Технологические карты уроков по теме "Население Земли" по учебнику Алексеева А. И. 7 класс
методическая разработка по географии (7 класс)
По линии "Полярная звезда"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Уроки по разделу "Население земли" 7 класс | 58.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Народы, языки, религии» Класс: 7 Форма проведения: урок (изучения нового материала) Средства обучения:
Методы обучения: Основной - проблемный Дополнительный – беседа, самостоятельная работа Тип урока:
Ход урока: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Урок географии в 7 классе «Народы, языки, религии» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Деятельностная цель продолжить формирование умения анализировать карту «Народы и плотность населения мира» и карту «Основные религии мира», анализировать схему «Языки индоевропейской семьи», заполнять таблицу, создавать проблемную ситуацию | Предметно-дидактическая цель продолжить изучение признаков народов мира. Познакомиться с представителями наиболее крупных языковых семьей. Изучить международные и самые распространённые языки. Изучить народы, исповедующие мировые и национальные религии, Познакомиться с географией мировых религий. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап урока | Методы | Учебно-познавательная задача этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организационный этап | Постановка учебной проблемы | Изложение целей и задач урока | Проверяет готовность обучающихся к уроку | Организовывают рабочее место | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Формирование новых знаний, умений и навыков: Актуализация опорных знаний, умений и навыков; Создание проблемной ситуации; Постановка учебной проблемы | Самостоятельная работа с картинкой-схемой штумциля Демонстрация Беседа Самостоятельная работа с картой | Сформировать понятие население Земли Выявить главное отличие народов друг от друга Изучить понятие «Этнос» | Подводит под понятие «население Земли» Предлагает посмотреть мультимедиа-материал диска, раздел «Земля – Планета людей» - вступление, «расы и народы», «культуры народов» Формулирует проблемный вопрос «Где и почему возникли Древние государства? Какие народы создали Древние цивилизации?» "Какие народы проживают в настоящее время на территории древних государств?" Формулирует проблемный вопрос «Что называют этносом?» | По очереди комментируют картинку-схему штумциля стр. 10 «Население Земли» Отвечают на проблемный вопрос: "Какие народы проживают на Земле?" Формулируют гипотетические суждения о местах возникновения древних государств. Формулируют определение "Этнос», записывают в тетрадь. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Решение учебной проблемы: Выдвижение гипотезы; Проверка гипотезы; Формулировка окончательного решения | Беседа Объяснение, Демонстрация Самостоятельная работа | Изучить принцип объединения этносов в языковые группы, а языковые группы в языковые семьи Сформировать понятие «Языковая семья» Изучить крупнейшие народы мира и наиболее распространённые языки их место в «древе языков» Изучить международные и государственные языки | Формулирует задание: Заполнить таблицу
Курирует выполнение работы с рисунком 6 стр. 13 «Языки индоевропейской семьи» Побуждает к высказыванию своего мнения о крупнейших народах мира и наиболее распространённых языках Предлагает посмотреть мультимедиа-материал – диаграмма «народы мира», раздел «Земля – планета людей», «расы и народы» Напоминает учащимся как работать с учебником и заполнить таблицу. «Государственные языки»
Курирует заполнение таблицы | Выполняют задание в тетради с помощью атласа для 7 класса, карта народов и плотности населения: составляют таблицу Находят и комментируют место русского языка в «древе языков», анализируют содержание рисунка – определяют языковую группу русского языка и языковую семью, находят родственные языки Приводят примеры крупнейших народов мира и наиболее распространённых языках, записывают под руководством учителя в тетради. Слушают объяснение учителя, что в мире, более 5, 5 тыс. языков. Выполняют задание в тетради: выписывают из учебника стр. 14 – международные языки, заполняют таблицу, на основе текста учебника стр. 14 – карандашом, потом проговаривают по цепочке и записывают ручкой правильный ответ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
применение найденного решения | Постановка и решение учебной проблемы | Выявить почему данные языки самые распространённые | Формулирует проблемные вопросы: 1.Почему английский язык является государственным не только в Великобритании, но и в США, Австралии, Новой Зеландии? 2.Почему испанский язык является государственным в Чили, а португальский в Бразилии? 3.Почему китайский язык и язык хинди одни из самых распространённых на Земле? | Высказывают суждения о причинах наибольшей распространённости в мире китайского, английского, арабского, испанского, хинди языков | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание | Предлагает дома пересказать пар. 4 стр. 12 -15, выполнить задание 1-2, задание 8 и посмотреть в интернете информацию о языках мира | Записывают домашнее задание в дневник и записывают в тетрадь электронный адрес информации о языках мира http://www.t-link.ru | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Диагностика, рефлексия | Самостоятельная работа, Демонстрация | Изучить ареал распространения мировых религий | Формулирует задание: Пользуясь рисунком 7 стр 14 «Распространение основных религий» , текстом учебника с. 14-15 и картой народы и плотность населения мира заполнить таблицу | Приводят и записывают в таблицу примеры стран для каждой религии | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Религии | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мировые | Национальные | Местные | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Христианство | Ислам | Буддизм | Иудаизм | Синтоизм | Даосизм | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предлагает просмотреть мультимедиа-материал диска, раздел «Земля – планет людей» «религии народов» Предлагает ученикам сказать, что было трудно выполнить на уроке | Проводит устную рефлексию |
Тема: «Города и сельские поселения»
Класс: 7
Форма проведения: Урок (комбинированный)
Средства обучения:
- Учебник «География. Страны и континенты. 7 класс» под ред. А. И. Алексеева, изд. «Просвещение», серия «Полярная звезда» 2011
- Учебный диск «7 класс. География. Наш дом – Земля», 1 С Образовательная коллекция 2002
- Атласы Геодезии и картографии РФ (7 класс)
Методы обучения:
Основной – проблемный
Дополнительный – демонстрация, самостоятельная работа
Тип урока:
- По ведущей дидактической цели – изучение нового материала
- По способу организации – синтетический
- По ведущему методу обучения – проблемный
Ход урока:
Тема: Учимся с «Полярной звездой». Практическая работа № 5 «Анализ карты народы и плотность населения мира».
Класс: 7
Форма проведения: Урок (совершенствования знаний, умений и навыков)
Средства обучения:
- Учебник «География. Страны и континенты. 7 класс» под ред. А. И. Алексеева, изд. «Просвещение», серия «Полярная звезда» 2011
- Учебный диск «7 класс. География. Наш дом – Земля», 1 С Образовательная коллекция 2002
- Атласы Геодезии и картографии РФ (7 класс)
Методы обучения:
Основной – самостоятельная работа
Дополнительный – обсуждение, беседа
Тип урока:
- По ведущей дидактической цели – применение новых знаний
- По способу организации – практическая работа
- По ведущему методу обучения – самостоятельная работа
Ход урока:
Урок географии в 7 классе «Учимся с «Полярной звездой». Практическая работа № 5 «Анализ карты народы и плотность населения мира».» | |||||
Деятельностная цель Сформировать умения строить логические рассуждения и устанавливать связи и обобщения на примере карт и диаграмм. Сформировать умение анализировать карту плотности населения. Сформировать умение рассчитывать плотность населения исходя из данных численности населения и площади. | Предметно-дидактическая цель Изучить показатели плотности населения. Познакомится со среднемировой плотностью населения и её изменением во времени. Изучить размещение населения мира. Познакомится с природными, историческими и экономическими факторами, влияющими на размещение населения. Изучить адаптацию человека к природным условиям. | ||||
Этап урока | Методы | Учебно-познавательная задача этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | |
Организационный этап | Постановка учебной проблемы | Изложение целей и задач урока | Проверяет готовность обучающихся к уроку | Организовывают рабочее место | |
Проверка домашнего задания | Фронтальная работа | Закрепить знания о численности населения Земли | Предлагает показать на карте 10 крупнейших по численности населения стран мира | Находят на политической карте 10 крупнейших по численности населения стран мира, 2 ученика у настенной карте, класс в карте атласа | |
Формирование новых знаний, умений и навыков: Актуализация опорных знаний, умений и навыков; Создание проблемной ситуации; Постановка учебной проблемы | Демонстрация Беседа Обсуждение | Сформировать умение работать с картой плотности населения, сформировать понятие «плотность населения» Сформировать умение рассчитывать плотность населения страны | Активизирует внимание на карте плотности населения из атласа, напоминает, как определять плотность населения территории по данной карте Активизирует внимание на рис. 12 стр. 20 учебника «Средняя плотность населения в странах мира», объясняет как определять плотность населения страны по данному рисунку Подводит к теме урока «Основным показателем размещения населения страны является плотность», Показывает мультимедийный материал Организует работу по записи определения «плотность населения» - под диктовку. Предлагает ответить на вопрос: «Как рассчитать среднюю плотность населения страны?» | Анализируют содержание карты Анализирует содержание рисунка Просматривают мультимедийный материал и на его основе формулируют определение плотности населения Записывают под диктовку определение плотности населения Отвечают на вопрос | |
Решение учебной проблемы: Выдвижение гипотезы; Проверка гипотезы; Формулировка окончательного решения | Самостоятельная работа Самостоятельная работа Обсуждение | Сформировать понятие о среднемировой плотности населения Сформировать умение сопоставлять карту плотности населения и политическую карту мира Сформировать умение формулировать выводы | Предлагает выполнить задание с помощью стр. 40 атласа – справочные материалы и записей в тетради по предыдущему уроку - Заполнить таблицу | Выполняют задание в тетради | |
Страна | Плотность населения чел/км | ||||
Китай Индия США Бразилия Россия | |||||
Предлагает индивидуальные задания по карточкам – переписать текст, заполнив пропуски в предложениях «На Земле проживает млрд. чел. По территории земли население размещено неравномерно. Средняя плотность населения на планете . Население мира проживает в и . Самые крупные города мира по численности населения Предлагает заполнить таблицу в тетради, с помощью рисунка 12 стр. 20 | Составляют таблицу в тетради Составляют таблицу в тетради | ||||
Страны с высокой плотностью населения | Страны с низкой плотностью населения | ||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. | |||||
Формулирует проблемную ситуацию: «Причины неравномерного размещения населения на Земле», предлагает проанализировать текст учебника с. 20-21 и записать причины в тетрадь | Анализируют содержание текста учебника, выполняют задание в тетради, после обосновывают выбор причин устно. | ||||
применение найденного решения | Демонстрация, обсуждение | Сформировать умение формировать причинно-следственные связи и работать с настенной картой | Предлагает обучающимся показать на карте районы с наибольшей и наименьшей плотностью населения, с указанием причин | Приводят примеры районов с наибольшей и наименьшей плотностью населения и показывают по цепочке на настенной карте, объясняя явление | |
Домашнее задание | Предлагает дома прочитать пар. 6 стр. 20-21 учебника | Записывают задание в дневник | |||
диагностика и рефлексия | Самостоятельная работа | Закрепить умение рассчитывать среднюю плотность населения | Предлагает определить среднюю плотность населения в России, Ленинградской области и Кингисеппском районе, с помощью статистических данных – площади и численности населения Предлагает в тетради записать, что получилось у меня на уроке, а что не получилось | Выполняют задание в тетради Проводит письменную рефлексию |
Тема: Страны мира. Практическая работа № 6 «Составление таблицы «Самые многонаселённые страны мира».
Класс: 7
Форма проведения: урок (комбинированный)
Средства обучения:
- Учебник «География. Страны и континенты. 7 класс» под ред. А. И. Алексеева, изд. «Просвещение», серия «Полярная звезда» 2011
- Учебный диск «7 класс. География. Наш дом – Земля», 1 С Образовательная коллекция 2002
- Атласы Геодезии и картографии РФ (7 класс)
Методы обучения:
Основной – проблемный
Дополнительный – частично-поисковый
Тип урока:
- По ведущей дидактической цели – изучение новых знаний
- По способу организации – практическая работа
- По ведущему методу обучения – проблемный
Ход урока:
Урок географии в 7 классе «Страны мира. Практическая работа № 6 «Составление таблицы «Самые многонаселённые страны мира».» | |||||
Деятельностная цель Сформировать умения выявлять различие стран по территории, численности населения, политическому устройству, экономическому развитию. Сформировать умение анализировать диаграммы «Экономическая мощь страны», «Структура хозяйства некоторых стран», определять по статистическим данным страны – лидеры в сельском хозяйстве и промышленности. Сформировать умение анализировать карты с целью выявления географии основных видов хозяйственной деятельности, работать с таблицей и текстом учебника. | Предметно-дидактическая цель Познакомится с многообразием стран. по величине территории, численности населения, политическому устройству, экономическому развитию. Изучить зависимость стран друг от друга. Изучить понятие «хозяйство». | ||||
Этап урока | Методы | Учебно-познавательная задача этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | |
Организационный этап | Постановка учебной проблемы | Изложение целей и задач урока | Проверяет готовность обучающихся к уроку | Организовывают рабочее место | |
Проверка домашнего задания | Индивидуальный опрос | Закрепить умение определять плотность населения по карте | Предлагает выполнить задание устно: 1.Почему в разных местах земного шара плотность населения неодинакова? привести примеры мах и мин. Плотности населения – показать на карте «Народы и плотность населения» эти районы 2.Предлагает назвать основные причины, влияющие на изменение численности населения | Отвечают на вопрос учителя, находят и показывают на настенной карте эти районы Отвечают на вопрос учителя | |
Формирование новых знаний, умений и навыков: Актуализация опорных знаний, умений и навыков; Создание проблемной ситуации; Постановка учебной проблемы | Беседа Беседа Самостоятельная работа | Сформировать представление о количестве государств в мире Сформировать знания о классификации стран мира Сформировать умение показывать на политической карте мира страны | Формулирует проблемный вопрос «Сколько в мире государств?» Формулирует проблемный вопрос «По каким признакам можно подразделить страны?» Предлагает назвать и показать 10 крупнейших по площади стран мира и записать на доске Проводит параллель с ранее изученным материалом – предлагает показать 10 крупнейших по численности населения стран мира | Высказывают суждения «Около 230 государств», с помощью политической карты мира атласа Формулируют гипотетические суждения Находят на политической карте мира, называют эти страны, 2 ученика показывают на настенной карте, переписывают с доски в тетрадь Находят на политической карте мира, называют эти страны, 2 ученика показывают на настенной карте | |
Решение учебной проблемы: Выдвижение гипотезы; Проверка гипотезы; Формулировка окончательного решения | Фронтальная работа Демонстрация, самостоятельная работа Обсуждение | Изучить классификацию стран мира Сформировать представление о политическом устройстве и уровне экономического развития страны Сформировать знания об уровне экономики и умения анализировать диаграмму | Подводит к теме урока: Предлагает назвать и показать на политической карте мира 1.самые маленькие по площади государства – классификация стран по площади 2.5 приморских и 5 континентальных стран, 5 островных и 5 полуостровных стран – классификация стран по географическому положению Уточняет цели урока «Важной отличительной особенностью является политическое устройство и уровень экономического развития (или экономическая мощь страны)» Предлагает заполнить таблицу, с помощью материала учебника стр. 23 «Формы государственного устройства стран мира» | Находят на политической карте мира, называют эти страны, 2 ученика показывают на настенной карте Составляют таблицу в тетради, анализируют содержание текста учебники на стр. 23 | |
Форма государственного устройства | Страна | ||||
Монархия - абсолютная - конституционная | |||||
Республика - президентская -парламентская | |||||
Зависимые территории (с указанием статуса) | |||||
Формулирует проблемный вопрос «Какие показатели характеризуют уровень экономики?» | Высказывают суждения | ||||
применение найденного решения | Анализ, сравнение | Сформировать умение анализировать круговые диаграммы | 1.Формулирует задание «Назвать 10 наиболее экономически развитых стран мира», с помощью рис. 16 стр. 24 «Экономическая мощь стран (по стоимости произведённых товаров и услуг)» и показать эти страны на карте. 2.Напоминает учащимся, как анализировать диаграмму 3.побуждает к высказыванию своего мнения - с помощью рис. 17 стр. 24 назвать экономические факторы именно такой структуры хозяйства для данных стран | Выполняют задание устно, анализируют содержание рисунка 16 стр. 24 Находят на политической карте мира, называют эти страны, 2 ученика показывают на настенной карте Сравнивают диаграммы структуры хозяйства трёх стран Анализируют содержание рисунка, высказывают суждения | |
Домашнее задание | Предлагает пересказать пар. 7 стр. 22 – 25 учебника, выполнить задания 1-5 устно | Записывают задание в тетрадь | |||
Диагностика, рефлексия | Демонстрация, анализ | Сформировать представление об внешних экономических связях стран | Предлагает прочитать содержание Стоп-кадра стр. 24 -25 учебника – Предлагает устно сказать, что было трудно мне на уроке. | Читают по цепочке материал учебника, анализируют содержание рис. 18 стр. 25 «Транспортировка нефти между странами» Проводит устную рефлексию |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока английского языка по теме "Основы экологии" 8 класс авторы учебника О.В. Афанасьева, И.В. Михеева
Технологическая карта урока - это инструментарий использования инновационных технологий обучения в соответствии с требованиями нового ФГОС. Она может заменить ставший традиционным конспект урока...
Технологическая карта урока по теме: "Числовые и буквенные выражения" 5 класс учебник: И.И.Зубарева, А. Г. Мордкович в рамках ФГОС
Материал к уроку по теме " Числовые и буквенные выражения" в 5 классе. Технологическая карта с презентацией....
Технологическая карта урока английского языка по учебнику "Spotlight" для 5 класса
Технологическая карта урока по теме "Сувениры и подарки" разработана в соответствии с ФГОС. Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений. Цель урока: научить обучающихся использовать темати...
Технологическая карта урока. Предмет: математика Авторы учебника: А.Г.Мерляк и др. Класс: 6 Учитель: Мулярчук Светлана Михайловна
Тема урока: Действия с целыми числами...
Технологическая карта урока по теме "Animals at the Zoo" 4 класс(учебник Кузовлева В.П.).
Технологическая карта урока в 4 классе по теме "Дикие животные в зоопарке".На данном уроке происходит знакомство учащихся с превосходной степенью сравнения прилагательных в английском языке....
Технологическая карта урока английского языка по учебнику Spotlight 7 класс
Технологическая карта урока английского языка по учебнику английского языка Spotlight в 7-м классе The Yeoman Warders (Охранники Тауэра)...
Технологическая карта урока физики на тему «Сообщающиеся сосуды» в 7 классе по учебнику А.В.Перышкина
Технологическая карта составлена на основе ФГОС, примерной программой основного общего образования по физике. Данная технологическая карта ориентирована на использование УМК А.В. Перышкина ...