План-конспект урока (изобразительное искусство, 4 класс) по теме: Урок изобразительного искусства "Образ художественной культуры Японии"
план-конспект урока по мхк на тему
Тема: Образ художественной культуры Японии. «Япония – глазами детей»
Цель: сформировать у учащихся представление о многообразии культуры Японии, воспитывать нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное в жизни, эмоциональное восприятие красоты, формировать навыки работы с различными технологиями; развивать творческую фантазию.
Задачи: учащиеся должны понимать взаимосвязь между отношением японского народа к природе; учащиеся должны иметь общее понятие о стране, об искусстве Японии - архитектуре, живописи. Развить у детей умения: пространственно мыслить, ориентируясь по представленным фотографиям и иллюстрациям, давать определения терминам.
Зрительный ряд: Компьютер, экран, мультимедиа-урок.
Материалы и оборудование: карандашный набросок пейзажа, музыкальный центр, листы акварельной бумаги, краски, кисти, губки, стаканчики для воды, салфетки.
Тип урока: комбинированный.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_uroka.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока (изобразительное искусство, 4 класс) по теме: Урок изобразительного искусства "Образ художественной культуры Японии"
Тема: Образ художественной культуры Японии. «Япония – глазами детей»
Цель: сформировать у учащихся представление о многообразии культуры Японии, воспитывать нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное в жизни, эмоциональное восприятие красоты, формировать навыки работы с различными технологиями; развивать творческую фантазию.
Задачи: учащиеся должны понимать взаимосвязь между отношением японского народа к природе; учащиеся должны иметь общее понятие о стране, об искусстве Японии - архитектуре, живописи.
Развить у детей умения: пространственно мыслить, ориентируясь по представленным фотографиям и иллюстрациям, давать определения терминам.
Зрительный ряд: Компьютер, экран, мультимедиа-урок.
Материалы и оборудование: карандашный набросок пейзажа,
музыкальный центр, листы акварельной бумаги, краски, кисти, губки, стаканчики для воды, салфетки.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
1Организационный момент.
2 Вводная беседа. Ребята мы продолжаем тему «Каждый народ земли – художник». Давайте вспомним, чем мы занималась на прошлых занятиях? Мы знакомились с городами русской земли, сооружали свой город, делали панно, знакомились с природой и культурой родного края.
Мы продолжаем путешествие по миру. Сегодня мы познакомимся с очень удивительной страной. Догадайтесь, о какой стране идет речь: В этой удивительной стране пальто подает женщина, руль в машине с правой стороны, здесь пишут сверху вниз, едят палочками, спят на полу, а белый цвет является траурным.
Вопрос: О какой стране идет речь? Да, это Япония, и тема нашего урока…
3 Сообщение темы урока. Образ художественной культуры Японии. «Япония – глазами детей» (Приложение, слайд 2)
Считается, что первыми на Земле рассвет нового дня встречают японцы - именно поэтому Японию называют Страной восходящего солнца. Давайте сейчас немного попутешествуем по этой экзотической стране и как можно больше узнаем интересного.( Приложение, слайд 3)
Послушаем сообщение (…)«Рассказ о Японии»
Япония
Япония расположена на островах Тихого океана. Столица Японии – Токио. Это очень красивый город, который восхищает своими памятниками старины, старыми парками и современными зданиями в 40 – 60 этажей.
Территория этой страны в несколько раз меньше территории России. А проживает в ней почти столько же человек, сколько в России. Уникальная растительность, многоцветие красок воды океана и морей, очертания вулканов, с детства формируют чувство прекрасного, любовь к природе. Эта страна достигла блестящего экономического расцвета.
Исторические занятия японцев – выращивание риса, чая и рыболовство. А традиционное блюдо японцев рыба.
Художественная культура Японии очень целостна, экзотична и в то же время вписана в современный мир. Особое поклонение природе. В Японии все горы священные, а самая высокая гора Фудзи. (Приложение, слайд 4)
В Японии четыре времени года и климатические условия меняются постепенно, умеренно, так что с древних времен японцами чутко ощущаются тесные связи между человеческой жизнью и природой. ( Приложение, слайд 5.)
Стремление к гармонии с природой – главная черта японского искусства. Японские архитекторы возводят свои постройки так, чтобы они сливались с окружающей средой, были открыты ей. ( Приложение, слайд 6)
Обратите внимание на форму крыш, причудливо загнутых вверх на углах материалами для всех построек, служит дерево, камень, железо. ( Приложение, слайд7)
Многоярусные храмы Японии имеют свое неповторимое лицо. Давайте вспомним, на кого похожи храмы в России? (на богатырей). А вот здание японского храма – пагода – больше похоже на что? /версии детей/. Да, похоже на изящную легкую башню, дерево. Это особенное явление, совсем непохожее ни на наши храмы, ни на европейские.( Приложение, слайд 8).
Замки феодалов всегда располагаются на самой высокой местности, они окружены рвами и рядами оборонительных стен. ( Приложение, слайд 9)
Обычные жилища японцев также отличаются. Вместо стен из дерева японцы применяют деревянные рамы. Рамы - стены позволяют легко и быстро менять планировку жилища, а в теплую погоду отодвинув стену любоваться красотой сада. ( Приложение, слайд 10)
Главной хозяйкой, хранительницей домашнего очага и создательницей уюта является женщина. Национальная одежда японок – кимоно. Это платье – халат с широкими длинными рукавами и большим роскошным поясом - бантом на спине - оби. Женское кимоно расписывали или вышивали, мужское кимоно выглядит более строго. Но об этом более подробно поговорим на следующем уроке. ( Приложение, слайд 11)
Только в одной стране мира, в Японии, существует уникальный и очень древний вид искусства - искусство составлять букет. Это целая наука. По-японски оно называется икебана, так называется и сам букет. Дословно икебана это "цветы, которые живут". Икебана строится на трех основных стеблях. Самый, высокий и крепкий символизирует небо. Рядом с ним стебель пониже – символ человека. Третий стебель самый короткий означает Землю. ( Приложение, слайд 12)
В Японии зародилось еще одно искусство – «Бонсай». Это миниатюрные сады. Растут в них карликовые деревья. Японцы могут часами любоваться такими садами, отдыхая от тяжелого трудового дня. ( Приложение, слайд 13)
Своим национальным символом японцы избрали цветок горной вишни - сакуры. Давайте познакомимся с легендой. ( Приложение, слайд 14,15)
Легенда о Сакуре...
Каждый цветок сакуры рассказывает, по японскому поверью, о судьбе ребенка. Существует легенда.
Что много лет назад в одной японской деревни слуги князя Хотты жестоко избивали детей. Но только один смелый старшина деревни Сакура решил пожаловаться правителю Японии. И чтобы доказать правителю жестокость князя Хотты, смелый Сакура привел к нему своих детей и показал их спины, сплошь покрытые побоями княжеских слуг. Правитель наказал Хотту, а он затаил смертельную обиду на донощика. Однажды он схватил Сакуру с детьми, привязал их к вишне и запорол до смерти.
С тех пор вишни в Японии цветут розовыми цветами, ведь их окропила кровь безвинных детей Сакуры. Грустная легенда придает сакуре особую загадочность. А очарование цветущего дерева недаром породило в Японии ритуал любования цветущей сакурой .....
О любви и своеобразном понимании природы рассказывают картины японских художников. Японские произведения часто поражают своей тонкостью и глубиной. Они выражают грандиозность и величие природы.
При этом пейзаж не передает черты определенной местности, но представляет обобщающий типичный образ японской природы. Художники часто работают одной кистью, используют нежные оттенки. ( Приложение, слайд 16,17,18)
4 Анализ темы, объяснение с показом на доске. ( Приложение, слайд 19)
- Вот мы познакомились с образом художественной культуры Японии.
- Перед тем как приступить к выполнению работы хочу вас еще раз познакомить с техникой рисования « по-сырому». А что такое «акварель» ?
-Выбираем формат для нашего пейзажа.
- Делаем лёгкие наброски, не забывая, что сильно надавливать простым карандашом не надо, потому что потом такая линия плохо удаляется.
- смачиваем его мягкой губкой и начинаем наносить краску
- Разбавленную небесную лазурь с максимальной равномерностью нанесите горизонтальными мазками на бумагу.
-Покрываем плоскость земли.
- Детальная проработка переднего плана.
5 Самостоятельная работа.
(звучит Японская музыка)
- Композиционное решение.
ФИЗМИНУТКА
Мы немножко отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём,
Руки в стороны, вперёд.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели
И их всех лучи согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Дружно хлопаем, ногами топаем!
Хорошо мы погуляли
И немножечко устали!
- Работа в цвете (Учитель ходит и направляет детей)
4. Анализ работ учащихся. ( Приложение, слайд 20,21)
Развешиваем работы детей на доске магнитом и вместе с учениками рассматриваем рисунки, анализируем ,сравниваем с художниками и ставим оценки.
6. Итог урока. ( Приложение, слайд 22)
Какой цветок японцы выбрали своим символом?
Что такое икебана?
Что вам понравилось на уроке?
Чтобы сделать жизнь счастливой, надо любить повседневные мелочи… Блеск облаков, шелест бамбука, чириканье воробьев, лица прохожих – во всех повседневных мелочах надо находить наслаждение….
7 Домашние задание. ( Приложение, слайд 23)
Найти интересный материал по культуре Японии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Арт-терапия на уроках изобразительного искусства" Из опыта работы учителя изобразительного искусства БОУ г.Омска «Гимназия №12» Лебедевой Екатерины Борисовны
Представленный материал содержит основные направления арт-терапии. В презентации представлены позитивные возможности арт-терапии, разнообразные методики рисуночной терапии и практическое зн...
Урок ИЗО 9 класс Библейские темы в изобразительном искусстве.
Урок ИЗО 9 класс Библейские темы в изобразительном искусстве. Цели:обобщить изучение Библии путем иллюстрирования отдельных ее сюжетов шедеврами мировой живописи;совершенствовать навыки ана...
Рабочая программа «Изобразительное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 6 класса
Рабочая программа «Изобразительное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 6 класса...
Урок изобразительного искусства в 7 классе.«Библейские темы в изобразительном искусстве».
Конспект урока в 7 классе с презентацией на тему: «Библейские темы в изобразительном искусстве»....
урок в 7 классе "Библейские темы в изобразительном искусстве"
Методический материал рсчитан для учителя изобразительного искусства к уроку в 7 классе на тему "Библейские темы в изобразительном искусстве". в плане урока описаны цель и задачи, краткое описание и р...
Презентация для проведения урока по изобразительному искусству в 6 классе на тему: "Жанры изобразительного искусства. Анималистический жанр"
В презентации представлен материал для краткого ознакомления учащихся с жанрами изобразительного искусства и для более подробного с анималистическим жанром. Может использоваться при дистанционном обуч...
План-конспект урока по изобразительному искусству для 6 класса на тему: «Виды изобразительного искусства. Живопись. Натюрморт в графике. «Гризайль».
Конспект урока по предмету изобразительное искусство 6 класс....