Технологическая карта урока по изо Красота земли родной
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Никитина Татьяна Васильевна

Воспитание нравственного отношения к миру  через эстетическое развитие.

Развитие познавательного  интереса детей  к  народному искусству.

Приобщение к национальной культуре как к  системе  общечеловеческих  ценностей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Учитель изобразительного искусства: Никитина Т.В.

Предмет: Изобразительное искусства

Класс: 5 класс.

.

Тема урока:  Красота  земли  родной

Базовый учебник: Н.А. Горяева. О.В. Островская. под  редакцией Б.М.Неменского Изобразительное искусство учебник  для  5 класса общеобразовательных учреждений.

Цели урока: Воспитание нравственного отношения к миру  через эстетическое развитие.

                        Развитие познавательного  интереса детей  к  народному искусству.

                        Приобщение к национальной культуре как к  системе  общечеловеческих

                          ценностей.

Планируемые результаты обучения:

Личностные: Потребность в самовыражении  и  самореализации,

                        Доброжелательное  отношение к  окружающим.

Предметные: Развитие познавательного интереса детей к народному искусству.

Формирование УУД:

Познавательные УУД

Выражают  смысл  ситуации  различными средствами ( рисунки)  Осознанно и  произвольно  строят  речевые  высказывания  в  устной  форме.

Коммуникативные УУД

Умеют слушать и слышать  друг  друга. Адекватно используют речевые  средства для  дискуссии.

Регулятивные УУД

Сличают  способ и  результат  своих действий с эталоном

обнаруживают отклонения и  отличия

Личностные УУД

Доброжелательное  отношение к  окружающим.

Устойчивый  познавательный  интерес .

Тип урока: Урок – экскурсия.

Межпредметные связи: география.технология.биология.

Ресурсы: 

- плакаты  Русское  народное  искусство

-различные поделки из глины, дерева,

-выставка  работ уч-ся по  теме «Русское  народное  искусство»

-презентация  к  уроку «Красота  земли родной»

- эскизы с подносов  с  Жостовской  росписью.

- карточки  задания  по росписи.

- лепные  игрушки.

-народные  костюмы.

-изделия с росписью по мотивам  Хохломы. Гжели.

                              

  Технологическая карта урока

Этапы урока

Приемы обучения и учения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.  Организационный момент

Создать благоприятный  психологический настрой

на работу.

Приветствие, проверка  подготовленно-

сти  к учебному занятию, организация

внимания  детей.

Предлагает учащимся путешествие  по

Родной  земле .

Включаются в деловой  

ритм  урока

Личностные:  Самоопределение.

Регулятивные: осознают  

уровень  своих  знаний

Коммуникативные: планирование учебного  сотрудничества  с учителем

2.Постановка цели урока, мотивация учебной деятельности

Велика Россия

наша,

И талантлив наш

народ

О  Руси  родной,

умельцах.

На  весь мир молва  идет.

Как  бы вы  определили цели  урока?

Мы  с  вами прошли большой материал

по промыслам родного края. И сегодня

я  предлагаю  вам быть  экскурсоводами

на  предприятии  Гжели, Хохломы, Го-

родца, Дымково.

Формулируют  тему урока

и цели

Перечисляют основные

промыслы  родного  края.

элементы  росписи ,цвета

росписи.

Личностные: Доброжелательное  отношение к  окружающим.

Регулятивные: Умение  самостоятельно  ставить цели.

Коммуникативные: Адекватно  используют  речевые

средства

Познавательные: Структурирование  знаний.

3. Актуализация знаний

Презентация к

уроку

Предлагает  учащимся отправиться  на

экскурсию

Учащиеся  выступают  в

роли  экскурсоводов  по

промыслам родного края.

Гжельский промысел

Золотая хохлома

Дымковская  игрушка

Жостовские  подносы.

Каргопольская  игрушка

Русские  матрешки.

Рассказ экскурсоводов см.

в приложении.

Личностные: активность

учаихся

Регулятивные: сличают свои

рисунки с оригиналами.

Коммуникативные: умеют

слушать и слышать друг друга

Познавательные: Анализируют  объект, выделяя  существенные  признаки.

4. Динамическая пауза

Гимнастика под

музыку.

Физорги  демонстрируют упражнения

Выполняют упражнения

5. Самостоятельное использование сформированных умений и навыков

Работа  в группах

Раздаточный материал с видами промыслов  и росписи

звучит русская  народная музыка

Выполняют  задания с обсуждением.

Обосновывают ответы и

Защищают свои ответы перед классом.

Личностные:      умение вести

 диалог  на основе равноправных отношений   и взаимного уважения.

Регулятивные: осознают качество  и уровень  освоения

Коммуникативные: выражают свои мысли.

Познавательные. Осуществляют  поиск и выделение  необходимой  информации.

6. Домашнее задание

Ответить  на  вопросы  кроссворда

в  рабочей тетради

Учитель показывает страницу с кроссвордом  в рабочей  тетради.

Записывают  задания  в

дневник.

7. Рефлексия деятельности

Прием  вопрос

 ответ.

Предлагает  учащимся  подвести итоги-

Высказать свое  мнение  об  уроке.

Учащиеся  делятся своим

мнением об уроке о том

что нового они  узнали

о промыслах родного

края.

Личностные: взаимное уважение

Регулятивные: осознают качество и уровень усвоения

Коммуникативные: используют речевые средства.

Познавательные: выделяют

и формулируют  познавательную цепь.

Гжельский промысел.

Давным-давно, тысячи    и  тысячи  лет  тому  назад, когда  на  земле жили  первобытные  люди, кто-то  однажды   взял в руки глину и заметил, как она мягка  и  податлива. Что  хочешь из нее делай!  Гжель – это белоснежные фарфоровые  чайники, подсвечники, часы, фигурки  людей и животных, украшенные  синей  росписью. И  так хороши  эти  изделия, так полюбились они  людям,  что слава о  гжельском  искусстве разнеслась  не  только у нас в  стране, но и  далеко  за  ее  пределами. За что гжель нравиться всем ? Чем она  отличается ? Да прежде  всего – своим  цветом. Он всегда  одинаков: бело-синий. Сами  гжельцы  любят  говорить, что небо у  них, как  нигде в России, синее-синее. Вот  и задумали  они перенести эту  синеву на  белый фарфор. Всего  одна краска… А какая  нарядная и праздничная  получилась  роспись! Самый  излюбленный  узор- гжельская  роза-АГАШКА. Всякую вещь, сделанную  в  Гжели, интересно  рассматривать, и  любоваться  ею.

Золотая Хохлома.

Хохломская роспись

Алых ягод россыпь,

Отголоски лета

В зелени травы.

У красы точеной

Сарафан парчовый,

По волнам узоров

Яхонты горят.

   На Волге  недалеко  от  Городца  возник  еще один  промысел  росписи  по дереву. «Золотая хохлома»  называют его в  народе.

   Расписная  деревянная  посуда  очень  древняя. Вот уже 200 лет  делают  из  дерева  хохломские  блюда, ложки, плошки, поставцы и вазы, солонки и

 сказочные  ковши – утицы, а  еще  мебель детскую. Не только разнообразием  форм, но  и  росписью  славятся  эти изделия. Прежде хохломской  промысел  был  семейным. Мужчины  точили из  липы  заготовки- белые, звонкие; женщины  их грунтовали  глиной-натирали серебристым  порошком- лудили. Вот  по  этой блестящей,  как  металл,  поверхности  и  делали  роспись. Любимые  цвета – красный     да   черный и  совсем немного желтого  и  зеленого  для  мелкой  прорисовки. Чтобы золотом  загорелся узор, покрывают его  олифой или  лаком  и  ставят  в  горячую  печь. Закалится  лак  до  желтого  цвета- и  вспыхнет  под  ним  блестящий  фон. Любят мастера этого  промысла  растительные  узоры: травки, ягодки,

  цветы  сказочные.

                 

Дымковская  игрушка.

                         Ласково  и нежно называют  эту игрушку – «дымка». Игрушку  называют дымковской по  месту  происхождения .С высокого  берега  реки Вятки, на  которой  стоит  город  с этим же  названием, видно  заречную  слободу  Дымково. Всю  зиму  женщины  лепили, из небольшого глиняного  шарика с  отверстиями  свистулька  превращалась то  в уточку, то  в  петушка, то в  конька…Краски  яркие- яркие: малиновые,  красные, зеленые, желтые,  оранжевые, синие  и  даже  золотые!  Что  только не  лепят дымковские  мастерицы:  птиц,  коней, индюков, баранчиков  в штанишках, нянек  и  деточек, барышень  и  кавалеров,  диковинных  оленей, сказочные  и  бытовые сюжетные сценки. В  настоящее время  в  центре города  Вятки  работают  художественные  мастерские  Дымковской  игрушки.

Жостовский  промысел.

                            Сегодня  я  вам  расскажу  о  промысле, который  жив  и  сегодня в  замечательной  подмосковной  деревне Жостово.  Жостовский  поднос  знают        почти  во  всем  мире. И  неудивительно. Букет, украшающий  его, великолепно  вписан  в  форму  предмета. Цветы похожи  на настоящие  и в то же  время  сказочные. И если  приглядется – они  словно бы  светятся в  глубине  муромских  лесов. На  сверкающей  лаком  черной, синей, красной,  палевой  поверхности  подноса  хороши  и  подмосковные пейзажи,  и  цветочные  композиции :венки из цветов,  пышные  букеты

  иногда в  сочетании  с  фруктами  и  птицами, осенние  мотивы  из  ягод  и  листьев, Сколько  подносов, столько и  вариантов изображений. Жостовский  мастер никогда не  повторяет  один  и тот  же  рисунок. Формы  подносов  разные: прямоугольные, овальные, круглые, фигурные ,большие и  совсем  маленькие. Разнообразие  форм  дает мастеру возможность  решать  композицию по-своему.

                               

Городецкая  роспись.

Искусство  городецкой  росписи  зародилось в  заволжском   крае близ г. Городца, недалеко от Нижнего  Новгорода . Каждый  предмет  промысла –, настоящее  произведение  искусства. На  городецких  изделиях  можно  увидеть птиц, коней, сценки  чаепития, охоты, изображения  барышень и кавалеров  за  беседой. Эти сценки  украшены  диковенными цветами: яркими розанами, купавками, зелеными  веточками. Композиции  из розанов  и  купавок  могут составлять  отдельную  композицию  или  дополнять сюжетное  изображение .Посмотрите, как  изящна роспись-  городецкие  травы,  веточки  и  листья, как  органично  сочетаются  крупные  формы с  мелкими.  Мастер  пишет  красками  сразу по чистой  доске  или  по  фону, легко  и  уверенно  наносятся  мазки  без  прорисовки  контура. Мастерство,  складывавшееся  веками  передававшееся  от отца  к сыну от  матери к  дочери, живо  и  по сей  день. Птица и конь- главные  герои  городецкой росписи. Розаны- основные  элементы  декоративной  композиции. Есть здесь и так называемые « бубенчик  и  купавка».

Каргопольская  игрушка:

                                Эта игрушка из Архангельской  области, из  Каргополя  и ближайших  к нему деревень. Гончарству  здешнему  насчитывают  аж

                          четыре  тысячи лет. А там  где  гончарство,  там  обычно  и  игрушечный  промысел  заводится. Тематика игрушек  заимствована  из

                         народной  жизни, Мастера создают  женские фигурки, дедов-лесовиков, пахарей, гармонистов. Неизменно среди  игрушек  встречаются

                         медведь, другие  звери птицы. Глиняные  бабы с младенцами, птицами, пирогами  похожи  на  древний образ  богини- матери в  север-

                     ной  народной  вышивке. Заметте,  как красивы и необычны  по  цвету  игрушки. На  поверхности фигурок наведены древние  символы

              солнца –большие  огненно-красные круги, кресты,  а также мотивы зерен, хлебных  колосьев  и  веточек растений.

 

Русские  матрешки.

                           Почти  80 лет  назад, недалеко  от  Москвы в  Абрамцове,  где  жили  и работали  многие  замечательные  художники, придумали

                          и  создали первую  матрешку- занятную  деревянную  куклу. Похожа она была на  простую  крестьянскую  девочку. Новая  необычная

                         игрушка  очень  понравилась  и   детям, и  взрослым. В большой  кукле пряталось  целое  семейство- одна  другой  меньше. Прошло

                     много  лет, а  матрешка  не  надоела  людям. И сейчас  она любимая  игрушка малышей. Матрешка украшает  наши  квартиры. Ее охотно

                  дарят друзьям  на добрую  память. Теперь  эту  деревянную игрушку  изготавливают на  фабриках многих городов…Вот  поэтому-то одни

                  матрешки в  ярких  сарафанах, с передниками, в  узорчатых  платках, другие – в  зимних  шубах. Иные  сплошь  разрисованы  цветами,

                 ягодами, и  фартуки  словно  ковер  красочный…Семеновская матрешка  будет продаваться на  зимней  олимпиаде в г. Сочи 2014 году.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока "Атмосфера и климаты Земли"

Данный урок проводится в курсе изучения географии 6 класса....

Технологическая карта урока Возникновение жизни на Земле

Технологическая карта урока Возникновение жизни на Земле позволяет учитею выстроить план урока, использовать ее как методический материал для организации занятия. В качестве приложений к технологическ...

Технологическая карта урока на тему "Рельеф Земли.Равнины." 5 класс ФГОС.

Конспект урока в виде технологической карты по теме "Рельеф Земли. Равнины." 5-6 класс учебник " Полярная звезда"....

Технологическая карта урока 6 класс строение Земли

Технологическая карта урока по географии в 6 классе в соотвествии с ФГОС...

Технологическая карта урока Разнообразие форм рельефа Земли 7 класс

Технологическая карта урока для 7 класса на тему "Разнообразие форм рельефа Земли"...