План урока по теме "Класс Головоногие моллюски. Обобщение по теме "Тип Моллюски"".
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме
План разработан по учебнику "Биология 7 класс" под редакцией В.М.Константинова, может применяться и для других учебников, нужно только изменить страницы и параграф. Содержит как основные пункты по теме , так и дополнительные сведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_golovonogie.docx | 29.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Класс головоногие моллюски. Обобщение знаний по теме «Тип Моллюски»».
Задачи урока: сформировать знания о классе Головоногие моллюски, о их происхождении и значении.
Цели урока:
1. Познакомиться с общей характеристикой класса Головоногие моллюски, особенности их строения и связи со средой обитания, многообразием.
2.Формирование экологической культуры учащихся и бережному отношению к природе.
3.а) уметь применять информационные технологии
б) уметь сравнивать биологические объекты
в) уметь наблюдать, делать выводы из наблюдений.
Форма урока: Изучение нового материала с применением ИКТ.
Средства обучения: 1.Презентация по теме.
2. Ноутбук, мультимидийный проектор, экран.
3. Учебники.
Контроль знаний: Тест
Этапы урока | Ход урока | Примерные ответы учащихся |
1.Организационный момент. | Приветствие. Посадка, готовность к уроку
| |
2. . Постановка целей и задач урока | «Тема сегодняшнего урока – Класс Головоногие моллюски. И на вопрос: «Почему именно их считают наиболее высокоорганизованными моллюсками?» мы ответим в конце урока | Записывают в тетрадь |
3.Объяснение нового материала а) внешнее строение б) внутреннее строение в) пищеварительная система | На примере осьминога, мы познакомимся с представителями и особенностями Головоногих моллюсков и ответим на вопрос, поставленный в начале урока. Эволюция создала осьминогов 500 млн. лет назад. Его можно назвать самым необычным и самым высокоорганизованным из всех беспозвоночных. Давайте попробуем это доказать. Натуралистам известно более 100 видов осьминогов. Как вы думаете, где они обитают? Слайд 1. Кто такие головоногие? Слайд 2. Ребусы. Какие особенности Вы увидели на фото?
Слайд 3. Для всех характерны восемь «рук»- шупалец равной длины, хорошо развитая голова и мешковидное туловище. «Руки» соединены между собой тонкой перепонкой и имеют от одного до трех рядов присосок. На всех восьми щупальцах взрослого осьминога их около 2000, каждая из которых обладает держащей силой около 100 г. Осьминоги «ходят» на щупальцах по дну, переносят в них тяжести, строят гнезда из камней, Открывают раковины моллюсков, прикрепляют яйца к камням. Туловище со всех сторон одето мантией. В центре нее находится рот с роговым клювом, похожим на клюв попугая, а во рту – напоминающий рашпиль «язык», т.е. радула, которая перетирает пищу. Размеры осьминогов варьируют от 50 мм до 9,8 м. Масса 4,5-7 кг, максимальная масса 20 кг. Продолжительность жизни - редко превышает 4 года, в среднем 1-2 года . Какая симметрия у осьминогов? Как передвигаются осьминоги? Определенное количество воды засасывается через мантийную щель — отверстие, расположенное на голове осьминога непосредственно за глазами, в обширную полость кожистого мешка — мантию, отходящую от головы и ограниченную внутренними поверхностями щупалец. После втягивания определенной порции воды дальнейший ее доступ перекрывается специальными хрящами-кнопками, которые представлены бугорками на одной стороне мантии и соответствующими им углублениями — на противоположной. Мускулы полости, сокращаясь, с силой выталкивают воду наружу через круглую воронку — мускулистый орган, расположенный рядом с мантийной щелью и являющийся видоизмененной частью руки. В результате осьминог получает мощный толчок, реактивная сила которого направлена в сторону щупалец. Именно поэтому моллюск плавает задним концом тела вперед, каждый раз перемещая его приблизительно на 2—2,5 м. Обычно осьминоги плавают медленно, но в случае опасности могут двигаться со скоростью 15 км/ч. Обыкновенный осьминог обладает способностью изменять окраску, приспосабливаясь к окружающей среде. Это объясняется наличием в его коже клеток с различными пигментами, способных под влиянием импульсов из центральной нервной системы растягиваться или сжиматься в зависимости от восприятия органов чувств. Обычный окрас — коричневый. Если осьминог напуган — он белеет, если разгневан, то краснеет. Этой способностью осьминоги обязаны зрительным анализаторам, расположенным не только в глазах, но и в присосках щупальцев. После оценки окружающей обстановки сигналы поступают к соответствующим отделам нервной системы, а те, в свою очередь, посылают «приказ» клеткам. У осьминогов раковина полностью отсутствует. Как вы думаете, почему? Слайд 4, 5,6. Работа в группах. стр. учебника 110-11 Обнаружить нору осьминога можно по остаткам мусора около норы. Осьминоги - хищники. Поедает моллюсков, ракообразных, рыбу. Добычу обыкновенный осьминог захватывает всеми восьмью щупальцами. Осьминог своим клювом кусает жертву, удерживая её присосками. При этом яд слюнных желез из глотки попадает в рану. Причем яд этот настолько силен, что способен в считанные секунды убить краба, рыбу или моллюска. Далее идут длинный пищевод, желудок и длинная кишка, которая заканчивается анальным отверстие. В заднюю кишку открывается поток особой железы - чернильного мешка. Слайд 7,8,9. Как вы думаете, зачем осьминогам такое приспособление? В минуту опасности осьминоги выпускают из воронки струю довольно ядовитой черной жидкости, растекающейся не сразу, а образующую каплю, причем капля эта принимает очертания самого животного, что приводит нападающего в состояние полной растерянности. Как только хищник набрасывается на мнимого осьминога, капля растекается, образуя густое чернильное облако, под покровом которого осьминог немедленно ретируется. Кроме того, в состав этой чернильной жидкости входят вещества, оказывающие на обонятельные нервы хищников парализующее воздействие. Так, самый грозный враг осьминогов — мурена, испытав на себе действие чернильного «заряда», утрачивает обоняние более чем на час. Осьминожьи чернила вырабатывает особый вырост прямой кишки — грушевидная железа, или чернильный мешок, который полностью заполнен уже при рождении моллюска. Внутренняя полость мешка разделена на две камеры, в верхней находятся «готовые» чернила, в нижней — зерна черного пигмента, которые по мере опорожнения верхней растворяются под действием соков железы и перекачиваются в верхнюю. Запаса этих чернил хватает на шесть «сеансов устрашения». После полного опорожнения мешка он уже через полчаса полностью восстанавливается — и осьминог снова во всеоружии. Питаются осьминоги крабами, улитками, рыбой и другими животными, в свою очередь, становясь добычей рыб, морских птиц и млекопитающих. Поэтому одним из способов сохранения жизни для них является автотомия — самоотбрасывание конечностей. Схваченный противником за щупальце, осьминог резкими сокращениями мускулатуры отрывает от себя руку, которая еще какое-то время продолжает извиваться, отвлекая внимание нападающего, осьминог же за это время успевает скрыться. И очень скоро обзаводится новым щупальцем. | Обитает во всех тропических, субтропических морях и океанах, от мелководья до глубины 100—150 м. Предпочитает скалистые прибрежные зоны, отыскивая для обитания пещеры и расщелины в скалах. Рассматривают слайд и моллюсков Нога превратилась в шупальца, которые венчиком расположены на голове, вокруг ротового отверстия. Записывают в тетрадь увиденные особенности. Сравнивают записи. Двусторонне-симметричные Реактивным способом. Большая скорость передвижения защита |
5-минутка | Физкульт- минутка ( можно провести еще раз через 10-15 минут)Презентация | |
д) органы чувств | Глаза большие, с хрусталиком, похожим на человеческий. Зрачок прямоугольный. Во время глубокого сна осьминог глаза не закрывает, а лишь сильно суживает зрачки. Его дыхание замедляется, все щупальца, кроме двух нижних, он прижимает к телу. Две нижние раскинутые в стороны руки выполняют сторожевую функцию. Прикосновение к ним, а также малейшее колебание воды действуют на спящего осьминога подобно будильнику. Осьминоги способны воспринимать звук, в том числе инфразвук. На каждой «руке» расположено до 10 тыс. вкусовых рецепторов, определяющих съедобность или несъедобность предмета. Слайд 10. | |
г) нервная система. | Головной мозг высокоразвитый (один из самых развитых среди беспозвоночных) Самый «умный» среди всех беспозвоночных: поддается дрессировке, имеет хорошую память, различает геометрические фигуры — маленький квадрат отличает от более крупного, прямоугольник, поставленный вертикально, от прямоугольника, поставленного горизонтально, круг от квадрата, ромб от треугольника. Узнает людей, привыкает к тем, кто их кормит. Если проводить с осьминогом достаточно времени, он становится ручным. Прекрасно обучаем. Слайд 11. | |
е) дыхательная система | Дышит осьминог жабрами, однако без ущерба здоровью может непродолжительное время быть вне воды. Слайд 12. | |
ж) кровеносная система | У осьминога три сердца: одно (главное) гонит голубую кровь по всему телу, а два других — жаберных — проталкивают кровь через жабры. А еще их величают «морскими аристократами». Как вы думаете, почему? Поводом для этого послужила их голубая кровь. Столь необычный цвет объясняется тем, что в эритроцитах и плазме вместо гемоглобина содержится гемоцианин, в котором железо заменено медью. Кроме того, природа снабдила этих «благородных» животных тремя сердцами. Главное из них, состоящее из одного желудочка и двух предсердий, питает все органы, частота его сокращений — 30—36 ударов в минуту. Два других, так называемых «жаберных сердца», проталкивают кровь через жабры. Слайд13. | Голубая кровь |
з) размножение | После оплодотворения самка устраивает в норе или пещерке гнездо и откладывает в нем несколько тысяч яиц, которые при помощи слизи прикрепляет к потолку и стенам норы связками-гроздьями. И с этого момента уже неотлучно находится при яйцах, постоянно перебирая их, омывая свежей водой и отгоняя от гнезда хищников. «Высиживание», в зависимости от вида, может продолжаться 12 и более месяцев. Все это время самка ничего не ест, рационально используя запас питательных веществ, накопленных в печени. А к моменту вылупления осьминожков она бывает настолько истощена, что, освободив потомство от яйцевой оболочки, вскоре умирает. Слайд 14. | |
Употребление в пищу | Употребление осьминогов в пищу распространено во многих культурах. В японской кухне осьминог — обычный продукт, из которого готовятся такие блюда как суши и такояки. Также их едят живыми. Живых осьминогов нарезают на тонкие кусочки и съедают их в течение нескольких минут пока мышцы щупалец продолжают конвульсировать. Едят осьминогов на Гавайских островах. Часто употребимы осьминоги в средиземноморской кухне. Осьминог — источник витаминов B3, B12, калия, фосфора и селена. Готовить осьминогов следует аккуратно, чтобы избавиться от слизи, запаха и остатков чернил. | |
Интересные факты | В начале 19 века у берегов Японии затонуло судно с дорогим корейским фарфором. Весь груз оказался на дне, причем на такой глубине, что ныряльщикам было до него не достать. Почти через сто лет одному рыбаку пришла в голову идея использовать осьминогов для подъёма фарфора со дна. К осьминогам привязывали верёвки и опускали. Через небольшой промежуток времени, когда осьминог находил себе убежище в одной из ваз, тянули за верёвку. Осьминог цепко хватался за то, что считал своим убежищем, и его вместе с грузом поднимали наверх. Мелких кальмаров в Японии не выбрасывают, а используют для удобрения, корма скота и птицы. Драгоценная амбра – воскоподобное вещество, которое используют в парфюмерии как закрепитель аромата духов, образуется из уплотненных и прошедших определенную стадию разложения клювов кальмаров. | |
Самостоятельная работа | Ответьте на вопрос : «Для какой цели человек использует Головоногих моллюсков?» Слайд 16. Тест | Пишут ответ в тетради |
Подведение итогов урока | Дурная слава кровожадных убийц, способных затащить на морское дно не самый маленький корабль, преследовала осьминогов еще со времен Аристотеля. А ведь на самом деле это очень необычные животные, с хорошо развитым интеллектом и фантастическим чувством родительского долга. А теперь ответим : «Почему именно Головоногих считают наиболее высокоорганизованными моллюсками?» Слайд 17. | |
Д.З. | 𝞷 23 |
Использованная литература.
- Молис С.А.Книга для чтения по зоологии.
- И. Акимушкин Проблемы этологии. Смоленск, 1999.
- Учебник «Биология 7 класс» под редакцией В.М.Константинова «Вента-Граф» 2010 г.
- Рисунки и фото интернет ресурс «Яндекс фото и рисунки»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГОЛОВОНОГИЕ МОЛЛЮСКИ. ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ ТИП МОЛЛЮСКИ. Урок
Учащиеся узнают особенности строения и жизнедеятельности головоногих, их значение; обобщают знания по теме тип Моллюски; получают навыки работы с электронными носителями....
Головоногие Моллюски. Обобщение по теме тип Моллюски
Характеристика класса Головоногие моллюски. Обобщение знаний по теме тип Моллюски...
урок на тему "Класс Головоногие моллюски. Обобщение знаний по теме." биология – 7 класс
сформировать знания об основных классах типа Моллюски, о происхождении современных моллюсков и их значении;систематизировать и проверить знания семиклассников....
Проект урока биологии в 7 классе с использованием современных образовательных технологий по теме "Класс Головоногие моллюски"
Урок разработан для проведения по ФГОС. Основная цель урока - это познакомить с общей характеористикой класса Головоногие моллюски, особенностями их строения со средой обитания, многообразием. Основно...
Презентация к уроку биологии в 7 классе по теме "Класс Головоногие моллюски"
В презентации даётся описание внешнего и внутреннего строения Головоногих моллюсков, их многообразия, значения в природе и в жизни человека.Подробно даётся описание присосок на примере осьминога, пере...
Класс Головоногие моллюски урок биологии 7 класс УМК Пономарёвой
Презентация содержит биологические задачи по теме Класс Двустворчатые моллюски, слайды по теме Головоногие моллюски и закрепление по теме Головоногие моллюски...
« Класс Головоногие моллюски. Обобщение знаний по теме «Тип Моллюски»».
Интегрированный урок биология+ИКТ...