Урок ИЗО в 5-м классе Тема: "Народные промыслы. Гжель"Урок изобразительного искусства в 7 классе . Тема: Родной край.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 7 класс)

Ершова Людмила Николаевна

Урок ИЗО в 5-м классе

Урок изобразительного искусства в 7 классе .

Тема:  Родной край.Тема: "Народные промыслы. Гжель"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок изобразительного искусства в 7 классе .

Тема:  Родной край.

Урок изобразительного искусства в 7 классе .Тема:  Родной край.

Цель:Воспитание любви к родному краю средствами изобразительного искусства, поэзии и музыки.

Задачи:

Образовательные: Познакомить с творчеством Воронежских художников. Закрепить понятие пейзаж, виды пейзажа.

Развивающие: Способствовать развитию наблюдательности, творческого воображения.

Воспитательные: Способствовать воспитанию патриотизма, бережного отношения к родной природе.

Оборудование: Мультимедийный проектор, презентация;

Зрительный ряд: репродукции картин: И. Шишкин «Рожь», «Корабельная роща», В. Поленов «Московский дворик», «Золотая осень», И. Левитан «Озеро. Русь», «Золотая осень», А.М. Васнецов «Родина», репродукции картин художников.

Литературный ряд: произведения русских поэтов.

Музыкальный ряд: «Что может быть лучше России»

Оборудование для учащихся: альбом, гуашь, акварель, кисти, баночка для воды.

План урока.

1.Организационный момент.

2.Введение в тему. Актуализация знаний.

3.Изучение нового материала.

4.Самостоятельная работа учащихся.

5.Рефлексия деятельности на уроке.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Предметные и метапредметные УУД

Организационный момент.

Эмоциональный настрой.

Здравствуйте, ребята.

Слайд № 1. На экране вы видите слова великого русского писателя Л.Н. Толстого.

Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе. Как вы понимаете эти слова?

Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.

Я рада, что у нас добрый настрой. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.

Возможные ответы детей:

добрые дела всегда воздаются добром; относись к людям так, как хочешь чтобы относились к тебе.

Дети произносят вместе с учителем.

Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу.

Личностные УУД

Развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития способности к восприятию чувств других людей.

Регулятивные УУД Самооценка готовности к уроку.

Введение в тему.

Ребята, послушайте стихотворение. (Можно закрыть глаза)

Люблю донские берега –
Сторонушку родную!
В жаре, в дождях или снегах –
Люблю её любую!
Мне никогда не променять
Родного края:
Есть в нём святая благодать,
Я сердцем это знаю!

Какая картина возникла в вашем воображении?

Эти строки принадлежат воронежской поэтессе Ольге Ширяевой.

Как вы думаете, что мы сегодня будем рисовать?

Сегодня на уроке мы посмотрим, как изображают красоту родной природы художники. Изобразим пейзаж родной земли.

Итак, тема нашего урока «Родной край».

Слушают стихотворение

Отвечают на вопросы:

Что такое родина для вас?

Родина – это страна, в которой мы родились и живем. 
— Наша Родина – это русские леса, поля, моря и реки. 
— Это земля, на которой жили, трудились наши предки. 
— Земля, которую наши предки защищали от врагов. 
— Родина – это наш край, город, поселок. 
— Родина – это место, где живут близкие и дорогие нам люди.

Познавательные УУДформирование интереса к теме урока, его содержанию.

Коммуникативные УУД

Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Актуализация знаний.

Богата и необыкновенно красива наша Родина. Красота родной природы была источником вдохновения для поэтов, музыкантов, художников.

Безгранично любя свою Родину, Россию, многие художники стремились воплотить в своём творчестве её образ.

Для некоторых из них родина – это берёза у окна, серебристый иней, зимний лес, розовый закат солнца над озером, весёлые ромашки на лесной поляне, красавица церквушка на бугре над речкой. Для других она – бескрайние поля, луга, озёра, деревни и города, работающие на пашне люди, высокое–высокое небо с плывущими по нему, как белоснежные лебеди, облаками.

Картины художников прекрасно передают образ нашей Родины – России.

Отгадайте-ка загадку.

Если видишь на картине нарисована река,

Или ель и белый иней, или сад и облака,

Или снежная равнина, или поле и шалаш,

Обязательно картина называется… — пейзаж.

Что такое пейзаж?

Что на пейзаже может быть изображено?

Исходя из этого, выделяют виды пейзажа, какие вы знаете?

Попробуем разобраться, где какой пейзаж.

Проверка индивидуальной работы: что получилось, на какие группы делили, по какому принципу?

Молодцы, ребята! Вы действительно хорошо знаете виды пейзажа.

Как называются художники, пишущие пейзаж?

Каких художников - пейзажистов вы знаете? Перед вами картины известных художников – пейзажистов. Вспомните название картин, кто их автор? 

Что такое малая родина?

Постановка проблемного вопроса:

А вы знаете художников, которые изображали на картинах свой край?

Ответы учащихся:

Пейзаж - вид, изображение какой-либо местности; в живописи и графике жанр изобразительного искусства, в котором основной предмет изображения - природа.

Пейзаж - изображение окружающего нас мира.

Море, город, деревня, лес, улица, завод…

(Соотнесение репродукции и видом пейзажа.)

Городской, деревенский, лесной, лирический, архитектурный, марина, индустриальный.

Художники – пейзажисты.

Малая родина  – это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа. Это памятные места родного города, села, его исторические и культурные центры, предприятия и, конечно, это люди, гордость и слава родного города, села.

Познавательные УУДформирование интереса к теме урока, его содержанию.

Предметные УУД Формирование художественной культуры, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством.

Познавательные УУД

Анализ картин с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации пейзажей.

Изучение нового материала

Знакомство с творчеством художников.

Познакомимся с произведениями некоторых из них. Каждый автор пишет свои работы со своим видением и собственным выражением красоты родного края.

Красота родного края вдохновляет поэтов на создание новых стихов, художников на создание новых картин.

Милые Воронежские дали,
Гордое величие полей,
Зов печальный журавлиной стаи,
Песня сердца Родины моей. (А. Воронин)

(репродукции картин  художников учебник)

Величавый батюшка Дона на картине Бориса Андреевича Гончарова.

Давайте рассмотрим картины подробнее.

Слайд №13. Юрий Федорович Внодченко - известный живописец, автор сюжетных картин, пейзажей, портретов, натюрмортов. В его творчестве жанровый диапазон представлен очень широко. Лучшие работы Юрия Федоровича хранятся в музеях Орла, Липецка, Рязани, Курска, США, Франции и в частных коллекциях. Несколько полотен в разные годы приобрел областной художественный музей имени И.Н. Крамского.

Удаль русская. Песня Кольцова.
Буйный ветер дороги степной…
Жил издревле светло и сурово
Край воронежский, край мой родной.

  (Н. Добронравов)

Рассматривают работы, отвечают на вопросы.

Какое впечатление производит произведение?

Какое настроение пытается передать автор?

Какие ощущения может испытывать зритель?

Работа с картиной:

Как можно назвать данную работу?

Обратите внимание на композицию. Что изображено на переднем плане, на заднем. Чему уделяет внимание художник.

Что является главным в картине?

Какое настроение несет произведение?

Какие композиционные средства использует художник?

Выделите главное из того, что вы увидели.

Попробуйте объяснить, почему именно это кажется вам главным?

Какими средствами художник выделяет главное?

Вопросы:

Какое настроение художник передал в своей картине?

Какие чувства у вас вызывает картина? Почему?

О чем повествует картина?

Как вы думаете, чему посвящена эта картина?

Какой колорит выбрал художник и почему? Как построена композиция картины?

Посмотрите на работы художника.

К какому виду пейзажа можно отнести работы?

Какое настроение передают?

Какую цветовую гамму использует художник

Предметные УУД

овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства

Личностные УУД

развитие эстетических чувств на основе знакомства с произведениями искусства

Познавательные УУД

сравнивать, анализировать, делать выводы

Практическая работа.

Подготовка к художественной деятельности.

Познакомившись с произведениями художников, и опираясь на свои наблюдения за родным краем, напиши на листе пейзаж родного края, своей Маленькой Родины.

Давайте вспомним, с чего начинается работа над пейзажем?

А сейчас вам предстоит самостоятельная работа. Но перед тем как вам начать работать, давайте проверим, правильно ли вы сидите?

Спина должна быть прямая, расстояние между глазами и листом бумаги должно быть не менее 25-30 сантиметров. 

Приступаем к выполнению практической работы.

Проговаривание последовательности работы над пейзажем.

Определение формата листа.

Композиционное решение.

Карандашный набросок.

Работа в цвете начинается с работы над средой.

Затем работаем над элементами заднего плана, после работаем над предметами переднего плана, работу заканчиваем прорисовкой деталей.

Личностные УУД

мотивации к творческой деятельности, работе на результат;

Регулятивные УУД

умение фиксировать способ деятельности, составлять план работы над образом, формировать способы деятельности;

«Вот что нужно пейзажисту – понимать разговор воды и деревьев, слышать, как трава растёт,- говорил мастер «пейзажных настроений» И.И. Левитан. – Какое это великое счастье!»

На стихи поэтов часто пишут музыку. И появляются очень красивые, задушевные песни.

Во время самостоятельной работы звучит музыка.

Выполнение творческой работы

Регулятивные УУД

умение самостоятельно определять цели и задачи учебной деятельности, планировать наиболее эффективные способы и пути достижения целей

Рефлексия деятельности на уроке.

Подведение итогов художественной деятельности.

С творчеством каких художников мы познакомились?

А вам самим понравилось рисовать состояние природы, в которое вы вложили ваши чувства и настроение?

Чьи работы вам наиболее хотелось бы отметить, поблагодарить их создателей? Какие работы выполнили?

Продолжи предложение:

У меня получилось…..

Мне понравилось……

Я узнал (а)……

Экспресс выставка.

Отвечают на вопросы, анализируют свои работы и работы одноклассников, самооценка работы.

Личностные УУД

уважительное высказывание о рисунках;

владение познавательной и личностной рефлексией;

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Уборка рабочего места.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект по изобразительному искусству. 7 класс. Тема: «Мой край богат историческими событиями. Село Кошки в годы Великой Отечественной войны».

Завершающий урок из блока уроков по теме: "Мой край богат историческими событиями. Село Кошки в годы Великой Отечественной войны"....

План-конспект урока (изобразительное искусство, 4 класс) по теме: Урок изобразительного искусства "Образ художественной культуры Японии"

Тема: Образ художественной культуры Японии. «Япония – глазами детей» Цель:  сформировать у учащихся представление о многообразии культуры Японии, воспитывать нравственно-эстетическую отзывчи...

Урок изобразительного искусства 5 класс Тема урока: «Транспорт»

Урок изобразительного искусства5 классТема урока: «Транспорт»...

Разработка урока изобразительного искусства 7 класс по теме"Тематическая картина в русском искусстве 19 века"

1. Технологическая карта урока изобразительного искусства 7 класс "Тематическая картина в русском искусстве 19 века" 2. Мозговой штурм3. Викторина4.1 Музыкальная презентация "...

Урок ИЗО в 5-м классе Тема: "Народные промыслы. Гжель"

Урок ИЗО в 5-м классеТема: "Народные промыслы. Гжель"...

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...

Урок изобразительного искусства 5 класс по теме "Роль декоративно-прикладного искусства в культуре древних цивилизаций. Древняя Греция

Урок посвящен декоративно-прикладному искусству Древней Греции - удивительную, полную загадок  и чудес страну, одна из цивилизаций, отдаленную от нас несколькими тысячелетиями...