План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5, 6 класс)
План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)
План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5 класс ИЗО Конструкция и декор предметов народного быта | 26.39 КБ |
6 класс Линия и пятно в графике | 21.75 КБ |
Предварительный просмотр:
План- конспект урока изобразительного искусства
Тема урока: «Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка» 5 класс
Тип урока: урок открытия новых знаний, обретение новых умений и навыков.
Всего часов: 1 урок по 45 мин.
Цели:
Образовательная: Создание эскиза украшения прялки посредством стилизации и преобразования природных форм. Развивающая: развивать творческий интерес ; познавательную активность; образное мышление; фантазию; графические умения и навыки; способность применять знания построения орнамента из стилизованных символов.
Воспитательная: Ценить и уважать труд человека. Воспитывать интерес и любовь к национальному искусству, уважение к своим древним корням и памяти предков.
Задачи:
Личностные:
-- формировать бережное отношение к предметам декоративно-прикладного искусства;
--пробудить интерес к декоративно-прикладному искусству;
--учить детей адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников.
Метапредметные: укреплять межпредметные связи (история, литература, изобразительное искусство)
Предметные:
--научить построению сетчатого орнамента из стилизованных символов ,применяемых в оформлении предметов народного быта;
-- связать композицию с конструкцией прялки;
--закрепить навыки работы с различными материалами.
Материалы: карандаш, фломастеры.
Раздаточный материал: лист А4 с контуром лопасти прялки.
Оборудование: образцы работ педагога, учеников, компьютер, экран, проектор, презентация «Русская прялка».
План урока.
- Организационный момент.
- Актуализация опорных знаний.
- Сообщение темы.
- Формирование новых знаний.
- Строение и роспись русских прялок.
- Постановка художественной задачи.
- Практическое выполнение задания.
- Просмотр и анализ работ.
- Подведение итогов.
- Релаксация.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Приветствие. Проверка присутствующих.
- Проверка готовности учащихся к уроку.
I. этап. Мотивация к деятельности (мотивационный).
Учитель:
Ребята, давайте представим, что мы с вами на уроках технологии изобрели машину времени и с её помощью отправились в 19 век в гости к прабабушке. Вошли в крестьянскую избу. Взгляните, здесь все красиво, гармонично и совершенно.
Слайд 1
Учитель:
Наш взор остановился на переднем углу избы. Ребята, как называется передний угол избы?
Дети: Красный.
Учитель: Почему он так называется?
Дети:
Красный - значит красивый. Он считался святым, там на полочке стояли иконы, это место считалось главным в доме. Это духовный центр дома. Самых почетных, дорогих гостей сажали в красный угол, на лавку за стол.
Учитель:
Прабабушка усадила бы нас , дорогих гостей, в красный угол.
Учитель: А потолок в избе был подобен чему?
Дети: Небесному своду.
Учитель: Пол подобен…
Дети: Земле.
Учитель: А чем, какими вещами избу украсила прабабушка?
Дети: Вышитыми полотенцами, скатертью, занавесками, самоткаными половиками…
Учитель: Центром крестьянского жилища, символом тепла, главным оберегом семьи, основой жизни что было?
Дети: Печь
Учитель: Какую роль играла печь в жизни крестьянской семьи?
Дети: Печь кормила, спасала от холода. Она избавляла от болезней.
Печь считали семейным очагом.
На ней сушили одежду и обувь.
Ребятишки, забравшись на печь, слушали сказки.
Слайд 2
Учитель: В низенькой светелке
Огонек горит,
Молодая пряха
Под окном сидит-
Молода, красива,
Карие глаза, По плечам развита
Русая коса.
Русая головка,
Думы без конца…
Ты о чем мечтаешь,
Девица-краса?
Слайд 3
Учитель: О ком идет речь?
Дети: Прабабушка в русской народной одежде прядет пряжу.
II. Сообщение темы.
Учитель: Тема нашего урока «Конструкция и декор предметов народного быта». Сегодня мы познакомимся с удивительным предметом крестьянского быта—прялкой. Мы узнаем, как наши предки изготавливали и украшали столь необходимый в быту предмет.
III. Формирование новых знаний.
Слайд 4
Учитель: Прялка - предмет народного быта, орудие труда на котором пряли нити, из которых на ткацком станке женщины ткали полотно, а из него кроили и шили одежду. Прялка сопровождала девушку от рождения до замужества. Без прялки невозможно представить быт русского человека. Прялка была и орудием и оберегом и украшением крестьянской избы.
Слайд 5
Учитель: Прялки украшались резными узорами и росписью с уже знакомыми нам знаками солнца, чудными конями, диковинными цветами, зверями и птицами.
Слайд 6
Учитель: Когда девушка становилась взрослой, для нее покупали новую нарядную прялку или дарили ей старую, доставшуюся от бабушек и прабабушек. Если отец девушки был мастеровым, он изготавливал ей прялку собственноручно, вкладывая в нее всю свою душу. Довольно часто муж дарил прялку любимой жене, но в очень редких случаях. Прялка становилась гордостью ее владелицы, передавалась по наследству от матери к дочери, от бабушки к внучке. Сейчас прялки хранятся в краеведческих музеях нашей страны.
Учитель: Прялка была не только орудием труда, но и произведением искусства.
Слайд 7
IV. Строение и роспись русских прялок.
Учитель: Посмотрите, как разнообразны прялки: их различают размеры, форма лопастей, ножки, декоративные украшения.
Слайд 8
Ребята! У нашей прабабушки –девицы беда! Когда она отошла за новой порцией шерсти, от горящей лучины повредилась лопасть на прялке. Поможем ей, сделаем новую. Это будет наш с вами подарок из 21 века.
Учитель: Прежде чем приступить к работе посмотрите из каких частей состоит прялка.
Прялка состоит из лопасти, ножки, донца, городков и сережек. К лопасти привязывали кудель - пушистый комок шерсти.
«Серёжки» - выступы в нижней части, символы ночного (подземного) солнца. Донце – горизонтальное сиденье для пряхи.
Слайд 9
Учитель: По своей конструкции русские деревянные прялки делились на корневые (копылы) и разъемные (составные). После окончания работы
У разъемной прялки лопасть вынималась и вешалась на стену как картина украшая избу. (учитель на доске записывает названия прялок) .
Слайд 10
V. Постановка художественной задачи.
Учитель: Мы с вами рассмотрели различные прялки. Вы видели, что все они были очень разными по форме, но все одинаково красивы. А теперь давайте выполним эскиз лопасти прялки с использованием знаний о русском традиционном орнаменте и его символике.
Учитель: (раздает листы формата А4 с контуром лопасти прялки, на доске вывешивает таблицу с орнаментами )
Скажите, какими узорами, символами вы будете украшать предметы? Дети: Символами солнца, земли, воды, т.е. солярными знаками.
Учитель: А что означают эти символы?
Дети: Счастье, радость, богатство.
VІ. Практическое выполнение задания.
Учитель: Прежде чем приступить к работе, посмотрите последовательность выполнения:
1. Дорисовать к лопасти ножку.
2. Оформить верх лопасти городками, низ «серьгами».
3. Составить композицию из геометрического сетчатого орнамента, символа солнца, земли, воды.
4. Выполнить проработку деталей (карандаш, гелевая ручка, фломастер).
Слайд 11
Учитель: Ребята, посмотрите примеры украшения лопасти прялки геометрическим орнаментом.
Слайд 12
Во время урока учитель ходит по классу, выявляет возникшие затруднения учащихся, на доске для всех показывает способы их устранения.
VІІ. Просмотр и анализ работ.
Теперь посмотрим, что у вас получилось. Молодцы, справились со своей задачей, прабабушка довольна! Вы, как старые мастера, постарались вложить в свою работу частичку своей души.
VІII. Подведение итогов.
Вот и закончилось наше путешествие в прошлое. Сегодня вы выступили в роли народных умельцев, создавая эскиз лопасти прялки, и поняли, что конструировать и создавать декор сложная, творческая работа.
IХ. Релаксация.
- Назовите основные элементы прялки?
- Какие декоративные мотивы преобладают в украшении прялок?
- На какие виды делились прялки по своей конструкции?
Учитель: На уроке мы не только пытались создавать единство конструкции и декора предметов народного быта, но и прикоснулись к нашим древним корням, памяти предков. Надеюсь, что сегодняшний урок способствовал формированию любви и понимания к национальному русскому искусству.
Сейчас прозвенит звонок и мы вернемся в 21 век.
Литература:
- Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Н.А Горяева, О.В. Островская; под редакцией Б.М. Неменского; Москва: издательство «Просвещение», 2005 г.
Предварительный просмотр:
План- конспект урока изобразительного искусства
Тема урока: «Линия и пятно в графике. Стилизация животных»
6 класс
Тип урока: урок открытия новых знаний, обретение новых умений и навыков.
Всего часов: 1 урок по 45 мин.
Цели:
Деятельностная: Познакомить учащихся со средствами и приемами стилизации в графике; научить применять виды линий и пятна в графических работах; формировать чувства графического стиля, осознание изобразительных возможностей линии, пятна как графического средства; создание творческой работы. Ознакомить учащихся со способами выразительности линии и пятна и их выразительными возможностями; научить составлять композиции из различных линий и пятен; формировать навыки работы с различными материалами (карандаш, фломастеры, гелевая ручка).
Развивающая: развивать творческий интерес; познавательную активность; образное мышление, внимание, память, фантазию; творческое воображение; графические умения и навыки.
Воспитательная: Нравственное и эстетическое воспитание учащихся посредством изучения искусства силуэтной графики, получение знаний, практических умений и навыков по выполнению изображений стилизованных форм.
Задачи:
Личностные:
--пробудить интерес к виду изобразительного искусства--графике;
--учить детей адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников.
Метапредметные: укреплять межпредметные связи (история, литература, изобразительное искусство)
Предметные:
--научить приемам графического изображения;
--научить согласованному распределению линий , штрихов, точек, пятен при выполнении графических работ ;
--закрепить навыки работы с различными материалами.
Материалы: карандаш, фломастеры ,гелевая ручка.
Раздаточный материал: карточки с изображением силуэтов животных.
Оборудование: образцы работ педагога, учеников, компьютер, экран, проектор, презентация «Линия и пятно в графике. Стилизация животных ».
План урока.
- Организационный момент.
- Сообщение темы.
- Формирование новых знаний.
- Постановка художественной задачи.
- Практическое выполнение задания.
- Просмотр и анализ работ.
- Подведение итогов.
- Релаксация.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Приветствие. Проверка присутствующих.
- Проверка готовности учащихся к уроку.
I этап. Мотивация к деятельности (мотивационный).
Тема нашего урока: «Линия и пятно в графике. Стилизация животных»
Сегодня на уроке мы с вами узнаем, что такое «стилизация». Узнаем о средствах и приемах стилизации. И попробуем сами создать свою стилизованную композицию. Но сначала познакомимся с видом изобразительного искусства графикой.
II этап: Формирование новых знаний:
Графика (греч. graphike, от grapho - пишу, черчу, рисую), вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные произведения (многообразные виды гравюры), основывающиеся на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями.
Слайд 1-6
Выразительными средствами графики являются : точка, линия, пятно.
Слайд 7
Точка – это графический акцент на плоскости, т.е. от точечного прикосновения карандашом, кистью, пером, фломастером и другими художественными инструментами появляется точечное изображение. Точечное изображение строится на основе точек одинаковой или разной величин. Изображение зависит от выявленных в композиции свойств точек: расположения их на плоскости, относительного размера, силуэта формы, плоскости заполнения, яркости. Точечные изображения, в основном, используют в орнаментально-декоративных композициях, в графике, офорте, а также в компьютерных и фотографических растровых технологиях. Точечные изображения могут быть использованы в сочетании с линейными, штриховыми, тональными и цветовыми изображениями в плоскостной композиции
Слайд 8
Линия – самый простой прием в графике и орнаментально-графическом искусстве. Она способна выполнить одновременно несколько функций: ограничивать форму, определять характер и движение всей формы, ее пропорций. Её эмоциональная палитра разнообразна, она может быть толстой, тонкой, кривой, изысканной, жесткой, колючей, короткой, длинной и бесконечной…Линия не только выявляет границы формы предмета, но и выражает чувства и переживания художника. Художник, применяя разные по характеру линии решает пространственные и пластические задачи.
Слайд 9
Пятно (или тон) в организации композиции наряду с линией играет важную роль. Пятно, в отличие от точки и линии, заполняет большую часть графической плоскости композиции. Пятно может быть одинаковым на всей своей площади по светлоте, по цветовому фону, насыщенности, но может иметь на разных участках различные характеристики цветового изображения. Пятна, из которых строится композиция, бывают темными на светлом фоне и наоборот светлыми на темном фоне.
Слайд 10
Графика – это вид изобразительного искусства, чёрно-белый рисунок, который выполняется простым карандашом, ручкой, фломастером, углём или восковыми мелками. Графический рисунок можно изобразить с помощью линии, пятна, штриха.
Слайд 11
Сообщение темы: Стилизация - это упрощение или усложнение какого-либо предмета или изображения. Упрощенность - главная черта стилизованного объекта. Чтобы стилизовать рисунок, нужно отобрать основные, характерные черты изображаемого предмета.
Слайд 12
В декоративной композиции важную роль играет то, насколько творчески художник может переработать окружающую действительность и внести в нее свои мысли и чувства, индивидуальные оттенки. Это и называется стилизацией. Стилизация как процесс работы представляет собой декоративное обобщение изображаемых объектов (фигур, предметов) с помощью ряда условных приемов изменения формы, объемных и цветовых отношений.
Слайд 13
Окружающая нас природа является прекрасным объектом для художественной стилизации. Один и тот же объект можно изучать и отображать бесконечное множество раз, постоянно открывая новые его стороны. Нужно научиться видеть в природе, окружающем нас мире образы, необходимо присматриваться и вглядываться в них. А стилизация дополнит эти образы - в ней вы можете фантазировать и импровизировать. Итак, вы послушали рассказ, пожалуйста, попытайтесь дать ваше определение новому понятию. Что же такое стилизация?
Слайд 14
Стилизация – метод ритмической организации целого, благодаря которому изображение приобретает признаки повышенной декоративности и воспринимается своеобразным мотивом узора (тогда мы говорим о декоративной стилизации в композиции). Стилизация используется в логотипах, плакатах, орнаментах, портретах, пейзажах, натюрмортах, здесь задействована стилизация, как главное средство выражения идеи автора.
Посмотрите на разнообразные приемы графического изображения, которые вы можете применить в своей композиции.
Слайд 15
VІ. Практическое выполнение задания.
Учитель раздает карточки с изображением силуэта животных.
Ребята, вы получили карточки-задания.
Работаем по плану:
1. Нарисовать размером с ладонь контур животного. Контур расположить по центру листа.
2. Заполнить внутреннее пространство контура декоративными элементами, узорами, орнаментами.
Слайд 16
Обратите внимание на наглядный материал. На экране Слайд 15 «Приемы графического изображения». Учитель показывает образцы детских работ. Во время урока учитель ходит по классу, выявляет ошибки, затруднения, демонстрирует на доске для всех учащихся способы их устранения.
V этап Рефлексия
Сегодня на уроке я узнал…
Сегодня на уроке я научился…
VI Итог урока
Выставка работ учащихся. Обсуждение работ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конструкция и декор предметов народного быта и труда «Русские прялки»
урок изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М. Неменского по теме Конструкция и декор предметов народного быта и труда "Русская прялка"....
Конструкция, декор предметов народного быта и труда. «Русские прялки».
план - конспект урока по изо. по программе Б.М.Неменского 5 класс....
Презентация к уроку ИЗО в 5 классе на тему "Конструкция и декор предметов народного быта".
Презентация к уроку ИЗО в 5 классе на тему "Конструкция и декор предметов народного быта"....
Конспект урока на тему: "Конструкция, декор предметов народного быта и труда. Русские прялки." 5 класс
Учащиеся знакомятся с отдельными предметами крестьянского быта, сведения о прялке и декоративно-тематической композиции в ее украшении. Учатся сравнивать и находить общее и особенное в конструкции. Ра...
Технологическая карта урока по теме «Конструкция и декор предметов народного быта».
Технологическаякарта урока ИЗО в 5 классе по теме "Конструкция и декор предметов народного быта" разработтана в соотвествии с ФГОС ООО...
Презентация к уроку "Конструкция и декор предметов народного быта. Русская народная вышивка." 5 класс
Древние знаки-символы в декоре. Особенность русского орнамента и его построения. Символика формы и цвета в орнаменте русской вышивки....
Технологическая карта изучения темы:Конструкция и декор предметов народного быта. Прялка .
Технологическая карта урока изобразительного искусства на тему"Конструкция и декор предметов народного быта.Прялка".В карте отражены все этапы урока, их цели,деятельность учащихся и учителя....