Технологическая карта урока по теме «Жостово. Роспись по металлу»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)
Открытый урок ИЗО в 5 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhostovo_karta_uroka_izo_5_kl.docx | 39.75 КБ |
zhostovo_2.02.23.pdf | 2.44 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
по теме «Жостово. Роспись по металлу»
Предмет: изобразительное искусство, 5 класс
Цветкова Гульнара Тагировна
учитель изобразительного искусства и технологии
НРМОБУ «Усть-Юганская СОШ»
Усть-Юган, 2023 г.
Технологическая карта
Предмет | Изобразительное искусство | Класс | 5 | |
Тема урока | Жостово. Роспись по металлу. | |||
Планируемые образовательные результаты | ||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||
|
|
развитие фантазии учащихся | ||
Решаемые учебные задачи |
| |||
Основные понятия, изучаемые на уроке | Жостовская роспись, приемы жостовского письма: замалевка, тенежка, прокладка, бликовка, чертёжка, привязка, уборка. | |||
Оборудование | Проектор, интерактивная доска, наглядные пособия, раздаточный материал (технологические карты для обучающихся, | |||
Базовый учебник | «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений. Автор: Горяева Н. А., Островская О. В. / Под ред. Неменского Б. М. | |||
Художественные материалы | Для учащихся: гуашь, кисти, емкости для воды, палитра, черновики, заготовки подносов. Для членов комиссии: черновики, клей карандаш | |||
Музыкальный ряд |
|
Ход урока
Этапы урока | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
I. Самоопределение к деятельности. Организационный момент | Организация начала урока, формирование внутренней и внешней готовности учеников, позитивный настрой. Проверка готовности к уроку. | - Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас на уроке гости. Предлагаю встать и поприветствовать гостей аплодисментами.
Прежде чем приступить к работе проверим вашу готовность. Я называю предметы необходимые для работы на уроке, а вы поднимаете руку если они у вас есть. Можно сказать, что вы готовы к уроку? | Приветствие гостей аплодисментами. Включаются в деловой ритм урока. Предполагаемый ответ: да | Личностные: самоопределение; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | Выявление уровня знаний | Мы с вами продолжаем знакомится с русскими народными промыслами. Прежде чем узнать тему нашего урока, (слайд 3) нам предстоит побывать на ярмарке народных промыслов. (на 4 слайде). Звучит, мелодия исполняемая на народном инструменте, балалайка. Предлагаю одному желающему ученику прочесть слова приглашение к участию в ярмарке. Обращение к учащимся: Посмотрите на экран и назовите, какие предметы декоративных промыслов вам уже знакомы? (на 4 слайде изображена ярмарка с предметами Гжели, Городца, Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка и Жостово). - Представителем какого промысла является эта игрушка? (показываю на предмет Дымковская игрушка). Почему вы так решили? Посмотрите, внимательно у вас на партах лежат образцы разных народных промыслов? Найдите, поднимите и покажите друг другу образец дымковской игрушки. (Прикрепляю к доске изображение Дымковской игрушки.) Есть ли на ярмарке игрушки расписанные в другом стиле народного промысла?(показываю Филимоновскую игрушку) Вы согласны? Почему вы так решили? (правильно). А, вот этот необыкновенный на вид предмет, который завораживает красотой сочетания белого и синего цвета? Какой это промысел? (показать на предмет Гжель). Если у вас на парте есть необыкновенная сказочная Гжель, покажите всем (правильно). Почему так решили? А вот эти предметы, которые украшены яркой росписью по дереву? (показываю Городецкую роспись). Покажите у кого есть этот предмет. (молодцы). Чем отличается Городецкая роспись? Вы очень хорошо знакомы с народными промыслами! А какой предмет у нас остался без внимания? | Ученик читает. Учащиеся отвечают и показывают Это Дымковская игрушка. Потому, что она сделана из глины. Форма монолитна, овальна, силуэт мягкий, много лепных деталей. Эта игрушка расписана на белом фоне, геометрические яркие краски. Учащиеся находят, поднимают, показывают и оценивают правильность поднятой карточки. Учащиеся отвечают и показывают Это Филимоновская игрушка. Потому, что у Филимоновской игрушки формы вытянутые, они выглядят стройными и изящными. Расписаны малиново-красным, жёлтым и изумрудно-зелёным радужными полосами. Учащиеся отвечают и показывают Это Гжель. Потому, что на белом фоне голубовато-синий орнамент росписи. Учащиеся отвечают и показывают Это Городецкая роспись. Тем, что роспись расписывают на деревянной поверхности, яркими розанами, купавками. На изделиях изображены птицы, кони, сценки и декоративными цветами. Предполагаемый ответ: Это поднос. | Регулятивные: - планирование определение последовательности промежуточных целей с конечным результатом. Коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: - ориентирование своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - находить ответы на вопросы, используя плакат, схем; - анализ объектов с целью выделения основных признаков; - выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов. |
III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. | Учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач. Вот уже 200 лет радует людей прикладное искусство мастеров подмосковного села Жостово. Так, вы назовете тему сегодняшнего урока? О чем бы вы хотели узнать на уроке? Да, действительно, тема нашего урока Жостово, роспись по металлу. (5 слайд) Откройте учебник стр. 92, 2й абзац. Кто желает прочесть? Прочтите два предложения. На сверкающей лаком черной, синей, красной, палевой поверхности подноса хороши и пейзажи, и цветочные композиции: венки из цветов, пышные букеты иногда в сочетании с фруктами и птицами, ягод и листьями. Сколько подносов, столько и вариантов изображений. (в руках поднос) Жосовский мастер никогда не повторяет один и тот же рисунок. Свободная манера письма даёт мастеру возможность фантазировать, импровизировать. Это основной принцип жостовской живописи. Но связь с традицией всегда сохраняется. | Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания Ответ учащихся: Жостовский поднос, жостовская роспись Учащиеся слушают учителя Определяется желающий. Учащиеся смотрят слайды с росписью. | Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; построение логической цепи рассуждений; доказательство. Регулятивные: формирование умения проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. планирование, прогнозирование. |
IV. Обобщение и систематизация знаний | Подойдите к столу, присмотритесь и скажите, какую форму они имеют? А форма подносов может быть разнообразная (показ слайдов) многоугольной - круглой - овальной - комбинированной Возьмите понравившуюся вам форму и пройдите на свои места. Роспись каждого подноса своеобразна и неповторима. Среди Жостовских подносов не найти двух совершенно одинаковых, мастера работают творчески не копируя чужих образцов и не повторяя своих собственных. Композиция часто зависит от формы подноса и может быть в виде: -«веночка», -«букета», -«корзинки». (слайд) Но, самым распространенным видом жостовской росписи подносов является букет, расположенный в центре подноса и обрамленный по борту мелким золотистым узором. | Ответ учащихся: Имеет форму овала и круга Обсуждают технику выполнения росписи. Композиция: -«веночек», -«букет», -«корзинка». Учащиеся смотрят презентацию | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Познавательные: умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий Познавательные: поиск и выделение информации, анализ и синтез. Регулятивные: - формирование умения проявлять познавательную инициативу Коммуникативные: - умение договариваться, - находить общее решение при работе в группе; - планирование, управление своим поведением.действия. | |
VI.Физкультминутка | Эмоциональная разрядка | Но что - то мы немного засиделись. Перед тем как выполнить работу, нам нужна физминутка. Я называю народные промыслы, если это промысел Югры вы хлопаете. Если промысел промыслы Дагестана – кружитесь. Если промысел Азербаджана машите мне рукой. 1.Художественная резьба по кости. 2. Табасаранское ковроткачество(Д).3.Худож. обработка бересты. 4. Балхарская керамика (Д). 5 Вышивка Тякялдуз (А). 6 Обработка шкур оленя. Молодцы! | Выполняют движения | Личностные УУД Осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества; Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России, творческой деятельности эстетического характера. |
VIII. Применение знаний и умений на практике | Приступаем к практическому заданию. У каждого вас на парте есть технологическая карта. Посмотрите ее внимательно. Назовите 1й этап росписи. 2й,3й,4,й,5й,6й. Ув.гости вы можете оформить поднос в технике аппликация. Скажите, что вам сейчас предстоит сделать? Верно, расписать жостовский поднос. Во время работы соблюдаем Правила техники безопасности при работе с гуашью и кистями. (Слайд) Учитель консультирует учащихся во время самостоятельной работы. Во время работы звучит музыка Чайковского «Валь цветов» | Личностные: - выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; - осуществление пошагового контроля, работа по технологической карте, различать результат и способ действия. Коммуникативные: - учитывать разные мнения, контролировать действия партнёра. | ||
VIIII.Подведение итогов урока. Рефлексия | Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе. | Закончили работу, покажем друг дуну и организуем выставку. Какие вы молодцы, давайте по аплодируем друг другу (аплодисменты). Какие особенности имеет жостовская роспись? Справились с работой. В чем заключалась сложность работы? Вы сможете самостоятельно оформить поднос? Какие оценки вы сегодня можете себе поставить и почему? Вам понравился урок- похлопайте. Если не понравился – потопайте. Д.З. подумайте в какой технике можно оформить поднос. Желаю вам творческих успехов! | Подводят итоги своей работы. Предполагаемые ответы: роспись выполняется по металлу, композиция зависит от формы, чаще всего изображают цветы, но может быть и фрукты, птицы и т.д. Рефлексия. | Личностные: - самооценка (анализ деятельности); - проявление интереса к новому. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: - ориентирование своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - рефлексия; Регулятивные: - самооценка; - самоконтроль |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Жостово. Роспись по металлу» (по программе Б.М.Неменского).
В методической разработке урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Жостово. Роспись по металлу» (по программе Б.М.Неменского) представлены цели и задачи урока, результаты по ФГОС – личнос...
Методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Жостово. Роспись по металлу» (по программе Б.М.Неменского).
В методической разработке урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Жостово. Роспись по металлу» (по программе Б.М.Неменского) представлены цели и задачи урока, результаты по ФГОС – личнос...
Методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Жостово. Роспись по металлу» (по программе Б.М.Неменского)
В методической разработке урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Жостово. Роспись по металлу» (по программе Б.М.Неменского) представлены цели и задачи урока, результаты по ФГОС – личнос...
Технологическая карта урока по теме:"Физические свойства металлов"
Задачи: Изучить строение металлов, как простых веществ (металлическая кристаллическая решетка); изучить физические свойства металлов и области применения свойств металлов человеком (предметный р...
Технологическая карта урока по теме "Ручная роспись тканей".
В технологической карте прописаны планируемые результаты, а так же деятельность как учителя, так и обучающихся....
Технологическая карта урока по теме «Городецкая роспись». 5 класс
Представлена разработка урока по теме "Городецкая роспись", которая изучается в 5 классе по программе Б.М.Неменского. Содержание урока направлено на формирование метапредметных умений учащих...
Технологическая карта урока по ИЗО в 5 классе ФГОС по теме "Жостово. Роспись по металлу"
Цель.Задачи.Зрительный ряд. Оборудование для учащихся. Планируемые образовательные результаты. Этапы урока....