презентация и план урока на тему"Жостово"
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо, 5 класс)
Здесь представлены материалы для открытого урока в 5 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация к уроку изо "жостово" | 2.75 МБ |
План урока на тему "жостово" | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
История Жостовского промысла восходит к началу ХIХ века, когда в ряде подмосковных сел и деревень (в их число входило и Жостово) возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше . Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых. Датой основания считается 1825г.
Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному) причем мастер работает сразу над несколькими подносами.
Композиция венок букет полувенок букет в раскидку роспись с углов
Формы подносов разнообразны
Цветочную роспись выполняют масляными красками в две стадии . Первая стадия письма называется – замолевкой. Разбавленной краской на подготовленную поверхность художник наносит силуэты цветов и листьев.
Замолевка
Выправка
Вторая стадия- выправка , она включает в себя: Тенежка. Полупрозрачными красками художник наносит цветные тени. Прокладка. Уточняются многие детали. Бликовка. Наложение бликов выявляет свет и объем. Чертежка . Это заключительная часть работы над букетом. При помощи тонкой кисти наносятся штрихи – прожилки, кружевные края у листочков, прописываются “семенца” в центре чашечек. Привязка. Прописываются стебельки и травинки. Букет объединяется в единое целое.
Заключительный этап росписи: Уборка . Украшение борта подноса.
Полюбуемся жостовскими подносами…
Приемы письма:
Проверим себя
Проверим себя: Какой прием выявляет свет и объем? С какого этапа начинается роспись ? Какой поднос расписан жостовскими мастерами?
Задание: Придумайте интересную композицию подноса и распишите его травным узором с цветами.
Предварительный просмотр:
«Цветы на жостовских подносах»
“Букеты сказочных цветов
глядят на нас с подносов звонких»
Цель урока:
- Расширить представления детей о многообразии и красоте окружающего мира и роли художника в преобразовании этого мира.
- Углубление знаний учащихся о народном и декоративно-прикладном искусстве.
- Знакомство с искусством росписи жостовских подносов.
Задачи урока:
- Обучающие:
- Познакомить с историей появления жостовских подносов, раскрыть детям секрет послойного жостовского письма.
- Закрепить знания о красивых цветосочетаниях, о контрасте и нюансе.
- Развивающие:
- Развивать у учеников навыки кистевого письма, свободное владение кистью и гуашевыми красками при выполнении цветочной композиции.
- Творческое развитие личности ребёнка, его воображения и фантазии. Формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной.
- Воспитывающие:
- Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, эмоциональную отзывчивость. Видеть и ценить труд художников, создающих неповторимые образцы жостовских подносов.
Материально-техническое обеспечение урока:
- Мультимедийная установка (ПК, проектор),магнитная доска
- Художественные материалы(бумага, гуашь, кисти, баночка для воды)
- Таблицы со схемами композиций и этапами росписи подносов.
- Заготовки макета подноса, покрытые черной краской (для учеников и учителя).
- Видео-фильм (фрагмент) “Жостово”
- Видеослайды «букеты жостово»
- Иллюстрация с изображением подносов.
Музыкальный ряд: Русская народная музыка:( Русская народная песня – «Девка по саду ходила» Русская народная плясовая – «Камаринская»)
План урока:
- Организационный момент-1минута
- Беседа об истории жостовского художественного промысла – 5 минут.
- Просмотр фрагмента фильма “Жостово” -1 минуты.
- Постановка художественной задачи – 3 минута
- Рассмотрение вариантов композиции и этапов выполнения росписи – 5 минут.
- Практическое выполнение задания поэтапно за действием учителя – 20 минут.
- Подведение итогов и просмотр работ – 5 минут.
Ход урока
- Организационная часть:
Приветствие:
Учитель: Здравствуйте ребята, садитесь, пожалуйста.
Проверить подготовку учеников к уроку, наличие материала на партах.
-Я хочу проверить все ли готовы к уроку. Сейчас на партах должны быть: белый лист бумаги, гуашь, кисти и баночка с водой.
-начинаем урок!
Звучит русская народная мелодия. «Камаринская». Учитель открывает доску, на доске возникает зрительный ряд: четыре слова: чай, чаепитие, самовар, поднос; образцы жостовских подносов и таблицы с элементами росписи
Учитель: ребята, вы услышали русскую народную музыку и увидели на доске четыре слов: чай, чаепитие, самовар, поднос
-Мы сегодня попробуем с вами разобраться, в чем же здесь секрет.
Вопрос: Какая связь между этими словами?
Вопрос: Как вы думаете, что их связывает? Составьте логическую цепочку из этих слов. Дискуссия и обсуждение разных вариантов, предложенных детьми.
2.История развития жостовского подноса:
Учитель: ребята, а вы знаете, что чай – это заморский напиток. В Россию он попал в 1637 году в качестве подарка от Алтын-хана русскому царю. Чай начали пить сначала при царском дворе как лекарство и только в 1679 году был заключен первый договор о постоянных поставках чая в Россию. Он так полюбился русским людям, что вытеснил традиционно русский сбитень, медовуху и различные травяные настои. Возникла целая церемония чаепития. В XIX веке чай стал русским национальным напитком.
Слайд. Учитель: Это картина Кустодиева «Купчиха за чаем» 1918г. Прекрасный пример московского чаепития. Анализ картины. Молодая женщина пьет чай на балконе деревянного особняка. Складки темно-фиолетового с черными разводами платья и такой же чепец подчеркивают белизну округлых обнаженных плеч и свежие краски розового лица. Солнечный летний день клонится к вечеру. По сине-зеленому небу плывут розовые облака.
Вопрос: Что вы видите у нее на столе?
Ответы детей.
- А на столе пышет жаром ведерный самовар. Аппетитно расставлены фрукты и сласти – сочный, красный арбуз, яблоки, гроздь винограда, варенье, кренделя и булки в плетеной хлебнице.
Учитель: Своим появлением самовар обязан чаю. В 1778 году в Туле оружейник Федор Лисицын построил собственную мастерскую по изготовлению самоваров. Тульские самовары проникали во все уголки России, становились украшением ярмарок.
Вместе с самоваром на стол ставился и поднос, который тоже стал непременным участником русского чаепития.
Слайд. Учитель: В начале 19 в. в деревне Жостово, возник промысел по производству расписных металлических подносов. В 1825 году была открыта фабрика по производству подносов отцом и сыном Вешняковыми. А писали на подносах в основном маленькие букетики цветов, т.к. это было не сложно.
Итак, тема нашего урока: «Цветы на жостовских подносах».
-Предлагаю посмотреть фильм о том, как создавались жостовские подносы. Смотрим и слушаем внимательно,будет интересно и полезно.
3.Просмотр видео-фильма (фрагмент) “Жостово ”.
Слайд. Учитель: поднос попадает в руки мастера-живописца. Традиционный мотив - цветочный букет на черном фоне. Цветы на подносе легко узнаются. Это королева всех цветов роза, алые маки, звездчатые астры и георгины. Их подбирают с особой выдумкой и вкусом. Дополнить композицию могут более мелкие цветочки: ромашки, васильки, колокольчики.
Слайд. Учитель: Постепенно, классический черный цвет фона, сменяется зеленым, красным, белым.
Жостовский мастер не работает по образцам, перед ним нет живых цветов, он пишет, руководствуясь воображением. Крупные и мелкие цветы объединяются в классические композиции:
Слайд : композиция.
Вопрос: как бы вы охарактеризовали эти композиции? Ответы детей.
-"Букет собранный","Букет в раскидку","Венок", «полувенок»"Ветка с угла".
Вопрос: Как вы думаете,какие по форме могут быть подносы? ? Ответы детей.
Слайд : форма подносов.
Композицию определяет форма подносов:
- Круглые
- Прямоугольные
- Треугольные
- Овальные
- Фестончатые
- Восьмиугольные
- Гитарные.
По размерам подносы были очень большие – «скатертные», трактирные подносы достигали размеров стола, маленькие «закусочные» - не больше тарелки; шести и восьмиугольные, овальные, прямоугольные, круглые и даже треугольные для угловых столиков.
Вопрос: Чем же отличаются эти вроде бы простые цветы? Например от гжелевых цветов? От городецкой росписи?
Ответы детей.
Учитель: Конечно же особым свечением. Это достигалось определенными приемами и этапами росписи.
Как вы видели из фильма, мастер расписывает подносы в несколько этапов, сразу красками, без предварительного рисунка.
Слайды: Этапы росписи жостовского подноса
Эти этапы имеют свое название:
- Замалевок. Разбавленной краской на подготовленную поверхность художник наносит силуэты цветов и листьев.
- Тенежка. Полупрозрачными красками художник наносит цветные тени.
- Прокладка. Уточняются многие детали.
- Бликовка. Наложение бликов выявляет свет и объем.
- Чертежка. Это заключительная часть работы над букетом. При помощи тонкой кисти наносятся штрихи – прожилки, кружевные края у листочков, прописываются “семенца” в центре чашечек.
- Привязка. Прописываются стебельки и травинки. Букет объединяется в единое целое.
- Уборка. Украшение борта подноса.
4.Постановка художественной задачи. Дети сами определяют задачи урока.
Учитель: Ребята, а давайте представим, что мы мастара росписи подносов. И скоро намечается жостовская ярмарка. И как хотелось бы подготовиться к этому. С пустыми руками нам мастерам, стыдно туда идти.
Вопрос: Что же нам делать? Ответы детей
Вопрос: для того, чтобы жостовские букеты не перепутали с другой росписью, что нам надо узнать? Ответы детей
Учитель: Итак, мы сегодня попробуем на заготовленных шаблонах написать фрагмент жостовского букета: один крупный цветок с листиками.
-Мы должны с вами научиться рисовать цветы в свободной кистевой манере жостовских мастеров. А на следующем уроке вы завершите работу по росписи подносов, выбрав композиционные схемы.
-Я буду показывать каждый этап на доске, а вы работайте у себя на подносе:
Показ на доске. Учитель берёт в руки кисть и показывает процесс рисования розы, ромашки. Итак, начнём с розы – королевы цветов. В жостовских подносах она всегда в центре.
6.Самостоятельная работа учащихся. Учащимся раздаются готовые шаблоны из черной бумаги, бумага для палитры и раздаточный материал с элементами росписи.
Учитель: Приступайте к работе, а я вам немного помогу.
Самостоятельная работа. Начинать сразу кистью. Учитель контролирует подбор красок для цветов, которые должны гармонировать с фоном подноса. Чтобы росписи детских рисунков были красивы и выразительны, учитель следит за ритмом декоративных элементов в круге и последовательностью работы над цветочной росписью.
Музыкальный фон: Русская народная песня - Девка по саду ходила
-индивидуальная работа с учащимися
-предупреждение ошибок
-показ (индивидуально)
7. Подведение итогов урока.
Вопросы.(дополнительные иллюстративные вопросы на слайдах)
- В чем особенности жостовской росписи?
- Назовите основные формы подносов.
- В каких еще народных промыслах используются цветочные композиции?
На следующем уроке учащиеся завершают работу по росписи подносов.,выбрав композиционные схемы: «букет собранный», «венок», «ветка с угла». Затем выполняется привязка – прорисовка мелких веточек и травинок на подносе. Последний этап – выполнение уборки, украшение края подноса.
-А сейчас давайте посмотрим, что у нас получилось? Понравилось ли вам работать в жостовской манере? Что было легко, а в чем возникли трудности?
Оформляется выставка работ.
Задание на дом: Где еще в наше время можно использовать жостовскую роспись?( собрать иллюстративный материал)
www.slideshare.net/oksanarumjanovskaja/ss-6548942
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация и план урока истории в 11 классе "Социально-экономические противоречия в условиях форсированной модернизации. Рубеж XIX - ХХ вв."
В основе урока лежит проектная деятельность учащихся. Данная педтехнология позволяет включить учащихся в активную познавательную деятельность. Кроме того, применяются информационно-коммуник...
Презентация и план урока кубановедения в 10 классе "Летописец судеб народных М.А.Шолохов"
В основе урока лежит системно-деятельностный подход. Информация усваивается учащимися в активном режиме через анализ литературных источников. Применяются следующие педтехнологии: тех...
план урока по теме "Умножение" 5 класс, урок №2
План содержит технологическую карту по ФГОС, конспект урока и презентацию....
План урока по теме "Класс Головоногие моллюски. Обобщение по теме "Тип Моллюски"".
План разработан по учебнику "Биология 7 класс" под редакцией В.М.Константинова, может применяться и для других учебников, нужно только изменить страницы и параграф. Содержит как основные пункты ...
Презентация к плану уроку по английскому языку по теме "My room" 4 класс
Презентация к плану уроку по английскому языку по теме "My room" 4 класс...
Презентация и план урока по теме "Портрет"
Презентация и план урока по теме "Портрет" в 10 классе...
Технологическая карта урока по теме «Жостово. Роспись по металлу»
Открытый урок ИЗО в 5 классе...