Технологическая карта урока "Атмосфера и климаты Земли"
методическая разработка по географии (6 класс) на тему

Бондаренко  Оксана Витальевна

Данный урок проводится в курсе изучения географии 6 класса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tk_atmosfera_i_klimaty_zemli.doc112.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока «Итоговый урок по разделу «Атмосфера и климаты Земли»

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений

Форма урока: обобщающий с элементами тестирования

Цель урока:

Образовательная:

  • проверить уровень знаний обучающихся об атмосфере;
  • обобщить и систематизировать знания обучающихся о строении атмосферы, вещественном составе и значении;
  • озоновом слое и мерах его защиты.

Развивающая:

  • продолжить развивать устную речь, память, мышление, умение самостоятельно добывать знания;
  • продолжить развивать умения работать с тестами;
  • способствовать развитию творческих способностей обучающихся;

Воспитательная

  • экологическое воспитание;
  • формирование эмоционально– ценностного отношения к миру;
  • повышение интереса к изучению предмета;
  •  формирование научного мировоззрения.

Результат деятельности учащихся:

  •  личностные : осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира;
  • метапредметные :  умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования;
  • предметные: знать строение и свойства атмосферы, ее вещественный состав и значение. Знать и объяснять понятия: атмосфера, озоновый слой, тропосфера, стратосфера, атмосферное давление, ветер, погода, климат.

Методы обучения: репродуктивный, частично – поисковый, игровой.

Оборудование:  учебник, тесты, раздаточный материал.

 

Этап урока

Время

Смысловой блок

Методы и формы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формирование УУД

Организационный этап

1 мин

Диалог:

 учитель -  класс

Учитель проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места, создает ситуацию успеха

Готовят рабочее место.

Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности

5 мин

Задание на понимание фактов, понятий; задание на проверку понимания связей

Загадывает загадку: Есть ли, дети, одеяло,

 Чтоб всю Землю укрывало?

 Чтоб его на всех хватило,

 Да притом не видно было?

 Ни сложить, ни развернуть,

 Ни пощупать, ни взглянуть?

 Пропускало б дождь и свет,

 Есть, а вроде бы и нет?            

Все предыдущие уроки мы изучали атмосферу. Сегодня наша задача подвести итог всему, что узнали на уроках.  

Проявляют  интерес, внимание, отвечают на вопросы учителя.

Кратко формулировать свои мысли в письменной и устной форме.

Актуализация знаний

5 мин

 Шуточный диалог учитель-ученик, географический диктант

– А теперь я буду читать вам стихи, а вы должны отвечать “Нет” или “Да”.

Что такое атмосфера?

 Может, это литосфера? – Нет!

 Может, это гидросфера? – Нет!

 Может, это просто точка? – Нет!

 Значит это оболочка? – Да!

                         (Е.В. Бровко)

Работа с карточками (приложение1)

Отвечают на вопросы в стихотворении, работают с карточками-заданиями.

Структурирование знаний, речевое развитие, синтез-составление целого из частей.

Обобщение и систематизация знаний

20 мин

Игровой, исследовательский

.

Рассказывает условия игры, делит класс на команды

В ходе игры каждая группа будет получать геожетоны. По окончанию конкурса будем подсчитывать количество геожетонов и заносить результаты в таблицу на доске, всем будут видны результаты. Если команда не сможет ответить на вопросы, есть возможность у других команд заработать дополнительный геожетон, для этого надо просигналить карточкой.

Проведение чемпионата (приложение 2)

Делятся на команды, выбирают карточки, отвечают на вопросы, зарабатывают для команд геожетоны.

работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

классифицировать информацию  по заданным признакам;

выбирают способы решения задач, построение логической цепи рассуждений.

Применение знаний и умений в новой ситуации

7 мин

Работа в группах

Задаёт вопросы, слушает, корректирует ответы

Песенная география (приложение 3)

Работают в группах, отгадывают слова, корректируют действия других команд.

участие в совместной деятельности, учебном диалоге, контроль и оценка процесса, речевое развитие

Контроль усвоения

5 мин

Самоконтроль

Обсуждение итогов игры, подсчитывание геожетонов, оценка работы команд, выставление отметок

Контролируют процесс подсчета геожетонов, самооценка командами своей работы

оценивать работу одноклассников;

сравнивать полученные результаты с ожидаемыми  результатами.

Рефлексия

2 мин

Беседа

Предлагает заполнить рефлексивные карты (приложение 4)

Отвечают на вопросы в рефлексивных картах

Выявление внутренней позиции, самооценка.

Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ

Воспроизведение знаний о составе, строении и структуре атмосферы;

Приложение 1.

Вариант 1.

Найдите соответствие

а) Кучевые облака            1. Появляются во все сезоны года

Б) Слоистые                     2. Можно увидеть только в теплое время года.

в) Перистые                      3. Похожи на белые волокна

                                          4. Похожи на белые куски ваты

                                          5. Приносят ливни и грозы            

                                          6. Наблюдаются в пасмурную погоду

Вариант 2.

Установите соответствие

а) 22 июня                     1. Солнце в зените над экватором

б) 23 сентября               2. Солнце в зените над южным тропиком.

в) 22 декабря                 3. Солнце в зените над северным тропиком

г) 21 марта                     4. День солнцестояния

                                        5. День равноденствия.

Приложение 2.

Проведение чемпионата.

1. Блиц-турнир.

– Команды получают карточки с вопросами, время на подготовку 5 мин, команда подготовившая ответы раньше поднимает сигнальную карточку.

1 группа

Расскажите о строении атмосферы? (тропосфера 0–20 км, стратосфера 20–55 км, верхние слои атмосферы – 55 км.)

Как высчитывается среднесуточная температура?

Что такое ветер? (движение воздуха в горизонтальном направлении)

Что называется насыщенным воздухом? (воздух который не может вместить больше водяного пара, чем он содержит)

2 группа

Каков состав воздуха атмосферы у поверхности земли? (азот, кислород, инертные газы, углекислый газ, водяной пар, случайные примеси: пыль, аммиак, сернистый газ)

Что такое атмосферное давление? (сила, с которой воздух давит на земную поверхность, на все находящиеся на ней предметы)

Что называется бризом? (ветер который возникает на берегу моря, дважды меняет направление в течение суток днем – с моря на сушу, ночью – с суши на море)

Какие виды облаков вы знаете? (слоистые, кучевые, перистые ит.д.)

3 группа

Какие способы изучения атмосферы вы знаете? (метеорологические станции, радиозонды, метеорологические ракеты, искусственные спутники, наблюдения космонавтов).

Что такое абсолютная влажность? (количество водяного пара в граммах, содержащееся в 1 м3 воздуха).

Из каких облаков выпадает дождь? (слоистые, кучево-дождевые, слоисто-кучевые)

Что такое погода? (состояние тропосферы в данном месте и в данный момент или за какой-то промежуток времени (сутки, месяц, сезон).

4 группа

Что такое климат? (многолетний режим погоды, характерный для какой-либо местности).

Приведите примеры нормального, повышенного и пониженного давления? (760 мм рт.ст; 760 мм. рт.ст ; <760 мм. рт.ст)

Что называют атмосферными осадками? (вода выпадающая на земную поверхность в жидком или твердом состоянии)

Назовите размеры дождевой капли? (0,5-5 мм)

2. Поэтические строки.

– О какой силе ветра сказано в приведенных поэтических строках? Определите с помощью шкалы Бофорта

Тиха украинская ночь. Прозрачно небо.

 Звезды блещут.

 Своей дремоты превозмочь не хочет воздух.

 Чуть трепещет сребристых тополей листва.

А.С. Пушкин

И было, как видно, ему не впервые

 Ломать, как тростинки, дубы вековые,

 И, крыши срывая, врываться в жилища.

 Его называли ветрило! Ветрище!

С. Михалков

Горные вершины спят во тьме ночной,

 Тихие долины полны свежей мглой,

 Не пылит дорога, на дрожат листы…

М.Ю. Лермонтов

Буря воет в саду, буря ломится в дом,

 Я боюсь, чтоб она не сломила

 Старый дуб, что посажен отцом,

 И ту иву, что мать садила…

Н.А. Некрасов

3. Отгадать загадки.

– Итак, почти половина вопросов позади, а теперь отгадываем загадки. Капитан команды, который поднимет первым сигнальную карточку получает право на ответ.

Ежегодно приходят к нам в гости:

 Один седой, другой молодой,

 Третий скачет, а четвертый плачет. (Времена года.)

                                    Алена-царевна по городу ходила,

                                    Ключи обронила.

                                    Месяц видел. Солнце взяло. (Роса.)

Фырчит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает.

 Людей с ног сбивает.

 Слышишь его, да не видишь его. (Ветер)

                                  Сперва блеск, за блеском треск,

                                  За треском плеск. (Молния, гром, дождь)

Гуляем зимой на воле, в лесу, в чистом поле.

 Крутит. Воет, бурчит, на весь мир ворчит.

 По селам, городам летает, знать никого не желает. (Метель, вьюга.)

                                     И не снег, и не лёд,

                                     А серебром деревья уберёт. (Иней)

Без крыльев летят,

 Без ног бегут,

 Без паруса плывут. (Облака)

Молоко над речкой плыло,

 Ничего не видно было.

 Растворилось молоко –

 Стало видно далеко (Туман)

4. Угадай время года.

– Какое время года описывается в каждом из следующих отрывков. Перед ответом выразительно прочитать стихотворение.

Унылая пора! Очей очарованье!

 Приятна мне твоя прощальная краса –

 Люблю я пышное природы увяданье.

 В багрец и золото одетые леса. (А.С. Пушкин)

Не ветер бушует над бором,

 Не с гор побежали ручьи,

 Мороз-воевода дозором обходит владенья свои.

 Глядит – хорошо ли метели лесные тропы занесли,

 И нет ли где трещины, щели, и нет ли где голой земли. (Н.А. Некрасов)

Гонимы вешними лучами,

 С окрестных гор уже снега

 Сбежали мутными ручьями на потопленные луга.

 Улыбкой ясною природа

 Сквозь сон встречает утро года… (А.С. Пушкин)

Пахнет снегом над лугами… В песне душу веселя,

 Бабы с граблями рядами ходят, сено шевеля. (А.Н. Майков)

5. Разгадать кроссворд.

– Обучающиеся получают карточку с кроссвордом и заполняют его. За каждый правильный ответ команда получает геожетон.

Вопрсы:

Прибор для измерения давления воздуха.

Фактический объем испаряющейся влаги.

Ураганный ветер.

Тип климата.

Нижний слой атмосферы.

Свойства воздушных масс.

Ответы:

барометр

испарение

Тайфун

Морской

тропосфера

влажность

Приложение 3

Песенная география.

– получают карточки с песнями вставить слова в песни и спеть или прочитать выразительно.

 Весь покрытый зеленью,

 Абсолютно весь,

 … (участок суши – 1) Невезения

 В … (водоём – 2) есть

 … (1) Невезения

 В …(2) есть.

 Весь покрытый зеленью,

 Абсолютно весь.

 (1 – остров, 2 – океан)

 Не крутите пёстрый … (географическая принадлежность – 1)

 Не найдёте вы на нём

 Той … (суверенная территория – 2), … (2) особой

 О которой мы поём.

 Наша старая … (космический объект – 3)

 Вся изучена давно,

 Но … (2) большая эта

 Вечно «белое пятно».

 (1 – Глобус, 2 – страна, 3 – планета.)

 Если долго, долго, долго,

 Если долго, по дорожке,

 Если долго по тропинке

 Топать, ехать и бежать,

 То, пожалуй, то, конечно,

 То, наверно, верно, верно,

 То, возможно, можно, можно,

 Можно в … (континент – 1) прийти!

 А в … (1) … (водоём – 2) вот такой ширины!

 А в … (1) … (ландшафт – 3) вот такой вышины!

 Ах, крокодилы, бегемоты,

 Ах, обезьяны, кашалоты,

 Ах, и зелёный попугай!

 (1 – Африка, 2 – река, 3 – горы.)

Находить … (сторона света – 1) и … (сторона света – 2)

 Рисовать квадрат и круг

 Учат в школе, учат в школе, учат в школе,

 И не путать никогда … (участок суши – 3)

 и … (населённый пункт - 4)

 Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

 

(1 – восток, 2 – юг, 3 – острова, 4 – города.)

Приложение 4

Рефлексивная карта

1.На уроке я работал

 активно / пассивно

2.Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

3.Урок для меня показался

 коротким / длинным

4.За урок я

 не устал / устал

 5.Мое настроение

 стало лучше / стало хуже

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта на тему "Рельеф Земли.Горы," ФГОС 5класс.

Предлагаю технологическую карту урока в 5 классе по учебнику "Полярная Звезда"....

Технологическая карта урока "От плоской Земли к земному шару".

Технологическая карта урока по географии в 5 классе по учебнику Е.М.Домогацких...

технологическая карта к уроку "Познание Земли в древности"

Технологическая карта к уроку географии в 5  классе "Познание Земли в древности".Учебник В.П.Дронова ,Л.Е.Савельевой издательство Дрофа,2016 г.Может быть использована с презентацией к данному уро...

Технологическая карта раздела Человек на Земле

Мною разработана технологическая карта раздела Человек на Земле по географии 5 класса линии "Полярная звезда" по ФГОС...

Технологическая карта открытого урока "Освоение земли человеком". 7 класс

Технологическая карта открытого урока Освоение земли человеком 7 класс...

Технологическая карта занятия (внеклассного мероприятия) «ЗЕМЛЯ – НАШ ДОМ ОГРОМНЫЙ…»

В работе отражены тема,цель и задачи внеклассного мероприятия для учеников 5го класса вспомогательной школы по воспитанию любви к родному краю.Представлены оборудование и предварительная работа,провед...