Шехтель).

 Стиль модерн в зарубежной архитектуре (А. Гауди).

1

Знать основные отличительные особенности модерна в архитектуре,

уметь проводить сравнительный анализ русской и зарубежной архитектуры

Крупнейшие художественные музеи мира и их роль в культуре (Прадо,

Лувр, Дрезденская галерея).

1

Знать краткую историю музея. Уметь воспринимать произведения искусства и аргументировать. анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры.

Изображение в синтетических и экранных видах искусства и художественная фотография

12

Роль изображения в синтетических искусствах. Театральное искусство и художник.

1

Понимать соотнесение правды и условности в актёрской игре и сценографии спектакля.

Узнавать, что актёр – основа театрального искусства и носитель его специфики.

Понимать, что все замыслы художника и созданное им оформление живут на сцене только через актёра, благодаря его игре.

Сценография – особый вид художественного творчества. Костюм, грим и маска. Театральные художники начала XX века.

(А.Я. Головин, А.Н. Бенуа,

 М.В. Добужинский)

1

Узнавать, что образное решение сценического пространства спектакля и облика его персонажей составляют основную творческую задачу театрального художника.

Понимать различия в творческой работе художника-живописца и сценографа.

Приобретать представление об исторической эволюции театрально-декорационного искусства и типах сценического оформления и уметь их творчески использовать в своей сценической практике.

Опыт художественно-творческой деятельности. Создание художественного образа в искусстве фотографии.

1

Понимать специфику изображения в фотографии, его эстетическую условность, несмотря на все его правдоподобие.

Различать особенности художественно-образного языка, на котором «говорят» картина и фотография.

Осознавать, что фотографию делает искусством не аппарат, а человек, снимающий этим аппаратом.

Иметь представление о различном соотношении объективного и субъективного в изображении мира на картине и на фотографии

Особенности художественной фотографии. Выразительные средства фотографии

(композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.).

1

Понимать и объяснять роль света как художественного средства в искусстве фотографии.

Уметь работать с освещением для передачи объёма и фактуры вещи при создании художественно-выразительного фотонатюрморта.

Приобретать навыки композиционной и тональной обработки фотоснимка при помощи различных компьютерных программ.

Изображение в фотографии и в живописи.

1

Различать особенности художественно-образного языка, на котором «говорят» картина и фотография. Иметь представление о различном соотношении объективного и субъективного в изображении мира на картине и на фотографии

Изобразительная природа экранных искусств. Специфика киноизображения: кадр и монтаж.

1

Понимать и объяснять значение информационно-эстетической и историко-документальной ценности фотографии.

Осваивать навыки оперативной репортажной съёмки события и учиться владеть основами операторской грамоты, необходимой в жизненной практике.

Кинокомпозиция и средства эмоциональной выразительности в фильме

 (ритм, свет, цвет, музыка, звук).

1

Узнавать, что телевидение прежде всего является средством массовой информации, транслятором самых различных событий и зрелищ, в том числе и произведений искусства, не будучи при этом новым видом искусства.

Понимать многофункциональное назначение телевидения как СМИ и культуры.

Узнавать, что неповторимую специфику телевидения составляет прямой эфир.

Документальный, игровой и анимационный фильмы. Коллективный процесс творчества в кино. (сценарист, режиссер, оператор, художник, актер).

1

Осознавать общность творческого процесса при создании любой телевизионной передачи и кинодокументалистики.

Приобретать и использовать опыт документальной съёмки и тележурналистики для формирования школьного телевидения.

Мастера российского кинематографа

(С.М. Эйзенштейн,

С.Ф. Бондарчук,

А.А. Тарковский, Н.С. Михалков).

1

Приобретать представление о коллективном процессе создания фильма, в котором участвуют не только творческие работники, но и технологи, инженеры и специалисты многих иных профессий.

Понимать и объяснять, что современное кино является мощнейшей индустрией.

Узнавать, что решение изобразительного строя фильма является результатом совместного творчества режиссёра, оператора и художника.

Приобретать представление о роли художника-постановщика в игровом фильме, о творческих задачах, стоящих перед ним, и о многообразии художнических профессий в современном кино.

Телевизионное изображение, его особенности и возможности (видеосюжет, репортаж и др.).

1

Приобретать представления о художнической природе операторского мастерства и уметь применять полученные знания по композиции и построению кадра.

Овладевать азами операторской грамоты, техники съёмки и компьютерного монтажа, чтобы эффективно их применять в работе над своим видео.

Уметь смотреть и анализировать с точки зрения режиссёрского, монтажно-операторского искусства фильмы мастеров кино

Художественно-творческие проекты.

2

Приобретение опыта выступления и защиты своего проекта. Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников

Итого:

 102

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный турист-эколог"6 класс

Программа расчитана на 1 год обучения,34 часа.Составлена в соответствии с требованиями стандарта общего образования.Рабочая программа направлена на систематизацию знаний о природе и человеке,  во...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный математик" для 7 класса

С учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компете...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный химик» 8-9 класс.

Программа внеурочной деятельности  "Юный химик" для 8-9 классов направлен на то, что в течение первого года обучающиеся получают первоначальные представления о науке химии, простейшие н...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Юный эколог» для 9 класса

Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности подростков....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный программист" 5-9 классы

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный программист" 5-9 классы...

Рабочая программа внеурочной деятельности " Юный художник" для 1 классов

Рабочая программа разработана для 1 классов.  Программа «Юный художник» является программой художественно-эстетического направления, предполагает углубленный уровень освоения знаний и...