Технологическая карта урока "Атмосфера и климаты Земли"
методическая разработка по географии (6 класс) на тему
Данный урок проводится в курсе изучения географии 6 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tk_atmosfera_i_klimaty_zemli.doc | 112.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока «Итоговый урок по разделу «Атмосфера и климаты Земли»
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений
Форма урока: обобщающий с элементами тестирования
Цель урока:
Образовательная:
- проверить уровень знаний обучающихся об атмосфере;
- обобщить и систематизировать знания обучающихся о строении атмосферы, вещественном составе и значении;
- озоновом слое и мерах его защиты.
Развивающая:
- продолжить развивать устную речь, память, мышление, умение самостоятельно добывать знания;
- продолжить развивать умения работать с тестами;
- способствовать развитию творческих способностей обучающихся;
Воспитательная
- экологическое воспитание;
- формирование эмоционально– ценностного отношения к миру;
- повышение интереса к изучению предмета;
- формирование научного мировоззрения.
Результат деятельности учащихся:
- личностные : осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира;
- метапредметные : умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования;
- предметные: знать строение и свойства атмосферы, ее вещественный состав и значение. Знать и объяснять понятия: атмосфера, озоновый слой, тропосфера, стратосфера, атмосферное давление, ветер, погода, климат.
Методы обучения: репродуктивный, частично – поисковый, игровой.
Оборудование: учебник, тесты, раздаточный материал.
Этап урока | Время | Смысловой блок | Методы и формы | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формирование УУД |
Организационный этап | 1 мин | Диалог: учитель - класс | Учитель проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места, создает ситуацию успеха | Готовят рабочее место. | ||
Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности | 5 мин | Задание на понимание фактов, понятий; задание на проверку понимания связей | Загадывает загадку: Есть ли, дети, одеяло, Чтоб всю Землю укрывало? Чтоб его на всех хватило, Да притом не видно было? Ни сложить, ни развернуть, Ни пощупать, ни взглянуть? Пропускало б дождь и свет, Есть, а вроде бы и нет? Все предыдущие уроки мы изучали атмосферу. Сегодня наша задача подвести итог всему, что узнали на уроках. | Проявляют интерес, внимание, отвечают на вопросы учителя. | Кратко формулировать свои мысли в письменной и устной форме. | |
Актуализация знаний | 5 мин | Шуточный диалог учитель-ученик, географический диктант | – А теперь я буду читать вам стихи, а вы должны отвечать “Нет” или “Да”. Что такое атмосфера? Может, это литосфера? – Нет! Может, это гидросфера? – Нет! Может, это просто точка? – Нет! Значит это оболочка? – Да! (Е.В. Бровко) Работа с карточками (приложение1) | Отвечают на вопросы в стихотворении, работают с карточками-заданиями. | Структурирование знаний, речевое развитие, синтез-составление целого из частей. | |
Обобщение и систематизация знаний | 20 мин | Игровой, исследовательский . | Рассказывает условия игры, делит класс на команды В ходе игры каждая группа будет получать геожетоны. По окончанию конкурса будем подсчитывать количество геожетонов и заносить результаты в таблицу на доске, всем будут видны результаты. Если команда не сможет ответить на вопросы, есть возможность у других команд заработать дополнительный геожетон, для этого надо просигналить карточкой. Проведение чемпионата (приложение 2) | Делятся на команды, выбирают карточки, отвечают на вопросы, зарабатывают для команд геожетоны. | работать в соответствии с поставленной учебной задачей; классифицировать информацию по заданным признакам; выбирают способы решения задач, построение логической цепи рассуждений. | |
Применение знаний и умений в новой ситуации | 7 мин | Работа в группах | Задаёт вопросы, слушает, корректирует ответы Песенная география (приложение 3) | Работают в группах, отгадывают слова, корректируют действия других команд. | участие в совместной деятельности, учебном диалоге, контроль и оценка процесса, речевое развитие | |
Контроль усвоения | 5 мин | Самоконтроль | Обсуждение итогов игры, подсчитывание геожетонов, оценка работы команд, выставление отметок | Контролируют процесс подсчета геожетонов, самооценка командами своей работы | оценивать работу одноклассников; сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами. | |
Рефлексия | 2 мин | Беседа | Предлагает заполнить рефлексивные карты (приложение 4) | Отвечают на вопросы в рефлексивных картах | Выявление внутренней позиции, самооценка. | |
Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ | Воспроизведение знаний о составе, строении и структуре атмосферы; |
Приложение 1.
Вариант 1.
Найдите соответствие
а) Кучевые облака 1. Появляются во все сезоны года
Б) Слоистые 2. Можно увидеть только в теплое время года.
в) Перистые 3. Похожи на белые волокна
4. Похожи на белые куски ваты
5. Приносят ливни и грозы
6. Наблюдаются в пасмурную погоду
Вариант 2.
Установите соответствие
а) 22 июня 1. Солнце в зените над экватором
б) 23 сентября 2. Солнце в зените над южным тропиком.
в) 22 декабря 3. Солнце в зените над северным тропиком
г) 21 марта 4. День солнцестояния
5. День равноденствия.
Приложение 2.
Проведение чемпионата.
1. Блиц-турнир.
– Команды получают карточки с вопросами, время на подготовку 5 мин, команда подготовившая ответы раньше поднимает сигнальную карточку.
1 группа
Расскажите о строении атмосферы? (тропосфера 0–20 км, стратосфера 20–55 км, верхние слои атмосферы – 55 км.)
Как высчитывается среднесуточная температура?
Что такое ветер? (движение воздуха в горизонтальном направлении)
Что называется насыщенным воздухом? (воздух который не может вместить больше водяного пара, чем он содержит)
2 группа
Каков состав воздуха атмосферы у поверхности земли? (азот, кислород, инертные газы, углекислый газ, водяной пар, случайные примеси: пыль, аммиак, сернистый газ)
Что такое атмосферное давление? (сила, с которой воздух давит на земную поверхность, на все находящиеся на ней предметы)
Что называется бризом? (ветер который возникает на берегу моря, дважды меняет направление в течение суток днем – с моря на сушу, ночью – с суши на море)
Какие виды облаков вы знаете? (слоистые, кучевые, перистые ит.д.)
3 группа
Какие способы изучения атмосферы вы знаете? (метеорологические станции, радиозонды, метеорологические ракеты, искусственные спутники, наблюдения космонавтов).
Что такое абсолютная влажность? (количество водяного пара в граммах, содержащееся в 1 м3 воздуха).
Из каких облаков выпадает дождь? (слоистые, кучево-дождевые, слоисто-кучевые)
Что такое погода? (состояние тропосферы в данном месте и в данный момент или за какой-то промежуток времени (сутки, месяц, сезон).
4 группа
Что такое климат? (многолетний режим погоды, характерный для какой-либо местности).
Приведите примеры нормального, повышенного и пониженного давления? (760 мм рт.ст; 760 мм. рт.ст ; <760 мм. рт.ст)
Что называют атмосферными осадками? (вода выпадающая на земную поверхность в жидком или твердом состоянии)
Назовите размеры дождевой капли? (0,5-5 мм)
2. Поэтические строки.
– О какой силе ветра сказано в приведенных поэтических строках? Определите с помощью шкалы Бофорта
Тиха украинская ночь. Прозрачно небо.
Звезды блещут.
Своей дремоты превозмочь не хочет воздух.
Чуть трепещет сребристых тополей листва.
А.С. Пушкин
И было, как видно, ему не впервые
Ломать, как тростинки, дубы вековые,
И, крыши срывая, врываться в жилища.
Его называли ветрило! Ветрище!
С. Михалков
Горные вершины спят во тьме ночной,
Тихие долины полны свежей мглой,
Не пылит дорога, на дрожат листы…
М.Ю. Лермонтов
Буря воет в саду, буря ломится в дом,
Я боюсь, чтоб она не сломила
Старый дуб, что посажен отцом,
И ту иву, что мать садила…
Н.А. Некрасов
3. Отгадать загадки.
– Итак, почти половина вопросов позади, а теперь отгадываем загадки. Капитан команды, который поднимет первым сигнальную карточку получает право на ответ.
Ежегодно приходят к нам в гости:
Один седой, другой молодой,
Третий скачет, а четвертый плачет. (Времена года.)
Алена-царевна по городу ходила,
Ключи обронила.
Месяц видел. Солнце взяло. (Роса.)
Фырчит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает.
Людей с ног сбивает.
Слышишь его, да не видишь его. (Ветер)
Сперва блеск, за блеском треск,
За треском плеск. (Молния, гром, дождь)
Гуляем зимой на воле, в лесу, в чистом поле.
Крутит. Воет, бурчит, на весь мир ворчит.
По селам, городам летает, знать никого не желает. (Метель, вьюга.)
И не снег, и не лёд,
А серебром деревья уберёт. (Иней)
Без крыльев летят,
Без ног бегут,
Без паруса плывут. (Облака)
Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко –
Стало видно далеко (Туман)
4. Угадай время года.
– Какое время года описывается в каждом из следующих отрывков. Перед ответом выразительно прочитать стихотворение.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье.
В багрец и золото одетые леса. (А.С. Пушкин)
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором обходит владенья свои.
Глядит – хорошо ли метели лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели, и нет ли где голой земли. (Н.А. Некрасов)
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями на потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года… (А.С. Пушкин)
Пахнет снегом над лугами… В песне душу веселя,
Бабы с граблями рядами ходят, сено шевеля. (А.Н. Майков)
5. Разгадать кроссворд.
– Обучающиеся получают карточку с кроссвордом и заполняют его. За каждый правильный ответ команда получает геожетон.
Вопрсы:
Прибор для измерения давления воздуха.
Фактический объем испаряющейся влаги.
Ураганный ветер.
Тип климата.
Нижний слой атмосферы.
Свойства воздушных масс.
Ответы:
барометр
испарение
Тайфун
Морской
тропосфера
влажность
Приложение 3
Песенная география.
– получают карточки с песнями вставить слова в песни и спеть или прочитать выразительно.
Весь покрытый зеленью,
Абсолютно весь,
… (участок суши – 1) Невезения
В … (водоём – 2) есть
… (1) Невезения
В …(2) есть.
Весь покрытый зеленью,
Абсолютно весь.
(1 – остров, 2 – океан)
Не крутите пёстрый … (географическая принадлежность – 1)
Не найдёте вы на нём
Той … (суверенная территория – 2), … (2) особой
О которой мы поём.
Наша старая … (космический объект – 3)
Вся изучена давно,
Но … (2) большая эта
Вечно «белое пятно».
(1 – Глобус, 2 – страна, 3 – планета.)
Если долго, долго, долго,
Если долго, по дорожке,
Если долго по тропинке
Топать, ехать и бежать,
То, пожалуй, то, конечно,
То, наверно, верно, верно,
То, возможно, можно, можно,
Можно в … (континент – 1) прийти!
А в … (1) … (водоём – 2) вот такой ширины!
А в … (1) … (ландшафт – 3) вот такой вышины!
Ах, крокодилы, бегемоты,
Ах, обезьяны, кашалоты,
Ах, и зелёный попугай!
(1 – Африка, 2 – река, 3 – горы.)
Находить … (сторона света – 1) и … (сторона света – 2)
Рисовать квадрат и круг
Учат в школе, учат в школе, учат в школе,
И не путать никогда … (участок суши – 3)
и … (населённый пункт - 4)
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
(1 – восток, 2 – юг, 3 – острова, 4 – города.)
Приложение 4
Рефлексивная карта
1.На уроке я работал | активно / пассивно |
2.Своей работой на уроке я | доволен / не доволен |
3.Урок для меня показался | коротким / длинным |
4.За урок я | не устал / устал |
5.Мое настроение | стало лучше / стало хуже |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта на тему "Рельеф Земли.Горы," ФГОС 5класс.
Предлагаю технологическую карту урока в 5 классе по учебнику "Полярная Звезда"....
Технологическая карта урока "От плоской Земли к земному шару".
Технологическая карта урока по географии в 5 классе по учебнику Е.М.Домогацких...
технологическая карта к уроку "Познание Земли в древности"
Технологическая карта к уроку географии в 5 классе "Познание Земли в древности".Учебник В.П.Дронова ,Л.Е.Савельевой издательство Дрофа,2016 г.Может быть использована с презентацией к данному уро...
Технологическая карта раздела Человек на Земле
Мною разработана технологическая карта раздела Человек на Земле по географии 5 класса линии "Полярная звезда" по ФГОС...
Технологическая карта открытого урока "Освоение земли человеком". 7 класс
Технологическая карта открытого урока Освоение земли человеком 7 класс...
Технологическая карта урока Поиски Южной Земли продолжаются
Кругосветные путешествия Дж.Кука...
Технологическая карта занятия (внеклассного мероприятия) «ЗЕМЛЯ – НАШ ДОМ ОГРОМНЫЙ…»
В работе отражены тема,цель и задачи внеклассного мероприятия для учеников 5го класса вспомогательной школы по воспитанию любви к родному краю.Представлены оборудование и предварительная работа,провед...